6. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учеб.-метод. комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов : учеб.-метод. пособие / ред. кол.: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина и др.; отв. ред. Э. М. Казин. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 627 с.
7. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ профессиограммы. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
8. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 480 с.
9. Методика для диагностики учебной мотивации студентов // Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: моногр. — Улан-Удэ, 2004. — С.151-154.
удк/udc 378.14 И. Е. Белогорцева, О. А. Киреева
I. Belogortseva, O. Kireeva
образовательное прогнозирование в вузах культуры
educational prognoses in higher educational institutions of culture
В статье поднимаются теоретические проблемы образовательного прогнозирования, приводятся практические примеры из опыта работы вуза искусств и культуры, обосновывается необходимость образовательной прогностики в творческих вузах.
The article deals with theoretical problems of educational prognoses, contains practical examples of the experience of the institute of arts and culture and proves the necessity of educational prognostics in the artistic institutions.
Ключевые слова: образовательное прогнозирование, инновации, методы и средства прогностики, вузы культуры и искусства.
Keywords: educational prognoses, innovations, methods and approaches, prognostics, higher educational institutions of arts and culture.
В современном обществе образование выполняет важнейшую функцию, от которой будет зависеть будущее подрастающего поколения и, соответственно, страны. Система образования при этом не должна отставать от развития общества. Развитие образовательной системы не может идти хаотично, оно должно соответствовать международным стандартам, а образование должно отвечать требованиям конкурентоспособности, обеспечивающим высокий уровень сформированности компетенций, соответствующим нормам Болонского соглашения, несмотря на особенности менталитета российских педагогов и обучающихся.
Для реализации вышеперечисленных задач Минобрнауки России были разработаны Федеральный закон «Об образовании в Россий-
ской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определены особенности прохождения процедуры государственной и общественной аккредитаций образовательных учреждений. На фоне предпринимаемых мер становится очевидным, что современное образование претерпевает глубокие изменения, ему не свойственно состояние умеренного равновесия-поддерживания заведенного ранее традиционного порядка.
Если школьное образование так или иначе стабилизируется, то система высшего образования до сих пор подвергается реорганизации, интеграции и оптимизации. Процесс образования в современном высшем учебном заведении все больше направлен на обеспечение социализации обучающегося, а именно, вовлечение его во все сферы социальной жизни, что позволяет максимально развить его природные качества и способности, уверенно себя чувствовать в социуме и реализовывать свой потенциал в будущей профессии.
В прежней редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» под образовательным результатом понимали усвоение конкретных предметов, в настоящей редакции в образовательном результате в равной степени учитываются как метапредметные, так и личностные достижения.
На каждом конкретном этапе образования ожидаемые образовательные результаты делятся на обязательные и возможные. Образовательный результат в современном понимании отличается от традиционного: приобретение знаний и возможность их практического
применения. Современный образовательный результат — это совокупность знаний, навыков, а главное — компетенций, и, кроме того, способность к постоянному саморазвитию (смена парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь»), возможность масштабно мыслить не только в контексте своей профессиональной деятельности.
Современные образовательные организации, будучи открытыми образовательными системами, направлены на обучающегося, с одной стороны, и на запрос государства — с другой, поэтому они не могут оставаться на позициях консерватизма. Приверженность к традиционным, пусть даже успешным, методикам обучения непременно сочетается с инновациями. Новаторство позволяет вывести качество образования на высокий уровень, прогнозировать достижение высоких образовательных результатов, требования к которым в нынешних условиях, безусловно, крайне высоки.
Если говорить о современных учреждениях высшего образования, работающих в сфере культуры, то требования к ним на порядок выше. Как справедливо было отмечено на Московском международном форуме культуры в 2012 г, «культура — главный фактор совершенствования образования и воспитания современного человека, его подготовки к полноценной социальной, творческой жизни... Реализуясь в творческой созидательной деятельности, человек совершенствуется, совершенствуя социум, формируя новый уровень своего культурного развития, совершенствуя культурную среду, выступая мощным рычагом экономического развития и модернизации страны» [1, с. 10].
