личности и семьи и обобщающие их до уровня социальных потребностей [4].
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015. 160 с.
2. Кибанов М. В. Основные подходы к обеспечению нового качества профессионального образования // Вестник Иркутского педуниверситета : материалы межвуз. науч.-практ. конф. 2007. Вып.8. С. 177-184.
3. Кондратьева О. Г. Социальный заказ, проблемы и перспективы развития учреждения начального профес-
сионального образования на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 397-406.
4. Кибанов М. В., Тимошенко А. И. Состояние проблемы достижения нового качества образования в условиях профессионального училища // Повышение роли воспитания в условиях модернизации российского образования : материалы науч.-практ. конф. Иркутск : ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. С. 118-124.
5. Кибанов М. В. Психологический портрет обучающихся в сельском училище // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 179-184.
УДК/UDC 378.147 И. Б. Игнатова, Е. А. Покровская
I. Ignatova, E. Pokrovskaya
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE DUAL TRAINING IN UNIVERSITY OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE
В статье освещены результаты экспериментальной работы по внедрению и реализации педагогической модели дуального обучения в вузе социокультурной сферы, отражены основные особенности дуальной системы обучения, поднимаются актуальные проблемы воспитания конкурентоспособных специалистов и становления профессионалов с более высоким и современным уровнем образования.
Отмечен факт, что переход на дуальную систему образования в России поддержан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным (14 ноября 2013 г. на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов).
This article presents some results of experimental work on introduction and implementation of the pedagogical model of dual education in higher school of social and cultural sphere, reflects the main features of the dual training system.
This work also reflects the current problem of the education of competitive specialists and development professionals with a higher and modern level of education.
The authors note the fact that the transition to a dual system of education in Russia is supported by Russian president Vladimir Putin (November 14, 2013 at the meeting of the
Supervisory Board of the Agency for strategic initiatives to promote new projects).
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальное обучение, педагогическая модель, подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
Keywords: vocational education, dual training, pedagogical model, training of skilled and competitive specialists.
Часто используемый термин «профессиональная компетентность» подразумевает готовность человека к профессиональной деятельности, способность принимать деловые решения в области профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, умений и навыков. В государственной программе развития образования РФ до 2020 г компетентность специалиста названа в числе наиболее значимых целей [2].
Учреждения среднего и высшего профессионального образования должны в процессе обучения подготовить такого специалиста, который по окончании учебного заведения будет полностью готов к профессиональной деятельности в любом из учреждений культуры и искусства без последующего доучивания и переучивания на рабочем месте.
С этой целью с начала 2013/14 учебного года БГИИК приступил к реализации педа-
гогической модели дуального обучения студентов для сферы культуры и искусств (рис. 1).
Данный переход органично развил изначальную специфику подготовки художников, актеров, режиссеров, музыкантов, хореографов, библиотекарей, которая подразумевает тесную связь теоретических знаний с практикой — репетициями, концертами, мастер-классами, работой «на производстве» [3; 8].
Основаниями для разработки и реализации модели послужили Стратегия социально-экономического развития Белгородской области по сохранению и развитию культурного потенциала, постановление Правительства Белгородской области от 18.03.2013 № 85-пп (ред. от 19.05.2014) «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов» и ряд таких областных целевых программ, как:
1. Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2013 гг.;
2. Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010-2014 гг.;
3. Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 гг.;
4. Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 гг.;
5. Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области на 2012-2016 гг.
Нельзя не отметить и тот факт, что переход на дуальную систему образования в России поддержан президентом Российской Федерации В. Путиным. На заседании 14 ноября 2013 г наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов президент РФ В. В. Путин выслушал ряд конкретных предложений по развитию в России «так называемого дуального образования» и заявил, что «... если дуальное образование предусматривает сочетание обучения и практической работы, то, конечно, это то, чем нужно заниматься . на современной, новой основе, современными методами и на современном оборудовании». А также отметил, что в ряде регионов положительный опыт реализации такой модели обучения уже есть, в частности в Санкт-Петербурге, Калужской и Свердловской областях.
Рис. 1. Модель дуального обучения для сферы культуры и искусств
Рис. 2. Организация образовательного процесса
Дуальная система подготовки кадров — это практико-ориентированная основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального, высшего образования, совместно реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием в рамках образовательного научно-производственного кластера БГИИК. Практико-ори-ентированное обучение позволяет: повысить профессиональную мобильность выпускников образовательных учреждений, их конкурентоспособность на региональном рынке труда; решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций; значительно повысить практическую часть обучения при сохранении уровня теоретической подготовки [6].
Важнейшее преимущество дуальной системы заключается в том, что она позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку (в основе лежит принцип «от практики к теории»). Обучаемые одновременно с учебой осваивают избранную профессию на производстве (в учреждении), то есть учатся сразу в двух местах, например, два дня в неделю — в образовательном учреждении, остальное время — в учреждении.
