© КОПЫТОВ А.В., 2011
МОТИВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
КОПЫТОВ А.В.
У О «Белорусский государственный медицинский университет», кафедра психиатрии и медицинской психологии
Резюме. В статье представлены результаты мультицентрового клинического обсервационно-аналитического исследования 606 субъектов мужского пола подросткового и молодого возраста 14-25 лет на предмет изучения мотивов употребления алкоголя. Основную группу составили 3 98 человек, страдающих алкогольной зависимостью, и 208 субъектов группы контроля без алкогольных проблем. Выявлена приоритетная роль личностной мотивации при употреблении алкоголя. Данный тип мотивов отражает наличие внутренних психологических проблем у современных подростов и молодых людей. Употребление алкоголя используется в качестве примитивной, наиболее простой дезадаптивной стратегии их разрешения. Результаты исследования можно использовать для дифференцированного подхода в профилактической и реабилитационной работе с данным контингентом.
Ключевые слова: мотивы, подростки, алкогольная зависимость (АЗ).
Abstract. In this article the results of multicentral clinical observational analytical study of 606 male subjects at the adolescent and young age of 14-25 years concerning the motives of alcohol use are presented. The main group of 398 persons suffering from alcohol dependence and the control group consisting of 208 persons without alcohol-related problems were examined. The primary role of personal motivation on using alcohol was determined. This type of motivation shows that modern adolescents and young people have inner psychological problems. Alcohol consumption is used as a primitive, and the simplest dysadaptive strategy of solving them. The results of the study may be used when developing a differentiated approach to preventive and rehabilitation work with this contingent.
Изучение мотивов употребления психоактивных веществ является одной из важнейших предпосылок для разработки мер лечения и профилактики зависимостей. Если задать вопрос о мотивах употребления алкоголя подростками, то большинство респондентов в популяции сделают акцент на социальных мотивах (традиции, праздники, развлекательные мероприятия и др.), гедонисти-
Адрес для корреспонденции: 220053, г. Минск, ул.Ириновская, д. 9. Тел.раб.: 8 (017) 289-81-20; тел.моб.: 8 (029) 650-59-01 - Копытов А.В.
ческих (для получения удовольствия) или поведенческой распущенности, влиянии особенностей воспитания или семейного уклада. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса и «общеизвестность ответов» на него, все выглядит не так однозначно. С учетом современного развития общества меняются многие парадигмы, в том числе и факторы, определяющие паттерны поведения человека и его мотивы.
Исследования мотивов употребления алкоголя у молодых людей начали проводиться уже давно [12, 14]. В 1988 году Cox W. M. и Klinger E. разработали собственную мотива-
ционную модель употребления алкоголя [12], основанную на том, что люди употребляют алкоголь с целью достижения определенных результатов, а также принимают решения о том, следует ли им пить или нет. Эти решения являются сочетанием эмоциональных и рациональных процессов, происходящих на основе аффективных изменений, которых человек надеется достичь путем употребления алкоголя. Мотивы могут быть связаны с прямым химическим воздействием алкоголя (снижением напряжения, улучшением настроения и др.) или непрямым (принятие в группе сверстников и др.) [9, 12].
В подростковом и молодом возрасте основные мотивы употребления психоактивных веществ: получение удовольствия [3], повышение самооценки и самоутверждения, улучшение коммуникации, реакции подражания, манипуляции, конформность, любопытство [4], бравада [6]; реже - протестное поведение или гедонизм; еще реже - пассивная подчи-няемость или неосознанное [15]. Отмечается недифференцированность мотивов и отсутствие «мотивационных установок» у молодых людей [16], которая больше свойственна подросткам с девиантным поведением [2]. В основе алкогольной мотивации у подростков часто лежит психологическая особенность поиска новизны или «предрасположенности к переменам», отражающая готовность изменить свой статус в процессе развития [4].
Мотивы употребления меняются с возрастом, со стажем алкоголизации, изменением клинической картины и др., а также зависят от культуральных и этнических особенностей.
