Научная статья на тему 'Инновационно-образовательный кластер как новый виток развития социального партнерства колледжа железнодорожного профиля и предприятий ОАО «РЖД» столичного региона'

Инновационно-образовательный кластер как новый виток развития социального партнерства колледжа железнодорожного профиля и предприятий ОАО «РЖД» столичного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL CLUSTER / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запорожченко Михаил Николаевич, Гериш Таисия Васильевна, Феоктистов Павел Александрович

Одним из наиболее эффективных путей социально-экономического развития является применение кластерного подхода, в том числе, и в качестве основы для стимулирования инновационной деятельности. Авторы проекта обосновывают необходимость использования образовательного кластера, позволяющего подготовить квалифицированных рабочих и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запорожченко Михаил Николаевич, Гериш Таисия Васильевна, Феоктистов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most effective ways of social and economic development is application of a сluster approach, including, and as a basis for stimulation of innovative activity. Authors prove need of use of the educational cluster, allowing to prepare skilled workers and experts.

Текст научной работы на тему «Инновационно-образовательный кластер как новый виток развития социального партнерства колледжа железнодорожного профиля и предприятий ОАО «РЖД» столичного региона»

ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КОЛЛЕДЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРОФИЛЯ И ПРЕДПРИЯТИЙ ОАО «РЖД» СТОЛИЧНОГО

РЕГИОНА

ЗАПОРОЖЧЕНКО М.Н., ГЕРИШ Т.В., ФЕОКТИСТОВ П.А.

Одним из наиболее эффективных путей социально-экономического развития является применение кластерного подхода, в том числе, и в качестве основы для стимулирования инновационной деятельности. Авторы проекта обосновывают необходимость использования образовательного кластера, позволяющего подготовить квалифицированных рабочих и специалистов.

One of the most effective ways of social and economic development is application of a duster approach, including, and as a basis for stimulation of innovative activity. Authors prove need of use of the educational cluster, allowing to prepare skilled workers and experts.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы», «Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2011-2016 годы» говорится об опережающем развитии довузовского профессионального образования, актуализации его содержания и повышении качества, ориентации на международные стандарты качества, интенсификации деятельности в результате интеграции профессий и специальностей данного уровня образования, решительном повороте учреждений начального и среднего профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», одним из основных приоритетов социальноэкономической политики России является формирование инновационных образовательнопроизводственных кластеров. Вектор развития таких структур направлен на создание научнотехнического и образовательного потенциала крупных городских агломераций в виде инновационных территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, особенно с их высокой концентрацией в урбанизированных регионах.

Термин «кластер» стал популярен среди экономистов еще с конца 1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей социально-экономического развития территорий, регионов и др.

Первоначально кластерный подход использовался, главным образом, в исследованиях проблем конкурентоспособности, но со временем стал применяться уже при решении все более широкого круга задач, в частности, как основа стимулирования инновационной деятельности. Как правило, наиболее успешные кластеры создавались там, где осуществлялся или ожидался «прорыв» в области техники и технологии с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Кластерная форма приводила к созданию особой формы инновации «совокупного инновационного продукта». Такой кластер формировал не спонтанную концентрацию разнообразных новшеств, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. Одним из ключевых факторов успеха для развития кластера является наличие рабочих связей и координация усилий между участниками кластера.

Таким образом, кластер - это, прежде всего, социально-экономическое понятие, так как образуется в сообществе людей или организаций, имеющих связанные экономические инте-

ресы. При этом территории, на которых складываются кластеры, как правило, становятся лидерами экономического развития. Другая закономерность заключается в том, что кластеры эффективнее, чем отрасли, охватывают важные связи, обеспечивая им взаимодополняемость, способствуя развитию технологий, распространению информации, значимой для осуществления собственной деятельности, внедрению коллективных инноваций, повышению собственной конкурентоспособности, сокращению финансовых затрат.

Одним из направлений «Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2011-2016 годы» является реализация масштабных проектов по развитию экономики столичного региона, которая невозможна без участия в их реализации «человеческого» потенциала, обеспеченного улучшением качества рабочей силы, развитием ее профессиональной мобильности в системе непрерывного профессионального образования и опережающего профессионального образования взрослого населения, работников, подлежащих высвобождению и других категорий.

Возникает тогда вопрос, а что же может дать организация кластера для образования, ответ на который может заключаться в следующих показателях.

1. Могут быть существенно снижены барьеры выхода на рынок образовательных услуг за счет унификации требований в рамках создания кластера.

