Научная статья на тему 'О подготовке высококвалифицированных кадров в свете новых тенденций развития нефтегазохимического комплекса РФ'

О подготовке высококвалифицированных кадров в свете новых тенденций развития нефтегазохимического комплекса РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / EDUCATION / SERVICES / OIL AND GAS CHEMICAL COMPLEX / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дылевская А. И., Авилова В. В.

Ожидаемая новая волна технологических изменений усилит роль инноваций в социально-экономическом развитии и снизит влияние многих традиционных факторов роста. Возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expected new wave of technological change will strengthen the role of innovation in the socio-economic development and reduce the impact of many of the traditional factors of growth. The role of human capital as a key factor in economic development. The competitiveness of the modern innovation economy is largely determined by the quality of its professionals.

Текст научной работы на тему «О подготовке высококвалифицированных кадров в свете новых тенденций развития нефтегазохимического комплекса РФ»

А. И. Дылевская, В. В. Авилова О ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СВЕТЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ

Ключевые слова: Образование, услуги, нефтегазохимический комплекс, инновации.

Ожидаемая новая волна технологических изменений усилит роль инноваций в социально-экономическом развитии и снизит влияние многих традиционных факторов роста. Возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.

Keywords: Education, services, oil and gas chemical complex, innovation.

The expected new wave of technological change will strengthen the role of innovation in the socio-economic development and reduce the impact of many of the traditional factors of growth. The role of human capital as a key factor in economic development. The competitiveness of the modern innovation economy is largely determined by the quality of its professionals.

Как показывает практика, Россия заметно отстает в развитии технологий нефтепереработки и нефтехимии, в первую очередь из-за слабого внедрения инноваций в нефтяной отрасли.

В связи с этим актуальная задача построения экономики инновационного типа может быть решена путем вовлечения результатов интеллектуальной деятельности высших учебных заведений в хозяйственный оборот, что выводит инновационную деятельность в вузах на один уровень с образовательной и научной [2].

В стране есть необходимые научные разработки и для более эффективной переработки нефти, и для внедрения альтернативных источников энергии.

Декларируемое в последние годы построение инновационного государства произвело определенный эффект. Уже сейчас можно сказать, что в промышленности произошел поворот к поиску отечественных инноваций.

Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно - ориентированных специалистов, в первую очередь, для реального сектора экономики. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к работающим специалистам для обеспечения принципа непрерывности обучения в период трудовой деятельности.

Принятая в 2011 году стратегия «Инновационная Россия - 2020» предполагает создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку.

В рейтинге крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира Россия представлена лишь тремя участниками, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Это ОАО «Газпром» (83-е место), АвтоВАЗ (620-е) и «ЛУКойл» (632-е).

Исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России», проведенное PWC среди заметных российских компаний, показало, что инно-

вационными технологиями обладают 88% компаний с годовым оборотом свыше $1 млрд. и 50% компаний с оборотом свыше $100 млн. Результаты опроса PWC подтверждают, что инновационная активность напрямую связана с конкурентной ситуацией на рынке. Инновационными технологиями обладают 58% российских компаний, работающих только на внутреннем рынке, и 85% компаний, действующих и на зарубежных рынках [2].

Модернизация промышленности в РФ требует от НГХК активных действий для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и экспорта высококачественных, обладающих добавочной стоимостью нефтепродуктов, вместо экспорта сырой нефти. Основное направление развития современной экономики России — это высокоэффективная переработка собственных ресурсов.

Несмотря на то, что на российском рынке значительно преобладают иностранные технологии, имеется целый ряд новых передовых отечественных разработок в области переработки углеводородного сырья. Данные технологии имеют различные стадии готовности: от начальных стадий лабораторных исследований до внедренных в промышленность. Коммерциализация инновационных технологий и разработок связана с проблемами подготовки высококвалифицированных кадров, отсутствием структуры инжиниринга, нехватки инвестиционных компаний, которые должны способствовать реализации разработок и доведению их до конечной стадии внедрения в производство.

Одной из самых важных проблемой на пути коммерциализации инноваций является разрозненность участников. Большая часть разработчиков, ученых, трудовых коллективов находится на грани выживания, первой причиной является отсутствие инвестиций, второй - незаинтересованность российского производства и отечественных нефтехимических компаний во внедрении их разработок. Востребованность зарубежных технологий перед отечественными связана с тем, что импортные разработки объединены компаниями-

лицензиарами в единую базовую технологию, оформлены технологическим пакетом, не бюрокра-

тизированы. Необходимо преодолеть нежелание бизнеса финансировать отечественные научные исследования [1].

