Научная статья на тему 'Подготовка педагогов-превентологов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде'

Подготовка педагогов-превентологов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПЕДАГОГПРЕВЕНТОЛОГ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SUBSTANCE / PRIMARY PREVENTION / SPECIALIST ON SUBSTANCE ABUSE PREVENTION / UNIT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютич Т. П.

В статье рассматриваются вопросы организации профилактической работы в системе российского образования. Показана низкая эффективность информационного подхода к профилактике употребления психоактивных веществ и обосновывается необходимость специальной подготовки педагогов-превентологов. Предлагается схема модульного обучения педагогов для организации эффективной антинаркотической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксютич Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization problems of the prevention activity in Russian educational system are considered in the article: the attention to poor efficiency of the informational approach to substance use prevention is paid and the necessity of specialists on substance abuse prevention training is proved. The author also offers a model of teachers' unit education for the effective anti-drug activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов-превентологов как необходимое условие организации эффективной профилактической работы в образовательной среде»

17. Рылова Н.С. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений: Автореф. дис.. ..канд. пед. наук. -Кемерово., 2007.

18. Сентизова М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровье сберегающей деятельности.: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Якутск., 2008.

19. Сысоенко.Н.В. Скрининговая оценка адаптации учащихся к учебной нагрузке// I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Тезисы докладов. - М.: НЦЗД РАМН, 2008. - С.171-172.

20. Шишова А.В., Жданова Л.А. Проблемы медицинского сопровождения инновационной педагогической деятельности и пути их решения// I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Тезисы докладов. - М.: НЦЗД РАМН, 2008. - С.193-194.

21. Министерство образования и науки Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031200.00-Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». - Москва. - 31 января 2005г.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПРЕВЕНТОЛОГОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аксютич Т.П.

В статье рассматриваются вопросы организации профилактической работы в системе российского образования. Показана низкая эффективность информационного подхода к профилактике употребления психоактивных веществ и обосновывается необходимость специальной подготовки педагогов-превентологов. Предлагается схема модульного обучения педагогов для организации эффективной антинаркотической работы.

Ключевые слова: психоактивные вещества, первичная профилактика, пе-дагог-превентолог, модульное обучение

The organization problems of the prevention activity in Russian educational system are considered in the article: the attention to poor efficiency of the informational approach to substance use prevention is paid and the necessity of specialists on substance abuse prevention training is proved. The author also offers a model of teachers' unit education for the effective anti-drug activity.

Key words: substance, primary prevention, specialist on substance abuse prevention, unit education

Распространение табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании в среде несовершеннолет-

них является одной из актуальных социальных проблем современного общества. Резко снижается возраст-

ная планка приобщения детей и подростков к психоактивным веществам (ПАВ) - основной возраст первого знакомства с наркотическими веществами составляет сегодня 8-9 лет, а приобщение к другим ПАВ (табаку, алкоголю) происходит еще раньше. «Ситуация, по мнению авторов, усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых алкоголиков и наркоманов пополняется детьми и подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гиперопека и гипо-опека, невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой несовершеннолетних, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют сегодня особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни» [1, с.24].

Учитывая прогрессирующее омоложение потребителей алкоголя, табака, токсических и наркотических веществ и ярко выраженный эпидемический характер злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, особая ответственность в сфере профилактики социально-значимых заболеваний возлагается на образовательные учреждения. С одной стороны, любое из образовательных учреждений обладает рядом уникальных возможностей для организации первичной профилактики злоупотребления ПАВ в дет-

ско-подростковой среде, с другой стороны, «образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы» [4, с.2].

В подавляющем большинстве специалисты системы образования не обладают необходимой квалификацией в области профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и нуждаются не только в теоретических знаниях, но и в практических навыках организации данного вида деятельности. По оценке одного из экспертов в области профилактики Г.Н.Тростанецкой, «многие педагогические работники признают свою неосведомленность в вопросах предупреждения наркомании. К профилактической работе с обучающимися привлекаются лица, не имеющие специальной подготовки. Как следствие, зачастую в образовательном учреждении отсутствует комплексная система антинаркотической работы, ответственность за осуществление которой, в лучшем случае, возлагается на отдельных специалистов в самом образовательном учреждении, в худшем - на другие, «непедагогические» структуры (здравоохранение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.)» [4, с.2]. Кроме того, антинаркотическая деятельность во многих образовательных учреждениях обеспечивается за счет более или менее регулярных, но недостаточно эффективных мероприятий, основанных на информационно-просветительском подходе - чтении лекций, проведении профилактических акций, конкурсов рисунков, плакатов и т.п. Данный подход связан с информиро-

