Научная статья на тему 'Система управления образовательным процессом по результатам, определённым ФГОС, как цель управления знаниями субъектов образовательной практики сельской школы в Северо-Западном регионе'

Система управления образовательным процессом по результатам, определённым ФГОС, как цель управления знаниями субъектов образовательной практики сельской школы в Северо-Западном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления образовательным процессом по результатам, определённым ФГОС, как цель управления знаниями субъектов образовательной практики сельской школы в Северо-Западном регионе»

М. М. Алексеева

Система управления образовательным процессом по результатам, определённым ФГОС, как цель управления знаниями субъектов образовательной практики сельской школы в Северо-Западном регионе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пламенская средняя общеобразовательная школа» с 2010 г. является региональной экспериментальной площадкой по введению ФГОС. Переход на федеральные стандарты ориентирует управление не на процесс, а на результат. Поэтому сегодня наиболее актуальными для всех педагогов становятся модели управления знаниями, нацеленные на результат.

МБОУ «Пламенская СОШ» расположено в Гатчинском районе Ленинградской области, в деревне Сяськелево.

Учреждение реализует основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. В школе обучается 320 учащихся.

В условиях, когда ответственность школы перед обществом за результаты образования растет, мы понимаем что результат работы школы - это следствие совместной работы учителя и ученика.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к результатам и условиям образовательного процесса. Поэтому перед нашим педагогическим коллективом сегодня стоит задача повышения качества результатов образования в соответствии с требованиями стандартов.

Для решения данной задачи административной командой школы разработаны система и технологии управления знаниями по результатам.

Технология управления знаниями по результатам, используемая в практике управления в нашей школе, основана на разработках американского учёного П. Друкера и финских авторов Тимо Санталайнена, Эеро Воутилайнена, Перти Поренне, Йоуко Х. Нис-синена [5].

Основная концепция и ведущая идея управления по результатам заключается в том, что ни одна организация не представляла бы никакой ценности сама по себе, если бы она не выстраивала систему своей деятельности для получения определенного результата. Деятельность каждой организации в этом случае является упорядоченной формой взаимодействия исполнителей, которая объединяет отдельных индивидов и их группы для достижения определенных результатов-целей этой организации.

Основная задача работы школы определена требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, реализуется в совместной деятельности учителя и ученика и представлена как достигнутый результат образования в сформированных качествах личности выпускника, его нравственных показателях, мировоззрении, усвоенных знаниях и умении системно мыслить и действовать в реальной жизненной ситуации [4].

Выстраивая систему управления знаниями по результатам, мы постоянно проводим информационные собеседования со всеми исполнителями-педагогами о результатах их образовательно-воспитательной работы с учащимися на всех уровнях организационной структуры школы: методические объединения, методический совет, административный совет, педагогический совет. Руководитель и члены группы оценивают, насколько разумно были установлены ключевые задания для каждой категории учащихся (класс, возраст, особенности личностные) в прошлом периоде, способствуют ли они достижению поставленных целей. Затем оценивается соответствие выдвинутых задач необходимому уровню требований ФГОС (завышение или занижение), проверяются достигнутые результаты. Когда у коллектива сформировано общее мнение о достигнутых результатах в знаниях, умениях, личностных качествах обучающихся, рассматривается вопрос о том, что препятствовало достижению успеха, а также уточняются действия, способствующие достижению требований ФГОС в будущем. Определяются результаты, которых необходимо достичь в последующем периоде.

С целью достижения запланированных результатов мы в первую очередь работаем над повышением организационной культуры и профессионализма нашего педагогического коллектива.

Организационная культура в МБОУ «Пламенская СОШ» характеризуется набором таких базовых установок как всеобщность и устойчивость. Всеобщность полагает включённость всех педагогов в деятельность школы по достижению результатов в образовании учащихся. Устойчивость организационной культуры в деятельности школы определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, наличием совместного опыта работы.

В МБОУ «Пламенская СОШ» существуют свои педагогические династии, работают выпускники школы, 76 % педагогов имеют стаж совместной работы более 10 лет. В школе поддерживаются инициатива работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, осуществляется материальное поощрение работников, что соответствует типу организации - отзывчивая.

