УДК 159.9
Т.А. Дорошенко, П.Н. Москвитин, Н.И. Морозова, Ю.Н. Кабанов, М.Г. Чухрова, В.В. Гафаров, НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Разработана новая личностно-ориентированная программа профилактики употребления школьниками психоактивных веществ, которая может быть использована как методический инструмент в профилактической работе психолога. Основным результатом профилактики употребления психоактивных веществ является укрепление у подростка структур здоровой личности - личности, способной управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, верящей в свои силы и возможности, способной достигать социально значимых результатов, не прибегая к психоактивньм веществам. Установлены психологические маркеры, указывающие на изменение состояния психологической устойчивости школьников в групповом тренинге по методу «позитивная психодрама». Получены новые данные, характеризующие процесс активизации и приобретения копинг-стратегий антинаркотического поведения школьников.
Ключевые слова: профилактика потребления психоактивных веществ у школьников, групповые тренинги, антинаркотическое поведение, личность подростка.
Проблема потребления психоактивных препаратов населением в настоящее время не потеряла своей актуальности и злободневности, привлекая внимание исследователей этого социального, медицинского, психологического феномена. Долгое время основное внимание ученых было сосредоточено на фармакологическом воздействии наркотических веществ, динамике физиологических процессов и общего состояния здоровья при их систематическом употреблении. Концентрация внимания на медико-физиологическом аспекте наркомании обусловила и основной подход к ее лечению, который редуцировал проблему наркомании до физиологической зависимости и ее купирования [1]. На наш взгляд, проблему профилактики употребления наркотических веществ, следует рассматривать не только как проблему физиологическую, а в первую очередь как проблему личности, прибегающей к наркотикам в конкретной социальной ситуации. В этом случае профилактическая работа приобретает новое содержание, а значит, и новые возможности.
Большинство исследователей признает, что традиционных методов профилактики, призванных формировать негативное отношение к наркотикам, явно недостаточно, и назрела необходимость разработки профилактических программ нового поколения, направленных на формирование у молодого поколения навыков преодоления стресса без применения психологически активных веществ, на развитие внутренних ресурсов, на которые мог бы опираться молодой человек - самоуважение, уверенность в своих силах, ответственность, умение самостоятельно принимать решения [2; 3; 4; 5].
Существует много программ профилактики употребления ПАВ, в их числе программа С.Б. Белогурова «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании», а также лекции и беседы о вреде наркотиков. Но практика показывает их недостаточную эффективность, а следовательно, необходимость дальнейшей разработки новых методов и подходов, которые в настоящее время активно разрабатываются, и представляют собой, как правило, различные формы группового тренинга, описание которых, например, приводят Абдалиева Д.Х. (1989), Батищев В.В., Негериш Н.В. (2001), Смирнова А.А. (2007) [6; 7; 8]. Однако широкому внедрению таких программ препятствует методологическая недоработанность и отсутствие выверенных алгоритмов изучения их эффективности, позволяющих, с одной стороны, оценить степень развития в процессе тренинга у молодых людей качеств психологически здорового, личностно зрелого человека, а с другой стороны -оценить влияние этих программ на реальный уровень наркотизации населения. Не все традиционно используемые методы одинаково эффективны в плане решения проблем профилактики злоупотребления ПАВ. Например, работа, построенная на негативном информировании, зачастую неэффективна, так как запугивающая информация вызывает усиление действия защитных механизмов (протест, игнорирование, отрицание, вытеснение и др.). Работа только на уровне выработки пове-
денческих навыков (например, сопротивления манипулированию) также малоэффективна, если подросток не видит смысла применять их, так как не мыслит для себя позитивной социальной перспективы.
В свете изложенного, изучение эффективности программы профилактики употребления психоактивных веществ по методу «позитивная психодрама» [9; 10], а также разработка алгоритма медико-психолого-социального сопровождения в рамках социального партнерства, представляется особенно актуальным научно-практическим исследованием как для отечественной, так и для зарубежной превентологии.
