5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© З. А. Хуснутдинова DOI: 10.15293/2226-3365.1405
УДК 378.1
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ
З. А. Хуснутдинова (Уфа, Россия)
Цель статьи выделить и охарактеризовать основные проблемы, существующие в системе высшего образования, способствующие наркотизации студенческой молодежи и требующие незамедлительного их решения. По разным данным от 12 до 30 % российских студентов имеют опыт употребления различных видов психоактивных веществ (ПАВ). Важным элементом в общей системе предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе является организация первичной профилактической работы в образовательной среде, включающая педагогическую профилактику. Данной работе препятствует отсутствие подготовленных специалистов - организаторов профилактической работы в образовательных организациях. Подготовка таких специалистов ведется в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы по магистерской программе «Профилактика социальных отклонений (превентология)». Однако не решенным остается вопрос трудоустройства превентологов из-за отсутствия такой должности в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих.
Ключевые слова: антинаркотическая профилактическая работа, образовательная среда, педагогическая профилактика, студенты, превентологи.
Конечный фундаментальный смысл современной антинаркотической политики -сбережение народа. Данное положение напрямую вытекает из анализа сложившейся ситуации в стране. Масштабы наркотрагедии в стране являются поистине устрашающими. По информации НИЦ наркологии более 70 % лиц, состоящих на учете в специализированных наркологических учреждениях, составляют
молодые люди в возрасте до 30 лет. По данным Центра социологических исследований в 2010 году в возрастной группе 11-24 года, опыт употребления наркотиков имеют порядка 13 % российских граждан (18 млн человек), а численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6 % от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек).
Хуснутдинова Золя Аслямовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Е-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Удельный вес потребляющих алкогольные напитки, включая пиво, составил 50,5 % несовершеннолетних и молодежи или 13,7 млн человек, а курящих табачные изделия - 45,6 % (12,3 млн человек).
Широкий спрос на наркотики, помимо формирования высокой смертности среди молодёжи и существенного влияния на здоровье населения, во многом формирует криминогенную обстановку в стране, что создает угрозу национальной безопасности и социально-экономическому развитию страны. По данным правоохранительных органов, 49 % лиц, совершивших в 2010 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются молодыми людьми возрасте от 14 до 30 лет. По экспертным оценкам, каждое десятое преступление данной категории совершается в состоянии наркотического опьянения1.
Наркомания приобрела характер эпидемии. По статистике каждый наркопотребитель - это автономный источник, инструмент социального инфицирования наркоманией своего окружения - от 3 до 5 человек ежегодно.
В данной ситуации абсолютно недостаточно заниматься полицейской работой и информированием людей - пугать их страшными последствиями наркомании. Проблема лежит гораздо глубже. Представления о природе аддиктивного (зависимого) поведения развивались параллельно с развитием культуры и до сих пор не могут считаться исчерпывающими [1]. На сегодня приоритет отдается комплексной - биопсихосоциодуховной модели аддиктивного поведения, рассматривающей зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуров-
невой системы «социум - личность - организм» [2]. Это значит, что аддиктивное поведение должно одновременно рассматриваться в нескольких планах: культурологическом, социальном, правовом, психологическом, медико-биологическом. Именно эта модель, обеспечивающая системный подход к проблеме, позволяет специалистам разного профиля найти свое место в профилактике наркомании. Причины аддиктивного поведения подрастающего поколения по-разному распределены в городах и провинции. В мегаполисах наблюдается их поливариантность. Инвариантом причин приобщения к наркомании можно считать влияние двух групп - семьи и групп ровесников [3]. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально-психологическими характеристиками, аддиктив-ность их поведения, в том числе их алкоголизация, в ряде случаев являются основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний [4].
Немедицинское распространение наркотиков проникло во все сферы общества, включая учреждения высшего профессионального образования. По данным различных исследователей, удельный вес наркопотребителей среди студентов вузов составляет 12-16 % от всей студенческой молодежи, а по заявлению на одной из пресс-конференций главного нарколога Министерства здравоохранения России Е. Брюна сегодня до 30 % российских
1 Статистика распространения наркомании в http://www.rian.ru/spravka/20100422/2254386
России в 2000-2010 гг. Справка [Электрон- 45.html.
