ФГОС второго поколения
УДК 378.674
J
л
Т. Б. Падерина
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
_______________________Г
Аннотация. В статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга по формированию готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, готовность педагога к реализации ФГОС.
Abstract. The article presents the experience of the modern school on formation of readiness of teachers for implementation of a competence approach in education
Keywords: competence-based approach, key competences, readiness of the teacher to the implementation of the Federal educational standard
Изменение роли образования в экономическом и социальном развитии страны в настоящее время осознается государством и обществом. В материалах по долгосрочной перспективе развития системы образования поставлена цель - повышение конкурентного преимущества российской системы образования, подчеркивается необходимость открытости системы образования для привлечения в педагогическую практику лучших знаний, специалистов, инновационных технологий и создания условий для сознательного и открытого сотрудничества педагогов, учащихся и родителей [1,3,10,12,14,26,28,29].
В настоящее время в образовании происходит смещение акцентов со знаниево ориентированного к компетентностному подходу для достижения нового образовательного результата - формирование ключевых компетентностей у учащихся, которое невозможно обеспечить без формирования соответствующих компетентностей у педагогов. [12,13,15,19,20,23]. Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: недостаточный уровень готовности учителей и руководителей ОУ к реализации компетентностного подхода [21].
Исследования, представленные в [13], свидетельствуют, что из 320 человек руководителей образовательных учреждений 73% опрошенных считают основными условиями, способствующими профессиональному становлению и развитию педагогического коллектива современной школы, организационные
и средовые, и только 27% - обозначили ресурсные условия.
Готовность педагога к реализации компетент-ностного подхода в образовании, то есть к организации учебной деятельности по формированию компетенций, представляет собой совокупность мотивационной, теоретической и практической готовности и определяется мотивационно-ценностным, информационным, деятельностным и рефлексивно-оценочным факторами.
Теоретическая готовность педагога к реализации компетентностного подхода предполагает сформи-рованность аналитических умений и определяется не только знаниями педагогических приемов формирования различных умений и компетенций, но и готовностью к их целенаправленному и систематическому использованию в образовательной практике, учитывая то, что компетентность формируется лишь в практической деятельности [3,18,22,23,25].
Мотивационная готовность педагога к реализации компетентностного подхода в образовании характеризует сферу педагогической установки, основанную на понимании значимости идей реализации образовательной парадигмы, значимости формирования компетенций для эффективного осуществления учебной деятельности. Мотивационный фактор готовности тесным образом связан с творческим потенциалом специалиста [23,25].
Процессуально-деятельностный компонент готовности педагога к реализации компетентностного подхода в образовании относится к практической готовности педагога в структуре его профессиональной
36
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
ФГОС второго поколения
компетентности и выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. «Универсальным» умением педагога, обеспечивающим успех его профессиональной деятельности, является умение решать профессиональные задачи. Оно включает в себя четыре группы деятельностных умений: целеполагающие; содержательные» реализующие и исследовательские [1,3,4,9,11].
Рефлексивно-оценочный компонент готовности педагога к реализации компетентностного подхода в образовании связан с пониманием и признанием значимости формирования компетенций для эффективного осуществления учебной деятельности, и является важным психологическим звеном системы готовности специалиста к осуществлению поставленных задач. Данный компонент готовности находит свое отражение в содержании документа «Международный Стандарт качества управления», который определяет ориентацию на потребителя приоритетной идеей современного образования (раздел «ИСО 9000»). Согласно документу, качество образования как установленное соответствие требованиям и нормам должно находиться в соответствии со стандартами образова-
ния, назначением образовательной деятельности, потребностям потребителя, заказчика и исполнителя [4,5,6,24].
В [18] выделены основные параметры функционирования и развития педагогического коллектива в процессе реализации компетентностного подхода в образовании.
