ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ СПО: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
НИКУЛАЕВА М.И., ТРЕТЬЯКОВА Н.С., ТВЕРДЫНИН Н.М.
Рассмотрены перспективы создания и развития образовательных кластеров в системе среднего профессионального образования. Дан анализ основных взглядов на возможности кластеров при внедрении инновационных подходов в образовании. Показан опыт работы по созданию образовательного кластера.
Prospects for the creation and development of educational clusters in secondary vocational education were considered. Analysis of points of view on the possibility of the formation of clusters was given. Experience in creating an educational cluster found reflection
Данная статья посвящена оценке того, насколько перспективным, а главное реальным и полезным, является создание образовательных кластеров в системе среднего профессионального образования (ССПО) в столице и освещается процесс формирования такого кластера на примере колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 имени Карла Фаберже (КДПИ № 36 им. К.Фаберже).
В настоящее время слова кластер из лексикона экономистов и специалистов по информационным технологиям (туда оно ещё ранее пришло из терминологии математиков и химиков) перекочевало в публикации по педагогической тематике. Данный термин в последние годы вполне прижился и нашёл отражение в различных программных документах и методологических материалах всех уровней. В связи с этим хотелось бы, во-первых, понять, насколько данная модель применима в образовательном пространстве, а, во-вторых, насколько подход, декларируемый при этом, является действительно продуктивным. Только в этом случае можно утверждать, что создание кластеров действительно может принести пользу среднему профессиональному образованию, выводя его на более высокий уровень. Для того, чтобы уяснить, какие плюсы и минусы, в настоящее время отмечаются в формировании и работе кластеров и насколько этот подход применим к ССПО был проанализирован ряд материалов, в которых приводятся не просто разные, но часто диаметрально противоположные нения о кластерах и их роли в инновационном развитии вообще и образования в частности.
Один из наиболее подробных и наукоёмких анализов кластеров как формы организации инновационной деятельности в период модернизации как российской промышленности, так и современного отечественного образования дан в работах Ю.В. Громыко [1]. Им, в частности, применён эпистемологический подход к анализу типологии кластеров, что позволяет перейти от их определения как суммы экономико-промышленных субъектов взаимодополняющих друг друга (общепринятый подход, опирающийся на классическое определение нобелевского лауреата по экономике Майкла Ю. Портера, который и ввел это понятие в экономику) к подходам, позволяющим создавать научно обоснованные программы для деятельности кластеров в сфере образования. При этом Ю.В. Громыко выделяет несколько «деятельностных схем», оперируя ими в рамках синергетической парадигмы.
Им выделена позиция «Управления знаниями как условия формирования экономики развития. Осуществляемый оборот знаний (фундаментальных, технологических, технических, естественно-научных, гуманитарных, экономических) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм управления системами промышленного производства. С этой точки зрения кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений». Тем не менее, взгляды Ю.В. Громыко не позволяют отнести к отдельно существующему кластеру чисто образовательное учреждение любого ранга, не включённое в какое-либо отраслевое объединение.
Весьма интересны аналитические материалы С.А. Ермака [2], носящие одновременно и полемический, и дискуссионный характер. Он прямо заявляет, что «Не только в российской, и в мировой практике действительно существует множество представлений о кластерах. Большинство идей вводит общественность в заблуждение и мешает правильно понимать, как такие формирования развивать». Далее он излагает несколько «мифов» относительно кластеров и доказывает, что многие из них не приносят (что вполне ожидаемо при неправильной организации) прибыли, но и не могут составить конкуренцию обычным, изолированным друг от друга предприятиям.
Ещё дальше в своей критике кластеров идёт в своей публикации на сайте журнала «Эксперт» Галина Костина [3]. Опрашиваемые ею специалисты прямо заявляют о том, что в большинстве создаваемых кластеров научная и образовательная составляющая не вписываются в кластерную структуру.
В то же время в докладе А.Б. Калошина «Реализация государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.: Формирование инновационно-образовательных кластеров. Основные организационные подходы», представленном Департаментом образования Москвы 24.04.12 и ряде других публикаций того же автора [4] дела с кластерами в образовательной сфере в Москве обстоят весьма неплохо. Формирование кластеров с участием колледжей вполне успешно применительно и к образовательно-технологическому направлению и к сектору педагогических технологий. При этом представляется целесообразным заметить, что приводимые А.В. Калошиным достаточно красивые схемы, вызывают определённые сомнения в части их реального сопряжения с заинтересованными предприятиями. Необходимо учитывать, что технологические возможности многих из них (промышленность, строительство, транспорт) явно не соотносятся с научным потенциалом соответствующих колледжей и другими их возможностями по подготовке своих выпускников. Естественно, что в качестве вспомогательного звена, включённого в соответствующий кластер, тот или иной колледж, выпускающий специалистов соответствующего профиля, может добиться весьма больших успехов. Здесь и многофункциональная подготовка применительно к условиям работы на современном предприятии и реальное воплощение практико-ориентированного подхода в обучении и многое другое.