ный ресурс]. Режим доступа:
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
студентов имеют опыт употребления наркотиков .
Сами студенты, оценивая наркотическую ситуацию в вузах, ставят проблему наркомании и нехимической зависимости на третье место в рейтинге актуальных проблем современной молодежи (35 % ответов), опережая проблемы, связанные с обучением, трудоустройством и здоровьем [5]. В этих условиях, очевидно, назрела необходимость перехода к новой комплексной антинаркотической модели, доминанта которой ориентирована, прежде всего, на борьбу со спросом на наркотики в молодежной среде, в том числе в условиях образовательных учреждений [6].
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года отмечено, что одной из основных проблем, влияющих на эффективность государственной антинаркотической политики, является низкий уровень организации первичной профилактики, хотя профилактическая работа в России осуществляется на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего профес-сионального3. Однако, к сожалению, множество предпринимаемых сегодня мероприятий в области профилактики наркозависимостей на различных уровнях не приносят желаемого результата.
Данные международных исследований на примерах реализации программ профилактики показывают, что профилактическая работа наиболее эффективна внутри местного сообщества, каковым традиционно для детей и молодежи является образовательное учреждение (одновременно являясь и зоной риска).
2 Минздрав: Употребляющих наркотики школь-
ников не будут ставить на медучет: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2011/9/7/520553.Йт1.
3 Стратегия государственной антинаркотической
политики Российской Федерации до 2020
Профилактика в образовательной среде является важным компонентом общей системы предупреждения употребления психически активных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе4. Как отмечено в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде цель профилактики в образовательной среде - развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников путем развития личностных, социально-средовых и этико-правовых ресурсов.
Профилактика аддиктивного поведения учащейся молодежи должна быть направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема психоактивных веществ, решение которой возможно, прежде всего, педагогическими технологиями, которые направлены на формирование у обучающихся, воспитанников представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к психоактивных веществ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Стратегическим приоритетом профилактических мероприятий следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справ-
года. Утв. Указом Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года.
4 Письмо Минобрнауки РФ от 05 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" [Текст]. М.,
2011. _
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ, т.е. личности безопасного типа поведения [7]. Потому в воспитательной деятельности образовательных учреждений актуализируется задача формирования здорового образа жизни.
Главным содержанием первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика. Она представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды. Однако на сегодня в системе образования сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров, обладающих необходимой квалификацией для организации полноценной профилактической работы с использованием вышеперечисленных технологий. Решение проблемы подготовки кадров должно осуществляться в рамках профессионального и послевузовского профессионального образования [8-9].
К сожалению, мониторинг принятых на различных уровнях решений по обсуждаемой проблеме показывает, что до сих пор важнейший системный вопрос - вопрос подготовки кадров для антинаркотической деятельности -обходится стороной. Как в целом по России, так и в Башкортостане, до сих пор не создана система целевой подготовки педагогических кадров для работы с наркозависимыми лицами, среди которых подавляющее большинство - молодежь. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения и коррекции аддиктив-ного поведения у детей и молодежи. В системе
повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркомании в молодежной среде, и практически отсутствуют специальные учебные программы [10-11].
Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна иметь такую структуру подготовки специалистов, которая была бы направлена на окончательный отказ от сохранившегося до настоящего времени информационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность.
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, как социальный институт, обладает рядом возможностей для организации антинаркотической профилактической работы. В частности, вуз имеет достаточный опыт в решении образовательных задач в сфере профилактики различных социальных отклонений, в том числе наркомании, в подготовке конкурентоспособных специалистов. Так, с 2011/2012 учебного года в соответствии с решением АНК Республики Башкортостан, утвержденного протоколом № 17 от 14 июня 2011 года в БГПУ им. М. Акмуллы начата подготовка специалистов по организации профилактической работы по образовательной программе «Профилактика социальных отклонений» - маги-стров-превентологов. На сегодня осуществлено два выпуска таких специалистов. Однако мы столкнулись с другой сложностью - трудоустройство в соответствии с их уровнем квалификации. Данное явление объясняется не только нерешенностью в целом по стране статусом магистра, но и отсутствием в Общероссийском классификаторе профессий рабочих,
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
30
5(21)2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
должностей служащих должности превенто-лога, хотя в отдельных субъектах России, в частности в Москве, данная проблема решена на уровне местного правительства по инициативе УФСКН России по г. Москва.
