Научная статья на тему 'Особенности обучения специалистов социокультурной сферы на современном этапе'

Особенности обучения специалистов социокультурной сферы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Е.А.

В статье рассматривается вопрос подготовки специалистов социокультурной сферы на современном этапе. Освещены некоторые вопросы своеобразия подготовки кадров для сферы культуры и искусств, модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры на основе дуального обучения, отражены некоторые особенности и принципы данной системы обучения. Также, данная работа отражает актуальную проблему воспитания конкурентоспособных специалистов и становление профессионалов с более высоким и современным уровнем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF SPECIALISTS SOCIAL AND CULTURAL SPHERE AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the issue of training specialists social and cultural sphere at the present stage. Some questions of identity of personnel training for the sphere of culture and arts, the modernization of personnel training in modern University of arts and culture on the basis of the dual training, reflected some features and principles of this system. Also, this paper reflects the current problem of education of competitive specialists and development professionals with a higher and modern level of education. Keywords: vocational education, dual training system, the education of competitive specialists.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения специалистов социокультурной сферы на современном этапе»

162

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е.А. Покровская

Региональный учебно-методический центр по художественному образованию Белгородского государственного института искусств и культуры e-mail: karolina-25@mail.ru

В статье рассматривается вопрос подготовки специалистов социокультурной сферы на современном этапе. Освещены некоторые вопросы своеобразия подготовки кадров для сферы культуры и искусств, модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры на основе дуального обучения, отражены некоторые особенности и принципы данной системы обучения. Также, данная работа отражает актуальную проблему воспитания конкурентоспособных специалистов и становление профессионалов с более высоким и современным уровнем образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система обучения, воспитание конкурентоспособных специалистов.

Система образования в сфере культуры и искусств в нашей стране не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Она складывалась не одно столетие и, что называется, прошла проверку временем, воспитав плеяду выдающихся деятелей искусств и культуры с мировыми именами. Но стремительные процессы развития, происходящие, практически, во всех сферах жизни современного общества диктуют нам необходимость модернизации существующей в стране системы образования, в том числе и образования в области искусства.1 Изучение опыта образовательных систем передовых государств позволяет более критически подходить к проблемам образования и воспитания в собственной стране, дает понимание необходимости изменений в сфере профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям. По мнению многих ученых и практиков состояние практической подготовки студентов, которое наблюдается в последние годы, совершенно не отвечает требованиям сегодняшних работодателей, и связано это именно со снижением внимания к практической подготовке студентов.

Так, в своей работе «Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ» Самолдина Л.Н., проведя анализ состояния практической подготовки студентов, приходит к выводу, что основная причина снижения качества профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях, которое наблюдается в последнее время, связано именно со снижением внимания к практической подготовке студентов в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Выявляет также и ряд с этим связанных проблем, таких как:

1 Тешев В. А. Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. №1. С. 147.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

163

1. Предприятия не заинтересованы принимать на работу молодых специалистов, так как на рынке труда имеется большое количество уже высококвалифицированных специалистов.

2. Для предприятий практиканты являются просто обузой, потому как за короткий период времени их трудно включать в отлаженный технический процесс.

3. Студенты заранее настроены на временное пребывание на предприятии и сами неохотно включаются в производственный процесс.

4. Нет материальной заинтересованности практикантов.

5. Практическая подготовка часто проводится на устаревшем оборудовании, а доверять неопытному молодому специалисту современное оборудование нет возможности2.

По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ, на сегодняшний день текущая ситуация в России в сфере образования такова, что:

- в большинстве случаев происходит бесцельный набор абитуриентов: не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место;

- все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов, не обращая внимания на их способности, личные качества и потребности предприятий, учреждений и т. д.;

- места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством;

- минимальное количество практических занятий, на которых наставничество или полностью отсутствуют, или очень низкого качества;

- планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет, сегодня все зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. 3

Все это требует четкого и детального пересмотра, необходимы системные изменения на каждом этапе обучения. Прежде всего:

- студент, зачисленный на 1-й курс четко должен понимать, на каком месте он будет работать;

- практика во время обучения полностью должна быть ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе;

- обязанности наставника почетны и востребованы;

- качество подготовки должно быть очень высокое;

- в результате, студент после окончания обучения остается работать на месте практики;

- каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, должен иметь возможности профессионального и карьерного роста.

Конечно, в менее острой форме данная проблема присутствует в системе подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, так как в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) предусмотрены непрерывная учебная практика и учебно-профессиональные лабораторные занятия на базе профильных учреждений культуры и искусств и профессиональных творческих коллективов вуза. Но проникновение инноваций в искусство и их влияние на

2 Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз: автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2008.

