Научная статья на тему 'Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования'

Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / VOCATIONAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING / SPHERE OF CULTURE AND THE ARTS / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гричаникова Ирина Александровна, Посохова Наталья Викторовна

Проникновение инноваций в сферу ис кусств и культуры и их влияние на социокуль турную среду обусловили необходимость внедрения инновационных проектов, новых об разовательных технологий и в сферу высшего образования, которое становится возможным только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств, в частно сти на основе внедрения принципов дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гричаникова Ирина Александровна, Посохова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF MODERNIZATION OF PERSONNEL TRAINING FOR THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE BASED ON THE PRINCIPLES OF DUAL EDUCATION

The article is devoted to the innovations in the sphere of arts and culture and their impact on the socio-cultural environment. The necessity of innovations is explained by the implementation of innovative projects, new educational technologies in the sphere of higher professional education, which is possible only when upgrading training in the educational institutions of culture and arts, in particular, on the basis of the dual training principles takes place.

Текст научной работы на тему «Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования»

дентов лежат современные образовательные технологии, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к будущей профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование современных методов и приемов обучения пробуждает у студентов интерес к образовательной деятельности, создает атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решает целый

комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

1. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. — 2013. — № 6. — C. 99-111.

2. Оринчук В. А., Сидоров Д. Г., Большев А. С. Здоровье-ориентированный компонент формирования физической культуры в вузе // Приволжский научный журнал. — 2008. — № 2. — С. 197-201.

3. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование.—2010.—№ 6.—С. 182-188.

4. Скрипко Л. Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76-84.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — URL: fcpro.ru.

УДК/UDC 378.147 И. А. Гричаникова, Н. В. Посохова

I. Grichanikova, N. Posohova

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROCESS OF MODERNIZATION OF PERSONNEL TRAINING FOR THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE BASED ON THE PRINCIPLES

OF DUAL EDUCATION

Проникновение инноваций в сферу искусств и культуры и их влияние на социокультурную среду обусловили необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и в сферу высшего образования, которое становится возможным только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств, в частности на основе внедрения принципов дуального обучения.

The article is devoted to the innovations in the sphere of arts and culture and their impact on the socio-cultural environment. The necessity of innovations is explained by the implementation of innovative projects, new educational technologies in the sphere of higher professional education, which is possible only when upgrading training in the educational institutions of culture and arts, in particular, on the basis of the dual training principles takes place.

Ключевые слова: региональный вуз, профессиональное образование, подготовка

кадров, сфера культуры и искусств, дуальное обучение.

Keywords: regional educational institution, vocational education, personnel training, sphere of culture and the arts, dual education.

На протяжении всего периода реформирования системы отечественного высшего и среднего образования одной из проблем профессиональной подготовки специалистов остается высокий уровень теоретизации обучения и содержательное несоответствие основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) квалификационным требованиям работодателей к профессиональным компетенциям молодых специалистов, которые по окончании учебных заведений проходят длительную адаптацию к производственным условиям. В менее острой форме данная проблема присутствует в системе подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, т. к. в федеральных государственных образо-

вательных стандартах (ФГОС) предусмотрена непрерывная учебная практика (в пассивной и активной формах), а также учебно-профессиональные лабораторные занятия на базе профильных учреждений культуры и искусств и профессиональных творческих коллективов вуза.

Однако в этой сфере большую остроту приобретают другие аспекты данной проблемы. Образование в сфере культуры и искусств по своим методикам и технологиям обучения является одной из самых консервативных систем в отличие, например, от инженерно-технического или даже педагогического. Сложившиеся десятилетиями принципы российской школы музыкального исполнительства, хореографического, театрального, изобразительного искусства, ее жесткие стандарты и квалификационные требования, с одной стороны, определили российскую школу как одну из лучших в области культуры и искусства. С другой — в стремительно изменяющемся мире высоких технологий (информационных, телекоммуникационных, космических, нано-и биотехнологий, педагогических, социокультурных и других) происходит постоянное обновление и расширение профессиональных возможностей и потенций практически в каждой отрасли экономики, и в том числе в искусстве и культуре. Появляются музыкальные инструменты, технико-исполнительские возможности которых не только превосходят классические образцы, но и открывают перспективы развития в области композиции и аранжировок. Компьютерные технологии проникают в современную живопись, а дизайнерское искусство становится немыслимым без специального моделирующего пространство программного обеспечения. Даже балетное искусство совершенствуется с помощью технических новшеств, таких как специальное напольное покрытие, Эй-декорации, расширяя традиционные представления специалистов о прекрасном.