На заседании АНК в сентябре сего года мы инициировали вопрос с трудоустройством превентологов. Было принято решение рассмотреть данный вопрос на межведомственной основе, а также выйти с ходатайством перед Министерством труда и социальной защиты России о включении должности «пре-вентолог» в Общероссийский классификатор.
Высшая школа и другие социальные институты, занимающиеся проблемами воспитания и предупреждения асоциального поведения, ставят своей целью, не только формирование общекультурных качеств, но и формирование установок на сохранение здоровья и здоровый образ жизни. В связи с последним, на заседании АНК Республики Башкортостан также принято решение о включении в основные и дополнительные образовательные программы не только педагогических вузов, но и всех учреждений высшего и среднего профессионального образования, специальных дисциплин и разделов по профилактике употребления психоактивных веществ. Это является, как отмечено в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности. Такая практика осуществляется в нашем вузе. В учебных планах образовательных программ всех профилей и направлений предусмотрена специальная дисциплина «Профилактика аддиктивного поведения», а для студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности» - дисциплина «Реабилитация зависимых личностей».
Резюмируя изложенное, еще раз следует подчеркнуть, что на сегодня в системе высшего образования, существует целый ряд проблем, способствующих наркотизации студенческой молодежи и требующих незамедлительного решения:
- образовательные учреждения по-прежнему остаются одними из мест распространения наркотиков и приобщения детей и молодежи к их употреблению;
- в системе образования сохраняется дефицит педагогических и управленческих кадров, обладающих необходимой квалификацией для организации полноценной профилактической работы;
- не до конца преодолен информационно-просветительский подход в профилактике, когда профилактическая работа обеспечивается за счет регулярных, но недостаточно эффективных мероприятий (чтение лекций, проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, рисунков);
- нуждается в улучшении организация индивидуальной профилактической работы с молодыми людьми, включая обеспечение доступности программ отдыха, оздоровления и занятости, а также реабилитационных программ;
- в профилактической работе недостаточно используется воспитательный потенциал родителей обучающихся и т. д.
Таким образом, учитывая сложившуюся наркотическую ситуацию в молодежной среде, необходимо выработать новые подходы к борьбе с наркоманией, куда были бы интегрированы все лучшие практики в сферах медицины, педагогики, психологии, социальной и духовной работы. Эффективность антинаркотической деятельности достижима лишь при её системной организации и с участием всего общества.
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
31
5(21)2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Факторы, способствующие развитию химических аддикций // Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: сб. науч. работ / под. ред. М. С. Яницкого. - Кемерово, 2000. - С. 88-97.
2. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб: Речь, 2007. - 768 с.
3. Джексимбекова Л. К. Молодежные наркомании в Республике Калмыкия (Опыт социологического анализа): автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2003. - 22 с.
4. Хуснутдинова З. А., Туляков М. Д. Медико-социальная и индивидуально-психологическая характеристика подростков-наркоманов и их здоровых сибсов // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН.-2013- № 3 (91). - Ч. 1. - С. 126-130.
5. Бохан Н. А. Как обойти смертельную опасность? Проблемы мониторинга и перспективы профилактики наркомании в вузах // Медицинская газета. - М., 2011. - № 78.
6. Пономарев А. В., Лопаева Н. С. Модель организации первичной профилактики наркомании в УГТУ-УПИ // Организация антинаркотической профилактической работы в студенческой среде: сборник научно-методических статей и материалов. - Казань, 2008. - С. 19-36.
7. Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Шатрова О. В. Единый комплексный подход: реабилитация - профессионализация - трудоустройство - социальное сопровождение несовершеннолетних, прошедших лечение от наркозависимости в рамках антинаркотических региональных программ: метод. пособие / под ред. В. П. Соломина. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 139 с.
8. Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования: учебные программы / под науч. ред. Л. М. Шипициной. - СПб: Образование - Культура, 2003. - 216 с.
9. Хуснутдинова З. А. Необходимы подготовленные специалисты // Не будь зависим. - № 11. - 2012.- С. 54-55.
