.. . - ISSN 2071-5021
Информационно-аналитическим вестник Эл №ФС77-28654
«Социальные аспекты здоровья населения » http://vestnik.mednet.ru
27.12.2008 г. УДК 614.2(364)+614.216+614.283
Власовских Р.В., Гришина Е.С.
Опыт организации профилактической работы по программе «Наркостоп» в юго-восточном округе города Москвы
ГУЗ Наркологический диспансер №6 Управления здравоохранения ЮВАО г. Москвы
Vlasovskikh R.V., Grishina Е-S.
Experience in organization of prevention within the frameworks of "Narkostop" program in the south-east district of Moscow
Narkological dispensary №6 at the Health department of the south-east district of Moscow
Разработанная и реализуемая наркологическим диспансером №6 комплексная программа профилактики «Наркостоп» позволяет оказывать квалифицированную профилактическую помощь детско-подростковому населению ЮВАО города Москвы в полном объеме. Как показал опыт работы по Программе, наибольшей эффективности в системе первичной антинаркотической профилактики можно достигнуть только при применении интегративной модели профилактики, а также при использовании междисциплинарного взаимодействия психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Вместе с тем статистические данные детско-подросткового отделения указывают на снижение количества несовершеннолетних, стоящих на диспансерном наблюдении с различными формами наркологической патологии и увеличении числа лиц, состоящих на профилактическом наблюдении.
The “NARKOSTOP” complex preventive program developed and being introduced in practice by the Narkological dispensary №6 makes it possible to provide high quality prevention to the child-adolescent population of the south-east district of Moscow in full. An operational experience of works provided under the Program has demonstrated that the greatest efficiency in the system of primary anti-narcotic prevention can be achieved only with using an integrative model of prevention, and also by using interdisciplinary interaction between psychologists, teachers, psychiatrists - experts in narcology, workers of social services and law enforcement bodies. At the same time, the statistical data provided by the Child- adolescent Department specify a decrease in amount of the minors under dispensary supervision with various forms of a narcological pathology and an increase in the number of persons under preventive supervision.
В последние годы ситуация, связанная с потреблением наркотических и сильнодействующих веществ молодежью в городе Москве, остается крайне напряженной. Особенно актуальна проблема вовлечения подрастающего поколения в потребление психоактивных веществ в условиях нестабильности общества, роста преступности и других социальных аномалий. Такое положение вызывает необходимость активных действий в области организации и развития профилактики химической зависимости в системе здравоохранения.
Для более эффективной целенаправленной профилактической работы среди населения ЮВАО округа в Наркологическом диспансере №6 Юго-Восточного округа города Москвы разработана Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп». К сожалению, в настоящее время не существует единых стандартов профилактики заболеваний неинфекционной патологии [7]. Поэтому при разработке программы учитывались внутренние возможности диспансера, существующая правовая база, запросы населения, а также опыт работы в области профилактики Наркологического диспансера №5 УЗ ЗАО г. Москвы [11], Наркологического диспансера №
12 УЗ ЮЗАО г. Москвы, Реабилитационных Центров для химически зависимых г.
Калининграда и Санкт-Петербурга [10, 13], а также методические разработки Московского научно-практического центра наркологии [8].
Российские и зарубежные превентологи указали на несостоятельность использования традиционной модели профилактики [3, 10, 12]. Практика подтвердила необходимость применения интегративного подхода, базирующегося на теоретических основах научной психологии и современной концепции превенции наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних [4, 9, 11]. Такой подход позволяет наиболее оптимально осуществлять профилактические мероприятия среди детско-подросткового населения Юго-Восточного округа города Москвы.
Программа «Наркостоп» реализуется специалистами амбулаторного отделения профилактики диспансера - психологами, социальными работниками во всех районах округа. В каждом районе функционирует консультативный кабинет профилактики, работающий на базе библиотеки, Интеллект-центра или молодежного клуба. В этих консультативных кабинетах 1-2 раза в неделю медицинские психологи проводят индивидуальные и семейные консультации для детей, подростков и их родителей, а также проводятся психокоррекционные групповые занятия с детьми из группы «риска». Основной же объем профилактической работы осуществляется специалистами отделения на базе образовательных учреждений округа.