Существует объективная потребность инновационно развивающегося нефтегазохимического комплекса в высококвалифицированных кадрах, способных к эффективной профессиональной деятельности в условиях быстрой смены технологий, возрастающей конкуренции нефтегазохимической продукции, наращивания мощностей, энергоресурсосбережения и сложившейся системой их подготовки, не ориентированной на актуальные научнотехнологические требования отрасли [4].

Учитывая, что содержание инновационного развития нефтегазохимического комплекса связано с увеличением наукоемкости производств, обусловленной разработкой и внедрением новых технологий, процессов и материалов, интенсивным внедрением информационных технологий и автоматизированных систем управления производством, обеспечивающих реализацию инновационных технологий, современный инженер обеспечивает безопасное и эффективное функционирование действующих и новых технологических процессов, владеет навыками применения новых научных методов и информационных технологий при их исследовании и реализации, способен к разработке инновации, оценке и внедрению инновационных предложений, экономически грамотен, совершенствует организацию и управление производством.

Соответственно для подготовки грамотных специалистов для рынка труда, вузы должны обладать современной материально-технической базой, высокой мобильностью, знаниями мировых тенденций, квалифицированными педагогами,

а образовательные программы необходимо постоянно состыковывать с потребностями предприятий.

Тема подготовки квалифицированных кадров образовательными учреждениями в сотрудничестве с предприятиями уже многие годы является одной из наиболее актуальных для Республики Татарстан. В РТ создано 14 научно-образовательных кластеров, чья основная концепция заключается в интеграции образовательных учреждений с рынком труда.

В целом конкурентоспособность республиканской химической и нефтехимической продукции достаточно высока. Востребованность не только российским, но и мировым рынком подтверждается тем, что значительная часть (33%) производимой в Республике Татарстан нефтехимической продукции экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.

На сегодняшний день в республике производится 27% жидких моющих средств (от их общероссийского производства); более 30% грузовых и легковых автошин и полипропилена; 42,6% каучуков; более половины полиэтилена и полистирола. Татарстан является единственным в Российской Федерации регионом по производству поликарбоната, гало-бутилкаучуков, а также сэвилена.

В ассортименте выпускаемой ОАО «Нижнекамскнефтехим» продукции более 120 видов. Продукция акционерного общества экспортируется в 51 страну Европы, Америки и Юго-Восточной Азии.

Доля экспорта в общем объеме продукции компании составляет около 50%.

На долю «Нэфис Косметикс» приходится более 27% российского рынка жидких моющих средств и более 13% рынка стиральных порошков. В перспективе целью компании является повышение доли рынка производимой продукции за счет повышения узнаваемости брендов, расширения товарного ассортимента, а также проведения эффективной и гибкой политики взаимодействия с дистрибьюторами.

Продукцию с высокими конкурентными преимуществами выпускают и предприятия отраслевого малого бизнеса. Это ООО «СафПласт», ЗАО «Техстрой», группа компаний «Данафлекс», резиденты технополисов и промышленных площадок с соответствующей инфраструктурой.

Еще один пример - в 2012 году начато производство полимерных контейнеров для сбора и перевозки твердых бытовых отходов различной емкостью, в том числе объемом 1100 литров, в ООО «АйПласт» в г. Нижнекамск. Ранее эти контейнеры поставлялись по импорту [5].

Крупные предприятия химии и нефтехимии в Казани, Нижнекамске и Менделеевске имеют очень высокое количество запросов по рабочим специальностям - требуются аппаратчики и машинисты-операторы химических производств (более 300 специалистов ежегодно), химики-технологи (более 50), инженеры-специалисты по химическим технологиям (ежегодная потребность - порядка 140 инженеров), биотехнологии и др.

ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» один из основных Вузов в РТ, готовящий кадры для нефтехимии. В настоящее время «КНИТУ» реализует ряд научно-образовательных мероприятий, ориентированных на подготовку кадров для химии и нефтехимии, по следующим направлениям: взаимодействие с образовательными учреждениями кластера, взаимодействие со школами, взаимодействие с предприятиями.

В рамках нефтехимического образовательного кластера осуществляется тесное взаимодействие с предприятиями: ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамскнефтехим» по изменению образовательных программ СПО и ВПО (вариативной части), согласно требованиям работодателей. Вводятся дополнительные дисциплины, соответствующие технологическим профилям предприятий.