Любой вид аддикции, закрепляя психофизиологический механизм формирования аддиктивной личности, создает психологические предпосылки для перехода к другим, более опасным для здоровья и социума видам аддикции, например зависимостям от психоактивных веществ (ПАВ). Личность любого аддикта характеризуется общими свойствами и проявлениями. Исследователи отмечают, что практически все люди с аддиктивным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания. Аддиктов также характеризуют неуверенность в себе, неадекватная (низкая или компенсаторно завышенная) самооценка, личностная отчужденность, инфантилизм, слабо развитая ответственность и позиция взрослого «Я», внутренняя конфликтность, недостаточное переживание смыслов в реальных жизненных отношениях [5]. Кроме того, к сожалению, психологи и психотерапевты, работающие с проблемой аддикций, в основном ставят целью коррекцию аддиктивного поведения, например, отказ от употребления ПАВ. Но проблема как раз состоит в том, что даже избавившись от аддиктивного поведения (например, бросив пить), человек не избавляется от зависимости, если структуры аддиктивной личности остаются без изменения: человек становится так называемым «сухим аддиктом». В данной ситуации очень высока вероятность возобновить в будущем привычный способ аддиктивной реализации или выработать новую зависимость - от другого агента, то есть личность остается несвободной, а следовательно - нездоровой.
Исходя из современного понимания проблемы аддиктив-ных расстройств, основными стратегиями как профилактической, так и реабилитационной работы с зависимостями являются стратегии, направленные на развитие, «выращивание», укрепление структур здоровой личности. Эти стратегии реализуют позитивный подход, который в области первичной профилактики будет выражаться в создании для ребенка системы благоприятных условий, способствующих максимально возможному развитию здоровой личности - личности, способной управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, верящей в свои силы и возможности, способной достигать социально значимых результатов, не прибегая к психоактивньм веществам.
Именно поэтому современным стратегическим приори-
тетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной личностно-ориентированной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психического здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной личностно-ориентированной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями или жизненными проблемами, не нуждающегося при этом в приеме ПАВ.
Помимо личностно-ориентированной психологопедагогической работы, к позитивному подходу можно также отнести грамотную пропаганду здорового образа жизни и реализацию различных программ укрепления здоровья. При этом поощряется развитие здоровых привычек (занятия спортом, активный творческий досуг, здоровый режим труда и питания), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и могут служить альтернативой употреблению психоактивных веществ. Характеризуя метод позитивной психодрамы, можно отметить, что он является новым групповым методом проведения личностноориентированной профилактики психоактивной аддикции и представляет собой форму психопрофилактического тренинга, который построен на принципах методики группового психотерапевтического сотрудничества, методике коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает создание специальных коммуникативных ситуаций. Программа тренингов позитивной психодрамы ориентирует участников на поиск позитивного решения в проблемной ситуации, на рост, развитие, социализацию и гармонизацию личности, сохранение её психологического здоровья, что является мощным сдерживающим фактором распространения аддиктивных (зависимых) форм поведения среди молодежи и подростков.
Цель исследования - изучить эффективность психопрофилактической работы психолога и доказать влияние психопрофилактической работы на приобретение устойчивых ко-пинг-стратегии антинаркотического поведения у подростков.
Методы исследования. Согласно различным исследованиям, проводимым на территории России и стран СНГ, основной пик первичного употребления подростками ПАВ приходится на возраст 14-16 лет и поэтому первичную профилактику употребления ПАВ актуально проводить именно в этом возрасте. В исследовании принимали участие учащиеся 9-х и 10-х классов школ Куйбышевского района г. Новокузнецка. Экспериментальную группу составили 100 подростков, с которыми проводилась профилактическая работа по методу позитивной психодрамы. Контрольная группа - 100 подростков того же возраста, обучающиеся в других школах Куйбышевского района г. Новокузнецка, антинаркотическая профилактическая работа с которыми проводилась традиционными лекционно-просветительскими методами.
Для оценки эффективности метода позитивной психодрамы были выбраны следующие показатели: уровень невроти-зации, самооценка уровня соматического и психосоматического здоровья и уровень тревожности. Для сравнительного анализа вовлеченности подростков экспериметнтальной и контрольной групп в употребление ПАВ применялось два показателя: данные наркологического диспансера, полученные из анализа учетной документации (журнала постановки подростков на профилактический учет), и данные социологического опроса, для получения которых была использована анкету анонимного исследования самооценки уровня сексуальной культуры молодежи (разработчик П.Н. Москвитин). Исследование проводилось в учебное время, в начале учебного года до того, как начались занятия по программе «позитивная психодрама» и в конце учебного года, после завершения программы тренингов. Диагностика проводилась в контрольной и
экспериментальной группах параллельно. Контрольной группой является группа школьников аналогичного возраста, с которыми проводится профилактическая работа традиционными лекционно-просветительскими методами.