Профилактическое воздействие осуществляется комплексно, системно, с учетом возрастных психологических особенностей, актуальной ситуацией потребления ПАВ на территории округа.
Программа «Наркостоп» является постоянно действующей, направленной на осуществление первичной и вторичной профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди детско-подросткового населения, в первую очередь:
1. Среди детей, начиная с дошкольного возраста, подростков (в организованных коллективах - школах, детских садах).
2. Среди детей, подростков группы повышенного риска по формированию наркологических заболеваний.
3. С родителями.
4. Со специалистами, работающими с детьми.
Такое понимание проблемы обуславливает необходимость реализации профилактических мероприятий в тесном взаимодействии со специалистами других ведомств (Управления образования, культуры, внутренних дел, учреждения науки, средства массовой информации) и использование стратегий, основанных на:
- работе с учащимися образовательных учреждений;
- работе с группой «риска» на базе специализированных образовательных учреждений (школы для детей с дефицитарным развитием, школы для детей с девиантным поведением, учреждения социальной поддержки населения);
- работе, направленной на мотивационную профилактическую активность в социальной среде (пропаганда идей здорового образа жизни);
- привлечении потенциала средств массовой информации.
В своей практической деятельности специалисты отделения используют современные социальные [6], психологические знания [3, 5], медико-психологические [1, 2], социальные, педагогические технологии [11], которые включают такие формы работы как:
- когнитивно-поведенческий тренинг;
- беседы;
- дискуссии;
- лекции;
- мотивационное консультирование;
- круглые столы;
- семинары;
- психогимнастика;
- ролевые игры;
- мозговой штурм;
Цель программы «Наркостоп» - предупреждение приобщения несовершеннолетних к употреблению наркотических и других психоактивных веществ; предотвращение у детей и подростков развития наркологических заболеваний и их социальных последствий через систему мер, направленных на обучение здоровому жизненному стилю и высокофункциональному поведению, а также утверждение идей здорового образа жизни среди населения округа.
Ведущим механизмом решения поставленных в программе целей и задач выступает реализация целенаправленных проектов по первичной позитивной профилактике («Капельки», «Ступени», «Краткосрочные мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду идей здорового образа жизни») и по вторичной
- проект «Облака».
Проект «Капельки» нацелен на формирование установок здорового образа жизни, снижение влияние факторов риска на раннее приобщение детей к потреблению ПАВ, развитие адаптивных форм поведения. Проект рассчитан на родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной упор в проекте сделан на проведении специальных занятий-тренингов (5 занятий), направленных на формирование у дошкольников здоровых жизненных установок, понятий о вредных-полезных привычках, о здоровом образе жизни и об опасных ситуациях, связанных с употреблением ПАВ. Специальные упражнения позволяют развивать у детей не только умения оценивать опасность ситуаций, принимать решения о безопасном поведении в той или иной ситуации, но и навыки эмоционального саморегулирования.
Проект «Ступени» реализуется в тесном контакте с Управлением образования на основании совместного плана профилактической работы в организованных детских коллективах на базе средних учебных заведений.
Цель проекта - обеспечение школьников ЮВАО города Москвы первичной профилактикой всех видов химической зависимости. Задачи - уменьшить число лиц, входящих в группу повышенного риска вовлечения в наркотизацию, формирование у несовершеннолетних здоровых жизненных установок, освоение детьми, подростками эффективных навыков поведения, переориентация подростков на альтернативные употреблению наркотикам виды деятельности.
Структура проекта включает в себя несколько компонентов деятельности:
• обучающий:
1. проведение со школьниками 7-10 лет, 11-17 лет профилактических занятий и тренингов. Их основная задача:
- дать подросткам объективную информацию о химических веществах, последствиях употребления;
- сориентировать подростков на их способность самостоятельно сделать правильный выбор на основе полученных знаний;
- обучить подростков определенным поведенческим навыкам и стратегиям поведения, способствующим следованию здоровому жизненному стилю и противостоянию факторам риска экспериментирования несовершеннолетними с ПАВ.
Темы занятий могут варьироваться в зависимости от уровня осведомленности детей, индивидуально-личностных особенностей учащихся.
2. Проведение интерактивных занятий с педагогами, родителями, направленных на повышение психолого-педагогической грамотности.
