Научная статья на тему 'Эффективность дуального обучения в системе подготовки кадров для отрасли искусств'

Эффективность дуального обучения в системе подготовки кадров для отрасли искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ / ФИЛАРМОНИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешников Е. А., Боруха С. Ю., Киреева О. А.

В статье рассматриваются достоинства и недостатки внедрения системы дуального обучения на уровне среднего профессионального образования в отрасли культуры и искусств на примере подготовки музыкантов; определяются шаги совершенствования накопленного опыта взаимодействия вуза и базового работодателя; обсуждаются перспективы совершенствования системы дуального обучения в отрасли искусств в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешников Е. А., Боруха С. Ю., Киреева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF DUAL TRAINING IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING IN ARTS

The article focuses on the advantages and disadvantages of dual education system at the level of secondary vocational education in the field of culture and arts on the example of training musicians. The steps to improve the accumulated experience of interaction between the university and a base employer are defined. In the article, the prospects of improving the system of dual education in arts in Russia are discussed.

Текст научной работы на тему «Эффективность дуального обучения в системе подготовки кадров для отрасли искусств»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ ИСКУССТВ

Е.А. Алешников1), С.Ю. Боруха2), О.А. Киреева3)

^^Белгородский государственный институт искусств и культуры

1,2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются достоинства и недостатки внедрения системы дуального обучения на уровне среднего профессионального образования в отрасли культуры и искусств на примере подготовки музыкантов; определяются шаги совершенствования накопленного опыта взаимодействия вуза и базового работодателя; обсуждаются перспективы совершенствования системы дуального обучения в отрасли искусств в России.

Ключевые слова: дуальное обучение, подготовка музыкантов, музыкальное искусство, отрасль культуры и искусства, профессиональное обучение, базовый работодатель, филармония, система.

Традиции реформ российского образования уходят глубоко корнями в историческое прошлое. Немало примеров переноса обретений западных педагогических школ на нашу отечественную почву. Что-то прижилось, как система Гербарта и, хотя и в измененном виде, но существует по сей день. Полезно учиться и перенимать опыт у других стран, у других педагогических школ, полезно привносить новое, но всегда нужно помнить о том, что одним из главных принципов в педагогике был и есть принцип «не навреди». «В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии. О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП)»1.

1 Загальская Е. Дуальное образование на смену индивидуальному [Электронный ресурс]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/joumal/861/.

В Белгородской области активно внедряется система дуального обучения по аналогии с опытом подготовки кадров для промышленных предприятий Германии. Обусловленная развитием средств производства, возникновением «умных» станков и машин кадровая политика промышленных предприятий была вынуждена в конце XIX века предложить свою собственную систему организации подготовки профессиональных кадров. Традиционная система образования Германии и других европейских государств просто не успевала перестраиваться в соответствии с изменениями, происходившими в промышленности. Решением противоречия между консервативным характером образовательной системы и активными изменениями в средствах производства стала дуальная система подготовки профессиональных кадров, которая достигла своего расцвета к концу XX века.

В Европе «... дуальная система выросла из последовательного развития лучших идей в педагогике и экономике, направленных на решение задачи подготовки квалифицированных кадров как основы конкурентоспособности той или иной страны. Качественная и хорошо себя обеспечивающая собственным трудом рабочая сила становится залогом процветания государства. Эта цель заставляла искать новые методы обучения, объединяла усилия предприятий, школ и государственной власти»2. В современной Германии из 3,6 млн предприятий в программе профессионального обучения задействовано 500 тысяч. Основную финансовую нагрузку по обучению специалиста в рамках дуальной системы несет предприятие - работодатель. И его заинтересованность в таких вложениях очевидна: предварительный отбор кадров, подготовка именно такого специалиста, в котором в настоящее время испытывает потребность предприятие, высокая мотивация обучающегося на эффективное освоение образовательный программы, продиктованное стремлением по итогам аттестации получить постоянное место работы.

Нормативное регулирование дуальной системы в Германии четко определено3. Не станем описывать полностью, а отметим лишь те моменты, которые на сегодняшний день не достаточно урегулированы в России. В Германии четко определен список профессий, по которым возможна реализация дуального обучения. Среди них есть и гуманитарные, такие как юриспруденция, менеджмент, дизайн. Но музыканта, артиста оркестра среди них нет.

