Научная статья на тему 'Психогигиеническое обоснование инновационного метода профилактики риска аддиктивного поведения школьников'

Психогигиеническое обоснование инновационного метода профилактики риска аддиктивного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
525
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПСИХОГИГИЕНА / МЕТОД ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОДРАМЫ / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / RISK / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PSYCHOHYGIENE / METHOD OF A PREVENTIVE PSYCHODRAMA / PREVENTIVE MAINTENANCE OF ADDICTIVE BEHAVIOUR / VALUE AND BELIEF OF A HEALTHY LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Айзман Нина Игоревна, Айзман Роман Иделевич

В статье проводится анализ основных методологических подходов к проведению мероприятий первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, раскрываются позитивные и негативные стороны каждого направления: информационного, аффективного (эмоционального) обучения; социального, с учетом семьи и окружения; альтернативной наркотикам деятельности; здоровьеформирующего. Обосновывается инновационный психогигиенический подход к минимизации риска формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. Приведена структурно-логическая схема проведения типового тренинга профилактической психодрамы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Айзман Нина Игоревна, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychohygien substantiation of an innovative methodof addictive behavior risk prevention in schoolchildren

In article the analysis of the basic methodological approaches to carrying out of primary preventive actions to maintenance the dependence on psychoactive substances at children and teenagers is carried out. It was revealed positive and negative sides of each direction: information, affective (emotional) training; social taking into account a family and an environment; activity alternative to drugs; health promotion. The innovative psychohygienic approach to minimisation of risk of dependence formation on psychoactive substances at schoolchildren is proved. The structurally-logic scheme of carrying out of typical training of a preventive psychodrama is resulted.

Текст научной работы на тему «Психогигиеническое обоснование инновационного метода профилактики риска аддиктивного поведения школьников»

УДК 159.97+159.922.7+61

Москвитин Павел Николаевич

Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и наркологии, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей МЗ РФ, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора РФ, moskvitinpn@mail. ги, Новокузнецк-Новосибирск

Айзман Нина Игоревна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Айзман Роман Иделевич

Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора РФ, [email protected], Новосибирск

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проводится анализ основных методологических подходов к проведению мероприятий первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, раскрываются позитивные и негативные стороны каждого направления: информационного, аффективного (эмоционального) обучения; социального, с учетом семьи и окружения; альтернативной наркотикам деятельности; здоровьеформирующего. Обосновывается инновационный психогигиенический подход к минимизации риска формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. Приведена структурно-логическая схема проведения типового тренинга профилактической психодрамы.

Ключевые слова: риск, психоактивные вещества, психогигиена, метод профилактической психодрамы, профилактика аддиктивного поведения, ценности и убеждения здорового образа жизни.

Неблагоприятная алкогольная и наркотическая ситуация в стране создает актуальность разработки новых мер профилактики аддиктивного поведения школьников [4; 6; 8; 13]. Установлено, что изменения мотивации, приводящие к отказу от употребления психоактивных веществ, происходят в тех случаях, когда меняется внутриличностный уровень убеждений на ценности здорового образа жизни [5; 9-11; 16]. В. Франкл подчеркивал особую важность процесса осознания экзистенциального смысла своего бытия в мире [15]. В период кризиса подросткового возраста происходит, как правило, завершение формирования значимых личностных качеств соответствующей идентифицирующей информации, что позволяет закрепить эффективные антиаддиктивные паттерны социально-личностной компетентности.

Профилактическая деятельность на уровне образовательных учреждений в литературе получила название «превентивное обучение», «психолого-педагогическая про-

филактика» и «антинаркотическое воспитание» [14; 16-20]. Современный этап профилактики характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм. В зависимости от тактики профилактических мер, направленных на сдерживание спроса на психоактивные вещества, выделяются следующие подходы.

Информационный - является наиболее распространенным типом превентивных подходов, базирующихся на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления [4; 5]. Обычно реализуются три варианта информационного подхода:

- предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данные о наркоманах;

- устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков;

- информация о деградации личности людей, употребляющих психоактивные веще-

ства, и связанных с этим проблемах.

Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об отрицательных последствиях употребления психоактивных веществ будет эффективным для изменения поведения. Хотя такие информационные программы комбинируются с другими программами, что способствует росту уровня знаний учащихся, но они могут лишь дать толчок к снижению употребления психоактивных веществ, поскольку в эти программы не включаются задачи реального изменения поведения. В отечественной практике данный подход представлен методами санитарного просвещения. Однако массовая алкоголизация взрослого населения и наркотизация молодых людей свидетельствует о недостаточной эффективности предоставления негативной информации об употреблении психоактивных веществ, поэтому многие отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность санитарного просвещения как низкую. Тем не менее отсутствие альтернативы для массового применения в настоящих условиях не позволяет полностью отказываться от него. Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социально-экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т. е. в зависимости от объекта, на который направлена первичная профилактика. Очевидно, что наиболее адекватной с учетом всех аспектов является стратегия «сдерживания вовлечения новых лиц в употребление психоактивных веществ». Однако ставить сегодня вопрос о полном избавлении общества от наркомании абсолютно нереально. Отметим, что негативно-ориентированная профилактика зависимости от психоактивных веществ, т. е. традиционный для санитарного просвещения проблемно-ориентированный подход и акцентирование на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ не обеспечивают достижение поставленных целей. Приемы негативно-ориентированного воздействия необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения аддикции только на этой основе принципиально не может быть решена, т. к. при этом не устраняются причины, вызывающие психическую и личностную дезадаптацию, побуждающие молодежь к употреблению пси-

хоактивных веществ.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении [14; 16; 20]. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, навыках их распознавания и управления ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от психоактивных веществ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений и ответственности за их достижение.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач:

- повышение самооценки человека;

- определение значимых личностных ценностей;

- развитие навыков распознавания и выражения эмоций;

- развитие навыков обдуманного принятия решений;

- формирование способности справляться со стрессом.

Основное внимание в этом подходе уделяется развитию личностных качеств, и специалистами он рассматривается как относительно успешный. Этот подход стал частью программы личностного развития, а в разрабатываемых нами тренингах по методу профилактической психодрамы стал также частью программы развития экзистенциально-позитивных ценностей и смыслов.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков, позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать коммуникативные навыки и вносить изменения в окружающую среду [12; 17]. Целью программы формирования жизненных навыков является формирование копинг-стратегий и повышение у лиц устойчивости к различным социально-негативным влияниям, в том числе к употреблению психоактивных веществ, развитие индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам (коммуникации и налаживание социальных контактов, отказ от подчинения подавляющей групповой нормы, отстаивание своей позиции), а также информирование по проблемам злоупотребления психоактивных веществ и повышение социальной компетентности. Основой этого подхода является

теория социального научения Л. Бандуры [2], которая создает понимание для исследований проблемного поведения [8-10; 12], при котором личностно-ориентирован-ный процесс профилактической работы подразумевает оказание помощи людям в достижении личных целей, где проблемное поведение рассматривается с точки зрения его адаптационных функций. Начальная фаза использования психоактивных веществ, наблюдающаяся в подростковом периоде, может быть демонстрацией взрослого поведения, формой отказа от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям макро- и микросреды, экспериментированием, стремлением получить новый опыт, поиском удовольствия или расслабления, средством стать участником субкультурного жизненного стиля, способом разрешения конфликта или снижения нервного напряжения, актом отчаяния и т. д.

Этот подход оценивается специалистами как достаточно эффективный [14]. Отметим, что экспериментальное применение части этой технологии в методе профилактической психодрамы показало, что данный тренинг также можно рассматривать как проект по формированию жизненной успешности, в том числе в повышении устойчивости к давлению аддиктогенной среды к употреблению психоактивных веществ [8].

Подход, основанный на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации [9; 11; 19]. Исходя из этого, программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают: тренинг сопротивления социальному давлению; развитие критичности к информации, предоставляемой СМИ; предоставление информации о влиянии со стороны родителей и других взрослых. Преимущественными техниками в реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения. Элементы этого подхода были использованы в разработанных нами тренингах профилактической психодрамы, где в специально написанных сценариях микродрамы задается некая проблемная ситуация, отыгрывая позитивные варианты

которой участники формируют навыки ко-пинг-стратегии, успешного совладания с социальным стрессом,противодействия нарко-и алкогольному давлению микросоциальной среды [21].

Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности [5; 10]. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная алкоголизации и наркотизации, способствует снижению распространения зависимого поведения. Особым преимуществом здесь пользуются программы спортивного воспитания. Основные позиции этого подхода:

- психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта;

- многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности;

- люди не прекращают направленное на поиск удовольствия поведение, связанное с использованием психоактивных веществ, улучшающих настроение или самочувствие, до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее;

- альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами стрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению.

Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, их программы ориентируются на развитие позитивной активности, подчеркивая формирование и развитие именно этих навыков. Специалисты отмечают, что результаты внедрения этих программ являются успешными или неудачными, однако есть данные, что программы эффективны для групп повышенного риска как аддиктивного, так и других форм отклоняющегося поведения.

Подход, основанный на укреплении здоровья [6; 8; 13]. Под укреплением здоровья понимается процесс, отражающий гармонизацию человека и окружающей среды, помогающий человеку и обществу усилить контроль над детерминантами здоровья, и таким образом улучшить его. Группы, в которых обычно проводится формирование навыков ведения здорового образа жизни, преимущественно представлены учащимися образовательных учреждений, т. к. в контексте

школьного обучения возможно регулярное и систематическое обучение. Кроме того, эта работа может проводиться в микросоциальном окружении ребенка и подростка - семье, школе, досуговом учреждении. Концепция укрепления здоровья подразумевает изменение типа и структуры школьного образования, интеграцию школьной среды с группой взрослых. Действия на ее основе рассчитаны на длительный положительный эффект, однако требуют значительных затрат. Для реализации этого подхода в стране используются привычные формы клубной спортивной работы, а также создаются учреждения нового типа - Центры психолого-медико-социального сопровождения учащихся. Разрабатывая идеи социального партнерства в проведении мер первичной профилактики зависимости, мы полагаем целесообразным дальнейшее развитие опыта взаимодействия таких учреждений образования с территориальной наркологической службой.

В настоящей работе представлено научное обоснование психогигиенического метода формирования здорового образа жизни и профилактики аддиктивного поведения учащихся в соответствии с первым уровнем профилактики, выделяемым ВОЗ, первичным, или социальным уровнем.

Суть группового метода «профилактическая психодрама» заключается в наполнении тренингов психопрофилактическим содержанием, что создает инновационную альтернативу применению только запретительных мер. Одним из важнейших психогигиенических факторов является фактор «Образ жизни» (ОЖ), поскольку, по данным ВОЗ, влияние образа жизни на здоровье достигает 50 %. Этот же фактор во многом является и наиболее управляемым, поскольку оптимизация различных компонентов образа жизни предполагает в первую очередь индивидуальные усилия и может проводиться на базе существующего экономического потенциала при наличии определенного уровня санитарной культуры населения.

Метод профилактической психодрамы, сохраняя свое методическое единство с методом классической психодрамы Я. Л. Морено [7], направлен на предупреждение зависимости от психоактивных веществ через личностную интериоризацию приоритета формирования здорового образа жизни, из-

менение ценностного отношения подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ; формирование личной ответственности за свое поведение; «снижение спроса» на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей, подростков и молодежи в употребление наркотических средств путем формирования антинаркотических установок.

Психогигиенический подход в формировании здорового образа жизни и профилактики зависимости от психоактивных веществ опирается на положения, изложенные в работах Р. Дилтса [3], о том, что мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации. При проведении групповых психогигиенических тренингов для изменения аддиктивного поведения детей и подростков мы исходили из гипотезы, что если человек в процессе жизнедеятельности испытывает какое-либо затруднение в разрешении неизбежных жизненных конфликтов, то следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста (например, непреодолимости обстоятельства) или причина в том, что данный человек не обладает надлежащей когнитивно-поведенческой компетентностью, необходимой для того, чтобы справиться с личностным конфликтом. В тех случаях, когда причина состоит в том, что у человека нет подходящей когнитивной стратегии или модели мира, позволяющих выбрать адекватное поведение, то это происходит вследствие отсутствия убеждения или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата. И продолжая системно-логический анализ убеждений и ценностей с методологических позиций психогигиены, можно заключить, что причина затруднения в профилактике аддиктивного поведения школьников напрямую связана с уровнем идентичности, влияющим на всю систему мышления и организации бытия. Это реализуется в так называемых системных предикатах - «трезвенник» или «зависимый от психоактивного вещества - алкоголя, наркотика и др.», что в психологии и психотерапии называется термином «субличность» [1].

Данный метод реализуется в тренинговой форме на основе межведомственной профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений, психологами и медицинскими работниками совместно с сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних и др.

