УДК 378.1
И.Б. ИГНАТОВА, Е.А. ПОКРОВСКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Игнатова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), [email protected]
Покровская Евгения Александровна, соискатель кафедры педагогики и методики профессионального образования, ассистент кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития дуальной системы обучения, ее основные принципы и преимущества по сравнению с другими системами образования. В работе представлены актуальные проблемы становления и воспитания конкурентоспособных специалистов-профессионалов, соответствующих современным требованиям практики.
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система обучения, подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
UDC 378.1
I.B. IGNATOV, E.A. POKROVSKAYA
THE THEORETICAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF THE DUAL TRAINING
Ignatova Irina Borisovna, PhD (pedagogical), Full professor, rector of Belgorod state Institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), [email protected]
Pokrovskaya Evgeniya Aleksandrovna, postgraduate of the department of pedagogy and methods of professional education, assistant professor of department of folk singing art of the Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), [email protected]
Abstract. In the article the questions of formation and development of the dual system of education, its basic principles and advantages in comparison with other education systems. This paper reflects the current problem of education of competitive specialists and development professionals with a higher and modern level of education.
Keywords, vocational education, dual training system, training highly qualified and competitive specialists.
Дуальная система обучения - это исторически сложившаяся форма профессионального образования. Она глубоко вошла в политическую, экономическую, религиозную и технологическую историю Европы. Сегодня данная система обучения успешно используется в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах, Швейцарии.
Термин «дуальный», «дуальность» (от лат. dualis) означает «двойственный, двуедин-ство». Он широко применяется в различных областях знаний. В педагогике понятия «дуальный», «дуальная система» впервые были использованы в Германии в середине 1960-х для обозначения новой формы профессионального образования, которая в дальнейшем получила признание и мировую известность. Сегодня дуальная система обучения является отличительной чертой педагогики Германии.
Обращаясь к истории становления дуальной системы обучения, нужно отметить, что (по мнению немецкого исследователя К.В. Штратмана), «даты рождения» у данной системы нет, так как она уходит своими корнями в цеховую организацию труда, имеющую в Германии вековые традиции. Очень долгое время не только в Германии, но и во всей Европе, а также в Азии, различным ремеслам обучались только юноши. Мастер прививал необходимые знания и навыки той или иной профессии, показывал технические приемы, а ученики стремились достичь уровня знаний и умений своего мастера. Такой вид профессионального обучения просуществовал несколько столетий [1, с. 22]. Законодательную силу дуальная форма профессионального образования (как основной метод подготовки и вос-
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
питания молодых рабочих) приобрела с принятием Закона о профессиональном образовании в 1969 году, который действует и в настоящее время.
В своей диссертационной работе С.П. Романов определяет понятие дуальной системы профессионального обучения в Германии как форму взаимодействия двух автономных «в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного; осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании, профессионального обучения» [2].
Немецкий ученый Й. Мюнх делит такую систему обучения на две различные учебно-производственные среды, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых. Он предложил следующую схему структуры дуальной системы профессионального обучения в Германии:
1. Учебно-производственная среда предприятия включает в себя: 1) рабочее место для обучающегося с частичной оплатой труда; 2) учебную мастерскую или лабораторию; 3) внутрипроизводственное обучение.
2. Учебно-производственная среда профессиональной школы предусматривает: 1) учебный класс; 2) мастерскую или лабораторию.
Исследователь А. Шелтен выделяет такие отличительные признаки дуальной системы, как поиск педагогического взаимодействия предприятия и образовательного учреждения. Обучение на предприятии носит преимущественно профессионально-практический характер, а в образовательном учреждении имеет профессионально-теоретическую направленность и предусматривает продолжение общеобразовательного обучения [3].
Л.Н. Самолдина отмечает, что формирование у студентов адаптации к профессии предполагает социальное партнерство учебных заведений и предприятий. Она отмечает следующие виды социального партнерства: а) углубление взаимосвязи учебного и производственного процессов; б) обучение специальности в условиях социального партнерства (высвобождается время для гуманитарной подготовки студентов, повышается их уровень культуры); в) сближение образовательных учреждений с предприятиями; г) неразрывность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки [4].
Подчеркнем, что укрепление связей с предприятиями открывает для учебных заведений дополнительные возможности в следующих направлениях: 1) организация практики студентов; 2) доступ к информации о рынке труда; 3) учет требований работодателей и расширение возможностей трудоустройства выпускников; 4) упрощение процедуры корректировки учебных программ, отвечающих требованиям работодателей.
Г.А. Федотова отмечает, что в новых социально-экономических условиях успешное развитие профессионального образования в России должно происходить в формах взаимодействия социальных партнеров. Главным социальным партнером является государство (в лице различных ведомств), работодатели и профсоюзы. На сегодняшнем этапе нельзя сказать, что социальное партнерство в системе профессионального образования полностью отсутствует, но в нем нет четкого взаимодействия и слаженности. Г.А. Федотова рекомендует изучить опыт Германии, где действует отлаженный механизм института социального партнерства, подразумевающий активное участие в нем федеральных структур, работодателей и профсоюзов [5].
Анализ научных публикаций по исследуемой теме позволяет утверждать, что ни одна национальная образовательная модель не привлекала такого пристального внимания исследователей, как германская дуальная система обучения. Но, несмотря на ее общемировую известность, до настоящего времени в России отсутствуют ее фундаментальные исследования.
В проанализированных нами диссертационных работах последних лет дуальное обучение рассматривается как выгодная модель обучения студентов технического профиля для подготовки квалифицированных специалистов системы инженерно-педагогического образования (Романов С.П., Самолдина Л.Н.). Ряд диссертационных работ посвящен изучению самой системы обучения в Германии, представлены возможности использования ее элементов в России (Кирилловский А.Н., Марчук Е.В., Приступ О.В., Торопов Д.А.,
Федотова Г.А.). Специальные работы посвящены изучению отдельных аспектов дуальной формы профессионального обучения ФРГ, в которых рассмотрены теоретико-методологические основы педагогики ФРГ (Федотова О.Д.), инновационные модели учебного процесса (Кларин М.В., Фишер Э.), профессиональная подготовка учащейся молодежи в ФРГ и Швейцарии (Федотова Е.Е.), подготовка мастеров производственного обучения (Корнеева Л.И.), создание модели функционирования системы социального партнерства в подготовке кадров региона (Корсунов А.В.).
Ученые, занимающиеся дуальной системой обучения, едины во мнении, что преимущества ее по сравнению с другими системами очевидны: 1) она ликвидирует разрыв между практикой и теорией, 2) качество получаемых знаний «тестируется» непосредственно на рабочем месте, 3) учебное заведение более адекватно учитывает требования работодателя к будущему специалисту, 4) возрастает мотивация работодателя в обучении своего будущего работника.
Сегодня в России в некоторых регионах успешно внедрены аналогичные модели образования, имеются замечательные инициативы, накоплен практический опыт в этой сфере, в частности, в Санкт-Петербурге, Калужской и Свердловской областях.
Адаптация дуальной системы образования Германии является перспективным направлением системы профессионального образования Калужской области, где дуальная система образования существует наряду с уже утвердившейся системой образования начиная с 2010 года1. Переход на дуальную систему образования в России поддержан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 14 ноября 2013 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
В Белгородской области на основании Постановления правительства Белгородской области № 85-пп «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов» от 18.03.2013 года дуальное обучение внедряется во многих образовательных учреждениях региона. В числе лидеров - Дмитриевский сельхозтехникум в Яковлевском районе, Коро-чанский сельскохозяйственный техникум, Красногвардейский сельхозтехникум, Ракитян-ский агротехнологический техникум, а также Белгородский государственный институт искусств и культуры.
