Научная статья на тему 'Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры'

Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А.

В данной статье приведено описание структурных элементов учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства, дано обоснование функциональной значимости каждого из представленных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL AND PRODUCTIONAL CLUSTER CREATION IN ARTISTIC VOCATIONAOL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF BELGOROD STATE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

This article describes the structural elements of the educational and productional cluster on vocational education in the field of arts. The substantiation of the functional significance of each of the elements is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры»

130

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.14

ОПЫТ СОЗДАНИЯ учебно-производственного КЛАСТЕРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

И.Е. Белогорцева1), И. А. Гричаникова2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В данной статье приведено описание структурных элементов учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства, дано обоснование функциональной значимости каждого из представленных элементов.

Ключевые слова: учебно-производственный кластер, профессиональное образование, образование в сфере художественного искусства.

Художественное искусство как часть общечеловеческой культуры является важной составляющей деятельности творческих вузов, которые готовят новые кадры для сферы культуры и искусства. Художественное искусство имеет большое значение в общем образовательном пространстве с точки зрения объединения мыслительной и материальной деятельности будущих специалистов по созданию художественных образов. Каждый образ - это новаторство, индивидуальность, духовное и профессиональное преображение. Обозначенные процессы с каждым новым поколением студентов формируются вновь и вновь, однако, при грамотной организации образовательного процесса, каждый последующий этап может накладываться на предыдущие с передачей личного, творческого, производственного опыта, накопленных в ходе получения образования.

В целях осуществления единого цикла преемственности этапов развития профессионального образования в области художественного искусства на базе

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

131

Белгородского государственного института искусств и культуры был создан и апробирован учебно-производственный кластер, эффективность которого доказана конкретными примерами, известными в Белгороде и области.

Учебно-производственным кластером по художественному образованию БГИИК является объединение образовательных структур, каждая из которых имеет собственные цели, возрастные ориентиры для обучающихся, использует свои подходы к организации деятельности и, в то же время, вместе образует преемственные этапы получения художественного образования и использования сформированных компетенций в области художественного образования на практике.

Учебно-производственный кластер по художественному образованию БГИИК с учетом целей, возраста обучающихся и практических результатов каждого структурного компонента имеет следующую структуру.

УЧЕБН(МГОИЗВОДСГБШ№М КЛАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВАДСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

УЧЕБНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

УЧЕБН О МЕТОДИ ЧЕС КОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Регнонагыый

П редлрофесснанатиюё учв&но-метод! чески*

о&разоваше (ДШИ БГИИК)

Среднее

лрофесснокатънае о&разованге (колледк кутъту ры БГИИК)

дентр ла художествен ноку| образованно

Реги онагьный центр

ДОЛОЛН1ТЕЛ>НОГО

лрофессиогшъного

о&разованш

производственная

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Бизнес-инку Еитор

ЯДРО КЛАСТЕРА БГИИК

Профитыые орган иза цин (Государстве ню-частно^ партнёрство)

Высшее образована (факультет ^Дизат » БГИИК)

Союзхудожн*шв, Союз дизайнеров

Профессиональное обучение

П р о фесси о н ал ьн ая д еятел ьн о стъ

Развитие художественного образования

Учебно-производственный кластер БГИИК по художественному образованию представлен двумя блоками: учебным и производственным, для преемственного функционирования которых организовано учебно-методическое сопровождение и социально-значимые результаты деятельности которого выносятся во внешнюю среду.

Представим основные блоки учебно-производственного кластера.

В учебный блок входят структурные подразделения БГИИК, обеспечивающие образовательные ступени получения художественного образования на базе Белгородского государственного института искусств и культуры. К ним относятся детская школа искусств и факультет дизайна, состоящий из кафедры дизайна, кафедры декоративно-прикладного искусства и кафедры рисунка и живописи,

132

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

реализующие подготовку специалистов как на уровне среднего профессионального образования, так и на уровне высшего профессионального образования с присвоением квалификаций бакалавра и магистра соответствующего направления.

Детская школа искусств является начальным звеном кластера. Сегодня - это многопрофильное детское учреждение в структуре вуза, которое отличается гибкостью и разнообразием программ, методов обучения и воспитания. Около 700 маленьких жителей занимаются по 5 творческим направлениям, в том числе художественного профиля: декоративно-прикладное творчество и дизайн.

