Научная статья на тему 'Тренинг «Профилактической психодрамы» как технология реализации стратегии «Сдерживания спроса на ПАВ»'

Тренинг «Профилактической психодрамы» как технология реализации стратегии «Сдерживания спроса на ПАВ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / АЛКОГОЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ (ПОЗИТИВНАЯ) ПСИХОДРАМА" / ОБУЧЕНИЕ МЕТОДУ / РЕЗУЛЬТАТ ТРЕНИНГА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ "СТРАТЕГИИ СДЕРЖИВАНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ" / EDUCATION OF A NEW METHOD "PREVENTIVE PSYCHODRAMA" / PRIMARY PROPHYLAXIS / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / RESULT OF GROUP TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвитин П. Н.

Первичная профилактика наркомании это формирующаяся межведомственная и междисциплинарная область научно-практических знаний и социально-психологических технологий, направленных на реализацию основной стратегии личностно-ориентированной превенции «сдерживание спроса на употребление психоактивных веществ». Эта социально-психологическая технология включает два элемента: 1) разработку нового методического способа и 2) условий успешного усвоения нового метода социально-активными субъектами, ответственными за реализацию стратегии первичной профилактики. «Профилактическая психодрама» разрабатывается нами как метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ. Результаты доказывают эффективность разработанной программы тренингов по данному методу первичной личностно-ориентированной профилактики аддикции от психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING "PREVENTIVE PSYCHODRAMA" AS PSYCHOLOGY APPROACH TO REALIZATION STRATEGY OF INITIAL PROPHYLAXIS OF DRUG ADDICTION

The training "preventive psуchodrama" is new method of psychology, which contain two essentials: the new method of preventive drug abuse and conditions for successful education one. The method "preventive psycho-drama" is the prophуlaxis method of the developing the personality maturity by way of dramatizing the life experience by playing the parts, insight and catharsis emotional experience, which is directed to activization of the psychic processes and the moral and harmonious development of the personality of players, their positive socialization in the process of the group discussion in the situation "stop-action" created specially. Social designing the interpersonal relations directed to the search of the positive way out from problem situation, as well as obtaining the positive emotions, are reached by the especial role of the psychotherapist/psychologist, creating at climactic moment apogee conflict, that safe and constructive atmosphere of deliberations by technique of prophylactic communication on the topic of conflict, set with the dynamics of played psychodrama, at the culmination point of the height of conflict in the psycho dramatic training. Used of this program give a good result.

Текст научной работы на тему «Тренинг «Профилактической психодрамы» как технология реализации стратегии «Сдерживания спроса на ПАВ»»

экспериментальной группе, выбравших из числа проблем «алкоголь» в 9-х классах составляло 1, 6%, в 10-х классах - 6, 9%. В контрольной группе аналогичный вариант выбрали 11, 5% и 12, 2%. Разница между экспериментальной группой и контрольной составила в 9-х классах 9, 9% и в 10-х классах 5, 3%. Что касается ответа «наркотики», то его выбрали в 9-х классах и в экспериментальной группе и в контрольной 1, 6% исследуемых. Но в 10-х классах ситуация изменилась. В экспериментальной группе данный ответ выбрали 2%, а в контрольной - 5, 1% респондентов, что в 2 раза чаще позиционирует школьников контрольной группы, как более проблемную по наркозависимости группу подростков.

Предполагая одинаковый уровень искренности респондентов в экспериментальной и контрольной группах, анализ данных в таблицах 4, 5, 6 позволяет судить о том, что процент подростков, употребляющих либо пробовавших наркотики, в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Можно также сказать, что в экспериментальной группе меньшее количество подростков употребляют алкоголь. Надежность этих различий по критерию Стьюдента составляет от 0, 75 до 0, 93 для разных классов и разных вопросов (соответствующие показатель уровня значимости 0, 25 и 0, 07) и потому полученные различия не могут считаться строго достоверными, но тем ни менее они обращают на себя внимание.