В школе наблюдаются такие показатели эффективности работы коллектива на результат, как создание атмосферы сотрудничества; предоставление самостоятельности работникам в принятии решений, поощрении инновационной работы; предоставление возможности опытным, квалифицированным педагогам работать на самоконтроле; системная работа по улучшению условий труда; создание положительного имиджа школы в окружающем социуме и регионе.

Большое внимание уделяется управлению знаниями по результатам в профессиональном развитии педагогов, что способствует появлению в педагогическом коллективе потребности в саморазвитии. Самодиагностика личности учителей показала, что 94 % из них хотят себя знать и могут изменяться и лишь 6 % учителей считают, что хотят себя знать, но не могут себя изменить.

Развитию управления знаниями по результатам в педагогическом коллективе служит методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена:

- на информирование педагогов о новых знаниях и требованиях профессиональных стандартов, требованиях ФГОС ОО и достижениях педагогической науки и практики;

- получение современных профессиональных знаний и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на результат, требуемый ФГОС;

- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта применения современных знаний педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;

- подготовку банка знаний методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплектов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности.

Достаточный уровень современного знания педагогов и сфор-мированности их профессиональных умений дает возможность эффективно использовать в образовательном процессе современные технологии обучения и воспитания детей.

По данным отечественной социальной психологии, основным источником развития коллектива является совместная деятельность его членов. Следовательно, именно совместная деятельность педагогов должна лежать в основе изменения характеристик педагогического коллектива. Повысить уровень развития педагогического коллектива возможно только в том случае, если руководитель будет стремиться организовать дополнительную деятельность сотрудников, требующую объединения их усилий. В качестве такой деятельности в МбоУ «Пламенская СОШ» стало привлечение педагогов к

освоению и внедрению в образовательный процесс деятельностных технологий, работающих на достижение результатов в обучении и воспитании учащихся, запланированных в требованиях ФГОС.

Ежегодно творческие группы организуют педагогические мастерские, в рамках которых учителя демонстрируют результаты своей работы по развитию личности учеников, делятся опытом формирования прочных знаний и умений на основе универсальных учебных действий, развития мыслительных операций у обучающихся. Опытные педагоги с большим стажем работы нуждаются в реализации своих способностей в инновационной деятельности. Для этого в школе существует возможность их творческой деятельности по внедрению в практику достигнутых результатов по обучению и воспитанию учащихся на основе современных образовательных технологий, направленных на достижение результатов на каждом уроке. Для творчески работающих учителей школы существует возможность участия в профессиональных конкурсах. Мы гордимся тем, что в нашей школе два педагога занимаются апробацией новых учебников, в муниципальный конкурсе «Учитель года» есть 2 победителя, 3 лауреата; в муниципальном конкурсе «Самый классный классный» - 4 лауреата; в областном конкурсе «Библиотекарь года» - диплом 3-й степени.

Важной частью управления знаниями кадрового ресурса в школе выступает управление мотивацией трудовой деятельности. Можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы развития школы, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу [1].

Административная команда при работе с персоналом ориентируется не только на материальные стимулы или различные формы обеспечения признания труда работников, но и всячески поддерживает интерес педагогов к содержанию работы, к участию в управлении, к саморазвитию. Для создания комфортных условий работы в школе идет постоянная работа над улучшением инфраструктуры. За последние годы большинство рабочих мест учителей в учебных кабинетах подключены к локальной сети и имеют доступ к интернет-ресурсам. Новым образовательным ресурсом с 2017 г. стала мобильная электронная школа, способная значительно облегчить труд учителя при подготовке и проведении урока.

Профессиональное развитие педагогов продолжалось и через курсы повышения квалификации. Наиболее успешной формой, как нам кажется, являются курсы, проводимые для всего педагогического коллектива на базе школы. В 2011-2012 учебном году на базе

школы были организованы курсы «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС», которые позволили педагогам обратить внимание на новые возможности в повышении качества результатов обучения.

В 2013-2014 учебном году все педагоги школы получили возможность пройти обучение с помощью дистанционных модульных курсов в рамках проекта «Школа цифрового века» издательского дома «Первое сентября».

