Научная статья на тему 'Инновационно-образовательное проектирование в вузе'

Инновационно-образовательное проектирование в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / INNOVATION ACTIVITY OF INSTITUTE OF HIGH EDUCATION / PEDAGOGICAL MONITORING / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Н. Т.

В статье раскрывается необходимость инновационно-образовательного проектирования в вузе и его содержание. Дан алгоритм действий субъектов инновационного образовательного процесса и технология проектирования инноваций в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE-EDUCATIONAL DESIGNING IN THE HIGHER SCHOOL

The article reveals the necessity and the content of the innovative-educational designing in the higher school. The algorithm of actions of the innovative-educational processs subjects is given. The technology of innovations designing in the higher school is described.

Текст научной работы на тему «Инновационно-образовательное проектирование в вузе»

УДК 378.147

Н. Т. Журавская

ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВУЗЕ

В статье раскрывается необходимость инновационно-образовательного проектирования в вузе и его содержание. Дан алгоритм действий субъектов инновационного образовательного процесса и технология проектирования инноваций в вузе.

Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, инновационно-образовательное проектирование, инновации.

Потребность в инновационно-образовательном проектировании в вузе возникает тогда, когда происходят качественные изменения в высшем образовании. Это обусловливает рассмотрение существующих и прогнозируемых образовательных систем.

Существующая российская образовательная система деятельности характеризуется следующими основными моментами:

- ее уровень не удовлетворяет полностью работодателей, преподавателей и учащихся. Это связано с недостаточной оснащенностью вузов современным оборудованием, оторванностью образования от требований рынка труда, низкой эффективностью процесса передачи знаний и формирования инновационного мышления;

- у ряда российских вузов нет не только четко сформулированной концепции перехода от существующего состояния образовательной деятельности к желаемому, инновационному, но и отсутствуют возможности такого перехода.

Поэтому сегодня необходима особая деятельность, направленная на преодоление препятствий по пути к инновационному вузу. Такая деятельность понимается авторами как инновационно-проектная. В ее содержании выделяются следующие моменты:

1. Предпроектное обследование имеющейся системы образовательной деятельности вуза с целью диагностики и анализа его инновационного потенциала. Такой анализ проводится в тесной связи с изучением ретроспективы развития инновационной деятельности в вузе (формирования его научных школ, усиления педагогического авторитета его профессоров и доцентов, накапливание и обновление методической базы и пр.), диагностикой современного состояния педагогической и орагнизационно-экономической составляющих инновационного процесса, выявлением тенденций, направлений развития вузовской инноватики, наиболее вероятных при сохранении существующих условий.

Таким образом, результат предпроектного обследования состояния инновационной деятельности вуза заключается в фиксации предпосылок и сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в вузе. В результате руководство вуза

получит четкую картину необходимых изменений в педагогическом наполнении, методическом, финансовом и организационном обеспечении инновационно-образовательного процесса.

2. Формирование концепции развития инновационной деятельности в вузе, отражающей основное содержание всех формируемых в нем инновационных проектов и их взаимную связь. Концептуализация инновационной деятельности в вузе заключается в последовательной реализации ряда шагов:

- разработка концепции - совокупности основных идей инновационного образовательного проекта вуза, его образовательного и организационного содержания, цели вероятных результатов;

- определение основных направлений действий различных субъектов инновационного процесса в вузе (педагогов-инноваторов, администрации вуза), принципы и механизмы координации их усилий. Реализация этих направлений позволяет преобразовать существующее положение в образовательном процессе вуза в желаемом (инновационном) направлении;

- разработка общих способов, организационноэкономических и педагогических условий достижения стратегических целей проекта. Важно отметить, что при определении условий, необходимых для успешного проектирования инновационной деятельности в вузе, следует установить эскизные модели новых образовательных институтов, отдельных нововведений, реализуемых вузом, выделить их нормативные принципы и социальные основы проекта;

- прогнозирование образовательных, организационно-экономических (в отношении вуза) и социальных последствий реализации разрабатываемых в вузе инновационных проектов;

- оформление концепции инновационного проекта в самостоятельную систему организационной и методической документации, которая может быть оценена образовательной общественностью, попечителями и образовательными заказчиками (главным образом предприятиями, предоставляющими значительную часть внебюджетного финансирования вузовской инноватики).

3. Программирование совокупности форм инновационной деятельности каждого субъекта инновационной деятельности в вузе в логической и времен-

ной последовательности. В результате разрабатывается программа развития инновационно-образовательного процесса в вузе. Такая программа служит нормативным представлением о действиях субъектов инноватики, т. е. является неким инструментальным знанием. Характерными признаками программы развития инновационной деятельности вуза выступает наличие в ней стратегических идей (оснований целе-полагания), анализа ситуации и обоснования целей, а также способов разрешения проблемных ситуаций, возникающих при реализации целей.