В Германии, с правовой точки зрения, в рамках дуальной системы, будучи учащимися профессиональной школы, студенты выступают в роли наемного рабочего, что закрепляется в договоре о получении образования (Ausbildungsvertrag). Такой договор содержит: цель профессионального обучения, в том числе вид деятельности; начало и продолжительность профессионального образования; образовательную программу помимо работы в учебных мастерских; продолжительность регулярных и ежедневных занятий; продолжительность опытных работ; порядок и размер вознаграждения; продолжительность отпуска; условия, в соответствии с которыми договор может быть расторгнут4.

2 Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. (2014) Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. Т. 17. № 5. С. 339-344. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21342592/

3 Там же.

4 Торопов Д.А. История развития немецкой системы профессионального образования : учебное пособие / Российская академия образования ; Институт среднего профессионального образования. Одобрено и рекомендовано лабораторией международного опыта Института среднего профессионального образования Российской Академии Образования. М., 2002.

По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 10 субъектов Российской Федерации, в том числе и Белгородская область. В соответствии с определением на сайте АСИ, «дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе»5.

В Белгородской области, да и в России в целом, есть уже множество примеров эффективного внедрения системы дуального обучения в программы СПО в сотрудничестве с базовыми промышленными и агропромышленными предприятиями. Приняты нормативные акты, регулирующие этот процесс и стимулирующие переход на дуальную систему подготовки кадров на уровне среднего профессионального образования.

К документам федерального уровня, наиболее комплексно обеспечивающим нормативно-правовые основы дуального обучения, следует отнести следующие:

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р). В этом нормативно-правовом акте обозначены четыре масштабные позиции по внедрению дуального образования (п. 4, 13, 14 и 16):

- последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

- реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии;

- внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (изменения внесены в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р));

- разработка предложений по совершенствованию участия представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

2. План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №366-р). В п. 9 которого декларируется реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

5 Нормативные документы АСИ. URL: http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/.

Однако ни один нормативный акт федерального уровня не закрепляет чёткого определения понятия «дуальное образование». Происходит это по вполне естественной причине: законодательная фиксация процесса приведёт к значительным изменениям не только в системе среднего профессионального образования, но и к экономической, правовой и инфраструктурной реконструкции взаимоотношений образовательных организаций и работодателей. По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова: «В России дуальная система развивается крайне медленно, в первую очередь, потому, что она требует от бизнеса инвестиций. А бизнес у нас очень часто ленивый, ждет какие-то дополнительные гарантии от государства, чтобы ему все оплатили, а он уже пользовался»6.

На сегодняшний день эта проблема самостоятельно и достаточно успешно решается на региональном и локальном уровне, но, в большинстве своём, учитывает процесс подготовки рабочих кадров. В регионах есть опыт разработки таких нормативных актов, как «Положение о базовом предприятии»; «Положение о наставничестве»; «Положение о дуальном обучении»; «Положение об организации обучения на рабочем месте». Есть примеры договоров о сетевой форме реализации образовательного процесса и ученических договоров. Как правило, при разработке нормативной документации в субъектах специалисты опираются на:

1. Письмо Минобрнауки России от 29.12.2016 № 06-1719 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования»).

2. «Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования (форма N СПО-Мониторинг)» (утв. Минобрнауки России 16.05.2018 № 06-1547вн).

3. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. - Москва, 2015.

При таком законотворческом подходе дуальность образовательного процесса специалистов среднего звена остаётся максимально размытой, а, следовательно, целые отрасли не учитываются в экономическом поле страны, формирующемся в условиях развития интеграционных процессов.

В Белгородской области сделана попытка применить дуальное обучение и в отрасли культуры и искусств на базе Белгородского государственного института искусств и культуры (Схема 1).

6 URL: https://asi.ru/news/8942/.

Схема 1.

Образовательно-производственный кластер БГИИК

Образовательные организации

Средние общеобразовательные школы

Детские музыкальные школы

Детские школы искусств

Детские художественные школы

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Организации в сфере культуры и искусств

Белгородский государственный академический д ра матич еск и й театр им. ГЛ.С. Щепкина

Белгородская государственная филармония

Музей -диорама "Курская битва: Белгородское направление''

Музеи, библиотеки, студии НХТ, рекламные агентства:, ДК

Профориентация + СПО + ВО + Трудоустройство

Профессиональная подготовка с элементами дуального обучения

В частности, этот эксперимент регулируется:

1. Постановлением Правительства Белгородской области №85-пп от 18 марта 2013 года «О порядке организации дуального обучения обучающихся», которое определяет «дуальное обучение» как «форму реализации образовательных программ СПО, основанную на взаимодействии Предприятий, Учреждений и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОПОП». В том числе, это Постановление в качестве прав Предприятия регламентирует:

- возможность предоставления на конкурсной основе образовательных займов Обучающимся в целях покрытия внебюджетной части расходов на профессиональное обучение, а также усиления их материальной поддержки;

- право трудоустроить Обучающегося по окончании обучения.