В области художественного образования в школе искусств осуществляется обучение по следующим направлениям:

- класс общеразвивающий «Основы изобразительного искусства» с изучением основ рисунка, живописи и композиции для детей с 6 лет, срок обучения - 4 года;

- классы эстетического цикла с изучением основ рисунка, живописи, композиции, мировой художественной культуры, проектной деятельности, изображения природных форм, развитием фантазии и воображения детей с 6 лет, срок обучения - 12 лет;

- классы предпрофессиональной подготовки по дополнительным образовательным программам с изучением основ рисунка, живописи и композиции, прикладного творчества, лепки, бесед об искусстве, истории изобразительного искусства, вышивки, росписи по дереву, по ткани, бисероплетения, ткачества, линогравюры, изготовления кукол, валяния, истории народной культуры Белгородской области для детей с 7 лет, срок обучения - 8 лет.

На отделении художественного образования обучается ежегодно более 160 человек.

Свидетельство об окончании Школы искусств открывает пред выпускниками большие возможности и привилегии при поступлении в колледж и вуз БГИИК. Дальнейшие шаги по освоению профессионального мастерства выпускники школы искусств совершают, обучаясь в колледже или институте БГИИК, где продолжают заниматься в художественных лабораториях. Именно гармоничное сочетание учебных и внеучебных форм деятельности способствует повышению эффективности образования специалистов.

Среднее профессиональное образование в рамках кластера является важным звеном в становлении специалиста художественного профиля. Получение профессии и диплома о среднем профессиональном образовании осуществляется на факультете дизайна, который ориентирован на моделирование опережающего художественного и дизайнерского образования, как органической части и функционального звена в системе развивающейся художественно-проектной культуры России.

Программы художественного среднего профессионального образования реализуются на кафедре дизайна по направлениям подготовки «Графический дизайн» и «Дизайн среды» и на кафедре декоративно-прикладного искусства по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

При формировании специалиста в области художественного искусства учитываются его навыки, полученные в детской школе искусств. Дальнейшее становление специалиста происходит в русле развития способностей и дарований студентов, воспитания духовных и эстетических ценностей.

Важнейшей задачей художественного образования в концепции учебнопроизводственного кластера является подготовка специалистов, способных сохранять, развивать вековые традиции искусства России. Обучение предполагает освоение широкого спектра навыков и умений в различных технологиях и

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

133

материалах, студенты получают культурологическую и художественную подготовку, профессионально-практические знания по выбранному профилю обучения. Обязательная составляющая обучения - практические занятия под руководством членов Союзов художников и дизайнеров России. Эти занятия направлены на развитие творческого мышления, раскрытия способностей студентов.

Приобретение профессиональных навыков в области художественного образования в настоящее время требует научно-исследовательской подготовки, углубления, расширения и систематизации полученных знаний, навыков, умений, совершенствования приобретенных общеобразовательных, общекультурных и профессиональных компетенций, что приводит в необходимости включения в художественный кластер структур, осуществляющих высшее профессиональное образование.

В настоящее время высшее профессиональное образование имеет несколько ступеней: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру. В кластер включены две ступени: бакалавриат и магистратура, как наиболее многочисленные и профессионально востребованные.

Получение высшего профессионального образования в области художественного искусства осуществляется в рамках кластера тремя кафедрами факультета дизайна БГИИК.

На кафедре дизайна реализуются следующие программы подготовки в области художественного образования:

• Бакалавриат: «Технология художественного оформления спектакля» с профилем подготовки «Художник-технолог сцены» и «Дизайн» с профилями подготовки: «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн среды».

• Магистратура: «Дизайн» по программам «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн среды».

Подготовка специалиста с высшим художественным профессиональным образованием на кафедре дизайна направлена на формирование профессиональных научно-практических знаний студентов в условиях современных тенденций и идей в области дизайн-образования. Научно-исследовательская работа студентов и преподавателей в процессе профессиональной подготовки является неотъемлемой составной частью, органически связанной с учебной и творческой деятельностью. Обусловлено это тем, что именно научно-исследовательская деятельность в рамках высшего образования и в соответствии с концепцией учебно-производственного кластера помогает студентам перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к деятельностно-конструктивному научному познанию

действительности.

На кафедре декоративно-прикладного искусства реализуются следующие программы подготовки в области художественного образования:

• Бакалавриат: «Народная художественная культура» с профилем подготовки «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» и «Декоративноприкладное искусство».