3 Дуальное образование / Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: http: //www. asi.ru/molprof/dualeducation/

164

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

социокультурную ситуацию выдвигают свои требования и ставят перед педагогами и учеными все новые и новые задачи, выводя объективные требования далеко за рамки узкопрофессиональной подготовки.4 Необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и программ подчеркивается и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), а также в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, а это возможно только при условии модернизации подготовки кадров в вузах культуры и искусств.

Таким образом, достижение оптимально высоких результатов обучения высококвалифицированных кадров отрасли культуры и искусств немыслимо без создания современной модели образования, отражающей принципиально новые подходы в организации работы каждой из образовательных ступеней.

Своеобразие подготовки кадров для сферы культуры и искусств заключается в том, что она осуществляется в три этапа: предпрофессиональное образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (так называемая уникальная трёхступенчатая система подготовки профессиональных кадров, включающая детскую школу искусств - училище - вуз). На предпрофессиональном уровне на базе детских музыкальных школ и детских школ искусств осуществляется выявление и поддержка одаренных детей, создаются условия для приобретения знаний, умений и навыков в области искусств, происходит подготовка к получению профессионального образования. На среднем профессиональном уровне образования происходит интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие личности обучающегося, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов среднего звена. Высшее профессиональное образование специализируется на подготовке высококвалифицированных кадров. На этом этапе происходит углубление и расширение специальных знаний, удовлетворяются потребности студентов в получении научно-педагогической квалификации.

В этом контексте трудно переоценить деятельность музыкальных, художественных школ и школ искусств как учреждений начального звена профессиональной подготовки наиболее талантливых и одарённых детей. Именно на начальном этапе обучения выявляются дети, для которых искусство может стать их будущей профессией, прививается любовь к этой профессии, закладываются основы профессиональных навыков.

Работа по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей на Белгородчине разнопланова и многогранна. Она включает в себя проведение конкурсно-фестивальных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней, организацию выставок детского художественного творчества, олимпиад, подготовку и участие учащихся и студентов в конкурсах региональных и международных за пределами области и страны, Всероссийских и Всемирных молодёжных Дельфийских играх, Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России», участие в работе творческих школ, организацию работы детских творческих коллективов. В подготовке этих мероприятий методические службы в лице Регионального учебно-методического центра по художественному образованию БГИИК, образовательные учреждения трёх ступеней системы «школа - училище -вуз» выступают в едином творческом и организационном союзе.

4 Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры. Орел: Образование и общество, 2014. №4. С. 25.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

165

Задачи выявления и профессиональной ориентации творчески одарённой молодёжи, модернизации образования в сфере культуры и искусств настоятельно требуют переосмысления содержания школьных учебных программ. Не первый год образовательные учреждения дополнительного образования детей области работают по многоуровневым модифицированным учебным программам. Это стало нормой их деятельности. Многоуровневые программы позволяют дифференцировать учащихся по степени их одарённости и в соответствии с этим выдвигать различные творческие задачи, наиболее полно учитывать индивидуальные способности талантливых детей, выстраивать на годы вперёд перспективу их музыкального развития. Обучение перспективных детей проходит по усложнённым программам, приближённым по уровню к программным требованиям начальных курсов музыкальных ссузов. В школах открываются классы, работающие по экспериментальным программам. Функционируют профориентационные классы для подготовки наиболее способных учащихся к поступлению в отраслевые ссузы. С 2013 года большинство детских музыкальных школ и школ искусств перешли на обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программам (срок обучения: 8+1).

Вместе с тем, учреждения дополнительного образования детей идут не только по пути обновления учебных программ. Коренные изменения претерпевает сам учебный процесс, к чему побуждают многообразные инновационные преобразования, происходящие сегодня в музыкальной педагогике. В школах вводятся принципиально новые формы и методы обучения. Задача педагогов не только дать новые знания, привить определённые умения и навыки, но и сформировать у учащихся умение учиться. И в этом направлении имеем положительный опыт. Достаточно назвать имена педагогов-новаторов широко известных в области и за её пределами, например: Иванова Галина Викторовна (детская школа искусств г. Шебекино), Серковская Татьяна Алексеевна (детская музыкальная школа №4 г. Белгород) и др.