Смысл программы инновационной образовательной деятельности состоит в том, чтобы из многих нестабильных элементов (новые идеи, личные результаты педагогического творчества, предпочтения отдельных студентов и пр.) создавалась более или менее стабильная инновационная система вуза. Авторы также присоединяются к мнению В. И. Загвязинского, который видит назначение образовательного программирования в перераспределении ресурсов из необразовательной сферы местного сообщества в сферу образования, а также в оптимальном использовании имеющегося потенциала самой образовательной системы [1]. Это, в свою очередь, предполагает включение в инновационную образовательную программу вуза таких элементов, как обмен между субъектами инновационного процесса информацией, методическими разработками; их взаимное обучение (подготовка и переподготовка педагогических кадров).

Принципиально важной чертой инновационной образовательной программы, с одной стороны, являлся ее открытый характер, то есть включение в нее новых сил и средств субъектов вузовской инноватики. С другой стороны, открытость не означает аморфность, хаотичность и непредсказуемость в осуществлении программы. Программа воплощает в себе принципы соорганизации минимального набора деятельностных позиций (территории, инновационных образовательных организаций, групп инициативных педагогов-новаторов) и форму связей между ними.

Важно выделить различные виды инновационных программ как с точки зрения их целевых функций (программа стабилизации и поддержки функционирующей системы образовательной деятельности в вузе, программа совершенствования инновационной образовательной деятельности, программа развития инновационной системы региональной высшей школы и пр.), так и характера программы. Последнее означало выделение разновидностей программ по их предметному содержанию (программа формирования и внедрения инновационных форм образовательной деятельности, учреждений образования нового типа и пр.). Создание программы включает следующую последовательность действий субъектов инновационного образовательного процесса:

- описание практических проблем и противоречий, которые возможно разрешить при реализации вузом определенной инновационной образовательной программы. Вычленение таких образовательных проблем должно происходить в результате реализации первой стадии формирования и реализации инновационных проектов - ситуационного анализа. При разработке программы определяются конкретные способы решения четко обозначенного круга проблем инновационной деятельности вуза;

- определение категорий коллективных и индивидуальных участников инновационного проекта и их профессионального состава, типов и способов взаимосвязей между ними (информационные, субординационные, координационные, кооперационные взаимосвязи между педагогами-инноваторами, между ними и руководством вуза, между вузом и другими элементами системы высшей школы). Создание программы инновационной деятельности вуза включает в себя определение способов кооперации и координации видов инновационной образовательной деятельности (таких, к примеру, как образовательный франчайзинг, инновационное образовательное посредничество и пр.), необходимых для разрешения сложных комплексных проблем;

- выявление конкретных видов инновационной деятельности в вузе (в рамках отдельных организационно-педагогических функций инновационного процесса), распределенных во временной последовательности, со своим ресурсным обеспечением. Имеются разные виды ресурсов проецируемой системы инновационной деятельности вуза, включающие в себя элементы кадрового, информационного, научно-методического, нормативно-правового, организационно-экономического потенциала и др. Будучи детально прописанными, виды инновационной деятельности могут выступать своеобразными микропрограммами по отдельным направлениям инновационного проекта, реализуемого вузом;

- определение результатов программируемой инновационной деятельности вуза, а также критериев, показателей ее эффективности. При программировании недопустимо давать заведомо не поддающиеся количественной или качественной оценке результаты, следует избегать общих формулировок типа «улучшить», «повысить» и т. п. Сложные общественные эффекты от развития инновационной деятельности в вузе выражаются во вполне конкретных изменениях, повышении сложности системы высшего образования и ее внешней среды, увеличении разнообразия образовательных услуг, умножении образовательных потребностей;

- подсчет необходимых ресурсов всех видов и общей стоимости работ по проекту, который выступает заключительным шагом программи-

рования формирования и реализации вузом образовательных инноваций.

4. Планирование инновационной образовательной деятельности в вузе. Общий план действий имеет определенный (как правило, годичный) временной интервал. В нем обозначаются задачи, исполнители, конечные продукты и потребители инновационных образовательных услуг. Все это вместе представляет собой сценарий практического воплощения определенного фрагмента инновационного проекта вуза в выделенном интервале времени. Совокупность таких сценариев дает общий план реализации инновационного проекта на данный период. По его результатам соответственно составляется новый план, уточняется программа, конкретизируется концепция развития вузовской инноватики. Таким образом, планирование образовательной инноватики на уровне вуза позволяет сформировать структуру проектной деятельности.

5. Реализация инновационного образовательного проекта в вузе имеет свои особенности и включает исследовательскую, организационную и конструктивную составляющие, реализацию проектной концепции, программирование и планирование инновационной деятельности на внутри- и межвузовском уровне. В практическую реализацию проекта входит: повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, осуществление непосредственных процессов обучения и воспитания. Кроме того, реализация инновационного образовательного проекта есть управленческая деятельность, необходимая при осуществлении проекта: делегирование полномочий, мотивация, контроль, кооперация, координация и корректировка. В процессе практической реализации возникает необходимость еще в одном, особо важном этапе работы: оценке и экспертизе результатов проекта.

