УДК 37.015.324+37.091.212
А. Д. Варенникова
Курск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аддиктивное поведение молодежи; психологическая служба в образовании; профилактика аддиктивного поведения; программа специальной профилактики наркомании; психологическая диагностика.
АННОТАЦИЯ. Определяется понятие «зависимое поведение». Раскрывается роль педагога в профилактике аддиктивного поведения. Предлагаются материалы исследования склонности зависимого поведения студентов Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета. Анализируется программа первичной профилактики зависимого поведения и представляются результаты психологической диагностики как начального этапа программы.
A. D. Varennikova
Kursk
PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL WORK AS THE BASIS OF PREVENTION OF STUDENTS' ADDICTIVE BEHAVIOR
KEY WORDS: addictive behavior of the youth, psychological service in education, prevention of addictive behavior, program of special prophylaxis of drug addiction, psychological diagnostic.
ABSTRACT. The term «addictive behavior» is defined in the article. The role of a teacher in prevention of addictive behavior is described. Materials for analysis of Kursk Institute of Social Education students’ addictive behavior inclination are given. Program of preliminary prophylaxis of addictive behavior is analyzed and the results of psychological diagnostic which is the first level of the program are given.
В обществе постоянно происходят достижения предыдущего и его опыт,
процессы биологического и со- который, к сожалению, может быть не
циального наследования: младшее поко- только положительным, но и отрица-
ление усваивает наследственные черты и тельным в виде потребления алкоголя,
© Варенникова А. Д. , 2 0 11
наркотиков, табака. Прервать такую преемственность можно только одним способом — сделав младшее поколение невосприимчивым к предложениям кого-либо из старших испытать на себе действие какого-либо химического вещества [1].
В настоящее время в психологии нет четкого определения понятия «зависимое поведение». В. В. Шабалина определяет его как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому-либо объекту, т. е. оно обусловлено психологической зависимостью от него. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а с другой — ведущим мотивом деятельности. Источник формирования зависимого поведения — влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека.
В психологии и медицине часто встречаются понятия «наркотическая зависимость», «зависимость от психоактивных веществ», «алкогольная зависимость», «никотиновая зависимость» и др. Кроме того, в последнее время в литературе обозначены другие формы зависимости (которые можно назвать негативными зависимостями) — это зависимость от Интернета, азартных игр, деструктивных культов, других людей, работы и др. [5].
В первую очередь поддержать младшее поколение в этой ситуации могут родители, которые осуществляют следующие воспитательные функции: защиту и моральную поддержку ребенка; контроль за его физическим и душевным состоянием; установление отношений привязанности. Родной дом и родители должны быть главной ценностью растущего человека, в какие бы условия он ни попадал, с кем бы ему ни приходилось общаться. Однако многие дети даже при хорошо выраженной материальной заботе родителей оказываются психологи-
чески безнадзорными. Дело не только в том, чтобы удовлетворить желания подростка иметь модную одежду, «престижные» вещи, ездить за границу. Все это не главное. Главное — характер взаимоотношений родителей и детей. Важно, чтобы дети чувствовали постоянную их любовь и душевную поддержку, чтобы в трудную минуту обращались именно к ним, а не к кому-либо чужому [2].
Профилактика аддиктивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Психопрофилактика является основным способом поддержания психического здоровья в массах, которое определяется как состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека [4].
В рамках рассмотрения профилактики аддиктивного поведения необходимо определить значение психологической службы в образовательных учреждениях.
В настоящее время психологическая служба в образовании является системой, адаптирующей и трансформирующей научные психологические знания к запросам практических работников сферы образования, педагогической практики. Основной целью деятельности службы практической психологии образования является система превентивных действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей на определенном
возрастном этапе, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства, осуществление гармонизации среды и гуманизации общественных отношений в образовании.
Психологическая служба в образовании — один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. Ее появление обусловлено взаимодействием психологической науки и педагогической практики. Это взаимодействие, в котором переплетаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы в образовании. Тем не менее, можно попытаться дать ему достаточно четкое определение.
Психологическая служба в образовании [3] — интегральное явление, представляющее собой единство четырех ее составляющих (аспектов) — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Современный этап развития службы нуждается в более четком определении ее целей. Долгое время считалось, что целью службы является максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников, обеспечивающему им к окончанию школы сформированность психологической готовности к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни. Конечно, задача развития — одна из основных, но, очевидно, не самая главная. Поэтому в настоящее время изменился подход к определению ведущей цели службы.
