Научная статья на тему 'Современные проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста'

Современные проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1835
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРЕВЕНТОЛОГ / SCHOOL-AGE ADOLESCENTS / FIRST-LINE PROPHYLACTICS / ADDICTIVE BEHAVIOR / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / HEALTHY LIFESTYLE / PREVENTOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хуснутдинова З. А.

В статье представлены официальные данные и результаты специального исследования, свидетельствующие о высокой распространенности различных форм аддиктивного поведения детей и молодежи. Основой предупреждения употребления психоактивных веществ является первичная профилактика в образовательной среде с участием всех специалистов образовательного учреждения и родителей. Она должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, на минимизацию уровня вовлеченности в употребление психоактивных веществ обучающихся. Школьный врач должен быть инициатором и организатором профилактической работы. Низкий уровень эффективности работы по первичной профилактике обусловлен отсутствием квалифицированных специалистов превентологов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хуснутдинова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENTLY DISCUSSED ISSUES OF ADDICTIVE BEHAVIOR FIRST-LINE PROPHYLACTICS IN SCHOOL-AGE ADOLESCENTS

The article presents officially acknowledged data and single purpose research results, demonstrating a high incidence of various addictive behavior types among children and adolescents. First-line prevention of psychoactive substances consumption rendered at the educational level by means of institution staff and parents involvement is considered to be the baseline measure. The prophylactic instruction is to be revealingly focused on healthy lifestyle, minimizing levels of student involvement in psychoactive substances consumption. The synteresis measure should be initiated and supervised by the school doctor. Lack of qualified preventologists in the area was found to be responsible for low efficacy level of first-line prophylactics.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста»

УДК 159.922.7-056.32 © З.А. Хуснутдинова, 2011

З.А. Хуснутдинова СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы», г. Уфа

В статье представлены официальные данные и результаты специального исследования, свидетельствующие о высокой распространенности различных форм аддиктивного поведения детей и молодежи. Основой предупреждения употребления психоактивных веществ является первичная профилактика в образовательной среде с участием всех специалистов образовательного учреждения и родителей. Она должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, на минимизацию уровня вовлеченности в употребление психоактивных веществ обучающихся. Школьный врач должен быть инициатором и организатором профилактической работы. Низкий уровень эффективности работы по первичной профилактике обусловлен отсутствием квалифицированных специалистов - превентологов в данной области.

Ключевые слова: подросток школьного возраста, первичная профилактика, аддиктивное поведение, психоактивные вещества, здоровый образ жизни, превентолог.

Z.A. Khusnutdinova

CURRENTLY DISCUSSED ISSUES OF ADDICTIVE BEHAVIOR FIRST-LINE PROPHYLACTICS IN SCHOOL-AGE ADOLESCENTS

The article presents officially acknowledged data and single purpose research results, demonstrating a high incidence of various addictive behavior types among children and adolescents. First-line prevention of psychoactive substances consumption rendered at the educational level by means of institution staff and parents involvement is considered to be the baseline measure. The prophylactic instruction is to be revealingly focused on healthy lifestyle, minimizing levels of student involvement in psychoactive substances consumption. The synteresis measure should be initiated and supervised by the school doctor. Lack of qualified preventologists in the area was found to be responsible for low efficacy level of first-line prophylactics.

Key words: school-age adolescents, first-line prophylactics, addictive behavior, psychoactive substances, healthy lifestyle, pre-ventologist.

Серьезную проблему для современного российского общества представляют непре-кращающиеся тенденции роста распространенности различных форм аддиктивного поведения (АП) среди детей и молодежи, в том числе употребление алкоголя, никотина, наркотиков и различных токсических веществ, что является важнейшим показателем происходящей социальной и духовно-нравственной деформации в детско-молодежной среде

Данные официальной статистики Мин-здравсоцразвития России свидетельствуют, что из общего числа наркоманов 20% -школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-16 лет, резко возрос удель-ный вес детей, потребителей наркотиков, в возрасте 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет [1].

По данным Центра социологических исследований в 2010 году в возрастной группе 11 - 24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3-х раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек), алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн. человек) [2].

Проблема употребления наркотиков продолжает оставаться серьезной и в Республике Башкортостан [3]. С сожалением необ-

ходимо констатировать, что употребление различных видов психоактивных веществ (ПАВ) молодежью становится социально

приемлемой формой их поведения. Это означает, что ранее принимаемые превентивные меры оказались неадекватными масштабам наркотизации подростков и молодежи. Продолжающееся потребление наркотических веществ сопровождается крайне отрицательными последствиями - полной биологической, генетической и социальной деградацией личности, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Материал и методы

Комплексное медико-социальное исследование осуществлялось методами анонимного анкетирования 450 подростков-школьников в возрасте от 10 до 17 лет из двух общеобразовательных школ г. Уфы, а также психологического тестирования 90 наркоманов подросткового возраста и их здоровых братьев и сестер [4]. Полученные в ходе сбора материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием современных методов статистики и компьютерных технологий.

