УДК 159.99
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
© 2018
Швацкий Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология и педагогика» Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Решение проблемы наркотизации современного общества невозможно без проведения профилактической работы в образовательных учреждениях. Это связано с тем, что употребление наркотических средств как форма поведенческих девиаций в последнее время значительно активизировалось в детской и молодежной среде. В силу психогормональных процессов и перестройки Я-концепции ребенка особую группу риска составляют подростки. Анализ современных исследований показал, что в подростковом возрасте из трех стадий наркотизации чаще всего формируется первая, когда употребление наркотиков является случайным, обусловлено любопытством и еще не переходит в аддикцию. В статье представлены результаты исследования психолого-педагогических технологий профилактики употребления наркотических средств среди подростков. Выделены принципы профилактической работы, обоснованы основные компоненты психолого-педагогической профилактики (когнитивный, аффективный и поведенческий). В ходе диагностического исследования были определены отношение и предрасположенность подростков к употреблению наркотических средств. На основе полученных данных была составлена программа профилактических мероприятий, апробация которой позволила выявить наиболее эффективные технологии повышения уровня осведомленности подростков о сущности наркозависимости и негативных последствиях употребления наркотических средств, формирования негативного отношения к употреблению наркотиков, а также технологии развития навыков резистентного поведения в ситуациях возможного вовлечения подростков в наркотизацию.
Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, употребление наркотических средств, психоактивные вещества, профилактика, психолого-педагогические технологии
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF DRUG ABUSE PREVENTION AMONG ADOLESCENTS
© 2018
Shvatskiy Alexey Yurievich, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair «Psychology and pedagogy» Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira prospect, 15a, e-mail: [email protected])
Abstract. It is impossible to solve the problem of drug abuse in modern society without organizing preventive activities in educational institutions. It is determined by the fact that lately drug abuse as a form of behavioural deviations increased dramatically in adolescent and youthful groups. Due to psychological and hormonal processes and personality concept restructuring adolescents constitute an especially vulnerable group. The analysis of recent researches implies that out of three stages of narcotization in adolescence only the first one develops when abuse of drugs is sporadic, prompted by curiosity and does not transform into addiction. The author's findings in the field of psychological and educational technologies of drug abuse prevention are presented in this article. The principles of preventive activities are outlined and the basic components of psychological and educational prevention (cognitive, affective and behavioural) are determined. Adolescents' attitude and predisposition to drug abuse were assessed during the diagnostic studies. Based on the data obtained the programme of preventive actions has been scheduled and its verification has allowed us to determine the most efficient technologies to raise adolescent's awareness of nature of drug addiction and negative consequences of drug abuse, to form their negative attitude to drug abuse and to develop skills of resistant behavior in the situations of their possible involvement in narcotization.
Keywords: adolescence, deviant behavior, drug abuse, psychoactive substances, prevention, psychological and educational technologies
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется общей ситуацией в стране, которая характеризуется катастрофическим ростом числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков.
По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в Европе по количеству наркозависимых на сто тысяч жителей, а по абсолютному числу подростков, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), - первое место. К тому же за последние годы отмечается значительный сдвиг наркоактивности в молодежной среде в сторону более раннего возраста.
Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» первой пробы, при этом особое внимание нужно уделять профилактике употребления наркотических средств в условиях образовательных учреждений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной науке бесспорным является положение о том, что
наркомания является разновидностью девиантного поведения [1-4].
В последнее время интерес к проблеме девиантно-сти проявляют специалисты из разных научных областей: социологии, педагогики, психологии, медицины, юриспруденции и др. Ей посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов (С. А. Бадмаев, Е. В. Змановская, Л. Б. Шнейдер, А. Е. Личко, В. Т. Кондрашенко, И. А. Фурманов, Ю. А. Клейберг, А. Бандура, С. Даулинг, Р. Уолтерс и др.).
Традиционно, девиантность или девиантное поведение определяется как: «1) поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (соц. группе) нормам и ожиданиям; 2) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [5, с.94].
