Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни в молодежной среде в процессе профилактической работы специалистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края'

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде в процессе профилактической работы специалистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / YOUTH ENVIRONMENT / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ANTI-DRUG STRATEGY / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ПАВ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / BIOLOGICAL ENVIRONMENT / ОБЪЕКТНЫЕ ФАКТОРЫ / OBJECT FACTORS / СУБЪЕКТНЫЕ ФАКТОРЫ / SUBJECT FACTORS / ГРУППА РИСКА / RISK GROUP / PSYCHOACTIVE SUBSTANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермакова Галина Алексеевна

В статье рассмотрены проблемы сохранения и развития здоровья среди несовершеннолетних. Представлена региональная модель комплексной антинаркотической профилактики, реализуемая в ходе профилактической работы специалистов ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края. Проанализирована система курирования учебных заведений, а также более подробно рассмотрены модели антиалкогольного/антинаркотического просвещения: образовательная, медицинская и психосоциальная. Специалистами ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК на сегодняшний день разработано и проведено комплексное анонимное социальнопсихологическое анкетирование в школах с выборочным исследованием биологических сред на содержание психоактивных веществ, которое позволяет уточнить эпидемиологическую ситуацию по распространенности наркологических заболеваний среди подростков. Выявленные объектные (внешние, средовые, социальные) и субъектные (присущие обследованным лицам) факторы, способствующие потреблению ПАВ и формированию зависимости, позволили выделить группу риска и усилить профилактическую работу с этой категорией учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермакова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fostering a healthy lifestyle among youth in the course of social preventive work by specialists of the state-financed health institution «Narcological dispensary» under the Ministry of Health of the Krasnodar Territory

In the article problems of preservation and health development among minors are considered. The regional model of complex anti-drug strategy which was released during experts scheduled maintenance of state-financed health institution «Narcological dispensary» Krasnodar Territory Ministry of Health is presented. The educational institutions monitoring system was analyzed, and also models of antialcoholic/anti-narcotic education are in more detail considered: educational, medical and psychosocial. For today Experts of state-financed health institution «Narcological dispensary» Krasnodar Territory Ministry of Health developed and carried out complex anonymous social-psychological questionnaire at schools with selective research of biological environments for the presence of psychoactive agents. That allows to specify an epidemiological situation of prevalence of narcological diseases among teenagers. Identified object (external, environmental, social) and subject (natural for examined persons) factors conduce to consumption of psychoactive substance and formation of addiction, allowed to mark the risk group and to strengthen anti-drug strategy in this category of students.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни в молодежной среде в процессе профилактической работы специалистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© Г.А. Ермакова, 2013,

УДК [614.212:613.81/.83-053.6](470.620)

Для корреспонденции

Ермакова Галина Алексеевна - заместитель главного врача

ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства

здравоохранения Краснодарского края

Адрес: 350030, г. Краснодар, ул. Октябрьская, д. 39

Телефон: (861) 268-65-86

E-mail: narko12@mail.ru, ermakova@front.ru

Г.А. Ермакова

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде в процессе профилактической работы специалистов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края

#

Fostering a healthy lifestyle among youth in the course of social preventive work by specialists of the state-financed health institution «Narcological Dispensary» under the Ministry of Health of the Krasnodar Territory

G.A. Ermakova

ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края, Краснодар

Narcological Dispensary of the Ministry of Health of the Krasnodar Territory, Krasnodar

В статье рассмотрены проблемы сохранения и развития здоровья среди несовершеннолетних. Представлена региональная модель комплексной антинаркотической профилактики, реализуемая в ходе профилактической работы специалистов ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края. Проанализирована система курирования учебных заведений, а также более подробно рассмотрены модели антиалкогольного/антинаркотического просвещения: образовательная, медицинская и психосоциальная. Специалистами ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК на сегодняшний день разработано и проведено комплексное анонимное социально-психологическое анкетирование в школах с выборочным исследованием биологических сред на содержание психоактивных веществ, которое позволяет уточнить эпидемиологическую ситуацию по распространенности наркологических заболеваний среди подростков. Выявленные объектные (внешние, средовые, социальные) и субъектные (присущие обследованным лицам) факторы, способствующие потреблению ПАВ и формированию зависимости, позволили выделить группу риска и усилить профилактическую работу с этой категорией учащихся. Ключевые слова: молодежная среда, здоровый образ жизни, антинаркотическая профилактика, анкетирование, тестирование, ПАВ, биологическая среда, объектные факторы, субъектные факторы, группа риска

18

Г.А. Ермакова

In the article problems of preservation and health development among minors are considered. The regional model of complex anti-drug strategy which was released during experts scheduled maintenance of state-financed health institution «Narcological dispensary» Krasnodar Territory Ministry of Health is presented. The educational institutions monitoring system was analyzed, and also models of antialcoholic/anti-narcotic education are in more detail considered: educational, medical and psychosocial. For today Experts of state-financed health institution «Narcological dispensary» Krasnodar Territory Ministry of Health developed and carried out complex anonymous social-psychological questionnaire at schools with selective research of biological environments for the presence of psychoactive agents. That allows to specify an epidemiological situation of prevalence of narcological diseases among teenagers. Identified object (external, environmental, social) and subject (natural for examined persons) factors conduce to consumption of psychoactive substance and formation of addiction, allowed to mark the risk group and to strengthen anti-drug strategy in this category of students.