Результаты и обсуждение

Проведенный нами анонимный опрос-подростков-школьников позволил выявить среди них высокий удельный вес лиц с проявлениями аддиктивного поведения. Так, 82,1% юношей и 90,7% девушек употребляют

спиртные напитки. Каждый десятый из них употребляет их еженедельно и чаще. Каждый третий юноша и четвертая девушка курит. 7,0% респондентов пробовали наркотики и 7,8% - токсические вещества. Из их числа регулярных потребителей подобных ПАВ было соответственно 30,9% и 42,9%. Только 11,0% подростков не употребляют ни один из названных ПАВ.

Представления о природе аддиктивного поведения развивались параллельно с развитием культуры и до сих пор не могут считаться исчерпывающими [5]. На сегодня приоритет отдается комплексной биопсихосоциодуховной модели АП, рассматривающей зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуровневой системы социум - личность - организм. Это значит, что АП должно одновременно рассматриваться в нескольких планах: культурологическом, социальном, правовом, психологическом, медико-биологическом. Именно эта модель, обеспечивающая системный подход к проблеме, позволяет специалистам разного профиля найти свое место в профилактике, в частности, подростковой наркомании.

Причины АП подростков отличаются в городах и провинции. В мегаполисах наблюдается их поливариантность. Ведущими фак-торамиможно считать влияние двух групп -семьи и групп ровесников [6]. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально-психологическими характеристиками, аддиктивность их поведения, в том числе их алкоголизация, в ряде случаев являются основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний.

Так, по результатам проведенного нами исследования установлено, что каждый четвертый из подростков школьного возраста г. Уфы (24,4%) воспитывается в неполной семье, где в 2,2 раза чаще, чем в полных семьях, наблюдается нездоровый микроклимат [4]. Лишь у 4,9% детей родители ведут абсолютно трезвый образ жизни, а у каждого седьмого (13,5%) один из родителей или оба злоупотребляют алкоголем. У 31,8% детей со стороны матери или отца имеются близкие родственники с психическими заболеваниями, алкоголики, наркоманы, судимые и самоубийцы. 20,5% подростков считают себя несчастливыми. Таковых достоверно больше в семьях с нездоровым микроклиматом (31,9% против 14,6%; P<0,05) и в неполных семьях (29,6% против 17,2%; P<0,05) по сравнению с проти-

воположными группами семей.

В Стратегии государственной антинар-котической политики Российской Федерации до 2020 года отмечено, что одной из основных проблем,влияющих на эффективность государственной антинаркотической политики, является низкий уровень организации первичной профилактики, хотя профилактическая работа в России осуществляется на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего профессионального. Однако, к сожалению, множество предпринимаемых сегодня мероприятий в области профилактики наркозависимостей на различных уровнях не приносит желаемого результата.

Данные международных исследований на примерах реализации программ профилактики показывают, что профилактическая работа наиболее эффективна внутри местного сообщества, каковым традиционно для детей и подростков является школа (одновременно являясь и зоной риска). Однако только своими силами отдельная школа не может обеспечить качественную профилактическую работу. Современная школа на сегодня не имеет концепции сохранения и развития здоровья и воспитания у детей осознанного отношения к собственному здоровью и навыков для его поддержания, совершенствования. Обо всем этом свидетельствуют и наши данные: большинство курящих подростков школьного возраста г. Уфы приобщились к курению под влиянием своих школьных друзей (62,1% юношей и 53,2% девушек). 42,5% юношей и 39,8% девушек, употребляющих алкоголь, начало его употребления также связывают с ними. 3,3% подростков-наркоманов указали на возможность приобретения наркотиков в школе. По мнению 61,0% опрошенных нами наркоманов и 25,0% их здоровых братьев и сестер анти-наркотическая работа в их школе никогда не проводилась. 70,0% респондентов-наркоманов считают, что от первого употребления наркотических средств удержали бы наличие и доступность интересных увлечений и занятий. О пагубном влиянии наркотиков на здоровье от учителей узнали только 6,6% наркоманов и 12,5% их братьев и сестер, а от врачей соответственно 6,6% и 0% респондентов.

Как отмечено в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде [2], цель профилактики в образовательной среде - развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образова-

тельных учреждений.

Профилактика АП подростков - школьников должна быть направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема ПАВ, решение которой возможно прежде всего педагогическими технологиями, которые направлены на формирование у обучающихся представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Стратегическим приоритетом профилактических мероприятий следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ, т.е. личности безопасного типа поведения [7]. Поэтому в воспитательной деятельности образовательных учреждений актуализируется задача формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), и современный подросток в большинстве случаев по своему мировоззрению готов к тому. Судя по ответам наших респондентов-школьников, ведущих ЗОЖ, причиной подобной жизненной позиции являются: «нежелание вредить своему здоровью» (79,7%), «непьющим легче добиться своих целей» (20,3%) и только на третьем месте - осознанный выбор трезвого образа жизни (12,3%).

