м.в. Литвинова, доцент, Творчество как основа
проректор по творческой формирования
ИІТКО’ОАеВЛ, ст. препо- ОТеЦМЛТОТа В сфере
даватель искусств и культуры
В статье рассматриваются инновационные технологии организации учебного процесса в творческом вузе, взаимопроникновение и взаимовлияние учебных и внеучебных форм творческой деятельности, внедрение в учебный процесс концертно-исполнительской и сценарно-режиссерской практики на примере ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры».
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, концепция управления творческой деятельностью, творческий вуз, концертно-исполнительская практика, творческий коллектив.
Переход на новые государственные образовательные стандарты предполагает изменение как целей, задач, содержания образования,так и методов формирования профессиональной культуры современной личности, в частности, в системе подготовки специалистов для сферы социально-культурного творчества. На передний план выдвигаются задачи, связанные прежде всего с широкой демократизацией учебно-воспитательного процесса, поддержкой творческой инициативы педагогов и студентов, гуманизацией всей системы образования. В системе подготовки специалистов с высшим образованием ключевым моментом становится развитие творческого потенциала личности, ибо развитость поисковых, аналитических, креативных способностей студента повышает уровень усвоения им профессиональных знаний. В той же мере важны умения и навыки социальной ориентации и адаптации к новым условиям, быстрого реагирования на изменение ситуации, принятия оперативных решений.
Проблема развития и реализации творческого потенциала личности в Белгородском государственном институте искусств и культуры является основополагающей, поскольку при современных требованиях к образован-
ному человеку совершенно очевидна необходимость перехода от репродуктивной модели образования к креативной, творческой. Решение этой проблемы во многом зависит от выбора педагогических технологий, от организации образовательного процесса в целом и от составляющих его учебных циклов и отдельных дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Вместе с тем педагогическая практика вузов культуры и искусств показывает, что одного усвоения готовых знаний и приобретения профессиональных навыков в процессе обучения недостаточно для полноценного формирования и развития творческого потенциала будущего специалиста в сфере культуры и искусства: ведь творчеству человек может учиться лишь тогда, когда он реально поставлен в ситуацию, требующую оригинального, нестандартного подхода.
Одним из возможных путей решения этой задачи явилось создание социально-педагогических условий для развития профессионально-творческого потенциала студентов на базе органичного взаимодействия учебных и внеучеб-ных форм творческой деятельности. Это, с одной стороны, позволило устранить стереотипы и блокировки мыш-
ления, возникающие от обязательности, заданности, формализации учебных форм и процессов их усвоения, с другой - сформировало ситуацию, требующую активного включения студента в творческий процесс вуза, побуждающую к решению оригинальных задач, поиску креативных решений.
На базе БГИИК разработана концепция развития творческого потенциала студентов и предложен механизм её реализации, включающий формирование системы управления творческой и концертно-исполнительской деятельностью и создание специальных структурных подразделений - отдела творческой деятельности и учебного культурного центра. Высшим органом, регламентирующим творческую и концертно-исполнительскую деятельность, является Художественный совет института. Он является консультативным коллегиальным органом, призванным рассматривать вопросы, связанные с организацией, подготовкой и проведением творческих мероприятий, вносить предложения по формированию творческих программ, анализировать мероприятия, проводимые творческими коллективами и отдельными исполнителями, давать рекомендации по повышению их уровня. Непосредственное руководство системой управления творческой и концертно-исполнительской деятельностью осуществляет проректор по творческой деятельности.
Концепция развития творческой и исполнительской деятельности в нашем вузе базируется на принципах:
■ толерантности, что предполагает внимательное отношение к многообразию культурных форм, традиций, направлений искусства, видов творческой, исполнительской, культурнодосуговой деятельности;
■ вариативности - за счет включения различных технологий стимулиро-
вания и развития творческого потенциала;
■ органического единства учебных и внеучебных форм творческой и исполнительской деятельности, что позволяет, с одной стороны, повысить качество образовательного процесса, с другой - организовать созидательный досуг студентов;
■ открытости творческого процесса, означающей возможность публичной демонстрации творческих и исполнительских достижений посредством участия в театрализованных программах, праздниках, концертах, выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня (от внутривузовского до общероссийского и международного);
■ применения инновационных подходов к организации педагогической деятельности, направленных на выявление способностей, наклонностей, дарований;
■ дифференцированного подхода к различным категориям студентов;
■ индивидуального подхода к студентам, позволяющего обеспечить
органичное сочетание требований общекультурного и профессионального развития и учет индивидуально проявляемых способностей, наклонностей, дарований;
■ институциализации творческой и исполнительской деятельности за счет повышения ответственности и включения в этот процесс специальных кафедр.