С 1 сентября 2013 года Белгородский государственный институт искусств и культуры приступил к реализации педагогической модели дуального обучения студентов для сферы культуры и искусств. Вузом заключено 132 договора с организациями, являющимися базами практики, из них обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебными планами 112 организаций. На базе института работает более 20 профессиональных творческих коллективов, через которые тоже реализуется практическая часть системы дуального обучения.
Своеобразие подготовки кадров для сферы культуры и искусств заключается в том, что она осуществляется в три этапа: предпрофессиональное образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование - трехступенчатая система подготовки профессиональных кадров, включающая детскую школу искусств - училище - вуз. Общими принципами подготовки специалистов для данной сферы являются: реализация практико-ориентированной модульной системы обучения; практическая направленность аттестационных и выпускных квалификационных работ; высокий уровень индивидуализации обучения; привлечение профильных специалистов организаций культуры и искусства к преподавательской деятельности и к приему государственных экзаменов; создание профессиональных творческих коллективов на базе образовательных учреждений; заключение договоров с профильными организациями культуры и искусства для проведения практики.
1 Калужский колледж информационных технологий и управления открыл первую в России дуальную образовательную программу, выпускники которой уже приступили к работе.
"Культурная жизнь Юга России" 26 ;
№ 3 (62), 2016
В рамках внедрения модели дуального обучения в систему профессионального образования специалистов социокультурной сферы следует учитывать специфику их подготовки, которая подразумевает высокую индивидуализацию процесса обучения (высокий удельный вес индивидуальных занятий) и значительную долю практических занятий. Кроме того, «производственную» базу в зависимости от направлений подготовки, реализуемых образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, могут составлять театры, музеи, филармонии, библиотеки, студии звукозаписи, дворцы и дома культуры, музыкальные школы и школы искусств, которые в большинстве своем являются бюджетными учреждениями, чьи статьи расходов строго регламентированы [6, с. 26].
Таким образом, мы видим, что дуальная система отвечает интересам и требованиям сразу трех заинтересованных сторон: предприятий (учреждений), учащихся и государства. Предприятиям нужны «готовые» специалисты, которые, придя на работу, сразу приступают к осуществлению профессиональной деятельности без долгой адаптации и «доучивания» на рабочем месте. Выпускники учебных заведений заинтересованы в вопросе успешного трудоустройства по специальности. Государство, таким образом, эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики. Использование элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе способствует становлению профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, так как именно такой вид подготовки позволяет студенту раскрыться, проявить свои знания, развить в себе креативное мышление, научиться планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.
Литература
1. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Дуальное обучение: перспективы развития в России // Образование и общество. № 6 (95). С. 22-25.
2. Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2008.
3. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург, 1996.
4. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
5. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования: опыт ФРГ и России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
6. Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры // Образование и общество, 2014. №4. С. 25-30.
References
1. Ignatova I.B., Pokrovskaya E.A. Dual training: development perspectives in Russia // Obrazovanie i obshhestvo. 2015. №6 (95). P. 22-25.
2. Romanov S.P. The Development of the dual system of engineering-pedagogical education in higher education: synopsis of the thesis PhD (pedagog.). Nizhny Novgorod, 2008.
3. Shelten A. Vvedenie v professional'nuyu pedagogiku [Introduction to vocational pedagogy]. Ekaterinburg, 1996.
4. Samoldina L.N. Scientific and methodological support of dual target training of students in colleges: thesis for the degree in pedagogical sciences. Kazan, 2008.
5. Fedotova G.A. The development of dual forms of vocational education: the experience of Germany and Russia: synopsis of the thesis ... PhD (pedagog.). Moscow, 2002.
6. Ignatova I.B., Grechanikova I.A. Dual training as the basis for modernization of training in modern University of arts and culture // Obrazovanie i obshhestvo, 2014. № 4. P. 25-30.