2. Распоряжением Правительства Белгородской области №219-рп от 20 апреля 2015 года «Об утверждении Регламента взаимодействия по организации подготовки специалистов для социальной сферы области и их трудоустройства». Исполнение Регламента, в том числе, осуществляется в соответствии с:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года №1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении»;

- Постановлением Правительства Белгородской области от18 марта

2013 года №87-пп «Об образовательном займе для обучающихся учреждений профессионального образования, расположенных на территории Белгородской области»;

- Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря

2014 года №463-пп «Об утверждении Порядка установления профессиональным образовательным организациям Белгородской области, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приёма граждан по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счёт средств областного бюджета».

Статистические данные, мотивировавшие внедрение дуальной модели обучения, на момент начала эксперимента в 2013 году выглядели следующим образом (Диаграмма 1). Во всех районах области и даже в Белгороде наблюдался недостаток отраслевых специалистов при 100% трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной специальностью по итогам распределения.

Диаграмма 1.

Вакансии специалистов социокультурной сферы на 01.07.2013 года

(в соответствии с заявками работодателей)

В рамках эксперимента было задействовано 18 направлений подготовки (специальностей) среднего профессионального образования. На уровне СПО по УГС «Культура» в БГИИК реализуется 6 направлений подготовки, на которых обучается порядка 150 студентов. Наиболее востребованными специалистами являются хореографы-педагоги, руководители любительских театральных и хоровых коллективов, руководители любительских оркестров различных видов. Из 12 направлений подготовки УГС «Искусство», на которых обучается порядка 490 студентов, наиболее востребованы музыкальное искусство эстрады, мастера ДПИ и исполнители на различных инструментах. В целом, в рамках эксперимента нами был модернизирован объём практических занятий обучающихся за счёт интеграции образовательного процесса в рабочий цикл профильных организаций (Диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Динамика распределения учебного времени в соответствии с ФГОС в рамках эксперимента по внедрению дуального обучения

в БГИИК (СПО)

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

и 53 23

30

12 35 12 35

Объём учебно-исполнительской подготовки, профессиональных стажировок

Объём практической подготовки

I Объём практики

Объём теоретической подготовки

Начало экспериемнта, Завершение

2013 год эксперимента, 2015 год

Наибольшее количество направлений подготовки УГС «Искусство» реализуются на факультете музыкального творчества и факультете исполнительского искусства:

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады. Вид: «Инструменты эстрадного оркестра»; «Эстрадное пение».

53.02.03 Инструментальное исполнительство. Вид: «Фортепиано»; «Оркестровые струнные инструменты»; «Оркестровые духовые и ударные инструменты»; «Инструменты народного оркестра».

- 53.02.04 Вокальное искусство.

- 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение.

- 53.02.06 Хоровое дирижирование.

- 53.02.07 Теория музыки.

- 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.

Не будем анализировать весь перечень специальностей, а остановимся лишь на музыкальном искусстве и рассмотрим взаимодействие института и, так называемого в системе дуального обучения, базового (якорного) предприятия - Белгородской государственной филармонии.

Так ли необходим перенос идей дуального обучения из промышленных отраслей на отрасль культуры и искусств? Это дань моде или потребность сегодняшнего дня? Что изменилось в самой культуре, что заставляет искать новые пути организации образовательного пространства? Готова ли наша система образования к реализации дуального образования в полной мере? Вот те вопросы, на которые мы попробуем ответить.

Искусство, как зеркало отражает все изменения, происходящие в обществе, в жизни человека. Не прошло еще и века с момента возникновения персонального компьютера, а в практике работы концертных организаций, как само собой разумеющееся, применяются электронные фортепиано, компьютерные системы записи и обработки звука, компьютерные системы режиссирования света, компьютерное управление переключением регистров органа и многое другое. Готовы ли образовательные организации успеть за тем, что происходит в отрасли? Увы, не всегда. И не только потому, что не хватает средств на обновление материально-технической базы, а главным образом потому, что профессорско-преподавательский состав подчас не готов к преподаванию новых дисциплин, к реализации инновационных подходов в педагогике, к использованию новых устройств и оборудования. Возникает извечный вопрос: «Что делать?».