Проверка эффективности разработанного алгоритма ме-дико-психолого-социального сопровождения в целях профилактики употребления школьниками психоактивных веществ производилась на примере изучения результативности проведения профилактической работы по методу позитивной психодрамы, осуществляемой Центром медико-психологосоциального сопровождения «Надежда» в образовательных учреждениях на территории одного из участков обслуживания наркологической службы (Куйбышевский район г. Новокузнецка).
Обработка данных проводилась на ПЭВМ с использованием пакета лицензионных прикладных программ БІОБТАТ.
Результаты. Основным результатом личностно-
ориентированной профилактики употребления психоактивных веществ является изменение антинаркотической устойчивости подростков к употреблению ПАВ. В основе этого личностного выбора находится укрепление у подростка структуры здоровой личности - личности, способной к самоактуализации и развитию у себя копинг-стратегий, управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, верящей в свои силы и возможности, способной достигать социально значимых результатов, не прибегая к психоактивным веществам.
В ходе выполнения работы были выделены субъективные и объективные критерии оценки эффективности нарко-профилактической работы: субъективные - уровень тревожности, невротизации, соматической самооценки состояния здоровья, типология личности, САТ; объективные - метод экспертных оценок, метод включенного наблюдения, анкетирование - отзывы родителей и школ о результатах проведённых занятий, клинико-эпидемиологический метод изучения распространенности употребления ПАВ среди школьников по данным учтенной больничной статистики городского наркологического диспансера.
Данные по изменению уровня невротизации школьников в процессе проведения тренингов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Изменение уровня невротизации школьников в процессе эксперимента_____________________________________________________
Группа Сред- ний балл нев- роти- зации Количество человек с различным уровнем невротизации, %
низким сред- ним высо- ким
экспериментальная 9 кл начало года 33, 32 21, 3 18, 0 60, 7
9 кл конец года 25, 12 37, 7 24, 6 37, 7
10 кл начало года 26, 19 31, 3 27, 3 41, 4
10 кл конец года 21, 54 43, 0 31, 4 25, 6
контрольная 9 кл начало года 31, 71 19, 0 23, 1 57, 9
9 кл конец года 28, 34 22, 1 22, 2 55, 7
10 кл начало года 27, 50 24, 8 26, 9 48, 3
10 кл конец года 28, 36 21, 4 28, 6 50, 0
Из таблицы 1 следует, что в 9-х классах в начале года количество школьников с низким уровнем невротизации составляло 21, 3%, к концу года количество таких людей увеличилось на 16, 4% и составило 37, 7%. Количество школьников со средним уровнем невротизации на начало учебного года -
18%, в течение года произошло увеличение таких людей на 6, 6% и к концу года их количество составило 24, 6%. Количество же подростков с высоким уровнем невротизации в течение учебного года уменьшилось на 23% (с 60, 7% до 37, 7%). В 10х классах экспериментальной группы на начало учебного года 31, 3% школьников имели низкий уровень невротизации, что на 10% больше, чем 1 год назад. К концу года их количество увеличилось на 11, 7% и составило 43%. Количество подростков со средним уровнем на начало года составляло 27, 3%, к концу года их количество возросло на 4, 1% и стало равно 31, 4% от числа исследуемых школьников. Число человек с высоким уровнем невротизации среди десятиклассников на начало учебного года было равно 41, 1% , что на 19, 3% меньше, чем год назад. К концу года их количество уменьшилось на 15, 8% и составило 25, 6%. В контрольной группе 9-х классах количество человек с низким уровнем невротизации не сильно отличается от количества аналогичных подростков в экспериментальной группе и составляет 19%. Количество таких людей к концу года изменяется незначительно в сторону увеличения. Столь же незначительные изменения происходят среди школьников со средним и высоким уровнем невротизации. Что же касается десятых классов, то и здесь изменения небольшие (колеблются в пределах 3%).