При анализе многочисленных материалов (была перечислена лишь небольшая часть проанализированных источников) возникает вопрос: кластеры - это просто модный термин, или же это действительно инновационный подход, способный действительно придать как новый импульс развитию, так и поднять качественные показатели, в том числе и качество образования
Несколько иначе дело обстоит с теми колледжами, которые в силу своей специфики изначально ориентированы на более прикладные, одновременно менее масштабные виды деятельности, к которым относится ряд специальностей и направлений, по которым готовят студентов в колледже декоративно-прикладного искусства №36 им. К.Фаберже.
Это учебное заведение с многопрофильной профессиональной подготовкой специалистов в области художественного творчества и технологий, в котором выпускникам школ Москвы предоставлена широкая возможность реализовать свои творческие способности, приобщиться к материальной и духовной культуре России, внести свою лепту в красоту мира, обучиться мастерству создания современных художественных изделий.
Программа инновационного развития КДПИ № 36 им. К.Фаберже на 2012-2016 гг. предполагает создание образовательного кластера дизайна и декоративно-прикладного искусства, что позволит сохранить традиции декоративно-прикладного искусства и развить их в современном дизайне, а также обеспечит качественную подготовку специалистов, востребованных на рынке труда города Москвы.
При формировании учебного кластера руководство колледжа исходило из того, что курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. и является одним из основ-
ных лейтмотивов федеральных и региональных программ социально-экономического развития в модернизации экономики, стимулирования спроса на инновации и результаты научных исследований, создания условий для формирования научно-производственных кооперационных связей.
Инновационная модель образовательного кластера декоративно-прикладного искусства и дизайна в колледже понимается как экосистема, совокупность проектов и партнёров, профильной инфраструктуры и компетенций в сегменте культуры, искусства и народных промыслов, дизайна и современных технологий. Создание образовательного кластера базируется на федеральных целевых программах «Развитие образования на 2011 - 2015 годы», приоритетном национальном проекте «Образование», федеральном законе «Об образовании» и городской целевой программе «Столичное образование на период 2012-2016 гг.».
В образовательном кластере декоративно-прикладного искусства и дизайна будут задействованы следующие профессии и специальности: «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Флористика», «Дизайн» (по отраслям), «Инкрустатор» и «Ювелир».
Цель создания кластера - обеспечение качества, эффективности и доступности профессионального образования на основе государственно-частного партнерства. Создание кластера предполагает информационную открытость, мобильность, прозрачность системы качества образования, кооперацию с социальными партнёрами.
КДПИ № 36 им. К.Фаберже по вопросам подготовки кадров взаимодействует с социальными партнерами по различным направлениям деятельности:
- общественными организациями, в том числе с Московской палатой ремесел, Гильдией ювелиров России, Гильдией русской моды, Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
- предприятиями Москвы (потенциальными работодателями выпускников) - Творческая фирма «Сирин», ООО «Русская ювелирная компания №1», ООО «Часовой завод Ника» и др.;
- образовательными учреждениями, в том числе высшего профессионального образования -Московский государственный педагогический университет, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского и др.
Целью социального партнерства является профессиональная подготовка кадров для малого бизнеса и потребительского рынка в соответствии с социально-экономическими потребностями города Москвы и траекториями карьерного успеха выпускников.
Реализация этой задачи предполагает:
1) мониторинг потребностей работодателей в кадрах, создание банка данных (вакансий) на подготовку специалистов;
2) включение работодателей в программу контроля качества профессионального образования, результатов формирования профессиональных компетенций у выпускников (сертификация);
3) организация на базе производств работодателей специальных учебных центров, полигонов, где студенты на конкретных рабочих местах осваивают профессию, а преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировки;
4) участие работодателей в совместных инновационных проектах колледжа, в формировании образовательных программ, перечня учебно-производственных работ;
5) корректировка структуры и содержания подготовки специалистов с учетом потребительского спроса населения.
Следует отметить, что инновационная модель образовательного кластера базируется на:
- компоненте синтезирующем - перенимание опыта высших учебных заведений с целью повышения качества профессионального образования, стимулирование совместных прикладных исследований;
- компоненте внедряющем - взаимодействие колледжа и социальных партёров, предпри-
ятий-работодателей, формирующее практико-ориентированное обучение, обеспечивающее повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов с учётом текущих и прогнозных требований экономики региона, реализацию совместных проектов, в том числе и во внебюджетной деятельности;
- компоненте транслирующем - трансляция результатов исследований, изысканий и апробирование методологических разработок, образовательных программ.
Создание образовательного кластера преследует решение следующих задач:
1) форсирование качества профессионального образования, соответствующего стратегии развития экономики Москвы и профессиональным стандартам;
2) модернизация информационно-образовательной инфраструктуры и методического обеспечения колледжа;
3) формирование и внедрение системы образовательных кластеров на основе государственно-частного партнерства;
4) развитие инновационной практико-ориентированной деятельности студентов и преподавателей колледжа;
5) развитие системы воспитания и дополнительного образования в колледже;
6) создание модели опережающего профессионального обучения при реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с запросами работодателей;
7) внедрение новых финансово-экономических механизмов управления колледжем для увеличения инвестиционной привлекательности.