• Магистратура: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по программе «Художественная роспись».

Кафедра декоративно-прикладного искусства постоянно ведёт поиск новых путей для развития художественного образования. Изучение декоративноприкладного искусства и народных промыслов России является составной частью многих профессиональных дисциплин наряду с живописью, рисунком, историей искусств, что занимает важное место в подготовке специалистов в области искусств.

134

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Декоративно-прикладное искусство тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, общими представлениями о законах предметнопространственной среды, хранит и транслирует традиционные технологии ремёсел в современное социокультурное пространство.

Кроме того, кафедра рисунка и живописи факультета дизайна, не являясь выпускающей, тем не менее, играет важную роль в качестве одного из звеньев кластера, реализующих высшее профессиональное образование. На кафедре рисунка и живописи студенты изучают академический рисунок и живопись, скульптуру и пластическое моделирование, им преподают начертательную геометрию и технический рисунок, здесь же учащиеся постигают цветоведение и колористику, необходимые при освоении направлений подготовки и в области дизайна, и в области декоративно-прикладного искусства.

Изучение на уровне высшего профессионального образования таких дисциплин, как «Проблемы современной художественной педагогики»,

«Технологические процессы промышленного производства объектов дизайна», «Организационно-управленческие методы в дизайне», «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства» и другие позволяют студентам уверенно выходить на научно-исследовательскую и творческую практику (по дизайнерским направлениям) и на музейную, педагогическую и производственную практики (по направлениям подготовки декоративно-прикладного профиля).

Практико-ориентированное обучение позволяет студентам образовательных учреждений культуры высшего профессионального образования преобразовать творческие знания в убеждения, сформировать активную позицию личности в учебновоспитательном процессе, выстроить социальные отношения в будущей профессиональной деятельности. В процессе самостоятельной работы на практике развиваются познавательные и художественно-творческие способности личности, повышается уровень художественного мастерства, формируется самостоятельное мышление, потребность в самообразовании, высокая культура труда1.

В производственный блок учебно-производственного кластера БГИИК по художественному образованию входят подразделения, обеспечивающие студентам возможность практического применения результатов образовательной деятельности: базы практик и бизнес-инкубатор БГИИК.

В качестве профильных организаций - партнёров по организации и реализации дуального обучения в учебно-производственный кластер включены учреждения культуры, реализующие направления художественного образования и

обеспечивающие возможность реализации дуального обучения. Среди них:

• ГБУК «Белгородская государственная универсальная научная библиотека»;

• Белгородская государственная детская библиотека им. А. А. Лиханова;

• МБОУ - средняя общеобразовательная школа №36 г. Белгорода;

• МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» г. Белгорода;

• МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода;

• МБОУ «Г имназия №22» г. Белгорода;

• МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода;

• МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Белгорода;

• МБОУ «Лицей №10» г.Белгорода;

1 Уварова Т.А. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности / Наука. Искусство. Культура. Выпуск 3. 2014г.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

135

• ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• МБОУ ДОД «Центр детского-юношеского туризма и экскурсий»;

• ООО «Доброхот»;

• ОГБУ «Центр молодежных инициатив»;

• МУК «Городской творческо-методический центр по организации досуга населения г. Белгорода»;

• ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»;

• ГБУК «Белгородский государственный историко-краеведческий музей»;

• ГБУК «Белгородский государственный художественный музей»;

• ГБУК «Белгородская государственная Филармония»;

• ГБУК «Белгородский государственный историко-художественный музейдиорама «Курская битва. Белгородское направление»;

• МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №4» г. Белгород;

• МКУК «Старооскольская ЦБС» «Центральная библиотека им. А.С. Пушкина;

• Центральная районная библиотека МУК «Централизованная библиотечная система Ракитянского района».

Участие «работодателей-партнеров» необходимо в силу объективных причин -в настоящее время большая часть даже крупных предприятий не нуждается в таком количестве кадров, которое выпускает та или иная профессиональная образовательная организация. Объединение усилий образовательных организаций и работодателей-партнеров позволяет отчасти сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг.

На всех предприятиях-партнерах, входящих в структуру кластера как база практики, введены ставки наставников из числа квалифицированных специалистов, в том числе с осуществлением доплаты в объеме не менее 10 тысяч рублей. Перспективной задачей на 2015-2017 годы является проведение процедуры сертификации наставников обучающихся с целью определения соответствия уровня профессиональных компетенций предъявляемым требованиям в области художественного образования.

