Научная статья на тему 'Перевод современной школы в статус инновационно-активного образовательного учреждения. Как в современной школе создать условия для перевода в режим развития?'

Перевод современной школы в статус инновационно-активного образовательного учреждения. Как в современной школе создать условия для перевода в режим развития? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленко Светлана Юрьевна

В работе описан алгоритм перевода школы в режим развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленко Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перевод современной школы в статус инновационно-активного образовательного учреждения. Как в современной школе создать условия для перевода в режим развития?»

____________0иЕОРИИЛПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИ_фГОС_________

Даниленко Светлана Юрьевна

директор МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбург

J ^

ПЕРЕВОД СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В СТАТУС ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения

Как в современной школе создать условия для перевода в режим развития?

Л___________________________________________________г

Аннотация. В работе описан алгоритм перевода школы в режим развития.

Ключевые слова: инновационно-активная школа, дерево проблем, дерево целей, стратегические направления развития школы.

В современных условиях реальными заказчиками школьного образования являются учащиеся и их семьи, работодатели, общество, профессиональная элита при сохранении определенной позиции государства. Для любого муниципального образовательного учреждения это означает, что, с одной стороны, оно должно вести диалог со всеми «заказчиками» образования, постоянно создавая, обновляя и расширяя спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель, а, с другой стороны, школа должна стать субъектом социальных преобразований, решая педагогическими средствами проблемы ближнего и дальнего социального окружения. Такое понимание социально-педагогической роли школы полностью соответствует документам Болонского процесса, которые начинаются с указания на необходимость «отношения к образованию как к общественному благу и общественной ответственности» В настоящее время наметились существенные изменения в общем среднем образовании. Стабильность как критерий успеха ушла в прошлое. В динамичное время успешными являются те, кто чутко улавливает тенденции изменений. В отечественных школах разрабатываются и применяются различные педагогические технологии, основанные на идеях педагогического сотрудничества, гуманистической педагогики, философии открытого общества. Школа ориентируется, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой - на требования федеральных образовательных стандартов.

В этой связи с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно

управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2], в числе ряда других направлений, ведется и системная деятельность по исследованию задач перевода современной школы в режим инновационного развития [2,3,4,5,8].

Понятие инновационно-активная школа является, несомненно, новым и находится в стадии понятийного оформления. Но уже сегодня, очевидно, что это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности, оказывающий влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений. Представление о задачах инновационно-активных школ в системе муниципального образования отражает концепции, выдвигаемые обществом:

• ориентацию на образование как на средство достижения значимых для индивида целей;

• ориентацию на образование как самоценность, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала.

Главными критериями в определении понятийного поля инновационно-активной школы мы считаем:

• стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

• высокий уровень качества образования;

• высокий воспитательный потенциал;

• корпоративный дух педагогического коллектива;

• высокий авторитет образовательного учреждения в сообществе.

Значение появления подобных учреждений для социально-педагогического окружения определяется тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

3

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

и расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути. Выбор инновационной идеи развития МОУ СОШ № 117 определялся следующими особенностями современной образовательной ситуации: • ограничение бюджетных ресурсов, выделяемых системе образования, предполагает активный поиск способов внебюджетного финансирования и выстраивание системы аккумуляции имеющихся ресурсов в точках роста, дающих наибольший эффект развития образовательного учреждения; • рост конкуренции среди образовательных учреждений разного уровня, приводящий к необходимости выявления уникальности каждой школы в образовательной деятельности. Анализируя социальную ситуацию в Орджоники-дзевском районе г. Екатеринбурга, педагогический коллектив школы провел социологический опрос учащихся, выпускников школы, их родителей, общественности. Участники социологического опроса отметили, что хотели бы от школы получить: • фундаментальное образование, которое в дальнейшем поможет учащимся реализовываться; • конкурентоспособное образование; • научиться учиться; • успешность выпуска на рынке труда. На основе анализа состояния образования в МОУ СОШ № 117 с целью принятия стратегических управленческих решений были выстроены дерево проблем и дерево целей (табл. 1 и 2)

Таблица 1

Дерево проблем МБОУ СОШ № 117

Интеллектуальное развитие субъектов образовательного процесса

Точки роста Проблемы

- достаточно высокий уровень образовательных услуг; - использование технологий развивающего обучения, проектных методик; - высокая квалификация педагогов; - использование образовательных ресурсов сети Интернет и других медиа-ресурсов; - мониторинг качества образовательных и личностных достижений учащихся; - вариативность содержания образования. - недостаточность информационной поддержки исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; - отсутствие индивидуальных программ интеллектуального развития; - недостаточная эффективность работы с детьми со специфическими образовательными потребностями.

