ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.1(470)
Гарифуллина Р.Р., Матушанский Г. У.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
В статье представлен анализ научно-методического обеспечения регионально-отраслевых образовательных кластеров. Рассмотрены функции и структура указанного обеспечения.
Ключевые слова: регионально-отраслевой образовательный кластер, научно -методическое обеспечение, функции и структура кластера.
В настоящее время в России усиливается интерес к проблеме создания кластеров со стороны научных сообществ и государственных органов власти. Республика Татарстан выступила инициатором создания регионально-отраслевых образовательных кластеров в России. Стратегическими ориентирами государственной политики в данной области являются: Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования; Концепция кластерной политики в Российской Федерации; Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и документы правительства Республики Татарстан по формированию регионально-отраслевых кластеров в республике [1].
Формирование кластерной системы предусмотрено самой стратегией развития образования в республике. В его основе лежит баланс интересов работодателей, образовательных учреждений и граждан, желающих получить необходимый для них уровень образования. По словам первого заместителя Премьер-министра РТ Равиля
Муратова формирование научно-образовательных кластеров в республике дает свои положительные результаты, так как кластер объединяет профильные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профобразования [2]. Кроме того, создание подобных кластеров способствует решению актуальной проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста и востребованности специалистов среднего звена, способных быстро и адекватно реагировать на инновационные изменения производства, задачи модернизации подготовки кадров для предприятий отрасли.
На основе анализа рассмотренных 65 кластеров России авторами выявлено, что все кластеры можно разделить на 3 группы: региональные, промышленные и научно-образовательные; 16% из них содержат в своей структуре образовательные учреждения различного уровня и более 32% регионально-отраслевых кластеров включают в себя только некоторые ступени профессионального образования (вузы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения начального профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования). Прослеживается закономерность, что большинство регионально-отраслевых кластеров с образовательными учреждениями в своем составе являются кластерами непрерывного профессионального и /или педагогического образования, учебно-производственными инновационными комплексами, научно-образовательными кластерами.
Известно, что кластер является основой взаимодействия заинтересованных сторон в направлении достижения поставленных задач и может рассматриваться как необходимое условие для реализации механизмов формирования конкурентоспособного выпускника высшего учебного заведения. К исследованиям, в которых кластер представлен как географически сконцентрированная группа неоднородных организаций и структур (образовательных учреждений, предприятий производственных отраслей), способная обеспечить более высокую степень взаимодействия образования, науки, производства и усилить их возможности на пути достижения общей цели, относятся работа О.Е.Яворского [3]. Автор разработал модель образовательного кластера как формы социального партнерства, обеспечивающая координацию деятельности участников партнерства по формированию будущего специалиста.
В работах М.С.Чвановой рассматриваются характерные черты образовательного кластера [4] (см. таблицу 1).
Таблица ¡.Образовательный кластер (по М.С.Чвановой).
Основные цели создания и развития образовательных кластеров Основные признаки образовательного кластера Ядро инновационно-образовательного кластера
- подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей; - производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инвестиционных товаров (продуктов или услуг) совместными усилиями университета и бизнес-сообщества. - наличие внешних связей университета с научными и бизнес-сообществами как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений; - наличие взаимодополняющих функций университета, компаний и организаций; - взаимное способствование росту конкурентоспособности друг друга; - определение кластера как сложной системы; - наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему - кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации). - географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие проекты; - сильная научно-образовательная компонента является базой для коммерчески востребованной инновационной деятельности.
Формируемый инновационно-образовательный кластер должен быть вписан в экономику региона, усилить ее сильные стороны и находиться на пересечении с другими кластерами в регионе. Эффективное функционирование подобных кластеров возможно посредством внедрения механизма оперативного обновления содержания образования, повышения уровня интеграции обучения и производства, через применение новых форм взаимодействия образовательных учреждений и их социальных партнеров. Реализация указанного выше осуществляется в рамках научно-методического обеспечения регионально-отраслевого образовательного кластера посредством выполнения следующих функций: прямых образовательных услуг, консультаций; экспертиз учебных пособий, исследований;
разработке учебно-методических пособий и руководств для сопровождения образовательного процесса в учреждениях-участниках кластера и др. В таблице 2 приведена сводная информация о реализации некоторых функций научно-методического обеспечения образовательных кластеров.
Таким образом, из выбранных функций научно-методического обеспечения максимальное количество наблюдается в большинстве научно-, инновационно-образовательных кластерах и кластерах непрерывного профессионального и педагогического образования, при этом реализация минимума функций характерно для кластеров, включающих в свой состав образовательные учреждения различного уровня, но ориентированных на развитие отрасли промышленности.
