УДК 615.751.84
Moskvitin P.N. THE “POSITIVE PSYCHODRAMA” AS SOCIAL-PSYCHOLOGY METHOD OF PREVENTION OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR. The aggressive behavior of children and teenagers is a part of the deviations. The program of prevention of the aggressive behavior was made. The “prophylactics positive psychodrama” is the new method of the developing the personality maturity by way to change of aggressive behavior of children and teenagers.
Key words: aggressive behavior, program of prevention, training of the method The “Positive psychodrama”.
П.Н. Москвитин, канд. мед. наук, ГОУДПО «НГИУВ», г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
«ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОДРАМА» КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Разработана программа проведения тренингов позитивной психодрамы, которая позволяет уменьшить проявления агрессии. Экзистенциально-гуманистическая модальность метода позволяет объединить психодраматические методы отигры-вания, психопрофилактической дискуссии (позитивное совещание).
Ключевые слова: агрессивное поведение, программа профилактики, тренинг позитивной психодрамы.
Одной из центральных социально-психологических проблем российской современности является интерперсональнодеструктивная агрессия, которая наполняется личностным смыслом негативных интерперсональный отношений. О создании государственной системы психопрофилактических мер, направленной на сохранение психического здоровья населения неоднократно высказывались выдающиеся отечественные психиатры и психологи ХГХ-ХХ веков, в том числе И.П. Мержеевский, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и др. Эти идеи не только актуальны сегодня, они наполняются новым содержанием в соответствии с современной экзистенциальногуманистической методологией и методами психопрофилактики. Одним из таких новых методических подходов по формированию позитивного социально-ориентированного мышления является разрабатываемый нами метод «профилактической позитивной психодрамы». В методе используются также принципы позитивной психотерапии, разработанные немецким ученым Н. Пезешкианом [1], которые являются оригинальной концепцией разрешения конфликтов с опорой на позитивные аспекты неизбежно возникающих состояний кризиса на пути личностного развития и раскрывают перед каждым человеком новые возможности самопознания.
Разработанная концепция нового группового метода «профилактической позитивной психодрамы» позволяет детям и подросткам получить новый личностный опыт, когда они понимают, что претензии можно высказать, что о намерениях можно сообщать, что нормы, правила и санкции можно согласовывать, даже менять их на более адекватные. Навыки нового поведения серьезно изменяют формирование «Я-концепции» личности молодого человека, потому что в результате участия в группе сверстников такие дети и подростки с их дефицитарными коммуникативными навыками могут находить границы своей личности и обучаются быть собой среди других.
Представляется важным различать методологию групповой психотерапии от групповой психопрофилактики как самостоятельного психотерапевтического направления. На наш взгляд, принципиальное различие состоит в том, что в профилактическом направлении основная работа и ответственность за достижение результата здесь переносится от психотерапевта на группу и отдельных ее членов. Эта особенность групповой психопрофилактики близка идеям личностного развития экзистенциально-гуманистического направления психологии и психотерапии, хотя начало этих подходов можно видеть уже в идеях Альфреда Адлера и в практических занятиях Курта Левина. Подростковый возраст характеризуется кризисом личностного развития, проживая который молодой человек особенно нуждается в признании и популярности. В групповом процессе профилактической группы создаются условия
развития способностей к сотрудничеству, развивается умение высказать свои мысли и отстоять свою точку зрения в споре, а также обозначить возможность придти к согласию с оппонентами.
По мнению А. Айхингера [2], особую роль в развитии ребенка и подростка занимает группа сверстников, которая выполняет следующие важные функции:
- предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;
- позволяет пробовать и разучивать новые роли, которые в группе, в отличие от семьи и школы, не так строго определены возрастом и полом;
- дает возможность проверять границы допустимого;
- помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или неприятию подростка другими детьми;
- ставит перед ребенком задачу определить свое отношение «к другим».
«Профилактическая позитивная психодрама» - это экзистенциальный групповой метод личностно-ориентированной профилактической психотерапии и превентивной наркологии, основанный на методических приемах групповой дискуссии, драматизации, социального партнерства и тренинге навыков позитивного мышления в разрешении интерперсональных и внутриличностных конфликтов. Метод направлен на развитие навыков сотрудничества и коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает моделирование проблемных коммуникативных ситуаций и поиск вариантов их благополучного разрешения. Специальным методическим инструментом является использование микродрамы как особого вида коммуникативного тренинга, в котором присутствует специальный структурированный прием «Позитивное совещание» - психотерапевтическая дискуссия в сочетании с элементами когнитивной и экзистенциальногуманистической групповой психотерапии.