Исследований по изучению мотивов употребления алкоголя не очень много. Большинство современных исследований проведены в странах Северной Америки на выборке учащихся колледжей [10, 11, 16]. Следовательно, для объективизации ответа по данному вопросу необходимо проводить исследования в других странах и на различных возрастных группах.
Изучение мотивов употребления являются важными базовыми мероприятиями для последующего оказания медико-психологической помощи.
Дизайн исследования: клиническое обсервационно-аналитическое исследование с использованием направленного формирования исследовательских групп методом случай-контроль.
Цель исследования - определение мотивов потребления алкоголя лицами подросткового и молодого возраста для обоснования лечебно-реабилитационных мероприятий.
Задачи исследования - изучить алкогольную мотивацию у лиц подросткового и молодого возраста, страдающих АЗ; изучить алкогольную мотивацию у лиц группы контроля; провести анализ алкогольных мотивов с учетом различных социально-демографических, психологических факторов; установить влияние мотивов на клинические проявления алкогольной зависимости.
Методы
Выборка состояла из 606 субъектов мужского пола 14 до 25 лет, разделенных на 2 группы. Первая группа из 398 субъектов мужского пола подросткового и молодого возраста с АЗ являлась основной (ОГ). Все пациенты состояли на учете у наркологов и/или проходили лечение в ГКНД г. Минска, Брестского, Гомельского, Могилевского ОНД, ГУ «РНПЦ психического здоровья», УЗ «Лепельская ОПБ». Вторая группа - 208 человек, являлась контрольной (КГ) и отличалась только отсутствием алкогольных проблем. Общая характеристика выборки представлена в таблице 1.
Диагностика АЗ проводилась в соответствии критериями МКБ-10, AUDIT [5], «БИТА» (версия 2.3-3.01.2001) [7]. Опросник «Мотивы потребления алкоголя» (МПА) [1]. По результатам опросника определяется 3 основных шкалы МПА, каждая из которых включает по три субшкалы. Шкала социально-психологических мотивов включает: традиционные (Тр), субмиссивные (Сб), псевдокультур-ные (Пс). Шкала личностных мотивов включает: гедонистические (Гд), атарактические (Ат), мотивы гиперактивации (Га). Шкала патологических мотивов включает: абстинентные (Аб), аддиктивные (Ад), самоповрежде-ние (Сп). Сумма показателей 3 шкал состав-
Таблица 1
Общая характеристика выборки
Группы Р
Параметры ОГ n=398 КГ n=208
Возраст (лет) 20,97±0,33 21,56±0,29 >0,05
Образова- ние Среднее(%) 58,8 50,3 >0,05
Среднее специальное (%) 41,1 42,6 >0,05
Высшее (%) 1,1 7,1 <0,05
Период (лет) формирования АЗ 2,75±0,16 -
Возраст начала употребления алкоголя (лет) 15,02±0,18 16,01±0,57 <0,05
Стаж АЗ (лет) 3,54±0,2 -
Отягощенная наследственность по АЗ (%) 69,1 38,1 <0,05
Место жительства город/село (%) ,8 9, 2 ,2 0, 7 73,8 23,2 >0,05
AUDIT (баллы) 24,27±0,74 4,54±0,54 <0,05
ляет общее мотивационное напряжение (ОМН).
Статистическая обработка проводилась с использованием программы ЗРББ 17.0. Статистическая значимость различий при р<0,05.
Результаты
ОМН в ОГ выше, нежели у сверстников из КГ (р<0,01). Данные представлены в таблице 2.
В ОГ среднегрупповой показатель ОМН составляет 55,3% от максимально возможного, что свидетельствует о достаточно высоком мотивационном потенциале употребления алкоголя у лиц ОГ и осознанной потребности в употреблении, несмотря на молодой возраст.
Субъекты ОГ имеют достоверно более высокие показатели по всем видам мотивов (табл. 2) по сравнению с КГ, что отражает основные тенденции межгрупповых отличий, заложенных в критерий подбора групп.
Более существенный интерес представляют результаты внутригруппового анализа структуры МПА. В ОГ ведущую роль играют личностные мотивы (р<0,01), что на первый взгляд отличается от существующих мнений о приоритете социально-психологических мотивов в данном возрасте [6, 8, 13, 14]. В КГ нет четкой дифференцировки в преобладании лич-
ностных или социально-психологических мотивов (р>0,05). Это может быть обусловлено отсутствием проблем с алкоголем в данной группе. Достоверно более низкие значения у субъектов обеих групп по шкале патологических мотивов (табл. 2) может быть обусловлено небольшим стажем АЗ (или употребления алкоголя в КГ) и меньшей значимостью биологических последствий в данном возрасте.
Наиболее высокие показатели в ОГ по личностным мотивам подтверждают ее целенаправленность. Алкоголь употребляют преимущественно для разрешения внутрилично-стных проблем.
Анализ структуры различных подтипов МПА в группах позволяет более детально определить мотивы употребления алкоголя у исследуемого контингента. В ОГ ведущее место занимают атарактические мотивы (р<0,05), второе - псевдокультуральные (р<0,05), третье - гедонистические (р<0,05). В КГ соответственно псевдокультуральные (р<0,05), гедонистические (р<0,05), атаракти-ческие (р<0,05) мотивы (табл. 2).
Наименее значимыми в КГ являются патологические и субмиссивные (р<0,05), в ОГ - аддиктивные, самоповреждающие и суб-миссивные (р<0,05).
Таблица 2
Результаты данных по опроснику мотивов употребления алкоголя в основной
и контрольной группах (в баллах)
Основные характеристики
ОГ (б) Общее мотивационное напряжение = 120,31±2,8*
КГ (б) Общее мотивационное напряжение = 94,52±3,4
Мотивы
Социально-психологические Личностные Патологические
ОГ 40,5±0,8* 43,5±1,1* 37,5±2,6*
КГ 33,59±1,2 32,9±1,5 27,97±1,2
Тр Сб Пс Гд Ат Га Аб Ад Сп
ОГ 13,95*± 0,3 11,43*± 0,4 15,02*± 0,3 14,59*± 0,4 15,09*± 0,4 13,84*± 0,4 13,1*± 0,5 11,89*± 0,4 11,45*± 0,4
КГ 10,44± 0,5 9,61± 0,6 13,47± 0,4 11,79± 0,5 11,2± 0,6 10,01± 0,5 8,95± 0,5 9,08± 0,5 9,98± 0,5
Примечание: * - р<0,01 (межгрупповые отличия).
Обсуждение
Приоритетная роль атарактической мотивации в ОГ свидетельствует о внутрилич-ностных проблемах. Алкоголь они принимают в связи с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания. Чаще всего в роли негативных эмоциональных переживаний выступают тревога, напряжение либо депрессивный фон. В современном обществе увеличивается количество различных социальных факторов, приводящих к изменению эмоционального состояния. По данным литературы, атарактическая мотивация является преобладающей при патохарактерологическом и психопатологическом типах девиантного поведения, а употребление ПАВ происходит при таких симптомах, как тревожный, фобический, депрессивный, дисфорический [4]. В КГ атарактические мотивы занимают лишь третью позицию и выраженность их достоверно ниже по сравнению с псевдокуль-туральными и гедонистическими. Существующая тенденция может свидетельствовать о проблемах в эмоциональной сфере у современного поколения молодых людей и подростков. С учетом того, что атарактические мотивы входят в тройку ведущих мотивов в обеих группах, общим для лиц ОГ и КГ является наличие дисгармонии во внутреннем душевном
состоянии. Отличительной характеристикой является то, что субъекты ОГ применяют неадаптивные стратегии для его коррекции, в виде употребления алкоголя.
