Научная статья на тему 'Управление развитием образовательных инноваций в системе подготовки студентов'

Управление развитием образовательных инноваций в системе подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРОЛОНГИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INNOVATION DEVELOPMENT / SOCIAL CLIENTS / EDUCATION FRANCHISING / PROLONG PROFESSIONAL CLAIMING / INNOVATIONS / INNOVATION / INNOVATIONAL ACTIVITY / VIRTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Нина Тимофеевна

В статье рассматривается проблема управления развитием образовательных инноваций в высшем профессиональном образовании (на примере технического вуза). Управление инновационной деятельностью в ходе подготовки студентов вуза представлено как комплексный процесс, выделены его этапы, особенности, описана модель управления инновационной деятельностью в вузе. Представлены инновационные формы образовательной деятельности, в том числе механизмы взаимодействия с социальными заказчиками, а также образовательный франчайзинг как инновационная форма продвижения новых образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIONAL EDUCATION OF STUDENTS TRAINING

The article runs the problem of management of educational innovation development in higher professional education (technical institution). The process of management of innovational activity in the course of students training is presented as complex with its steps and peculiarities. The author descries the model of management of innovational activity in the institution as well as innovational forms of educational activity including mechanisms of interaction with social clients and education franchising as an innovational form of promoting new educational service.

Текст научной работы на тему «Управление развитием образовательных инноваций в системе подготовки студентов»

УДК 378.018.4

Н. Т. Журавская

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема управления развитием образовательных инноваций в высшем профессиональном образовании (на примере технического вуза). Управление инновационной деятельностью в ходе подготовки студентов вуза представлено как комплексный процесс, выделены его этапы, особенности, описана модель управления инновационной деятельностью в вузе. Представлены инновационные формы образовательной деятельности, в том числе механизмы взаимодействия с социальными заказчиками, а также образовательный франчайзинг как инновационная форма продвижения новых образовательных услуг.

Ключевые слова: управление развитием образовательных инноваций, социальные заказчики, образовательный франчайзинг, пролонгированная профессиональная востребованность, инновации, инноватика, инновационная деятельность, виртуализация.

Проблема управления развитием образовательных инноваций в отечественном образовании, несомненно, весьма актуальна и с точки зрения собственно научной (что связано с научной составляющей образовательного процесса), и с точки зрения практической педагогической реализации. Особенно она актуальна, потому что в современном российском образовании не существует определенной и общепринятой Концепции инновационной деятельности в данной сфере.

Главный акцент государственной политики в сфере высшего профессионального образования связан с решением проблем изменения содержания и структуры образования, его управления, формирования нового профессионализма современного работника [1, 2]. Современная российская высшая школа - это результат заметных перемен, произошедших за последние годы. Инновации в системе подготовки студентов стали постоянной составляющей образовательного процесса, реализуя подлинный смысл современной практико-ориентиро-ванной науки.

В контексте данной статьи полагаем важным отметить нашу солидарность с понимаем инновационных процессов в образовании, высказанных в работе Ю. С. Тюнникова, что «инновационный процесс рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике» [3, с. 10].

Управление инновационной деятельностью в ходе подготовки студентов вуза представляет собой комплексный процесс, отражающий принципы системного исследования образовательных инноваций (иерархичность, интегративность, формализация результатов, целенаправленность, единство и связность, функциональность, динамичность), для реализации которых формируется инновационное педагогическое мышление всех субъектов об-

разовательного процесса. В силу этого особую важность приобретают несколько аспектов:

- формирование представлений об инновационном мышлении как общем для вузовских педагогов любой специальности;

- развитие представлений и понятий о характере и специфике протекания инновационного процесса, об основных проблемах современной вузовской инноватики, о взаимосвязях между различными элементами инновационной образовательной системы;

- формирование умений и навыков решения нестандартных проблем, возникающих в инновационной деятельности вуза.

Формирование инновационного педагогического мышления осуществляется поэтапно: ознакомление вузовских педагогов с образовательными нововведениями, законами и закономерностями их становления, теориями и категориями инноватики; усвоение обобщенной информации и создание условий, при которых возникнет необходимость в различных видах знаний по вопросам инноваций; реализация новых знаний, умений и навыков в практической деятельности вузовских педагогов; проверка педагогом своей способности реализовать образовательные инновации, сформированные умения и навыки через выход на качественно новый уровень познания действительности образовательного процесса.