Разработка основной профессиональной образовательной программы по дуальной системе в БГИИК осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования Российской Федерации. Программа по дуальной системе реализуется через интегрированный учебный план, построенный на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация такой программы подразумевает, что базовое предприятие заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся
на профиле предприятия (или учреждения). Базовое предприятие активно участвует в разработке учебно-методической документации, осуществляет финансирование практических занятий по производственной практике, оснащении материально-технической базы образовательного учреждения [1, с. 141].
Организация дуального обучения в вузах социокультурной сферы определяется спецификой отрасли и может быть представлена в виде динамической модульно-кластерной структуры всего образовательного процесса (рис. 2).
В рамках учебно-воспитательного кластера теоретическая информация представляется на различного вида лекциях и семинарах. В соответствии с принципами дуального обучения 20 % аудиторных занятий могут проходить на базе учреждений культуры и искусств по направлениям подготовки. При этом федеральный компонент ФГОС не изменяется, а элементы дуального обучения реализуются в рамках регионального компонента.
Научно-исследовательский кластер включает в себя проектную деятельность по разработке как теоретических, так и практических проектов по любым направлениям подготовки в сфере культуры и искусств. Проектная деятельность позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Научно-творческий кластер — репетиционный и исполнительский виды деятельности, которые непосредственно связаны с направлениями подготовки в рамках сферы культуры и искусства.
Основу исполнительско-практического кластера представляют различные виды учебных
и производственных практик, предусмотренных учебным планом, выполнение курсовых и дипломных проектов (дизайн-проектов, постановок и участия в ученических спектаклях и концертах, выступление в профессиональных коллективах) [1, с. 142].
Учебный план, построенный на основе принципов дуального обучения, включает в свою структуру следующие блоки:
1) теоретический блок (дисциплины федерального компонента ФГОС);
2) практический блок (специальные дисциплины, преподаваемые в пропорции: 50 % учебного времени — вуз, 50 % учебного времени — профильное по направлению подготовки учреждение культуры или искусства);
3) региональный компонент (спецкурсы, преподаваемые в пропорции: 30 % учебного времени — вуз, 70 % — профильное по направлению подготовки учреждение культуры или искусства);
4) производственно-педагогическая практика (на базе профильного по направлению подготовки учреждения культуры или искусства).
Вузом заключено 132 договора с организациями, являющимися базами практики, из них обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебными планами 112 организаций (рис. 3).
Наиболее результативными учебными формами взаимодействия вуза с работодателями являются следующие:
1) заключение договоров о целевой подготовке;
2) разработка практико-ориентированных курсовых и дипломных работ (проектов) по запросу работодателя.
Ежегодно тематика выпускных квалификационных работ согласовывается с работодателями, что обеспечивает актуальность, практикоориентированность, способствует закреплению выпускника в организации;
3) рецензирование дипломных работ работодателями.
Ежегодно рецензентами дипломных работ выступают руководители (представители работодателей) различных организаций сферы культуры и искусств. Среди таких организаций: управление культуры Белгородской области; управление культуры Белгородского района; ОГБУ «Центр молодежных инициатив» г Белгорода; ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества»; туристическое бюро «Доброхот»; туристическая фирма «Точка мира», Белгородская государственная филармония, МБУК «Централизованная библиотечная система города Белгорода». Также более 80 % дипломных работ рецензируются специалистами-практиками, руководителями организаций
Составляющие образовательно-производственного кластера
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЬЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ГБОУ ВПО БГИИК
Колледк ку/ыуры и искусств БГИИК
Музы катъилй копгедж им. С.А. Дегтярёва БГИИК
Школа искусств БГИИК, ДМШ, ДШИ
Музы кальмый коттедж г. Губкин
Управление культуры Белгородской области
ОРГДИЗДЦИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ЯДРО КЛАСТЕРА
нвдлициаияид
как центр организационно-методичесгаго сопровождения профессиональной подготовки спец на гнетов для сферы кугътуры и искусств с учетом принципа дуального обучения
Белгородский академический драматический театр им. М.С. Щепкина
Бел городе гая государстве жал
филармония Музеи., бибшотекл
дизайн-студии, рекламные агентства, образовательные организации
трудоустройство ■
Профессиональная подготовка с элементами дуального обучения^_
Рис. 3. Профессиональная подготовка с элементами дуального обучения
сферы культуры муниципальных образований и городских округов Белгородской области;
4) рецензирование работодателями учебных пособий, статей, докладов, научных студенческих работ и т. п.;
5) привлечение представителей работодателей к участию в итоговой государственной аттестации выпускников;
6) привлечение представителей работодателей для проведения теоретических и практических занятий, руководства выпускными квалификационными работами;
7) согласование с работодателями требований к образовательным программам и учебным планам.