В той и другой группах в тройку ведущих мотивов входят псевдокультуральные мотивы, относящиеся к группе социальных. Это является вполне закономерным в подростковой и молодежной среде, так как употребление спиртных напитков в основном происходит в компаниях. В КГ псевдокультуральные мотивы занимают лидирующее положение, в ОГ уступают лишь атарактическим мотивам. Псевдокультуральная мотивация, отражает стремление человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» микросреды. Принципиальное отличие среды пребывания и окружения у лиц ОГ и КГ позволяет дифференцированно подходить к интерпретации полученных данных. Лица ОГ в основном находятся в кругу себе подобных. Их обычная среда пребывания - алкогольная компании, куда они идут осознанно и дорожат пребыванием в ней. У лиц КГ псевдокульту-ральная мотивации отражает позицию - избегание роли «белой вороны». Для них важно не само употребление алкоголя, а демонстрация этого процесса окружающим. Чаще встречается при наличии личностных особеннос-
тей и патохарактерологическом типе девиантного поведения, в частности в рамках истерических характерологических расстройств [4]. Употребление, хотя и с демонстративной целью, когда носит систематический характер, особенно у лиц с наследственной отягощен-ностью по АЗ и соответствующих средовых условиях, достаточно быстро приводит к формированию болезни. Это в большей степени касается лиц ОГ, среди которых достоверно больше лиц имеют отягощенную наследственность 69,1% против 38,1% в КГ (%2=21,5, р<0,05) и больше лиц воспитывающихся в неблагополучных семьях 40,1% против 71% в КГ (Х2=61,32, р<0,05).
Гедонистические мотивы отражают стремление получить физическое и психологическое удовольствие от действия алкоголя. Поэтому нахождение их среди ведущих у подростков и молодежи не вызывает удивления и вполне оправдано. Гедонистическая мотивация может выступать продолжением атарак-тической, но несколько отличающаяся по сути. Атарактическая мотивация имеет цель приведение эмоционального состояния в норму, а гедонистическая способствует повышению нормального настроения. Поэтому ее более высокая позиция у лиц КГ, в сочетании с псевдокультуральной мотивацией, отражает стремление получить удовольствие от употребления алкоголя в компании. В ОГ в компании себе подобных употребляют алкоголь для коррекции эмоционального дискомфорта и лишь потом для получения удовольствия. Гедонистическая мотивация является типичной для аддиктивного поведения. При этом алкоголь употребляют для эйфоризирующего эффекта, способствующего быстрому и резкому повышению настроения, благодушия [4]. Человек с аддиктивной направленностью поступков склонен искать в алкоголе способ ухода от реальности.
В КГ не существует алкогольных проблем, поэтому биологическая мотивационная составляющая является малоактуальной. Низкую значимость в КГ субмиссивных мотивов можно объяснить отсутствием давления алкогольной среды, из-за редкого пребывания в ней, либо умением противостоять ее влиянию.
В ОГ не все патологические мотивы пребывают в аутсайдерах, в отличие от лиц КГ. Абстинентная мотивация у лиц ОГ в структуре общих мотивов занимает более высокое место, чем в КГ. Это может свидетельствовать о быстрой прогредиентности АЗ, несмотря на небольшой стаж зависимости. В ОГ менее выражена мотивация, когда алкоголь употребляют с целью коррекции ауто/ гетероагрессии, в качестве протеста либо под психологическим давлением извне. Это еще раз свидетельствует о добровольном, осознанном употреблении спиртного.
Высокие абсолютные средние показатели в ОГ по мотивам гиперактивации (табл. 2), которые входят в пятерку ведущих мотивов, свидетельствуют о проблемах в кинестетической сфере и сенсорной депривации. С учетом того, что в ОГ имеется 69,12% лиц с отягощенной алкогольной наследственностью, можно предположить о ее роли в наличии проблем в сфере чувств у данного контингента. Алкоголь в этих случаях употребляют для «оживления» кинестетической модальности.
Таким образом, структуру мотивов употребления алкоголя можно рассматривать при разработке профилактических программ для подростков и молодежи, подверженных риску употребления алкоголя и имеющих алкогольные проблемы. Лечебно-реабилитационные мероприятия должны быть адекватны патогенетическим механизмам формирования алкогольной мотивации. Для обоснованного применения тех или иных видов терапии АЗ необходимо провести комплексную диагностику мотивационной составляющей. В первую очередь работа по ее купированию должна быть направлена на коррекцию внутриличностных эмоциональных проблем, хотя в последнее время многие психотерапевты увлечены социально-ориентированными методами работы, которые не всегда могут быть успешны у данного контингента с учетом вышеизложенных данных.