Одним из ответов на него и является применение дуального обучения, но со своими особенностями, обусловленными отраслью культуры и искусств.

В основе реализации образовательных программ СПО по музыкальным специальностям лежит принцип индивидуальной подготовки будущего музыканта. Специальный инструмент преподается один на один в диалоге студента и педагога, и в этом смысле ничего не меняется уже много веков. Талант педагога и индивидуальные способности, и трудолюбие его ученика рождают гениев исполнительского искусства.

Безусловно, ансамблевые дисциплины или обучение в студенческом оркестре также сохраняются традиционными формами работы со студентами, но что меняется в связи с внедрением дуального обучения. Меняется, во-первых, отношение студента к профессиональной деятельности. Находясь в филармонии, студент перестает ощущать постоянную опеку педагога. Работая в профессиональном, а не в студенческом оркестре обучающийся начинает чувствовать себя профессиональным музыкантом, а не учеником, он осваивает гораздо более широкий репертуар, выходящий за рамки классической образовательной программы. Ему предлагаются партитуры без скидки на уровень подготовки или индивидуальные особенности. У студента растет положительная мотивация на освоение новых музыкальных произведений, мотивация перестает быть связана оцениванием его деятельности и уходят страх и зажимы, возникающие в индивидуальном исполнительстве, а основывается больше на получении конечного результата, на удовольствии совместного музицирования в оркестре.

В отличие от студенческого оркестра, в филармоническом оркестре рядом с обучающимся находятся профессиональные музыканты, которые имеют значительный опыт и багаж знаний. Работа бок о бок с профессиональным артистом позволяет не только повысить свой уровень, но и понять, как на самом деле работает оркестр, в чем заключаются профессиональные функции всех участников коллектива, дирижера и инспектора, управляющего и концертмейстеров групп и всего оркестра, рабочих вспомогательного состава и библиотекаря оркестра. В студенческом оркестре этих профессиональных функций попросту нет.

Во-вторых, дирижер, выполняя, безусловно, педагогические функции как наставник, не несет ряд тех функций, которые присущи педагогу в учебной аудитории, а именно, функцию формального оценивания, функцию индивидуального контроля, функцию индивидуальной мотивации. Дирижер для студента, работающего в оркестре на основе системы дуального обучения, выполняет роль наставника, а, следовательно, главная его задача - это введение в профессию.

В-третьих, во многом выпускники музыкальных вузов испытывают трудности при адаптации к работе в симфонических, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов потому, что подготовка музыканта основана на индивидуальном принципе обучения. Реализуя дуальную модель, вуз и работодатель дают возможность студенту на ранней стадии обучения понять, что большая часть выпускников свяжет свою жизнь именно с оркестром и только единицы станут признанными солистами.

В-четвертых, работодатель, в данном случае оркестр или филармония, или иная концертная организация получают возможность готовить оркестрового музыканта, что называется «под себя». Не секрет, что обучаясь по классу скрипки не всякий музыкант «сядет» в оркестр за первый пульт. Дирижер, отбирая студентов для работы в рамках дуального обучения, знает о вакансиях, о тех инструментах, в которых потребуется замена в ближайшем будущем и имеет возможность формировать молодого музыканта в традициях данного оркестра.

В-пятых, студент имеет возможность легально зарабатывать деньги во время обучения. Не все работодатели готовы оплачивать труд студентов, тем не менее, законодательство Российской Федерации позволяет это делать. И, конечно, получать официальную зарплату в концертной организации, пусть по договорам гражданско-правового характера (для студентов СПО), полезнее, чем искать подработку во внеурочное время никак не связанную с профессией музыканта, или даже зарабатывать исполнением на музыкальных инструментах в местах отдыха, ресторанах и барах, порой получая зарплату в конвертах по «серым» схемам.

В-шестых, работа в профессиональном оркестре связана с большим объемом репетиций и концертов. Безусловно, на основе договора между вузом и концертной организацией должно быть сформировано индивидуальное расписание студента, обучающегося по дуальной системе, дающее возможно не пропуская работу в оркестре осваивать в полном объеме образовательную программу. Тем не менее, возникают ситуации, при которых студент не может участвовать в работе оркестра, например, концерты на выезде за пределами основной концертной площадки или гастроли. В такой ситуации перед дирижером возникает задача выравнивания звучания оркестра в отсутствии студента или нескольких студентов с одной стороны, и обеспечения обучающихся заданиями на время отсутствия оркестра.