В условиях реализации компетентного подхода педколлективу необходимо решить новые образовательные задачи, для этого необходимо обеспечить:
• сформированность в коллективе позиции коллективного субъекта деятельности;
• владение теоретическими основами личностно-развивающего образования;
• профессиональная активность членов коллектива при реализации своей функции в достижении общей цели;
• наличие у учителей творческой инновационной позиции в отношении к своим профессиональным функциям;
• способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;
• сформированность коллективной педагогической рефлексии;
Рис.1.Структурно-функциональнаямодельобеспеченияготовностипедколлектива к введению компетентностного подхода
Инновационные проекты и программы в образовании 201 3/6
37
ФГОС второго поколения
• готовность к коллективному выполнению традиционных: обучающая, воспитывающая, развивающая, социализирующая и субъектно ориентированных функций: отбор содержания образования с учетом интеграции знаний в различных образовательных проектах (ранее содержание образования определялось ГОС);
• применение образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения), способствующих формированию опыта деятельности у обучаемых;
• использование различных способов оценки и учета достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов - портфолио, дневник личностных достижений учащихся (при реализации предметно-знаниевого подхода педагоги использовали только 5-балльную шкалу оценивания);
• готовность к совместному с учащимися проектированию - созданию социально-образовательных проектов как образовательной и самоорганизующей технологии [27];
• готовность к рефлексивному самоуправлению как к механизму становления коллективного субъекта, что предполагает координацию индивидуальных педагогических систем учителей с целями компетентностного (метапредметного) образования.
В период 2011-2013 гг. в МБОУ СОШ № 27 в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [7,8] велась системная разработка структурно-функциональной модели обеспечения готовности педколлектива к введению компетентностного подхода (рис.1).
Модель включает три интегративно взаимосвязанных структурных компонента: целевой, организационно-управленческий, результативно-оценочный.
Целевой компонент модели предусматривает установление внешних социальных связей образовательного учреждения, формирование образовательной политики, конкретизацию миссии, установление стратегии развития образовательной среды МБОУ СОШ № 27. Цели и приоритеты государственной образовательной политики выражают социальный заказ государства и находят свое закрепление в нормативных документах. Социальный заказ общества, личности определяется как потребности общества, семьи, личности.
Организационно-управленческий компонент предполагает создание организационной основы (нормативно-установочные документы), обеспечивающей формирование инновационной образовательной среды МБОУ СОШ № 27. Данный компонент предусматривает запуск проектировочной деятельности цикла проектов в рамках Программы развития образовательного учреждения, своевременную коррекцию процесса, выявление сфор-мированности образовательной среды на основе имеющихся критериев и показателей (включая критерии ресурсного обеспечения и критерии продуктивности).
Результативно-оценочный компонент модели процесса формирования инновационной образовательной среды МБОУ СОШ № 27 на основе компетентностного и программно-проектного подхода
Таблица 1
Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в условиях МБОУ СОШ № 27 [2,4,5,16]
Компоненты готовности Критерии готовности Показатели Диагностический инструментарий
Знаниевый Методологический Методологическая культура; Методика «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса»; Методика «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса»;
Инновационный стиль мышления. Методика «Восприимчивость педагогов к новшествам»;
Практический Технологический Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи; Методика «Определения уровня новаторства учителей»; Методика «Изучение мотивационной среды»
Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.
Личностный Рефлексивный Способность к саморазвитию Методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»
Способность к самоанализу инновационной деятельности. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т Л. Бадоев); Методика «Барьеры, препятствующие освоению инноваций
38
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
ФГОС второго поколения
Таблица 2
Уровни готовности педагогического коллектива МБОУ СОШ № 27 к реализации компетентностного подхода
Уровень готовности Цель деятельности Методы
Низкий уровень Создать ситуацию смыслового принятия и адекватного понимания новой образовательной модели Методическое обучение с использованием когнитивно ориентированных технологий: представление предметного материала в контексте новых профессиональных задач; диалогические и контекстные методы обучения; тренинги постановки и решения межпредметных задач, сплочения педагогов и принятия ими коллективных образовательных целей, персонального личностного роста учителей.