Понятие девиантного поведения предполагает его сравнение с определенной нормой. В современной науке выделяется два базовых похода к оценке поведения: нормоцентрический и нозоцентрический. Первый ориентирован на анализ деятельности человека в соответствии с определенной нормой (социальной, этнокульту-
Швацкий Алексей Юрьевич ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
ральной, профессиональной, возрастной и др.). Второй подход - нозоцентрический (психиатрический) - подразумевает оценку поведения и деятельности человека с позиции патологии и выявления признаков нарушений и заболеваний [6]. В психологии и педагогике наибольшее распространение получил статистически-адаптационный подход, в соответствии с которым норма есть «что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы или нечто наиболее приспособленное к окружающей среде» [7, с. 115].
Употребление ПАВ, прежде всего наркотиков, алкоголя, табачных изделий и др., как форма поведенческих девиаций фиксируется не только у взрослых людей, но и в детской и молодежной среде. При этом, как отмечает большинство авторов, особую группу риска составляют подростки. Именно в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, и внутренние трудности этого переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции, часто приводят к развитию отклонений в поведении.
Наркотики, также как и другие ПАВ, выполняют в жизни подростка вполне определенные социальные и психологические функции. Они служат для ослабления физической боли, снижения уровня тревоги и волнения либо используются как средство «ухода» от житейских невзгод и конфликтов.
В употреблении наркотиков подростки видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.
Исследования Т. А. Ратановой [8] позволили дифференцировать отношение к наркотикам в разных возрастных группах подростков: в 10-12 лет повышенный интерес к данной проблеме сочетается с обрывочными и часто недостоверными знаниями как о самих наркотиках и их потребителях, так и о последствиях их употребления; в 12-14 лет знания о наркотических средствах более обширны, но их опасность недооценивается, и хотя пробовали наркотики единицы, возможность употребления их «легких» видов вызывает у многих подростков повышенный интерес; в возрасте 14-16 лет в подростковой среде наблюдается вполне четкое выделение трех типов отношения к наркотикам: положительное (характерно для подростков, уже имеющих опыт употребления или готовых попробовать), отрицательное (подростки выступают против употребления наркотиков и считают их проявлением личностной неполноценности и слабости характера), неопределенное (подростки, у которых не было опыта употребления, но которые в силу несфор-мированного отношения к наркотикам могут начать употребление под влиянием сверстников); в 16-18 лет сохраняются выделенные в предыдущем возрастном диапазоне типы отношений к наркотикам, однако количество неопределившихся подростков резко сокращается, в том числе и вследствие повышения объективности знаний о наркотических средствах.
В медико-психологической литературе формирование наркотической зависимости рассматривается как поэтапный процесс: на первом этапе - этапе первых проб - употребление ПАВ является случайным, обусловлено в первую очередь любопытством и еще не считается ад-дикцией; второй этап - первичный поисковый полинар-котизм - характеризуется тем, что употребление наркотиков перестает быть единичным случаем и становится образом жизни подростка, хотя влечение к наркотикам как таковое отсутствует, ярко выражена «групповая» зависимость (наркотик употребляется в определенной ситуации или привычном окружении); третий этап фонового наркотизма характеризуется формированием ритма употребления, значительно возрастает толерантность к ПАВ за счет угасания защитных механизмов, что приводит к психологической зависимости [9,10]._
Из перечисленных стадий наркотизации в подростковом возрасте достаточно часто формируется первая стадия, реже встречается вторая и практически не фиксируется третья стадия [11]. Именно поэтому наиболее эффективным средством борьбы с распространением наркозависимости в подростковой среде считается профилактическая работа, а образовательные учреждения обладают уникальными возможностями для проведения такой работы, в частности, они сохраняют огромное влияние на формирование и развитие личности учащихся, имеют доступ к их семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагают квалифицированными специалистами (психологами, социальными педагогами), способными обеспечить эффективную реализацию мероприятий по профилактике употребления наркотических средств.
В соответствии со спецификой наркозависимости как формы девиантного поведения в подростковом возрасте в научной литературе выделяют следующие принципы профилактической работы: комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); массовость (приоритет групповых форм работы); позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [12].
Профилактика употребления наркотиков среди подростков предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. М. С. Матусевич и В. А. Ткачук выделяют следующие компоненты профилактической работы: экономический, административно-правовой, медико-социальный, санитарно-гигиенический, психолого-педагогический [13].