В целом проведенное исследование показало следующее. За время профилактической работы по методу позитивной

Библиографический список

психодрамы уровень невротизации в экспериментальной группе достоверно снизился, значительно (более чем в два раза) увеличилось количество эмоционально устойчивых, спокойных, оптимистичных личностей. Значительно уменьшилось количество школьников с выраженными патологическими признаками тревожности, депрессии и возросло число подростков, обладающих лишь ситуативной (адаптивной) тревожностью. Количество школьников с низким уровнем самооценки своего здоровья, то есть имеющих какие-то психосоматические проблемы, снизилось в два раза.

Изменения же в контрольной группе незначительны. Из положительных изменений можно отметить снижение (на 14%) количества школьников с высоким уровнем невротиза-ции, и некоторое уменьшение числа патологически тревожных личностей, с одновременным увеличением числа подростков с признаками личностной тревожности.

Вывод. Сравнивая показатели невротизации, тревожности и показатели самооценки психосоматического здоровья, а также данные об употреблении алкоголя и наркотических средств в экспериментальной и контрольной группах, можно констатировать, что программа тренингов по методу «позитивная психодрама» является более эффективной формой профилактики, чем лекционно-просветительская работа, а выбранные нами критерии пригодны также для оценки и изучения сравнительной эффективности профилактической работы.

1. Минко, А.И. Наркология / А.И. Минко, И.В. Линский. - М.: Издательство Эксмо, 2004.

2. Белокрылов, И.В. Личностно ориентированная психотерапия наркологических больных (клиническое и психодинамическое исследование): / автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. д-ра. мед. наук. Москва: - ННЦ наркол. Минздрава России. - 2006.

3. Коваленко, С.П. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор, предшествующий наркотической зависимости // Дискуссионные вопросы нароклогии: профилактика, лечение и ребилитация: сб. матер. Росс. конф. - Иваново, 2005.

4. Исраелян, А.Ю. Преморбидные характеристики больных героиновой наркоманией // Наркология. - 2003. - 12.

5. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс. - 2001.

6. Абдалиева, Д.Х. Организация работы по профилактике пьянства, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий среди детей и подростков в Ташкенте / Д.Х Абдалиева // Вопросы наркологии. - М.: Медицина, 1989. - Т.89. - № 4.

7. Батищев, В. В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации, больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение / В.В. Батищев, Н.В. Негериш. - М., 2001.

8. Смирнова, А.А Особенности организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде http / А.А .Смирнова // gcon.pstu.ru / pedsovet / programm // index.htm

9. Москвитин, П.Н. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. - Фаттахов- Новокузнецк, «Эгре-гор», 2006.

10. Москвитин, П.Н. Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ / П.Н. Москвитин, Т.А. Дорошенко, Е.В. Карташова и [др.]. - Новокузнецк: «Эгрегор», 2008.

Статья поступила в редакцию 6.07.09

УДК 159.9

П.Н. Москвитин, канд.мед.наук, доц.НГУ, г. Новокузнецк, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

ТРЕНИНГ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОДРАМЫ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «СДЕРЖИВАНИЯ СПРОСА НА ПАВ»

Первичная профилактика наркомании - это формирующаяся межведомственная и междисциплинарная область научно-практических знаний и социально-психологических технологий, направленных на реализацию основной стратегии личностно-ориентированной превенции - «сдерживание спроса на употребление психоактивных веществ». Эта социально-психологическая технология включает два элемента: 1) разработку нового методического способа и 2) условий успешного усвоения нового метода социально-активными субъектами, ответственными за реализацию стратегии первичной профилактики. «Профилактическая психодрама» разрабатывается нами как метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ. Результаты доказывают эффективность разработанной программы тренингов по данному методу первичной личностно-ориентированной профилактики аддикции от психоактивных веществ.