Преимущества Ограничения и риски

- с 2009 г. школа является членом сети инновационных площадок УрО РАО, с 2011 года -членом Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва). - несовпадение социального заказа государства и родителей.

Формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса

Точки роста Проблемы

- мониторинг состояния здоровья учащихся и условий обучения; - поиск новых технологий обучения и воспитания, сберегающих здоровье; - реализация классных и личных программ, направленных на формирование ЗОЖ; - обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, организация освоения практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья. - влияние экологической обстановки на заболеваемость учащихся и педагогов; - недостаточный уровень научно-сервисного сопровождения инновационных проектов по данному направлению; - отсутствие у части педагогов ориентации на ценность собственного здоровья, стремления к реальному повышению функциональных резервов своего организма, к снижению фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс.

Развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса

Точки роста Проблемы

- индивидуальная работа с одаренными детьми; - участие в творческих конкурсах; - наличие творческих групп учителей; - вариативность форм методической работы, включая творческие командировки, творческие встречи, творческие отчеты, тренинги и т.п. - недостаточная материальная база; - организация сотворчества (со-авторства) педагогов и учащихся; - проблема мотивированности ряда учителей.

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

продолжение табл. 1

Формирование активной гражданской позиции субъектов образовательного процесса

Точки роста Проблемы

- детское самоуправление; - коллективно-творческие дела (традиционные праздники: «День знаний», «Посвящение в десятиклассники», новогодние мероприятия, «День учителя», «Последний звонок» и т.д.). - потребность в дальнейшем развитии соуправления и самоуправления в организационной структуре школы; - разработка классных воспитательных программ.

Преимущества Ограничения и риски

- налаженная сеть партнерства школы в области воспитания и социализации учащихся. - низкая гражданская активность в ближайшем социальном окружении; - отрицательное влияние СМИ на формирование гражданского самосознания подрастающего поколения.

Социальная адаптация субъектов образовательного процесса

Точки роста Проблемы

- профориентация старшеклассников: профориентационные игры, индивидуальные консультации и тестирование; -цикл спецкурсов по направлению. - низкий социальный статус ряда семей; - проблемное поведение учащихся «группы риска»; - формирование социально-психологической культуры в семьях школьников.

Взаимодействие семьи и школы

Точки роста Проблемы

- широкая вариативность форм родительского всеобуча»; - сложился тесный контакт с родителями учащихся девиантного поведения. - недостаточно мероприятий, объединяющих детей, родителей и учителей; - недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности родителей.

- родители активно участвуют в ремонте школы, оказывают спонсорскую помощь в приобретении учебников, технических средств обучения, участвуют в управлении школой (совет школы, совет родителей, общешкольные и классные родительские комитеты); - проводятся воспитательные мероприятия совместно с родителями. - отсутствие системы диагностики родительской готовности к продуктивному, творческому включению в образовательный процесс (выявление потребностей взаимодействия со школой (родительских ожиданий) и способностей выступить активным участником образовательного процесса (родительских возможностей)); - недостаточный уровень мотивации родителей к включению в школьную жизнь вместе с детьми и учителями.

Преимущества Ограниченияи риски

- объединения усилий Педагогического совета школы и совета родителей по реализации следующих направлений: комиссия по защите прав ребенка и семьи; лекционно-пропагандистская работа; семейное здоровье; семейное творчество; профилактика и предупреждение правонарушений; информационно-методическое сопровождение; социально-психологическая помощь ребенку и семье. - высокая занятость родителей, сокращение времени отводимого ими на общение со своими детьми; - наличие стремления у ряда родителей переложить ответственность за воспитание детей исключительно на школу, устойчивое нежелание участвовать в школьных мероприятиях вместе со своими детьми.

Таблица 2

Дерево целей МБОУ СОШ № 117

Категория цели (по В. С. Лазареву) Характеристика

Цель - потребность Формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к активному самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Цель - возможность Аккумуляция ресурсов в точках роста, эффективное использование достигнутых в ходе предыдущих этапов развития преимуществ и на основе этого превращение МОУ СОШ № 117 в инновационноактивную школу.

Цель - результат Готовность выпускника к эффективной самореализации на рынке труда.

Цель - время Получение социального эффекта реализации проекта, заключающегося в признании образовательным сообществом МОУ СОШ № 117 как ОУ, использующее образовательную деятельность как средство успешного самоопределения выпускников на рынке труда.