Сущность психолого-педагогического компонента состоит в формировании у подростков резистентности к употреблению наркотических средств, что невозможно без осознания ценности здорового образа жизни и самосозидающей деятельности, активизации потребности в самосовершенствовании и личностной самореализации.
Достижение поставленной цели осуществимо путем организации комплексной профилактической деятельности в трех направлениях: когнитивного, аффективного и поведенческого.
Когнитивное направление предполагает повышение уровня осведомленности подростков о сущности и механизмах наркотической зависимости, а также о негативных последствиях употребления наркотических средств.
Работа в этом направлении должна строиться с учетом того, что: современные подростки характеризуются высокой степенью информированности о видах наркотических средств, об их доступности в обществе; в подростковых группах распространено представление о «безвредности» отдельных видов наркотиков; в сознании многих подростков употребление наркотиков ассоциируется с такими сферами социальной жизни, как развлечение, креативная деятельность, духовное совершенствование, либо является неотъемлемым атрибутом жизненного успеха.
С. Б. Белогуров отмечает, что просвещение подростков по вопросам наркозависимости должно максимально исключать возможность обратного эффекта - «повышенного интереса», когда сообщаемая информация вызывает «поисковую активность ребенка и желание на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов» [14, с.45].
Аффективное направление профилактики ориентировано на формирование негативного отношения к употреблению наркотических средств, эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве
положительной ролевой модели.
Поведенческое направление работы предполагает проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на выработку навыков самосохранения, умений отстаивать собственную точку зрения, формирование жизненной позиции, которая позволит выстраивать позитивные отношения с окружающими без использования ПАВ.
Данное направление профилактической деятельности в первую очередь ориентировано на подростков, имеющих проблемы психологического и социального характера, потому что при его реализации не только формируется резистентность к наркотикам на поведенческом уровне, но и корректируются недостатки их психосоциального развития.
Анализ зарубежного опыта [15] и отечественных исследований по проблеме профилактики употребления наркотических средств в подростковой среде [16-21] позволил нам выделить группы наиболее эффективных психолого-педагогических технологий профилактической деятельности. К ним относятся:
1) Организация социальной среды, которая предполагает работу с семьей, формальной группой подростков, молодежными субкультурами с целью формирования негативного общественного мнения к употреблению наркотиков.
2) Информирование - проведение лекций, бесед, в том числе с привлечением врачей-наркологов, практикующих психологов и сотрудников правоохранительных органов, распространение специализированной литературы и видео-материалов о негативных последствиях подростковой наркомании.
3) Активное обучение, включающее в себя проведение тренингов по формированию социально-важных навыков (например, тренинги резистентности, ассертив-ности, жизненных навыков).
4) Организация здорового образа жизни, нацеленная на пропаганду здорового питания, регулярных физических нагрузок, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
5) Активизация личностных ресурсов - проведение занятий, ориентированных на творческое самовыражение и личностное развитие подростков.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования стало выявление отношения и предрасположенности подростков к употреблению наркотических средств, а также проверка эффективности проведенного нами комплекса психолого-педагогических мероприятий по профилактике употребления наркотиков в подростковой среде.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Организация экспериментального исследования и выбор методов определялись целью и теоретическими положениями, изложенными выше. Программа исследования включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом - констатирующем - этапе были проведены диагностические методики, направленные на определение отношения и предрасположенности подростков к употреблению наркотических средств: изучение представлений о здоровом образе жизни (методика Е. В. Змановской), определение предрасположенности подростка к употреблению наркотических и психоактивных веществ (тест Г.Г. Кулинич), изучение мнения подростков по проблеме зависимостей (анкета Т. А. Фалькович), оценка психических состояний подростков (методика Г. Айзенка).
Целью формирующего этапа исследования была разработка и апробация программы по профилактике употребления наркотических средств в подростковой среде. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика с целью определения эффективности проведенных профилактических мероприятий. В исследовании при-
нимали участие обучающиеся 8 классов средней общеобразовательной школы г. Орска в общем количестве 81 человек.