6. Экспертиза инновационных разработок в высшем образовании преследует цели определения степени соответствия проектов нормативным моделям (нормативно-деятельностная экспертиза в соответствии со стандартами и нормами) и оценки хода и результатов нововведений с точки зрения их внутренней логики и содержания. В этой ситуации привычные критерии понимания и стандартные способы оценки уже не являются адекватными, а новые, как правило, еще не выработаны, не осознаны до конца. Именно в этих условиях неопределенности ситуации, отсутствия норм педагогической деятельности, позволяющих ее однозначно квалифицировать, появляется необходимость в особом механизме оценки, функцию которого выполняет инновационная экспертиза. В этом смысле она развертывается как особая деятельность, включающая исследование инновационной практики и организации ответного влияния экспертов на процесс экспериментирования.

В основе организации экспертизы лежит ее исследовательский характер (работа экспертов проводится не в режиме контроля соответствия инновации стандартам, а в режиме исследования); деятельностный принцип (анализу должны подвергаться не столько документы, сколько сама деятельность, реализующаяся в проекте), принцип публичности и открытости экспертизы, участия экспертов в дальнейшем проектировании и развитии деятельности. Это означает, что в отличие от рекомендаций инспекторов-методистов, дающих совет, как приблизиться к норме, эксперты-инноваторы выявляют различные тенденции развития инноваций и обсуждают с педагогами спектр возможностей и дополнительных ресурсов реализации проектов, т. е. по сути являются участниками процесса педагогического проектирования. Инновационная образовательная экспертиза включает в себя ряд взаимосвязанных шагов:

- подготовка проведения экспертизы. Она состоит из определения целей и задач, формирования экспертной группы, подбора необходимой документации и выбора изучаемых экспертами фрагментов деятельности, субъектов общения и т. д., обозначения сроков проведения экспертизы и представления экспертного заключения;

- проведение экспертизы как ряд исследовательских действий: ознакомление экспертов с текстами (концепцией проекта, программой, планами и др.); индивидуальное исследование экспертами образовательной деятельности в процессе посещения занятий, бесед с учителями, управленцами и т. д.; сообщение руководителей проекта о его смысле, целях и возможных результатах; сообщение экспертов о результатах своего анализа деятельности; организация обсуждения основных положений экспертов по проекту с его участниками;

- составление экспертного заключения по определенной форме и с учетом критериев оценивания.

Схематично технология проектирования инновационного процесса представлена на рисунке.

Как следует из рисунка, формирование технологии инновационного проектирования в вузе подразумевает последовательное осуществление диагностики спроса на образовательные нововведения, анализ рыночных возможностей вуза по удовлетворению этого спроса, а также программирование и планирование, практическую реализацию и экспертизу инновационной деятельности. Важно отметить, что осуществление инновационного проектирования применительно к субъектно-деятельностным характеристикам территориальной сферы образования позволяет активизировать становление и развитие множественности и разнообразия субъектов инновационного процесса в высшей школе в целом (государства, вузов-инновато-

В ходе предпроектного обследования выявляется реальная ситуация в составе участников образовательного процесса. Затем на основе проведенной диагностики состояния и тенденции развития образовательной системы вуза разрабатывается концепция желаемого воздействия со стороны вуза и государства на образовательный процесс. В итоге формируется программа развития вузовской инноватики.

Результатами инновационного образовательного проектирования и программирования выступают качественные изменения в высшем образовании.

Следует согласиться с В. Н. Аверкиным в том, что сегодня только начинает накапливаться опыт проектирования отдельных фрагментов и аспектов образовательных систем, сред, учреждений и институтов, процессов, имеющих место на различных уровнях организации вузовской инноватики [2]. И как во всяких новаторских работах, в этой деятельности возникает больше проблем, чем решений. Однако накапливаемые модели и технологии инновационного проектирования вводят процесс создания инновационной сферы высшего образования в новое конструктивное русло. Это помогает осознать всеми субъектами вузовской инноватики объемность, сложность и глубину преобразований в российской высшей школе, без чего невозможно расширить границы инновационной образовательной деятельности.

Список литературы

1. Аверкин В. Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород: НовГПИ, 1999.

2. Загвязинский В. И. Методологические проблемы социально-педагогического проектирования и программирования на современном этапе // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 1998.

3. Михайлова Е. М. Системное управление инновационно-образовательными процессами в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2002.

Журавская Н. Т., кандидат педагогических наук.

Кузбасский государственный технический университет.

Ул. Весенняя, 28, г. Кемерово, Кемеровская область, Россия, 650026.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.04.2010.

N. T. Zhuravskaya INNOVATIVE-EDUCATIONAL DESIGNING IN THE HIGHER SCHOOL

The article reveals the necessity and the content of the innovative-educational designing in the higher school. The algorithm of actions of the innovative-educational process’s subjects is given. The technology of innovation’s designing in the higher school is described.

Key words: innovation activity of institute of high education, pedagogical monitoring, innovations.

Kuzbass State Technical University.

Vesennyaya Street, 28, Kemerovo, Kemerovo region, Russia, 650026.

E-mail: [email protected]

ров, отдельных групп их инициативных педагогических и управленческих работников, фирм и граждан - образовательных заказчиков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.