Изменения уровня самооценки здоровья в процессе проведения тренингов показаны в табл. 2.
Анализируя данные таблицы 2, мы видим, что в экспериментальной группе девятиклассников на входе в эксперимент количество школьников с низким уровнем самооценки своего здоровья составляло 32, 8%, в конце года их число снизилось до 26, 3%, т.е. произошло уменьшение на 6, 5%. В 10-х классах на начало учебного года школьников с низким уровнем самооценки здоровья было 27, 3%, а к концу года стало 16, 2%, т.е. снизилось на 10%.
Таблица 2
Уровень самооценки здоровья подростков экспериментальной и контрольной групп_____________________________________
Группа Количество человек с различным уровнем самооценки своего здоровья, %
высоким средним низким
экспериментальная 9 кл начало года 42, 5 24, 7 32, 8
9 кл конец года 47, 5 26, 2 26, 3
10 кл начало года 44, 4 28, 3 27, 3
10 кл конец года 53, 5 30, 2 16, 3
контрольная 9 кл начало года 37, 2 32, 1 30, 7
9 кл конец года 34, 4 33, 6 32, 0
10 кл начало года 30, 6 31, 9 37, 5
10 кл конец года 29, 6 28, 6 41, 8
До начала эксперимента количество школьников со средним уровнем самооценки своего здоровья среди 9-х классов было равно 24, 7%, к концу года их число возросло на 1, 5% и составило 26, 2%. Среди десятиклассников таких людей на начало учебного года было 28, 3%, что на 3, 6% больше, чем 1 год назад. По завершении программы их число возросло до 30, 2%. Также в 9-х классах экспериментальной группы на начало учебного года было 42, 5% школьников с высоким уровнем самооценки своего здоровья, затем к концу года наблюдается увеличение их числа на 5% до 47, 5%. В начале 10го класса таких школьников было 44, 4%, а к концу года стало 53, 5%, т.е. имеет место увеличение на 9, 1%. В контрольной
группе среди девятиклассников до начала эксперимента было 37, 2% людей с высоким уровнем самооценки своего здоровья. Затем на протяжении 2-х лет мы видим постепенное уменьшение их числа до 29, 6%. Связано это скорей всего с кризисом подросткового возраста, т. к. подросток начинает включаться в жизнь общества, происходит ориентация на взрослую жизнь и ее проблемы, трудноразрешимые для еще неопытного подростка. Этот психологический кризис может сказаться на здоровье. Так же можно объяснить и тот факт, что в этот период возрастает количество школьников с низким уровнем самооценки здоровья с 30, 7% до 41, 8%.
Таким образом, за время проведения психопрофилактической работы по методу позитивной психодрамы количество школьников с низким уровнем самооценки своего здоровья в экспериментальной группе уменьшилось на 16, 5%.
Динамика тревожности в процессе тренинга показана в табл. 3.
Из табл. 3 следует, что среди 9-х классов экспериментальной группы количество имеющих ситуативную тревожность (1-й уровень) составляет 19, 7% от общего числа исследуемых. К концу учебного года их число возросло на 16, 4% и стало равно 36, 1%. С личностной школьников, а в конце года стало 42, 6%, т. е. их число увеличилось на 7, 4%. Девятиклассников с выраженными клиническими признаками тревожности (3-й уровень) на начало года было 26, 4%, а к концу года их количество уменьшилось на 13, 3% и составило 13, 1%. Также отмечается снижение числа школьников с признаками патологической депрессии (4-й уровень). В начале года их было 19, 3%, а в конце года стало 8, 2%, т.е. их количество уменьшилось на 10, 8% от числа исследуемых.