Ключевые слова: первичная профилактика, употребление наркотиков, алкоголизм, социальная технология, «профилактическая (позитивная) психодрама», обучение методу, результат тренинга, эффективность «стратегии сдерживания употребления психоактивных веществ».

Актуальность. Проблема профилактики употребления психоактивных веществ является одной из наиболее значимых социальных, медицинских и психологических задач охраны здоровья населения. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании, а также коморбидной заболеваемости и смертности, влияние на демографическую ситуацию и качество трудовых ресурсов вызывают серьезную озабочен-

ность ряда исследователей [1; 2] .

Однако, в приоритеты ни медицинской психологии, ни психотерапии и даже наркологии направление первичной профилактики аддикции от психоактивных веществ практически не входило. Во-первых, научные интересы этих дисциплин традиционно ограничивались вопросами изучения клиники заболеваний и ко-морбидной патологии, эпидемиологии и

разработки методов терапии и реабилитации аддиктов. А во-вторых, первичная профилактика до последнего времени оставалась методологически мало разработанной областью превентивных знаний. Поэтому гипотезой нашего исследования является предположение, что современное состояние профилактической науки нуждается в установлении дефиниции и формировании новой отрасли социально-психологических знаний. Первичная профилактика наркомании - это формирующаяся межведомственная и междисциплинарная область научно-практических знаний и социальных технологий, направленных на реализацию основной стратегии первичной превенции - «сдерживание спроса на употребление психоактивных веществ». Социальная технология в первичной профилактике включает два элемента: 1) разработку новых методических приемов и 2) условий их успешного усвоения социально-активными субъектами, ответственными за реализацию стратегии первичной профилактики наркомании - «стратегии сдерживания употребления психоактивных веществ».

Причину масштабного распространения употребления ПАВ как негативного социального феномена можно видеть в том, что ХХ век ознаменовался для стран Запада и прозападно-ориентированных сообществ усугубляющимися тенденциями кризиса и упадка, охватившими самые разные стороны бытия общественного устройства, ориентированного на гедонистические принципы («общество потребления»). Очевидно, что смена социально-экономической формации в России стала основной социальной причиной стремительного распространения употребления наркотиков в стране. Пугающие социальные изменения, экологическое неблагополучие, глобальное изменение климата, страх приближения новой мировой войны и угроза международного терроризма, предчувствие социальной катастрофы и мирового финансового коллапса, и рождающееся в таких условиях ощущение неизбежных изменений, но в то же время ненадежности, зыбкости, «взрывчатости» бытия - таковы основные черты, определившие духовный климат эпохи уходящего двадцатого столетия в странах «запада». Гнетущее состояние неопределенности, вызвавшее состояние фрустрации общественного сознания, послужили базовыми социально-психологическими предпосылками возникновения условия для социальных эпидемий употребления ПАВ, наркомании и алкоголизации не только в России, но и во многих странах мира.

Очевидные параллели и преемственную связь можно видеть в таких тенденциях общественного сознания, широко описываемых литературой и искусством эпохи социального кризиса, где обнаруживается во многом сходная трактовка проблем личности в современном мире, кризис отношения к внешнему миру, жизни и смерти, свободе выбора и экзистенциальному страху бессмысленности существования одинокого и беспомощного индивида. Повсеместно возникающие в эту эпоху стихийные молодежные течения в эффекте слиянии с толпой выполняют функцию психологической защиты людей с неустойчивой психикой в понижении их личностной тревожности, впрочем, различные интеллектуальные направления, выражаемые литературой модернизма, также сначала искали выход в социально-политическом радикализме, а затем перенесли свое протестное бунтарство в область «революции духа». Эти цели облегчались усвоением общественным сознанием ряда популярных идеалистических философских концепций, среди которых были идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссереля, З. Фрейда, привлекавшие внимание миллионов к проблемам индивидуального сознания. В этих условиях эпидемия психоактивной зависимости формировалась как продукт болезненной социальной эпохи современной истории человечества. Все шире распространялись психоделические опыты и эксперименты с ПАВ бунтующей молодежи, вероятно, тем самым неосознанно вызывалась к жизни нарастающее в рамках этого социального сознания предощущение краха первооснов миропорядка и распада духовной целостности. Питательной средой нарастающей социальной эпидемии употребления ПАВ также стало ощущение омертвелости нравственных идей и культурных традиций общества, усили-