Исходя из концепции раннего предупреждения употребления наркотиков и психоактивных веществ среди молодежи, базовая методологическая идея группового метода основана на том, что в центре профилакти-

Структурно-логическая схема профилактической психодрамы (

ческой работы должны находиться личность учащегося и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним ближайшее микросоциальное окружение, в первую очередь неформальные референтные группы сверстников.

Ниже в таблице представлена структурно-логическая схема проведения тренинга, которая позволяет рассматривать «внутреннее» устройство тренингов профилактической психодрамы.

Таблица

проведения типового тренинга продолжительность 45-55 минут)

Стадия тренинга Содержание стадии Время проведения

1. Подготовка аудитории к тренингу 1.1. Организация сцены с простым, доступным реквизитом. Расстановка стульев полукругом с достаточным количеством проходов, которые понадобятся для ведущего. 1.2. «Разогрев аудитории»: - упражнения для расслабления и активизации; - репетиция «клича», аплодисментов и шума; - изложение принципов позитивного совещания; - знакомство с правилами: поднятой руки, рукоплескания, пользования микрофоном, получения призов; - назначение инициаторов 10 мин.

2. Начало тренинга профилактической психодрамы 2.1. Заставка (музыкальная или драматическая). 2.2. Приветствие ведущего с приглашением к кличу. 2.3. Представление участников шоу аудитории (ведущих, актеров, гостей и др.). 2.4. Объявление темы исследования, например, «профилактика наркомании» (априори без нравственной оценки). 2.5. Переход к введению предлагаемых обстоятельств. 2.6. Запуск психодрамы с помощью гонга 5 мин.

3. Профилактическая психодрама (часть 1) 3.1. Первая часть микродрамы: разыгрывание драматического представления по сценарию (в соответствии с программой) до момента «стоп». 3.2. Остановка психодрамы ведущим 10 мин.

4. Обсуждение (психопрофилактическая дискуссия) 4.1. Ведущий проводит обсуждение по заранее разработанному плану (особенности шеринга). 4.2. Переход к финалу психодрамы (воссоздание обстоятельств). 4.3. Запуск продолжения психодрамы 20 мин.

5. Профилактическая психодрама (часть 2) 5.1. Продолжение психодраматического действия, начиная с повторения последней сцены из части 1 по сценарию или разыгрывание вариантов, предложенных участниками. 5.2. Завершение действия психодрамы (ведущий) 5 мин.

6. Завершение тренинга 6.1. Подведение итогов обсуждения (ведущий). 6.2. Краткий экзистенциальный духовно-нравственный вывод (ведущий). 6.3. Награждение участников призами. 6.4. Приглашение на очередной тренинг. Прощание 5 мин.

Проведение тренингов по методу профилактической психодрамы направлено на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ

от приема психоактивных веществ; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, обеспечивающего развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков.

Библиографический список

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

2. Бандура А., Вальтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

3. ДилтсР. Изменение убеждений с помощью НЛП. - М.: Класс, 1997. - 192 с.

4. Лозовая Т. В., Лозовой В. Р. Профилактика зависимостей: Семья: пособие для родителей. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. - 100 с.

5. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 142 с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - М.: Речь, 2008. - 445 с.

7. Морено Я. Л. Психодрама. - М.: Апрель Пресс, ЭКСПО-пресс, 2001. - 528 с.

8. Москвитин П. Н., Цыганков Б. Д., Сирота Н. А. Метод «профилактической психодрамы» в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. - М.: Медицина, 2011. - 248 с.

9. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г. [Электронный ресурс] // Европейская серия по достижению здоровья для всех. -№ 7. - 98 с. - URL: http://www.med.cap.ru/home/ rc/docs/who/who_e87861r.pdf (дата обращения: 01.12.2015).

10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. -1024 с.

11. Рерке В. И. Особенности мотивацион-но-потребностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2003. - 22 с.

12. Сирота Н. А. Формирование мотивации на изменение поведения в отношении употребления психоактивных веществ и коррекция других проблемных форм психосоциальной адаптации у детей и подростков группы риска: пособие для врачей. - М.: ННЦ наркологии, 2004. - 40 с.

13. Способ проведения группового психологического тренинга по методу «профилактическая психодрама»: патент РФ на изобретение № 2466752 / П. Н. Москвитин; заявка № 2011136339, приоритет изобретения от 31 августа 2011 года, зарегистрирован в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 20 ноября 2012 г.