Таблица 3
Уровень тревожности подростков экспериментальной и контрольной групп __________________________________________
Группа Количество человек с различными уровнями тревожности по шкале Бека, %
1 уровень о- ь рн уе ^ Я о- ь рн уве 3в 4 уровень
экспериментальная 9 кл начало года 19, 7 34, 6 26, 4 19, 3
9 кл конец года 36, 1 42, 6 13, 1 8, 2
10 кл начало года 40, 7 34, 9 11, 6 12, 8
10 кл конец года 47, 5 33, 3 8, 1 11, 1
контрольная 9 кл начало года 20, 1 32, 8 28, 3 18, 8
9 кл конец года 18, 9 33, 6 27, 9 19, 6
10 кл начало года 19, 2 40, 8 23, 6 16, 4
10 кл конец года 19, 4 48, 1 18, 3 14, 2
В 10-х классах на начало года число подростков, имеющих ситуативную тревожность, было равно 40, 7%, что на 21% больше, чем 1 год назад. К концу года их количество увеличилось еще на 6, 8% и составило 47, 5% от общего числа участников эксперимента. Школьников с личностной тревожностью в начале года было 34, 9%, к концу года их число уменьшилось на 1, 6% и стало равно 33, 3%. Количество десятиклассников с выраженными клиническими признаками тревожности на начало учебного года составляло 11, 6%, затем к концу года их число уменьшилось до 8, 1%. Что же касается учеников, имеющих признаки психопатологически выражен-
ной депрессии, то их количество на начало года составляло 12, 8%, а на конец года 11, 1% от числа исследуемых. То есть количество этих подростков за все время проведения психопрофилактической работы уменьшилось на 8, 2%. В контрольной группе в девятых и десятых классах, количество школьников с ситуативной тревожностью перед началом эксперимента составляло 20, 1%. За 2 года проведения эксперимента их число снизилось до 19, 4%, т.е. существенных изменений здесь не наблюдается. Значительно увеличилось число подростков со вторым уровнем тревожности. На начало эксперимента их было 32, 8%, а в конце 2-го года 48, 1%. Количество подростков с третьим уровнем тревожности за время эксперимента снизилось с 28, 3% до 18, 3%. Однако это снижение менее выраженное, чем в экспериментальной группе и составляет 10%, тогда как в экспериментальной группе оно составляет 18, 3%. То же самое можно сказать и про школьников с признаками психопатологически выраженной депрессии (4-й уровень). В начале эксперимента их число составляло 18, 8%, в конце эксперимента их стало 14, 2%, т.е. произошло снижение их количества на 4, 6%. Напомним, что в экспериментальной группе снижение количества подобных подростков больше в два раза и составило 8, 2%.
Оценка потребления школьниками наркотических веществ по данным анонимного опроса приведена в табл. 4.
Таблица 4
Употребление школьниками наркотических веществ
Приходилось ли вам употреблять наркотические вещества? Экспериментальная группа Контрольная группа
9-й класс, % 10-й класс, % 9-й класс, % 10-й класс, %
Нет 95, 1 93, 9 90, 5 87, 3
1 или несколько раз 4, 9 4, 1 7, 4 10, 2
употребляю регулярно 0 2 2, 1 2, 5
Общее количество употреблявших 4, 9 6, 1 9, 5 12, 7
По данным табл. 4 можно утверждать, что в 9-х классах также как и в 10-х, в экспериментальной группе количество школьников, ни разу не употреблявших наркотических веществ на 5-6 % больше, чем в контрольной группе. При этом между 9-м и 10-м классом мы видим уменьшение количества таких подростков на 1, 2% в экспериментальной и на 3, 2% в контрольной группе. Положительно на вопрос об употреблении наркотических веществ ответили 4, 9% в 9-м классе и 6, 1% в 10-м классе экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе ответивших положительно на предложенный вопрос было 9, 5% и 12, 7%, соответственно. Кроме того, возросло и число подростков, признающихся в регулярном употреблении наркотических средств с 0% до 2% в экспериментальной группе и с 2, 1% до 2, 5% в контрольной. Даже если принять о внимание константный факт некоторого искажения достоверности полученной информации, все равно представленные тенденции по результатам анонимного опроса респондентов представляют значительный исследовательский интерес и здесь также указать на более благоприятную ситуацию в экспериментальной группе.
Данные о потреблении ПАВ вследствие плохого настроения или самочувствия приведены в табл. 5.
