Научная статья на тему 'Обзор адаптированных американских и отечественных многокомпонентных антинаркотических программ для детей и подростков'

Обзор адаптированных американских и отечественных многокомпонентных антинаркотических программ для детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
746
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЗМ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПОДРОСТКИ / ШКОЛА / СЕМЬЯ / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (SURFACTANTS) / ADDICTION / ABUSE / PREVENTION PROGRAMS / TEENAGERS / SCHOOL / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ляпустина Оксана Владимировна

В статье рассмотрены адаптированные американские, а также отечественные программы профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками, использующие многокомпонентный подход. Дана их краткая характеристика, отмечены их положительные стороны и недостатки, предложены эффективные пути их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Adapted American and Domestic Multi Component Anti-drug Programs for Children and Teenagers

In the article adapted American as well as domestic programs for prevention of psychoactive substances abuse are discussed. These programs are mainly based on the multicomponent approach. The brief description of these programs is given, their advantages and disadvantages are noted, and the effective ways to conduct these programs are suggested

Текст научной работы на тему «Обзор адаптированных американских и отечественных многокомпонентных антинаркотических программ для детей и подростков»

УДК 159.9

О. В. Ляпустина

Обзор адаптированных американских и отечественных многокомпонентных антинаркотических программ для детей и подростков

В статье рассмотрены адаптированные американские, а также отечественные программы профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками, использующие многокомпонентный подход. Дана их краткая характеристика, отмечены их положительные стороны и недостатки, предложены эффективные пути их проведения.

In the article adapted American as well as domestic programs for prevention of psychoactive substances abuse are discussed. These programs are mainly based on the multicomponent approach. The brief description of these programs is given, their advantages and disadvantages are noted, and the effective ways to conduct these programs are suggested.

Ключевые слова: наркотизм, психоактивные вещества (ПАВ), злоупотребление, программы профилактики, подростки, школа, семья.

Key words: addiction, psychoactive substances (surfactants), abuse, prevention programs, teenagers, school, family.

Многокомпонентный подход к профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) представляет комплексную интервенцию, соединяющую школьную программу с использованием ресурсов воздействия сверстников, семьи и/или сообщества, чтобы расширить и усилить контекст адресного воздействия на молодых людей до социального окружения [3]. Данный подход к профилактике считается многими специалистами залогом его успешности в настоящее время [21; 22; 25].

Существующие в России программы профилактики наркотизма используют как правило один компонент, или стратегию в своих подходах. Эти стратегии рассчитанны на активное вовлечение или сверстников (напр., программа «Смотри по жизни вперед» [11]) или членов семей (напр., «Комплексная методика ранней профилактики наркомании» [5]), и интервенциях, проводимых в школах (напр., программы «Полезные привычки» [7], «Школьная валеология» [10], «Программа педагогической профилактики наркотизма среди млад-

ших школьников» [15], «Навыки жизни» [18], «Путешествие во времени» [9], «Мой выбор» [2], «Уроки профилактики наркомании в школе» [16] и др.). Многокомпонентный подход (включающий три компонента интервенции: школьная программа, лидеры-сверстники и родители), используется в нашей стране только в американском проекте «Норзленд» [22] (адаптирована 1-я часть проекта) и в программе «Формирование здорового жизненного стиля» [17] . Такие программы, как «Семья и школа вместе» [20], «Обучение жизненно важным навыкам» [13], «Все цвета, кроме черного» [4, 14], «Перешеек» [12], хотя и являются программами профилактической работы с семьями несовершеннолетних, их также можно отнести к многокомпонентным программам, так как в них используется два компонента интервенции: школьная программа и подключение родителей.