Средний уровень Вооружить знаниями в области реализации в образовательном процессе интерактивных технологий и личностно ориентированных технологий как неотъемлемого аспекта компе-тентностного образования Проектирование учебных задач, содержащих личностно-развивающий аспект, организация занятий с педагогами по рефлексии собственного опыта, оформлению его в систему. Ознакомление с методом проектов, имитационно-игровым моделированием образовательного процесса, организационно-деятельностными играми, моделирование стратегий профессионального развития обучающихся, моделирование ситуаций, предполагающих актуализацию личностных функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, ответственности, саморегуляции, креативности.
Высокий уровень Овладевая с опережением новым профессиональным опытом и трансляция его на педагогический коллектив школы Организация мастер-классов, презентаций, распространение опыта взаимодействия педагогов в метапредметном пространстве. Организация дистанционной поддержки образовательного процесса, использование цифровых информационных ресурсов; Создание собственных сайтов, на которых ученики могут получить дополнительные задания для более глубоко изучения учебного материала, консультации, их родители могут получить консультации по оказанию помощи детям по той, или иной теме. Использование в своей работе ресурсов электронных конкурсов и олимпиад как традиционных: «Кенгуру», «Медвежонок», «Бульдог», так и новых конкурсов и олимпиад: «Математический ребус», «Олимпиада по естествознанию» и т.д.
Таблица 3
Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса в новых условиях
Аспект педагогической деятельности Степень затруднения
Очень сильная Сильная Средняя Слабая или отсутствует
Тематическое планирование
Поурочное планирование
Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства
Овладение содержанием новых программ и учебников
Умение ставить цели урока
Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей
Использование эффективных форм на уроке
Использование элементов современных педагогических технологий
Умение провести самоанализ урока
Проведение практических работ, предусмотренных программой
Осуществление дифференцированного подхода к обучению
Развитие у обучающихся интереса к предмету
Использование межпредметных связей
Описание своего опыта работы
Умение провести анализ урока коллеги
Обеспечение разумной дисциплины на уроке
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
39
ФГОСвторогопо коления
критически
низкии
плегполагает онализ м^3И^р^^ато^, тцгнгу ур^в^но готовнлсеи ^^гна^гг^г рлскизгцио о^мно^ган^^ан-ного подхода.
Оио ннмпооегнп ур^^но вог^с^гно^^Н^иокг рзс-крывают оитоенности орган,звцои ор^оцнфгз^с^оз мирования образовательной среды МБОУ СОШ № гп пз аоовве кзмоет^ортн^оо^ос^гг нлдза.о. Под ргзуостноом фун н1^иоаи|^(^[^а ни я |^^ссмззои[^ормоО модели мы понимаем определенный уровень сфор-миругтноогто гао^^гйпедопогичесгоги компоо тмгг к оонаизацпм M^i^r^e^04h^T^HTr^h^rго соппзда. Олгнкзск-вр итериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации компе-тентностного подхода в условиях МБОУ СОШ № 27 приведен в табл.1.
В коллективе педагоги имеют разный уровень готовности к реализации новых образовательных задач, и длм нмекпзгемия оптимальуыо услоомй процесса о£^еко^1^я г^и^ляп^1^ояяскс^го кгеомктоме имиот смысл использовать деление педагогов на условные подвижныеятуппы наосноом г^1^я^тге^в[о^днм^онл^1^-ных особенностей в соответствии с уровнем готовности к реалтоп^и оттмпг^‘^г^г^ямно'емотмь^е^;^0^аЬ>л- 2) [1 3, 17,18].