Результаты диагностического этапа исследования показали, что все испытуемые владеют информацией по вопросам наркотической зависимости, однако источниками этих знаний в подавляющем большинстве случаев являются друзья, знакомые и СМИ.
В ходе анонимного анкетирования 11,1% подростков признались, что уже пробовали легкие наркотики, при этом 85,2% испытуемых уверены, что однократные пробы не вызывают зависимости, и они всегда смогут отказаться от употребления, если захотят этого или им надоест. Только 18,5% подростков считают, что с распространением наркотиков нужно бороться, остальные признают, что это бесполезно. 39,5% подростков осознают значимость физического и психического здоровья в их жизни, но только 44,4% предпринимают активные действия для повышения уровня своего здоровья (занимаются спортом, правильно питаются и т.п.). В среднем из 12 аспектов здорового образа жизни в выборке испытуемых отказ от употребления наркотических средств занимает 9 ранговое место.
Исследование выявило предрасположенность к употреблению наркотических средств и ПАВ у 28,4% подростков, однако в группу риска также можно отнести обучающихся с высоким уровнем фрустрации (58%), тревожности (23,5%) и сильно выраженной ригидностью, неизменностью поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной обстановке (37%). В целом, регистрируется неприятие проблемы наркозависимости как таковой и отсутствие мотива сотрудничества со взрослыми для ее решения.
В целях профилактики употребления наркотических средств в подростковой среде нами была разработана программа «Я выбираю здоровье!», которая была направлена на решение как общих, напрямую не связанных с наркозависимостью, так и специфических задач, которые непосредственно затрагивали вопросы употребления наркотиков.
Для решения поставленных задач в программе использовались такие методы и техники психологического воздействия, как: визуализация; психогимнастика; телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы); игровые методы (сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации); моделирование и анализ проблемных ситуаций; беседа, тренинг умений. Работа проводилась в трех направлениях: когнитивном, аффективном и поведенческом, с привлечением педагогов, психологов, врачей-наркологов и сотрудников правоохранительных органов.
В рамках первого направления с целью информирования подростков о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами были реализованы следующие мероприятия: беседа с социальным педагогом «Спасибо, нет...» по профилактике наркомании, индивидуальные и групповые консультации психолога, посещение наркодиспансера, встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.
Формирование негативного отношения подростков к употреблению наркотических средств осуществлялось путем проведения акции «Скажи нет наркотикам!» и конкурса творческих работ и агитбригад «Здоровье нации в XXI веке», которые были нацелены на пропаганду здорового образа жизни и изменение отношения обучающихся к ПАВ.
Данные мероприятия проводились в рамках региональной акции по борьбе с никотином, наркотиками и СПИДом.
Третье - поведенческое - направление профилактической работы включало в себя проведение тренинговых занятий с подростками на тему «Я выбираю жизнь!». Целью тренинга было формирование и укрепление антинаркотических установок подростков (осознание де-
Швацкий Алексей Юрьевич ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
структивного воздействия наркотиков и других видов ПАВ на состояние здоровья, стабильность личности и социальное благополучие), развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ), а также развитие коммуникативных умений обучающихся.
Программа предполагала проведение психологом 12 тематических занятий периодичностью два раза в месяц.
Помимо вышеперечисленных мероприятий, рассчитанных на детей-подростков, профилактическая работа предполагала и взаимодействие с родителями и педагогами.
Для родителей детей подросткового возраста, входящих в группу риска, были организованы лекции, индивидуальные консультации, обучающие практикумы, группы поддержки.
Для педагогов в рамках опытно-экспериментальной работы были предложены информационные буклеты, консультативные и обучающие занятия, а также проведен «круглый стол» по проблеме наркозависимости, в котором участвовали администрация школы, педагоги, актив школьной детской организации, психологи и врачи детского медико-психологического центра, инспектор по делам несовершеннолетних, представители православной церкви.
Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе исследования, показала изменения в уровне осведомленности и отношении подростков к употреблению наркотических средств.
Так, на 36% уменьшилось число испытуемых, которые бы положительно или нейтрально оценивали воздействие наркотиков на физическое и психическое здоровье. В качестве источников объективной информации о последствиях употребления наркотических средств помимо друзей и знакомых более половины подростков указали родителей и учителей, при этом степень доверия к ним значительно повысилась.