Главной целью психологической службы в образовании является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
В рамках прикладного аспекта службы возникает вопрос «Каких качеств ожидать от педагога и какие требования предъявлять к нему в плане предупреждения наркомании?». Прежде всего это понимание им наркомании как тяжелого психического заболевания, которое легко становится массовым вследствие его «заразности».
В отличие от обычных инфекций фактором заражения здесь является не болезнетворный микроб, а информация о достоинствах того или иного химического вещества, вызывающего комфортное психическое состояние. Эта информация способствует формированию мотивов потребления веществ с такими свойствами, а затем и побуждению принять какое-либо из них.
Второй базисный фактор отношения педагога к наркомании — понимание им того факта, что наркомания — явление преимущественно молодежное. Начало потребления наркотических веществ приходится на подростковый, а иногда даже на младший школьный возраст. Следовательно, приобщение к наркомании происходит в тот самый период жизни, когда ребенок находится в пределах компетенции педагога и родителей. И поэтому проблема предупреждения наркомании — это прежде всего их проблема.
По существу, воздействие на наркоманию как на общественное явление наиболее экономичным и наиболее эффективным для общества может быть именно через педагога и родителей. Однако возложение на педагога обязанностей антинаркотической деятельности должно быть не еще одной, дополнительной ко множеству других, нагрузкой, а функцией, для осуществления которой государство создает ему благоприятные условия. Без повышения общественного и материального положения педагога трудно требовать от него эффективного противодействия наркотизму, хотя кро-
ме него эту задачу в обществе никто не сможет решить.
В-третьих, педагог должен обладать антинаркотической настороженностью, т. е. он должен уметь оценивать те или иные признаки поведения учащегося с точки зрения возможного приобщения к наркотикам. Он должен чутко улавливать любые проявления необычности в выражении лица, поведении, настроении, манерах учащихся, темах случайно услышанных разговоров, во внешнем виде. Это может быть и чрезмерная оживленность (время от времени), и периоды пониженного настроения, пассивности, отключенности от происходящего на уроке. Сюда же относится и способность видеть изменения характера направленности интересов и круга общения подростков и молодых людей.
Знание начальных признаков приобщения к наркомании позволяет выявить ее путем наблюдения за поведением того или иного человека в различных ситуациях. К их числу относятся:
• оживление при упоминании о нарко-генных (наркотических) веществах;
• одобрительные рассказы о нарко-генных веществах и потребляющих их людях;
• демонстрация своей информированности о «преимуществах» одного из них над другими;
• утверждения о «модности» и «современности» потребления того или иного вещества с целью изменения настроения;
• некие жаргонные выражения. Профилактика наркотизма должна
базироваться на нетерпимости общества к этому явлению и быть нацеленной на формирование у граждан антинаркоген-ных барьеров — антинаркотических, антиалкогольных, среди которых следует различать внутренние и внешние [2].
Внутренние антинаркотические барьеры — это, во-первых, биологическая устойчивость индивида к действию нар-
когенных веществ (здоровый образ жизни родителей, эффективная перинатальная профилактика). Во-вторых, психическая устойчивость индивида к наркоген-ному соблазну (наличие развитой и устойчивой потребностно-эмоциональной сферы, общественно полезных ценностных ориентаций и соответствующих им видов деятельности, приносящих удовлетворение). В-третьих, актуальные мотивы воздержания от знакомства с нар-когенными веществами на основании знания их разрушительного действия на организм и психику; знание способов противостояния наркогенному давлению среды, в частности правильной тактики поведения в ситуации наркогенного заражения.
Внешние антинаркотические барьеры — это, во-первых, непримиримость общественного сознания к наркотизму, достигаемая совместными усилиями педагогов, социологов, социальных психологов, работников средств массовой информации, деятелей религии. Во-вторых, эффективное пресечение незаконного оборота наркотических веществ, неотвратимость наказания за участие в их производстве и сбыте (правоохранительные органы при поддержке общественности).
Следовательно, в процессе антинар-котического воспитательного воздействия необходимо вырабатывать устойчиво негативную оценку наркотизма, нетерпимое к нему отношение, а также некоторые специфические черты поведенческого характера [2].