2. Возможность достижения значительного эффекта при совместно организованном обучении персонала.

3. Целевая эффективность закупки материально-технического оснащения образовательной деятельности образовательных учреждений и программных продуктов нового поколения.

4. Получение доступа к заказам (клиентам).

5. Перенос положительной репутации кластера на его участников (бренд).

6. Возможность адаптации систем образования кластера (финансирования за счет вне-бюджетов) к потребностям предприятий региона.

7. Региональные инновационные и иные программы, реализованные в регионе, учитывающие интересы кластера.

Таким образом, инновационный образовательно-отраслевой или образовательнопроизводственный кластер это уже совокупность взаимосвязанных учреждений разных уровней профессионального образования и предприятий-работодателей как социальных партнеров, объединенных по отраслевому признаку. Такие объединения создают для образовательной деятельности систему обучения, взаимообучения и инструменты самообучения в виде инновационной цепочки «образование - технологии - бизнес», основанной преимущественно на горизонтальных связях внутри неё. Можно сказать, что кластерная система в образовании представляет собой более совершенную модель социального партнерства образовательного учреждения с предприятиями своей отраслевой направленности, наполнение которой в условиях образовательного кластера, будет эффективным, если все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ, образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов или запросов работодателей, разработанных представителями отрасли, коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципа корпоративности.

Стартовой моделью инновационного образовательного кластера является образовательно-производственный инновационный комплекс. Основными целями такого образовательного кластера являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для отраслевых предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающих «повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификацию и стимулирование совместных проблемно-ориентированных поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов, адекват-

ной запросам рынка труда, разработка системы профессиональных стандартов и создание на их основе системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетенций, формирование системы признания и оценки результатов образования».

Работа по организации образовательного кластера должна строиться на основе его Программы, стратегии, плана мероприятий, двусторонних договоров о партнерстве между участниками кластера, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научно-прикладных исследований с учетом текущих и прогнозных требований производства.

По предварительным данным, реализация проектов по инновационным площадкам в формате кластеров позволит повысить качество подготовки специалистов и сформировать базовые и дополнительные компетенции в соответствии с потребностями и работодателей, стимулировать усиление внебюджетной составляющей деятельности колледжей.

В качестве основных экономических эффектов при создании таких кластеров рассматриваются следующие показатели, такие как повышение инвестиционной привлекательности колледжей; повышение качества формирования базовых и дополнительных компетенций выпускников колледжей; повышение качества материально-технического обеспечения образовательной подготовки специалистов; развитие частно-государственного партнерства и увеличение внебюджетной составляющей деятельности участников кластерного взаимодействия.

В предлагаемой к внедрению модели кластера колледжи могут стать:

- центром развития и внедрения современных образовательных технологий для своей отрасли,

- отраслевым центром повышения квалификации и профессиональной отраслевой переподготовки столичного региона,

- методическим центром по совместному использованию кадровых и материальных ресурсов для всех участников кластерного взаимодействия;

- инвестиционно привлекательной организацией для представителей бизнеса, аккумулирующей современные технологии, профессиональные кадры, методические и материальнотехнические ресурсы;

- ведущей организацией для проведения научно-методических семинаров среди субъектов образовательного кластера, а также совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества и передачи опыта. Данные мероприятия направлены на согласование требований отраслевых предприятий-заказчиков к профессиональным компетенциям выпускников училищ, техникумов, колледжей и вузов своей отраслевой направленности, включая и другие регионы России.

Колледжи в условиях инновационно-образовательного производственного кластера могут стать посредниками между научными организациями, высшей школой и предприятиями, выпускающими продукцию. Социальные партнеры от отраслевых предприятий могут апробировать методические и практические разработки образовательных учреждений и готовить по ним таких специалистов, которые смогут реализовать в дальнейшем на производстве современные образовательные технологии. Этот аспект значим и для развития системы повышения квалификации, переподготовки взрослого населения в области современных технологий развития экономических отраслей города Москвы.

Условие успешности деятельности инновационно-образовательного производственного кластера - открытость всех происходящих внутри кластера процессов и презентабельность результатов для всех образовательных и научных учреждений, промышленных компаний, общественных организаций.

Устойчивое развитие инновационного кластера в решающей степени зависит и от доступа к передовым источникам научных знаний и современных технологий, поэтому принципиально важно вхождение в кластер вузов, НИИ и других организаций, разрабатывающих инновации в

области начального, среднего и дополнительного профессионального образования своего профиля.