вающееся с ростом отчуждения человека в современном постиндустриальном мире. Спрос на употребление ПАВ оказался маркером глубоких неразрешенных социальных и психологических проблем людей, страдающих от утраты подлинного смысла жизни. Показателен стремительный рост употребления легальных ПАВ, которое уже в первом десятилетии нового века в России превысило все условно-допустимые ВОЗ нормы употребления количества абсолютного алкоголя на душу населения, готовя почву для наркотизации, моральной деградации и физической депопуляции страны.

Другой стороной этого массового «социального психопатологического процесса» является тот неизбежный факт, что увеличение числа лиц, употребляющих алкоголь и наркотики, безусловно, влечет рост личностных расстройств в популяции. К концу ХХ века многими исследователями отмечается прогрессирующее ухудшение показателей психического здоровья детей и подростков [1; 2; 3]. Все исследователи, изучавшие эту проблему, отмечают необходимость разработки мер первичной профилактики наркомании у детей и подростков, которая обусловлена приобщением несовершеннолетних к психоактивным веществам, начиная с раннего возраста. Особую тревогу вызывает тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ, характеризующая наркологическую ситуацию в России. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет, отмечены случаи употребления ПАВ даже детьми 6-7 лет. Исследования показывают, что чаще всего первые пробы наркотических веществ приходятся на возраст 15-17 лет (51%), и 11-14 лет (41 %), при этом отмечается, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется зависимость, а также тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ [4; 5].

В соответствии с Международной Конвенцией «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» большинство стран поддерживает два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления: 1) решительная и жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков и их нелегальным рынком, 2) гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманиями, и наращивание профилактических усилий, направленных на снижение спроса. Поэтому профилактика наркомании в большинстве стран опирается на рекомендации ВОЗ о долгосрочной общегосударственной политике, направленной на формирование в обществе ценностей здорового образа жизни. Это включает пропаганду непримиримого отношения к употреблению наркотиков и объединения с этой целью усилий как государственных структур, служб и ведомств, так и не финансируемых правительством общественных организаций, реализующих задачи формирования у молодых людей навыков сохранения и развития здорового образа жизни и человеческих ценностях. Однако, в России развитие системы мер первичной профилактики остается декларацией, методологически и материально не подкрепленной государством и зачастую лишь уделом усилий отдельных исследователей, научных энтузиастов.

В этих условиях может приветствоваться разработка любого нового группового метода первичной профилактики и соответствующей интегративной программы его применения, которая может способствовать формированию позитивных изменений в поведении подростков группы риска.

Еще одна актуальная задача нашего исследования связана с тем, что с 2000 г. Министерство образования Российской Федерации признано ведущим ведомством, отвечающим за профилактику наркомании несовершеннолетних, что было продиктовано необходимостью перехода от обсуждения наркологических проблем к осуществлению конкретных, профилактически направленных видов деятельности. Педагогам, как

профессионалами в области воспитания, было предоставлено право создания ценностно-консолидирующего пространства, называемое антинаркотической образовательной средой, без которого невозможно успешное решение проблемы профилактики психоактивной аддикции у школьников. Вместе с тем в настоящее время большинство педагогов-практиков, а по нашей оценке это свыше 90%, впрочем, что не расходится с мнением экспертов [3] - до 85% не относят к сфере своей компетенции профилактику употребления ПАВ среди учащихся.