В настоящее время у 80% кластеров научно-методическое обеспечение реализуется только в 2-3 функциях, которые заключаются в основном во взаимодействии с предприятиями отрасли для составления основных образовательных программ направлений, сопровождении образовательного процесса и реализации повышения квалификаций специалистов отрасли. Лишь 20% образовательных кластеров реализуют максимальное количество функций научно -методического обеспечения по причине формирования системы непрерывного профессионального образования.
Таблица 2. Функции научно-методического обеспечения функционирования регионально-отраслевых образовательных кластеров России [5-18].
№ п/п Кластер Регион РФ Функции научно-методического обеспечения функционирования образовательного кластера
сопровождение образовательного процесса * повышение квалификации работников предприятий и преподавателей образовательных учреждений участников кластера ** привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию про-фессиональ-ных образовательных программ направлений *** разработка и издание учебно- методических пособий, рекомендаций экспертиза, рецензирование учебных пособий программно-методических, психолого-дидактических и нормативно-управленческих материа- проведение научно-практических конференций и семинаров научно-исследовательская деятельность (педагогический профиль)
1 Инновационно-образовательный кластер "Технология питания" г. Москва + + + + +
2 Инновационно-образовательный кластер столичного региона в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен» г. Москва + + + +
3 Кластер ядерно-физических нанотехнологий в г. Дубне Московская область +
4 Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужская область + +
5 Региональный образовательный кластер "Школа-колледж-предприятие" Тамбовская область + + + + +
6 Нефтехимический территориальный кластер Башкортостан + +
7 Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан Татарстан + + +
8 Научно-образовательный комплекс: «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО - Академия социального образования» Татарстан + + + + + + +
9 Научно-образовательный кластер в авиастроительной отрасли Республики Татарстан Татарстан + + + + +
10 Образовательный Татарстан + + + + +
11 Ядерно-инновационный кластер г. Димитровград Ульяновской области + + + +
12 Кластер региональной системы непрерывного образования г. Ставрополь + + +
13 Льняной кластер Омской области Омская область +
14 Образовательный кластер, г. Барнаул Алтайский край + + + +
15 Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск Красноярский край + +
Примечание: * - (внедрение современных педагогических технологий и методов обучения; консультации ППС по самообразованию, саморазвитию; дайджесты новых публикаций по различным проблемам образовательного процесса);
** - (курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, тренинги, организация стажировок); *** - в соответствии с требованиями рынка труда;
**** - учебных пособий, предназначенных для сферы профессионального образования.
Следовательно, выявленные особенности структуры и функционального содержания регионально-отраслевых образовательных кластеров подтверждают необходимость единого и максимального раскрытия всех функций научно-методического обеспечения с целью согласованной работы всех участников кластера по совершенствованию учебного процесса для подготовки конкурентоспособных кадров, а также изучения и распространения передового опыта.
Источники
1. Матушанский Г.У, Гарифуллина Р.Р., Зотова М.Б. Регионально-отраслевые кластеры в России // Вестник КГЭУ. 2012. №4(15). С. 83-94.
2. http://www.kazved.ru/article/34821.aspx
3. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2008. 20 с.
4. Чванова М.С., Филатова К.В. Использование кластерного подхода как одного из условий формирования индивидуального стиля деятельности студента дизайнера // Вестник Тамбовского Университета, серия «Гуманитарные науки». 2012, №5 (109). С.200.
5. Кластер «Технология питания»" (Департамент образования г.Москвы, Московский государственный университет пищевых производств). Режим доступа: URL: http: //www. mgupp.ru/ nauka/ do
6. Городская инновационная площадка «Инновационный образовательно -производственный кластер в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен». Режим доступа: URL: http://www.gricedu.ru/system/files/i/prezent_700.pptx
7. Презентация программы развития кластера «Кластер ядерно-физических нанотехноло-гий в г. Дубне». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/dubna/docs
8. Презентация программы развития кластера «Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/obninsk
9. Создание регионального образовательного кластера «Школа-колледж-предприятие». URL: http://profmonitor.ru/about/forum/
10. Презентация программы развития кластера «Нефтехимический территориальный кластер». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/
11. Терзи А.В., Галимов А.М. Особенности использования современных технологий управления инновационной деятельностью в российских федеральных и национальных исследовательских университетах // Образовательные технологии и общество. 2012, том 15, №4. с. 625-637. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository
12. Кластерная модель сетевого взаимодействия на примере межрегионального отраслевого ресурсного центра «Авиастроение». URL: http://profmonitor.ru/upload/Conf/Final/..
