Научная статья на тему 'Преодоление негативных тенденций нарушения прав детей на особую защиту от употребления наркотиков'

Преодоление негативных тенденций нарушения прав детей на особую защиту от употребления наркотиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
643
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОДРОСТКАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / DRUGS / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / DRUG CONSUMPTION BY TEENAGERS / PEDAGOGICAL MEASURES OF ANTINARCOTIC PREVENTION IN EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гараева Екатерина Александровна, Кузнецов Владимир Викторович

В статье рассматривается проблема употребления подростками наркотических средств, приводятся статистические данные показателей смертности и заболеваемости наркотической зависимостью детей и подростков за последние годы в России. Представлены основные документы, регулирующие деятельность в сфере профилактики наркозависимости и употребления наркотиков среди детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE TENDENCIES OVERCOMING OF CHILDREN’S INVASION ON SPECIAL PROTECTION AGAINST DRUG CONSUMPTION

The article considers the drug consumption problem by teenagers. The statistic data of mortality rates and disease incidence at drug addiction by children and teenagers during the last years in Russia are cited in the article. The authors present the main documents regulating the activity in the sphere of drug addiction and drug consumption prevention among children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Преодоление негативных тенденций нарушения прав детей на особую защиту от употребления наркотиков»

Гараева Е.А., Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

В статье рассматривается проблема употребления подростками наркотических средств, приводятся статистические данные показателей смертности и заболеваемости наркотической зависимостью детей и подростков за последние годы в России. Представлены основные документы, регулирующие деятельность в сфере профилактики наркозависимости и употребления наркотиков среди детей и подростков.

Ключевые слова: наркотики, психоактивные вещества, употребление подростками наркотических средств, педагогические меры антинаркотической профилактики в образовательной среде.

В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ, как среди взрослых, так и среди детей, подростков, молодежи [1, с. 37]. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.

В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная с употреблением наркотических средств и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению [2, с.27]. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ, включая наркотические и токсикома-нические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркоза-висимые группы населения стремительно «молодеют». Уровень этой наркотизации все более захватывает среду девочек-подростков.

Данные по употреблению психоактивных веществ среди несовершеннолетних и по темпу формирования наркомании среди детей и подростков за последние пять лет позволяют отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подро-

стки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость, что определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ).

В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в Статье 33 указывается, что «Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими» [3].

Мы поддерживаем Конвенцию ООН о правах ребенка, которая Статьей 33 предусматривает право детей на защиту от употребления наркотиков. Все граждане, правительства и организации обязаны предотвратить употребление наркотиков среди молодежи. Незаконный оборот и употребление наркотиков является нарушением прав особо уязвимых групп населения, свобода воли которых сломана наркоманией. Наркомания - это современная форма рабства, которая лишает своих жертв воли, ломает их жизнь, приводит к преждев-

ременной смерти, обременяет общество и распространяет в нем манеру поведения, поощряющую употребление наркотиков. Сбалансированная политика, сочетающая профилактику наркомании, обучение, лечение, правоохранительную и научную деятельность, меры в области образования, а также меры, направленные на сокращение предложения, обеспечит эффективную платформу и поможет остановить употребление наркотиков и сопутствующие вредные воздействия.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» гласит следующее: «На начало 2011 года в 37 субъектах Российской Федерации показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации, только в 22 регионах работали перинатальные центры. В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медикосоциальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья» [4].

Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. Среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей указываются:

1. Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.

2. Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.

3. Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ.

4. Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

5. Внесение в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей) [4].

Следует отметить, что профилактика заболеваний, вызванных негативными зависимостями, в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе. В профилактике употребления психоактивных веществ среди детей и подростков выделяют два уровня:

1 уровень (превентивный) осуществляется учителями, классными руководителями с привлечением родителей, школьного психолога и врача и предусматривает повседневную работу, требующей определенных знаний по проблеме,

2 уровень профилактики направлен на раннее выявление, диагностику и лечение заболевших (этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах) [2, с.27].

Учебное заведение как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики всех форм химической зависимости путем:

- привития учащимся навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе обучения [6, с.27];

- влияния на уровень притязаний и самооценку подростков;

- осуществления совместной работы с семьями учащихся;

- привлечения различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов, представителей силовых структур и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий;

- осуществления мер по профилактике употребления алкоголя и табакокурения в рамках педагогических практик [7].