Цель - место Повышение рейтинговой оценки выпускников школы в системе образования района и города.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

5

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Главной отличительной чертой проекта является становление команды педагогов (временного творческого коллектива - ВТК) которые организуют инновационный образовательный процесс не только на уровне механического переноса лучших образовательных технологий, но и осуществляя их осознанную, творческую реализацию с учетом особенностей конкретной образовательной ситуации. Наличие такой команды является необходимым условием перехода школы из разряда ординарных образовательных учреждений в инвестиционно привлекательную конкурентоспособ-

ную на рынке образовательных услуг организацию, обеспечивающую качественное осуществление образовательного процесса в соответствии с критериями результативности (динамичность и многообразие предлагаемых образовательных услуг), эффективности (максимальный уровень предоставляемых образовательных услуг при минимуме затрат) и качества (высокая востребованность обществом предлагаемых образовательных услуг) [1]. Основные направления развития школы приведены в табл. 3.

Таблица 3

Основные направления развития МБОУ СОШ № 117

Направление деятельности Планируемые результаты Фактические ресурсы Необходимые ресурсы

Построение образовательного пространства школы, формирующего готовность к эффективному поведению на рынке труда Реализация проекта «Портфолио как средство саморазвития» развитая сеть дополнительного образования, наличие образовательных программ, поддерживающих направления образовательного пространства: - программа по формированию учебно-предметных компетентностей; - программа по формированию компетентностей в сфере гражданско-общественной деятельности; - программа предпрофильной подготовки и профильного обучения; - программа по формированию навыков здорового образа жизни. Проект: - Портфолио как средство саморазвития - развитие сети партнёрских отношений для формирования пространства выбора; - программа повышения квалификации педагогов для расширения количества и повышения образовательного потенциала учебных и рабочих программ, обеспечивающих готовность к эффективному поведению на рынке труда

Внедрение школьного мониторинга по основным компонентам готовности выпускников к эффективному поведению на рынке труда - внедрение программы школьного мониторинга по основным направлениям готовности к эффективному поведению на рынке труда; - систематизация материалов по теме: «Система школьного мониторинга по формированию готовности к эффективному поведению на рынке труда» - система школьного мониторинга; - сотрудничество с городским Центром занятости населения и Центром планирования карьеры - информатизация процесса мониторинга (программное обеспечение); - методики исследования результатов мониторинга

Совершенствование содержания образования в школе на основе компетентностного подхода - создание современного образовательного пространства, формирующего готовность учащихся к эффективному поведению на рынке труда; - внедрение программ практико-ориентированных элективных курсов (не менее 5 продуктов); - развитие сетевых, дистанционных и экстернатных форм организации образовательного процесса; - развитие системы дополнительного образования; - наличие и доступность различных форм обучения; - наличие структуры единого информационного пространства (Интернет, библиотека); - широкое внедрение современных образовательных технологий, формирующих активную образовательную позицию - обеспечение учебного процесса сетевыми, дистанционными и экстернативными программами по ряду предметов; - мультимедийное оборудование для проведения онлайн конференций; - МТБ, приведённая в соответствие с современными нормами организации труда и обучения

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

продолжение табл. 3

- развитие детской инициативы; - повышение мотивации учащихся к обучению и проектированию своего будущего; - реализация федеральных образовательных стандартов второго поколения

Совершенствование содержания деятельности педагогов - повышение качества образования; - развитие профессиональной педагогической компетентности; - развитие инициативы и творческой активности (на 30%) педагогов, участие в конкурсах, общественно-значимых инновационных проектах; - увеличение на 15% числа педагогов, участвующих в обсуждении и решении проблем развития - широкое распространение применения современных технологий в образовательном процессе; - педагогическая активность; - проведение методических семинаров по систематизации и обобщению педагогического опыта; - широкое распространение применения современных технологий в образовательном процессе; - педагогическая активность; - проведение методических семинаров по систематизации и обобщению педагогического опыта - повышение квалификации педагогов по современным и инновационным технологиям (не менее 50% педагогов к 2012г); - расширение современных средств обучения для качественного применения современных технологий; - модернизация рабочего места учителя и ученика

В ходе разработки проекта была определена комплексная система ресурсного обеспечения, которая служит основой для успешной реализации целей и задач Проекта (рис.1).

К мотивационным ресурсам мы относим:

• изучение ведущих (доминирующих) мотивов, ценностей, устремлений, интересов и потребностей педагогов;

• осуществление работы по обеспечению целенаправленного стимулирования всех участников образовательного процесса на постановку новых целей;

• определение активной позиции в инновационном процессе на максимальную самореализацию себя как личности и на повышение престижа школы.

Кадровые ресурсы предполагают:

• подбор кадров для экспериментальной, проектной и инновационной деятельности;

• организацию специальных занятий по методике развития своего инновационного опыта;

• обучение молодых специалистов;

• проведение мастер-классов, обмена опытом, аттестации и др.;

Рис.1. Схема ресурсного обеспечения развития инновационных процессов в МБОУ СОШ № 117.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

7

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• обучение педагогических кадров при изменениях (новым педагогическим технологиям);

• обучение управленческих кадров при изменениях (новым управленческим техникам);

• планирование и отслеживание карьеры резерва управленческих кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выявление потенциальных участников профессиональных конкурсов;

• организацию и проведение выставок-ярмарок новинок педагогической, психологической, управленческой и др. литературы.