Перспективы совместной кластерной деятельности прослеживаются во взаимосвязи педагогических, профессиональных и экономических аспектов развития инновационных подходов, повышения профессионального мастерства и морально-психологических качеств обучающихся колледжа и молодых специалистов, что, в свою очередь, позволит образовательным учреждениям осуществлять следующие научно-методические разработки, такие как:

- проекты новых учебных рабочих планов направлений подготовки специалистов;

- рабочие программы по вновь вводимым дисциплинам, пересмотр действующих программ в соответствии с запросами рынка;

- установка нового и модернизация действующего лабораторного оборудования;

- внедрение методических материалов по контролю знаний студентов в соответствии с запросами рынка;

- отработка и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями;

- тиражирование учебно-программной документации, необходимой для проведения образовательного процесса, включающей учебно-методические комплексы по дисциплинам и профессиональным модулям, по направлениям подготовки, учебники и учебные пособия, конспекты лекций, задачники, тесты, задания к упражнениям, лабораторным и курсовым работам, пособия к курсовым и дипломным проектам, образцы их выполнения;

- апробация методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе;

- отработка технологий формирования в процессе обучения компетенций, не раскрытых в стандарте для выпускников, их профессионально значимых качеств личности как специалистов;

- методическое обеспечение производственных практик, разработка к ним пакетов индивидуальных заданий;

- проектирование и изготовление наглядных средств обучения (макетов, моделей, демонстрационных стендов и др.);

- внедрение в учебный процесс результатов новых информационных технологий обучения (автоматизированные системы обучения, виртуальный лабораторный практикум, презентации лекций, компьютерное тестирование и др.);

- разработка рабочих вариантов федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на подготовку специалистов;

- формирование совместно с работодателями требований к личностным и профессионально значимым компетенциям подготовки специалистов, разработка развивающих технологий;

- разработка совместно с работодателем критериев оценки качества образовательной деятельности колледжа в целом, его структурных подразделений, преподавателей по спецдис-циплинам;

- разработка совместно с работодателем концепций построения новых и модернизация реализуемых образовательных программ в рамках нового содержания с учётом современных методов и технологий обучения;

- формирование совместно с работодателями общих требований к итоговым аттестационным испытаниям выпускников;

- составление совместно с работодателями логических схем и технологических карт подготовки специалистов с целью согласования перечня и содержания дисциплин;

- внедрение дистанционного образования.

Так, в рамках данного направления инновационной образовательной деятельности в ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52 города Москвы одним из основных направлений Программы инновационного развития колледжа на период 2012-2016 годы являлось создание в

2012 году модели «Инновационно-образовательного кластера ГБОУ СПО ЖК № 52 для Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен» города Москвы» (далее «Образовательный кластер»). В состав кластера вошли Железнодорожный колледж № 52, его Ресурсный центр, социальные партнеры от Московской и Октябрьской железной дороги - филиалов ОАО «РЖД», служб ГУП «Московский метрополитен», Центральной пригородной пассажирской компании, Федеральной пассажирской компании ОАО «РЖД», Московского локомотиворемонтного завода ОАО «РЖД», высшего образовательного учреждения МИИТ, Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Политехнического колледжа № 39.

С целью достижения максимально возможного инновационного образовательного эффекта в кластере используется синергетический подход межкластерного взаимодействия. Так, в состав кластера вошли сотрудники НИИРПО и отдела кластерного взаимодействия и инновационных программ УМЦ ПО Департамента образования города Москвы. Большая помощь оказывается и непосредственно Департаментом образования города Москвы. Так, специалистами Департамента образования города Москвы осуществляется мониторинг регионального рынка труда, определяя текущую и прогнозную (на следующие 10 лет) потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена железнодорожного профиля.

Основанием для разработки пилотного проекта по организации Инновационной образовательной площадки города Москвы по теме: «Инновационно-образовательный кластер столичного региона в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен» послужили компетенции и опыт проектной деятельности участников проекта, в том числе имеющиеся результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности колледжа по различным направлениям своей образовательной деятельности. Начиная с 2006 года по настоящее время, ГБОУ СПО ЖК № 52 постоянно участвовал в таких направлениях, как:

1) разработка и выполнение колледжем Инновационных образовательных программ - как победитель конкурсов Приоритетного проекта «Национальное образование», Программы развития НПО/СПО «Рабочие кадры» города Москвы;

2) разработка и выполнение с 2006 по 2012 гг. научно-экспериментальных исследований в рамках экспериментальных площадок города Москвы;

3) разработка и внедрение шести ФГОС 3-го поколения по профессиям НПО, утвержденных приказами Министерства образования и науки РФ;

4) формирование содержания профессиональных компетенций для рабочих кадров и специалистов железнодорожного профиля, включая вариативное углубленное содержание подготовки кадров в условиях модернизации транспортной технологии;

5) реализация совместных с социальными партнерами проектов, направленных на модернизацию материально-технического оснащения практической подготовки кадров и оказание помощи в эксплуатации тренажеров.