Проект Норзленд [22] направлен на уменьшение употребления алкоголя среди молодых людей и является модельной программой в США [3]. Проект представляет собой семилетнее исследование, состоящее из трех фаз: 1) 6-8 классы (программа включает четыре компонента: школьная программа, включение в работу фактора «сверстников», подключение родителей); 2) 9-10 классы (минимальная интервенция, прямо направленная на уменьшение уровня потребления); 3) 11-12 классы (пять компонентов интервенции включали: школьную программу, подключение сверстников, привлечение родителей, самоорганизацию сообщества и кампанию в СМИ) [3]. Используются следующие методы: групповые дискуссии, обсуждение в малых группах, ролевые игры, комиксы, видеокассеты, аудиокассеты, плакаты, призы за участие, что делает эту программу увлекательной и доступной. По результатам исследования подростки, которые участвовали в проекте Норзленд, по отношению к контрольной группе продемонстрировали снижение уровня алкоголя, марихуаны и сигарет [25]. В рамках проекта «Партнеры в профилактике», осуществляемом сектором «Медико-психологической реабилитации» Московского городского психолого-педагогического университета в сотрудничестве с университетом Минессота, проводилась культурная адаптация и оценка эффективности программы 1-й фазы Проекта Норзленд для 6-8 классов с 1997 по 2003 год в Москве [24]. Были выбраны три компонента интервенции: школьная программа, включение в работу фактора «сверстников» (через занятия под руководством лидеров сверстников в рамках школьной про-

граммы и альтернативную деятельность), подключение родителей (путём совместных родительско-детских домашних заданий и буклетов для родителей). В апробации профилактических программ в 1999-2002 году принимали участие 24 школы Москвы: 86 классов, 36 учителей, около 2300 учащихся и их родителей [3]. Полученные результаты продемонстрировали успешность научноисследовательского проекта, приемлемость американских программ для российских школьников, учителей и родителей [6].

Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи «Формирование здорового жизненного стиля» [17] предполагает работу с родителями и подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Она состоит из четырех разделов:

1) информационный раздел; 2) когнитивное познавательное развитие; 3) развитие личностных ресурсов; 4) развитие стратегий и навыков высокофункционального поведения. Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров-подростков, группа лидеров-учителей и группа лидеров-родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку. Этапы: 1) подготовка специалистов из числа школьных психологов и учителей (15-часовой цикл занятий); 2) работа со школьниками-подростками (долгосрочная программа в течение года - 36-часовой цикл); 3) работа с родителями в течение года (15-часовой цикл занятий). Работа с родителями имеет в своей основе следующие цели: 1) дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми; 2) сформировать группу лидеров-родителей. Также определяются родители группы риска и оказывается индивидуальная и групповая психологическая помощь нуждающимся в этом родителям. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, психодрама, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, круглые столы, совещания. В программе внимание родителей обращается на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи

спиртных напитков и лекарств и т. п.), на необходимость осознания собственного отношения к ПАВ и критического подхода к рекламе, песням, анекдотам, материалам СМИ по проблеме. Предполагаемые результаты: 1) уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков; 2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков; 3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ; 4) отработка концептуальной модели региональной профилактической программы; 5) развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами. До и после программы предполагается проведение экспериментальнопсихологического обследования ее участников. Проводится отсроченное тестирование спустя 6-8 месяцев после проведения программы.

Программа «Семья и школа вместе» (СиШВ) [20] положительно зарекомендовала себя в США, Канаде, ряде европейских стран и Австралии. Программа СиШВ создана для помощи в адаптации ребенка в школе, поддержки семей, оптимизации отношений внутри семьи и построении сети поддержки по месту жительства и учебы детей. Эта программа объединяет специалистов и учителей, обучает родителей и усиливает их родительскую позицию, чтобы они могли стать первичным звеном профилактики негативного поведения своих детей. Цель программы - увеличение вероятности того, что ребенок достигнет успехов дома, в школе и в обществе. Программа СиШВ усиливает центральный защитный фактор сплоченности семьи, которая достигается через пять промежуточных целей, направленных на уменьшение факторов риска и усиление защитных факторов: эмоциональная поддержка родителей, увеличение включения родителей на многих уровнях, включая социальные сети, снижение фактора риска повседневного стресса, снижение фактора риска злоупотребления ПАВ ребенком и семьей, снижение фактора риска хронического конфликта в семье. Первоначально программа была создана для школьников начальных классов и их семей, чтобы как можно раньше привлечь к совместной работе семью, затем была расширена на другие возрастные группы (0-18 лет). Программа состоит из увлекательных встреч группы семей восемь раз еженедельно. Формат этих еженедельных трехчасовых занятий-тренингов