14. Худяков В. А. Клинические и социально-психологические основы профилактики зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. - Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2008. - 252 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

16. Яцышин С. М. Проявления созависимости в ценностно-смысловой сфере матерей при наркотизации ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 21 с.

17. Botvin G. J. Preventing drug abuse in schools: social and competence enhancement approaches targeting individual-level etiologic factors // Psychology of Addictive Behaviors. - 2000. -Vol. 25, № 6. - P. 887-897.

18. Brook J. S, Broоk D. W., De La Rosa M. Adolescent illegal drug use: The impact of personality, family, and environmental factors // Journal of Behavioral Medicine. - 2001. - Vol. 24, № 2. - P. 183-203.

19. Engels R. C., Wiers R., Lemmers L., Overbeek G. J. Drinking motives, alcohol expectancies, sel-efficacy, and drinking patterns // Journal of Drug Education substance abuse research and prevention. - 2005. - Vol. 35, № 2. - P. 147-166.

20. European drug prevention quality standards. A manual for prevention professionals [Электронный ресурс]. - European Monitoring Centre for Drags and Drag Addiction (EMCDDA), 2011. -292 p. - URL: http://ww.emcdda.europa.eu/ attachements.cfm/att_145539_EN_TD3111250 ENC.pdf (дата обращения: 14.11.2015).

21. Moskvitin P. N. The method of "prophylactic psychodrama" for prevention of alcoholism and drug addictions // The 5th World Congress for

Psychotherapy (October 12-15, 2008, Beijing, Auspices of The World Council for Psychotherapy. -China): Final Program and Congress Guide. Under the Beijing, 2008.

Поступила в редакцию 15.11.2015

Moskvitin Pavel Nikolaevich

Cand. Sci. (Med.), Assoc. Prof., Head of the Department of Psychiatry, Psychotherapy and Narcology, Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medical, Novosibirsk Research Institute of hygiene of Rosportebnadzor of the Russian Federation, [email protected], Novokuznetsk - Novosibirsk

Aizman Nina Igorevna

Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogics and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

Aizman Roman Idelevich

Dr. Sci. (Biol.), Prof., Head of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk Research Institute of hygiene of Rosportebnadzor of the Russian Federation, [email protected], Novosibirsk

PSYCHOHYGIEN SUBSTANTIATION OF AN INNOVATIVE METHOD OF ADDICTIVE BEHAVIOR RISK PREVENTION IN SCHOOLCHILDREN

Abstract. In article the analysis of the basic methodological approaches to carrying out of primary preventive actions to maintenance the dependence on psychoactive substances at children and teenagers is carried out. It was revealed positive and negative sides of each direction: information, affective (emotional) training; social taking into account a family and an environment; activity alternative to drugs; health promotion. The innovative psychohygienic approach to minimisation of risk of dependence formation on psychoactive substances at schoolchildren is proved. The structurally-logic scheme of carrying out of typical training of a preventive psychodrama is resulted.

Keywords: risk, psychoactive substances, psychohygiene, method of a preventive psychodrama, preventive maintenance of addictive behaviour, value and belief of a healthy life style.

References

1. Assagioli, R., 2002. Psihosintez [Psychosyn-thesis]. Moskow: EKSMO-Press, 416 p. (in Russ.).

2. Bandura, A., Walter, R., 1999. Podrostkov-aja agressija. Izuchenie vlijanija vospitanija i se-mejnyh otnoshenij [Adolescent aggression. The study of the influence of education and family relations]. Moskow: April Press, EKSMO-Press, 512 p. (in Russ.).

3. Dilts, R., 1997. Izmenenie ubezhdenij s pomoshh'ju NLP [Changing beliefs with NLP]. Moskow: Class, 192 p. (in Russ.).

4. Lozovaya, T. V., Lozovoy, V. V., 2005. Pro-filaktika zavisimostej: semja: posobije dla roditelej [Prevention of dependency: family. A Handbook for parents]. Ekaterinburg: Ural University Publ., 100 p. (in Russ.).

5. Makeeva, A. G., 1999. Pedagogicheska-ja profilaktika narkomanii v skole [Teaching drug prevention in schools]. Moscow: September, 142 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mendelevich, V. D., 2008. Psiholoqija dewiant-noqo powedenija [Psychology of deviant behavior]. Moskow: Rech, 445 p. (in Russ.).