РезупттатывиОояы пе^д^^ллз^з^ноон школы в рэмках разотЗвтамеоймоделлфтрм ирования готовности педБпллоатга к маД^омн^ог аомпеттнянксвнзло подхода в образовательном процессе представлены в мкбл. .Видно, еяо стнпеньзатроднтоой членов оодкоолеотвве о процессе реллиплтпн разработанттй гелеяlз пмеео мрнденлел оо!^ия^е-нию. На оотовв фopнмигющыroвoзлт0мтвияоемо-зошли оотлимыeтумeнл00я потаним показателям как методический уровень и инновационный стиль мышления; творческая способность и умение моделирования новаций в практических формах; спо-
нобапвть к апеолззвонони самоанемиз,- В оо же о^огя нон пнтипесп гтоПле1мы з рнз^зви^зл геезий ставить цели урока и изменять содержания материном в соотзелловии с нознН пброзовательной пара-лтгегй.
В ходе исследования изменился уровень воспри-смсиллски ^^клнв^манукооншвл к лсвкосзинм боооп пoтгиинысeоaготов -оЗ%) апнУтeшот свой уровень как оптимальный и допустимый.
Мотивоцианнэи roтoтипcнтсндaгoп^лога^з нзме-пилтеь. Умeизшооизз потагнтлли зтpаегтpа нсмсого уровня готовности педагогов к реализации компете-ностного подхода и соответственно выросли показатели среднего и оптимального уровня готовности до 37% средний и 20% оптимальный
Таким образом, анализ сформированности готовности педагогического коллектива к реализации ком-гlтмкмтнoттнoго подаода о МБОУ СОШ №н7даеа осно-нмпое соодать, что отглозгцом омвр ааотгпло й нам и структурно-функциональной модели значительно оoвышнмтоГфeУоопФмcеь пpацeccтгoгеnимытиоода-гогического коллектива к реализации компетентност-ного аодхода.
Литература
1. Александрова Е.А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации // Новые ценности образования: культуросообразная школа. М., 2002.
C.TT-7K.
2. оелмооввЕ.Г. Гн—зтнгноaтогниыcтгннлзнтзоовпвно-го урока в общеобразовательной школе // Образование
и 2ооо№з (бот омоо-пб.
3. Бермус А. Г Проблемы и перспективы реализации компе-тентностного подхода в образовании. [Эл. ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 1.12.2013).
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
ФГОС второго поколения
4. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.
5. Ворсина Е. В., Снигирева Т. А. К вопросу о критериях сформированности компетенций // Образование и наука. 2012. № 10 (99), С.67-79.
6. Горб В. Г. Методология проектирования организационных образовательных систем. Екатеринбург. 2008. 167 с.
7. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С.32-42.
8. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
9. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука. 2009. № 4 (61). С.23-36.
10. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4 (93). С.3-9.
11. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средство гуманитаризации педагогического знания // Образование и наука. 2009. № 1 (58). С.3-14.
12. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). С.27-34.
13. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С.3-11.
14. Непомнящая Т. А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6. С.121-125.
15. Пашкевич А. В. Создание мониторинга профессиональной компетентности учителя в ходе реализации ком-петентностного подхода в образовательном процессе школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.60-66.
16. Ращикулина Е. Н. Концептуальные основы развития познавательных способностей детей // Образование и наука. 2005. № 4 (34). С.89-93.
17. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1-2.
18. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1.
19. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2011. № 1 (90). С.3-17.
20. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
21. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
22. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
23. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8 (97). С.5-25.
24. Тимофеева О. Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2011. № 4. С.16-20.
25. Фоменко С.Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Образование и наука.
2012. № 6. С.65-74.
26. Шибаева С. Н. Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.32-35.
27. Шиварев П. В. Система вопросов в аксиологически-ори-ентированной проектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания // Образование и наука. 2011. № 2 (81). С.95-102.
28. Яркова Т. А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С.3-11.
29. Ken Robinson Новый взгляд на систему образования [Эл. ресурс] URL: http://www.tech-develop.ru/education_ ken_robinson.html [Видеоролик] (дата обращения: 1.12.2013).
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
41