Суицидология и аддиктология
(средний показатель 4,51; ранг 1), традиция (средний показатель 4,29; ранг 2) и конформность (средний показатель 4,01; ранг 3). Ведущими ценностями на уровне поведения у тех же больных оказались: стимуляция (средний показатель 4,39; ранг 1), гедонизм (средний показатель 4,27; ранг 2) и самостоятельность (средний показатель 4,16; ранг 3). Из этого можно сделать вывод, что имеются существенные противоречия между инструментальными ценностями, которые проявляются в социальном поведении и нормативными ценностями, создающими индивидуальный профиль личности больных алкогольной зависимостью. Так безопасность, выбранная как главная ценность в качестве нормативного идеала, относится к разряду ценностей, достигающихся консервативными социальными взаимодействиями и внешней стабильностью. На поведенческом же уровне основной была выбрана стимуляция, которая относится к разряду ценностей, подразумевающих «открытость к изменениям» и рискованный социальный рисунок поведения. То есть ценности нормативные и инструментальные у больных алкоголизмом прямо противоположны друг другу. Причем поведенческие ценности, составляющие в результате социальный статус больных алкоголизмом, имеют скорее рискованную деструктивную направленность. Хотя на уровне мотивации они хотели ли бы сохранять стабильность и безопасность.
В контрольной группе обследуемых (студентов и педагогов), в качестве нормативных идеалов были выявлены: «власть» (средний показатель 4,59; ранг 1), «самостоятельность» (средний показатель 4,57; ранг 2) и «достижение» (средний показатель 4,48; ранг 3). Приоритетными ценностями на уровне поведения оказались: « доброта» (средний показатель 4,19; ранг 1), «традиции» (средний показатель 4,03; ранг 2) и «конформность» (средний показатель 3,97; ранг 3).
Ведущей ценностью в качестве нормативного идеала в контрольной группе была выявлена «власть», которая согласно методике относится к разряду « самовозвышение», а на поведенческом уровне ведущей оказалась ценность «доброта», относящаяся к разряду «самотрансцендентности», то есть стремлению к эгоинтеграции, духовности и личностной целостности. То есть, так же как и у алкоголиков, у студентов и педагогов нормативные и инструментальные ценности противоположны друг другу. Но в контрольной группе наблюдается прямо противоположная тенденция. Имея высокие моральные качества, педагоги и студенты хотели бы выйти на другой уровень социального взаимодействия, приобретя противоположные качества и получив возможность иметь другие социальные приоритеты (власть, самостоятельность и достижения).
В ыво ды. Проведенное исследование выявило выраженные противоречия и конфликты в ценностных ориентациях как у больных алкоголизмом, так и в контрольной группе испытуемых (педагогов и студентов).
При алкоголизме происходят неизбежные искажения в системе ценностно-смысловых ориентаций личности. Поведенческие ценности имеют определенную направленность, приводящую к деструктивным проявлениям. Но при этом сохраняются нормативные идеалы с ожиданием безопасности, стабильности обще-
ства, уважения и принятия обычаев и идей, которые исходят от традиционной культуры и религии. Это может свидетельствовать как о нарушении самосознания больных, так и о глубоких противоречиях в мотивационной и волевой сферах их личностей.
Противоречия в ценностных ориентациях, выявленные у педагогов и студентов, носят скорее скрытый динамический характер и касаются глубоких внутриличностных конфликтов, которые можно отнести к димензиональной плоскости, определяющей нравственные и духовные приоритеты.
Литература:
1. Дереча Г.И. Психопатология расстройств личности у больных алкоголизмом: Дисс. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2005. - 160 с.
2. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения / Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979. - 263 с.
3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004.
4. Карпец В.В. Особенности личностных ценностей и их динамика у больных алкоголизмом в процессе реабилитации // Вопросы наркологии. - 2007. - № 5. - С. 79-86.
