Гараева Е.А., Кузнецов В.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
В статье рассматривается проблема употребления подростками наркотических средств, приводятся статистические данные показателей смертности и заболеваемости наркотической зависимостью детей и подростков за последние годы в России. Представлены основные документы, регулирующие деятельность в сфере профилактики наркозависимости и употребления наркотиков среди детей и подростков.
Ключевые слова: наркотики, психоактивные вещества, употребление подростками наркотических средств, педагогические меры антинаркотической профилактики в образовательной среде.
В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ, как среди взрослых, так и среди детей, подростков, молодежи [1, с. 37]. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.
В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная с употреблением наркотических средств и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к утяжелению [2, с.27]. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ, включая наркотические и токсикома-нические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркоза-висимые группы населения стремительно «молодеют». Уровень этой наркотизации все более захватывает среду девочек-подростков.
Данные по употреблению психоактивных веществ среди несовершеннолетних и по темпу формирования наркомании среди детей и подростков за последние пять лет позволяют отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подро-
стки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость, что определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в Статье 33 указывается, что «Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими» [3].
Мы поддерживаем Конвенцию ООН о правах ребенка, которая Статьей 33 предусматривает право детей на защиту от употребления наркотиков. Все граждане, правительства и организации обязаны предотвратить употребление наркотиков среди молодежи. Незаконный оборот и употребление наркотиков является нарушением прав особо уязвимых групп населения, свобода воли которых сломана наркоманией. Наркомания - это современная форма рабства, которая лишает своих жертв воли, ломает их жизнь, приводит к преждев-
ременной смерти, обременяет общество и распространяет в нем манеру поведения, поощряющую употребление наркотиков. Сбалансированная политика, сочетающая профилактику наркомании, обучение, лечение, правоохранительную и научную деятельность, меры в области образования, а также меры, направленные на сокращение предложения, обеспечит эффективную платформу и поможет остановить употребление наркотиков и сопутствующие вредные воздействия.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» гласит следующее: «На начало 2011 года в 37 субъектах Российской Федерации показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации, только в 22 регионах работали перинатальные центры. В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медикосоциальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья» [4].
Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. Среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей указываются:
1. Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
2. Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.
3. Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ.
4. Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
5. Внесение в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей) [4].
Следует отметить, что профилактика заболеваний, вызванных негативными зависимостями, в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.
Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе. В профилактике употребления психоактивных веществ среди детей и подростков выделяют два уровня:
1 уровень (превентивный) осуществляется учителями, классными руководителями с привлечением родителей, школьного психолога и врача и предусматривает повседневную работу, требующей определенных знаний по проблеме,
2 уровень профилактики направлен на раннее выявление, диагностику и лечение заболевших (этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах) [2, с.27].
Учебное заведение как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики всех форм химической зависимости путем:
- привития учащимся навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе обучения [6, с.27];
- влияния на уровень притязаний и самооценку подростков;
- осуществления совместной работы с семьями учащихся;
- привлечения различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов, представителей силовых структур и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий;
- осуществления мер по профилактике употребления алкоголя и табакокурения в рамках педагогических практик [7].
Однако реальная образовательная практика свидетельствует о том, что педагогический корпус до сих пор недостаточно включен в разработку необходимых профилактических программ и концепций и считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебновоспитательному процессу, что резко снижает эффективность профилактической работы в учебных заведениях; не разработаны в достаточной мере эффективные педагогические технологии перевода знаний о здоровье и здоровом образе жизни на поведенческий уровень, при существующем многообразии локальных экспериментальных профилактических программ у учебных заведений, как правило, отсутствует информация о них, нет критериев эффективности и оценки этой работы.
По мнению В.Г. Гладких, особый акцент необходимо делать на целевом управлении процессом - как особой форме его организационно-практического осуществления [8, с. 57]. Педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ (включая наркозависимости и табакозависи-мости) среди учащихся учреждений общего образования должна выстраиваться на основе нормативных правовых документов Российской Федерации, регламентирующих данную работу. К последним принятым документам относятся:
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011 г. №МД-1197/06;
- Стратегией государственной антинар-котической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690);
- Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р);
- Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р).
Долгое время одним из основополагающих документов для работников образования в ходе организации профилактической работы в образовательных учреждениях оставался приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 года № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде, реализуемым преимущественно через работу общеобразовательных учреждений является первичная профилактика. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий, связанная с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов (свойств и качеств), расширением социальных компетенций, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды, предупреждением формирования мотивов употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни; направленная на предупреждение приобщения к употреблению веществ, вызывающих зависимость; ориентированная на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. Главным направлением в плане профилактики следует считать работу со здоровыми детьми с целью формирования у них знаний, привычек и способностей к здоровому образу жизни.
Способы решения этой задачи, на наш взгляд,
- выделение и введение живых образцов нормальной и здоровой жизнедеятельности, их культивирование и распространение.
Современная концепция раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в мик-росоциальное окружение ребенка «группы риска».
Как отмечает В.В. Кузнецов, профилактика должна быть, прежде всего, позитивной в своей основе [9]. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в при-
еме ПАВ. Важную роль играет культурное воспитание, привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия.
На наш взгляд, особую роль в решении обозначенной проблемы имеет повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактике наркотических средств.
Взрослые, в том числе педагоги, как правило, не готовы к качественной антинаркоти-ческой деятельности. Кроме того, многие считают, что профилактика наркомании - обязанность семьи, и не видят возможных путей и способов взаимодействия с ней в решении этой общей задачи.
Педагоги (и родители) не имеют достаточного понятия о том, что неблагополучие, ведущее к наркомании, может быть не только внешним, но и внутренним. В частности, все еще распространено неправильное мнение о том, что к наркотикам приобщаются только «неблагополучные» дети и подростки, так что если «у ребенка всё есть», он защищен от этой опасности. При проведении же работы, которую они считают «антинаркотической», педагоги зачастую не в состоянии описать ее содержание, формы, методы.