7. Moreno, J. L., 2001. Psichodrama [Psychodrama]. Moskow: April Press, EXPO-press, 528 p. (in Russ.).

8. Moskvitin, P. N., Tsygankov, B. D., Sirota, N. A., 2011. Metod "profilakticheskoj psichodramy" v pre-duprezdeniji zawisimosti ot psichotropnych wesh-estw u detej I podrostkof [The method of "preventive psychodrama" in the prevention of substance abuse in children and adolescents]. Moskow: Medicine, 248 p. (in Russ.).

9. Osnovy politiki dostizheniya zdorov'ya dlya vsekh v Evropejskom regione VOZ. Obnovlenie 2005 g. [The Health for All policy framework for the WHO European Region: 2005 update] [online]. Evropejskaya seriya po dostizheniyu zdorov'ya dlya vsekh [European Health for All Series], 7, 98 p. Available at: http://www.med.cap.ru/home/rc/docs/ who/who_e87861r.pdf (Accessed 1 December 2015) (in Russ.).

10. Karvasarsky, B. D., ed., 2002. Psihotera-pevticheskaya ehnciklopediya [Psychotherapeu-tic Encyclopedia]. Saint Petersburg: Peter, 1024 p. (in Russ.).

11. Rerke, V. I., 2003. Osobennosti motivation-no-potrebnostnoj sfery lichnosti podrostkov s narko-zavisimym povedeniem [Features need-motivational sphere of personality under-shoots with addict behavior]. Cand. Sci. (Pedag.). Irkutsk: Irkutsk state pedagogical University, 22 p. (in Russ.).

12. Sirota, N. A., 2004. Formirovanije motivatii na izmenenije povedenia v otnosenii upotreblenia hsichoaktivnych veshestv i korrektia drugich prob-lemnych form psichosotialnoj adaptatii u detej i po-drostkof gruppy riska [The formation of motivation to change behaviour in relation to substance use and adjustment of other problematic forms of psychosocial adaptation in children and adolescents risk groups]. Moskow: NNC Narkologii, 40 p. (in Russ.).

13. Moskvitin, P. N., 2012. [RF patent for the invention № 2466752 "Way of group psychological training by the method of "preventive psychodra-ma"], application No. 2011136339, priority of invention: August 31, 2011, registered in the State register of inventions of the Russian Federation on 20 November 2012. (in Russ.).

14. Khudyakov, V. A., 2008. Klinicheskie i sot-sialno-psihkologicheskie osnovy profilaktiki zavisi-mosti ot hsichoaktivnykh veshestv u nesovershenno-letnikh [Clinical and socio-psychological basis for the preven-tics of substance abuse of minors]. Ivanovo, 252 p. (in Russ.).

15. Frankl, V., 1990. Chelovek v poiskakh smys-la [Man's search for meaning]. Moskow: Progress, 368 p. (in Russ.).

16. Yatsishin, S. M., 2003. Projavlenie soza-

visimosti v tsennostno-smyslovoj sfere materej pri narkologizatsii rebenka [Manifestations of co-dependency in value-semantic sphere of mothers during anesthesia child]. Cand. Sci. (Psychol.). Saint Petersburg, 21 p. (in Russ.).

17. Botvin, G. J., 2000. Preventing drug abuse in schools: social and competence enhancement approaches targeting individual-level etiologic factors. Psychology of Addictive Behaviors, Vol. 25, 6, pp. 887-897.

18. Brook, J. S., Brook, D. W., De La Rosa, M., 2011. Adolescent illegal drug use: The impact of personality, family, and environmental factors. Journal of Behavioral Medicine, Vol. 24, 2, pp. 183-203.

19. Engels, R. C., Wiers, R., Lemmers, L., Overbeek, G. J., 2005. Drinking motives, alcohol expectancies, sel-efficacy, and drinking patterns. Journal of Drug Education substance abuse research and prevention, Vol. 35, 2, pp. 147-166.

20. European drug prevention quality standards. A manual for prevention professionals, 2011. European Monitoring Centre for Drags and Drag Addiction (EMCDDA) [online]. Available at: http://ww.em-cdda.europa.eu/attachements.cfm/att_145539_EN_ TD3111250ENC.pdf (Accessed 14 November 2015).

21. Moskvitin, P. N., 2008. The method of "prophylactic psychodrama" for prevention of alcoholism and drug addictions. The 5th World Congress for Psychotherapy (October 12-15, 2008, Beijing, China): Final Program and Congress Guide. Under the Auspices of The World Council for Psychotherapy. Beijing, 2008.

Submitted 15.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.