Научная статья на тему 'Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства'

Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE PROJECT ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION EDUCATIONAL SPACE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / МОЛОДЕЖНЫЕ ФОРУМЫ / YOUTH FORUMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрецова Людмила Алексеевна, Дудышева Елена Валерьевна, Романова Людмила Анатольевна

Ресурсы информационного образовательного пространства для развития регионального инновационного предпринимательства в вузах базируются на коммуникациях с бизнес-инкубаторами, технопарками, предпринимательскими сообществами. Практической подготовке студентов к инновационной деятельности способствуют также молодежные предпринимательские форумы.В Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина инновационная проектная деятельность студентов и преподавателей включает взаимодействие с бизнес-инкубатором, выполнение учебно-исследовательских проектов по заданию работодателей, представление студенческих проектов на предпринимательских молодежных форумах. Студенты под руководством преподавателей выполняют учебные и социальные проекты, часть из которых может послужить основой инновационных проектов. В статье предлагается использование информационно-педагогического и организационно-педагогического сопровождения инновационной проектной деятельности студентов.В статье проанализированы и описаны этапы проектной инновационной деятельности при участии команд студентов в молодежных форумах: поиск и оформление проектной идеи, поиск путей реализации проекта, реализация проекта, пилотная разработка продукта или услуги, презентация проекта, доработка и продвижение проекта. Важной составляющей педагогического сопровождения является мониторинг проектной деятельности, включая оценку результативности, степени удовлетворенности участников, изменения личностно-профессиональных характеристик. Диагностика личностно-профессиональных характеристик наиболее трудоемка и может базироваться на показателях профессиональной субъектности.В статье рассмотрено содержание этапов с точки зрения организационного-педагогического и информационно-педагогического сопровождения. Рассмотрена динамика формирования личностно-профессиональных характеристик студентов на каждом этапе.Предложенная схема реализации инновационной проектной деятельности студентов позволяет использовать потенциал научно-педагогического и предпринимательского сообщества в региональном информационном образовательном пространстве. Благодаря информационнопедагогическому сопровождению повышается интерактивность во взаимодействии студентов и преподавателей, появляется возможность оперативного консультирования, формируются устойчивые связи с организаторами, исполнителями и консультантами, реальными заказчиками и потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокрецова Людмила Алексеевна, Дудышева Елена Валерьевна, Романова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trainingof Students for Innovative Project Activity in the Conditions of Regional Information Educational Space

Resources of information educational space for development of regional innovative business in higher education institutions are based on communications with business incubators, science and technology parks, business communities. Practical training of students for innovative activity is also promoted by youth entrepreneurial forums.In the V. M. Shukshin Altai State Academy of Education innovative project activity of students and teachers includes interaction with business incubator, implementation of educational and research projects instructed by employers, presentation of students projects on youth entrepreneurial forums. Students under the supervision of teachers carry out educational and social projects some of which can serve as a basis for innovative projects. The article offers using information, organizational and pedagogical support for innovative project activity of students.The article analyzes and describes the stages of project innovative activity with the participation of student teams in youth forums. The stages are as follows: search and registration of project idea, search of ways of implementation of the project, implementation of the project, pilot development of a product or service, presentation of the project, project improvement and promotion. An important component of pedagogical support is monitoring of the project activity, including the assessment of productivity, degree of satisfaction of the participants, changes of personal and professional characteristics. Diagnostics of personal and professional characteristics is the most time and work-consuming and can be based on the indicators of professional subjectivity.The article considers the content of the stages from the point of view of organizational, pedagogical and information and pedagogical support as well as the dynamics of formation of personal and professional characteristics of students at each stage.The offered scheme of implementation of innovative project activity of students allows using the potential of scientific, pedagogical and entrepreneurial communities in regional information educational space. Due to information and pedagogical support the interaction of students and teachers as well as the possibility of operational consulting increases, stronger relations with the project organizers, performers and consultants, customers and consumers are formed.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства»

инновационное! предпринимательство: i

экономические!

аспекты1

1УДК 378 ББК 74.58

подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства

Л. А. Мокрецова, Е. В. Дудышева, Л. А. Романова

Ресурсы информационного образовательного пространства для развития регионального инновационного предпринимательства в вузах базируются на коммуникациях с бизнес-инкубаторами, технопарками, предпринимательскими сообществами. Практической подготовке студентов к инновационной деятельности способствуют также молодежные предпринимательские форумы.

В Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина инновационная проектная деятельность студентов и преподавателей включает взаимодействие с бизнес-инкубатором, выполнение учебно-исследовательских проектов по заданию работодателей, представление студенческих проектов на предпринимательских молодежных форумах. Студенты под руководством преподавателей выполняют учебные и социальные проекты, часть из которых может послужить основой инновационных проектов. В статье предлагается использование информационно-педагогического и организационно-педагогического сопровождения инновационной проектной деятельности студентов.

В статье проанализированы и описаны этапы проектной инновационной деятельности при участии команд студентов в молодежных форумах: поиск и оформление проектной идеи, поиск путей реализации проекта, реализация проекта, пилотная разработка продукта или услуги, презентация проекта, доработка и продвижение проекта. Важной составляющей педагогического сопровождения является мониторинг проектной деятельности, включая оценку результативности, степени удовлетворенности участников, изменения личностно-професси-ональных характеристик. Диагностика личностно-профессиональных характеристик наиболее трудоемка и может базироваться на показателях профессиональной субъектности.

В статье рассмотрено содержание этапов с точки зрения организационного-педагогического и информационно-педагогического сопровождения. Рассмотрена динамика формирования лич-ностно-профессиональных характеристик студентов на каждом этапе.

Предложенная схема реализации инновационной проектной деятельности студентов позволяет использовать потенциал научно-педагогического и предпринимательского сообщества в региональном информационном образовательном пространстве. Благодаря информационно-педагогическому сопровождению повышается интерактивность во взаимодействии студентов и преподавателей, появляется возможность оперативного консультирования, формируются устойчивые связи с организаторами, исполнителями и консультантами, реальными заказчиками и потребителями.

Ключевые слова: инновационная проектная деятельность, информационное образовательное пространство, педагогическое сопровождение, молодежные форумы.

TRAiNiNG OF STUDENTS FOR iNNOVATiVE PROJECT ACTiViTY

iN THE CONDiTiONS OF REGiONAL iNFORMATiON EDUCATiONAL SPACE

L. A. Mokretsova, E. V. Dudysheva, L. A. Romanova

Resources of information educational space for development of regional innovative business in higher education institutions are based on communications with business incubators, science and technology parks, business communities. Practical training of students for innovative activity is also promoted by youth entrepreneurial forums.

In the V. M. Shukshin Altai State Academy of Education innovative project activity of students and teachers includes interaction with business incubator, implementation of educational and research projects instructed by employers, presentation of students projects on youth entrepreneurial forums. Students under the supervision of teachers carry out educational and social projects some of which can serve as a basis for innovative projects. The article offers using information, organizational and pedagogical support for innovative project activity of students.

The article analyzes and describes the stages of project innovative activity with the participation of student teams in youth forums. The stages are as follows: search and registration of project idea, search of ways of implementation of the project, implementation of the project, pilot development of a product or service, presentation of the project, project improvement and promotion. An important component of pedagogical support is monitoring of the project activity, including the assessment of productivity, degree of satisfaction of the participants, changes of personal and professional characteristics. Diagnostics of personal and professional characteristics is the most time and work-consuming and can be based on the indicators of professional subjectivity.

The article considers the content of the stages from the point of view of organizational, pedagogical and information and pedagogical support as well as the dynamics of formation of personal and professional characteristics of students at each stage.

The offered scheme of implementation of innovative project activity of students allows using the potential of scientific, pedagogical and entrepreneurial communities in regional information educational space. Due to information and pedagogical support the interaction of students and teachers as well as the possibility of operational consulting increases, stronger relations with the project organizers, performers and consultants, customers and consumers are formed.

Keywords: innovative project activity, information educational space, pedagogical support, youth forums.

Развитие инновационной деятельности в российских вузах - одна из стратегических задач как профессионального образования, так и региональных экономик. Роль высших учебных заведений состоит не только в трансляции студентам, аспирантам и преподавателям теоретических положений инновационного предпринимательства через экономические дисциплины и курсы повышения квалификации, но и в практическом взаимодействии с региональными бизнес-центрами, инкубаторами, технопарками, участие в мероприятиях и конкурсах инноваций.