Таким образом, творческая и исполнительская деятельность становятся органичной функцией целостного социального организма, каким является Белгородский государственный институт искусств и культуры; эффективность его жизнедеятельности достигается при условии рассмотрения творческого процесса в неразрывной связи с учебным процессом. Творческую и исполнительскую деятельность следует рассматривать как продукт непрекращающегося сотрудничества, взаимодействия преподавателей и студентов, осуществляемого как во время учебного процесса, так и во внеурочное время, при этом студент выступает как ключевая фигура этого взаимодействия.
В целях дальнейшего стимулирования творческой активности студентов и преподавателей в Белгородском государственном институте искусств и культуры разработан ряд документов («Положение о Художественном совете Белгородского государственного института искусств и культуры», «Положение об Учебном культурном центре Белгородского государственного института искусств и культуры», «Положение об отделе творческой деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры», «Положение о творческих учебных коллективах» и др.), проводятся ежегодные конкурсы творческого и исполнительского мастерства среди студентов и преподавателей; из внебюджет-
ных средств вуза финансируются творческие гранты и студенческие инновационные проекты в сфере культуры и искусства.
Действующая в вузе система многоуровневого обучения включает начальное (школа искусств), среднее (колледж), высшее профессиональное (институт), а также послевузовское (аспирантура) образование и позволяет направить развитие личностных и профессиональных качеств обучаемого от детского проявления природных способностей до формирования зрелого специалиста.
Базой для формирования и развития творческих навыков служат постоянно действующие творческие коллективы: ансамбль песни и танца «Везелица», оркестр эстрадной и джазовой музыки «Биляр-Бэнд», оркестр народных инструментов «Велес», театр-студия «Новая сцена», театр моды «Акцент», студенческий театр эстрадных миниатюр «СЕМЬ Я», студия эстрадного вокала «Фортуна», хореографический театр свободной пластики «Высота», ансамбль барабанщиков «Драмания», ансамбль барабанщиц и мажореток «Дефиле», ансамбль бального танца «Диамант», ансамбль современного эстрадного танца «Антре», ансамбль скрипачей «ТиТТ1». Отметим и развивающиеся творческие коллективы вуза: ансамбль народной песни «Славяне», фольклорный студенческий ансамбль «Млада», КВН «Культурное поколение», инструментальный ансамбль «Са-хар-бэнд», вокально-джазовый ансамбль, танцевальный проект «Креатив», академический хор, духовой оркестр, фольклорный ансамбль «Раздолье », творческие кружки, объединения, секции по кафедрам специализации, творческие коллективы детской школы искусств. Творческие коллективы института объединяют в общей сложнос-
ти более 900 студентов очной формы обучения и более 300 учащихся детской школы искусств.
Систематическая, целенаправленная, тщательно спланированная и согласованная с учебным процессом работа творческих коллективов позволяет успешно решать следующие задачи:
■ обеспечение органичной связи учебно-образовательной и творческо-производственной деятельности коллектива;
■ создание необходимых условий для профессионального роста участников творческого коллектива;
■ систематическое пополнение и обогащение репертуара коллектива произведениями и постановками, отвечающими творческим интересам участников;
■ продвижение творчества профессиональных и самодеятельных авторов (композиторов, драматургов, писателей, поэтов и т.д.), создавших произведения, получившие общественное признание;
■ всемерное содействие развитию у участников коллективов творческих способностей, знаний, умений, исполнительских и прочих навыков в различных видах художественного и технического творчества с использованием всех доступных форм и методов творческого обучения;
■ активная исполнительская и выставочная практика, направленная на совершенствование культурного обслуживания и эстетического воспитания зрительской аудитории;
■ приобщение к культурным традициям своего народа, региона, к лучшим образцам мировой и отечественной культуры;
■ формирование и сохранение в творческом коллективе благоприятного морально-психологического климата.
