ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК (37.01:338.46).(470.41)
Г.В. Мухаметзянова, доктор пед. наук, профессор, действительный член РАО Институт педагогики и психологии профессионального образования, г. Казань А.Р. Шайдуллина, канд. пед. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Альметьевский государственный нефтяной институт», г. Альметьевск
кластеризация региональной системы непрерывного профессионального образования
Вся природа, начиная с ее молекулярного уровня до ее социологического, психологического, философского, до самого высокого космического уровня противоречива, парадоксальна и хаотична на первый взгляд, и только взгляд со стороны, лишенный временных и пространственных ограничений, позволяет понять, что мир представляет собой систему, сочетающую в себе части, которые взаимозависимы, чьи тонкие связи позволяют создавать эффекты, приобретающие гигантские масштабы. Это позволяет утверждать, что новый иностранный термин «кластер» вошел в жизнь.
Функционирование кластеров — объединений производственных компаний, научноисследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих с целью получения конкурентных преимуществ, создание наукоемкой и высокотехнологичной продукции — является одним из наиболее эффективных и перспективных направлений развития современной экономики.
Создание и развитие кластеров становится одним из ключевых направлений и развития экономи-
14
ки Республики Татарстан в условиях рыночной экономики. Наибольшее развитие в РТ получили образовательные кластеры, в структуру которого входят: инновации, разработки, квалифицированные кадры, наука, предприятия промышленных отраслей, школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, отраслевые НИИ, центры повышения квалификации и дополнительного образования и др.
Субъектом кластерного мышления в Республике Татарстан является Министерство образования и науки РТ, которое инициировало создание кластеров, строго регламентированных по отраслевому принципу. Не случайно деятельность Министерства образования и науки Республики Татарстан по созданию кластеров вызвала огромный интерес у руководителей промышленных предприятий и образовательных учреждений.
Анализ специальной литературы показал, что применение кластерного подхода к управлению профессиональным образованием дает следующие преимущества:
1) формируется механизм взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда, снижа-
ется зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации социальноэкономического развития территории;
2) улучшается кадровая инфраструктура. 2007 год уже назвали годом «дефолта вузов». С тем же правом он может быть назван годом «дефолта рынка труда». Нельзя допустить, чтобы нарушение естественных механизмов воспроизводства привело к серьезным проблемам отсутствия необходимых кадров в реальном секторе экономики. Их восполнение будет происходить за счет безработных, так называемых представителей «группы риска» на рынке труда — работников убыточных или ликвидируемых предприятий, специалистов, временно утративших профессиональные навыки. Как правило, эти группы людей давно прервали связи с системой образования, в их психологии доминирует стереотип, что на пути к успеху важно не образование, а другие факторы (знакомство, удача и т. д.). Эти ситуации относятся, прежде всего, к женщинам, так как у безработицы, как известно, «женское лицо». Их контакты с системой образования необходимо поддерживать с особой заинтересованностью, развивая в них устойчивость и активность на современном рынке труда;
3) формируется эффективная, гибкая, регулируемая система, в которой происходит постоянное развитие имеющегося потенциала, создается благоприятный инновационный климат, развивается инфраструктура инновационной деятельности. Например, в Республике Татарстан действует 473 учреждения дополнительного профессионального образования, из них: 125 негосударственных, 246 государственных учреждений; 102 предприятия проводят внутрифирменное обучение, 39 из которых имеют учебные центры.
Реализуется 12 700 программ дополнительного профессионального образования по 530 направлениям, из них краткосрочных — 5235 (41 %), среднесрочных — 6873 (54 %), долгосрочных — 592 (4,6 %) [1];
4) создается база для реализации модульного и мобильного принципов обучения, которые предполагают отказ от предметного преподавания и расширение междисциплинарных связей; открытость образовательного процесса, позволяющая взрослому студенту как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с его личностными пожеланиями; высокая интеллектуальная технологичность обучения, адаптированная под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемая применением разнообразных средств и различных форм обучения — очно-заочных, т. п., и здесь кластерный подход предоставляет необходимые инструменты. Применение кластерного подхода позволяет достигать расширенного развития ма-
лого и среднего предпринимательства. Однако, как ни важны мотивации к объединению в кластеры, для многих малых фирм организация такого сотрудничества — далеко не простое дело. Малые фирмы, как правило, процветают за счет индивидуализма и предприимчивости. Для них слишком тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками или клиентами может представлять реальную угрозу. Вот почему на таких предприятиях сотрудничество требует более высокого уровня стратегического мышления руководителей. Малым фирмам приходится решать, до какой степени они готовы идти на длительное тесное сотрудничество, какие знания придется им вносить со своей стороны, а какие они хотели бы придержать, — и все это требует высокого уровня внутренней организации.
Понятие «регионализация образования» — признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона — наиболее перспективна. Эти потребности определяют расположение сети образовательных учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений и т. д., вплоть до приемлемого уровня качества образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия — эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.