В первую очередь, речь идет о предпосевной и посевной стадиях, когда создается инновационный проект, формулируются требования к продукту, процессу или услуге, оцениваются ресурсы и риски, рассматриваются перспективы коммерциализации [1, с. 165]. Как

правило, разработка инновационного проекта включает описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, вопросы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения и исполнителях. Продвижение проекта и дальнейшее самостоятельное развитие поддерживается не только и не столько вузом, а региональным венчурным инвестором (при эффективном развитии проекта - реальным субъектом регионального рынка).

Преобладающей стратегией вывода на рынок жизнеспособных инноваций является «Воронка» Уилрайта - Кларка с поэтапным экспертным отбором и инициацией большого количества идей инновационных проектов, что в сфере молодежного предпринимательства связывают с общим повышением предпринимательской активности [2]. В рамках учебных дисциплин, организационно-воспитательной и на-

учно-исследовательской деятельности студенты под руководством преподавателей выполняют различные учебные и социальные проекты, курсовые и дипломные работы, часть из которых могут далее, при соответствующих благоприятных условиях, послужить основой порождения критической массы инновационных проектов. Если консультации, семинары, тренинги проводятся на уровне региональных центров поддержки инновационного предпринимательства с привлечением профессиональных экспертов, то преподавателям отводится роль кураторов студенческих инновационных проектов, осуществляющих при помощи структур вуза организационное, информационное и педагогическое сопровождение обучаемых вне зависимости от типа проектов - технологических, маркетинговых, социальных.

Объективно, при отсутствии в студенческой среде достаточного стремления к инновационному предпринимательству отдельную составляющую процесса подготовки к инновационной деятельности составляет обеспечение преподавателей методическим инструментарием по трансформации образовательной и научно-исследовательской работы студентов в инновационные студенческие проекты, соответствующие направлению обучения. На пересечении деятельности структур вуза и собственно преподавателя выделяются организационно- и информационно-педагогическое сопровождение: первое подразумевает разработку поэтапного мониторинга и управления инновационной проектной деятельностью студентов, второе - использование инфраструктуры и ресурсов регионального информационного образовательного пространства, причем в современных условиях информационного общества оба вида деятельности педагога глубоко интегрированы.

Ресурсы информационного образовательного пространства для развития регионального инновационного предпринимательства в вузах, несомненно, базируются на тесной коммуникации с региональными венчурными инвесторами, бизнес-инкубаторами, технопарками, научно-промышленными кластерами, предпринимательскими сообществами. Однако на межрегиональном, государственном и в меньшей степени международном уровне существенным допол-

нением являются организации поддержки и развития молодежного предпринимательства: бизнес-клубы, бизнес-кампусы, молодежные дискуссионные клубы, консультационные студенческие организации [2], виртуальные бизнес-инкубаторы, грантовые фонды, молодежные предпринимательские форумы. Со стороны вузов для успешного вовлечения и интеграции студентов и преподавателей в региональную инновационную деятельность также необходима деятельность по реорганизации информационного пространства вуза, например: формирование конкурсного банка данных студенческих проектов, электронного комплекса проблемно-ориентированных задач, базы данных организаций и предприятий, базы данных целевых программ и конкурсов, проведение РР-мероприятий [3, с. 241], а также формирование коммуникативной среды, как традиционной, так и виртуальной, для всех участников инновационной деятельности. Таким образом, преподаватель должен быть достаточно подготовлен не только в области основ предпринимательской деятельности, но и использования электронных ресурсов, взаимодействия в информационном образовательном пространстве, в том числе для осуществления педагогического сопровождения обучающихся с применением информационно-поисковых, справочных систем, платформ облачных технологий, социальных сетей.

В Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина (далее - АГАО), как и во всех российских вузах, рассматриваются проблемы формирования инновационной инфраструктуры в региональных условиях [4]. Инновационная проектная деятельность студентов и преподавателей координируется в основном в следующих взаимодополняющих направлениях: взаимодействие с бизнес-инкубатором города-наукограда Бийска, выполнение учебно-исследовательских проектов по заданию работодателей, представление студенческих проектов на предпринимательских молодежных форумах. Планируются проекты с привлечением иностранных студентов в рамках предпринимательских центров программ «Землячеств».