В связи с этим инновациям в сфере культуры уделяется не меньше внимания, чем в образовании: инновационная деятельность реализуется в инновационных проектах и программах организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере культуры, и иными действующими в сфере культуры организациями, а также их объединениями. Инновационные процессы в настоящее время являются важной составляющей построения конкурентоспособной деятельности любой организации. Качественное управление инновационными процессами приводит организацию в статус эффективной — во-первых, во-вторых — переводит ее из дотационной в доходную, что немаловажно для отрасли культуры.
Сегодня наиболее активно и очевидно инновации внедряются в технические сферы деятельности, которые относятся к разряду наукоемких экономических отраслей, например биоэнергетика, нанотехнологии. В этих областях управление инновационными процессами уже успешно осуществляется, результаты эффективного управления отражаются в экономической прибыли и перспективах роста предприятий.
В сфере культуры инновации внедряются с меньшим размахом, однако и в этой сфере заметны изменения. Для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации признаются федеральными либо региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования области, региона, страны.
В нашей стране инновационные явления как в сфере образования, так и в сфере культуры связаны с преобразованием сознания общества, с серьезными реформами, имеющими слабопрогнозируемые последствия, с нестабильностью и быстрым темпом изменений социальных и политических ситуаций.
Неоднозначность трансформационных процессов, неустойчивые нововведения, серьезные переломы традиционного и внедрение инноваций создают трудности на пути эффективного функционирования образовательной среды в институтах культуры и искусств. Выходом из постоянно возникающих проблемных ситуаций и определенным ресурсом решения становится прогнозирование, которое для любого современного образовательного учреждения и, в том числе, для вузов культуры выступает залогом успешности на рынке образовательных услуг и способом выживания в конкурентной борьбе.
Тенденции современного образования, являющиеся предпосылками интенсивного обращения к образовательному прогнозированию, представлены на рисунке 1.
Образовательное прогнозирование в современном мире рассматривается как возможность определения перспектив развития педагогических явлений, затрагивающих образовательную сферу жизнедеятельности.
Анализ трех направлений прогнозирования (прогнозирование как способность опережающего отражения [9, с. 27]; как вид познания, направленный на получение знаний о будущем и процессах его развития на основе
Рис. 1. Предпосылки обращения к образовательному прогнозированию
эмпирических данных [8, с. 8]; как теоретический способ познания будущих явлений и процессов [6, с. 61]), проведенный в исследовании Т. А. Султановой, позволяет заключить, что прогнозирование в целом представлено как категория крайне многогранная, а именно — как способность, процесс познания, вид деятельности [11, с. 2]. В образовательной деятельности вузов культуры и искусств прогнозирование — это вид деятельности, осуществляемый на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов педагогической действительности. Прогнозирование при этом реализуется параллельно планированию, программированию, проектированию. Потенциал данного вида профессиональной деятельности педагога раскрывается в рамках преобразования педагогической действительности, выведении ее на новый уровень развития и функционирования и обеспечения таким образом опережающего подхода в образовании [12, с. 232-237].
В диссертационном исследовании Л. Я. Оси-повой выделены следующие общие методологические принципы образовательной прогностики: познаваемость, объективность, развитие, детерминизм, единство теории и практики, историзм. Существенным дополнением к указанным общим принципам выступают частные методологические принципы, которые основываются на особенностях прогностической деятельности в общей педагогике: принцип понятийно-терминологического
единообразия и точности; принцип исследовательской доказательности, непрерывности (систематичности), целостности, коллективности, системности и комплексности, вариативности, опытно-экспериментальной верификации, практической направленности [5].
Квалифицированно проведенное целепо-лагание и прогнозирование в вузах культуры и искусств определяет базу для педагогического проектирования образовательного процесса данных творчески ориентированных учебных учреждений. Педагогическое проектирование при этом охватывает содержательные, организационно-методические, материально-технические и социально-психологические (эмоциональные, коммуникативные и т. п.) аспекты деятельности при оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Оно так же, как и целеполагание и прогнозирование, может осуществляться на опытно-логическом, эмпирическо-интуитивном и научном уровнях [7]. Используя прогнозирование как метод педагогического исследования, необходимо проводить целенаправленное изучение перспектив развития как образовательной системы вузов культуры и искусств в целом, так и определенных частных образовательных явлений творческих вузов.