Управление развитием инноваций в системе высшего профессионального образования нацелено на повышение качества подготовки студентов, а именно:

1) соответствие содержания учебного материала государственным образовательным стандартам и установленным требованиям через полноту отражения дидактических единиц по каждой дисциплине в учебных программах, реализацию полного перечня дисциплин в учебных планах;

2) соответствие кадрового обеспечения инновационной деятельности в вузе по следующим пока-

зателям: «остепененность» преподавателей, реализующих инновационные образовательные программы, - не менее 70 %; мобильность (соответствие научно-методической, психолого-педагогической компетентности преподавателей перспективам развития инновационного процесса);

3) научный потенциал педагогических работников вуза, занятых инновационной деятельностью;

4) объективность оценки качества подготовки абитуриентов, студентов и аспирантов, реализуемой через систему оценки независимых экспертов, взаимоконтроль, единство требований и преемственность в оценке профессиональных знаний, умений и навыков, которые студенты формируют в вузе;

5) информационное обеспечение инновационного процесса, оцениваемое через обеспеченность основной и дополнительной литературой, периодическими и специальными изданиями, наличие возможности работы в Интернете и др.

Особое внимание в современных условиях уде -ляется востребованности подготовленных специалистов на рынке труда, поэтому повышение качества подготовки студентов в современном вузе невозможно без развития инновационных форм взаимодействия вузов и предприятий - образовательных заказчиков. Необходимость повышения вклада предприятий в организацию инновационного процесса в вузах, развитие новых форм их поддержки отражают глубокие изменения в механизмах и способах ресурсного обеспечения инноваций в высшей школе. В качестве основных инновационных форм осуществления взаимодействия вузов и предприятий бизнеса особо эффективно развитие внутрифирменного и дистанционного обучения, а также предоставление образовательных услуг, основанное на инновационных образовательных технологиях, - мультимедийное и интернет-обучение.

В рамках внутрифирменного обучения предприятия - образовательные заказчики - становятся субъектами инновационной деятельности в вузах, участвуют в формировании новой формы предоставления образовательных услуг. Условия активизации инновационного внутрифирменного обучения включают в себя:

- возможности продвижения на образовательный рынок услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием в сочетании с развитием духовных ценностей, преобразованием личности обучаемого;

- наличие спроса на сопутствующие услуги высшего профессионального образования и продукты интеллектуального труда педагогов;

- возможность поставки продуктов инновационной деятельности вузов (интеллектуальной собственности работников и коллективов вузов в

чистом виде) на рынок наукоемкой продукции в форме изобретений, патентов, программ исследований и обучения;

- маркетинг научных и учебных школ, личностей ученых и педагогов, преподавателей, тесно увязанных с диффузией инновационных педагогических технологий.

Рациональное управление развитием инноваций способствует фундаментальности образования в целом, что выступает основой профессиональной гибкости формирующегося специалиста, его пролонгированной трансформации на протяжении всей будущей профессиональной жизни в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда и востребованности профессиональных кадров. Конечным результатом совершенствования управления инновационной деятельностью в вузе выступает модель этого процесса, основными компонентами которой являются следующие:

1. Цели формирования и реализации инновационной деятельности в вузе (повышение эффективности образовательной, организационно-экономической, научно-исследовательской деятельности вуза, приведение результатов образовательной деятельности вуза в соответствие с образовательными потребностями, улучшение качества образовательных услуг и повышение их доступности).

2. Функции развития инновационного процесса (повышение научности образовательной деятельности вуза, расширение ассортимента и улучшение качества образовательных услуг, активизация использования новых обучающих технологий).

3. Содержание инновационной образовательной деятельности (исследование необходимости в определенной образовательной инновации, ее проектирование и апробация, анализ результатов, дальнейшее использование и распространение результатов реализации образовательной инновации на межвузовском и международном уровнях).

4. Формы организации инновационной деятельности в вузе (разработка авторских курсов, основанных на междисциплинарной интеграции, активизации самообразования и научного творчества студентов; активизация информатизации образовательного процесса в вузе; становление новых форм оказания услуг высшего образования; внедрение инновационных педагогических технологий; развитие инновационного взаимодействия с предприятиями, в том числе в сфере повышения квалификации работников, с внутрифирменным, дистанционным, интерактивным интернет-образованием; становление инновационного технопарка; развитие инновационного инвестирования в высшие учебные заведения и др.).

5. Методы формирования и реализации инновационной деятельности в вузе (инновационное про-

ектирование и инвестирование; реализация образовательных инноваций в вузе, управление инновационным процессом; реализация авторских инновационных педагогических программ, индивидуальных программ по подготовке специалистов; моделирование профессиональных ситуаций). Также к методам реализации инноваций можно отнести инновационную диагностику, контроль и самоконтроль, планирование и корректировку инновационной деятельности вузе.

6. Комплекс средств, напрямую участвующих в формировании и реализации инноваций, - аудиторные занятия и самообразование, изучение научных работ по фундаментальным исследованиям, видеоматериалы, организация круглых столов, встреч, обсуждений перспектив профессиональной деятельности, интернет-конференции.