Заключение
Анализ МПА у подростков и молодых людей, имеющих АЗ, позволяет установить следующие закономерности:
- высокий уровень ОМН отражает потребность в употребления алкоголя;
- ведущими МПА являются личностные мотивы, преимущественно атарактического и гедонистического подтипов (в контроле социально-психологические);
- приоритет атарактической мотивации свидетельствует об употреблении алкоголя с целью коррекции эмоциональных проблем;
- высокое показатели по атарактическим и низкие по самоповреждающим и субмиссив-ным мотивам отражают осознанность и целенаправленность употребления алкоголя;
- незначительная актуальность социальной мотивации предопределяет низкую эффективность социально-ориентированных программ и пропагандистско-лекторских мероприятий для группы лиц подросткового и молодого возраста с АЗ;
- индивидуализация и дифференциро-ванность лечебно-профилактических мероприятий, с учетом полученных данных, позволит повысить их эффективность.
Литература
1. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов.
- Новосибирск: Наука, 1988. - 198 с.
2. Заиграев, Г.Г. Общество и алкоголь / Г. Г. Заиграев.
- М.: НИИ МВД РФ, 1992. - 200 с.
3. Личко, А.Е. Подростковая наркология: рук. / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
4. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбид-ные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В. Д. Менделевич.
- М.: МЕДпрессинформ, 2003. - 328 с.
5. Наркология: национальное рук. / под ред. Н.Н. Иван-ца. И.П. Анохиной.
6. Пятницкая, И. Н. Подростковая наркология: руководство для врачей / И. Н. Пятницкая. - М.: ООО «Мединформагентство», 2008. - 256 с.
7. Руководство по ведению протоколов Белорусского индекса тяжести аддикции (Б-Л81)/В.Б. Поздняк и др. // Белорусский наркологический проект [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: http// www.beldrug.org.
8. Сердюк, А.А. Структура мотивации потребления алкоголя в различных возрастных группах харьковчан / А.А. Сердюк // Проблеми екстремальної психіатрії: матеріали науково-практ. конф. «Плато-новські читання». - Харків, 2000. - С. 83-84.
9. Bradley, J. R. Expectations, alienation, and drinking motives among college men and women / J. R. Bradley, R. S. Carman, Л. Petree // J. Drug Educ. - 1991. - Vol. 21, № 1. - Р 27-33.
10. Clark, D. Б. Anxiety and the Development of Alcoholism / D. Б. Clark, M. Л. Sayette // Am. J. Addict. - 1993. -Vol. 6, № 3. - P. 59-76.
11. Cooper, M.L. A motivational perspective on risky behaviors: the role of personality and affect regulatory processes / M.L. Cooper, V. Б. Agocha, M.S. Sheldon // J. Pers. - 2000. - Vol. 68, № 6. - Р 1059-1088.
12. Cox, W. M. A motivational model of alcohol use / W. M. Cox, E. Klinger // J. Abnorm. Psychol. - 1988. - Vol. 97, № 2. - Р 168-180.
13. Gire, J. T. A cross-national study of motives for drinking alcohol / J. T. Gire // Subst. Use Misuse. - 2002. - Vol. 37, № 2. - Р 215-223.
14. Jung, J. Drinking motives and behavior in social drinkers / J. Jung // J. Stud. Alcohol. - 1977. - Vol. 38, № 5. - P. 944-952.
15. Pedersen, E. R. Assessment of perceived and actual alcohol norms in varying contexts: Exploring social impact theory among college students / E. R. Pedersen, J. W. Labrie, A. Lac // Addictive Behaviors. - 2008. -Vol. 33, № 4. - P. 552-564.
16. Windle, M. Coping strategies, drinking motives, and stressful life events among middle adolescents: associations with emotional and behavioral problems and with academic functioning / M. Windle, R. C. Windle // J. Abnorm. Psychol. - 1996. - Vol. 105, № 4. -Р 551-560.
Поступила 15.11.2011 г. Принята в печать 02.12.2011 г.