Осуществление планируемой и прогнозируемой деятельности, обеспечивающей необходимое качество профилактических воздействий, безусловно требует определенной компетентности педагога. Вместе с тем, ни одна образовательная структура страны не занимается целенаправленной подготовкой педагогов и психологов к деятельности по профилактике психоактивной аддикции. Парадокс, но также совершенно отсутствуют аналогичные программы подготовки по методологии и методам профилактики аддикции к ПАВ даже в образовательном стандарте послевузовского образования у врачей-интернов и ординаторов по наиболее приближенным к задачам первичной профилактики специальностям - психиатрии-наркологии и психотерапии, хотя это справедливо для всей системы переподготовки врачей-специалистов.

В педагогической науке накоплен определенный опыт исследования проблем профилактики психоактивной аддикции у несовершеннолетних [3; 6; 7]. Однако, в системе повышения квалификации работников здравоохранения и образования данная проблема не являлась предметом специального, а тем более многолетнего исследования. Поэтому, в настоящее время в превентивной наркологии и практике существует объективная необходимость в преодолении следующих противоречий:

А) между ожиданиями общества и требованием государства к сотрудникам образовательных учреждений в осуществлении планируемой и прогнозируемой эффективной антинаркотической профилактической работы среди учащихся и неподготовленностью к такой деятельности большинства специалистов;

Б) между объективной необходимостью специальной подготовки в системе повышения квалификации по вопросам профилактики психоактивной аддикции среди учащихся для педагогов, психологов, врачей-специалистов и низкой разработанностью организационно-педагогических условий в послевузовском образовании, обеспечивающих эффективность этой подготовки.

Указанные противоречия определили проблематику нашего исследования, связанную с формированием организационно-педагогических условий и разработкой новой социальной технологии в системе повышения квалификации, которые могут способствовать эффективной подготовке не только вра-ча-специалиста, но психолога и педагога к профилактике употребления ПАВ среди учащихся.

Методологические основы исследования разрабатывались на основе:

- культурно-исторического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выгодский и его научная школа: Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенко-ва, Д.И. Фельдштейн, Ж.И. Шиф и др.);

- идей гуманизации и интеграции профилактического

психопрофилактического тренинга и воспитательно-

образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей для позитивной социализации детей и подростков (Л.С. Выгодский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына и др.);

- личностно-ориентированного подхода в профилактическом и коррекционно-развивающем процессе группового психопрофилактического воздействия, с одной стороны, и образовательно-воспитательного процесса, с другой стороны, где изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами его развития, а создание условий,

обеспечивающих формирование индивидуальности, раскрытия творческого потенциала и социализации, выступают показателями «врастания» в культуру (Л.С. Выгодский, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, А.В. Петровский, П.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Метод: Среди профилактических методов структурированной превентивной работы потенциал групповой психотерапии еще мало используется в разработке личностноориентированного направления первичной профилактики, в рамках которого нами разрабатывается и преподается этот первый специализированный метод первичной профилактики употребления ПАВ и коморбидной патологии. «Профилактическая психодрама» - это авторский психопрофилактический метод развития личностной зрелости путем инсценирования жизненного опыта через проигрывание ролей, инсайт и катарсическое переживание, направленного на активизацию психических процессов, развивающих копинг-стратегии и нравственное, гармоничное развитие личности участников, их позитивную социализацию в процессе структурированной дискуссии в специально созданный момент «Стоп-действие». Социальное конструирование межличностных отношений, направленных на поиск позитивного выхода из проблемной ситуации, а также на получение позитивных эмоций достигается в психодраматическом тренинге особой гуманистической ролью психотерапевта / психолога, создающего в кульминационный момент апогея конфликта безопасную и конструктивную атмосферу техниками психопрофилактического коммуницирования на тему конфликта, заданную динамикой тренинга профилактической психодрамы.