с семьями является постоянным, со структурированным общением (основанным на технологии семейной психотерапии). План проведения занятия состоит из 12 компонентов: создание семейной эмблемы, приветствие семей, семейное угощение, совместное пение, упражнение «Каракули», упражнение «Шарады чувств», детский час, упражнение «Время с другом», родительская группа самопомощи, упражнение «Особая игра», призы/лотерея, заключительный круг и упражнение «дождь» [8]. Эта программа может использоваться как для профилактической работы со всеми школьниками (универсальная профилактическая программа), так и для работы с детьми «групп риска» (избирательная профилактика), так как в ней отработан механизм привлечения семей, родители которых обычно не посещают школу [3]. Программа СиШВ для начальных классов была адаптирована для России и апробирована в рамках российско-американского научно-исследовательского проекта «Семья и школа вместе -I». Одним из ключевых моментов программы явилось занятие с семьями по профилактике злоупотребления ПАВ. На нем семьям предлагалось посмотреть слайды комиксов, отражающие проблему злоупотребления алкоголем, после чего каждой семье давалось время для обсуждения одного из вопросов по этой проблеме с дальнейшей презентацией выводов, которые формулировались каждой семьей, стимулировалось активное участие детей и взрослых в семейной дискуссии, что позволяло снять запрет с обсуждения темы, помочь родителям открыто говорить с детьми о вредных последствиях употребления ПАВ [8]. Программа положительно оцениваются российскими учителями, школьниками и их родителями [24]. По отзывам родителей и учителей, произошли положительные изменения в поведении детей и в семьях, улучшилось взаимодействие их со школой. Одним из важнейших результатов работы программы является объединение родителей в группу самопомощи, которая продолжает работать и встречаться ежемесячно в школе, обсуждая актуальные проблемы воспитания детей, и помогая друг другу [8].

Программа педагогической профилактики наркотизма "Все цвета, кроме черного» [4; 14] предназначена для учащихся 2-11 классов и их родителей. Цель программы - формирование у детей и подростков приемов и навыков эффективной адаптации в обществе, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации; просвещение родителей. Работа направлена на достижение следующих результа-

тов. Начальная школа: 1) полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни; 2) дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия; 3) дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими; 4) дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Средняя и старшая школа: 1) у подростков сформируются приемы и навыки, обеспечивающие эффективную социальную адаптацию, а, следовательно, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации; 2) у подростков выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению; 3) подростки научатся управлять своим поведением и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций [14]. Программа представлена в виде учебнометодического комплекта, состоящего из: рабочих тетрадей и блокнотов для учащихся, методических пособий для учителя и родителей. В тетрадях для учащихся включены развивающие задания и игры, расширяющие представления детей о своих физиологических и психологических особенностях, игровые ситуации, побуждающие ребенка делать выбор между "плохим" и "хорошим", сопротивляться негативному влиянию, при необходимости говорить "нет", конфликтные ситуации, обучающие детей равноправному общению, коммуникативные игры, аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. Пособие для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей, факторах риска первичной наркотизации, способах организации профилактики в семье. Как считают авторы данной программы [4], профилактическая работа не может вестись в лоб, нельзя приводить детям негативные примеры и ситуации, которые им не знакомы, поэтому к примеру, изучая тему «Как ты познаешь мир», обсуждается сказка В. Гауфа «Маленький Мук» (Маленький Мук попробовал плоды незнакомого дерева, и у него выросли длинные уши и нос). И дальше дается как

аксиома детям «нельзя ни при каких обстоятельствах пробовать незнакомые вещества».

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами «Обучение жизненно важным навыкам» [13] рассчитана на детей 5-7 классов и их родителей. Цель программы - развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Задачи: 1) организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;

2) обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков. Программа состоит из двух частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся: 1-я часть включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей: навыки общения и взаимодействия, самооценки и понимания партнера, управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях, принятия и исполнения решений, работы с информацией, творчества; 2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей. Приложение включает тексты, схемы, таблицы, рисунки, необходимые педагогу в качестве раздаточного или демонстрационного материала и содержит методические материалы для родителей. План занятий с родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождается выполнением заданий, обсуждением домашнего задания и завершается рефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержки подростка: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться о других, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за свой выбор. Здесь же дается приложение «Шпаргалка для родителей», включающее развивающие игры-задания, например "Научите ребенка деловому общению", "Научитесь слушать и слышать ребенка", "Научите хвалить и благодарить друг друга" и др. Данное приложение поможет родителям дома создать условия для формирования жизненно важных навыков, самим освоить способы и приемы, стимулирующие развитие этих навыков у детей.