Кроме того, в реализации художественного образования участвуют малые инновационные предприятия бизнес-инкубатора БГИИК: ООО «Апогей», ООО «Акцент», ООО «Арт-Декор», - которые являются наряду с базами практик важными структурными образованиями кластера.

Для студентов БГИИК, непосредственно участвующих в работе малых предприятий в структуре кластера, важно, что обучение в вузе творческой направленности даёт им одновременно не только возможность овладения культурой коммуникации, взаимопонимания и кооперирования усилий на реальном производстве, но и возможность изучать менеджмент и маркетинг в реальных условиях.

Жизнеспособность учебно-производственного кластера, а также

преемственность и взаимосвязь его структурных элементов обеспечивают региональный учебно-методический центр по художественному образованию и региональный центр дополнительного профессионального образования. Оба центра, находясь в структуре БГИИК, осуществляют учебно-методическое сопровождение деятельности всего учебно-производственного кластера БГИИК, выводя результаты его деятельности на социально-значимый уровень.

Региональный учебно-методический центр по художественному

образованию был создан в целях развития и научно-методического обеспечения образовательных учреждений дополнительного образования детей (детских

136

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

музыкальных, художественных школ и школ искусств), а также совершенствования подготовки специалистов в сфере культуры и искусства.

В настоящее время учебно-методический центр координирует деятельность образовательных учреждений культуры и искусства области, создает

информационное обеспечение и обеспечивает статистическое наблюдение, юридическое сопровождение, методическую и консультативную поддержку учебных заведений (детский школ искусств, музыкальных школ и художественных школ).

Работа регионального научно-образовательного центра способствует

внедрению на практике научных исследований и достижений передового педагогического опыта, а также ознакомлению с ними педагогических работников. Сотрудники центра постоянно изучают и собирают данные, с одной стороны, об одаренных и талантливых детях, осуществляя профессиональный подбор контингента для получения художественного образования в детской школе искусств БГИИК, на среднем профессиональном и на высшем профессиональном уровне. С другой стороны, центр отслеживает уровень профессиональной подготовки выпускников, их профессиональные потребности и проблемы, принимает участие в аттестационных и экспертных комиссиях.

Региональный центр дополнительного профессионального образования

реализует дополнительные профессиональные программы, учитывая

профессиональные стандарты и квалификационные требования, обеспечивая выпускникам и специалистам со стажем возможность повышения профессиональной квалификации в области художественного образования. Повышение квалификации строится в тесном взаимодействии со всеми областными методическими службами культуры и искусств. Программы повышения квалификации разрабатываются конкретно для каждой категории слушателей в области художественного образования совместно с методическими службами, при этом учитываются особенности приоритетного направления культурной политики области.

При проведении занятий применяются активные формы и методы работы. Проводятся лекционные, практические занятия, мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории, методические биржи, защиты проектов, комплексных программ, учебные экскурсии, семинарские занятия, деловые игры. К учебному процессу привлекаются опытные специалисты областных учреждений культуры, а также профессорско-преподавательский состав БГИИК, ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны.

Учебно-методическое сопровождение деятельности учебно-производственного кластера БГИИК, реализуемое региональным учебно-методическим центром по художественному образованию и региональным центром дополнительного профессионального образования, позволяет структурам, входящим в учебный (детская школа искусств, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование) и производственный (базы практик, бизнесинкубатор) блоки кластера совместно показывать социально-значимый

общественный результат, который является неотъемлемой частью деятельности учебно-производственного кластера БГИИК по художественному образованию и выражен в создании и постоянном обновлении и расширении базы данных одаренных детей разного возраста, в социально-значимых проектах и результатах

производственной деятельности и в постоянном повышении уровня квалификации специалистов.

Наличие базы данных одаренных детей позволяет систематизировать и накапливать данные об одаренных детях и педагогах БГИИК, подготовивших детей к

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

137

конкурсам, олимпиадам, соревнованиям различных уровней. Основные задачи, решаемые в рамках создания базы данных:

- объединение существующей разрозненной информации об одаренных детях Белгородской области;

- составление рейтинга одаренных детей, проживающих на территории Белгородской области;

- предоставление информации для рабочей группы по отбору детей для участия в мероприятиях различного уровня;

- осуществление выбора для принятия решений о грантовой и иной поддержке одаренных детей и талантливых педагогов;

- предоставление сравнительной информации о деятельности учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми;

- предоставление информации образовательным учреждениям по работе с талантливыми детьми, об одаренных детях;

- регистрирование, хранение, обработка и анализ данных о школьных, районных, муниципальных, краевых, окружных, федеральных и международных мероприятиях;

- ведение статистической и аналитической отчетности по итогам работы с одаренными детьми на территории области.