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКЦИИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
П.Н. Москвитин
Новосибирский НИИГ, г. Новосибирск E-mail автора: [email protected]
Обосновывается межведомственная психогигиеническая модель профилактики наркомании, алкоголизма, зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков. Модель опирается на метод «профилактической психодрамы» - новый научно-обоснованный групповой метод профилактики наркомании, алкоголизма, широкого спектра пограничных нервно-психических расстройств и риска девиантного поведения.
Ключевые слова: психогигиена аддикции и девиации у детей.
Мероприятия профилактики в России традиционно опираются на методы санитарного просвещения и пропаганды, а также идеи трансляции здорового образа жизни подросткам в досуговой и спортивно - оздоровительной формах [2]. В последние годы все шире распространяется опыт проведения социально - психологических тренингов, в т.ч. копинг-программы профилактики [5]. Однако и эти профилактические разработки уже не в полной мере отвечают современным ожиданиям общества, в частности еще недостаточное внимание уделяется изучению мотивационно - потреб-ностной сферы личности подростков и ее влияния на формирование наркозависимого поведения [3]. Запаздывание обновления профилактических мер вызывается целым рядом факторов, в том числе не достаточной разработанностью методологической платформы первичной профилактики как системы превентивных экзистенциально-гуманистических методов, направленных
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
43
Суицидология и аддиктология
на личность несовершеннолетнего и активирующих ее саногенные психологические механизмы, «сдерживающие спрос» детей и подростков на экспериментирование ПАВ и их употребление [1]. Объективная социальная реальность делает очевидной актуальность разработки межведомственной психогигиенической модели профилактики зависимости от наркотических веществ, опирающейся на личностно-ориентированную программу ее реализации в учреждениях образования, комиссиях по делам несовершеннолетних и наркологической службы. Данная методическая задача создает запрос на разработку нового группового метода, способного формировать надлежащие психопрофилактические условия для развития антиаддиктивной мотивированности у школьников путем усвоения позитивных экзистенциально - гуманистических ценностей и смыслов, на что собственно и должна быть направлена стройная система психопрофилактических тренингов и организация психогигиенического медико-психологосоциального сопровождения детей и подростков.
Метод. Новизна программы обусловлена тем, что впервые в Куйбышевском районе г. Новокузнецка создана межведомственная программа психологической помощи неблагополучным семьям и семьям, состоящим на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. К работе с семьей и родителями в данном случае подключаются все специалисты органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних района. На тренинги приглашаются родители с детьми, которые были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Куйбышевского района, к которым применена мера общественного воздействия либо административное наказание, а также учащиеся школ района совместно с родителями, испытывающие проблемы в воспитании, обучении своих детей.
Программа «Развитие коммуникативной и социальной компетентности современной семьи» направлена на создание благоприятных условий развития семьи, методов и способов воздействия на неблагополучие в семье, расширение безопасного пространства для социализации семьи; воспитание духовных семейных ценностей; формирование активной жизненной позиции; создание условий для самореализации личности родителя и подростка и его творческого самовыражения. В основе реализации программы: «Развитие коммуникативной и социальной компетентности современной семьи» лежит системно-деятельностный подход: воспитание и развитие качеств личности родителей и детей, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.
Метод профилактической психодрамы [4] направлен на развитие навыков сотрудничества и коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает создание коммуникативных ситуаций. Особенным методическим инструментом метода является формат микродрамы, а также особый вид коммуникативного тренинга, структурированного как прием «Позитивное совещание». Отличием профилак-
тической психодрамы от классической драмы Я. Морено, которая часто представляет индивидуальную терапию в группе, является наличие структурированной микродрамы и специального приёма «Стоп - действие», что позволяет в последующем обсуждении перенести акцент на всю тренинговую группу и во время групповой дискуссии найти оптимальные модели нового поведения.
Результаты и обсуждение.
Для оценки эффективности программы используются следующие методики: тест «Подростки о родителях» АДОР. Автор: Шафер, тест модифицирован З. Матейчик и П. Ржичаном; «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации». Тест К. Томаса; тест изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС); методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана. Кроме того, для оценки динамики происходящих изменений служит портфолио, имеющее своей целью укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, которое по окончанию занятий остается у участников.
Организация занятий: численность группы от 15 до 30 участников. Как уменьшение, так и увеличение группы ведет к усложнению проведения занятий. При малочисленной группе исчезает эффект, достигаемый именно групповым общением, при многочисленной -существенно уменьшается возможность максимального включения в групповой процесс каждого отдельного участника, а также уменьшается возможность проведения эффективной групповой дискуссии. Желательно участие каждого участника тренинга во всем цикле занятий.
Программа включает проведение совместных тренингов по методу профилактической психодрамы, тестирование подростков и их родителей (первичное и итоговое), индивидуальную работу психолога с родителями и их детьми. Программа рассчитана на 34 часа и включает 17 занятий длительностью 2 часа каждое. Участники программы - родители и их дети 13-18 лет, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также семьи, испытывающие трудности в воспитании детей и социальной адаптации.
В результате системной профилактической работы органов и учреждений на территории Куйбышевского района г. Новокузнецка по реализации профилактической программы «Развитие социальной и коммуникативной компетентности» наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес подростковой преступности в общем количестве зарегистрированных преступлений на территории Куйбышевского района г. Новокузнецка снизился в 2013 г. с 8,1% до 5,6%. Снизилось и количество семей, находящихся в социально опасном положении. Так, по итогам совместной работы в 2013 г., количество семей, состоящих на профилактическом учете в органах системы профилактики, уменьшилось на 50%. Программа «Развитие социальной и коммуникативной компетентности современной семьи» рекомендуется для изучения и внедрения ее в образовательных организаций, но и специалистам органов опеки и попечительства, со-
44
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014
Суицидология и аддиктология
трудникам полиции и иным органам системы профилактики аддиктивного и девиатного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Литература:
1. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / пер. с англ. -М, «Класс», 1997.
2. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06).
3. Москвитин П.Н., Цыганков Б.Д., Сирота Н.А. Метод «профилактической психодрамы» в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. - М.: М, 2011.
4. Москвитин П.Н. Патент РФ на изобретение N° 2466752 «Способ проведения группового психологического тренинга по методу «профилактическая психодрама», зарегистрирован в государственном реестре изобретений РФ 20 ноября 2012 г.
5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркоманий у подростков. - М., «Г енезис», 2001.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Г.А. Новикова, Л.А. Новикова
Северный (Арктический) ФУ им. М.В. Ломоносова Архангельский медицинский колледж, г. Архангельск
Е-mail авторов: [email protected]
С целью изучения особенностей восприятия подростков при пивной алкоголизации нами было проведено обследование 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска. Установлено, что у подростков при пивной алкоголизации наблюдалось снижение точности восприятия размеров, пространства и времени, что может свидетельствовать о нарушениях в психических процессах вследствие употребления пива; при этом, чем выше интенсивность пивной алкоголизации, тем сильнее выражены нарушения восприятия.
Ключевые слова: подростки, пивная алкоголизация, восприятие
Современная действительность, констатирует неутешительные факты по числу потребителей алкоголя, как в России, так и во всем мире. В последние десятилетия отмечается тенденция к снижению возрастного порога потребителя алкоголя и, как следствие, растущая алкоголизация подрастающего поколения [5]. Наиболее распространенным алкогольным напитком, среди подростков является пиво [2, 3]. Исследования последних лет показывают, что потребление пива подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость и т.д. [1, 4].
С целью изучения особенностей восприятия подростков при пивной алкоголизации нами было проведено обследование 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска в возрасте с 11 до 17 лет (56,6% - девочки; 43,4% - мальчики), из них 35,7% -11-12 лет (учились в 5-6 классе; средний возраст -11,58±0,10 года), 25,9% - 13-14 лет (7-8 класс; возраст
- 13,51±0,14 г.), 38,4% - 15-17 лет (9-11 класс; возраст
- 15,27±0,13 г.).
Оценка интенсивности пивной алкоголизации проводилась с помощью методики прогнозирования риска развития пивной зависимости у подростков и методики оценки степени риска развития пивной зависимости у подростков [3], по результатам которых
подростки были разделены на группы: высокая степень риска развития пивной зависимости - I группа (35,5%); средняя степень - II группа (45,2%); низкая степень риска - III группа (19,3%), выступающая в качестве контрольной в нашем исследовании.
Для оценки процессов восприятия использовался компьютерный психодиагностический комплекс «Ef-fecton Studio». При обработке результатов использовался пакет прикладных статистических программ «Microsoft Excel», «STATISTICA» (версия 6.0) и стандартные расчетные методы.
Результаты исследования показали, что суммарный показатель пивной алкоголизации был достоверно высоким в I группе (59,86±2,45 балла; p<0,001), средний - в II группе (34,14±0,67 балла), низкий - в III группе (20,89±1,04 балла; p<0,001).
Анализ данных по тесту восприятия размеров выявил, что у подростков I группы (127,10±6,70 с; p<0,01) продолжительность работы по тесту была ниже по сравнению с III группой (162,17±10,88 с). При детальном анализе данных по возрастным подгруппам в зависимости от интенсивности пивной алкоголизации было установлено, что подросткам в подгруппах 13 -14 (127,10±5,53 с; p<0,01) и 15-17 лет (120,11±6,70 с; p<0,01) I группы по сравнению с подгруппами 13-14 (158,01±9,87 с) и 15-17 лет (160,01±12,00 с) II группы; в подгруппах 11-12 (134,10±7,90 с; p<0,05), 13-14 (127,10±5,53 с; p<0,01) и 15-17 лет (120,11±6,70 с; p<0,01) I группы по сравнению с подгруппами 11-12 (160,15±9,88 с), 13-14 (164,20±11,86) и 15-17 лет (162,17±10,91) III группы характерно достоверное снижение продолжительности восприятия размеров. При сравнении двух первых групп (38,29±7,12%; 53,43±6,85%) с III (54,00±4,35%) наблюдалось снижение точности восприятия размеров, и как следствие увеличение количества ошибок.
Результаты, полученные по тесту восприятия пространства, показали, что у двух первых групп (611,01±29,11 с; 532,10±32,05 с; p<0,05) при сравнении с III (455,03±18,44 с) достоверное увеличение продолжительности времени работы по тесту. Точность восприятия пространства у представителей I группы (2,01±0,12%; p<0,001) была низкой по сравнению со II (8,51±1,55%). Высокая точность восприятия пространства наблюдалась у III группы (12,04±0,27%) в сравнении с двумя первыми группами. У подростков подгрупп 11-12 (623,01±28,09 с; p<0,001), 13-14
(611,02±30,12 с; p<0,001) и 15-17 лет (599,01±29,11 с; p<0,001) I группы и подгрупп 11-12 (523,09±32,02 с), 13-14 лет (540,04±32,09 с) II группы (p<0,05) по сравнению с подгруппами 11-12 (444,00±18,43 с), 13-14 (460,04±18,44 с) и 15-17 лет (461,05±18,45 с) III группы наблюдается достоверное увеличение продолжительности восприятия пространства. При этом у подростков подгрупп 11-12 (1,91±0,11%; p<0,001), 13-14 (2,01±0,13%; p<0,001) и 15-17 лет (2,12±0,12%; p<0,001) I группы по сравнению с подгруппами 11-12 (6,67±1,11%), 13-14 (9,85±1,82%) и 15-17 лет
(8,99±1,72%) II группы и подгруппами 11-12 (10,07±0,25%), 13-14 (12,46±0,26%) и 15-17 лет
(13,60±0,30%) III группы; в подгруппой 11-12 (6,67±1,11%; p<0,05), 13-14 (9,85±1,82%; p<0,05) и 15-17
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
45