Таблица 5
Употребление школьниками каких-либо психоактивных веществ при плохом настроении______________________________
Чтобы избавиться от плохого са-мочувст-вия или улучшить настроение, вы употребляете: Экспериментальная группа Контрольная группа
9-й класс, % 10-й класс, % 9-й класс, % 10-й класс, %
лекарственные препараты 4, 9 5, 1 10, 7 4, 1
алкоголь 1, 6 7, 1 9, 8 14, 3
наркотики 0 0 0 0
ничего не употребляете 93, 5 87, 8 79, 5 81, 6
Отвечая на вопрос, что вы употребляете, чтобы избавиться от плохого самочувствия или улучшить настроение, лекарственные препараты выбрали около 5% школьников в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе в 9-х классах 10, 7%, а в 10-х классах 4, 1%, что скорей всего связанно с различиями в физическом здоровье. Однако нас больше интересуют такие ответы на заданный вопрос, как «алкоголь» и «наркотики». Ответ «алкоголь» выбрали в экспериментальной группе в 9-х классах - 1, 6%, в 10-х классах -7, 1%. То есть, за последний год среди школьников экспериментальной группы возросло употребление алкоголя. Однако, в контрольной группе количество подобных ответов значительно больше: в 9-х классах - 9, 8%, а в 10-х классах - 14, 3%. Таким образом, констатируем увеличение потребления школьниками алкоголя и в экспериментальной, и в контрольной группах, однако в экспериментальной группе число школьников, употребляющих алкоголь как корректор настроения был в 2 раза меньше, чем в контрольной группе. Вариант употребления наркотических средств, как способа избавиться от плохого настроения и коррекции плохого самочувствия, что предполагает наличие наркотической зависимости, не выбрал ни один респондент и это соотносится с данными наркологической службы.
Некоторую оценку своего будущего, и возможное появление проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ, дают респонденты (табл. 6).
Таблица 6
Оценка школьниками своего будущего положения, связанного с возможным употреблением алкоголя или наркотиков
Как вы думаете, могут ли у вас в будущем быть проблемы, связанные с Экспериментальная группа Контрольная группа
9-й класс, % 10-й класс, % 9-й класс, % 10-й класс, %
алкоголем 1, 6 6, 9 11, 5 12, 2
наркотиками 1, 6 2, 0 1, 6 5, 1
сексуальными отношениями 8, 2 3, 2 5, 7 18, 4
другое 31, 2 54, 6 31, 9 45, 9
Не могут 57, 4 33, 3 47, 5 18, 4
Из таблицы 7 следует, что некоторые школьники предполагают у себя в будущем наличие разного рода проблем, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. Это свидетельствует о том, что данные школьники не отрицают употребление психоактивных веществ. Количество школьников в
экспериментальной группе, выбравших из числа проблем «алкоголь» в 9-х классах составляло 1, 6%, в 10-х классах - 6, 9%. В контрольной группе аналогичный вариант выбрали 11, 5% и 12, 2%. Разница между экспериментальной группой и контрольной составила в 9-х классах 9, 9% и в 10-х классах 5, 3%. Что касается ответа «наркотики», то его выбрали в 9-х классах и в экспериментальной группе и в контрольной 1, 6% исследуемых. Но в 10-х классах ситуация изменилась. В экспериментальной группе данный ответ выбрали 2%, а в контрольной - 5, 1% респондентов, что в 2 раза чаще позиционирует школьников контрольной группы, как более проблемную по наркозависимости группу подростков.
Предполагая одинаковый уровень искренности респондентов в экспериментальной и контрольной группах, анализ данных в таблицах 4, 5, 6 позволяет судить о том, что процент подростков, употребляющих либо пробовавших наркотики, в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Можно также сказать, что в экспериментальной группе меньшее количество подростков употребляют алкоголь. Надежность этих различий по критерию Стьюдента составляет от 0, 75 до 0, 93 для разных классов и разных вопросов (соответствующие показатель уровня значимости 0, 25 и 0, 07) и потому полученные различия не могут считаться строго достоверными, но тем ни менее они обращают на себя внимание.
В целом проведенное исследование показало следующее. За время профилактической работы по методу позитивной
Библиографический список
психодрамы уровень невротизации в экспериментальной группе достоверно снизился, значительно (более чем в два раза) увеличилось количество эмоционально устойчивых, спокойных, оптимистичных личностей. Значительно уменьшилось количество школьников с выраженными патологическими признаками тревожности, депрессии и возросло число подростков, обладающих лишь ситуативной (адаптивной) тревожностью. Количество школьников с низким уровнем самооценки своего здоровья, то есть имеющих какие-то психосоматические проблемы, снизилось в два раза.