ванием детей и молодежи о проблемах табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, акцентирован на негативных последствиях злоупотребления наркотиками и другими ПАВ и предполагает обеспечение свободы выбора в результате максимальной информированности. По мнению авторов Безруких М.М., Сонькина В.Д., «такой подход не обеспечивает реального формирования у несовершеннолетних устойчивости к наркогенному давлению среды, создает неверные установки и не способствует присвоению детьми и подростками антинаркогенных оценок как значимых» [2, с.554]. Более того, использование информационного подхода, основанного на принципах негативной профилактики, может приводить к обратному эффекту и способствовать росту числа детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества, поскольку, по мнению ряда экспертов, «предоставление информации может непреднамеренно стимулировать любопытство и привести к большему экспериментированию с наркотиками» [3, с.11].

Потребность образовательных учреждений в специалистах, способных осуществлять эффективную профилактику, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в области первичной профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Как показывает опыт, традиционные методические службы системы образования не уделяют данной проблеме должного внимания. До настоящего времени не в полной мере разработаны методологические основы подготовки педагогических работников в области профилактики

злоупотребления ПАВ, имеющиеся программы повышения квалификации специалистов по данному направлению охватывают только некоторые частные аспекты профилактики и не обеспечивают полноценной подготовки кадров, осуществляющих профилактическую деятельность в системе образования. Вместе с тем в современной системе образования появляются новые перспективы, связанные с деятельностью специальных образовательных учреждений - центров профилактики, специалисты которых имеют необходимую квалификацию для организации профилактической работы в системе образования и способны осуществлять подготовку и повышение квалификации педагогов и специалистов учреждений образования в области злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.

В Иркутской области вопросами организации профилактической деятельности в системе общего, дополнительного, начального профессионального и специального образования занимается областное государственное образовательное учреждение «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» (ОГОУ ЦПРК), созданный при Министерстве образования Иркутской области. Одним из основных направлений деятельности ОГОУ ЦПРК является модульная подготовка педагогических работников образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления образования по вопросам организации профилактической антинаркотической работы.

Модульная подготовка педагогических работников и других специалистов образования Иркутской области реализуется в соответствии

со стандартами первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде и представляет собой систему, состоящую из нескольких блоков (разделов):

1) организация деятельности общественных наркопостов (кабинетов профилактики, постов Здоровье +) образовательных учреждений;

2) внедрение превентивных образовательных программ и организация превентивного обучения;

3) организация добровольческого движения учащихся и волонтерской деятельности;

4) организация профилактической работы с семьей.

Каждый раздел модульной подготовки педагогов-превентологов включает в себя теоретический и практический компоненты, направленные на реализацию конкретных целей и имеющие специальные инструменты воздействия. Содержание теоретического и практического компонентов модульной подготовки представлено на рис. 1:

Модуль

Теоретический компонент Практический компонент 1

Основная цель - формирование профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных учреждений но вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в дстско-подростковой среде И ПОЗИЦИИ активных участников профилактической работы

Инструменты воздействия:

• Совещания

• Конференции

• Лекции

• Доклады

• Сообщения

• Аналитические материалы

• Презентации

г.

Основная цель - освоение технологий и интерактивных форм работы с учащимися, родителями, значимыми другими лицами в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью

Инструменты воздействия:

• Семинары

• Практикумы

• Тренинги

• Мастер-классы

• Педагогические и психологические мастерские

• Социальное проектирование

Рис. 1. Содержание основных компонентов модульной подготовки

Основная задача модульного обучения заключается в подготовке педа-гогов-превентологов образовательных учреждений, «владеющих минимальным арсеналом профилактической работы и включающих профилактику как одну из главных целей в рамках своей педагогической деятельности. Решение этой задачи связано с изменением установок - профилактическая работа осознается как необходимый составной компонент профессиональной педагогической деятельности» [5, с.132].

При организации и проведении модульной подготовки специалисты ОГОУ ЦПРК отдают приоритет

практическому направлению, поэтому соотношение теоретического и практического компонентов модуля составляет обычно 1:3. Выраженная практическая направленность модулей способствует, на наш взгляд, повышению качества подготовки педагогических работников и создает условия для преодоления малоэффективного информационно-просветительского подхода при решении проблем профилактики.