Основной акцент метода «профилактическая психодрама» состоит в создании в группе специальной ситуации «коллективного совещания», и это достигается ведущим тренинга путем использования специального приема «Стоп-действие». Использование данного методического приема позволяет организовать психотерапевтическую дискуссию в кульминационный момент развития конфликта, когда существует много вариантов поведенческих стратегий, а также выбрать из предложенных позитивные способы разрешения конфликта. Этот комплекс приемов составляет базовое отличие нашего метода от классической психодрамы Я. Морено, формы групповой психотерапии, в ходе которой группой вспомогательных лиц для протагониста создаются условия для спонтанного выражения неотреагированных чувств, связанных с наиболее важными для пациента личностными проблемами.

Результаты. Оценка эффективности метода нами проведена по результатам экспериментального внедрения в 1999 -2003 гг. в г. Междуреченске. Наша работа была построена в рамках договора о сотрудничестве со службой экстренной психологической помощи по телефону Доверия и комитетом социальной защиты населения Администрации г. Междуре-ченска. Для этого на городской телерадиокомпании «Квант» был запущен телевизионный проект профилактической (позитивной) психодрамы, в котором принимали участие школьники старших классов большей части из 27 общеобразовательных школ города. Для проведения выбирались актуальные для этого возраста проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, аспектами подросткового сексуального поведения, такими девиантными формами как уход из дома, мелкое воровство, нечестность и т. д. На эти темы писались новые или из картотеки подбирались соответствующие сценарии, роли из которых распределялись среди самих школьников. Тренинг профилактической психодрамы проходил в формате телевизионного шоу, где роль ведущего была отведена психотерапевту и это позволяло провести весь формат групповой психокоррекционной работы за 1, 5 часа, причем эфирное время в конечном итоге занимало около 25-30 минут. На протяжении 5 лет эти передачи затем дважды в месяц транслировались, многих «героев» узнавали в школах, дворах, цитировались их высказывания.

Затем клинико-эпидемиологическим методом был иссле-

дован результат проекта. Напомним, что в 2000-2004 годах, согласно данным официальной статистики [2], произошла стабилизация показателей по наркологической ситуации в Российской Федерации. Однако, наши данные показывают, что эпидемическая ситуация по наркомании как в целом в Кемеровской области, так на каждой из контрольных территорий за исследуемые пять лет ухудшилась. В качестве территорий для контрольного сравнения были взяты такие города Южного Кузбасса, как города Мыски, Новокузнецк и Прокопьевск, похожие с городом Междуреченск по территориальногеографическому и социально-экономическому признакам, к числу которых отнесены такие факторы, как относительно близкое расположение вышеуказанных городов друг от друга, схожесть по социально-экономическим характеристикам ведущих отраслей промышленности, а также демографическим показателям половозрастной структуры населения.

Была изучена региональная динамика по количеству состоящих на конец учетного года больных наркоманиями и отмечено, что прирост числа учтенных больных в Кемеровской области с 2000 г по 2004 г произошел на 16, 6%. В то же время в г. Междуреченске увеличение количества больных наркоманиями произошло лишь на 8, 1%. Другими словами, принимая во внимание интенсивность процесса ухудшения эпидемической ситуации на 10 тысяч населения, необходимо подчеркнуть, что в г. Междуреченске показатели, характеризующие отрицательную динамику, оказались в два раза меньшими, чем в целом по Кемеровской области.

Отмечено, что динамические характеристики развития эпидемиологической ситуации по наркоманиям в г. Междуре-ченске достоверно отличаются от областной тенденции (Р<0,

05). В сравнение с приведенной динамикой, в г. Мыски количество наркоманов за это же время увеличилось на 84, 1%, что статистически достоверно (Р<0, 05), а в г. Новокузнецке также статистически достоверно возросло на 51, 1% (Р<0, 05), и только в г. Прокопьевске количество наркоманов увеличилось лишь на 14, 5%, что совпало с областной тенденцией настолько, что оказалось статистически не различимо (Р>0, 05).

Анализ представленных социально-динамических характеристик показал, что в разных территориях одной области ,

Библиографический список

1. Бохан, Н.И. Ранняя профилактика и неоабилитация больных опийной наркоманией / Н.А. Бохан, А.Л. Катков, Ю.А. Россинский // РГКП «Республиканский научно - практический Центр медико-социальных проблем наркомании», Республика Казахстан, Павлодар, 2005.

2. Лопатин, А.А. Наркологическая служба Кемеровской области для несовершеннолетних - современное состояние и перспективы / А.А. Лопатин, Н.П. Кокорина, А.М. Селедцов // Журнал «Медицина в Кузбассе». - Кемерово. - 2003. - №3.

3. Колмогорова, Н.П. Подготовка педагога к деятельности по профилактике наркомании учащимися в системе повышения квалификации: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк: КГПА, 2006.

4. Москвитин, П.Н. Выход их наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. Фаттахов - Новокузнецк, «Эгре-гор», 2006.

5. Орлова, И. А. Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в образовательной школе: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Владимир, 2006.

6. Москвитин, П.Н. Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ / П.Н. Москвитин, Т.А. Дорошенко, Е.В. Карташова, Н.Н. Колыванова, В.В. Райх: учеб. пособие. - Новокузнецк: ГОУ ДПО НГИУВ, «Эгрегор», 2008.

7. Ноговицына, Н.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения в условиях городского социума: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2004.

удаленных от 20 км (г Междуреченск - г Мыски) до 75 (- г Новокузнецк) и 100 километров (- г Прокопьевск), где сохранялась кадровая и методическая стабильность наркологической службы, за пять лет сформировались устойчивые эпидемические процессы различной интенсивности, что отражает значимость достигнутых клинико-эпидемиологических и социально-психологических изменений в условиях проведенного эксперимента.

Заключение. На основании экспериментальных данных доказано, что разработанный способ профилактики психоактивных веществ является эффективным современным групповым психологическим методом превенции наркомании, разработанным в традициях гуманистической психологии. Представленный подход отвечает актуальной задаче первичной профилактики психоактивной аддикции, понижая спрос на ПАВ среди школьников. В развитие научно-практических усилий, которые как в нашей стране, так и за рубежом традиционно уделяются мерам вторичной и третичной профилактики, предложено новое личностно-ориентированное направление первичной профилактики ПАВ. Обучение методу первичной профилактики на кафедре психотерапии Новокузнецкого ГИУВа является прецедентом научно-практического решения важной проблемы подготовки специалистов в учреждении послевузовского образования к профилактической работе с ПАВ аддикциями. Обучение представленному методу педагогов, психологов, психотерапевтов и психиатров-наркологов предоставляет возможность реализации межведомственной региональной модели личностно-ориентированной профилактики, которая путем проведения профилактических тренингов в учреждениях образования поможет сформировать у детей и подростков устойчивые антинаркотические копинг-стратегии. Разработанная модель и методика обучения предлагается для внедрения заинтересованным региональным и муниципальным учреждениям повышения квалификации, как для работников здравоохранения и образования в России, так и за рубежом.

Статъя поступила в редакцию 6.07.09

УДК 316.42(571.17)

Н. И. Морозова, М.Г. Чухрова, В.В. Гафаров, Ю.Н. Кабанов, НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ

Проведено социально-психологическое исследование по изучению репродуктивного поведения населения (на примере Кузбасса) и факторов, оказывающих на него влияние. Выявлены факторы, влияющие на репродуктивное поведение населения - это медико-биологические и демографические характеристики населения, благосостояние населения, качество окружающей среды, природно-климатические условия, социальная безопасность. Эти факторы образуют систему параметров развития человеческого потенциала. Показана тесная взаимосвязь и взаимозависимость социально-экономических показателей и репродуктивного потенциала населения. Выделена группа основных показателей медикобиологического, демографического, социально-демографического, экологического характера, целенаправленное воздействие на которых повлечет изменение репродуктивного поведения населения.

Ключевые слова: репродуктивный потенциал, демографические процессы, здоровье населения, психологические и социальные факторы, влияющие на репродуктивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.