В качестве основы для разработки методического инструментария педагогов, курирующих студенческие проекты, рассмотрим анализ участия в предпринимательских молодежных

форумах. Студенты АГАО имеют опыт работы на форумах, включая Всероссийский форум «Селигер», Всероссийский форум «Бирюса», Межрегиональный образовательный конвент «ПЛАТФОРМА», Международный молодежный форум «Балтийский Артек», Международный молодежный форум «Байкал», Международный молодежный экономический форум «АТР» на территории Алтайского края. В рамках данных форумов презентовались технологические проекты («Музей этнической культуры Алтая», разработка этносувениров народов Алтая), информационные проекты («Информационный студенческий центр», освещение событий вуза), социальные проекты («Центр психологической поддержки подростков», индивидуальное психологическое консультирование), творческие проекты («Мастерская под открытым небом», обучение школьников художественным техникам), экономические проекты («Малая Родина», разработка паспорта экономического развития района), туристические проекты («Заповедные тропы Алтая», формирование маршрутов для туристов) и др.

Проектная инновационная деятельность, как и выполнение любых проектов, подразумевает несколько этапов. Так, С. Е. Фролов выделяет следующие этапы реализации инновационного бизнес-проекта. На первом этапе анализируются особенности инновационного проекта, разрабатывается предварительная стратегия коммерциализации результатов исследований и разработок. На основе стратегии подготавливается бизнес-план развития проекта, в котором учитываются все его особенности, подбираются исполнители. Далее следует регистрация юридической формы бизнеса, поиск источника начального финансирования, поиск стратегических партнеров. Проекты, прошедшие данные этапы бизнес-инкубации, могут выйти на рынок или остаться в инновационно-технологическом центре технопарка [5, с. 63].

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта организации студенческого инновационного предпринимательства А. В. Гре-бенкин, А. В. Иванова выделяют два этапа:

1. Подготовительный: отбор идей, обладающих коммерческим потенциалом; повышение квалификации участников в области инновационного предпринимательства и презентация

бизнес-проекта, по результатам которой осуществляется селекция проектов на два потока (инновационные и традиционные проекты) и отбор проектов, обладающих потенциалом для реализации; обучающий консалтинг по разработке бизнес-плана.

2. Создание студенческого бизнеса: защита бизнес-плана перед экспертами и инвесторами, доработка бизнес-плана в соответствии с полученными замечаниями от экспертной комиссии; подготовка заявок на участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов с целью получения финансирования; учреждение фирмы и развитие бизнеса [6, с. 53].

Анализируя и обобщая теоретически положения и опыт АГАО, выделим следующие этапы инновационной проектной деятельности студентов.

1. Поиск и оформление проектной идеи: выбор пользовательской группы, анализ ее потребностей, поиск проблемной области, составление плана решения выявленной проблемы.

2. Поиск путей реализации проекта: анализ собственных возможностей (материальные, кадровые, финансовые ресурсы), составление плана привлечения инвесторов и партнеров.

3. Реализация проекта: пилотная разработка продукта или услуги.

4. Презентация проекта: демонстрация результатов экспертам, заинтересованным представителям пользовательской группы.

5. Доработка и продвижение проекта: представление на рынке товаров и услуг, привлечение пользовательской аудитории.

Важной составляющей педагогического сопровождения является мониторинг проектной деятельности. В качестве критериев продуктивности инновационной проектной деятельности рассматриваются: «анализ результативности проводимых мероприятий; степень удовлетворенности участников, специфика планирования их дальнейших действий; личностно-професси-ональные характеристики, определяющиеся понятием общепрофессиональных компетенций, которые отражают ряд положений о том, что конечный адресат инноваций в образовании - студент (обучающийся) - не только потребляет образовательные услуги, но и активно осознает себя в роли специалиста, осмысливает значимость изучаемой дисциплины для подготовки к

будущей профессии, осуществляя свои профессиональные пробы» [3, с. 242]. Нами в качестве показателей эффективности инновационной проектной деятельности студентов предлагаются представленность проектов на молодежных форумах, конкурсах и мероприятиях подобного уровня, удовлетворенность участников и формирование личностно-профессиональных характеристик студентов, рассмотренных ниже.

На примере одного из проектов «Информационный студенческий центр» (руководитель Л. А. Романова) рассмотрим реализацию предложенных этапов инновационной проектной деятельности студентов с осуществлением диагностического мониторинга. Идея студенческого информационного центра представлена на Всероссийском экономическом молодежном форуме «ТИМ Бирюса 2008», прошла экспертную оценку и стала призером форума. Международный молодежный форум «АТР 2011» позволил презентовать проект на территории Алтайского края и найти партнеров проекта, что подтверждает результативность проекта. Степень удовлетворенности участников инновационной проектной деятельности оценивалась результатами положительного анкетирования (24% участников имели средний уровень, 63% - высокий уровень удовлетворенности результатами собственной инновационной деятельности). Анкета включала самооценку по 15 вопросам в 10-балльной шкале. Примеры вопросов: «Довольны ли вы результатами собственной работы в рамках проекта?»,

«Оцените собственный вклад в командную работу», «Оцените условия реализации проекта».