На основе анализа научно-методической литературы и исследований в данной области определена система педагогической анти-наркотической профилактики в образовательной среде.
На наш взгляд, первое направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. В настоящее время необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья. Формировать у подростка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения. Речь идет именно о задаче образовательного уч-
реждения в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. За основу взято определение здоровья, которое сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием» [6, с. 13].
Необходимо, на наш взгляд, специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.
Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста и их включенности в наркотическую ситуацию. К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет», это вале-ология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни через развитие физической культуры школьников.
Данное направление учебно-воспитательной работы обеспечивается в первую очередь через заместителя директора по учебной работе и реализуется на основе преподавательской деятельности педагога-валеолога, педагога по ОБЖ, педагога по физической культуре, а также частично лекторов - специалистов по отдельным проблемам развития и здорового образа жизни (половое воспитание). Для данных форм работы по отдельным разделам превентивных образовательных
программ может привлекаться и школьный врач. В настоящее время многие программы по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:
- образовательный компонент - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование ему, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;
- психологический компонент - углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений, формирование позитивной концепции самосознания;
- социальный компонент - активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Второе направление педагогической анти-наркотической профилактики - это разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ. Это превентивные, то есть несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе лежит обучение через предмет, а именно такие, как история, биология, химия, литература, ОБЖ, право. Для формирования этого направления работы также могут привлекаться специалисты по отдельным проблемам здоровья и развития (половое воспитание, психическое здоровье и проблемы зависимости) и врач.
Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотичес-кой профилактики:
- образовательный компонент - минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употребле-
нии наркотиков, знания об ответственности и наказаниях за употребление, хранение и распространение наркотических средств;
- психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;
- социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.
Третье направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для учащихся. Данная форма первичной профилактической работы проводится с подростками среднего и старшего возраста. В этом направлении первичный профилактический уровень обеспечивается не педагогическими и воспитательными, а психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся и стратегий их позитивного поведения. В связи с этим разработка данного направления первичной профилактики в школе может быть решена только на основе глубоко продуманной стратегии развития ан-тинаркотической работы со стороны руководителей учреждения - директора, заместителя директора по воспитательной работе. Данное направление следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим квалифицированной подготовки школьного психолога, социального педагога, а также помощи учителей, подготовленных для активного сотрудничества с психологами в проведении активной профилактической работы.
Четвертое направление педагогической антинаркотической профилактики - это разработка превентивных обучающих программ
- тренингов для специалистов образовательного учреждения. Это направление активной профилактической антинаркотической работы ориентировано на обучение и переобуче-
ние методам первичной профилактики педагогического состава и педагогов-лидеров, которые проявили интерес активно сотрудничать с психологом, врачом, социальными педагогами в проведении антинароктических программ. Данное направление следует отнести к уровню первичной профилактической работы, которая включает в себя два ведущих метода. Один из них - лекционно-информационный - является привычным для педагогов; другой - психологический - направлен на развитие личностных ресурсов и стратегий поведения педагогов.
Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами: лекционные занятия по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и со-зависимости, особенностям выздоровления и реабилитации при наркомании; практические семинары по методическому оснащению превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся; лекционные и практические занятия по развитию правовой компетентности учителей и преподавателей.
Следовательно, чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы необходимо на постоянной основе проводить обучающие семинары для педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников детства, целью которых выступает расширение представлений о методах и формах активной профилактической работы в образовательной среде. Программы семинаров должны носить практическую направленность, обучать навыкам общения с подростком, который начал употреблять психоактивные вещества, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества. Посредством таких семинаров необходимо распространять новый опыт по инновационным психолого-педагогическим методам формирования у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а также активные психологические установки противодействия приему наркотиков.
Таким образом, только сбалансированная политика, сочетающая профилактику наркомании, обучение, лечение, правоохранительную и научную деятельность, меры в области образования, а также меры, направленные на сокращение предложения, обеспечит эффективную платформу и поможет остановить употребление наркотиков и темпы распространения наркомании среди детей и подростков. Преодолению негативных тенденций нарушения прав детей на особую защиту от употребления наркотиков способствует последовательное, поэтапное и комплексное выполнение мероприятий, связанных с профилактикой
наркомании среди детей и подростков. На основе анализа научно-методической литературы и исследований в данной области определена система педагогической антинаркотичес-кой профилактики в образовательной среде, включающая как разработку и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся, так и обучающие семинары и тренинги для педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников детства, целью которых выступает расширение представлений о методах и формах активной профилактической работы.
12.01.2014
Список литературы:
1. Пережогин, Л.О. Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости / Л.О. Пережогин. - М., 2007.
2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодёжи. — М.: Academia. АМК и ПРО, 2001.- 183 с.
3. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Под ред. В.Л. Белова. - М.: Нарконет, 2002. - 502 с.
6. Гараева, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е.А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 175 с.
7. Гараева, Е.А. Преддипломная педагогическая практика как фактор формирования исследовательской компетентности бакалавра профессионального обучения // Образование и общество. - 2013. - №2. - С. 46- 50.
8. Гладких, В.Г. Целевой подход - новая философия управления образовательным учреждением // Методологические основания гуманитарного образования: сб. науч. тр. / редкол.: Г.Г. Зейналов (отв.ред.) [и др.]; Мордов. Гос. пед. ин-т. -Саранск, 2012. - С. 55-59.
9. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Серия «Бакалавриат» / В.В. кузнецов. - М.: ЭГВЕС, 2012. - 140 с.
Сведения об авторе:
Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, e-mail:[email protected] Гараева Екатерина Александровна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20925, тел. (3532) 372584