13. URL: http://www.akvobr.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html
93
14. URL: http://dimschool2.ru/view_innovacii.php?id=3
15. URL: http://ncfu.ru/pedagogicheskiy-institut-skfu-stanet-klasterom-regionalnoy-klasterom-regionalnoy-sistemy-nepreryvnog.html
16. Редькин А.М. Организационно -экономические основы развития льняного кластера в регионе (на материалах Омской области). Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Новосибирск, 2009. С.14.
17. Образовательный кластер (опыт проектирования в муниципальной системе образования): сборник организационно-методических материалов / Авторский коллектив под руководством Синицыной Г.В. / Научная редакция А.А.Майер. Барнаул. 2012. 100 с. URL: http://barnaul-obr.ru/obrazovatelnyy_klaster/
18. Презентация программы развития кластера «Кластер инновационных технологий АТО г.Железногорск» (Красноярский край). URL: http://cluster.hse.ru/pilots/zato/docs
References
1. Matushanskiy G.U., Garifullina R.R., Zotova M.B. Regional'no-otraslevy'e klastery' v Rossii // Vestnik KGE'U. 2012. №4(15). S. 83-94.
2. <http://www.kazved.ru/article/34821.aspx>
3. Yavorskiy O.E. Obrazovatel'ny'y klaster kak forma social'nogo partnerstva tehnikuma i predpriyatiy gazovoy otrasli. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk po special'nosti 13.00.01 - obsch'aya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Kazan'. 2008. 20 s.
4. Chvanova M.S., Filatova K.V. Ispol'zovanie klasternogo podhoda kak odnogo iz usloviy formirovaniya individual'nogo stilya deyatel'nosti studenta dizaynera // Vestnik Tambovskogo Universiteta, seriya «Gumanitamy'e nauki». 2012, №5 (109). S.200.
5. Klaster «Tehnologiya pitaniya»" (Departament obrazovaniya g.Moskvy', Moskovskiy gosudarstvenny'y universitet pisch'evy'h proizvodstv). Rejim dostupa: URL: <http://www.mgupp.ru/nauka/do>
6. Gorodskaya innovacionnaya plosch'adka «Innovacionny'y obrazovatel'no-proizvodstvenny'y klaster v sfere Jeleznodorojnogo transporta i GUP «Moskovskiy metropoliten». Rejim dostupa: URL: http://www.gricedu.ru/system/files/i7prezent_700.pptx
7. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster yaderno-fizicheskih nanotehnologiy v g.Dubne». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/dubna/docs
8. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster farmacevtiki, biotehnologiy i biomediciny'». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/obninsk
9. Sozdanie regional'nogo obrazovatel'nogo klastera «SHkola-kolledj-predpriyatie». URL: http://profmonitor.ru/about/forum/
10. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Neftehimicheskiy territorial'ny'y klaster». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/
11. Terzi A.V., Galimov A.M. Osobennosti ispol'zovaniya sovremenny'h tehnologiy upravleniya innovacionnoy deyatel'nost'yu v rossiyskih federal'ny'h i nacional'ny'h issledovatel'skih universitetah // Obrazovatel'ny'e tehnologii i obsch'estvo. 2012, tom 15, №4. s. 625-637. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository
94
12. Klastemaya model' setevogo vzaimodeystviya na primere mejregional'nogo otraslevogo resursnogo centra «Aviastroenie». URL: http://profmonitor.ru/upload/Conf/Final/.. e'
13. URL: <http://www.akvobr.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html>
14. URL: <http://dimschool2.ru/view_innovacii.php?id=3>
15. URL: <http://ncfu.ru/pedagogicheskiy-institut-skfu-stanet-klasterom-regionalnoy-klasterom-regionalnoy-sistemy-nepreryvnog.html>
16. Red'kin A.M. Organizacionno-e'konomicheskie osnovy' razvitiya l'nyanogo klastera v regione (na materialah Omskoy oblasti). Avtoreferat diss. na soiskanie uchenoy stepeni k.e' .n. Novosibirsk, 2009. S.14.
17. Obrazovatel'ny'y klaster (opy't proektirovaniya v municipal'noy sisteme obrazovaniya): sbornik organizacionno-metodicheskih materialov / Avtorskiy kollektiv pod rukovodstvom Sinicy'noy G.V. / Nauchnaya redakciya A.A.Mayer. Barnaul. 2012. 100 s. URL: <http://barnaul-obr.ru/obrazovatelnyy_klaster/>
18. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster innovacionny'h tehnologiy ATO g.Jeleznogorsk» (Krasnoyarskiy kray). URL: <http://cluster.hse.ru/pilots/zato/docs>
Зарегистрирована 09.04.2013.
95