Одним из основных признаков, отличающих метод «профилактической позитивной психодрамы» от классической драмы Я. Морено, помимо формата микродрамы, является наличие специального приема «Стоп-действие», позволяющего провести групповое обсуждение во время специально созданной паузы. Такое обсуждение позволяет перенести основной акцент работы не на отдельного человека (в классической психодраме это протагонист), а на всю тренинговую группу, что позволяет всем участникам найти оптимальные модели нового поведения. Процедура процессинга в «профилактической позитивной психодраме» идет непосредственно за за-
вершением второй части микродрамы, когда апогей конфликта преодолен, найдены позитивные модели поведения. Обсуждение полученного в группе результата обогащается включением специального приема визуализации - «Скрижаль мудрости». Однако, опыт показывает, что не обязательно жестко структурировать последовательность группового процесса, возможна более гибкая подстройка под актуальные запросы и особенности групповой динамики тренинга, в которой какая-то часть может преобладать.
Как следует из описания, метод «профилактическая позитивная психодрама» имеет очевидные отличия от классической психодрамы. Этот тренинг позволяет не только создавать условия для развития каждого индивида в группе и взаимосвязанных с ним внутри- и межличностных процессах, он помогает поставить группу в центр внимания процесса психопрофилактики и позаботиться о создании комфортной системы межличностных отношений в группе. Данный метод позволяет рассматривать группу не только с психодинамических позиций, как арену, где воспроизводятся сцены актуальных конфликтов, происходящие в семье, ее подсистемах и окружении, но также с позиции социодинамики - как проекцию социальной реальности, позволяющей участникам развивать компетентность и успешность.
Отличие разработанного методического подхода от классической психодрамы Я. Морено [3] состоит также в том, что классическая психодрама представляет собой ролевую игру, в ходе которой для протагониста создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с его наиболее важными проблемами. Во-первых, основной акцент психопрофилактического метода «позитивной психодрамы» переносится на группу людей, активно обсуждающих ситуацию, созданную актерами микродрамы. Во-вторых, это обсуждение происходит в специально остановленный кульминационный момент ее развития, когда конфликт еще не разрешен и существует многовариантность поведенческого выбора. В-третьих, данный прием ориентирован на поиск позитивного разрешения проблемной ситуации. Четвертое различие состоит в убежденности, что человек обладает естественной способностью к личностному росту и интеграции саногенетических свойств психики, проявлению копинг-стратегий, преодолевающих интерперсональную проблему путем когнитивного, эмоционального или поведенческого восполнения дефицитарных функций. Пятое отличие состоит в том, что в структуре микродрамы имеется момент кульминации, предоставляющая возможность каждому участнику группы через инсайт, катарсис, либо через ролевую идентификацию и другие механизмы трансформации личности приобрести жизненный опыт позитивного мышления.
Стандартный проект «профилактической позитивной психодрамы» с детьми и подростками рассчитан на период учебного года и предназначен для внеурочной деятельности в средних образовательных учреждениях, в училищах и школах, для классов всех звеньев и уровней с 5 по 11 классы [4]. Наш опыт реализации программы в ряде школ Кузбасса (Россия, Кемеровская область) показывает [5], что подростковый возраст является чрезвычайно важным для эффективной профилактики широкого спектра девиаций у молодых людей, таких как наркомании, алкоголизм, ВИЧ-инфицирование, а также сопряженные пограничные нервно-психические расстройства.
«Профилактическая позитивная психодрама» - это психопрофилактический метод развития личностной зрелости путем инсценирования жизненных ситуаций через проигрывание ролей, направленных на активизацию психических процессов, нравственное и гармоничное развитие личности участников, их позитивную социализацию и формирование навыков позитивного мышления.
