НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
223
УДК 378
К ВОПРОСУ О ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
М.В.Шевцова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье представляется опыт вуза искусств и культуры по реализации дуального обучения с целью повышение качества подготовки выпускников информационно-библиотечной сферы. Предлагается авторская модель подготовки бакалавров на основе дуального обучения.
Ключевые слова: Дуальное обучение, дуальность, БГИИК, обучение студентов, библиотечноинформационная сфера.
В последние годы наблюдается острая кадровая проблема по подготовке квалифицированных специалистов информационно-библиотечной сферы. Руководители библиотек отмечают главной проблемой низкую заинтересованность в библиотечной специальности в связи с нечетким представлением сферы трудовой деятельности. Поскольку библиотека, являясь социальным институтом, обеспечивает непрерывное образование на всех уровнях и реализует доступность прав граждан на информацию - встает вопрос о методике подготовки и переподготовки библиотечных кадров.
Дуальное обучение как модель профессиональной подготовки позволяет преодолеть разрыв между производственной и образовательной системами. Дуальность означает «двуединство, двойственность» или «единое организационное целое». Данная форма профессионального образования возникла как продукт социального партнерства в виде механизма тесного взаимодействия государства, работодателей и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда.1
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые вкладывают достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников. Значимость дуальной системы определяется заинтересованностью предприятий не только в результатах обучения, но и в содержании обучения.
В настоящее время уделяется особое внимание реализации программы по подготовке специалистов по заказам предприятий. В Белгородском государственном институте искусств и культуры подготовка бакалавров приняла модернизированную форму, объединив в себе новые критерии для успешной конкурентоспособности выпускников ВУЗа на рынке труда. Документальным подтверждением является
Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования: Опыт ФРГ и России: дис. доктор пед. наук: 13.00.08: защищена 2002 / Г. А. Федотова. - Москва, 2002. -340 с.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-dualnoi-formy-professionalnogo-obrazovaniya-opyt-frg-i-rossii
224
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Регламент взаимодействия субъектов, участвующих в организации дуального
обучения студентов ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и
2
культуры».
Исходя из Регламента - дуальное обучение студентов института искусств и культуры реализуется на базе учреждений, участвующих в реализации программы дуального обучения со студентами института. За счет внедрения механизма дуального обучения в образовательный процесс института объем освоения практической подготовки студентами на базе учреждений составляет: СПО - не менее 70%; ВПО - не менее 60%; магистратура - не менее 50%, от общего объема аудиторной учебной нагрузки за весь период обучения по образовательной программе.
Целью проекта о Дуальном образовании является повышение качества подготовки выпускников среднего и высшего профессионального образования БГИИК до уровня не менее чем 4,9 балла к 2015 г.
Разработка и реализации настоящего проекта «Модернизация подготовки специалистов для сферы культуры и искусств на основе принципа дуального обучения» позволит обеспечить современное качество профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов с привлечением государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации.
Из выступления ректора Белгородского государственного института искусств и культуры на Всероссийской научно-практической конференции «Российская провинция. Развитие творческого потенциала населения» с докладом «Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в региональном вузе искусств и культуры».
Подготовка специалистов библиотечно-информационной деятельности (ВПО) выглядит следующим образом (Таб.1):
Таблица 1
Подготовка специалистов библиотечно-информационной деятельности
Учебный год 2013—2014 2014—2015
Распределение учебного времени теоретические занятия — 54%, практические занятия - 40%, практика - 6% теоретические занятия — 53%, практические занятия -18%, лабораторно—практические занятия - 12%, практика - 17%
Педагоги Педагоги БГИИК (доктора и кандидаты наук) - 90%, Педагоги БГИИК (доктора и кандидаты наук) - 70%,
2 Регламент взаимодействия субъектов, участвующих в организации дуального обучения студентов ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры». / БГИИК; руков. депар. внут. и кадровой политики Белгородской области; испол. ГБОУ ВПО БГИИК- Белгород, 2014.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
225
специалисты библиотек г. Белгорода - 10% специалисты библиотек г. Белгорода - 30%
Базы для проведения лабораторно— практических занятий и практик библиотеки, ОУ г. Белгорода и Белгородской области (БГУНБ, Детская библиотека им. А.А.Лиханова, Шебекинская ЦРБ)
Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Совместное
финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями-заказчиками кадров и региональными органами власти.
В сфере высшего образования по направлению подготовки «Библиотечноинформационная деятельность» определены такие объекты профессиональной деятельности: удовлетворение потребностей общества в информационных ресурсах; участие в разработке инновационных проектов развития библиотечно-
информационной деятельности; изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотек; стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере. Это свидетельствует о том, что компетентностная модель выпускника этого направления подготовки имеет значительную производственную направленность. Дуальное обучение в этом случае приобретает особую актуальность.
В рамках исследовательской работы разработана модель подготовки бакалавров на основе дуального обучения (Рис.1).
Рисунок 1 - Модель подготовки бакалавров на основе дуального обучения
Разработанная модель позволяет в системном плане представить подготовку бакалавров на основе дуального обучения. Система дуального обучения в Белгородском государственном институте искусств и культуры регулируется
226
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
договором о сотрудничестве «Регламент взаимодействия субъектов, участвующих в организации дуального обучения студентов ГБОУ ВПО «Белгородский
государственный институт искусств и культуры»». Практическое обучение студентов проходит на предприятиях-партнерах (Белгородская государственная универсальная научная библиотека), предоставляющих в рамках обучения учебные центры (компьютерный зал, зал каталогов). Теоретическое обучение проходит на базе ВУЗа, который предоставляет информационные ресурсы для обучения студентов.
Список литературы
1. Самолдина Л. Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ : дис. Кан. пед. Наук : 13.00.01 : защищена 2008 / Л. Н. Самолдина. -Казань, 2008. - 272 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-dualnoi-tselevoi-professionalnoi-podgotovki-studentov-v-s
2. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования : Опыт ФРГ и России : дис. доктор пед. наук : 13.00.0 : защищена 2002 / Г. А. Федотова. - Москва, 2002. -340 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-dualnoi-formy-professionalnogo-obrazovaniya-opyt-frg-i-rossii
3. Официальный сайт Профессионального колледжа «Московия» [Электронный ресурс] // URL: http://xn--b1adcflhdeanqgb4b8p.xn-p1aiAndex.php/homepage/proekty/dualnoe-obrazovanie
4. Регламент взаимодействия субъектов, участвующих в организации дуального обучения студентов ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры». / БГИИК; руков. депар. внут. и кадровой политики Белгородской области; испол. ГБОУ ВПО БГИИК- Белгород, 2014.
ON THE QUESTION OF DUAL TRAINING SPECIALISTS OF INFORMATION - LIBRARY SCIENCE
M.V.Shevtsova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
The paper presents the experience of the university of arts and culture on the implementation of the dual training to improve the quality of graduates library and information sector. The author's model of bachelor's based on a dual training.
Keywords: dual training, duality, BGIIK, student learning, library and information sphere.