Регионализация образования направлена на формирование регионального образовательно-
15
го пространства, под которым понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественности, вовлеченной в решение проблем образования; социально-психологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к образованию. Поэтому формирование кластеров в системе регионального образования является одной из актуальных проблем его модернизации в системе непрерывного профессионального образования.
Феноменология непрерывного образования проявляется в двух формах: глобального мирового явления и глобального мирового процесса. Непрерывное образование — одно из необходимых условий жизнедеятельности человека, его интеграции в национальное и мировое сообщество. В непрерывном образовании воплощена идея, уходящая своими корнями в традиции гуманизма и ставящая в центр всех образовательных начинаний человека, для которого следует создать оптимальные условия для полного развития способностей и реализации трудового потенциала на протяжении всей жизни. По мнению авторов, социальная роль непрерывного образования состоит в том, что оно выступает фактором утверждения субъектности человека в его социализации и профессионализации, построении жизненной образовательной стратегии. В теории непрерывного образования трансформирована идея обучения «через всю жизнь». Поэтому непрерывное образование можно рассматривать как фактор конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Новизна подхода к формированию образовательных кластеров, основанного на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений, состоит в следующем: 1) непрерывное образование рассматривается как единая система; 2) обучаемые, как субъекты педагогического процесса, ориентируются на пожизненное образование; 3) обеспечивается интеграция и интернационализация знаний, расширение коммуникаций, применение информационных технологий; 4) формируется многоуровневая система образования.
Внутренняя логика, свойственная профессиональному образованию как единому целому, тесная взаимосвязь различных образовательных уровней между собой приводит к тому, что изменения в структуре одного из них требуют корректировки взаимодействия между структурными составляющими других уровней. Для создания системы непрерывного профессионального образования в регионе необходимо консолидировать инновационный потенциал в интересах социального и экономического развития, определения тенденций и выработки стратегии образовательной политики; определить место образовательных учреждений разного уровня в об-
16
щей региональной системе непрерывного профессионального образования; разработать концептуальные основы региональной системы непрерывного профессионального образования, включающие интегрированный перечень и единые стандарты профессий и специальностей, разработать и апробировать модульную структуру программ подготовки по профессиям и специальностям в учреждениях профессионального образования; осуществить меры по созданию комплекса педагогических, научнометодических, организационно-управленческих условий функционирования и развития региональной системы непрерывного профессионального образования; на основе ГОС, с учетом регионального компонента, разработать интегрированные образовательные программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям технического, сервисного, экономического, юридического, педагогического, сельскохозяйственного профиля для подготовки конкурентоспособного специалиста; разработать методику формирования государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с особенностями региональных рынков труда и учетом интересов каждого его участника; создать и апробировать систему управления качеством среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; разработать и реализовать механизм управления региональной системой непрерывного профессионального образования; ввести систему зачетных единиц (Европейская система переводных кредитов (БСТ8), основанную на философии взаимного доверия, способности образовательных структур к гармонизации как на национальном, так и на международном уровнях и представляющую собой набор компетенций, сформированный на основе соответствующей образовательной программы; разработать единые требования к различным квалификациям, систему прозрачных уровневых индикаторов как основу сопоставимости образовательных структур, академических и профессиональных степеней; содействовать развитию международного партнерства и межвузовского сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведению научных исследований; созданию национальной информационной сети по проблемам образования [2].
Таким образом, региональное образовательное пространство — это совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественности, вовлеченной в решение проблем образования; социальнопсихологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию.
Формирование кластеров в системе регионального образования — одна из актуальных проблем его модернизации и один из факторов социальноэкономического развития региона. В настоящее время имеют место два подхода к формированию образовательных кластеров: первый основан на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений, второй — на идее некоммерческого, социального партнерства бизнеса и образовательных учреждений.
В основе формирования образовательных кластеров должны быть следующие принципы:
• многоуровневость и многоступенчатость системы образования;
• рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда, переход к договорным формам трудоустройства «выпускник — работодатель — УПО» путем организации «ярмарок выпускников», контрактных соглашений, образовательных кредитов;
• преемственность общих и профессиональных образовательных программ;
• обеспечение качества образования посредством разработки нового поколения государственных стандартов и учебных программ на основе интеграции содержания профессионального образования, устранения дублирующего учебного материала;
• расширение мобильности студентов и преподавателей при реализации своих интересов;
• соблюдение интересов каждого участника рынка труда, его право на свободный выбор с учетом особенностей своего предприятия и стратегических планов;
• отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда, т. е. выполнение госзаказа, обеспечивающего эффективное использование бюджета на профессиональное образование;
• сохранение конкурентных отношений между участниками кластера на рынке образовательных услуг;
• создание особой формы инновации—«совокуп-ного инновационного продукта» — выпускника учебного заведения качественно нового типа, удовлетворяющего требованиям современного рыночного, наукоемкого производства;
• введение в дополнение к подушевому нормативу норматива финансирования заказа, обеспечивающего экономические стимулы и его эффективную реализацию, прежде всего трудоустройство выпускников по полученной профессии;
• инновационная ориентированность, включающая следующие основные формы государственной инновационной политики: прямая бюджетная поддержка профессиональной подготовки
рабочих и специалистов внутри образовательных кластеров; косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования;
• инвестиции в систему образования;
• доступ профессионального учебного заведения к современным производственным технологиям.