В основу «профилактической позитивной психодрамы» заложены техники инсценирования, импровизации, драматизации. Понятие «драма» нами рассматривается как главное выразительное средство монологов и диалогов, как процесс технологической организации ролевого общения на их основе. Техника драматизации предполагает разработку сценария
ролевых действий, когда выстраивается ролевая структурнологическая программа, организующая систему социальных контактов участников. Техника театрализации «позитивной психодрамы» - это психотехника ролевого поведения личности, система приемов, средств и способов ролевого поведения. Социальное конструирование межличностных и межгруппо-вых отношений, а также эмоциональный тренинг направлены здесь на поиск позитивного выхода из проблемной ситуации. Наработка таких сложных социальных навыков методом «позитивной психодрамы» способствует сохранению психического здоровья личности и ее гармонизации. «Профилактическая позитивная психодрама», таким образом,- это психопрофилактическая технология, которая предполагает новый уровень восприятия и духовного роста человека, становление и развитие позитивных взаимоотношений между людьми. Она способствует развитию умения устанавливать субъект - субъектные отношения в социуме, формирует устойчивые нравственные позиции и образ «Я». В «профилактической позитивной психодраме» существуют своя иерархия потребностей личности и поиск смысла человеческого существования, опираясь, прежде всего, на духовно-нравственную, гармоничную позицию понимания «Я». Согласно Н. Пезешкиану [2], основателю позитивной психотерапии, поиск смысла существования «Я»
- это извечный внутренний вопрос личности к самой себе, так как является основным двигателем гармоничного развития и пропорционального становления духовного «Я», получения удовольствия, испытания счастья, в противовес простому физическому и материальному наслаждению (см. структурные компоненты «Я» по Н. Пезешкиану).
Проведение тренинга «профилактической позитивной психодрамы» на импровизированной сцене - это синтетический психопрофилактический вид искусства, основанный на жизненном опыте каждого отдельно взятого участника психодрамы как уникального субъекта группы. В контексте психопрофилактического тренинга мы рассматриваем это как развитие навыков позитивной рефлексии. Молодое поколение чаще всего присваивает чужой жизненный опыт референтной группы, значительно реже опирается на мудрость взрослых, а в процессе позитивного психодраматического тренинга начинает обнаруживать эти способности и у себя, как способ общения, получения и обмена информацией, способ развития позитивной познавательной активности и интереса. Методический арсенал «профилактической позитивной психодрамы» позволяет утверждать, что метод интегрирует знания гуманистической, экзистенциальной и трансперсональной психологии, а также психологии искусства и сценического мастерства.
Таким образом, данный метод представляет систему философских, психологических, социальных и культурнонравственных воззрений на природу и сущность человека. В отличие от экзистенциальной психологии, где поиском смысла занимается сам человек, в духовной психологии, в «профилактической позитивной психодраме» смысл демонстрируется в позитивном ракурсе через прямые или косвенные предпосылки извне. Позитивный подход является основным при рассмотрении проблемных ситуаций. Этот подход широко представлен в современной российской и зарубежной психотерапии и психологии. Понятие «позитивного» в позитивной психотерапии означает, что психотерапевт или психолог ориентирован, прежде всего, не на устранение возникших нарушений или расстройств в результате внутри или межперсо-нальных конфликтов, а прилагает усилия для мобилизации актуальных способностей и внутреннего потенциала каждого участника группы. Позитивное, в соответствии с исходным «positum», означает «действительное, ранее данное». Действительными и ранее данными являются, таким образом, не конфликты и расстройства, а способности, которыми обладает каждый человек. Немаловажным аспектом «профилактический позитивной психодрамы» является также ее транскультурный подход, отличительной особенностью которого можно назвать интегративность, принимающий и примиряющий различные конкретно-культурные образы человека и норма-
тивные представления о его поведении. Позитивность в этом отношении понимается как целостность, единство в разнообразии, преодолении всякой односторонности как по отношению к внутренней картине мира человека, так и к жизни в социуме.
Выводы: Таким образом, метод «профилактическая позитивная психодрама» раскрывает основные принципы психопрофилактики агрессивного поведения, способствует раскрытию и актуализации способностей личности к формированию и развитию позитивного мышления.
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
2006.
Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. - М.: Медицина, 1996..
Айхингер, А. Психодрама в детской групповой терапии / А. Айхингер, В. Холл. - М.: Генезис, 2003.
Морено, Я. Психодрама: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во «ЭКСПО-Пресс», 2001.
Москвитин, П.Н. Позитивная психодрама как метод профилактики // Тюменский медицинский журнал. - 2003. - № 2.