На основе программы «Развитие жизненных навыков» коллективом авторов в Москве было проведено одногодичное профилактическое вмешательство по первичной профилактике курения среди учащихся V-VII классов общеобразовательных школ [1]. Были обследованы 1072 школьника обоего пола из 16 московских школ. Программа включала в себя элементы социально-воздействующего подхода (развитие у ребенка умения идентифицировать социальное влияние, противостоять его негативным моментам); обучение принятию решения и разрешению проблем; развитие самоконтроля, независимости, уверенности. Методы воздействия: дискуссии, ролевые игры, знакомство с наглядными пособиями, общешкольные мероприятия. Разработанная и апробированная система урочных и внеурочных занятий позволила в группе вмешательства, особенно среди девочек, повлиять на долю лиц, пробовавших курить. Годичное вмешательство оказалось эффективным: статистически достоверно удалось снизить распространенность курения среди девочек при аналогичной тенденции во всей популяции.

Учебно-профилактическая программа «Перешеек» [12] является частью целостной программы «Психология здоровья в школе» и предлагает методический подход к проведению занятий по профилактике наркологических заболеваний, основанный на активных методах социально-психологического обучения. Пособие состоит из двух частей. Первая часть представляет собой методические материалы для проведения учебных занятий в классе по таким темам как: жизнь с наркотиками, легальные наркотики и нелегальные наркотики, факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков, факторы защиты, международная торговля наркотиками, об обращении с наркотиками. На занятиях предлагается использовать активные методы обучения, такие как тесты (например, для определения симптомов склонности к алкогольной зависимости), дискуссии, деловые игры. Вторая часть пособия представляет программу «Перешеек», целью которой является первичная профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни. Формы психологического сопровождения в проекте «Перешеек»: личностные и проективные психологические методики, индивидуальная и групповая рефлексия, психогимнастические процедуры, методы саморегуляции, ведение дневников уча-

стниками группы, упражнения, моделирующие школьные ситуации, конфликтные их варианты в том числе, имитирующие ситуации с насильственным предложением употребить наркосодержащие вещества, ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью, дискуссии, «мозговой штурм», медитации, работа с воображением, мини-лекции, психодрама, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, организация и использование массовых мероприятий, круглые столы, супервизия, проведение методических занятий с супервизорами. Наиболее эффективна эта программа в работе с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Программа реализуется в 3 этапа: 1) подготовка специа-

V Л V

листов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (24-часовой цикл занятий); 2) работа со школьниками-подростками (долгосрочная программа в течение года - 39-часовой цикл 2 раза в неделю или 1-2 раза в месяц по 4-6 часов); 3) параллельная работа с родителями в течение года (16-часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц). В начале и в конце реализации программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа итогов работы.

В общем уже доказано, что наиболее эффективны многокомпонентные программы (школа, семья, сообщество), особенно если они включены в более широкие программы здорового образа жизни [21]. Поэтому можно рекомендовать для изменения поведения подростков многокомпонентный подход, так как наиболее действенными являются, вероятно, наиболее многосторонние стратегии [22; 23; 25].

Однако к недостаткам рассмотренных программ можно отнести: исключение из поля зрения уже имеющих опыт аддиктивного поведения детей, направленность на определенные возрастные группы (кроме программы «Все цвета, кроме черного», охватывающей весь процесс обучения).

Так как программы, основанные на вовлечении семьи в профилактику употребления алкоголя и других наркотиков, считаются наиболее успешными [20], то программы усиления семьи просто необходимы в школьном обучении. Программа «Семья и школа вместе» апробирована в России только для начальных классов, но т. к. она доказала уже свою эффективность, то, возможно, следует расширить ее на другие возрастные группы (от 0 до 18 лет), как это было сделано в США. Как продемонстрировал проект ВОЗ, программы с

использованием лидеров-сверстников гораздо эффективнее профилактических программ под руководством взрослых [3], поэтому школьным специалистам необходимо обратить особое внимание на такие программы, как «Норзленд» и «Формирование здорового жизненного стиля».