7. Критерии инновационной деятельности в вузе (успешно реализуемые технологические, организационные, социально-экономические инновации).

8. Предметные характеристики среды, в которой формируется и реализуется инновационный процесс в российском высшем образовании (инновационная среда, инновационные образовательные институты и инновационные образовательные процессы).

Модель инновационной деятельности может быть представлена в виде последовательной реализации ряда ее компонентов, в которой принимают участие администрация вуза, педагоги-инноваторы, студенты, образовательные заказчики, то есть развитие инновационного процесса заключается в последовательном движении его субъектов от целей и функций к содержанию инноваций, формам и методам их реализации. Конкретные средства формирования и внедрения инноваций при этом должны соответствовать определенным критериям эффективности, которые, в свою очередь, определяются характеристиками внешней и внутренней среды инновационной деятельности в вузе. На выходе модели инновационного процесса находятся его предметные результаты, которые «встраиваются» в него посредством информационного обмена между субъектами вузовской инноватики.

Механизмы реализации инноваций в образовательной деятельности вуза отражают цепь взаимосвязанных действий ее субъектов разного уровня (вузов, их подразделений, преподавателей, связки «педагог - обучаемый» и, наконец, самих студентов) по обновлению, модернизации учебного процесса. Значимым механизмом инновационной деятельности в вузе выступает формирование ее учебно-методического обеспечения. В основе последнего лежит максимальная активизация самостоятельной работы студентов, способствующая акти-

визации их инновационного мышления, повышению качества вузовской подготовки. К основным формам самостоятельной работы студентов целесообразно отнести:

- работа с учебной литературой, первоисточниками, дополнительной литературой, нормативными документами, материалами электронного ресурса и сети Интернет, работа со справочниками;

- составление плана и тезисов ответа, аннотирование, редактирование, конспект-анализ (в том числе выполнение переводов текста по специальности с иностранного языка);

- подготовка сообщений на семинаре, рефератов и докладов на конференцию;

- решение вариативных задач и упражнений, выполнение чертежей и схем;

- подготовка к деловым играм, направленным на решение производственных ситуаций, на проектирование и моделирование профессиональной деятельности;

- тренинг на тренажерах, разработка алгоритмов и программ;

- учебно-исследовательская работа (экспериментально-конструкторская, опытно-экспериментальная, научно-исследовательская);

- компьютерные учебные курсы, телевизионные курсы лекций, обучающие программы, тренажеры, веб-квесты, задания в тестовой форме для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

С помощью современных средств обработки информации (в частности, гипертехнологий, использования гиперсвязей между разрозненными элементами образовательной информации) можно решить проблему организации в единый учебный процесс разнородных по характеру элементов содержания образования. К таким инновационным информационным образовательным средствам относятся: гипертекст (гиперсвязи между отдельными терминами, фрагментами, статьями в электронных текстовых массивах); гипермедиатехнологии, создаваемые на основе гипертекстов, позволяющие структурировать учебный материал в виде текста, изображения, речи, видеозаписи; электронные книги, адаптированные к профилям и параметрам студентов; сетевые энциклопедии - сверхмассивы знаний по каждой дисциплине, объединяющие в себе все, что необходимо студенту для самостоятельной и аудиторной работы.

С целью формирования инновационного методического обеспечения учебного процесса в вузе необходимы изменения во внутренней образовательной среде вуза, среди них - виртуализация отдельных аспектов образовательной деятельности вуза, в том числе создание электронных репликан-тов функциональных подразделений (кафедр, фи-

лиалов, представительств и пр.) в сети Интернет. Основными элементами виртуализации образовательной деятельности вуза выступают: виртуальное представительство вуза (доступ к полному набору сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс); виртуальные кафедры (репликанты реально существующих функциональных подразделений вуза и создаваемые в рамках межкафедрального инновационного взаимодействия); виртуальное отделение вузовского сектора НИОКР - генератора инновационных идей.

Не менее значимым направлением активизации инновационного процесса в вузе является создание в нем учебно-методического объединения по вопросам инноваций. К его функциям относятся: использование современных информационных средств с целью своевременного внедрения инноваций, генерируемых в российской научной педагогической среде; организация внутри- и межвузовской системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; своевременная публикация результатов инновационных педагогических исследований, их обсуждение и распространение по системе учебно-методических объединений; организация семинаров, объединяющих педагогов-инновато-ров различных вузов.

В качестве механизма реализации образовательных инноваций, направленного на внедрение международных стандартов качества образования, выступает формирование системы менеджмента качества. Она предусматривает реализацию политики в области качества, многоуровневую систему его регламентации, подготовку персонала в соответствии с международными требованиями качества.