В течение 2006-2009 гг. модульную подготовку по всем разделам прошли 2572 педагогических работника и специалиста системы образования Иркутской области (таблица 1):

Таблица 1

Количественный и качественный состав педагогов и специалистов системы образования, прошедших модульную подготовку

№ п/ п Категория специалистов и педагогических работников 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

1. Специалисты муниципальных органов управления образования 31 36 39 42

2. Директора образовательных учреждений 66 116 34 29

3. Заместители директоров по УВР, НМР, ВР 108 177 99 94

4. Педагоги-психологи 80 146 128 151

5. Социальные педагоги 99 167 131 174

6. Учителя-предметники 23 51 73 152

7. Учителя начальных классов ---- 68 89 133

8. Другие категории специалистов (педагоги дополнительного образования, вожатые, методисты) 26 72 30 74

Всего 402 833 623 714

В состав Иркутской области входят 42 муниципальных образования, каждое из которых имеет свои специфические особенности и проблемы, связанные с потреблением и распро-

странением ПАВ. В соответствии с принципом социальной адекватности программа каждого конкретного модуля включает в себя вопросы общего характера и вопросы, учитывающие

специфику муниципального образования, что, безусловно, позволяет повысить эффективность профилактической деятельности.

Привлечение к модульной подготовке специалистов муниципальных органов управления образования и членов административного аппарата образовательных учреждений повышает значимость профилактической работы и способствует гармоничному встраиванию профилактики в воспитательную систему образовательного пространства.

Для оценки эффективности подготовки педагогов к организации деятельности по профилактике злоупот-ребленияпсихоактивнымивеществами в образовательной среде специалисты ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» проводят системный мониторинг, осуществляют сбор количественной и качественной информации, формируют областной банк данных. Для сбора количественной информации используются анкеты обратной связи, опросники, отчеты образовательных учреждений и муниципальных органов управления образования. Сбор качественной информации осуществляется с помощью наблюдения, интервью, фокус-групп, тестирования.

Проведенный количественный и качественный анализ позволил установить, что около 76% педагогов, прошедших специальную подготовку в области первичной профилактики употребления ПАВ, продолжают работу по организации профилактической работы в своих образовательных учреждениях, причем, более половины из них (63%) испытывают удовлетворен-

ность от выполняемой работы. Наиболее высокой мотивацией к организации профилактической деятельности обладают педагогические работники со стажем работы в образовательных учреждениях от 5 до 15 лет и имеющие квалификационную категорию. 24% педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области первичной профилактики, не готовы осуществлять профилактическую деятельность. Это связано с несколькими причинами объективного и субъективного характера: отсутствие поддержки со стороны административного аппарата образовательных учреждений, коллег и родителей (37%), большая учебная нагрузка по общеобразовательным предметам (28%), недостаточная мотивация педагогов к работе по данному направлению (18%), отсутствие необходимого педагогического опыта (11%), другое (6%).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что апробация в течение четырех лет модульной подготовки педагогов и специалистов образования по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде показала свою востребованность и достаточно высокую эффективность в системе образования Иркутской области. Решение вопроса о реализации соответствующих стандартов профилактики в систему подготовки педагогов-пре-вентологов, разработка программ и учебно-методических материалов по данному направлению, их лицензирование и внедрение в образование может существенно улучшить ситуацию, связанную с употреблением ПАВ несовершеннолетними.

Литература:

1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи - М., 2001.

2. Организация и оценка здоровьес-берегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М., 2005.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. - СПб. - 2003.

4. Тростанецкая Г.Н. Деятельность системы Минобразования России в проведении антинаркотической работы в образовательной среде // Наркология. 2002. № 38.

5. Шереги Ф.Э., Окуньков Ю.В. и др. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. - М., 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Фадеева Е.Ю.

Статья посвящается аспектам развития информационно-компьютерной культуры. В статье показано, что информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов. Указывается, что компьютеризация оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса, а использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Отмечается, что развитие информационно-компьютерной культуры является важным условием информатизации и компьютеризации педагогического образования в стране.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, компьютеризация, профессиональное образование.

The conceptually grounded necessity of creation some personal technologies of teaching by a teacher of Physics needs the practical realization of designing activity mechanism development and consequently the theoretical study of its basic elements. On the one hand this mechanism should guarantee to the teacher the reality of methodical problems and contradictions overcoming at the cost of making personal pedagogical technologies. On the other hand, its study by future teachers in the teachers training university should provide the graduates, preparation for the designing of Physics education technologies on the level of general skills.

Key words: informational culture, informational technologies, computerization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.