Key words: youth environment, healthy lifestyle, anti-drug strategy, questioning, testing, psychoactive substance, biological environment, object factors, subject factors, risk group

Проблема сохранения здоровья несовершеннолетних и развития навыков здорового образа жизни очень актуальна. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед медиками, педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения, которая вышла сегодня из разряда узко медицинских или педагогических и обрела социальное значение. Растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к негативному воздействию факторов внешней среды, преодолеть которые могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. И именно подростковый и юношеский периоды в развитии являются наиболее сенситивными в формировании ключевых знаний о факторах и способах сохранения и развития здоровья, о создании иммунитета перед социальными болезнями. В методологии формирования здорового образа жизни и всех форм профилактики большое значение имеет мотивация на позитивные изменения. Мотивация предопределена внутренним нравственно-ценностным потенциалом личности и внешними социально-психологическими факторами. Формирование мотивации на позитивные изменения и выработка нового стиля жизни - таковы цели длительного и многокомпонентного процес-

са, реализуемые в ходе профилактической работы специалистов ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края (МЗ КК) в молодежной среде.

В нашем учреждении разработана и апробирована региональная модель комплексной антинаркотической профилактики (первичная, вторичная и третичная) для общеобразовательных учреждений, основой которой являются: бригадный метод работы (врач психиатр-нарколог, психолог, социальный работник), комплексное взаимодействие с учащимися, их родителями и преподавателями учебного заведения, пролонгированность. Программа включает цикл тематических лекций, круглых столов, вечера «вопросов и ответов», групповые формы психотерапевтической работы (тренинги, ролевые игры, упражнения), соревнования «Некурящий класс», игру «Вагон для некурящих», подпрограмму «здоровый образ жизни» - проведение досугового времени в художественных и спортивных кружках.

Функционирующую систему курирования учебных заведений составляют 3 главных модуля:

1) антиалкогольное/антинаркотическое просвещение и формирование активного неприятия психоактивных веществ (ПАВ);

2) выявление среди учащихся группы риска и потребителей ПАВ (анонимное анкетирование, анонимное тестирование, профилактический осмотр, лабораторное исследование);

3) медико-социальная помощь.

19

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

#

Реализация подобной системы позволяет объединить усилия, с одной стороны, медиков, а с другой - администрации, родителей и всего педагогического коллектива учебного заведения для обеспечения гуманистического характера образования, приоритета ценностей здоровья учащихся, свободы развития личности. В обязанности куратора (врача психиатра-нарколога и (или) клинического психолога, специалиста по социальной работе) входит регулярное посещение закрепленного за ним заведения. В разработанном каждом из них (совместно с представителями социально-психологической службы) плане работы предусмотрена дифференцированная адаптация содержания к конкретному типу курируемого учреждения (общеобразовательная школа, коррекционная школа, школа-интернат, центр социальной реабилитации несовершеннолетних, профессиональный лицей, колледж, университет и т.п.).

Используемые нами модели антиалкогольного/ антинаркотического просвещения можно условно разделить на образовательную, медицинскую и психосоциальную. Реализуя образовательную модель профилактики, специалисты ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК совместно со специалистами образовательных учреждений используют воспитательно-педагогические методы деятельности, направленные на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях употребления ПАВ в целях формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема этих веществ. Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе работы сотрудников наркологической службы, целью которого является формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других ПАВ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, инфекциями, передаваемыми половым путем. Психосоциальная модель реализуется для формирования у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ, а также на развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблениями.

Развитие системы массового выявления лиц подросткового и юношеского возраста, относящихся к группе повышенного риска развития наркотической зависимости, в настоящее время приобретает особую актуальность в России. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует утвержденная соответствующим Указом Президента РФ

Д.А. Медведева от 09.06.2010 № 690 «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации».

Специалистами ГБУЗ «Наркологический диспансер» МЗ КК на сегодняшний день разработано и проведено комплексное анонимное социально-психологическое анкетирование в школах с выборочным исследованием биологических сред на содержание ПАВ, которое позволяет уточнить эпидемиологическую ситуацию по распространенности наркологических заболеваний среди подростков, существенно расширяя и дополняя ее, и может быть использовано в качестве эффективного способа выявления неучтенных случаев и субклинических форм наркологических заболеваний. Разработанный и апробированный алгоритм мониторинга наркоситуации среди учащихся школ может быть рекомендован как инструмент по планированию антинаркотической деятельности.

Выявленные объектные (внешние, средовые, социальные) и субъектные (присущие обследованным лицам) факторы, способствующие потреблению ПАВ и формированию зависимости, позволили выделить группу риска и усилить профилактическую работу с этой категорией учащихся. Данные факторы являются дифференциально диагностическими критериями при выборе тактики профилактической работы.

Профилактическая помощь семье включает проведение с родителями психолого-просветительской (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, лекториев) и психокор-рекционной работы (семейное консультирование). Для педагогов общеобразовательных учреждений проводятся тематические лекции (информация о ПАВ, клинике аддиктивных расстройств, особенностях личностных и социальных последствий наркотизации и пр.) и тренинги.

Медико-социальная работа с подростками, эпизодически употребляющими ПАВ и со сформированной зависимостью, включает обследование, диагностику, лечение и реабилитацию в условиях наркологического диспансера с обязательным вовлечением в работу семьи, педагогического коллектива и ближайшего окружения.

Проводимая комплексная профилактическая работа употребления ПАВ в молодежной среде служит, на наш взгляд, мощной психологической преградой к употреблению ПАВ в нашем регионе, создавая атмосферу нетерпимости к их употреблению, а значит, способствует формированию среди подростков антиалкогольного/антинаркотического иммунитета.

Существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания, создание молодежной моды на здоровье под девизом: «Кубань - край умных, сильных и трезвых!».

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.