Целью взятого для выполнения проекта являлось внедрение инновационнообразовательного кластера в практику профессионального образования столицы как формы взаимодействия образовательного учреждения и его социальных партнеров, обеспечивающие инновационное изменение структуры, содержания и процесса подготовки кадров железнодорожного профиля за счет повышения инвестиционной привлекательности колледжей в результате:

- разработки механизма кластерного взаимодействия образовательных учреждений различных уровней и бизнес-партнеров транспортной индустрии в условиях реализации основных принципов частно-государственного партнерства;

- системного внедрения инноваций, направленных на развитие многоуровневого профессионального образования с использованием материальных и интеллектуальных ресурсов учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Исходя из сформулированной цели, задачами проекта являются:

- апробация модели сетевого взаимодействия участников инновационного-образователь-ного кластера в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен»;

- разработка нормативно-правовой базы и пакета локальных актов, регламентирующих деятельность структурных элементов кластерного объединения с участниками кластера;

- разработка механизма и процесса создания условий для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, построенному в рамках программы кластера;

- обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса, его форм, методов не менее чем по 6 профессиям и специальностям, востребованным на железнодорожном транспорте и метрополитене, на основе взаимодействия колледжа с работодателями как социальными партнерами в рамках кластерного подхода;

- модернизация материально-технической базы образовательного учреждения за счет привлечения ресурсов участников кластера к созданию нескольких учебных лабораторий (Интерактивный технологический учебно-лабораторный комплекс «Вагон метрополитена серии 814/817», Тренажер машиниста электропоезда (метрополитена) «Русич серия 81740/41»);

- повышение профессионального уровня педагогического коллектива колледжа за счет привлечения высококвалифицированных специалистов со стороны работодателей, организация стажировок не менее чем для 30% педагогов колледжа на инновационных предприятиях отрасли;

- проведение презентаций результатов проекта для образовательных учреждений СПО столицы в ходе научно-практической конференции;

- создание сайта Проекта с использованием информационного ресурса колледжа, обеспечивающего свободный доступ к результатам Проекта;

- отражение результатов Проекта в публикациях СМИ, включая электронные ресурсы;

- организация стажировочной площадки на базе колледжа по распространению эффективных решений создания инновационных образовательных кластеров, с разработкой не менее трех сценариев круглых столов.

При условии выполнения поставленных задач ожидаются следующие результаты:

- формирование в профессиональном образовании столицы образца практики эффективной интеграции науки, образования и производства в области железнодорожного транспорта (отработка модели инновационного-образовательного кластера отраслевой направленности);

- внедрение нормативно-правового обеспечения (регламентов, локальных актов и др.), регламентирующих деятельность структурных элементов кластерного объединения;

- внедрение механизма поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, построенному на основе кластерного подхода;

- внедрение нового программно-методического обеспечения образовательного процесса, его форм, методов по профессиям и специальностям: «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)», «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Машинист локомотива», «Помощник машиниста тепловоза», «Помощник машиниста дизель-поезда», «Помощник машиниста электровоза», «Помощник машиниста электропоезда (метрополитена)», «Слесарь по ремонту подвижного состава»;

- распространение результатов проекта среди участников проекта (Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Политехнический колледж № 39), а также среди однопрофильных образовательных учреждений других регионов России.

В ГБОУ СПО ЖК № 52 города Москвы разработан инновационный механизм управления реализацией мероприятий кластера в соответствии с выбранными направлениями развития кластера в условиях интеграции принимаемых решений колледжа и бизнес-партнеров по кла-

стеру.

Так, в колледже созданы Координационный совет совместно с социальными партнерами и Аналитический совет, осуществляющий мониторинг реализации мероприятий кластера. Разрабатываются внутренние руководящие и нормативные документы, которые будут обеспечивать ход реализации мероприятий кластера.