Диагностика перечисленных личностно-профессиональных характеристик оказалась наиболее трудоемкой. К таким характеристикам мы отнесли активность, свободу выбора и ответственность за него, способность к рефлексии, саморазвитие, являющиеся также показателями профессиональной субъектности, для которых И. А. Серегиной разработана методика диагностики [7, с. 141]. В таблице приводятся обобщенные результаты анализа специфики формируемых на каждом этапе инновационной проектной деятельности личностно-профессиональных характеристик студентов.

Рассмотрим содержание этапов с точки зрения организационного-педагогического и информационно-педагогического сопровождения. На этапе поиска и оформления проектной идеи педагогическое сопровождение выражалось в совместном со студентами-исполнителями анализе актуальных для региона проектных идей, различных источников информации, результатами опросов населения, анкетировании потребительской группы с целью уточнения проектной идеи. Рекомендованными ресурсами являлись сетевое сообщество, банк инновационных проектов вуза, города, региона. От активности студента при работе с указанными сетевыми ресурсами и самостоятельности поиска информации зависит оригинальность идеи.

На этапе поиска путей реализации проекта свобода выбора студента реализована сред-

Таблица

Формирование личностно-профессиональных характеристик студентов в ходе инновационной проектной деятельности

Характеристики Этапы инновационной проектной деятельности

1. Поиск и оформление проектной идеи 2. Поиск путей реализации проекта 3. Реализация проекта 4. Презентация проекта 5. Продвижение проекта

Активность Аналитическая активность Поисковая активность Практическая активность Речевая активность Логическая активность

Свобода выбора и ответственность за него Свобода выбора темы Свобода выбора ресурсов Ответственность за выполняемую работу Ответственность за презентационную речь Свобода выбора путей продвижения

Способность к рефлексии Оценка актуальности проектной идеи Оценка оптимальности путей реализации Оценка качества выполняемой работы Оценка способов ведения презентации Оценка оптимальности путей продвижения

Саморазвитие Логическое саморазвитие Личностное саморазвитие Практическое саморазвитие Речевое саморазвитие Логическое саморазвитие

ствами информационно-сетевого сопровождения в ходе анализа ресурсов, привлекаемых к проекту. Так, материально-технической базой проектов обычно являются площадки вуза, однако для реализации некоторых проектов необходимо привлечение и сторонней материальной базы. Необходимо привлекать консультантов и исполнителей, обладающих определенными профессиональными навыками, и не всегда такие люди изначально входят в проектную команду. Их поиск и привлечение осуществляется с использованием возможностей бизнес-инкубатора и сетевых сообществ, ориентированных на инновационное предпринимательство. Поиск вариантов привлечения ресурсов также осуществляется с помощью информационных сетевых ресурсов, как рекомендованных руководителем проекта, так и самостоятельно найденных студентами-исполнителями, при этом ответственность за сделанный выбор ложится на исполнителей.

На этапе реализации проекта большое значение уделяется саморазвитию студентов. Педагогическое сопровождение на данном этапе осуществляется в виде сетевого электронного дневника проекта. Также для управления проектом организуется сетевое обсуждение, обмен файлами и необходимой для проекта документацией. Данный этап требует от проектной команды проявление своих профессиональных способностей с опорой на саморазвитие.

Этап презентации проекта позволяет представить разработку. Информационно-педагогическое сопровождение проекта позволяет представить результаты работы как в виртуальных сообществах, например, сайтах бизнес-инкубаторов, на вебинарах, так и в очной форме, на встречах с экспертами и потенциальными партнерами. Данный этап способствует в большей степени развитию у студентов способности к рефлексии.