В Курском институте социального образования (филиале) РГСУ была создана программа специальной профилактики наркомании [6].
В общих положениях этой программы зафиксировано, что содержание воспитательной деятельности со студентами высшего учебного заведения должно формировать личность будущего специалиста как субъекта социума и носителя определенной системы ценностей.
Специальная профилактика является составной частью общей политики администрации института, интегральной целью которой является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Воспитательная, профилактическая и коррекционная работа должна осуществляться с учетом индивидуальных, личностных особенностей молодых людей, в связи с этим приобретает значимость дифференцированный подход к каждому студенту как объекту психологического воздействия.
Для эффективности реализации программы в этот процесс должна быть включена не только сфера учебновоспитательного процесса, но и вся совокупность внеучебной деятельности.
Целью данной программы является воспитание культурно ориентированной личности, обладающей навыками и стратегией поведения, препятствующими злоупотреблению наркотиками и алкоголем. Эта цель реализуется посредством следующих приоритетных воспитательных задач:
• формирование стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами;
• направленное развитие личностных ресурсов (склонностей, способностей, качеств), способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения;
• включение студентов в альтернативную социально обогащенную среду, создание условий для коллективной творческой деятельности, направленной, в частности, на профилактику наркомании среди молодежи.
Данные задачи реализуются в том числе и в рамках спортивно-оздоровительной, социальной, духовно-нравственной, культурно-досуговой и творческой работы со студентами.
Этапы реализации программы:
1. Психологическая диагностика с целью выявления группы риска, с которой в дальнейшем и предстоит психолого-коррекционная работа.
2. Наблюдения, интервью, беседы с молодыми людьми на тему наркозависимости для того, чтобы определить степень осознанности и важности этой проблемы.
3. Тренинговые занятия: тренинг навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности; тренинг когнитивной сферы личности (умение управлять ситуацией и выбором своего поведения в ней, противодействовать давлению среды, развитие самоконтроля, самоэффективности, самоуважения, изменение самооценки).
4. Различные виды совместной деятельности: спортивная, научная, досуговая, общественно-политическая и др.
5. Чередование тренинговых занятий с лекциями, круглыми столами, диспутами о здоровом образе жизни для формирования соответствующих социально-позитивных аттитюдов.
6. Завершающая психологическая диагностика, т. е. выявление изменений личности в позитивную сторону.
В данном исследовании приняли участие 100 студентов КИСО (филиала) РГСУ в возрасте от 17 до 20 лет. Диагностика проводилась анонимно. Тестовая методика «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) применялась с целью выявления наркозависимости и алкогольной зависимости у студентов. Испытуемый должен был, пользуясь шкалой, указать, в какой степени он согласен или не согласен с каждым из 116 утверждений. В результате проведения опроса были получены следующие данные.
В случае наркозависимости признаки тенденции отмечаются у 17% студентов, а в случае алкогольной зависимости — у 29%. Признаки повышенной склонности к наркозависимости проявляются у 45%, к алкогольной зависимости — у 21%. При склонности к употреблению наркотических веществ признаки высокой вероятности обнаружены у 31% студентов, а при склонности к алкоголю — у 19%. Признаки склонности неявны (неярко выражены) при наркозависимости у 7% студентов, при алкогольной зависимости —
у 31%. Необходимо отметить, что наблюдается тенденция вытеснения алкогольной зависимости наркозависимостью, т. е. в молодежной среде психоактивные вещества более популярны и востребованы.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения профилактической работы, так как молодые люди склонны к наркозависимости, а проблема зависимости от психоактивных веществ затрагивает все человечество и имеет тяжелые последствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛИЧЕВА С. А. Основы превентивной психологии. М. : Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
2. БОНДЫРЕВА С. К., КОЛЕСОВ Д. В. Наркотизм (природа и преодоление) : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
3. ГАЙДАР К. М., ТЕНЬКОВА В. А., ТУЖИКОВА В. И. Психологическая служба образования : учеб.-метод. пособие для студентов. Воронеж, 2005.
4. ЗМАНОВСКАЯ Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2004.
5. ЛИСЕЦКИЙ К. С. Психология и профилактика наркотической зависимости. Самара : Бахрах-М, 2008.
6. ПРОГРАММА специальной профилактики наркомании в Курском институте социального образования (филиале) РГСУ. Курск, 2006.