В 2015-2016 учебном году педагоги, работающие в классах с детьми с ОВЗ, прошли дистанционное обучение по программе «Коррекционная направленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Говоря об оценке результативности внедрения управления по результатам в МБОУ «Пламенская СОШ», можно оценить только первые шаги, так как на данном этапе происходит процесс определения и принятия результатов деятельности коллектива и каждого его члена в отдельности. Ведется планомерная работа над развитием коллектива и личного совершенствования руководителя. Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод, что первый подготовительный этап по внедрению в образовательный процесс технологии управления по результатам проходит в соответствии с планом. Развитие педагогического коллектива, командная организационная культура в коллективе говорят о возможности эффективного применения системы и технологий управления по результатам. Если учесть, что внедрение системы управления по результатам проходит три этапа - создание готовности к переходу, сам переход и стабилизация процесса - коллектив МБОУ «Пламенская СОШ» находится на втором этапе развития - этапе перехода к управлению образованием по результатам.

Значимым условием для создания образовательной среды и получения качественного результата необходимо максимально использовать возможности социума и развивать социальное партнерство [2]. А вот отношениями с социальными партнерами сегодня мы можем гордиться. Уже не первый год в школе реализуется подпрограмма «Школа в социуме».

Главным достижением реализации данной программы за последние годы мы считаем преодоление социальной замкнутости образовательной среды школы, а также создание для обучающихся пространства, способствующего развитию и социализации детей всех возрастов и личностных возможностей.

Руководство школы смогло наладить тесную связь с администрацией Сяськелевского сельского поселения не только по линии работы с трудными детьми и с семьями, стоящими на учете, но и по направлению работы с молодежью. Среди совместных мероприятий ребята дали высокую оценку деловой игре для старшеклассников «Мы выбираем», акции «День толерантности». В системе проводится День молодого избирателя, встречи старшеклассников с главой администрации. Совместными усилиями проводятся акции «День пожилого человека», «Вам, ветераны!» и трудовые десанты по уборке территории поселения. В летний период организуются трудовые бригады по благоустройству территории поселения. При финансовой поддержке администрации поселения на базе школы создан информационно-консультационный пункт по вопросам ГО и ЧС для населения, который по результатам своей деятельности в 2015 г. занял первое место в Северо-Западном регионе. Администрация Сяськелевского сельского поселения спонсирует проведение школьного конкурса «Ученик года».

Сотрудничество с воинской частью позволило вызвать интерес у мальчишек к воинской службе. Стали традиционными совместные мероприятия: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, торжественные митинги в День Победы, спортивные соревнования старшеклассников и бойцов по волейболу, баскетболу и настольному теннису. Становится традицией совместное проведение военно -спортивных игр «Зарничка» и «Зарница». В канун 23 февраля вся школа принимает участие в акции «Вам, защитники Отечества!» по сбору подарков военнослужащим срочной службы. В рамках недели Памяти проходят экскурсии для солдат в школьном «Музее воинской славы ХХ века».

Тесное сотрудничество объединяет школу с информационно-досуговым центром Сяськелевского сельского поселения. Общими усилиями ежегодно проводятся праздники: День пожилого человека, День матери, Масленица, День Победы, День поселка. В последнее время на базе информационно-досугового центра увеличилось количество кружков и секций для учащихся, которые ребята посещают бесплатно, согласно договору о сотрудничестве центра со школой.

Взаимодействие школы с ОАО «Племзавод «Пламя» осуществляется на основе сложившихся традиций. Администрация ОАО «Племзавод «Пламя» оказывает финансовую поддержку в реализации социального проекта «День семьи» и проведении новогодних праздников для учащихся. В течение учебного года проводятся экскурсии учащихся на животноводческие фермы, проходят встречи старшеклассников с представителями разных сельскохозяйственных профессий. Генеральный директор ОАО «Племзавод «Пламя» Мала-ев Юрий Яковлевич - почетный гость на всех школьных праздниках.

Обращение к настоятелю храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в д. Жабино позволило православному молодёжному клубу «Встреча» на базе школы в 2013 г. провести конференцию «Наши приоритеты в современном мире». Целью конференции стало оказание помощи старшеклассникам по определению первостепенных целей в жизни, выбору жизненного и духовного пути. Старшеклассники проявили большую заинтересованность к конференции и вышли с предложением продолжить встречи. Вторая конференция с большим успехом прошла в школе. С 2014 г. традиционными стали уроки нравственности, которые проводит с учащимися настоятель храма иерей Николай (Осяк).