• Диагностический:
- выявление на тренингах детей и подростков, имеющих высокий риск приобщения к психоактивным веществам, а также несовершеннолетних с наркологическими проблемами. Мотивирование их на участие в коррекционных мероприятиях (индивидуальных и групповых) на базе консультативных кабинетов.
- участие в Комиссиях по делам несовершеннолетних, выявление и коррекция несовершеннолетних с аддиктивными формами поведения.
• Консультативный:
- индивидиуальное консультирование несовершеннолетних, родителей, специалистов, работающих с детьми по проблемам воспитания и взросления, а также проблемам нарушений адаптации. По мере необходимости привлечение таких детей к дополнительным консультациям профильными специалистами других специализированных учреждений
Проект «Облака» разработан для осуществления вторичной профилактики и направлен на предупреждение заболеваемости наркологическими заболеваниями. Основной акцент в работе сделан на психокоррекционную работу с подростками группы «риска», психологическое развитие молодежи, а также работу с дисфункциональными семьями.
Формы деятельности:
- индивидуальное, семейное консультирование;
- диагностические мероприятия;
- групповые психокоррекционные тренинги.
Психокорреционные занятия включают в себя:
1. Образовательный компонент - специфический (знания о действии химических веществ на любого человека) и неспецифический (знание о себе, понимание своего внутреннего мира).
2. Психологический компонент - коррекция особенностей личности, которые могут привести к началу употребления ПАВ, развитие качеств, препятствующих этому.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка.
Приблизительная тематика тренингов:
1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.
2. Понятие личности. Структура личности. Понятие границ личности. Развитие личности.
3. Чувства. Идентификация и выражение чувств.
4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост.
5. Формирование умения ставить перед собой адекватные цели и достигать их.
6. Человек как социальное существо. Особенности межличностного общения.
7. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, разрешение конфликтных ситуаций, умение принимать и оказывать поддержку.
8. Семья как единый организм. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Химическая зависимость в семье.
9. Понятие группового давления и группового принятия решений. Выражение и отстаивание собственных интересов в группе. Поиск компромиссов. Противостояние давлению группы.
10. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «Нет».
11. Понятие стресса и проблеморазрешающего (стрессопреодолевающего) поведения.
12. Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление.
13. Завершение работы. Подведение итогов.
Кроме того, в рамках первичной профилактики в учебных заведениях округа проводятся «краткосрочные» мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду альтернативных видов деятельности.
Вне зависимости от реализации целевых проектов осуществляется информационнопросветительская работа, а также регулярно проводятся мониторинговые исследования актуальной ситуации потребления ПАВ среди несовершеннолетних.
Эффективность работы программы «Наркостоп» подтверждается мониторинговыми исследованиями актуальной ситуации потребления алкоголя, табака, наркотиков школьниками-подростками 7-11 классов ЮВАО г Москвы, которые проводились специалистами диспансера в 2005 году среди учащихся общеобразовательных школ ЮгоВосточного округа. При проведении Мониторинга была выявлена группа подростков, имеющих установку на здоровый образ жизни. Количество таких несовершеннолетних от общего числа респондентов (777 учащихся) составила 33,5 %. Аналогичные исследования 2001 года такой тенденции не выявляли.
^исок литературы
1. Личко А.Е., Битинский В.С. Подростковая наркология. Медицина, Ленинград.
1991.
2. Братусь Б.С. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего
алкоголизма, Москва, Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1984.
3. Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм, причины, следствия, профилактика.
Ленинград. Наука, 1982.
4. Батищев В.В. Негериш Н.В. Основные принципы построения программы
терапии зависимости. М.: //Алкогольная болезнь. 1999. №2, 27-31
5. Гусева Н.А.Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СПб.: 2003.
6. Копыт Н.Я. Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.
7. Крылов П.А., Кулакова Т.П. Организационные принципы раннего выявления и профилактики алкоголизации подростков //Вопросы наркологии, 1988. №1, с 29-34.
8. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. - М.: НАН, 1999.
9. Попов Ю.В. Профилактика алкоголизма у подростков с девиантным поведением. Ремиссии при алкоголизме. Ленинград, 1987.
10.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. М.: 2000.
11.Трубицина Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.: 1995.
12.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: 2003.
13.Семикин Г.И., Киселев А.И.,Брюн Е.А. Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Калуга: ИД «Эйдос», 2004.