тие относительно детского общественного объединения, рассматривая его как группу подростков, объединенных общей целью, деятельность которых связана с активной позицией, сознательным участием в общественно значимой деятельности. Здесь важное значение имеет социальная направленность объединения и личность, характеризующаяся демократичным и свободным выбором видов деятельности. В объединении проходит важный этап становления личности. Немаловажное значение имеет эмоционально яркая привлекательность такой организации.
Участие подростка в проектных делах способствует улучшению окружающего мира и делает его лучше. Такая деятельность требует осмысления и разъяснения целей, функций, потенциала детского движения и кардинальных качественных изменений в психологии личности. В силу данных обстоятельств детским общественным объединениям требуется помощь, взаимодействие со стороны взрослых, роль которых заключается:
- во-первых, в признании социального статуса детских общественных объединений, которые совместно с детскими союзами, организациями и ассоциациями представляют собой детское движение как объективно существующий феномен социальной жизни нашего общества;
- во-вторых, в выборе стратегической установки - оказывать детскому движению всестороннюю помощь и поддержку.
Поддержку в чем? Какой она должна быть?
Ответы на поставленные вопросы предоставили члены Ассоциации исследователей детского движения.
Ученые отмечают, что детское движение - явление социальное, и в свете новых законодательных актов взрослые должны рассматриваться не с позиции администрирования, а с позиции признания в каждом из этих объединений нового социального партнера для взаимодействия, обладающего своими правами, официально зафиксированными в Конвенции ООН о правах ребенка.
Поддержка должна осуществляться как со стороны ученых, так и практиков: педагогов, родителей, спонсоров, социальных
Библиографический список
институтов и др. Нужно знать, видеть, учиться наблюдать, соучаствовать в жизнедеятельности детей, учитывая, что это самостоятельные, самодеятельные объединения, в основе которых находятся принципы, отличные от других воспитательных систем. Теоретический анализ и обобщение опыта позволили сформулировать эти принципы для взрослых, работающих в детских общественных объединениях, следующим образом:
- самодеятельность как осознанная деятельность детей есть способ организации их жизнедеятельности;
- самореализация ребенка в объединении является средством его развития;
- функционирование детского объединения обеспечивается активизацией органов самоуправления;
- главным условием и способом развития детского общественного объединения является организация самим детским коллективом совместной деятельности.
Ученые в области развития детского движения (Е.М. Дмит-риенко, Е.С. Сорочинская, Т.В. Трухачева и др.) определили роль взрослых как социальных педагогов, партнеров, способных вместе с ребятами направить вектор развития детского объединения; раскрыли страницы истории детского движения; обозначили ресурсы для самовыражения и самореализации подростков в системе самоуправления, в проявлении инициативы [7].
Обращение к данной проблеме предопределили основные тенденции развития современных детских общественных объединений в педагогической теории и практике. Первой тенденцией выступает актуализация деятельности детских общественных объединений как группы детей, объединенных общей целью, где созданы условия для развития их личности. Второй тенденцией выступает процесс самореализации личности подростка в деятельности детских объединений. Третья тенденция заключается в возрастающей роли научных исследований по выявлению основных аспектов развития современных детских общественных объединений.
1. Кульпединова, М.Е. Концепция развития личности в ДОО // ТИМ. - М. - 2007. - Спец. выпуск.
2. Фришман, И.И. Общественная активность детей и молодежи. - М., 2010.
3. Социальный опрос личности в ДОО: сб. материалов. - Н. Новгород, 2010. - Вып. 4.
4. Кебина, Н.А. Философия смысла и самореализация личности: монография / под ред. А.Э. Воскобойникова. - М., 2003.
5. Швецова, Л.И. Взрослые вопросы детского движения. - М., 2009.
6. Кирпичник, А.Г. Стратегия государственной молодежной политики в России // ТИМ. - М. - 2011. - № 2.
7. Дмитриенко, Е.В. Взрослые в детском объединении / Е.В. Дмитриенко, Е.Н. Сорочинская, Т.В. Трухачева // ТИМ. - М. - 2008. - № 2. Bibliography
1. Kuljpedinova, M.E. Koncepciya razvitiya lichnosti v DOO // TIM. - M. - 2007. - Spec. vihpusk.
2. Frishman, I.I. Obthestvennaya aktivnostj deteyj i molodezhi. - M., 2010.
3. Socialjnihyj opros lichnosti v DOO: sb. materialov. - N. Novgorod, 2010. - Vihp. 4.
4. Kebina, N.A. Filosofiya smihsla i samorealizaciya lichnosti: monografiya / pod red. A.Eh. Voskoboyjnikova. - M., 2003.