На заключительном этапе продвижения проекта студенты получают возможность интеграции всех перечисленных личностно-про-фессиональных характеристик. Продвижению проекта способствует наличие сетевых ресурсов, ориентированных на обсуждение инновационных идей и способов их реализации.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к инновационной проектной деятельности, в соответствии с описанными

этапами, реализована на базе факультета технологии и профессионально-педагогического образования АГАО и включала контрольную и констатирующую диагностику личностно-про-фессиональных характеристик в контрольной (102 студента) и экспериментальной группах (103 студента). Результаты распределены по трем уровням личностно-профессиональных характеристик студентов, сформулированным Т. А. Ольховой: ситуативно-репродуктивный (низкий), функционально-конструктивный (средний), креативно-ценностный (высокий).

Результаты статистической обработки, проведенной с помощью критерия х2 Пирсона, на контрольном этапе показали, что уровень тестируемых личностно-профессиональных характеристик студентов у обеих групп равноценный (но достаточно низкий). В экспериментальной группе 71% респондентов имели ситуативно-репродуктивный уровень, 29% - функционально-конструктивный уровень. В контрольной группе 65% респондентов имели ситуативно-репродуктивный уровень, 39% - функционально-конструктивный уровень, 2% - креативно-ценностный уровень. Студенты, имеющие функционально-конструктивный уровень, нуждаются в педагогическом сопровождении, студенты с низким уровнем личностно-профессиональных характеристик являются ведомыми и нуждаются не только в педагогическом сопровождении, но и коррекционной деятельности, а студенты с креативно-ценностным уровнем сами могут выступать в качестве лидеров.

В ходе формирующего эксперимента в качестве средств информационно-педагогического сопровождения на начальных этапах использованы учебно-методические материалы, расположенные на портале вуза (платформа Moodle), где предложена тематика студенческих проектов, предусмотрена обратная связь в виде форума. При поиске путей реализации проекта для консолидации информации и организации быстрой связи со студентами создана группа на всероссийском ресурсе «Вконтакте» (http:// vk.com/ftippo), а на сайте факультета технологии и профессионально-педагогического образования осуществлялся информационный мониторинг бизнес-проектов. На этапе реализации проекта проводились вебинары, сетевое консультирование, видеоинструктажи по практиче-

скому выполнению работ. Презентации проектов представлены на виртуальных площадках международных молодежных форумов «АТР 2011», «АТР 2014». Для продвижения проекта команды студентов зарегистрированы в сетевой группе Бизнес-инкубатора г. Бийска (ИНрБ:// vk.com/club.biznesuspeh22). Один из бизнес-проектов получил развитие непосредственно в структуре вуза как студенческий медиацентр.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлена проверка уровня личностно-профессиональных характеристик студентов. В экспериментальной группе 19% респондентов имели ситуативно-репродуктивный уровень, 73% - функционально-конструктивный уровень, 11% - креативно-ценностный уровень. В контрольной группе 35% респондентов имели ситуативно-репродуктивный (низкий) уровень, 65% - функционально-конструктивный уровень, 2% - креативно-ценностный уровень.

Для обработки также применен критерий X2 Пирсона: при уровне значимости а = 0,01 критическое значение для числа степеней свободы = 2 оказалось равным Ткрит = 5,99. Так как Тнабл > Ткрит (102,85 > 5,99), то можно сделать вывод о достоверности различий. Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверный рост уровней активности, свободы выбора и ответственности за него, способности к рефлексии, саморазвитию, а также удовлетворенности участников студенческих бизнес-команд.

Таким образом, нами предложены этапы, составлен диагностический инструментарий, описаны средства информационно-педагогической поддержки для реализации инновационной проектной деятельности студентов, что позволяет не только воспроизвести технологическую цепочку получения заказа, разработки и презентации инновационного продукта, но и использовать потенциал научно-педагогического и предпринимательского сообщества, ресурсы и инфраструктуру регионального информационного образовательного пространства для формирования значимых личностно-профессиональных характеристик студентов. Можно также сделать вывод: информационно-педагогическое сопровождение является неотъемлемым компонентом подготовки студентов к инновационной деятельности в связи с тем, что существенно повышается интерактивность во взаимодействии студентов и

преподавателей, появляется возможность оперативного консультирования, формируются устойчивые связи как с организаторами, исполнителями и консультантами, так и с реальными заказчиками и потребителями.

