Научная статья на тему 'Повышение результатов образования через управление знаниями учащихся в школе'

Повышение результатов образования через управление знаниями учащихся в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение результатов образования через управление знаниями учащихся в школе»

Целью становится апробация каждым педагогом полученного нового знания по реализации всех техник.

На этом этапе предполагается работа в методических объединениях непосредственно по живому обмену знаниями и опытом реализации изученных практик. На уровне методического объединения работа будет выстроена таким образом, что педагоги, работающие в настоящее время в составе рабочих групп, на основе освоенных новых для них знаний представят каждый «свою» апробированную технику оценивания со всеми возможностями и рисками. Их освоение уже не потребует много времени на изучение, так как они освоили новое знание и овладели способами его реализации уже на первом этапе проекта. Главным здесь станет выстроенное профессиональное общение.

Таким образом, предполагается, что каждый педагогический работник апробирует, освоит и будет готов к системному использованию знаний восьми техник формирующего оценивания, пусть и в разной степени. А коллектив в целом станет обладателем нового уникального коллективного знания.

Список литературы

1. Игнатьева Е.Ю., Федотова Г.А. Менеджмент знаний в развитии потенциала вуза // Вестн. Новгород. гос. ун-та. - 2010. - № 58. - С. 18-22. [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru/.../menedzhment-znaniy-v-razvitii--potentsiala-vuza.pdf

2. Пинская М.А. Оценивание для обучения: практическое руководство. -М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.

3. Румизен М.К. Управление знаниями / пер. с англ. - М.: АСТ, 2004. - 318 с.

М. М. Алексеева

Повышение результатов образования через управление знаниями учащихся в школе

Под образованием в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровож-

199

дающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательная среда - дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.

Результат образования рассматривается как удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. Это потребности обеспечения высокого общего образовательного уровня, где качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» предлагается вариативность видов и форм получения образования.

Говоря о результатах образования, не следует забывать, что учителя, администрация школы понимают результаты образования по-разному. Учителя рассматривают результаты конкретной деятельности ученика как знания, навыки по своему предмету, администрация школы обращает внимание на результаты промежуточной и итоговой (ЕГЭ, ОГЭ) аттестаций учащихся, так как на данном этапе это один из самых значимых критериев эффективности деятельности школы и руководителя на результаты участия в различных конкурсах, олимпиадах.

Во всем мире ведутся многочисленные дискуссии о том, какими знаниями и навыками должны обладать выпускники школ XXI в. для своего успеха в условиях меняющегося глобального общества.

По мнению доктора Майкла Фуллана из канадской провинции Онтарио, одного из самых известных в мире исследователей в области изучения достижений учащихся и образовательных реформ, «нужно выйти за пределы привычных рамок и стремиться к тому, чтобы сформировать у себя сильный характер, гражданскую позицию, навыки успешной коммуникации, критического мышления, умения решать задачи, сотрудничать, а также творческий потенциал и воображение» [5].

Основным документом, обязывающим школу работать на результат, являются федеральные образовательные стандарты.

В концепции федеральных государственных образовательных стандартов результаты понимаются как система общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. В связи с этим ведущим становится системно-деятельностный подход, который в ходе управления знаниями учащихся на уроке или любом мероприятии должен привести к результату, запланированному в требованиях ФГОС [2]. Одна из отличительных черт новых стандартов -смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, представленных в портрете выпускника, а «результат» ученика представляется в интегрированном виде, объединяя динамические показатели, отражающие индивидуальный прогресс обучающегося внутри своего уровня (базового или повышенного), и констатирующие, отражающие сравнение с принятым эталоном (стандартом). В стандарте устанавливаются требования к результатам освоения учащимися образовательных программ начального, основного и среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Достижение результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой школой и семьей.

Предметные результаты учащихся включают освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Основной объект оценки в соответствии с требованиями стандарта - способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (мыслительных) действий. Система оценки предметных результатов

освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Реальные достижения могут соответствовать базовому уровню или отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Базовый уровень достижений - демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем достаточно для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Индивидуальные траектории обучения детей, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учетом их интересов и планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю. Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и степени освоенного и неосвоенного содержания предмета. Как правило, пониженный уровень свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что ученик не освоил даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство его сверстников, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом ребенок может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Детям, демонстрирующим низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации - основа ликвидации пробелов в обучении этой группы учащихся.

Технология управления знаниями учащихся направлена на достижение запланированных результатов обучения. Одним из глав-

ных условий эффективности при работе по данной технологии является создание внутришкольной системы оценки качества образовательных результатов.