5. Shvecova, L.I. Vzroslihe voprosih detskogo dvizheniya. - M., 2009.
6. Kirpichnik, A.G. Strategiya gosudarstvennoyj molodezhnoyj politiki v Rossii // TIM. - M. - 2011. - № 2.
7. Dmitrienko, E.V. Vzroslihe v detskom objhedinenii / E.V. Dmitrienko, E.N. Sorochinskaya, T.V. Trukhacheva // TIM. - M. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.11.12
УДК 378 (075.8)
Mamaev I.I.; Shibaev V.P. GENESIS Of The QUALITY CONTROL SYSTEM Of VOCATIONAL EDUCATION IN WORLD AND NATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE. Describes the history of the quality control system of vocational education in world and national educational practice, showing the basic principles of its functioning and evaluation parameters of the quality of the services provided in high school.
Key words: The quality system of vocational education; stages, the methods of assessing the quality of educational services.
И.И. Мамаев, доц., зав. каф. Математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь E-mail: [email protected]; В.П. Шибаев, доц. каф. математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассмотрена история становления системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике, показаны основные принципы её функционирования и параметры оценки качества предоставляемых услуг в высшей школе.
Ключевые слова: система контроля качества профессионального образования; этапы, методы оценки контроля качества образовательных услуг.
В 80-90-х годах XX в. в мировом образовательном пространстве начались процессы, обусловленные динамичностью социально-экономического развития общества, появлением «новой» Европы, углублением и расширением взаимосвязей между странами и регионами, отличающимися друг от друга большим специфическим разнообразием. Одним из таких процессов стала модернизация высшего образования: переход от строго регламентированного государственного регулирования к разной степени автономизации вузов, создавая тем самым условия для их адаптации к специфике районов, и рынков труда, потребностям работодателей, общественному менталитету. Но такая либеральная стратегия диктовала необходимость создания механизма гарантий качества обучения - систематического внимания к качеству через процесс его поддержания и повышения. Тем самым к концу XX в. стало уделяться особое внимание проблеме качества профессионального образования и его оценки. В русле международного менеджмента высшего образования (1МНЕ) начали создаваться исследовательские группы, ассоциации, проекты по разработке проблем оценки качества обучения.
В 1991 году в Великобритании один из таких проектов предусматривал разработку и апробацию методов систематической оценки качества обучения, результаты которой устанавливали прямую зависимость между качеством обучения в вузе и его финансированием.
В Азии в это же время Совет по аккредитации высших учебных заведений (Гонконг) взял на себя инициативу создания международной сети агентств по поддержке качества образования. В Америке начала реализовываться идея о комплексном осуществлении саморегулирования вузов и, в первую очередь, за счет развития систем оценки качества обучения.
Международные стандарты, разрабатываемые такой организацией, как Международная Организация по Стандартизации (ИСО), является ведущей организацией по разработке и распространению своих стандартов и рекомендаций, играет решающую роль в повышении эффективности образовательного процесса в вузах. Ноу-хау, содержащиеся в международных стандартах, доступны всем, включая развивающиеся страны, что помогает наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы [1]. Повышение эффективности профессионального образования, обеспечиваемое стандартами, позволяет вузам конкурировать на рынке образовательных услуг.
В середине 90-х годов под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы была разработана совместная конвенция по академическому признанию для регионов новой Европы. Цель - оценка качества высшего образования для реализации различных аспектов академического сотрудничества.
Экспертная группа из 12 человек (в этом числе и эксперт из России) сделала вывод о том, что стало все труднее разделять оценки обучения и профессиональной пригодности, другими словами, конвенция брала на себя миссию регулировать учебную и профессиональную части, выделяя при этом первую. Профессионализм может оцениваться только при использовании основных критериев, т.е. без учета дополнительных требований по результатам опыта практической работы.