В связи с тем, что в России большинство программ профилактики наркотизма однокомпонентные, требуется разработка новых программ, которые носили бы многоуровневый характер (класс - школа - семья - общество - политика государства). Причем эти программы должны охватывать весь процесс обучения детей, так как эффективность программ прямо коррелирует с их продолжительностью, последовательностью и содержанием [21].

В нашей стране необходимо создать и реализовывать модульные программы профилактики наркотизма, которые бы являлись долгосрочными, последовательными, комплексными, многокомпонентными, непрерывными, были бы позитивными в своей основе и повсеместно проводились бы в образовательных учреждениях России.

Список литературы

1. Александров А.А., Котова М.Б., Александрова В.Ю., Климович В.Ю., Розанов В.Б. Профилактика курения среди учащихся V-VII классов // Профилактическая медицина (Профилактика заболеваний и укрепление здоровья). - 2009. - №5. - С. 17-22.

2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор: учеб.-метод. пособие для учителей средней школы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Учительская газета, 2001.

3. Барцалкина В.В., Гречаная Т. Б. Обзор эффективных стратегий профилактики употребления психоактивных веществ подростками и примеры профилактических программ // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. - Вып. 3. - Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. - М., 2007.

4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова ТА. Все цвета, кроме черного: Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 64 с.

5. Березин С.В., Шапатина О.В. Комплексная методика ранней профилактики наркомании: метод. пособие. - Самара, 2004. - 27 с.

6. Вислова А. Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения: моногр. - Нальчик: Гп КбР РПК, 2009. - 208 с.

7. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: пособие для учителей. - М.: Project HOPE, 1998. - 89 с.

8. Гречаная Т.Б., МакДональд Л., Барцалкина В.В., Дмитриева Н.Г Современный подход к первичной профилактике употребления алкоголя и наркотиков, основанный на взаимодействии семьи и школы //

Профилактическая медицина (Профилактика заболеваний и укрепление здоровья). - 2004. - № 3.

9. Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени»: метод. реком. - М., 2000.

10. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

11. Латышев Г.В. Орлова М.В. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. - СПб.: Ars Longa, 2001.

12. Легальные и нелегальные наркотики / под ред. В. А. Ананьева. - СПб.: ИМАТОН, 1996.

13. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для класс. рук. / под ред. Н.П. Майровой. -СПб.: Образование-Культура, 2002. - 288 с.

14. Макеева А. Г. «Все цвета, кроме черного: учеб.-метод. комплект // под ред. М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2006.

15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для учителей младшей школы / под ред. М.М. Безруких. - СПб.: Образование-Культура, 1999.

16. Николаева Л.П., Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителя. - М.: Моск. психол.-соц. ин-та. - Воронеж: МОДЭК, 2003.

17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др. Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи: метод. реком. - Гатчина: Латона, 2002.

18. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. - М., 2000.

19. Dusenbury, L., and Falco, M. (1995). Eleven components of effective drug abuse prevention curricula // Journal of School Health. - 65(10). - 420-424.

20. McDonald L. FAST team trainer manual: steps to certification. FAST Training and Evaluation Center. Edgewood College, Madison, WI 53711, 1992; revised 1998; revised 2000.

21. National Institute on Drug Abuse. Drug Abuse Prevention Package (four manuscripts on prevention). NCADI #PREVPK. Rockville, MD: U.S. Department of Health and Human Services, National Institutes of Health, National Institute on Drug Abuse, 1997.

22. Perry, CL, Williams, CL, Komro, KA, Veblen-Mortenson, S., Stigler, MH, Munson, KA, Farbakhsh, K., Jones, RM, & Forster, JL (2002, February). Project Northland: Long-Term Outcomes of Community Action to Reduce Adolescent Alcohol Use // Health Education Research. - 17 (1). - 117-1132.

23. Smedley BD, Syme SL (eds.) (2001). Promoting Health: Intervention Strategies from Social and Behavioral Research . Washington, DC: National Academies Press.

24. Williams C.L., Grechanaia T., Romanova O. et al. Russian-American Partners for Prevention: Adaptation of a School-Based Parent-Child Program for Alcohol Use Prevention. Eur J Public Health 2001; 11: 3: 314-321

25. Windle, M. & Davies, P. (1999). Developmental theory and research. In K.E. Leonard & H.T. Blane (Eds.), Psychological theories of drinking and alcoholism, 2nd ed. Guilford Press: New York.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.