Исследование выполняется при поддержке Минобрнауки РФ в рамках базовой части государственного задания (НИР № 167). Результаты представлены Л. А. Романовой в докладе «Международное сотрудничество студенческого сообщества в рамках проекта "Твое пространство"» (круглый стол «Социально-экономические, культурные, экологические аспекты евразийской цивилизации» М Международного форума ШОС по предпринимательству и приграничному сотрудничеству, 2014). В рамках работы площадки «Школа молодых ученых большого Алтая» представленный доклад признан победителем; принято решение о привлечении молодых ученых вузов Алтайского края на постоянной основе, создано сетевое сообщество средствами социальных сетей для взаимодействия участников инновационной проектной деятельности в региональном информационном образовательном пространстве.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационный менеджмент [Текст] / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 391 с.

2. Карпунина, М. А. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России [Электронный ресурс] / М. А. Карпунина, С. Ю. Савинова, Н. Г. Шубнякова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 30.03.2015).

3. Студенческий бизнес-инкубатор как самообучающаяся структура университета инновационного типа (обобщение опыта работы) [Текст] / Н. В. Козлова, А. Ю. Чекунов, А. В. Бондарев, И. А. Синаров // Изв. Томского политех. ун-та. - 2006. - Т. 309. - № 5. - С. 240-245.

4. Мокрецова, Л. А. Инновационная инфраструктура гуманитарного вуза: опыт и проблемы формирования в региональных условиях [Текст] / Л. А. Мокрецова, М. С. Власов // Экономика образования. - 2013. - № 5 (78). - С. 12-24.

5. Фролов, С. Е. Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ [Текст] / С. Е. Фролов // Вестн. Пермского национ. исслед. политех. ун-та. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2009. -№ 3. - С. 58-66.

6. Гребенкин, А. В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе [Текст] / А. В. Гребенкин, А. В. Иванова // Экономика региона. -2012.- № 3.- С. 47-56.

7. Серегина, И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 1999. - 157 с.

references

1. Innovatsionnyy menedzhment. Ed. V. Ya. Gor-finkel, T. G. Popadyuk. Moscow: YuNITI-DA-NA, 2013. 391 p.

2. Karpunina M. A., Savinova S. Yu., Shubnyakova N. G. Formirovanie molodezhnogo predprini-matelskogo soobshchestva kak instrument povysheniya predprinimatelskoy aktivnosti v Ros-sii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.

2014, No 2. Available at: www.science-education. ru/116-12360 (accessed: 30.03.2015).

3. Kozlova N. V., Chekunov A. Yu., Bondarev A. V., Sinarov I. A. Studencheskiy biznes-inkuba-tor kak samoobuchayushchayasya struktura universiteta innovatsionnogo tipa (obobshche-nie opyta raboty). Izv. Tomskogo politekh. un-ta. 2006, Vol. 309, No. 5, pp. 240-245.

4. Mokretsova L. A., Vlasov M. S. Innovatsion-naya infrastruktura gumanitarnogo vuza: opyt i problemy formirovaniya v regionalnykh uslovi-yakh. Ekonomika obrazovaniya. 2013, No. 5 (78), pp. 12-24.

5. Frolov S. E. Mekhanizm formirovaniya spetsial-nykh integrirovannykh innovatsionno aktivnykh komand studentov i aspirantov v ramkakh stu-dencheskogo naukoemkogo biznes-inkubatora PGTU. Vestn. Permskogo national. issled. politekh. un-ta. Elektrotekhnika, informatsionnye tekhnolo-gii, sistemy upravleniya. 2009, No. 3, pp. 58-66.

6. Grebenkin A. V., Ivanova A. V. Biznes-inkubi-rovanie v universitete kak klyuchevoe uslovie formirovaniya malogo innovatsionnogo pred-prinimatelstva v regione. Ekonomika regiona. 2012, No. 3, pp. 47-56.

7. Seregina I. A. Psikhologicheskaya struktura subyektnosti kak lichnostnogo svoystva peda-goga. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology): 19.00.07. Moscow, 1999. 157 p.

мокрецова людмила Алексеевна, доктор педагогических наук, ректор Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск e-mail: rektor@bigpi.biysk.ru

Mokretsova Ludmila A., ScD in Education, Rector, Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk e-mail: rektor@bigpi.biysk.ru

дудышева Елена валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физики и информатики Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск e-mail: dudysheva@yandex.ru

Dudysheva Elena V., PhD in Education, Chairperson, Physics and informatics Department, Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk e-mail: dudysheva@yandex.ru

романова людмила анатольевна, старший преподаватель кафедры физики и информатики Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск e-mail: rla_biysk@mail.ru

Romanova L. A., Senior Lecturer, Physics and informatics Department, Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk

e-mail: rla_biysk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.