Тесные творческие и организационные связи, обусловленные общностью целей и задач, стоящих перед педагогами учреждений трёх образовательных ступеней отрасли культуры и искусств, прослеживаются во всех сферах деятельности коллективов. Так, с перспективными учащимися и их преподавателями постоянную профессиональную связь поддерживают педагоги-кураторы музыкальных колледжей и института искусств и культуры: проводят консультативные занятия, оказывают методическую помощь в подборе и подготовке исполнительских программ, курируют талантливых детей в течение ряда лет до момента их поступления в образовательные учреждения среднего или высшего звена отрасли. Большим подспорьем в этой работе становятся групповые выезды преподавателей различных специализаций института искусств и культуры, музыкального колледжа БГИИК, методистов регионального учебно-методического центра по художественному образованию в сельские и районные школы с целью оказания практической помощи педагогам школ в подготовке учащихся к продолжению обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего звена.

Педагоги института искусств и культуры и музыкальных колледжей БГИИК -неизменные члены жюри областных конкурсов и их отборочных туров, проходящих в зональных методических объединениях. О талантливых детях из «глубинки» знают не понаслышке. Нередко эти учащиеся в дальнейшем становятся абитуриентами областных образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Работа в качестве членов жюри не сводится лишь к судейству. Главное и наиболее ценное -это профессиональный разбор выступлений, методические рекомендации коллегам из музыкальных школ по вопросам дальнейшей работы с учащимися.

166

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Традиционной и очень ценной формой работы стало совместное участие педагогических коллективов начального, среднего и высшего звена, методистов Регионального учебно-методического центра по художественному образованию института искусств и культуры в проведении научно-практических конференций по актуальным вопросам музыкального образования. Так, огромную аудиторию педагогов и учащихся, фольклористов собирают научно-творческие «Маничкины чтения»; педагогов и учащихся отделений народных инструментов - Всероссийская музыкальная акция «День баяна», конференции, посвящённые роли и значению народных инструментов в образовательном пространстве XXI века, Региональные научно-практические конференции «Развитие личности через музыку, язык, общение» и др.

Современное образовательное учреждение - динамичная, постоянно

развивающаяся система, предъявляющая всё больше требований к тем, кто в ней работает. Детские музыкальные школы и школы искусств, ссузы, вузы, чтобы быть конкурентоспособными, расширяют спектр востребованных образовательных услуг, участвуют в инновационных проектах, региональных научно-практических конференциях, конкурсах и т.п. Всё больше требований предъявляется к профессиональному уровню педагогов. Увеличивается количество преподавателей, имеющих ученое звание, степень.

Но вместе с тем, мы переживаем период падения престижа профессий в сфере культуры и искусств, происходящего в силу низкого социального статуса работников отрасли, низкого уровня оплаты труда, ограниченного набора социальных льгот. Всё это в какой-то степени накладывает свой отпечаток на процессы развития образовательных учреждений всех трёх ступеней системы. И главными на сегодняшний день задачами становятся:

- создание условий для перспективного развития системы образования в сфере культуры и искусства;

- обеспечение методической поддержки перспективных проектов развития образовательных учреждений отрасли;

- внедрение инновационных образовательных технологий и перспективных форм обучения в учебный процесс;

- поддержка, использование и распространение инновационной деятельности педагогов;

- осуществление координации деятельности образовательных учреждений отрасли внутри системы «школа - училище - вуз» с целью выполнения задачи кадрового воспроизводства в сфере культуры и искусств.

Единой задачей, стоящей перед образовательными учреждениями всех трёх ступеней, по-прежнему, является подготовка высококвалифицированных,

конкурентоспособных профессиональных кадров отрасли культуры и искусства, требующая укрепления и развития профессиональных, методических,

организационных связей, сохранения преемственности между каждым из звеньев системы.

На наш взгляд решению обозначенных проблем может способствовать внедрение и реализация элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе образовательных учреждений (от СПО до ВПО и магистратуры), что будет способствовать становлению профессионалов с более высоким и современным уровнем образования.

Эта форма сегодня успешно применяется в ряде регионов России. Нельзя не отметить и тот факт, что переход на дуальную систему образования в России

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

167

поддержан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. 14 ноября 2013 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Президент РФ В.В. Путин выслушал ряд конкретных предложений по развитию в России «так называемого дуального образования» и заявил, что «.. .если дуальное образование предусматривает сочетание обучения и практической работы, то конечно это то, чем нужно заниматься, ... разумеется, на современной, новой основе, современными методами и на современном оборудовании». И в марте 2015 года Белгородская область присоединилась к реализации проекта «Подготовка рабочих кадров,

соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В регионе система дуального образования уже внедрена во многих учебных заведениях. В числе лидеров - Дмитриевский сельхозтехникум в Яковлевском районе, Корочанский сельскохозяйственный техникум, Красногвардейский сельхозтехникум, Ракитянский агротехнологический техникум, а также Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Общими принципами подготовки специалистов по дуальной системе являются:

- реализация практико-ориентированной модульной системы обучения;

- практическая направленность аттестационных и выпускных квалификационных работ;

- высокий уровень индивидуализации обучения;

- привлечение профильных специалистов организаций культуры и искусства к преподавательской деятельности и к приёму государственных экзаменов;

- создание профессиональных творческих коллективов на базе образовательных учреждений;

- заключение договоров с профильными организациями культуры и искусства для проведения практик.