Компании должны быть заинтересованы в получении грамотных специалистов для дальнейшего развития и укрепления позиций на рынках сбыта. Для этого необходимо:

- развитие сотрудничества с научно-образовательными институтами (с вузами готовящими инженерные кадры) в части кадрового обеспечения предприятий НГХК;

- разработка новых учебно-методических комплексов и образовательных программ с учетом последних достижений мировой науки, а также

технологических и технических особенностей производства на предприятиях;

- использование механизмов проектного обучения, наставничества при отборе и подготовке молодых специалистов.

Молодые специалисты должны быть ориентированы не на покупку и адаптацию зарубежных аналогов, а на разработку и внедрение отечественных материалов, изделий, технологий и т.д., которые не будут уступать мировым стандартам качества. В этом случае предполагается быстрая адаптация в условиях инновационного сырьевого и технологического обновления в отрасли.

При формировании учебных планов важно учитывать специфику специалистов разного уровня и перспективы развития отрасли в регионах.

Так же необходимо учитывать недостаточность субъектов педагогической системы к реализации данных предложений:

- слабые мотивационные рычаги;

- не знание иностранных языков;

- низкие показатели мобильности преподавателей;

- приверженность к устаревшим системам преподавания;

- многое другое.

Все это резко снижает возможность модернизации системы образования и подготовки высококвалифицированных кадров для НГХК в условиях перспективного развития, характеризующегося возрастающей конкуренцией нефтехимической продукции; наращиванием мощностей в нефтегазохимии и нефте-газопереработке; разработкой и внедрением новых импортозамещающих технологий; переходом на альтернативные источники углеводородного сырья.

Важно отслеживать результативность системы профессиональной подготовки. Оценивать ее на двух этапах:

1) на довузовском этапе: по качеству подготовки абитуриентов, их заинтересованности в получении технического образования;

2) на вузовском этапе: по востребованности выпускников на рынке труда, их трудоустройству на инновационных предприятиях нефтегазохимического комплекса, быстрому карьерному росту, удовлетворенности выпускников результатами профессионального и социального становления.

Новой тенденцией в мировом пространстве становится реализация крупномасштабных проектов по разработке и эксплуатации шельфовых месторождений.

Арктика обладает значительными запасами разнообразных природных ресурсов, в том числе уникальных. Но наибольший интерес вызывают значительные по мировым масштабам запасы энергоресурсов. Согласно опубликованным прогнозам здесь находятся: 90 млрд барр. нефти; 47,3 трлн м3 газа; 44 млрд барр. газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25 % от мировых неразведанных запасов углеводородов. В абсолютном выражении это эквивалентно 375 млрд барр. нефти. Для сравнения, запасы Саудовской Аравии составляют 261 млрд барр. нефти. По данным Геологической службы США, около 84 % всей нефти и газа

Арктики находится в зоне шельфа на глубинах до 500 м. Это означает, что большинство запасов должно оказаться в пределах исключительной экономической зоны пяти арктических государств. Американские эксперты отмечают, что в мировых запасах углеводородов удельный вес арктического газа значительно выше (30 %), чем нефти (13 %).

В настоящее время добыча углеводородов на российском шельфе только начинает развиваться. Континентальный шельф Российской Федерации является самым большим в мире по площади, его территория составляет 5,2...6,2 млн. км2, из них 4 млн. км2 являются перспективными на нефть и газ [6].

В связи с этим возникают множество проблем для построения сложной инфраструктуры:

- финансовые риски, связанные с добычей на шельфе;

- освоение и рациональное использование природных ресурсов;

- трудовые условия освоения;

- технологии бурения, переработки, хранения и доставки сырья;

- формирование инвестиционного климата;

- обеспечение глобального экологического равновесия;

- и прочие.

Все это предполагает высокие качественные характеристики кадрового потенциала необходимого для создания и развития данного проекта. К сожалению, отечественный рынок труда вряд ли может справиться с данным спросом в связи с нехваткой профессиональных высококвалифицированных кадров, которые смогут создать и улучшить инфраструктуру добычи углеводородного сырья на шельфах.

В основу модернизации российского инженерного образования положена компетентност-ная модель. Лучший мировой опыт показывает, что все, что касается стандартов инженерного образования, оценки его качества, оценки соответствия компетенций профессиональных инженеров современным требованиям, оценивает не государство, а профессиональное сообщество, на основе двух механизмов или двух ступеней.

Общественно-профессиональная аккре-

дитация является первой ступенью гарантии качества образования. Выпускник этой программы заведомо должен быть хорошо подготовленным, но это не стопроцентная гарантия. В связи с этим есть вторая ступень гарантии - это сертификация профессиональных инженеров.

В США таких инженеров 430 тысяч, в Японии - девятнадцать, в нашей стране тех, кто попали в Register Engineer APEC, - шестьдесят, и семь в FEANI [7].