Таким образом, проникновение инноваций в искусство и их влияние на социокультурную ситуацию ставят перед педагогами и учеными все задачи, выводя объективные требования далеко за рамки узкопрофессиональной подготовки специалиста для социокультурной сферы. Необходимо формировать адаптационные механизмы к современной среде, готовность, по словам профессора Г. М. Цыпина, к изменению своей жизни, освоению нового опыта и новейших технологий, самообразова-

нию. На необходимость таких преобразований указывается в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), а также в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. [1; 2]. В данных документах подчеркивается необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и программ, что становится возможным только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств, в частности, на основе внедрения принципов дуального обучения. Это практико-ориентированное обучение, которое реализуется совместно высшим учебным заведением и учреждением сферы культуры и искусств. Дуальное обучение в сфере культуры и искусств — это сочетание теоретической подготовки с практическими занятиями, которые включают в себя лабораторно-практические занятия, учебно-репетиционную и концер-тно-исполнительскую деятельность, а также по некоторым направлениям подготовки про-ектно-творческую деятельность на базе профильных учреждений культуры и искусств.

Разработка ОПОП в дуальной системе подготовки осуществляется в рамках ФГОС Российской Федерации, которые реализуются через интегрированный учебный план, построенный на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация ОПОП подразумевает, что базовое учреждение заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся на его профиле и специфике. Поэтому оно должно активно участвовать в разработке учебно-методической документации, осуществлять финансирование практических занятий в рамках производственной практики, обеспечивать материально-техническое оснащение образовательного процесса на своей базе.

«Производственную» базу в зависимости от направлений подготовки, реализуемых образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, могут составлять театры, музеи, филармонии, библиотеки, студии звукозаписи, дворцы и дома культуры, музыкальные школы и школы искусств. Однако в большинстве своем эти организации являются бюджетными и статьи их расходов строго регламентированы. На сегодняшний день в них не предусмотрено финансовое и материально-техническое обеспечение дуальной формы подготовки кадров.

Тем не менее ряд функций базовые организации могут реализовывать с минимальными затратами. Реализация первой и третьей функций является малозатратной, а вот второй — требует постоянного финансирования, так как педагогическая деятельность специалистов базовых организаций в рамках дуальной системы подготовки должна оплачиваться из бюджета этой организации.

Однако именно эти три функции базовых учреждений являются ключевыми для реализации системы дуального обучения. Построение образовательного процесса с большой долей практических занятий и активным вовлечением в педагогический процесс специалистов базовых организаций социокультурной сферы позволяет сформировать у студентов в соответствии с ФГОС необходимые им для вступления в профессиональную среду профессиональные компетенции.

Особенность дуального обучения в вузах социокультурной сферы определена спецификой отрасли и может быть представлена в виде динамической модульно-кластерной структуры организации всего образовательного процесса.

Основу профессиональной подготовки специалиста для сферы культуры и искусств представляет личностно ориентированный подход к обучению, который рассматривает обучение как создание условий для полноценного проявления, формирования и развития творческой личности студента в процессе освоения профессии.

Организация учебного материала при внедрении элементов дуального обучения в профессиональную подготовку специалистов сферы культуры и искусств носит модульный характер, что является прогрессивной развивающейся системой, основанной на модулях, — логически завершенных самостоятельных блоках учебной программы. Этот принцип обучения служит основой совершенствования работы над формированием профессиональных компетенций в целом, обеспечивая:

1)творческие потребности и интересы обучающихся;

2)различные стратегии освоения/овладения профессией;

3) дифференциацию способов предъявления учебного материала;

4) индивидуальные формы обучения;

5) создание широкого диапазона стимулов для вовлечения обучающихся в профессиональную деятельность;

6) установление взаимодействия с носителями профессии посредством совместной учебно-творческой и профессиональной деятельности;

7) моделирование профессиональной среды.

Научно-исследовательский кластер

включает в себя проектную деятельность по разработке как теоретических, так и практических проектов по любым направлениям подготовки в сфере культуры и искусств. Проектная деятельность позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной профессиональной деятельности. Разработка и реализация проекта предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой — предполагает необходимость интегрирования знаний и профессиональных компетенций, умений применять знания в практической деятельности, профессии.