Школе активно помогает в реализации подпрограммы по нравственному воспитанию Совет учреждения. В Совет учреждения входят 7 родителей, 7 педагогов, 7 старшеклассников. Ученическое самоуправление осуществляется советом старшеклассников. В составе совета работают комиссии: «Познание», «Труд», «Досуг», «Здоровье». На Большом сборе учащиеся по итогам каждого триместра оценивают работу комиссий, подводят итоги прожитому периоду и согласуют план работы на новый учебный период. Планируют результаты и анализируют степень их достижения.

Наша школа сильна своими традициями. Есть традиции работы с родителями: ежегодный праздники - «День семьи», «День здоровья» и др. Одна из традиций - это поздравление коллег: со значимыми событиями, организация для юбиляров творческих вечеров-поздравлений под общим названием «Жизнь замечательных людей». Мы стараемся регулярно принимать участие в различных муниципальных творческих и спортивных мероприятиях. В 2012-2013 учебном году в школе удалось создать сводный хор учащихся и учителей, который принимал участие в музыкальном фестивале, а сегодня мы можем говорить о хоровом пении как о традиции. Наш хор является ежегодным участником и призером музыкальных фестивалей в Гатчинском районе.

В последние годы активнее стали откликаться и принимать участие в общешкольных делах родители. Интересной формой работы стали творческие мастерские. Мамы наших учеников проводят мастер-классы для всех желающих ребят. В прошлом учебном году таких мастерских прошло пять, а в этом году их запланировано уже восемь. Наиболее запомнились, по мнению ребят, мастерские Деда Мороза по изготовлению новогодних украшений. Все активнее родители вместе с детьми принимают участие в акциях, многие из них уже традиционны: «Вам, ветераны», «Вам, защитники Отечества», «Ко дню пожилого человека». Какие-то акции появляются вновь: «Мы вместе», «В единстве наша сила», «Я люблю Россию», «Портфель первоклассника». Мы весной собираем 6-7 новых портфелей

с полным набором канцелярских принадлежностей для первоклассников из малообеспеченных семей Гатчинского района. С прошлого учебного года родители стали кураторами участия ребят в таких муниципальных конкурсах, как «Царство природы», «Знаю я, есть края» это привело к увеличению числа участников и призеров.

Результаты работы, представленной выше, проявляются в том, что совместная деятельность педагогического коллектива и социума позволяет сместить акценты интересов обучающихся от развлекательных к общественно полезным.

Результаты мониторинга деятельности школы по внедрению требований ФГОС в школе свидетельствуют о значительном росте социальной адаптированности, социальной активности и нравственной воспитанности обучающихся.

Изучение удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива не только говорит об их позитивном отношении к школе, но и отражает совокупный результат деятельности школы по образованию и воспитанию детей:

• 61 % родителей показали высокий уровень удовлетворенности работой школы (в прошлом учебном году - 43 %)

• 37 % - показали средний уровень (53 % в прошлом году)

• 1 % - низкий уровень (в прошлом году 5 %)

Наиболее удовлетворены родители работой классных руководителей; атмосферой в классных коллективах; условиями для физического развития детей и заботой об их здоровье; работой школы по формированию достойного поведения детей.

Одним из самых главных результатов нашей работы является то, что многие выпускники школы стали возвращаться специалистами в наше поселение: это работники администрации, информацион-но-досугового центра, племзавода «Пламя», воспитатели и молодые учителя. И наши выпускники приводят к нам своих детей, значительно возросло число детей, приезжающих из других поселений.

Список литературы

1. Жилина А.И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретация // Человек и образование. - 2016. - №4. - С. 15-21.

2. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами - М.: Народное образование, 2009. - 416 с.

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон. - № 273 - М., 29.12. 2012.

4. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО / сост. А.В. Серякина, науч. ред. М. Ю. Михайлина - Саратов: СарИПКиПРО, 2012. - 80 с.

5. Управление по результатам: пер. с финск. / общ. ред. и предисл. Я.А. Лейманна - М.: Прогресс, 1993. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.