Однако реальная образовательная практика свидетельствует о том, что педагогический корпус до сих пор недостаточно включен в разработку необходимых профилактических программ и концепций и считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебновоспитательному процессу, что резко снижает эффективность профилактической работы в учебных заведениях; не разработаны в достаточной мере эффективные педагогические технологии перевода знаний о здоровье и здоровом образе жизни на поведенческий уровень, при существующем многообразии локальных экспериментальных профилактических программ у учебных заведений, как правило, отсутствует информация о них, нет критериев эффективности и оценки этой работы.

По мнению В.Г. Гладких, особый акцент необходимо делать на целевом управлении процессом - как особой форме его организационно-практического осуществления [8, с. 57]. Педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ (включая наркозависимости и табакозависи-мости) среди учащихся учреждений общего образования должна выстраиваться на основе нормативных правовых документов Российской Федерации, регламентирующих данную работу. К последним принятым документам относятся:

- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011 г. №МД-1197/06;

- Стратегией государственной антинар-котической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690);

- Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р);

- Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р).

Долгое время одним из основополагающих документов для работников образования в ходе организации профилактической работы в образовательных учреждениях оставался приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 года № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде, реализуемым преимущественно через работу общеобразовательных учреждений является первичная профилактика. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий, связанная с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов (свойств и качеств), расширением социальных компетенций, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды, предупреждением формирования мотивов употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни; направленная на предупреждение приобщения к употреблению веществ, вызывающих зависимость; ориентированная на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. Главным направлением в плане профилактики следует считать работу со здоровыми детьми с целью формирования у них знаний, привычек и способностей к здоровому образу жизни.

Способы решения этой задачи, на наш взгляд,

- выделение и введение живых образцов нормальной и здоровой жизнедеятельности, их культивирование и распространение.

Современная концепция раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в мик-росоциальное окружение ребенка «группы риска».

Как отмечает В.В. Кузнецов, профилактика должна быть, прежде всего, позитивной в своей основе [9]. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в при-

еме ПАВ. Важную роль играет культурное воспитание, привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия.

На наш взгляд, особую роль в решении обозначенной проблемы имеет повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактике наркотических средств.

Взрослые, в том числе педагоги, как правило, не готовы к качественной антинаркоти-ческой деятельности. Кроме того, многие считают, что профилактика наркомании - обязанность семьи, и не видят возможных путей и способов взаимодействия с ней в решении этой общей задачи.

Педагоги (и родители) не имеют достаточного понятия о том, что неблагополучие, ведущее к наркомании, может быть не только внешним, но и внутренним. В частности, все еще распространено неправильное мнение о том, что к наркотикам приобщаются только «неблагополучные» дети и подростки, так что если «у ребенка всё есть», он защищен от этой опасности. При проведении же работы, которую они считают «антинаркотической», педагоги зачастую не в состоянии описать ее содержание, формы, методы.

На основе анализа научно-методической литературы и исследований в данной области определена система педагогической анти-наркотической профилактики в образовательной среде.

На наш взгляд, первое направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. В настоящее время необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья. Формировать у подростка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения. Речь идет именно о задаче образовательного уч-

реждения в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. За основу взято определение здоровья, которое сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием» [6, с. 13].

Необходимо, на наш взгляд, специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.

Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста и их включенности в наркотическую ситуацию. К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет», это вале-ология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни через развитие физической культуры школьников.

Данное направление учебно-воспитательной работы обеспечивается в первую очередь через заместителя директора по учебной работе и реализуется на основе преподавательской деятельности педагога-валеолога, педагога по ОБЖ, педагога по физической культуре, а также частично лекторов - специалистов по отдельным проблемам развития и здорового образа жизни (половое воспитание). Для данных форм работы по отдельным разделам превентивных образовательных

программ может привлекаться и школьный врач. В настоящее время многие программы по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:

- образовательный компонент - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование ему, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;

- психологический компонент - углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений, формирование позитивной концепции самосознания;

- социальный компонент - активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

Второе направление педагогической анти-наркотической профилактики - это разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ. Это превентивные, то есть несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе лежит обучение через предмет, а именно такие, как история, биология, химия, литература, ОБЖ, право. Для формирования этого направления работы также могут привлекаться специалисты по отдельным проблемам здоровья и развития (половое воспитание, психическое здоровье и проблемы зависимости) и врач.

Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотичес-кой профилактики:

- образовательный компонент - минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употребле-

нии наркотиков, знания об ответственности и наказаниях за употребление, хранение и распространение наркотических средств;

- психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;

- социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.

Третье направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для учащихся. Данная форма первичной профилактической работы проводится с подростками среднего и старшего возраста. В этом направлении первичный профилактический уровень обеспечивается не педагогическими и воспитательными, а психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся и стратегий их позитивного поведения. В связи с этим разработка данного направления первичной профилактики в школе может быть решена только на основе глубоко продуманной стратегии развития ан-тинаркотической работы со стороны руководителей учреждения - директора, заместителя директора по воспитательной работе. Данное направление следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим квалифицированной подготовки школьного психолога, социального педагога, а также помощи учителей, подготовленных для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы.

Четвертое направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка превентивных обучающих программ

- тренингов для специалистов образовательного учреждения. Это направление активной профилактической антинаркотической работы ориентировано на обучение и переобуче-

ние методам первичной профилактики педагогического состава и педагогов-лидеров, которые проявили интерес активно сотрудничать с психологом, врачом, социальными педагогами в проведении антинароктических программ. Данное направление следует отнести к уровню первичной профилактической работы, которая включает в себя два ведущих метода. Один из них - лекционно-информационный - является привычным для педагогов; другой - психологический - направлен на развитие личностных ресурсов и стратегий поведения педагогов.

Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами: лекционные занятия по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и со-зависимости, особенностям выздоровления и реабилитации при наркомании; практические семинары по методическому оснащению превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся; лекционные и практические занятия по развитию правовой компетентности учителей и преподавателей.

Следовательно, чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы необходимо на постоянной основе проводить обучающие семинары для педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников детства, целью которых выступает расширение представлений о методах и формах активной профилактической работы в образовательной среде. Программы семинаров должны носить практическую направленность, обучать навыкам общения с подростком, который начал употреблять психоактивные вещества, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества. Посредством таких семинаров необходимо распространять новый опыт по инновационным психолого-педагогическим методам формирования у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а также активные психологические установки противодействия приему наркотиков.

Таким образом, только сбалансированная политика, сочетающая профилактику наркомании, обучение, лечение, правоохранительную и научную деятельность, меры в области образования, а также меры, направленные на сокращение предложения, обеспечит эффективную платформу и поможет остановить употребление наркотиков и темпы распространения наркомании среди детей и подростков. Преодолению негативных тенденций нарушения прав детей на особую защиту от употребления наркотиков способствует последовательное, поэтапное и комплексное выполнение мероприятий, связанных с профилактикой

наркомании среди детей и подростков. На основе анализа научно-методической литературы и исследований в данной области определена система педагогической антинаркотичес-кой профилактики в образовательной среде, включающая как разработку и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся, так и обучающие семинары и тренинги для педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников детства, целью которых выступает расширение представлений о методах и формах активной профилактической работы.

12.01.2014

Список литературы:

1. Пережогин, Л.О. Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости / Л.О. Пережогин. - М., 2007.

2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодёжи. — М.: Academia. АМК и ПРО, 2001.- 183 с.

3. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Под ред. В.Л. Белова. - М.: Нарконет, 2002. - 502 с.

6. Гараева, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е.А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 175 с.

7. Гараева, Е.А. Преддипломная педагогическая практика как фактор формирования исследовательской компетентности бакалавра профессионального обучения // Образование и общество. - 2013. - №2. - С. 46- 50.

8. Гладких, В.Г. Целевой подход - новая философия управления образовательным учреждением // Методологические основания гуманитарного образования: сб. науч. тр. / редкол.: Г.Г. Зейналов (отв.ред.) [и др.]; Мордов. Гос. пед. ин-т. -Саранск, 2012. - С. 55-59.

9. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Серия «Бакалавриат» / В.В. кузнецов. - М.: ЭГВЕС, 2012. - 140 с.

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, e-mail:[email protected] Гараева Екатерина Александровна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20925, тел. (3532) 372584

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.