Обучение включает в себя целый комплекс мероприятий по обновлению содержания образования, форм и методов обучения, созданию соответствующего современным технологиям уровня ресурсного обеспечения учебного процесса, что даёт возможность каждому обучающемуся достичь той степени образованности, которая соответствует его личностному потенциалу, интересам и потребностям, а также обеспечивает возможность продолжения образования.

В рамках внедрения модели дуального обучения в систему профессионального образования специалистов социокультурной сферы следует учитывать специфику их подготовки, которая подразумевает высокую индивидуализацию процесса обучения (большой процент индивидуальных занятий) и значительную долю практических занятий. Кроме того, «производственную» базу в зависимости от направлений подготовки, реализуемых образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, могут составлять театры, музеи, филармонии, библиотеки, студии звукозаписи, дворцы и дома культуры, музыкальные школы и школы искусств, которые в большинстве своём являются бюджетными учреждениями, чьи статьи расходов строго регламентированы.5 Хочется отметить, что в Белгородском государственном институте искусств и культуры практическая часть системы дуального обучения реализуется на основе участия студентов в работе профессиональных творческих коллективах вуза.

5 Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры. Орел: Образование и общество, 2014. №4. С. 26.

168

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.

Для нашей системы образования мы должны выделить и внедрить лишь основные преимущества дуальной системы обучения (по сравнению с традиционной):

1. Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой.

2. В механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника.

3. Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.

4. Учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту уже в ходе обучения.

5. Заинтересованность руководителей предприятий в обучении «своего» работника.

Конечно, эффективность дуальной системы обучения признана во всем мире и очень привлекательна для российского образовательного сообщества, но все же следует правильно извлекать полезность «дуального обучения» с учетом развития мировых интеграционных процессов в образовании, экономики страны/региона, существующих законодательных и нормативных актов, и менталитета российских граждан. Но, мы видим, что интерес к дуальной системе профессионального обучения и внедрению ее элементов в систему российского образования очевиден. Опыт внедрения модели дуального образования в других странах мира может быть с успехом применен в России сегодня. Новый закон «Об образовании» даёт возможность реализовывать «дуальную модель» подготовки кадров. И как мы видим, в России уже есть регионы с успешным опытом внедрения аналогичных моделей образования, где есть замечательные инициативы, накоплен практический опыт в этой сфере.

Окончательно оценить и выявить все плюсы и минусы дуальной модели обучения сегодня пока невозможно. Результат данной формы обучения покажет себя на практике через несколько лет, когда в регионах появятся первые выпускники, закончившие ссузы и вузы по дуальной системе. Но уже сегодня мы с уверенностью можем сказать, что дуальная модель обучения актуальна и жизнеспособна, и может служить основой для комплексного развития любого региона. А наша задача -использовать любой шанс для совершенствования качества обучения.

Список литературы

1. Внедрение дуальной системы обучения / Сборник материалов по проекту (часть 1). - Астана, 2013.

2. Дуальное образование / Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - URL: http://www. asi.ru/molprof/dualeducation/

3. Игнатова И.Б., Гричаникова И. А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры. - Орел: Образование и общество, 2014. №4.

4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_104672/ ?frame=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http: //base.garant.ru/70291362/.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

169

6. Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: автореф. дис. д-ра. пед. наук / С.П. Романов. - Нижний Новгород, 2008.

7. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз: автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 2008.

8. Тешев В.А. Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. №1.

FEATURES OF TRAINING OF SPECIALISTS SOCIAL AND CULTURAL SPHERE AT THE PRESENT STAGE

E.A. Pokrovskaya

Regional training and methodological center for arts education Belgorod state institute of arts and culture е-mail: karolina-25@mail.ru

The article discusses the issue of training specialists social and cultural sphere at the present stage. Some questions of identity of personnel training for the sphere of culture and arts, the modernization of personnel training in modern University of arts and culture on the basis of the dual training, reflected some features and principles of this system. Also, this paper reflects the current problem of education of competitive specialists and development professionals with a higher and modern level of education.

Keywords: vocational education, dual training system, the education of competitive specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.