В-седьмых, это не просто оттачивание профессиональных навыков работы на инструменте, но и практическая работа в коллективе: выработка навыков бесконфликтного сотрудничества в рамках достижения единой цели; формирование чувства ответственности; наглядное изучение иерархической структуры профессиональной лестницы; акцентуация сценического образа.

В-восьмых, детальное изучение особенностей влияния экономической ситуации на развитие личности артиста и коллектива в целом (приобретение инструментов, ремонты в помещениях, гастроли, стимулирующие доплаты и т.д.).

В-девятых, усвоение зависимости репертуарного списка от потребностей населения, а также осознание необходимости в разностороннем повышении собственной квалификации в быстро меняющемся мире (информационные технологии; вкусовые приоритеты потребителей; новые формы ретрансляции аутентичного культурного наследия, интегрирующие различные виды (формы) искусств).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, очевиден ряд достоинств применения дуальной системы обучения в отрасли культуры и искусства. При этом имеется и ряд существенных недоработок, тормозящих распространение этой системы. Во многом это связано с

несоответствием нормативно-правового обеспечения системы образования и деятельности концертных организаций. В частности, в соответствии с трудовым кодексом РФ на работу в оркестр по трудовому договору (контракту) можно принять человека, имеющего, как минимум, среднее профессиональное образование. Следовательно, студента музыкального колледжа можно оформить на работу лишь по договору гражданско-правового характера на один сезон, то есть без гарантии постоянного места работы, без ряда социальных гарантий: оплаты больничного листа, отпуска. Наконец заработную плату работодатель может поставить самую низкую. Обратите внимание, что в немецкой системе в договоре на обучение сразу оговорены и размер заработной платы, и период обучения, и период работы и отдыха. То есть в немецкой системе студент больше защищен и больше «привязан» к соответствующему работодателю.

В системе российского образования оговорена возможность участия работодателя в формирования образовательной программы, но обязанности учебного заведения в системе высшего или среднего профессионального образования согласовывать образовательную программу и учебные планы с работодателем нет. Поэтому на практике получается, что учреждение образования работает по своим планам, концертная организация по своим и в индивидуальных случаях согласовывается график обучения и работы отдельных студентов, включенных в систему дуального обучения. Можно ли такую работу считать системной, очевидно нельзя, и, по прежнему, дуальное обучение скорее похоже на эксперимент, требующий обобщения и нормативного подкрепления.

Список литературы

1.Торопов Д.А. История развития немецкой системы профессионального образования : учебное пособие / Российская академия образования ; Институт среднего профессионального образования. Одобрено и рекомендовано лабораторией международного опыта Института среднего профессионального образования Российской Академии Образования. М., 2002.

2.Дуальное обучение в СПО. Дорогу перспективам! // Академия профессионального образования. Блог. (Текст) URL:https://academy-prof.ru/blog/dualnoe-obrazovanie-studentov-spo (дата обращения: 31.03.2017).

3.Нормативные документы АСИ. URL:http://www.asi.ru/molprof/dualeducation/

4.Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 339-344. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21342592

5.Загальская Е. Дуальное образование на смену индивидуальному [Электронный ресурс]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/journal/861/

6.Григорьева Н.В., Швец Н.А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://www.stience-education.ru/ru/article/view?id=25763

7.Исламгалиев Ф.Г. Особенности профессионального образования Свердловской области в контексте развития дуальной системы. 2016. URL: http://web-bic.irro.ru/bks/stat-16-53.pdf

8.Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. иЯЬ: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18103

9.Матвеев Н.В. Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 88. С. 71-74. URL: http://www.novsu.ru/file/1199518

Ш.Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. (2014) Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. Т. 17. № 5. С. 339-344. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21342592 11.Перевертайло А.С. Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования // Федеральный справочник. Среднее профессиональное

образование в России. М.: НП «Центр стратегического партнерства». 2015, Т. 1. С. 219-221. URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/SPO-1/ ni/219-221%20Perevertajlo.pdf

EFFICIENCY OF DUAL TRAINING IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING IN ARTS

E.A. Aleshnikov1}, S.Yu. Boruha2), O.A. Kireeva3)

1,2'3) Belgorod State Institute of Arts and Culture 1,2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

The article focuses on the advantages and disadvantages of dual education system at the level of secondary vocational education in the field of culture and arts on the example of training musicians. The steps to improve the accumulated experience of interaction between the university and a base employer are defined. In the article, the prospects of improving the system of dual education in arts in Russia are discussed.

Keywords: dual education, training of musicians, musical art, field of culture and art, vocational training, basic employer, philharmonic society, system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.