В условиях апробирования ФГОС НПО и СПО третьего поколения актуально стоит вопрос управления качеством образования, которые решает созданная в колледже служба мониторинга качества образования. Интегральная характеристика системы образования должна отражать степень соответствия образовательной практики государственным нормативным требованиям и стандартам, социальному заказу, заявкам предприятий - социальных партнёров и образовательным потребностям обучающихся.
Создание образовательного кластера требует реализации современных методов и средств организации образовательного процесса, в том числе проектного метода, дистанционного обучения, кейс-технологий, интерактивного обучения и пр. [5; с. 109 - 125]. Кластерный подход позволит придать гибкость организации управления качеством образования в колледже, интенсифицирует и систему подготовки специалистов с учётом текущих и прогнозных требований производства. Кроме того, есть возможность решить проблему ограниченности инвестиций в обеспечении инновационной деятельности, поскольку, как показывает зарубежный опыт, подход создаёт инвестиционную привлекательность.
Таким образом, создание инновационной модели образовательного кластера декоративно-прикладного искусства и дизайна позволит организовать эффективную деятельность по формированию такой образовательной среды, которая обеспечит выявление и поддержку одаренных и талантливых учащихся.
Теперь хотелось бы сопоставить реальные рассмотренные ранее соображения за создание образовательных кластеров, критику в адрес кластеров (в том числе и образовательных) и те реальные возможности, которые существуют для создания образовательного кластера на примере такой деятельности в КДПИ № 36 им. К.Фаберже. Рассматривая этот своеобразный треугольник нельзя не видеть, что критика в адрес кластеров не является полностью беспочвенной. Здесь явно просматриваются сразу несколько причин.
Во-первых, чисто семантическая: представители различных ведомств понимают само понятие кластера весьма различно и действуют в соответствии с этим пониманием, не забывая свои узковедомственные интересы. В ряде случаев организация кластера действительно может оборачиваться попыткой одной организации переподчинить себе другие. Во-вторых, не вызывает сомнения и то, что в тех случаях, когда со стороны местных властей нет должного
контроля, то под предлогом создания кластера возможно «выколачивание средств из бюджета» под предлогом внедрения инновационных проектов и наукоёмких технологий. В-третьих, при недостаточном планировании и организации возможно превращение кластера в группу не взаимодополняющих друг друга, а конкурирующих субъектов (для любой сферы: науки, производства или образования).
Образовательный кластер для обеспечения действительно инновационного развития должен достаточно значительно отличаться от кластеров в других сферах. Здесь можно выделить, по меньшей мере, три достаточно существенных момента:
- во-первых, соответствие между интересами образовательного учреждения (учреждений), составляющих основу такого кластера и интересами потенциальных работодателей, которые заинтересованы в выпускниках этих образовательных структур. При этом партнёрство должно быть равноправным и взаимовыгодным. Любой отход от этих принципов неминуемо разрушит инноватику в процессе подготовки выпускников образовательного учреждения.
- во-вторых, учебная база образовательных учреждений, входящих в образовательный кластер, должна подвергаться модернизации в той же степени, что и материально-техническая база тех предприятий, на которых планируется будущая работа выпускников. Кроме того, в ряде случаев необходимо качественно новая система практик и стажировок, как для учащихся, так и преподавателей.
- в-третьих, должен очень серьёзно быть изменён подход к качественному составу преподавательских кадров. Необходимо, чтобы квалификация преподавателей оценивалась не только по формальным признакам (например, наличие учёной степени), но и по тому реальному вкладу, который данный педагог вносит в учебный процесс. К сожалению, в последние годы стремление ввести как можно больше параметров, отражающих научный, методический и практический уровень в деятельности педагога далеко не всегда приводит к действительно продуктивным результатам. (Данное замечание во многом выходит за рамки данной статьи и требует дополнительного рассмотрения.)
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что хотя создание кластеров в системе образования не является процессом, который проходит одинаково эффективно для всех сегментов образовательного пространства, (как это происходит и с кластерами в других отраслях), однако, имеющийся позитивный опыт позволяет и далее развивать это инновационное направление. Такое развитие способствует как модернизации российского образования, так и имеет безусловный социально-экономический эффект в целом.
Библиографический список:
1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать. Альманах «Восток» №1 (42), июнь 2007г.
2. Ермак С.А. Гроздья смысла. Эксперт-Урал № 12 (459) 28 марта 2011, http://www.expert-ural.com/1-482-9778/ Дата обращения 20 сентября 2012г.
3. Костина Г. Игра в кластеры. «Эксперт» №13 (747), апрель 2011г.
4. Колошин А.Б. Реализация государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.: Формирование инновационно-образовательных кластеров. Основные организационные подходы. Материалы Департамента образования города Москвы.
5. Устименко В.К. Методика технологического образования учащихся: вариативный подход / В.К. Устименко, Д.А. Махотин, Н.М. Твердынин. - М.: Агенство «Социальный проект», 2009. -128 С.
Ключевые слова: образовательный кластер, среднее профессиональное образование, развитие, инновации.
Keywords: educational cluster, secondary vocational education, development, innovation.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