10. Хуснутдинова З. А., Евлентьев Д. С. Современные проблемы профилактики наркотизации студенческой молодежи // Педагогический журнал Башкортостана. - № 1 (44). - 2013. -
11. Хасан Б. И., Дюндик Н. Н., Федоренко Е. К., Кухаренко И. А., Привалихина Т. И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-ме-тодич. пособие. - Красноярск: Красноярск. гос. ун-т., 2003. - 335 с.
С. 158-164
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
32
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1405
Khusnutdinova Zolya Asliamovna, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of Department of Health and Safety, M. Akmulla Bashir State Pedagogical University, Ufa, Russian Federation. E-mail: [email protected]
TRAINING OF SPECIALISTS ON ORGANIZATION OF ANTI-NARCOTIC PROPHYLACTICS WITHIN THE EDUCATIONAL MEDIA
Abstract
Purpose of this article is to allocate and characterize main problems existing in the system of higher education, which contribute to narcotization of students and demand immediate decision. According to different studies from 12 to 30 % of Russian students have experience in use of various psychoactive substances. An important element in the general system of drug use prevention and formation of a healthy lifestyle attitude among minors is the organization ofprimary prophylactics including pedagogical prevention. It is interfered by the absence of trained staff - organizers ofprevention work in the educational organizations. Training of such experts is conducted at the M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University according to the magister program "Prevention of Social Deviations (Preven-tology) ". However, question of employment of these professionals is not solved due to the absence of such position in the Russian qualifier ofprofessions of workers, positions of employees.
drug-abuse prophylactic work, educational media, pedagogical prophylactics, students, preven-tologists
1. Korolenko Ts. P., Dmitrieva N. V. Factors inducing chemical addictions. Psychological and socio-
cultural aspects of alcohol and drug addiction prophylactics: science work digest. (Ed.) M. S. Ya-nitskii. Kemerovo, 2000, pp. 88-97. (In Russian)
2. Manual of addictology. Ed. V. D. Mendelevych. St. Petersburg, the Speech Publ., 2007, 768 p. (In
Russian)
3. Jeksimbekova L. K. Youth drug addictions is Republic of Kalmykiya. Social study experience. Vol-
gograd, 2003, 22 p. (In Russian)
4. Khusnutdinova Z. A., Tylyakov M. D. Medical-social and individual psychological characteristics of
drug addicted kids and their healthy relatives. Bulletin Of Eastern-Siberian Scientific Center. 2013, no. 3 (91), vol. 1, pp. 126-130. (In Russian)
5. Bokhan N. A. How to evade lethal danger? Problems of monitoring and perspectives of prophylactics
of drug addiction in higher education institutions. Medical newspaper. Moscow, 2011, no. 78. (In Russian)
6. Ponomarev A. V., Lopaeva N. S. Primary prophylactics organization model UGTU-UPI. Organiza-
tion of anti-narcotic prophylactic work among students. Digest of sci.-methodic. works and articles. Kazan, 2008, pp. 19-36. (In Russian)
© 2011-2014 Вестник НГПУ2 Все права защищены
Keywords
REFERENCES
33
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
7. Mikhailov L. A., Korchagina G. A., Shatrova O. V. United complex approach: rehabilitation -pro-
fessionalization - employment - social escort of the minors who passed treatment from drug addiction within anti-narcotic regional programs: methodical textbook. (Ed.) V. P. Solomin. St. Petersburg, A. I. Gercen RGPU Publ., 2004, 139 p. (In Russian)
8. Training model of drug abuse prophylactics specialists in the field of higher professional education.
Educational programs. Sci. editor L. M. Shipitsina. St. Petersburg, Education. Culture Publ., 2003, 216 p. (In Russian)
9. Khusnutdinova Z. A. In need of trained specialists. Don't be addicted. no. 11, 2012, pp. 54-55. (In
Russian)
10. Khusnutdinova Z. A., Evlentiev D. S. Modern problems of narcotization prophylactics among stu-
dent youth. Pedagogical magazine of Bashkortostan. no. 1 (44), 2013, pp. 158-164. (In Russian)
11. Khassan B. I., Djundik N. N., Fedorenko E. K., Kukharenko I. A., Prevalikhina T. I. Education in
the field ofprophylactics of drug and other addictions. Organization methodical textbook. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State University Publ., 2003, 335 p. (In Russian)
© 2011-2014 Вестник НГПУ2 Все права защищены
34