Среди методов научного прогнозирования, применяемых в педагогике, можно выделить общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, измерение, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, идеализация, мысленный (теоретический) эксперимент, исторический
и логический методы), интернаучные методы, применяющиеся для прогнозирования объектов как минимум в двух науках (метод экстраполяции, метод экспертных оценок и метод логического моделирования), частнонауч-
ные методы (методы социологии, психологии, кибернетики и т. д.).
Схематически сущность образовательного прогнозирования в вузах творческой направленности отражена на рисунке 2.
Рис. 2. Сущность образовательного прогнозирования и его методы исследования в вузах творческой направленности
Если общенаучные методы образовательного прогнозирования достаточно хорошо изучены, а частнонаучные отражают специфику лишь отдельных профессиональных отраслей, то интернаучные методы в сфере деятельности творческих вузов, на наш взгляд, наиболее инновационны и привлекают внимание с точки зрения эффективной педагогической прогностики.
Среди интернаучных методов прогнозирования, как отражено на рисунке 2, традиционно выделяют три универсальные группы методов, которые напрямую соотносятся с педагогической наукой, с одной стороны, и способны отразить особенности развития сферы культуры — с другой. Это методы экстраполяции, экспертных оценок и логического моделирования [4, с. 215].
Экстраполяция как метод исследования предполагает анализ исторических основ раз-
вития, педагогических и культурных тенденций, складывающихся с течением времени и вытекающих из временных закономерностей; изучение преимуществ и проблем традиционных составляющих образовательной деятельности творческих вузов, трудностей внедрения и рисков инноваций. Выявление явных, скрытых и случайных фактов, результаты их анализа распространяются и накладываются на современные нововведения как в образовательной, так и в культурной сфере и становятся основой педагогических прогнозов в вузе культуры и искусств.
К методу экспертных оценок в педагогической науке прибегают при необходимости проведения экспериментальных исследований. Наиболее популярны метод комиссии, метод «мозгового штурма», или коллективной генерации идей, метод Дельфи, публикационный
метод прогнозирования. Эмпирические данные, полученные независимыми квалифицированными специалистами сферы культуры, обрабатываются и составляют общую картину с усредненными характеристиками, которые также становятся основой для дальнейших прогнозов и построения новой или коррекции имеющейся образовательной траектории вузов сферы культуры и искусств.
Методы логического моделирования основаны на сопоставлении аналогичных процессов и явлений в психологической и педагогической науках, проявлении данных явлений в определенной сфере, в нашем случае в сфере деятельности образовательного учреждения культуры и искусств, обобщении теоретических и эмпирических данных и формулировании прогнозных логических моделей поведения как глобального масштаба — на уровне федеральной образовательной политики, так и на локальном уровне каждого отдельного учебного заведения — вуза культуры.
Использование обозначенных интернаучных методов образовательного прогнозирования позволило внедрить эффективные нововведения в деятельность Белгородского государственного института искусств и культуры (далее — БГИИК).
Метод экстраполяции подтвердил, что «культура является эффективным инструментом социального контроля и управления. Но она осуществляет эту социальную регуляцию не насилием или угрозой его применения (как политика) и не материальными вознаграждениями за хорошее поведение (как экономика), а посредством воспитания и психологического давления, стимулируя добровольное лояльное социальное мировоззрение и поведение человека» [13, с. 17].
Для вуза культуры и искусств весьма важно положение о необходимости освоения современными поколениями традиционных духовных идеалов русского народа, заложенных в богатейшем пласте народной художественной культуры, всеобъемлюще воплотившем мировоззрение народа, его менталитет, систему ценностей [10, с. 51].
Реализованная с этой целью прогностика показала эффективность введения дополнительных бюджетных мест по направлениям подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства в БГИИК, что привело к увеличению конкурса среди желающих получить образование по данному направлению подготовки; необходимость поддержки разви-
тия вузовских самодеятельных студенческих и преподавательских народных хоровых и танцевальных коллективов до статуса профессиональных, что сказалось на повышении уровня их исполнительского искусства, привлечении в коллективы большего количества хорошо подготовленных танцоров и вокалистов.