В МБОУ «Пламенская СОШ» Гатчинского муниципального района оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательных программ. Объектами мониторинга качества образовательных результатов являются: здоровье обучающихся; личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся); метапредметные образовательные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА); удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

Мониторинг качества образования в МБОУ «Пламенская СОШ» проводится посредством внутришкольного контроля, государственной аккредитации, государственной итоговой аттестации выпускников, внешнего мониторинга качества образования. В качестве источников данных для мониторинга качества образования используются: анализ результатов входных, промежуточных и итоговых административных диагностических контрольных работ (срезов), промежуточной и итоговой аттестации; анализ творческих достижений учащихся; анализ результатов внутренних статистических и социологических исследований; анализ аттестации педагогических и руководящих кадров школы; результаты медицинских и психологических исследований.

Вопрос систематического контроля образовательной деятельности был одним из основных в управлении ходом этой деятельности. Правильно выбранные формы помогают получить полную и всестороннюю информацию о состоянии образовательной деятельности школы.

На уровне начального общего образования уже в полной мере осуществлен переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС. Контроль результатов достижения требований ФГОС НОО проводился с целью отслеживания не только предметных, но и личностных достижений учащихся. Наряду с предметными контрольными работами проводятся комплексные работы.

В конце учебного года во 2-4 классах проводятся итоговые работы: по русскому языку, математике и межпредметная работа. Результаты выполнения итоговой работы в 4 классе за 2014-2015 г. показали, что учащиеся лучше справились с работой по математике: 81 % учащихся выполнили задания базового уровня, 73 % выполнили задания повышенного уровня. Трудности возникли при

выполнении работы по русскому языку: 73 % учащихся справились с заданием базового уровня и 67 % - с заданиями повышенного уровня. Наибольшую трудность задания вызвали у учащихся с замедленным психическим развитием. По итогам работ на методических объединениях учителей были продуманы комплексы мероприятий по коррекции знаний учащихся на новый учебный год, продумано повышение квалификации учителей по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена возможность перевода учащихся в 5 классе на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Оценка результатов деятельности осуществлялась и путем изучения сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов. В исследовании приняли участие 139 учащихся школы, что составило 100 % от общего количества учащихся в 14 классов школы.

В ходе обследования был использован универсальный диагностический инструментарий, предложенный А.Г. Асмоловым, а также экспертные оценки сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) и личностных результатов учителями в форме оценочных листов. Анализ результатов мониторинга показал преимущественно высокий и средний уровни сформированности универсальных учебных действий и личностных результатов у учащихся начальной школы. Данные результаты стали возможными благодаря продуманной и системной внеурочной деятельности учителей, участию в ежегодных конкурсах: социальное проектирование учащихся 1-11 классов «Ученик года», «Класс года». Положительную роль сыграли различные дистанционные конкурсы, число участников в них значительно увеличивается с каждым годом.

Однако перед педагогическим коллективом стоит серьезная задача: достижение всеми учащимися базового уровня предметного обучения. Отдельной группе учащихся требуется специальное выявление затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказание целенаправленной ежедневной помощи в достижении базового уровня. В этой связи учитель должен быть высококвалифицированным, обученным специалистом и осознавать ответственность за полученный результат.

В книге «Менеджмент» П. Друкер о работниках умственного труда написал: «... никто и ничто не может его мотивировать, - он должен мотивировать себя сам. Никто не может им управлять, - он

должен управлять собой сам. И самое главное, никто не может его контролировать. Он сам хранитель своих стандартов, качества работы и собственных целей. Он может продуктивно работать лишь в том случае, если полностью ответственен за свою работу» [3]. Такая ответственность за качество результата сегодня актуальна и для учителя нашей школы.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ № 273 от 29.12.2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.

3. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 992 с.

4. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО / сост. А. В. Серякина; науч. ред. М. Ю. Михайлина. - Саратов: СарИПКиПРО, 2012. - 80 с.

5. Фуллан М. Новое понимание реформ образования. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.

Н. Н. Быкова

Педагогические аспекты управления знаниями по освоению дистанционных образовательных технологий

в учебном процессе

Управление знаниями студентов по освоению дистанционных технологий в процессе обучения, рассматриваемое нами как одно из условий формирования информационной культуры, соответствует следующим педагогическим положениям.

1. Центральное место в управлении знаниями по освоению дистанционных технологий в процессе обучения занимает самостоятельная познавательная деятельность студента. Только осознав в процессе обучения необходимость самостоятельного получения и применения знаний, а также сформировав необходимые умения и опыт самообразования в условиях реализации дистанционных технологий обучения, студент сможет полностью реализовать свой образовательный потенциал.

2. Наиболее важным результатом управления знаниями по освоению дистанционных технологий в процессе обучения студентов становится не простое овладение суммой знаний, а выработка практического умения самостоятельного поиска, приобретение знания способов работы с информацией на основе применения дистанционных технологий. В результате практического освоения применения дистанционных технологий студент овладевает спосо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.