Ежегодно рабочие учебные планы корректируются в соответствии с запросами работодателей. Дисциплины вариативной части согласовываются с работодателями. Все рабочие программы рецензируются представителями работодателей в соответствии с профилями дисциплин;
8) информирование студентов об имеющихся вакансиях рабочих мест и требованиях к их соискателям, местонахождении предприятий и организаций;
9)проведение совместных мероприятий по профориентации молодежи (форумов, конференций, заседаний, семинаров, круглых столов, выставок, презентаций, фестивалей, мастер-классов);
10)участие профессорско-преподавательского состава кафедр в учебных программах по повышению квалификации сотрудников учреждений культуры;
11) реализация дуального обучения в образовательном процессе.
С целью повышения эффективности трудоустройства выпускников в вузе был создан центр по профориентации и содействию трудоустройству выпускников БГИИК. До его открытия общий процент трудоустроенных выпускников был достаточно высоким (90-98 %), однако непосредственно в учреждения культуры области трудоустраивалось всего лишь 45 % студентов вуза. Работы в рамках проекта, заключавшиеся в организации центра, приведении программ практик в соответствие с пожеланиями работодателей, создании банка данных работодателей, активизации работы с целевыми направлениями, а также заключении договоров образовательного займа со студентами вуза, привели к увеличению доли выпускников, трудоустроенных в соответствии с полученной специальностью, в муниципаль-
ных учреждениях культуры области до 85 % к 2015 г.
В соответствии с потребностями рынка труда в период 2010-2015 гг. в институте открыто более 40 новых образовательных программ высшего и среднего профессионального образования.
Экспериментальная работа по внедрению и реализации педагогической модели дуального обучения включала в себя несколько приоритетных направлений подготовки квалифицированных специалистов сферы культуры и искусств: по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам (СПО); по инструментальному исполнительству (СПО); по народному художественному творчеству (СПО); по дизайну (ВПО); по музеологии и охране объектов культурного и природного наследия (ВПО); по вокальному искусству (ВПО); по библиотечно-информационной деятельности (ВПО).
Реализации данных направлений послужило также создание Славянского центра культуры в 2015 г., ориентированного на изучение и освоение народных традиций славян, восстановление роли народной культуры в формировании воспитывающего социокультурного пространства и сохранении культурной идентичности населения Белгородской области, а также этнокультурное брендирование территорий.
Практическая подготовка в БГИИК представляет собой одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов, организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности и соответствует требованиям ГОС и ФГОС. На сегодня в профессорско-преподавательском составе института 21 доктор наук, 121 преподаватель вуза имеет ученую степень кандидата наук. В рамках дуального обучения у студентов есть уникальная возможность перенять наработанный годами опыт у преподавателей-практиков, в том числе народных артистов РФ и заслуженных работников культуры РФ. На базе института работает более 20 профессиональных творческих коллективов, которые также реализуют практическую часть системы дуального обучения.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что дуальная модель обучения актуальна и жизнеспособна, может служить основой для комплексного развития любого региона.
Использование элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе вуза способствует становлению профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, так как именно данный вид подготовки позволяет студенту раскрыться, проявить свои знания, развить в себе креативное мышление, научиться планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.
1. Гричаникова И. А., Посохова Н. В. Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №4 (16). С. 140-143.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Ь|йр://минобрнауки.рф/докумен-ты/4106.
3. Игнатова И. Б. Культура как основное условие социально-экономического развития города // Управление городом: теория и практика. 2014. № 3. С. 4-9.
4. Игнатова И. Б., Покровская Е. А. Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов в вузах социокультурной сферы на принципе дуальной системы обучения // Вестник ТГУ. 2015. № 3 (3). С. 22-25.
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.). URL: http://base.ganant.ru/ 70291362/.
6. Самолдина Л. Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз : автореф. дис. .. канд. пед. наук. Казань, 2008.
УДК/UDC 377 В. В. Петренко
V. Petrenko
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
PECULIARITIES OF THE VOCATIONAL TRAINING MASTERS ACTIVITY IN MODERN SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS
В современных социально-экономических условиях, предъявляющих новые требования к подготовке квалифицированных кадров, происходят изменения в деятельности мастеров производственного обучения — основных учителей профессии. Статья содержит анализ влияния социально-экономических факторов на структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности мастеров, их личностные качества.
In modern social-economic conditions which need new requirements to the training of the qualified personnel some changes are taking place in the activity of vocational training masters. The article contains the analysis of the influence of the social-economic factors on the structure and the content of the professional and pedagogical masters' activity and their personal qualities.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, деятельность мастера производственного обучения, функции мастера производственного обучения, личностные качества мастера.
Keywords: secondary vocational education, master of vocational training, master's of vocational training functions, master's personal qualities.
Сегодня основным ресурсом в подготовке квалифицированных рабочих кадров выступает среднее профессиональное образование, реализующее программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
В соответствии с положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, «учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла» [Ю]. По мнению В. В. Путина: «В новых ФГОСах есть модули («умения» и «навыки»), которые реализовать может только производственник, преподаватель, который дает студентам компетенции «знания», не может этого сделать. Это в компетенции мастеров производственного обучения, которых остро не хватает в настоящее время» [17].