Изучение независимых оценок экспертов в области культурной политики подтвердило высокий уровень теоретизации обучения и содержательное несоответствие основных профессиональных образовательных программ квалификационным требованиям работодателей к профессиональным компетенциям молодых специалистов, которые по окончании учебных заведений проходят длительную адаптацию к производственным условиям. Решение данной проблемы в БГИИК увидели в реализации системы дуального обучения, то есть в построении образовательного процесса с большой долей практических занятий и активным вовлечением в педагогический процесс специалистов базовых организаций социокультурной сферы, что позволило сформировать у студентов в соответствии с ФГОС необходимые профессиональные компетенции [3, с. 26].
Основу еще двум инновациям в БГИИК определил метод логического моделирования образовательной траектории творческого вуза. Одним из нововведений стал кластерный подход к организации всего образовательного процесса. Учебно-воспитательный, научно-исследовательский, исполнительско-практиче-ский и научно-творческий кластеры составили структуру модульно-кластерной системы образования в БГИИК. Кластеры объединили образовательные структуры, каждая из которых имеет собственные цели, возрастные ориентиры для обучающихся, использует свои подходы к организации деятельности и в то же время в совокупности образует преемственные этапы получения профессионального образования и использования сформированных компетенций на практике. Это способствовало осуществлению единого цикла преемственности этапов развития профессионального образования на базе БГИИК [2, с. 130].
Второе нововведение связано с проектно-целевым подходом к деятельности творческого вуза. Целью применения проектно-целевого подхода в БГИИК явилось методологическое, организационное и ресурсное обеспечение инновационного развития вуза. Для этого были решены следующие задачи: ориентация дея-
тельности БГИИК на достижение конкретных результатов, определяемых Комплексной программой инновационного развития БГИИК; формирование горизонтальных связей между различными структурами вуза; обеспечение планирования, мониторинга и контроля деятельности; обеспечение эффективности управления рисками, коммуникациями, бюджетом вуза; повышение мотивации исполнительской дисциплины как студентов, так и преподавателей.
Таким образом, прогнозирование вариантов развития образовательной системы вуза творческой направленности осуществляется на основе комплексной оценки ее параметров и с помощью определенных методов научного исследования и выступает теоретической основой управления образовательной системой творческого вуза, его технологической составляющей и предпосылкой принятия обоснованных управленческих решений в процессе разработки суждений о вероятных изменениях социально-педагогических объектов в будущем с целью повышения эффективности управления ими.
1. Абдулатипов Р. Г. Приветственное слово участникам Московского международного форума культуры — 2012 // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. — № 3 (47). — С. 9-12.
2. Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессио-
нальному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. — 2015. — № 1 (5). — С.130-138.
3. Игнатова И. Б., Гричаникова И. А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры // Образование и общество. — 2014. — № 4 (87). — С. 25-30.
4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком, 2010. — 280 с.
5. Осипова Л. Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Ульяновск, 2009. — 650 с.
6. Педагогическое прогнозирование: науч.-метод. пособие / под общ. ред. Л. Е. Никитиной. — М.: МПСИ, 2009. — 288 с.
7. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса [Электронный ресурс]. — URL: http://www. bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/63.htm.
8. Рабочая книга по прогнозированию / отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. — М., 1982. — 430 с.
9. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб., 2003. — 352 с.
10. Селюкова Т. А. Народное музыкальное творчество в социокультурном образовательном пространстве региона // Наука. Искусство. Культура. — 2014. — Вып. 4. — С. 48-53.
11. Султанова Т. А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 3. — С. 118-121.
12. Султанова Т. А. Прогнозирование в деятельности руководителя образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 232-237.
13. Флиер А. Я. Манифестация культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 3 (47). — С. 14-19.
удк/udc 378.046.4:005
И. Г. Грентикова, И. П. Поварич
I. Grentikova, I. Povarich
проблемные аспекты использования интерактивных методов
в процессе обучения менеджеров
application challenges of interactive approaches in managers training
В статье раскрываются проблемные аспекты использования интерактивных методов в процессе обучения менеджеров по Президентской программе на примере Кемеровского государственного университета. При этом сделана попытка обоснования необходимости методически определять возможные отличия, которые возникают в процессе практической
реализации, от классически сформулированных определений.
The article reveals the application challenges of interactive methods in the Presidential Managers' Training Program on the example of the Kemerovo State University. The authors have made an attempt to justify the need for the systematically identification of potential