В рамках конвенции каждое государство-участник брало на себя общую ответственность за существование механизма оценки вузов и представляло полную информацию о нем другим странам. Этот механизм мог включать в себя один или более слоев оценки и в разных странах иметь совершенно разную структуру. Он не гарантировал качество образования, но он должен был гарантировать его справедливую оценку.
В России аналогичные процессы шли на фоне внутренних демократических изменений, формирования нового правового поля высшего образования на базе Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Эти законы «открыли» высшее образование для российской и мировой общественности, а система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов, ностри-фикации дипломов стала реальным механизмом общественно-государственного контроля и оценки качества обучения. Вузы, в свою очередь, все в большей степени становятся зависимыми от качества подготовки студентов, принимая во внимание такие факторы, как: рост конкуренции между вузами; влияние рынка труда и требований работодателей; заинтересованность самих студентов в качественном (особенно, если это платное) образовании и получении хороших знаний, умений, навыков для трудоустройства; обмен студентами на международном уровне, в т.ч. обучение за границей; и наконец, систематическое проведение внешней оценки качества (ВОК) Министерством образования РФ - все это привело к необходимости создания системы внутриву-
зовской оценки качества (ВВОК). Тем самым качество образования стало объектом внимания и управления со стороны многих субъектов [2].
Субъекты управления, преследуя различные цели, вкладывают в понятие «качество обучения» разное содержание: для министерства - это коэффициент зачисленных и исключенных студентов, продолжительность учебного процесса, конкурс; для института (особенно негосударственного) - соотношение качественной и некачественной успеваемости, дальнейшее трудоустройство выпускника; для преподавателя - это хорошая академическая подготовка студентов - благоприятная обучающая среда; для студентов - вклад в их индивидуальное развитие и подготовка к успешной карьере; для работодателя - умение соединять теорию с практикой, адаптироваться к конкретным условиям предприятия. То есть понятие «качество обучения» многоаспектно и определяется результатом переговоров всех субъектов по ожидаемым требованиям. Перед высшим образованием стоит сложная задача максимально учесть все эти требования, а перед государством - осуществить контроль и создать условия для повышения качества обучения. Менеджмент образования выделяет следующие этапы контроля качества: I - прием в вуз (входной контроль); II - обучение в вузе (текущий контроль); III - выпуск из вуза (заключительный контроль); IV - оценка качества специалиста при приеме на работу (входной контроль-2), который завершает цикл формирования специалиста и определяет качество его профессиональной подготовки [3].
Для стимулирования и контроля качества, как уже было сказано выше, существуют внешняя оценка качества (ВОК) и внут-ривузовская оценка качества (ВВОК), задачами которых соответственно являются: измерение и контроль качества; контроль, повышение и гарантия качества. Можно сформулировать некоторые принципы, на которых строится система ВоК и ВВОК:
- Понимание задач и границ возможностей работы системы.
- Ориентация в большей мере на помощь и развитие, чем на наказание.
- Минимизация отчетности и четкая регламентация процедур оценки.
- Сочетание различных методов оценки, привлечение независимых экспертов.
- Ответственность вуза за качество обучения, постоянная работа ВВОК.
- Связь и взаимодополняемость ВВОК и ВОК [3].
Самообследование и экспертная оценка - основополагающие элементы системы обеспечения качественной подготовки специалистов. К числу методов оценки качества обучения в вузе можно отнести аналитический, информационно-административный, метод экспертных оценок, метод конкретного ознакомления с работой вуза на месте (собеседование, интервьюирование, материально-техническое обследование и др.).
Согласно современным требованиям, оценка качества обучения в вузе выполняет основную цель: создание единого образовательного пространства, где выпускники российских вузов стали бы полноправными и желанными специалистами. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Повысить качество обучения студентов вузов за счет создания системы и механизма гарантии качества.
- Создать механизм регулирования и контроля качества, в том числе за счет ВОК и ВВОК, их координации и интеграции повышения эффективности.
- Продолжить на основе создания такого механизма процесс автономизации и либерализации высшего образования.
- Удовлетворить запросы всех потребителей высшего образования.