Работа по формированию ЗОЖ в учебных заведениях должна быть системной и комплексной. При организации работы по формированию ЗОЖ и разработке профилактических программ необходимо использовать межсекторальный подход, т.е. предусмотреть взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми и подростками (педагогов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов, родителей и др.), чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна. При разработке программ профилактики необходимо также использовать мультикомпонентный подход, когда учитываются индивидуальные и средо-вые аспекты профилактики употребления ПАВ (школьные, семейные, общественные и т. д).

При организации профилактической работы в образовательной среде особо следует подчеркнуть специфический вклад школьного врача, который должен быть инициатором и

организатором первичной профилактики в образовательном учреждении. Это возможность непрерывного наблюдения за здоровьем и развитием ребенка, его авторитет и доверие к его мнению со стороны школы, родителей и наличие нормативно-правовой основы по обеспечению охраны здоровья несовершеннолетних.

Проведенный нами анализ научной литературы по современным подходам к профилактике потребления детьми и подростками ПАВ свидетельствует, что решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают им сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды. Потому важными являются организация и регулярное проведение на муниципальном уровне мониторинга не только распространенности употребления ПАВ, но и факторов риска, способствующих их распространению среди разных групп детского населения с использованием современных медико-информационных технологий.

Необходимо отметить, что в современных условиях эффективной профилактике в образовательной среде мешает не недостаток информации, а недостаток компетенции специалистов, занимающихся данной работой [8]. Чаще всего антинаркотическая работа осуществляется силами педагогов-новаторов, энтузиастов, обеспокоенных здоровьем нашей молодёжи, поскольку до настоящего времени не создана единая общегосударственная система обучения и повышения квалификации специалистов, осуществляющих указанную профилактическую работу.

Для решения проблемы подготовки квалифицированных специалистов в Республике Башкортостан в области профилактики различных социальных отклонений, в том числе наркомании, при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Ак-муллы впервые начата подготовка магистров направления «Педагогическое образование» по образовательной программе «Профилактика социальных отклонений (превентология)». По нашему глубокому убеждению магистры-превентологи, являющиеся специалистами нового поколения в области профилактики зависимостей, действительно необходимы нашему обществу. Социальный заказ на их подготовку обоснован тем, что современные подходы к пониманию АП практически не представлены в профессиональном образовании будущих медиков, педагогов, психологов, социальных работников, занимающихся про-

филактикой употребления ПАВ. И мы наде- объективных, комплексных научных исследо-

емся, что данная образовательная программа ваний факторов, способствующих их форми-

даст возможность выйти на новый профес- рованию, с целью организации решительных

сиональный уровень в области профилактики и активных мер противодействия данному

различных видов аддикций. негативному явлению.

Заключение Резюмируя вышеизложенное, следует

Таким образом, распространенность еще раз подчеркнуть, что забота о здоровье

употребления ПАВ среди несовершеннолет- подрастающего поколения должна проявлять-

них и молодежи на протяжении многих лет ся в первую очередь во внимании к его духов-

продолжает оставаться одной из ведущих со- ному (психологическому) и социальному бла-

циально значимых проблем нашего общества, гополучию, и возможности адаптации к тре-

что определяет потребность в результатах бованиям общества.

Сведения об авторе статьи:

Хуснутдинова Золя Аслямовна - д.м.н., профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М Акмуллы, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности; 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а. E-mail: zoly50@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html.

2. Письмо Минобрнауки РФ от 05 Сентября 2011 г. N МД-1197/0б"О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде".

3. Мониторинг наркотической ситуации в Республике Башкортостан по итогам 2010 года (Атлас) / Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан. -Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2011. - 134с.

4. Хуснутдинова, З.А. Медико-социальные и личностно-психологические факторы риска употребления подростками ПАВ: инф.-метод. письмо / З.А Хуснутдинова., В.Л. Юлдашев, М.Д. Туляков. - Уфа,2007.- 52с.

5. Короленко, Ц.П. Факторы, способствующие развитию химических аддикций / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева// Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: сб. науч. работ / под. ред. М.С. Яницкого. - Кемерово, 2000. - С. 88-97.

6. Джексимбекова, Л.К. Молодежные наркомании в Республике Калмыкия (Опыт социологического анализа): автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2003. - 22 с.

7. Михайлов, Л.А. Единый комплексный подход: реабилитация - профессионализация - трудоустройство - социальное сопровождение несовершеннолетних, прошедших лечение от наркозависимости в рамках антинаркотических региональных программ: метод. пособие/ Л. А. Михайлов, Г. А. Корчагина, О.В. Шатрова; Под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 139 с.

8. Руководство по аддиктологии/ под ред. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007.- 7б8 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.