Управление качеством образовательной деятельности представляет собой непрерывный процесс, интегрирующий разработку и управление документами системы менеджмента качества; управление записями; входной, текущий и окончательный контроль качества процессов и услуг; мероприятия по корректировке и профилактике, управление несоответствиями оказываемых услуг; проведение внутренних аудитов качества и ее усовершенствование.

Политика вуза в области качества образовательной деятельности основана на совокупности целей, среди которых поддержка имиджа вуза как надежного партнера на рынке образовательных и научно-технических услуг; обеспечение совокупности взаимосвязанных процессов (воспитательного, учебно-образовательного, научно-исследовательского), обеспечивающих функционирование вуза; непрерывное улучшение условий получения образования путем интеграции учебного процесса с научной, производственной и воспитательной де-

ятельностью; оптимизация основных процессов деятельности вуза, его постепенная интеграция в мировое образовательное пространство для повышения квалификации педагогических кадров.

Реализация политики вуза в области качества не может идти в отрыве от развития образовательного рынка. Содержание рыночной инновационной деятельности вузов по формированию предложения, производству и продвижению на образовательном рынке новых продуктов представляет собой совокупность ряда составляющих, а именно:

- выявление предпочтений образовательных заказчиков, требующих отражения концепции инноватики в конкретном вузе;

- отбор вариантов практического осуществления качественной и технологической идеи образовательной новации и планирование дальнейших этапов ее внедрения;

- определение и разработка направлений инновационной деятельности вуза на образовательном рынке, осуществление пробы опытных образовательных новаций;

- тестовое осуществление образовательных инноваций, проектирование и подготовка инфраструктуры для широкого внедрения в воспитательно-образовательный процесс вуза;

- осуществление образовательной инновации (например, выпуск специалистов по экспериментальной образовательной программе, создание новой организационной структуры вуза) и оценка реакции на нее образовательного рынка;

- корректировка рыночной инновационной деятельности - окончательная доработка образовательной инновации и совершенствование ее инфраструктуры с целью ее закрепления на рынке;

- развитие образовательного франчайзинга как инновационной формы продвижения новых образовательных услуг. Сущность образовательного франчайзинга состоит в том, что между учебными заведениями (франчайзером и франчайзи) заключался договор, в котором оговаривались все основные условия сотрудничества, финансовые особенности инновационной образовательной деятельности. Обучение студентов вуза - франчайзи -проводится по учебным планам и программам франчайзера с участием допущенных франчайзером к учебным занятиям тьюторов. Франчайзер представляет собой вуз, осуществляющий административную, учебно-методическую, информационную, техническую и правовую координацию образовательных структур - франчайзи. В качестве последних выступают самостоятельные образовательные учреждения, заключившие договор франчайзинга с вузом-франчайзи (как правило, в этой роли выступают региональные учебные центры на базе местных учебных заведений). Они курируют

все вопросы, касающиеся набора обучающихся по программам франчайзера, обеспечения и организации учебного процесса, взаимодействия со студентами.

Описанный подход к управлению развитием инноваций в образовании выступает, по нашему мнению, мощным образовательным, научно-исследовательским и культурным потенциалом, позволяющим решать масштабные научно-образова-

тельные задачи, соответствующие запросам современного общества. Аргументированно полагаем, что развитие инновационной деятельности в российском высшем профессиональном образовании способно не только качественно повысить уровень высшего образования, но и во многом изменить российское общество, содействовать адаптации специалистов к новым рыночным условиям, к социокультурным изменениям.

Список литературы

1. Савченко Н. А. Инновации в образовании: основания и смысл. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210

2. Модернизация и глобализация: образы России в ХХ! веке: коллективная монография. М., 2002. 324 с.

3. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5. С. 10.

Журавская Н. Т., кандидат педагогических наук.

Кузбасский государственный технический университет.

Ул. Весенняя, 28, г. Кемерово, Кемеровская область, Россия, б5002б.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.04.2009.

N. T. Zhuravskaya

MANAGEMENT OF INNOVATIONAL EDUCATION OF STUDENTS’ TRAINING

The article runs the problem of management of educational innovation development in higher professional education (technical institution). The process of management of innovational activity in the course of students’ training is presented as complex with its steps and peculiarities. The author descries the model of management of innovational activity in the institution as well as innovational forms of educational activity including mechanisms of interaction with social clients and education franchising as an innovational form of promoting new educational service.

Key words: management of educational innovation development, social clients, education franchising, prolong professional claiming, innovations, innovation, innovational activity, virtualization.

Kuzbass State Technical University.

Ul. Vesennyaa, 28, Kemerovo, Kemerovo Region, Russia, 650026 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.