В настоящее время ведется актив-
ная работа по созданию на базе Белгородского государственного института искусств и культуры профессиональных творческих коллективов, в том числе эстрадно-джазового оркестра, симфонического оркестра, камерного хора, хореографических и вокальных ансамблей.
Художественно-творческий комплекс института включает два концертных зала (на 400 и 450 мест), театральный зал на 150 мест, художественные мастерские, лабораторию кино-, фото-и видеотворчества, студию звукозаписи, костюмерный и пошивочный цеха, оркестровые, театральные, хореографические, постановочные классы, гримерные, специализированные кабинеты по творческим кафедрам. Кроме того, в соответствии с заключенными договорами преподаватели и студенты БГИИК имеют возможность проведения учебных и внеучебных творческих занятий в Белгородском государственном академическом театре драмы им. М.С. Щепкина, Белгородском государственном театре кукол, Белгородской государственной филармонии, Художественном музее и в других учреждениях культуры Белгорода и Белгородской области.
Для творческой личности необходима высокая мотивация, возможность публично представить результаты сво-
его труда, получить профессиональную и зрительскую оценку своих достижений, вызвать эмоциональный отклик. В связи с этим основополагающим становится распространение на учебный процесс и внеучебные формы творческой деятельности обоснованного Е.Б. Вахтанговым и другими новаторами русского театра принципа студийности, снимающего преграду между педагогом и студентом и изначально ставящего обучаемого в позицию субъекта познавательного и созидательного творчества. Кроме того, все учебные формы промежуточного и итогового контроля по творческим дисциплинам проводятся посредством открытых показов (концерт, спектакль, выставка и т.д.) с привлечением внешних зрителей. Студенты и преподаватели реализуют свой творческий потенциал посредством участия в театрализованных программах, праздниках, концертах, выставках, организуемых по социальным заказам и договорам.
Надо отметить, что творческие коллективы БГИИК приобрели широкую известность не только в регионе, но и в стране и даже за рубежом. В их гастрольном графике - Белгородская область, Курск, Орел, Москва, а также Финляндия и Италия. Ежегодно вуз устраивает более 300 творческих мероприятий - концертов, спектаклей, театрализованных программ, праздников и т.д. Творческие коллективы вуза являются инициаторами проведения и участниками городских и областных массовых театрализованных программ и праздников.
Важным показателем развития художественно-творческой деятельности института явилось освоение регионального рынка творческо-исполнительских услуг, обеспечение системы партнерских отношений с администра-
циями районов, учреждениями культуры и предприятиями. Это направление деятельности способствует росту профессионального и творческого авторитета вуза в регионе и является одним из источников финансирования его художественно-творческой деятельности. Не остаются без внимания и организации, обладающие весьма скромными финансовыми возможностями (Белгородский совет ветеранов, городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов, центр социальной помощи семье и детям, центр социального обслуживания населения, детские учреждения города Белгорода и Белгородской области и др.) [1, с.127-129]. Дети и пожилые люди ждут наших концертов, с удовольствием включаются в игровое действо, сопереживают происходящему. Только за последний год проведено около 200 благотворительных концертов, спектаклей, других творческих мероприятий.
Результаты творческой деятельности студентов находят отражение в формировании репертуарной политики художественных коллективов вуза, подготовке самостоятельных концертных программ и т.д. В рамках дипломных и курсовых проектов студенты осуществляют режиссуру спектаклей, постановку хореографических и вокальных номеров, создают сценарнопостановочные разработки, кинофильмы, дизайн-проекты для социально-культурной сферы и многое другое.
Наиболее желанная форма демонстрации профессионального мастерства для любого исполнителя, автора, художника - участие в профессиональном конкурсе. Быть среди равных, быть лучшим среди равных - в этом суть мотивации творческой личности. Ежегодно творческие коллективы, преподаватели и студенты БГИИК принимают участие в городских, областных,
региональных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях, становятся участниками художественных выставок различного уровня, достойно представляя свой вуз, область, регион, страну. К примеру, за 2011 г. лауреатами и дипломантами международных и всероссийских фестивалей и конкурсов стали 12 творческих коллективов, 30 студентов и 6 преподавателей.
Важным творческим стимулом, особенно для преподавателей, является тот факт, что на основании приказа №104 Минообразования России от 29.07.1999 г. и разработанного в БГИ-ИК «Положения о критериях приравнивания результатов профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений к научным монографиям» наиболее значительные и публично представленные творческие проекты (поставленные спектакли, концертные композиции, театрализованные программы и праздники, эстрадные программы, фильмы, произведения изобразительного искусства, экспонировавшиеся на персональных, международных и всероссийских выставках; музыкальные произведения, исполненные на международных и всероссийских фестивалях; изданные произведения литературы; поставленные драматургические произведения; новые дирижерские работы; концертные программы музыкантов-ис-полнителей, актерские работы) при условии прохождения экс-
пертизы Художественного совета БГИИК решением Ученого совета приравниваются к научным монографиям.
Таким образом, творческо-исполнительская деятельность в Белгородском государственном институте искусств и культуры выстраивается по восходящей линии - от классных концертов до участия в конкурсах и фестивалях за рубежом - и становится стимулом развития художественнотворческого образования в институте. На сегодняшний день она характеризуется увеличением количественных показателей, значительным расширением географии гастрольной деятельности и престижностью постановок.
Совокупность учебных и внеучеб-ных форм педагогической деятельности, организация занятий на принципах добровольности, свободы выбора, активной позиции студентов обеспечивают профессиональное становление будущих специалистов социальнокультурной сферы, максимальное выявление и развитие их творческого потенциала, удовлетворение их художественных запросов и потребностей, готовность проявлять свою граждан-
скую активность, демонстрировать со- Литература
причастность к происходящим в обществе и государстве социально-эконо- 1. Литвинова М.В. Социокультурная динамическим, политическим и культурно- мика маСС°вЫХ Праздников и зрелищ. Бел-
нравственным процессам. г°р°д: ИПЦ «Политерра», 2МЗ. 156 с.
LITVINOVA M, KOROTAEVA I. CREATIVITY AS A BASE COMPONENT IN FORMATION OF THE EXPERT IN THE SPHERE OF ARTS AND CULTURE
The innovative technologies of the organization of educational process at the institution of culture and arts are presented. Different forms of the creative activities are considered to be the base component of training specialist in the sphere of culture and arts.
Key words: creative activities, creative activities management, concert-performing activities, creative group.
O.A. КИРЕЕВА, канд. пед. наук, начальник научноисследовательского управления В.С. ИГНАТОВА, начальник отдела
Педагогические условия организации инновационной среды в региональном вузе
Показана значимость формирования в высшем учебном заведении инновационной среды. Определены структурные элементы инновационной среды регионального вуза сферы культуры и искусств. Дана классификация педагогических условий, необходимых для ее организации.
Ключевые слова: инновационная среда, педагогические условия, инновационный потенциал вуза, региональный вуз, сфера культуры и искусств, социальное партнёрство.
В целях повышения эффективности развития инновационной среды Белгородской области, частью которой является Белгородский государственный институт искусств и культуры, правительство области разработало и реализует комплекс мер. Ряд мер государственного регулирования экономики области направлен на решение проблем стабильности и устойчивого развития кадрового потенциала, что определяет особую роль высшей школы.
Исходя из этих тенденций эксперты в области образования и науки в ряду приоритетных задач выделяют необходимость формирования инновационной среды вуза, диверсификации его деятельности и актуализации инновационной стратегии.
Региональным вузам в контексте сложившейся ситуации следует активнее вводить в практику презентации региональных компаний, участие представителей вуза в руководящих органах предприятий, обмен знаниями между бизнесом и высшим образованием - все это во многом определяет конкурентоспособность нашей экономики и обеспечивает улучшение качества жизни населения. При этом преподаватели, ориентируясь на ФГОС, должны ежегодно корректировать образовательные программы в зависимости от текущей экономической ситуации, тесно контактировать с бизнесом, органами власти, проводить консультации, являться членами различных общественных организаций.
Направление развития науки и выс-