Научная статья на тему 'Региональный творческий вуз: по пути инноваций. Интервью с ректором И. Б. Игнатовой'

Региональный творческий вуз: по пути инноваций. Интервью с ректором И. Б. Игнатовой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный творческий вуз: по пути инноваций. Интервью с ректором И. Б. Игнатовой»

27 мая 1960 г. в Белгороде было открыто культурно-просветительское училище - единственное в регионе профессиональное учебное заведение, призванное обеспечить растущие потребности молодой Белгородской области в высококвалифицированных кадрах, работающих в сфере культуры. Первый прием учащихся с отрывом от производства в количестве 90 человек был осуществлен по специализациям «Руководитель самодеятельного хорового коллектива», «Руководитель самодеятельного театрального коллектива », «Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов». Позднее сфера образовательных услуг существенно расширилась: открылось заочное отделение, были созданы художественное отделение, факультет общественных профессий, группы иностранных учащихся (в большинстве представленные гражданами Народной Республики Болгарии) и курсы повышения квалификации работников городских и сельских клубов. В 1989 г. БКПУ было переименовано в Белгородское училище культуры, а в 1995 г. - в государственное образовательное учреждение культуры «Белгородский государственный колледж культуры и искусств».

Возросшая потребность в высококвалифицированных специалистах, связанная с развитием Белгородской областной филармонии, со становлением ее профессиональных коллективов, обусловила необходимость лицензирования образовательных программ высшего профессионального образования. Статус ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств» вуз обрёл в 2000 г. К спектру направлений подготовки добавились дизайн, декоративно-прикладное искусство, режиссура театрализованных представлений и праздников, музыкальное образование, звукорежиссура театрализованных представлений и праздников, туризм. Важным достижением для вуза стало открытие аспиран-

туры по двум направлениям: теория и методика профессионального образования и библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

В соответствии с требованиями времени институт в 2011 г. перешел на бюджетную форму собственности. В связи с открытием специальностей и направлений подготовки в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства название было изменено на нынешнее - Белгородский государственный институт искусств и культуры.

В структуру института входят 4 факультета, 22 кафедры, 5 научно-образовательных центров, аспирантура, школа искусств, учебно-культурный центр, музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева, региональный центр дополнительного профессионального образования, региональный учебно-методический центр по художественному образованию, духовно-просветительский центр. При бизнес-инкубаторе института создано 6 малых инновационных предприятий.

Выпускники института востребованы на региональном рынке труда: 90% от общего числа выпускников работают по специальностям, полученным в вузе. В основном выпускники БГИИК трудоустраиваются в коллективы Белгородской областной государственной филармонии, учреждения среднего и дополнительного образования, учреждения культуры Белгородской области, на малые предприятия города и области. В институте сложились творческие коллективы, ведущие активную концертную деятельность. Среди них 14 коллективов удостоены звания «народный». Занимаясь в них, студенты и выпускники института оттачивают свое профессиональное мастерство, развивают творческий потенциал.

Институт успешно перешел на двухуровневую образовательную систему и выстроил непрерывную цепочку подготовки кадров для сферы искусства и культуры начиная с детского возраста через всю жизнь: школа искусств - среднее профессиональное образование - бакалавриат - магистратура - аспирантура -повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

С первых дней создания преподавательский коллектив ставил перед собой задачу обеспечения качественной подготовки будущих специалистов сферы искусств и культуры, включенности студенчества в концертно-творческую деятельность, преемственности в воспитании молодого поколения средствами искусства.

Предлагаем читателям интервью с ректором Белгородского государственного института искусств и культуры, заслуженным работником высшей школы, академиком Петровской академии наук и искусств, доктором педагогических наук, профессором И.Б. Игнатовой.

- Путь в профессиональную жизнь начинается с выбора учебного заведения. Ирина Борисовна, что отличает Белгородский государственный институт искусств и культуры от других высших учебных заведений творческого профиля?

- Преимуществом наших выпускников является органичное сочетание в их подготовке фундаментальной теоретической базы и практических навыков. Обе эти составляющие необходимы им для успешной работы в нелёгкой, но очень важной и нужной для современного общества профессии - профессии, призванной хранить лучшие образцы народной материальной и духовной культуры,

раскрывать её богатство молодому поколению, дарить людям праздник общения с настоящим искусством.

Основной задачей нашего вуза является подготовка конкурентоспособных специалистов для социокультурной сферы региона, востребованных не только на рынке труда Белгородской области, но и далеко за ее пределами. Поэтому при организации образовательного процесса мы учитываем, что основой единства полиэтнического социокультурного пространства Белгородской области является сохранение самобытности и своеобразия культуры каждого района.

- Сегодня культура переживает не лучшие времена. Приоритетными в нашей стране, да и в мире, являются наукоёмкие отрасли, культура же не рассматривается как стратегический ресурс развития страны. Какими Вам видятся перспективы решения существующих здесь проблем?