Решение обозначенных задач является гарантом функционирования вуза в инновационном режиме, что обеспечивает возможность конкурирования на рынке образовательных услуг [4]. Резюмируя вышеизложенное отметим, что к началу второго десятилетия XXI в. большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению стандартов при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень образования, получаемого населением в разных типах образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Вухерер, К. Меньше потерь - лучше результаты. Стандарты повышают эффективность / К. Вухерер, Б. Алешин, Х. Туре // Стандарты и качество [Э/р]. - Р/д: http://ria-stk. ru/stq/adetail .php?I D=67284
2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. - М.. 2007.
3. Санкин, Л.А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе / Л.А. Санкин, Е.П. Тонконогая // Известия РАО. - 2002. - № 2.
4. Шибаев, В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2(33).
Bibliography
1. Vukherer, K. Menjshe poterj - luchshe rezuljtatih. Standartih povihshayut ehffektivnostj / K. Vukherer, B. Aleshin, Kh. Ture // Standartih i kachestvo [Eh/r]. - R/d: http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=67284
2. Korotkov, Eh.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.. 2007.
3. Sankin, L.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze / L.A. Sankin, E.P. Tonkonogaya // Izvestiya RAO. - 2002. - № 2.
4. Shibaev, V.P. Podkhodih k realizacii ideyj novoyj obrazovateljnoyj paradigmih v usloviyakh innovacionnogo vuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 2(33).
Статья поступила в редакцию 25.10.12
УДК 378
Manuzina E.B. STUDENTS AND POSTGRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS. The article dwells on the importance of under- and post-graduates' trainingfor innovative business as well as the ability ofthe transition to the innovative educational training programs. Leading trends of innovative businessto be introducedin the higher educationare offered.
Key words: innovation business, innovative educational program, institutionsof innovative profile, competence in innovation management.
Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыта актуальность подготовки студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности, возможность перехода к инновационным образовательным программам подготовки специалистов, предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе.
Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, инновационная образовательная программа, организации инновационного профиля, компетенции в области управления инновациями.
Молодые специалисты являются важнейшим резервом научного, экономического и технического развития государства. Следовательно, система высшего образования Российской Федерации должна быть ориентирована на решение не менее масштабных инновационных задач подготовки специалистов по созданию и организации производства конкурентоспособной продукции.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» отмечается, что важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [1].
Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Однако российская высшая школа, как в плане стимулирования, так и мотивации талантливой молодежи в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ.
Рассмотрим более подробно основные пути преодоления проблем инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для инновационной экономики в современных условиях.
Д.А. Ахмедзянов, С.Н. Поезжалова, С.Г. Селиванов утверждают, что конкурентоспособность стран, регионов и предприятий на мировом рынке в настоящее время уже определяется не столько дешевизной продукции, рабочей силы, технологического оборудования или доступностью инвестиций, сколько темпами смены технологических укладов, инновационной привлека-
тельностью продукции, техническим уровнем разрабатываемых технологий и качеством труда - уровнем профессионального образования работников и конкурентоспособностью персонала, способного создавать технику и технологии новых поколений и быстро осваивать новые изделия и технологии, конкурентоспособные на любых рынках [2].
Для обеспечения перехода к инновационным образовательным программам подготовки специалистов, способных создать конкурентоспособную продукцию и поставить на производство технику новых поколений, должна быть реализована новая концепция развития инновационных образовательных программ. Она предусматривает:
- разработку программ непрерывной инновационной подготовки специалистов, бакалавров и магистров;
- преподавание новых дисциплин («Инноватика»; «Инновационное предпринимательство», «Создание и организация инновационного предприятия» и др.);
- включение в учебные планы вузов дисциплин по изучению студентами новейших технологий, обеспечивающих прорывы в развитии науки, техники и производства.
Главной задачей реализации инновационных образовательных программам подготовки будущих специалистов является формирование теоретического и практических основ прикладной инновационной деятельности в различных отраслях производства и науки.
Важным результатом разработки и внедрения инновационных образовательных технологий должно стать не только повышение конкурентоспособности персонала, но и более активное формирование инновационного капитала предприятий и учреждений, повышение конкурентоспособности производств за счет использования специалистов, способных создать технику новых поколений, конкурентоспособную на любых рынках.
Д.А. Ахмедзянов, С.Н. Поезжалова, С.Г. Селиванов отмечают, что разработка инновационных образовательных программ и инновационных технологий в настоящее время в условиях внедрения ФГОС обременена рядом искусственных проблем: