Научная статья на тему 'Инновационный проект колледжа городского хозяйства № 64 «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору»'

Инновационный проект колледжа городского хозяйства № 64 «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATIVE PROJECT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT MODEL / PERSONNEL CAPACITY OF THE KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анцыгин Виктор Владимирович

Одним из ведущих трендов развития образования на современном этапе является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, самодостаточных. Это требует кардинального изменения концептуальной системы взглядов на профессиональное образование. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анцыгин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of leading trends of a development of education at the present stage is orientation to preparation of professionals of new level, independent, creative, self-sufficient. It demands cardinal change of a conceptual frame of reference on professional education. The leading factor defining success of processes of professional self-realization and self-development, continuous education of the personality acts.

Текст научной работы на тему «Инновационный проект колледжа городского хозяйства № 64 «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору»»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КОЛЛЕДЖА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА № 64 «МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ

РОСТЕХНАДЗОРУ»

АНЦЫГИН В.В.

Одним из ведущих трендов развития образования на современном этапе является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, самодостаточных. Это требует кардинального изменения концептуальной системы взглядов на профессиональное образование. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности.

One of leading trends of a development of education at the present stage is orientation to preparation of professionals of new level, independent, creative, self-sufficient. It demands cardinal change of a conceptual frame of reference on professional education. The leading factor defining success of processes of professional self-realization and selfdevelopment, continuous education of the personality acts.

В настоящее время инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Инвестиционная привлекательность образования зависит от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

Одной из задач современного профессионального образования становится раскрытие интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена с позиций системно-деятельностного подхода в работах видных отечественных ученых: М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского, что дает не только возможность анализировать отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Колледж городского хозяйства № 64 (далее - Колледж) активно участвует в процессе повышения качества и эффективности образования. Одним из направлений данного процесса является внедрение инноваций в систему повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору.

В Колледже разработан инновационный проект на тему: «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору» (в соответствии с созданием программ переквалификации взрослого населения - 03В0300.02).

Цели проекта:

- развитие системы непрерывного профессионального образования и обучения взрослого

населения посредством внедрения модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий, в том числе подведомственным Ростехнадзору, по перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям;

- трансляция модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору, в образовательные учреждения московского региона;

- повышение эффективности использования бюджетного финансирования, выделяемого для повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору, на 30 процентов и привлечение других источников финансирования.

По результатам реализации проекта планируется:

- внедрение программ повышения квалификации и переподготовки взрослого населения по перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям в ресурсных и специализированных центрах Департамента труда и населения города Москвы;

- создание Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы, с выделением необходимых площадей и материальнотехнических ресурсов для оптимизации и повышения качества образовательного процесса при подготовке работников по профессиям и специальностям, поднадзорным Ростехнадзору;

- внедрение программ дистанционного обучения для индивидуального обучения на дому лиц с ограниченной подвижностью по перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям;

- внедрение электронных учебников с использованием SMART-технологий для изучения лифтового оборудования, системы ГЛОНАСС;

- внесение предложений в нормативно-правовые акты по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования города Москвы в части создания условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- внедрение системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества профессиональной подготовки и повышения квалификации обучающихся из числа взрослого населения и маломобильных групп населения в городе Москве.

Продвижение полученных инноваций предполагается в процессе образовательных выставок, форумов образовательной и инновационной направленности; в публикациях материалов (в т.ч. электронных) [1].

В ходе проектной деятельности проведены предварительные маркетинговые исследования, позволившие сделать вывод о недообеспеченности экономики города Москвы высококвалифицированными рабочими кадрами. Так, доля взрослых, повышающих квалификацию и проходящих переподготовку в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ГОУ СПО), не превышает 15% от общей численности обучающихся по соответствующим программам. Масштаб участия взрослых в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и организациях непрерывного профессионального образования города Москвы не соответствует требованиям современной экономики и актуальным запросам регионального рынка труда.

Вместе с тем, анализ рынка образовательных услуг выявил, что в Москве возникло значительное количество независимых учебных центров, обучающих конкретным профессиональным квалификациям и работающих на рыночной основе. При этом ввиду отсутствия ряда «Положений о регламентировании образовательной деятельности учебных заведений, сотрудничающих с Ростехнадзором» в процессе обучения и аттестации нередко участвуют организа-

ции, не имеющие законных оснований для этой деятельности (отсутствие образовательных лицензий или ее подтверждения). Образовательные учреждения не проводят реальных пре-даттестационных занятий, не имеют соответствующей материально-технической базы. Повсеместно нарушаются положения о работе аттестационных комиссий. Удостоверения, выдаваемые аттестуемым, как правило, не имеют единой формы и сроков действия.

Таким образом, система профессионального обучения и проверки знаний в организациях, поднадзорных Ростехнадзору, требует качественного и глубокого обновления. Для изменения сложившейся ситуации в позитивном направлении ГБОУ СПО Колледж городского хозяйства № 64 отработан инновационный проект «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору», который предлагается реализовать в рамках городской инновационной площадки третьего уровня.

В ходе функционирования инновационной площадки будет разработана модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору, с последующим формированием на её базе отраслевого кластера, позволяющего обеспечивать потребности экономики города в квалифицированных трудовых ресурсах и усилить вклад системы профессионального образования в экономическое, социальное и культурное развитие города Москвы.

Конечным результатом инновационного проекта, удовлетворяющим общественнозначимую потребность в повышении квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору, станет внедрение механизма создания Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы. Центр предназначен для реализации программ предаттестационной подготовки и переподготовки, аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Основные задачи Центра:

- разработка системы предаттестационной подготовки, переподготовки и аттестации руководителей, работников предприятий и организаций города Москвы с учетом достижений в управлении, передового отечественного и зарубежного опыта в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- организация и проведение научных исследований, экспертизы программ, проектов, рекомендаций, групп документов по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций и предприятий города Москвы;

- контроль деятельности образовательных учреждений, участвующих в процессе подготовки кадров наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору;

- координация взаимодействия заинтересованных органов и организаций, ответственных за выполнение работ по подготовке, переподготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приказ № 37 от 29.01.2007);

- организация консультационной и рекламно-издательской деятельности по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций и предприятий города Москвы.

Основные направления деятельности Центра:

- создание рабочей группы для оперативной разработки мероприятий по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и аттестации работников предприятий, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,

включая порядок взаимодействия ведомств и организаций, принимающих участие в подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций Ростехнадзора;

- разработка Положения об аккредитации образовательных учреждений для подготовки и аттестации специалистов организаций Ростехнадзора;

- проведение постоянного мониторинга технических новаций в целях их адаптации к условиям города Москвы и внедрения в образовательный процесс;

- формирование и ведение единой базы данных аттестуемых, разработка критериев оценки подготовки, переподготовки и аттестации работников предприятий и организаций, поднадзорных Ростехнадзору, с учетом квалификационных требований, специальностей и профессий;

- разработка системы контроля процесса предаттестационной подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору;

- создание единого банка базовых учебных программ, их постоянного обновления в соответствии с современными требованиями заказчиков;

- участие в разработке современного учебного оборудования, стендов, используемых в процессе обучения;

- оказание помощи в организации работы аттестационных комиссий и участие в их работе;

- разработка Положения по подготовке и аттестации преподавательского состава образовательных учреждений, осуществляющих предаттестационную подготовку работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору;

- проведение мониторинга наличия материально-технической базы учебных заведений, необходимой для организации предаттестационной работы дополнительного оснащения учебных заведений оборудованием в соответствии с современными технологиями;

- создание единого реестра предприятий, организаций и учебных заведений, участвующих в системе предаттестационной подготовки и аттестации;

- разработка методического обеспечения предаттестационной подготовки и аттестации работников, включая тестовые, устные и другие формы проверки знаний;

- разработка новой формы удостоверения единого образца с соответствующими элементами защиты в целях исключения фальсификации документов.

Контингент слушателей программ будет формироваться из лиц, рекомендуемых к прохождению предаттестационной подготовки, переподготовки и аттестации работников организациями и предприятиями города Москвы. Контингент аттестуемых будет формироваться на основе постоянного мониторинга рынка труда с учетом требований, предъявляемых к специалистам комплекса городского хозяйства города Москвы, включая региональное управление Ростехнадзора.

В предполагаемой к внедрению модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору, Центр на базе Колледжа городского хозяйства № 64 может стать ядром отраслевого кластера, осуществляющего подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов по направлениям, востребованным экономикой города Москвы.

Социально-экономическая значимость инновационного проекта заключается в:

- укреплении связи системы непрерывного профессионального образования населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) с реальным сектором и потребностями экономики города Москвы;

- осуществлении организационно-структурной и территориальной оптимизации сети учреждений, занятых в процессе обучения и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору;

- внедрении новых образовательных программ обучения, инструментов оценки качества образования, в том числе сертификации выпускников на основе взаимодействия с работода-

телями;

- развитии механизмов государственно-частного партнерства;

- совершенствовании организационно-правовых и финансово-экономических условий для повышения объемов внебюджетной деятельности учреждений;

- внедрении системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся;

- развитии системы непрерывного профессионального обучения (подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров);

- значительном снижении объема неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами за счет централизации и уменьшения звеньев управления.

Тематика данной городской инновационной площадки третьего уровня полностью соответствует приоритетным направлениям развития столичного образования, обозначенным в подпрограмме «Начальное и среднее профессиональное образование» Государственной программы развития образования города Москвы на 2012-2016 гг. («Столичное образование»), в частности, таким её приоритетным направлениям, как:

- ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;

- повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;

- повышение эффективности взаимодействия государственных общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;

- совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности;

- обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы;

- вовлечение государственных общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.

Планируемый срок реализации инновационного проекта составляет три года и состоит из двух этапов.

На первом этапе (с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г.) предусмотрены:

- маркетинг и мониторинг состояния проблемы повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий, проектирование модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, поднадзорным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- апробация концептуальных положений и структурно-содержательное оформление модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, поднадзорным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- уточнение инновационной инициативы;

- трансляция полученных инноваций в 5 ОУ и 10 Центрах занятости города Москвы.

На втором этапе (2013-2014 гг.) предусмотрены:

- апробация модели деятельности Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- внедрение полученных инноваций в ресурсных и специализированных центрах Департа-

мента труда и населения города Москвы.

Научным руководителем проекта является Елена Валерьяновна Баяхчан, председатель правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», председатель подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности.

В структуре проекта представлены:

- финансовый оператор проекта - Департамент образования города Москвы;

- базовые учреждения проекта: ГБОУ СПО Колледж городского хозяйства № 64, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»;

- учреждения сети инновационной площадки:

1) научно-технические и социальные партнеры проекта: ГБОУ СПО Электромеханический колледж № 55.

Функции в проекте: площадка внедрения и тиражирования результатов инновационного проекта.

2) Московское государственное унитарное предприятие «МОСЛИФТ».

Функции в проекте: отработка и распространение в проекте инновационного опыта подготовки работников, занятых в сфере организаций и структур, подведомственных Ростехнадзору, а также повышения квалификации и переподготовки взрослого населения.

3) Московское государственное унитарное предприятие (МГУП) «Мосводоканал».

Функции в проекте: отработка и распространение в проекте инновационного опыта повышения квалификации и переподготовки взрослого населения.

4) Государственное бюджетное научное учреждение города Москвы «Научноисследовательский институт развития профессионального образования». Функции в проекте: научное руководство и консультирование в ходе работ по реализации проекта.

Важнейшим научно-техническим партнером, осуществляющим научное сопровождение и распространение инновационного опыта, является Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Гуманитарно-экономический и технологический институт».

ГКУ Центр занятости населения Южного административного округа в составе семи отделов: «Царицынский», «Варшавский», «Южный», Братеевский», «Нагорный», «Автозаводский», «Бирюлевский» является площадкой внедрения, отработки и тиражирования результатов инновационного проекта.

Социальное партнерство и распространение инновационного опыта осуществляется на базе ОАО «BASF - Восток», ООО «Межрегион-энерго».

В реализации заявленного проекта принимают участие организации и физические лица, которые в различных направлениях образовательной деятельности, связанной с системой подготовки, переподготовки кадров и их аттестации, имеют научные и практические разработки.

Так, в рамках выбранной тематики проекта по реализации инновационных образовательных программ и проектов у педагогического коллектива ГБОУ СПО Колледж городского хозяйства № 64 сформированы достаточные компетенции на основе имеющегося опыт работы по следующим направлениям:

- увеличение доли обучающихся по краткосрочным профессиональным образовательным программам (подготовка, повышение квалификации и переподготовка), в том числе мигрантов (по заказам предприятий), предусматривающим освоение современных технологий и дальнейшую работу на инновационных производствах;

- внедрение модульных учебных программ в образовательный процесс (дистанционные образовательные технологии, в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

- индивидуализация обучения, в том числе организация обучения на дому;

- открытие на базе колледжа классов старшей школы технологического профиля и развитие в общеобразовательной школе профильного обучения по профессиям НПО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация центров развития профессиональных квалификаций взрослого населения на базе колледжей и передовых предприятий;

- организационно-структурная и территориальная оптимизация сети учреждений профессионального образования.

По всем указанным направлениям уже имеются практические результаты и наработки. Например, на базе ГБОУ СПО Колледжа городского хозяйства № 64 в течение 2-х лет проводилась экспериментальная работа по апробации и совершенствованию системы непрерывного профессионального образования и обучения взрослого населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) в части проведения курсов повышения квалификации взрослого населения. Колледж на протяжении последних лет отработал более 30 программ повышения квалификации взрослого населения. Результаты данной деятельности, тематика и направленность тесно связаны с тематикой настоящего проекта.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Колледж городского хозяйства № 64 большое внимание уделяет развитию системы повышения квалификации и переподготовки взрослого населения и реализации инновационных программ повышения квалификации и переподготовки взрослого населения («Монтажник электрических подъемников (лифтов)», «Система управления лифтами ОТИС - 2000 со шкафом управления MCS - 220 (300)», «Инновационные технологии в энергосбережении и повышении энергоэффективности»). Проведено обучение более 200 рабочих, специалистов и руководителей МГУП «Мослифт», «Мосводоканал». Подготовка рабочих по профессии «Монтажник электрических подъемников (лифтов)», проводится по программам, согласованной с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы.

Другие участники инновационной деятельности - МГУП «Мослифт», «Мосводоканал», «Меж-регион-энерго» - взаимодействуют с ГБОУ СПО Колледж городского хозяйства № 64 более чем по 15 образовательным программам, выступают организаторами научно-практических конференций, участвуют в разработке учебных планов и пособий. ГБОУ ВПО МЭСИ является одним из ведущих вузов не только в России, но и в Европе по созданию и использованию информационных технологий в обучении, в создании SMART-технологий, и в представляемом проекте будет обеспечивать научное сопровождение и разработку совместно с преподавателями, специалистами, мастерами производственного обучения, социальными партнерами серии электронных учебных пособий, сети дистанционного обучения для индивидуального обучения на дому лиц с ограниченной подвижностью.

Новизна проекта заключается в том, что, по сути, впервые в системе столичного образования создается отраслевой кластер, строящийся на системе горизонтальных и вертикальных связей образовательных учреждений разных типов, уровней и широкого круга научных, общественных и производственных организаций.

В данном контексте отраслевой кластер рассматривается, с одной стороны, как интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих входящих в него учреждений образования, науки и бизнеса, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы. С другой стороны, он выступает как системообразующий компонент непрерывной подготовки квалифицированных кадров по направлениям, востребованным экономикой города Москвы, на основе требований современного рынка к профессиональным компетенциям рабочих и специалистов.

Ключевым отличием результатов реализации заявляемого проекта от результатов уже существующих является его практическая ориентированность на конечный результат. Уже на первом этапе существования инновационного проекта частично удовлетворяется общественно-значимая потребность учреждений и организаций экономики города Москвы в подготовке

и повышении квалификации кадров наукоемких предприятий посредством технологизации и трансляции результатов инновационной деятельности [2].

Одним из ведущих трендов развития образования на современном этапе является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, самодостаточных, что требует кардинального изменения концептуальной системы взглядов на профессиональное образование. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности (В.Л. Аношкина, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, М.Т. Громкова, В.А. Сластенин, Г.А. Ягодин и др.).

Научные интерпретации непрерывного профессионального образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. В частности, суть педагогической концепции, интегрирующей результаты междисциплинарных исследований, заключается в раскрытии природы непрерывного профессионального образования посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения, конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса непрерывного образования, механизмов управления (М.Т. Громкова, В.Н. Белкина, Г.В. Сергеева и др.).

Реализация педагогической концепции непрерывного профессионального образования, включая повышение квалификации и переподготовку кадрового потенциала наукоемких предприятий, предполагает рассмотрение понятия непрерывности образования по отношению к трём основным составляющим (субъектам) (В.Л. Аношкина, С.В. Резванов; В.Н. Белкина, Г.В. Сергеева и др.):

- по отношению к личности (человек учится постоянно, причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием);

- по отношению к образовательным процессам / образовательным программам) (преемственность содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому);

- по отношению к образовательным учреждениям (здесь непрерывность связана с особой сетью образовательных учреждений, создающих необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей).

Согласно мнению многих авторов, система непрерывного профессионального образования должна базироваться на принципах многоуровневости, многоступенчатости, вариативности и гибкости, принципе многофункциональности. В этом контексте в рамках реализуемого инновационного проекта могут быть одновременно удовлетворены и в достаточной степени сбалансированы как запросы личности (обучающегося) на качественное образование, повышение квалификации в рамках своей основной профессии/специальности, так и потребности организаций, работающих в сфере наукоемких технологий и нуждающиеся в постоянном доучивании и переучивании своих работников и специалистов в соответствии с изменяющимися и усложняющимися условиями труда и быстро обновляющимися производственными технологиями. При этом максимальный позитивный эффект может быть достигнут с относительно небольшой затратой ресурсов путем оптимизации взаимоотношений участников инновационной деятельности и организации их деятельности на кластерной основе.

Основными направлениями деятельности по созданию образовательного кластера являются:

- поэтапное внедрение инноваций в интенсивном темпе и с тщательным отслеживанием эффективности;

- повышение инвестиционной привлекательности отраслевого колледжа, оперативно внедряющего гибкие программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) в соответствии с запросами современного производства;

- повышение качества профессионального образования за счет внедрения эффективных технологий обучения и оптимизации его ресурсного обеспечения;

- создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации и др.

При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов:

- наличие общих целей всех участников кластерного взаимодействия;

- наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;

- наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.

Данные позиции приобретают особую значимость в том случае, если создание образовательного кластера будет базироваться на следующих принципах:

- единство потребительского рынка, профессиональной деятельности и образовательной среды, что подразумевает единство учебного, научного и инновационного процессов, их взаимосвязь с экономикой и социальной сферой.

- приоритетность обеспечения качества образовательного процесса, регулярность и оперативность в обновлении содержания образовательных программ;

- инновационная направленность деятельности, начиная с проведения научных исследований и до тиражирования и передачи в практику современных образовательных технологий;

- концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов, предполагающая повышение эффективности использования современного оборудования и объединение инновационного потенциала вузов и колледжей и предприятий - заказчиков образовательных услуг;

- профессиональное образование в течение жизни, возможность специалистам различного уровня квалификации многократно в течение жизни повышать уровень квалификации в колледжах и вузах, осваивать новые специализации и профессии;

- взаимовыгодная кооперация, заключающаяся в организационном, учебнометодическом, научном и информационном взаимодействии между всеми структурами образовательного кластера, равенство и учет их интересов.

Отраслевые колледжи в условиях инновационного кластера становятся посредниками между научными организациями, высшей школой и предприятиями, работающими, в том числе в сфере наукоемких технологий. Они могут разрабатывать, апробировать и адресно внедрять в практику необходимые на данном этапе развития производства образовательные программы, методические и практические разработки и оперативно готовить работников и специалистов, востребованных на региональном рынке труда в конкретный отрезок времени.

К числу условий успешности деятельности инновационного кластера могут быть отнесены открытость всех происходящих внутри образовательного кластера процессов и презентуе-мость результатов для всех образовательных и научных учреждений, промышленных компаний, общественных организаций.

Устойчивое развитие инновационного кластера в решающей степени зависит и от доступа к передовым источникам научных знаний и современных технологий, поэтому принципиально важно вхождение в кластер вузов, НИИ и других организаций, создающих инновационные продукты как в сфере профессионального образования, так и непосредственно в условиях наукоемких производств [3].

Дополнительным фактором заинтересованности столичной системы профессионального образования и предприятий, подведомственных Ростехнадзору, в результатах инновационного проекта объективно вытекает из гипертрофированного перекоса структуры системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Избыточное предложение на рынке труда работников с высшим образованием, обладающих, как правило, недостаточно высокой профессиональной квалификацией, а также неквалифицированных мигрантов не может решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы. Необеспеченность эко-

номики города высококвалифицированными рабочими кадрами особенно остро ощущается на высокотехнологичных производствах. Проведенные предварительные маркетинговые исследования рынка занятости города Москвы показывают устойчивый спрос на рабочие профессии, специальности по данному направлению деятельности колледжа.

Эффективность инновационного проекта характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников, об экономических преимуществах одних проектов над другими.

Управление и надзор за ходом деятельности инновационной площадки и организационное обеспечение контроля достоверности полученных результатов осуществляет Совет образовательного кластера, создаваемый в соответствии с Положением об инновационной площадке.

В задачи Совета образовательного кластера входит:

- проведение социологических исследований и анализ удовлетворенности потребности обучаемых образовательным процессом;

- проведение социологических исследований и анализ удовлетворенности потребности предприятий города Москвы в работниках и специалистах;

- проведение социологических исследований и анализ по удовлетворенности образовательных потребностей взрослого населения в системе непрерывного профессионального образования;

- анализ мониторинга товаров и услуг, предлагаемых организациями и предприятиями образовательного кластера на потребительском рынке;

- рецензирование и первичная экспертная оценка учебных материалов, программ дополнительного образования, программ дополнительного профессионального образования и т.д. с точки зрения их соответствия выявленным потребностям;

- анализ и оценка предложений участников кластерного взаимодействия по оптимизации использования кадровых, материальных и других ресурсов, принятие решений по финансовым вопросам кластерного взаимодействия;

- аналитическая оценка сводных отчетов о результатах инновационной деятельности.

Достоверность результатов повышается с расширением числа и разнообразия участвующих в инновационном процессе образовательных учреждений, колледжей, вузов, НИИ и представителей бизнеса.

Общий надзор, в соответствии с Положением о РИЦ города Москвы, осуществляет Совет по инновационной деятельности Ресурсного инновационного центра СПО, созданного на базе НИИРПО. Совет РИЦ СПО осуществляет предварительную экспертизу и оценку полученных результатов инновационной деятельности, а также осуществляет независимую оценку промежуточных и итоговых результатов, дает рекомендации о прекращении или продолжении деятельности ГИП.

Окончательную оценку деятельности ГИП и достоверности полученных результатов определит Городской Совет по инновационной деятельности, созданный в соответствии с положением об Инновационной площадке и осуществляющий свою деятельность в соответствии с концепцией научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В процессе реализации инновационного проекта должны быть достигнуты следующие значения индикаторов Госпрограммы:

Разработаны критерии эффективности реализации мероприятий Кластера, научные и учебно-методические разработки участников в обеспечение результатов проекта, которые приведены в пояснительной записке проекта.

Создана структура функционирования деятельности проекта, которую реализуют:

научное обеспечение:

- научные организации (ФГБОУ ВПО МЭСИ, ГБНУ НИИРПО);

- вузы (НОУ ВПО Гуманитарно-экономический и технологический институт);

- собственный научный потенциал участников инновационной площадки (не менее 35 работников ОУ, входящих в состав образовательного кластера, имеющих ученые степени и звания).

экспертное обеспечение:

- городской ресурсный инновационный центр;

- ресурсный инновационный центр СПО;

- независимая экспертиза работодателей и социальных партнеров.

- экономическое обеспечение:

- государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»);

- привлечение средств заказчиков образовательных услуги и иных источников. нормативно-правовое обеспечение:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Закон города Москвы от 20.06.2001 г. №25 «О развитии образования в городе Москве»;

- Закон города Москвы от 10.03.2004 г. №14 «Об общем образовании в городе Москве»;

- Закон города Москвы от 29.06.2005 г. №32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. №543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

- Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Приказ Минобразования и науки РФ от 24 февраля 2012 г. №03-109 «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников»;

- Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)

«Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). материально-техническое обеспечение:

- учебно-производственная и учебно-лабораторная база ГБОУ СПО КГХ № 64, ГБОУ СПО ЭК № 55 и других участников кластерного взаимодействия.

информационно-технологическое обеспечение:

- информационно-технологические ресурсы ОУ - участников инновационной площадки;

- страница инновационной площадки на сайте ГБОУ СПО КГХ № 64;

- информационно-технологическая поддержка Городского ресурсного инновационного центра.

По результатам реализации проекта планируется:

- внедрить программы повышения квалификации и переподготовки взрослого населения по перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям в ресурсных и специализированных центрах Департамента труда и населения города Москвы;

- создать Центр по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы с выделением необходимых площадей и материальнотехнических ресурсов в целях упорядочения и повышения качества образовательного процесса при подготовке работников по профессиям и специальностям, поднадзорным Ростехнадзору;

- внедрить программы дистанционного обучения для индивидуального обучения на дому лиц с ограниченной подвижностью;

- внедрить электронные учебники с использованием SMART-технологий для изучения лифтового оборудования, системы ГЛОНАСС;

- внести предложения в нормативно-правовые акты по совершенствованию начального и среднего профессионального образования в части создания условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- внедрить систему критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества профессиональной подготовки и повышении квалификации обучающихся из числа взрослого населения и маломобильных групп населения в целях повышения качества профессионального образования в городе Москве.

Продвижение полученных инноваций предполагается в процессе образовательных выставок, форумов образовательной и инновационной направленности; в публикациях материалов (в т.ч. электронных).

Предполагаемое тиражирование полученных инноваций:

- 2012 г. - внедрение полученных инноваций в 3 ОУ СПО, привлечение к кластерному взаимодействию не менее 2-х вузов, 1-го НИИ и 3-х организаций-работодателей;

- 2013 г. - внедрение полученных инноваций в 5-ти Центрах труда и занятости, подведомственных Департаменту труда и занятости города Москвы;

- 2014 г. - внедрение полученных инноваций в 7 Центрах труда и занятости и 5-ти Ресурсных центрах, подведомственных Департаменту труда и занятости города Москвы; повышение инвестиционной привлекательности ОУ СПО через применение механизма частногосударственного управления и трансляция результатов инновационной деятельности в отраслевые ОУ СПО регионов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках инновационного проекта возможна разработка предложений по внесению изменений в законодательство Москвы и РФ в области образования:

Устойчивость результатов проекта будет обеспечена:

- координацией в процессе инновационной деятельности запросов регионального рынка труда и возможностью ОУ СПО в обеспечении этих запросов путем разработки и внедрения

качественных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по наиболее перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям;

- вовлечением в процесс непрерывного профессионального образования работников и специалистов организаций, подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы;

- внедрением механизмов привлечения в систему среднего профессионального образования взрослого населения и маломобильных групп населения для получения качественного профессионального образования и повышения квалификации по наиболее перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы профессиям;

- повышением эффективности использования современного оборудования и объединением инновационного потенциала вузов и ОУ СПО;

- взаимовыгодной кооперацией, обеспечивающей организационное, учебнометодическое, научное и информационное взаимодействие между всеми участниками отраслевого кластера, реализующей равенство и учет их интересов;

- тиражированием и внедрением результатов инновационной деятельности в столичную и региональную систему образования;

- гармонизацией интересов, целей и действий субъектов инновационной деятельности;

- балансом между ресурсным обеспечением инновационной площадки и потребностями в функционировании и развитии за счет оптимизации ресурсов участников инновационной деятельности и привлечения дополнительных средств (софинансирование, инвестирование и др.).

Перспективами развития инновационного проекта может стать трансляция модели Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в регионы Российской Федерации; общее усиление инновационной направленности деятельности учреждений СПО, осуществляющих подготовку работников и специалистов по наиболее перспективным и наиболее востребованным экономикой города Москвы направлениям; создание системы непрерывного профессионального образования на базе отраслевых ОУ СПО.

Библиографический список:

1. Алешникова В.И. Компетентностный подход - основа инновационных процессов в системе непрерывного образования // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2008. № 11. С. 710.

2. Давыдов М.В., Давыдова Ю.В., Семенихина А.В. Мониторинг как средство повышения качества профессиональной подготовки специалистов // Успехи современного естествознания. 2007. № 5. С. 37-37.

3. Милованова Н.Г. Модели взаимодействия социальных институтов в системе повышения квалификации педагогических кадров // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 49-52.

4. Селезнев Ю.Н. Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем // Прикладная информатика. 2006. № 5. С. 104-109.

Ключевые слова: система профессионального образования, инновационный проект, модель повышения квалификации, кадровый потенциал наукоемких предприятий.

Keywords: system of professional education, innovative project, professional development model, personnel capacity of the knowledge-intensive enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.