Изменения же в контрольной группе незначительны. Из положительных изменений можно отметить снижение (на 14%) количества школьников с высоким уровнем невротиза-ции, и некоторое уменьшение числа патологически тревожных личностей, с одновременным увеличением числа подростков с признаками личностной тревожности.
Вывод. Сравнивая показатели невротизации, тревожности и показатели самооценки психосоматического здоровья, а также данные об употреблении алкоголя и наркотических средств в экспериментальной и контрольной группах, можно констатировать, что программа тренингов по методу «позитивная психодрама» является более эффективной формой профилактики, чем лекционно-просветительская работа, а выбранные нами критерии пригодны также для оценки и изучения сравнительной эффективности профилактической работы.
1. Минко, А.И. Наркология / А.И. Минко, И.В. Линский. - М.: Издательство Эксмо, 2004.
2. Белокрылов, И.В. Личностно ориентированная психотерапия наркологических больных (клиническое и психодинамическое исследование): / автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. д-ра. мед. наук. Москва: - ННЦ наркол. Минздрава России. - 2006.
3. Коваленко, С.П. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор, предшествующий наркотической зависимости // Дискуссионные вопросы нароклогии: профилактика, лечение и ребилитация: сб. матер. Росс. конф. - Иваново, 2005.
4. Исраелян, А.Ю. Преморбидные характеристики больных героиновой наркоманией // Наркология. - 2003. - 12.
5. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс. - 2001.
6. Абдалиева, Д.Х. Организация работы по профилактике пьянства, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий среди детей и подростков в Ташкенте / Д.Х Абдалиева // Вопросы наркологии. - М.: Медицина, 1989. - Т.89. - № 4.
7. Батищев, В. В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации, больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение / В.В. Батищев, Н.В. Негериш. - М., 2001.
8. Смирнова, А.А Особенности организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде http / А.А .Смирнова // gcon.pstu.ru / pedsovet / programm // index.htm
9. Москвитин, П.Н. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. - Фаттахов- Новокузнецк, «Эгре-гор», 2006.
10. Москвитин, П.Н. Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ / П.Н. Москвитин, Т.А. Дорошенко, Е.В. Карташова и [др.]. - Новокузнецк: «Эгрегор», 2008.
Статья поступила в редакцию 6.07.09
УДК 159.9
П.Н. Москвитин, канд.мед.наук, доц.НГУ, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
ТРЕНИНГ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОДРАМЫ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «СДЕРЖИВАНИЯ СПРОСА НА ПАВ»
Первичная профилактика наркомании - это формирующаяся межведомственная и междисциплинарная область научно-практических знаний и социально-психологических технологий, направленных на реализацию основной стратегии личностно-ориентированной превенции - «сдерживание спроса на употребление психоактивных веществ». Эта социально-психологическая технология включает два элемента: 1) разработку нового методического способа и 2) условий успешного усвоения нового метода социально-активными субъектами, ответственными за реализацию стратегии первичной профилактики. «Профилактическая психодрама» разрабатывается нами как метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ. Результаты доказывают эффективность разработанной программы тренингов по данному методу первичной личностно-ориентированной профилактики аддикции от психоактивных веществ.
Ключевые слова: первичная профилактика, употребление наркотиков, алкоголизм, социальная технология, «профилактическая (позитивная) психодрама», обучение методу, результат тренинга, эффективность «стратегии сдерживания употребления психоактивных веществ».
Актуальность. Проблема профилактики употребления психоактивных веществ является одной из наиболее значимых социальных, медицинских и психологических задач охраны здоровья населения. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании, а также коморбидной заболеваемости и смертности, влияние на демографическую ситуацию и качество трудовых ресурсов вызывают серьезную озабочен-
ность ряда исследователей [1; 2] .
Однако, в приоритеты ни медицинской психологии, ни психотерапии и даже наркологии направление первичной профилактики аддикции от психоактивных веществ практически не входило. Во-первых, научные интересы этих дисциплин традиционно ограничивались вопросами изучения клиники заболеваний и ко-морбидной патологии, эпидемиологии и