Научно-творческий кластер — это репетиционная и исполнительская деятельность, которая непосредственно связана с направлениями подготовки в рамках сферы культуры и искусств.

Основу исполнительско- (производственно) практического кластера представляют различные виды учебных и производственных практик, предусмотренных учебным планом, выполнение курсовых и дипломных проектов (дизайн-проектов, постановок и участие в ученических спектаклях и концертах, выступление в профессиональных коллективах).

Таким образом, специфика модели дуального обучения в системе профессионального образования в сфере культуры и искусств предполагает, во-первых, реализацию прак-тико-ориентированной модульной системы обучения. Во-вторых, практическую направленность и проектный характер аттестационных и выпускных квалификационных работ. В-третьих, высокий уровень индивидуализации обучения. В-четвертых, привлечение профильных специалистов организаций культуры

и искусства к преподавательской деятельности и приему государственных экзаменов. В-пятых, создание профессиональных творческих коллективов на базе образовательных учреждений. В-шестых, заключение договоров с профильными организациями культуры и искусства для проведения практик [4].

До сих пор внедрение принципов дуального обучения осуществлялось в системе подготовки кадров в основном для «производственных» отраслей экономики на уровнях начальной и средней профессиональной подготовки. Организации высшего образования подобного опыта практически не имеют, тем более в социокультурной сфере. Впервые это новшество внедрил в практику Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК), который с начала 2013/14 уч. г. приступил к реализации проекта «Модернизация подготовки специалистов для сферы культуры и искусств на основе принципа дуального обучения».

В настоящее время БГИИК динамично развивается и объединяет в себе все уровни художественного образования: дополнительное образование, профессиональное и послевузовское образование. Выпускаемые вузом работники сферы культуры и искусств хорошо известны не только в области, но и за ее пределами. Это специалисты нового типа, владеющие не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и практическими навыками, приобретенными в художественных лабораториях и студиях вуза, знакомые изнутри с «творческой кухней» различных видов искусств.

На основе данных мониторинга и официальных рейтингов общая оценка эффективности деятельности БГИИК составляет 86,51 %, что является результатом реализации в вузе инновационной модели профессионального образования в сфере искусств и культуры, которая построена на единстве научно-исследовательской, научно-творческой и культурно-производственной составляющих образовательной деятельности, в основе которой лежит принцип дуального обучения.

Перестроение образовательного процесса по принципу дуального обучения в БГИИК осуществляется на всех ступенях профессионального образования: среднего профессионального образования (18 направлений подготовки), бакалавриата, специалитета

(52 направления) и магистратуры (5 направлений). Это уже позволило значительно оптимизировать образовательный процесс и повысить качество профессиональной подготовки выпускаемых специалистов, улучшить их практико-ориентированные компетенции. С этой целью вузом заключены договоры с ведущими учреждениями культуры и искусств региона.

Таким образом, в 2014/15 уч. г. профессиональное обучение в вузе на основе принципов дуального обучения представлено как проектно-модульное, то есть практическое обучение (50 % учебного времени) на базовых предприятиях учреждений культуры.

Таким образом, можно утверждать, что необходимыми условиями для решения проблем подготовки профессиональных кадров в области культуры и искусства являются интеграция педагогических и научно-творческих сил, модернизация образовательных программ на основе принципа дуального обучения, увеличение научно-исследовательской и научно-творческой составляющих образовательного процесса, а также оптимальное использование единых финансовых средств, материально-технической базы, учебных площадей и социальной базы [3]. Вузы культуры и искусств призваны сыграть роль своеобразных ресурсных центров непрерывного образования, концентрирующих в себе лучшие научно-педагогические и творческие кадры, наиболее современное и качественное учебное оборудование, стать точкой роста для создания кластера и дальнейшего решения проблемы.

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014 г.). — URL: base.garant.ru/70291362.

2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 104672/?frame=1.

3. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Социокультурная ин-новатика как актуальное направление научно-инновационных исследований в сфере культуры // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 56-62.

4. Гричаникова И. А. Формирование инновационной инфраструктуры института, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг на базе системы интеграции образования, науки и производства // Модельный Дом культуры : инновационный ресурс социально-экономического развития территории: сб. междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 сент. 2011 г.). — Белгород : Политерра, 2011. — С. 24-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.