Плановые мероприятия деятельности кластера расписаны на среднесрочную перспективу до 2016 года. Это такие направления деятельности кластера как:

- непосредственное участие бизнес-партнеров в совершенствовании содержания подготовки кадров в соответствии с внедрением новых образовательных стандартов ФГОС начального и среднего профессионального образования, профессионально-ориентированных на компетенции выпускников; внедрение новых перспективных профессий и специальностей железнодорожного профиля, востребованных железнодорожным транспортом и службами Метрополитена;

- организация профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения;

- расширение баз практики;

- оценка качества подготовки выпускников и аттестация педагогических работников колледжа;

- создание новых форм обучения и, в том числе, финансовой взаимопомощи.

Выпускники колледжа будут готовы к профессиональной деятельности в соответствии с современными запросами работодателей по выполнению производственных и технологических задач в области организации перевозок и безопасного управления железнодорожным транспортом в подразделениях различных организационно-правовых форм железнодорожного профиля. Одним из главных направлений инновационной деятельности кластера является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для трудовой деятельности на новом поколении электропоездов и строящихся линий столичного Метрополитена.

Уже сейчас Управление Метрополитена города Москвы выразило готовность принять на практику большее число обучающихся и студентов. Все рабочие места - оплачиваемые. Для создания дополнительных рабочих мест Управление Метрополитена согласилось выделить дополнительные средства для оплаты труда практикантов во время прохождения практики в ремонтных бригадах депо. Кроме того, выражена готовность в содействии по обеспечению колледжа современным оборудованием, которое эксплуатируется на подвижном составе нового поколения, а также в оказании финансовой помощи по целому ряду пунктов двухсторонних договоров.

Предусматривается распространение полученных в ходе реализации мероприятий кластера учебно-методических материалов и рекомендаций для учебно-методических центров, профессиональных образовательных учреждений железнодорожного профиля и других заинтересованных организаций.

Результаты инновационной деятельности кластера направлены на формирование механизмов инвестирования средств работодателей в образовательную деятельность колледжа своих потенциальных работников.

Планомерное выполнение поставленных задач реализации мероприятий кластера позволит колледжу сформировать принципиально новые условия среды для обучения и повысить имидж профессий и специальностей рабочих профессий железнодорожного профиля.

Реализация данных направлений ориентирована на интеграцию колледжа с реальным сектором экономики, что позволит решить многие организационные, образовательные, финансово-экономические и социальные проблемы обеспечения рабочими кадрами столичного региона на качественно новой основе.

Инновационные преобразования взятого направления позволят также развивать горизонтальные связи с другими образовательными учреждениями в виде сетевого взаимодействия

по совместному использованию оборудования, организации обучения мастеров, преподавателей, методическому обеспечению и распространению накопленного опыта в реализации мероприятий заявленного кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, создание кластерной модели в образовательной практике на примере Железнодорожного колледжа № 52 города Москвы и предприятий железнодорожной отрасли позволит в целом:

- оптимизировать объемы и структуру подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена железнодорожного профиля, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения по заявкам Метрополитена и железной дороги на основе создания системы кадрового аудита, мониторинга регионального рынка труда по профессиям и специальностям отрасли;

- прогнозировать перспективные потребности кадрового обеспечения служб ГУП «Московский метрополитен» и железной дороги и оказывать содействие в трудоустройстве выпускников колледжа;

- повысить качество подготовки кадров путем практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования железнодорожного профиля, осуществлять модернизацию материально-технической базы образовательной деятельности колледжа в условиях внедрения новейших технологий в образовательный процесс отраслевой подготовки кадров и нового поколения образовательных стандартов;

- оптимизировать сроки подготовки и повышения квалификации кадров путем разработки и реализации образовательных программ нового поколения, интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации;

- рационально использовать финансовые средства, выделяемые на дальнейшее развитие образовательной деятельности колледжа и в целом, на развитие социально-экономической отрасли столичного региона в сфере железнодорожного транспорта.

Библиографический список:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авторы-составители С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - 72 С.

3. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 С.

4. Запорожченко М.Н., Гериш Т.В. Развитие рынка труда для выпускников колледжей // Журнал «Специалист». - 2007. - № 11.

5. Гериш Т.В. Диалог в условиях интеграции ССУЗов и предприятий // Журнал «Специалист».

- 2009. - № 5.

6. Запорожченко М.Н. Развитие механизмов социального партнерства. Проблемный аспект // Развитие социального партнерства колледжей города Москвы. Сборник статей по материалам работы ГЭП. - 2009.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательный кластер, социальное партнерство.

Keywords: innovative activity, educational cluster, social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.