- Не могу полностью согласиться с такой оценкой современного состояния культуры и отношения к ней руководства страны. В одном из своих последних выступлений В.В. Путин подчеркнул, что без развития человеческого потенциала на основе всего богатства культуры, ее уникальности и традиций невозможно полноценное развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Ведь иначе и быть не может. Культура как система духовного производства не только дополняет материальное производство, но и составляет его духовно-нравственный базис. В первую очередь культура формирует ценностно-ориентированное социокультурное пространство региона, является питательной средой для развития экономики, активизации и реализации творческого потенциала молодых специалистов как наукоемких отраслей, так и самой сферы культуры и искусств. Не случайно правительство РФ и Белгородской области все больше внимания уделяет развитию образования в этой области.

Институт открывает студентам широкие возможности полноценного профессионально-личностного развития и роста. У нас создано студенческое научное общество, развивается студенческое самоуправление, обеспечены условия для творчества; большое внимание уделяется созданию комфортных условий для учебы и досуга студентов: построено комфортабельное студенческое общежитие, имеются два концертных и спортивных зала.

- Модернизация высшего образования в нашей стране выдвигает достаточно жёсткие требования к развитию научно-инновационной деятельности в высшей школе. Как решается эта проблема в творческом вузе?

- Сегодня БГИИК уверенно идёт по пути инновационного научно-творческого развития. Совершенствуется инфраструктура научно-исследовательской и творческой деятельности: создаются научно-исследовательские лаборатории, научно-образовательные центры, функционирует отдел интеллектуальной собственности, и уже получены первые результаты. Начал свою работу бизнес-инкубатор, основная цель которого - предоставить студентам возможность освоить основы менеджмента и приобрести профессиональные компетентности в области ведения малого бизнеса в социокультурной сфере. С сентября 2011 г. в его структуре созданы и начали производственную деятельность шесть малых предприятий, которые обеспечивают рабочими местами наших студентов и выпускников.

Большую роль в инновационном развитии вуза играет международное сотрудничество, где особое внимание уделяется научно-творческой и образовательной деятельности. На сегодняшний день мы заключили договоры с министерствами образования Ирака, Султаната Оман, с Российско-китайским фондом. В настоящее время в рамках данных соглашений ведется обмен студентами, преподавателями в сфере научной, образовательной и творческой деятельности. На сегодняшний день в вузе обучаются студенты из 10 регионов России и из 15 стран мира, при этом численность иностранных студентов год от года растет (по сравнению с прошлым учебным годом их количество увеличилось с 20 до 85 чел.). Таким образом, БГИИК приобретает известность не только в России, но и за рубежом.

- Не каждому учебному заведению удалось пройти путь от училища до высшего учебного заведения, реализующего при этом полный цикл непрерывного образования - от дополнительного художественного образования детей до дополнительного профессионального образования. Какие задачи стоят перед вузом сегодня?

- Одной из стратегических задач является диверсификация образовательных услуг. Институт предлагает широкий спектр возможностей. Утвержден ряд магистерских программ, действует аспирантура по трем специальностям, ведется подготовка по консерваторским направлениям в области музыкального инструментального искусства, вокала, дирижирования. Таким образом, Белгород становится не только университетским, но и консерваторским городом.

Для реализации намеченного необходима соответствующая материально-техническая база, неоценимую помощь в создании которой оказывает администрация Белгородской области, и прежде всего губернатор - Евгений Степанович Савченко. В ближайшие полтора-два года будет открыт после реконструкции новый корпус нашего вуза, который станет еще и центром досуга для населения южного микрорайона, а также площадкой для развития малого и среднего бизнеса в социокультурной сфере.

- Среди вузов творческого профиля БГИИК занимает прочные позиции. Ирина Борисовна, какова главная составляющая успеха института?

- Конечно, это прежде всего люди - творческое содружество преподавате-

лей и студентов. Костяк коллектива БГИИК составляют доктора наук, народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров. В вузе действует 14 творческих студенческих коллективов, имеющих звание «народный».

Преподавателей нашего института приглашают для чтения лекций и проведения мастер-классов различные отечественные и зарубежные вузы. В то же время к нам приезжают известные специалисты в области музыкального, хореографического, театрального и изобразительного искусства. В сентябре-октябре прошлого года у нас провели мастер-классы многие известные музыканты, театральные деятели, ученые. В их числе: народная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, скрипачка Ирина Васильевна Бочкова; американский дирижер и педагог, профессор Джон Стэнли, барабанщик из Италии Энри-ко Феррарези и наша выпускница вокалистка Марина Лукьянова (г. Москва); известный режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Сергей Владимирович Винников, в творческой копилке которого - постановки эстрадных спектаклей на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия», музыкальных программ в Государственном Кремлевском дворце, представлений на Красной площади, ВВЦ, праздников в ЦПКО «Сокольники», шоу-программ в Греции, Турции, на Кипре, режиссура фестиваля «Славянский базар»; актриса и телережиссёр Марина Валерьевна Либакова-Ливанова, лучшая ведущая России 1997 г., педагог театрального института им. Бориса Щукина, основатель и ведущая радио «Рандеву», и многие другие.

Все это дает нам право говорить, что БГИИК становится территорией инновационного поиска и открывает путь к успеху всем, кто стремится не только раскрыть свои творческие способности, но и стать квалифицированным профессионалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.