С 18,5% до 65,4% возросло количество учащихся, которые признают необходимость противодействовать распространению наркотиков в обществе и особенно среди детей.
Анкетирование показывает, что подростки знают, как правильно вести себя в ситуациях принуждения к пробе, хотя отдельные учащиеся указывали, что отказ от употребления наркотиков может привести к потере авторитета в группе сверстников и даже потере друзей.
Также был зафиксирован рост числа испытуемых, не только осознающих значимость здорового образа жизни, но и тех, кто предпринимает активные действия для его поддержания. Среди аспектов здорового образа жизни отказ от употребления наркотических средств переместился с 9 на 4 ранговое место.
По мнению самих подростков, наиболее эффективными среди антинаркотических мероприятий были признаны встречи с врачами-наркологами и тренинговые занятия с психологом. Большинство испытуемых положительно оценивали спокойный и убедительный тон подачи информации, отсутствие прямого запугивания и нравоучений со стороны взрослых, использование активных методов обучения, видимый эффект от занятий.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что профилактика употребления наркотических средств в подростковой среде должна реализовываться как комплексная система психолого-педагогических мероприятий в трех направлениях (когнитивном, аффективном и поведенческом) и с использованием технологий, направленных на повышение уровня осведомленности подростков о сущности наркозависимости и негативных последствиях употребления наркотических средств, на формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, а также на развитие навыков резистентного поведения в ситуациях возможного вовлечения подростков в нарко-
тизацию.
В дальнейшем планируется продолжить профилактическую работу с учетом результатов данного исследования и расширить выборку испытуемых, включив в нее детей раннего подросткового возраста и учащихся старших классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения : монография. - Москва : Алеф-пресс, 2014. -231с.
2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. - Москва : Питер, 2011.
- 351 с.
3. Прокурова С. В. Девиантное поведение подростков : учебно-методическое пособие. - Волгоград : Перемена, 2015. - 103с.
4. Пронин А. А.. Социально-правовая защита детства в России : монография. - Москва : Директ-Медиа; Берлин : DirectMedia, 2014. - 312с.
5. Психологический словарь-справочник / Под ред. М.И. Дьяченко. - М.: Харвест, 2009. - 455с.
6. Родермель Т. А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты: учебное пособие. - Новосибирск : Изд-во ЦНРС, 2015.
- 98 с.
7. Шнейдер Л. Б. Психология подростковой деви-антности и аддиктивности: учебно-методическое пособие. - Москва : МПСУ, 2015. - 294 с.
8. Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЕК», 2008. - 156 с.
9. Гут Ю. Н. Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения подростков : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.
- Белгород, 2014. - 164 с.
10. Личко А. Е., Бартецкий В. С. Подростковая наркология. - М., 2004. - 224 с.
11. Нахимова Я. Н., Ромашкина Г. Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании // Образование и наука. 2017. Том 19, № 6. С. 138-143.
12. Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости: монография. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 311с.
13. Матусевич М. С., Ткачук В. А. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 795-796.
14. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании : Наглядно-методическое пособие / сост. С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. - Москва : Центр «Планетариум», 2006. - 96 с.
15. Никитина Л. А. Анализ зарубежного опыта профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде // Вестник Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №3. С. 247-251.
16. Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5-9 классы / авт.-сост. Н. И. Цыганкова, О. В. Эрлих. - Москва : Русское слово, 2015.
- 117с.
17. Соловьёва О. П. Интернет-урок как средство профилактики употребления наркотиков // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С. 35-36.
18. Хаярова Л. Р. Психологические технологии профилактики наркозависимого поведения в среде студенческой молодежи // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №5. С. 42-45.
19. Никифорова Т. Ю. Социально-педагогические технологии в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди подрастающего поколения // Вестник ТГУ. 2011. Том 16. Вып.1. С. 379-381.
20. Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профи-
лактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц-практик. - М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 128 с.
21. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. - СПб. : Речь, 2005. - 256 с.
Статья поступила в редакцию 17.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018