Одним из путей решения проблемы повышения качества и мирового престижа высшего профессионального образования в области техники и технологий в российских Вузах, а также уровня подготовки работающих на производстве российских инженеров является создание в стране национальной системы сертификации и регистрации

профессиональных инженеров с использованием зарубежного опыта и во взаимодействии с международными общественно-профессиональными инженерными организациями.

Такая согласованность международных стандартов подготовки специалистов в области техники и технологий различного уровня и требований к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов является исключительно важным фактором совершенствования технического образования, инженерного дела, развития технологий производства и, в конечном счете, экономик стран - участников IEA (США, Великобритания, Канада, Япония и др.).

Россию в Международном инженерном альянсе представляет АИОР, которая является членом APEC Engineers Agreement (с 2010 года), действительным членом Washington Accord (2012) и ассоциированным членом IPEA (2013). Ассоциация инженерного образования России, развивая в стране систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в вузах в течение 10 лет и формируя задел для создания системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, согласует критерии и процедуры аккредитации и сертификации с международными организациями - участниками IEA.

Критерии, предъявляемые к инженеру для сертификации неправительственными общественно-

профессиональными организациями (такие как ABET в США, ECUK в Великобритания, JABEE в Японии и др.):

- наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованной общественно-профессиональной организацией программе;

- способность к самостоятельной инженерной деятельности;

- опыт успешной профессиональной деятельности в течение ряда лет (4-7), включая не менее двух лет работы на руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта;

- непрерывное повышение квалификации и профессиональное совершенствование;

- ответственность и соблюдение кодекса профессиональной этики инженера.

Развитие национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, интегрированной в международные структуры IPEA и APEC Engineers Agreement, служит решению целого ряда задач: сохранению звания “инженер” и укреплению его авторитета в условиях уровневой системы высшего образования (бакалавр - магистр); совершенствованию отечественного инженерного образования в соответствии с мировыми стандартами, стимулированию системы непрерывного повышения квалификации практикующих инженеров; подготовке специалистов в области техники и технологий, квалификации которых признаются на международном уровне; повышению глобальной конкурентоспособности на-

циональной экономики за счет развития компетенций инженерного корпуса страны.

Сертифицированные профессиональные инженеры, внесенные в соответствующие национальные регистры, составляют, по сути, инженерную элиту промышленных компаний. Они выполняют основные перспективные проекты и разработки в области техники и технологий, оказывая существенное влияние на формирование инновационной экономики развитых стран и обеспечивая ее конкурентоспособность [3].

Соответственно в формировании и развитии интегрированной в международные структуры национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, техников и технологов в первую очередь заинтересованы выпускники технических вузов (поскольку это позволит увеличить их компетентность, квалификацию, конкурентоспособность и мобильность на рынке труда), предприятия (новая система повысит их кадровый потенциал, конкурентоспособность в стране и в мире, расширит производственные возможности), технические вузы, (в данном случае повышается качество подготовки выпускников к профессиональной деятельности и престиж образовательной организации, увеличивается спрос у абитуриентов), а также страна в целом (перспектива углубления международной экономической интеграции, рост глобальной конкурентоспособности в условиях членства в ВТО).

Литература

1. Дылевская, А.И. Развитие инновационных образовательных услуг как фактор повышения конкурентоспособности высшего учебного учреждения / А.И. Дылевская - Вестник Казанского технологического университета, № 13.- Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.

2. Капустин, В.М. Инновационное развитие нефтепереработки в России [Электронный ресурс] / В.М. Капустин / М1р://%'%гмг.епе^опеА^а7Ыш. га/по(1е/378

3. Герасимов, С.И. Создание единого международного образовательного пространства /С.И. Герасимов -Транспортная стратегия XXI век, № 20 - Москва: Изд-во «Современные стратегии», 2013.

4. Журавлева, М.В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан) / Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Казань, 2011.

5. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс] / http://mpt.tatarstan.ru

6. Болсуновская Л.М., Болсуновская Ю.А. Влияние

рисков на инвестиционный потенциал арктического континентального шельфа Российской Федерации / Л.М. Болсуновская , Ю.А. Болсуновская - Известия Томского политехнического университета, №6 -

Томск: Электронная библиотека, 2012

7. Дылевская А.И., Авилова В.В. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО / А.И. Дылевская, В.В. Авилова - Вестник Казанского технологического университета, № 5.- Казань: Изд-во КНИТУ, 2012.

© А. И. Дылевская - асп. каф. экономики КНИТУ, ist.da.13@mail.ru; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИУ, avilovavv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.