Информация об одаренных детях и талантливых педагогах области, систематизированная в базе данных позволяет не только своевременно выявить, но и организовать сопровождение и поддержку художественно одаренным детям и их педагогам, проживающим на территории Белгородской области.

Главный итог работы учебно-производственного кластера выражается в социально-значимых проектах и результатах производственной деятельности студентов и педагогов.

Среди некоторых из проектов можно назвать следующие.

Образовательный проект «Арт-терапевтические технологии в социальнокультурной деятельности», реализуемый средствами художественного искусства с целью социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Научно-творческий проект «Наследие земли Белгородской» реализуется совместно студентами-искусствоведами и будущими специалистами в области декоративно-прикладного искусства. Он направлен на создание в Белгороде музея народной художественной культуры, в котором горожане могли бы познакомиться с экспонатами, сделанными руками студентов, отражающими местами уже утраченные этнические материальные ценности: от элементов вышивки народного костюма нашего региона до современной трактовки традиционных культурных ценностей.

Научно-творческий проект «Формирование культурного образа Белгородчины средствами изобразительного искусства» реализуется студентами факультета дизайна. Он стал победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов 2013 года и финансируется из федерального бюджета. Данный проект является альтернативой современных граффити и предполагает приобщение жителей города к культурным и историческим ценностям своего народа посредством изобразительного искусства. Его основной целью является перенос визуальных иллюстраций на фасады жилых домов по мотивам детских сказок, изображений знаменитых людей Белгородчины, пейзажей Белгородских улиц и т. п.

Повышение уровня квалификации специалистов является важным заключительным этапом и в то же время новым этапом, который позволяет учебно-

138

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

производственному кластеру развиваться дальше, продолжать соответствовать новым требованиям, следовать современным тенденциям.

Для дееспособной работы учебно-производственного кластера БГИИК по художественному образованию необходимо постоянное проведение разного рода мероприятий, обеспечивающих систематическое и плотное взаимодействие всех структурных элементов кластера. Среди таких мероприятий можно отметить организацию молодежных художественных выставок, организацию выставок художественных работ педагогов, участие действующих членов союзов художников в образовательной деятельности БГИИК, организация благотворительных аукционнов по продаже художественных работ воспитанников детских домов, организацию фестивалей искусств, организацию встреч творческих союзов со студентами для проведения мастер-классов, привлечение студентов к работе в творческих мастерских членов союза художников и др.

Мероприятия, проводимые совместно при участии разных структурных подразделений, входящих в кластер, позволяют увидеть взаимосвязь между ними, найти новые сферы и варианты дальнейшего взаимодействия для реализации единой цели - совершенствования профессионального образования в области художественного искусства и реализации разноуровневого процесса и системной модернизации довузовской подготовки, базовой подготовки среднего и высшего профессионального образования и послевузовской профессиональной поддержки специалистов в области художественного образования. Таким образом, на примере Белгородского института искусств и культуры можно сказать, что творческие вузы могут сыграть роль своеобразных ресурсных центров непрерывного образования, концентрирующих в себе лучшие научно-педагогические и творческие кадры, наиболее современное и качественное учебное оборудование, стать «точкой роста» для создания кластера2 и дальнейшего решения проблемы обеспечения профессионального художественного образования.

Список литературы

1. Уварова Т.А. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности // Наука. Искусство. Культура. Выпуск 3. 2014г. - С.200-202.

2. Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры // Образование и общество. - № 4 (87). 2014.- С.25-30.

2 Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры. Образование и общество. № 4 (87). 2014.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

139

the experience of educational and productional cluster creation in artistic vocationaol education on the example of belgorod state university of arts

and culture

I.E. Belogortseva1), I.A. Grichanikova2)

Belgorod state institute of arts and culture

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

This article describes the structural elements of the educational and productional cluster on vocational education in the field of arts. The substantiation of the functional significance of each of the elements is presented in the article.

Keywords: educational production cluster, vocational education, artistic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.