К факторам, обеспечивающим формирование отраслевых образовательных кластеров, можно отнести: формирование кластерной политики в профессиональном образовании; дифференциацию образовательных учреждений и повышение качества образования; модернизацию правовых и экономических отношений в сфере образования; реформирование управления системой образования; формирование региональной системы непрерывного профессионального образования, сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.
Образовательному кластеру свойственны следующие характеристики:
• региональная — начиная от города или субъекта Российской Федерации (например, образовательные кластеры в Республике Татарстан, в Красноярске и т. д., до страны (кластеры в Республике Казахстан и т. д.);
• горизонтальная (несколько учебных заведений одного уровня могут входить в один кластер);
• вертикальная (в кластер объединяются учебные заведения различного уровня, например, ПУ-ссуз-вуз);
• латеральная (в кластер объединяются разнопрофильные и разноуровневые учебные заведения, предприятия и организации);
• отраслевая (совокупность учебных заведений, предприятий и организаций одного профиля);
• фокусная (учебные заведения сосредотачиваются вокруг одного центра — предприятия, НИИ);
• качественная (совокупность учебных заведений, предприятий и организаций, объединяющихся с целью создания и внедрения инноваций).
В качестве конкретных моделей кластеров можно назвать колледжи, университетские комплексы, сервисные центры, технопарки и др.
В чем заключаются преимущества кластеров? Во-первых, в кластерах эффективно используются внутренние ресурсы: кадровые, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктура; во-вторых, в кластерах выше качество подготовки, выпускники более востребованы на рынке труда, лучше соответствуют требованиям производства; в-третьих, более эффективно используются образовательные технологии, технические средства обучения, учебные мастерские и другое оборудование; в-четвертых, сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержа-
17
нии, методах, формах, средствах обучения; в-пятых, реализуются принципы перспективности, гуманизации образования. Объединение в кластер на тех или иных основаниях формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных, технологических и образовательных инноваций, а определенную систему распространения новых знаний, производственных и образовательных технологий.
Существует и ряд проблем теоретического и практического плана при создании и развитии образовательных кластеров. Среди них такие: допустимо ли реформировать систему образования, исходя исключительно из соображений экономической целесообразности? Каковы конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития кластеров? Какое место занимают образовательные кластеры в экономике страны и какие модели кластеров нужны России? Сохраняет ли учебное заведение самостоятельность (способность к самостоятельной линии поведения на рынке образовательных услуг, самостоятельному освоению нового содержания, технологий обучения и др.)? Очевидно, что без этого невозможно говорить об эффективности кластерного подхода к модернизации профессионального образования.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить о стратегиях, направленных:
• на более эффективное использование знаний и повышение тем самым конкурентоспособности производства на снове создания кластеров;
• создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.
К стратегиям, направленным на сотрудничество, можно отнести социальное партнерство в профессиональном образовании, различные аспекты которого широко обсуждаются в многочисленных научно-педагогических публикациях. Что касается стратегий более эффективного использования знаний, то кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний.
Он не только актуализирует интеграцию образовательных институтов в единую систему, связанную отношениями подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов, но и определяет предпочтительное направление развития образовательной системы, а именно — ее интеграцию и согласование стандартов, связывающих подходы одних образовательных институтов (более низшего порядка, например, школ) с другими (более высшего порядка, например, колледжами и университетами).
Кластерный подход определяет приоритеты развития системы образования, а создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «наука-образование — производство». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе и образованием. Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание государственной образовательной политики. В соответствии с ним усилия чиновников от образования должны быть направлены не на поддержку отдельных образовательных учреждений и образовательных подсистем, а на развитие взаимоотношений между школами и учреждениями профессионального образования, предприятиями-заказчиками кадров и учебными заведениями, самими учебными заведениями и органами исполнительной власти.
Список литературы
1. Формирование системы профессионального образования — образовательный кластер Республики Татарстан: презентационные материалы: проекты типовых нормативных документов. — Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 64 с.
2. Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы: монография / В.И. Байденко. — М.: Иссл. центр, 1999. — 295 с.
УДК 378 (470)
Н.М. Жукова, канд. пед. наук, профессор
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
парадигмы образования и подходы к их реализации в высшей школе постсоветского периода: ретроспективный анализ
«Всякая разумная мысль уже приходила кому-ни- В 1990-е гг. началось очередное в ис-
будь в голову, нужно только постараться еще раз тории России реформирование отечествен-
ее найти» (И. Гете). ной высшей школы, существенно изменившее
18 ------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008------------------------