Москвитин, П.Н. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. Фаттахов. - Новокузнецк,
Bibliography
1. Pezeshkian, N. Psikhosomatika i pozitivnaya psikhoterapiya: per. s nem. - M.: Medicina, 1996..
2. Ayjkhinger, A. Psikhodrama v detskoyj gruppovoyj terapii / A. Ayjkhinger, V. Kholl. - M.: Genezis, 2003.
3. Moreno, Ya. Psikhodrama: per. s angl. - M.: Aprelj Press, Izd-vo «EhKSPO-Press», 2001.
4. Moskvitin, P.N. Pozitivnaya psikhodrama kak metod profilaktiki // Tyumenskiyj medicinskiyj zhurnal. - 2003. - № 2.
5. Moskvitin, P.N. Vihkhod iz narkoticheskogo tupika: metod pozitivnoyj psikhodramih / P.N. Moskvitin, Sh.L. Fattakhov. - Novokuzneck, 2006.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 615.751.84
Moskvitin P.N., Tsygankov B.D., Sirota N.A. THE MODEL OF EXISTENTIONAL-HUMANISTICAL OF THE PREVENTIVE DRUG ABUSE. The “prophylactics positive psychodrama” is the new method of the developing the personality maturity by way of dramatizing the life experience. It is therein that there is a distinction of this method, based on principle, from deferens of the classical psychodrama of J.L Moreno.
Key words: prevention activity of drug abuse, existential model, training of the prevention, method “prophylactics positive psychodrama”.
П.Н. Москвитин, канд. мед. наук, доц. ГОУДПО «НГИУВ», г. Новокузнецк;
БД Цыганков, проф., д-р мед. наук, ГОУВПО Московский государственный медико-стоматологический университет; Н.А. Сирота, проф., д-р мед. наук, член-корр. РАЕН, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, E-mail: [email protected]
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Показано, что в России существуют и развиваются образовательно-воспитательная, социальная и медицинская модели первичной профилактики. Дано определение экзистенциальной модели первичной профилактики аддикции от психоактивных веществ. Описан новый групповой экзистенциально-гуманистический метод «профилактическая позитивная психодрама».
Ключевые слова: профилактика зависимости от психоактивных веществ, экзистенциальная модель, психопрофилактический тренинг, метод «профилактическая позитивная психодрама».
Проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), к которым относятся наркотики, алкоголь и другие средства, изменяющие состояние психики человека, стала одной из глобальных проблем человечества в XXI веке, представляя угрозу здоровью населения во многих странах мира. Еще в конце 50-х годов о наркомании как о серьезной социально-медицинской проблеме было заявлено в США, где резко увеличилось число лиц, страдающих наркоманиями, особенно среди подростков. Анализ эпидемиологических исследований в различных странах мира уже тогда показал, что распространение наркоманий происходит, прежде всего, за счет подростково-юношеской популяции. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма и злоупотребление другими ПАВ в Российской Федерации, а также коморбидной заболеваемости и смертности, влияние социальных болезней на демографическую ситуацию и качество трудовых ресурсов вызывают озабоченность исследователей.
В соответствии с Конвенцией «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» большинство стран поддерживает два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления: 1) решительная и жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков и
их нелегальным рынком, 2) гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманиями. Поэтому профилактика наркомании в большинстве стран опирается на рекомендации ВОЗ о долгосрочной общегосударственной политике, направленной на формирование в обществе ценностей здорового образа жизни, непримиримое отношение к употреблению наркотиков и объединения с этой целью усилий как государственных структур, служб и ведомств, так и не финансируемых правительством общественных организаций, реализующих задачи формирования у молодых людей навыков сохранения и развития здорового образа жизни. В соответствии с рекомендациями Комитета экспертов ВОЗ в России формируются условия, позволяющие реализовать основные стратегии профилактики с учетом национальных особенностей страны. К основным стратегиям относятся меры социально-экономического и правового обеспечения государственной системы профилактики, включая с одной стороны меры жесткого контроля, а с другой организационно-методические этапы развития наркологической службы и совершенствования государственной системы профилактики.
Необходимо отметить, что в настоящее время усилия специализированных служб как в России, так и за рубежом в большей мере сосредоточены на мерах вторичной и третичной