Информационные ресурсы связаны с организацией методики мониторинга качества образовательного процесса:

• предполагают сбор, обработку и анализ информации о состоянии качества образования в образовательном учреждении и анализ информации о состоянии управления школой;

• формируют банк данных о кадровом потенциале ОУ, об инновационной деятельности, о наиболее ценном педагогическом опыте работы учреждения образования, о наиболее ценном опыте управленческой деятельности руководителей учреждения, о педагогических и управленческих инновациях;

• создают банк контрольно-измерительных материалов для отслеживания качества образования в ОУ, контрольно-измерительных материалов для оценки качества управления в ОУ, о федеральной и региональных системах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров системы образования, а также создание и формирование данных о материально-технических средствах и оборудовании образовательного учреждения по реализации целей развития образования.

На основе нормативно-правовых ресурсов осуществляется разработка пакета документов, учитывающих специфику МБОУ СОШ № 117.

Организационные ресурсы включают:

• организацию непрерывного образования и повышения квалификации педагогов;

• организацию работы методических объединений педагогов и школы молодого учителя;

• организацию работы проектных групп;

• организацию работы творческих неформальных профессиональных объединений педагогов;

• предполагают установление организационных отношений (контактов и связей между организациями): заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями образования, науки и культуры, здравоохранения, производственными, предпринимательскими, общественными организациями и поиск партнеров для решения задач развития.

Научно-методические ресурсы связаны с разработкой проектов инновационного развития образовательного учреждения:

• разработкой авторских и модифицированных программ учителями школы;

• разработкой отдельных педагогических новшеств и методов их реализации;

• подготовкой материалов к публикации;

• обобщением опыта педагогической и управленческой деятельности;

• выявлением тенденций и актуальных проблем состояния развития социума;

• проведением исследования по выявлению образовательных потребностей родителей и педагогических кадров.

Материально-технические ресурсы направлены на

• совершенствование материальной базы учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей новые результаты МБОУ СОШ № 117;

• распределение оборудования кабинетов и помещений в соответствии с необходимостью для реализации целей развития школы;

• тиражирование материалов передового педагогического и управленческого опыта и издание литературы по обобщению опыта работы ОУ.

Целевым назначением механизма управления инновационными преобразованиями в МБОУ СОШ № 117 является обеспечение возможности развития образовательной системы школы по выбранному направлению. В соответствии с выбранной педагогическим коллективом преобразующей стратегией инновационного поведения, наиболее эффективным подходом к управлению в условиях инновационного процесса является подход, основанный на принципах партисипативного, системного, целевого и опережающего управления. Как отмечает В. С. Лазарев, такой подход способствует разработке целей и планов развития инноваций, исходя из системного анализа состояния школы, при участии всего педагогического коллектива через создание творческих групп по проблемам и обязательное широкое обсуждение инновационных проектов в коллективе [6].

Принципиально первым шагом инновационных преобразований является обеспечение организационной структуры реализации проекта. Преобразующий стиль адаптации к изменениям предполагает создание специальной целевой структуры, которая действует параллельно с линейно-функциональной, но имеет временный характер. Эта целевая структура представлена Координационным советом развития МОБУ СОШ № 117, целевыми руководителями (координаторами) и ответственными исполнителями.

Целевые структуры представляют собой гибкие организационные структуры проектного или матричного типов. Формирование этих структур предполагает определенную степень децентрализации управления, поэтому для их эффективной деятельности необходимы хорошо налаженные механизмы горизонтальной координации. Создание условий для их формирования является важнейшей задачей руководства на первом этапе реализации программы развития, которое должно ориентироваться на демократические принципы управления [11].

Координационный совет выполняет в образовательной системе особые функции, качественное

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

осуществление которых обеспечивает необходимые и эффективные изменения.

1. Функция выявления необходимости изменений (проблем) связана с анализом учебно-воспитательной деятельности, в ходе которого определяется: что не удовлетворяет в промежуточных и итоговых результатах; какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких показателей; какие возможности имеются у школы в содержании образования, технологиях, кадровом потенциале, материально-технической базе и других областях, позволяющие снять имеющиеся ограничения.

2. Функция выявления возможностей развития обеспечивает педагогический коллектив информацией о разрабатываемых и распространяемых в системе общего среднего образования новшествах, оцениваемых с точки зрения возможностей получения наибольшего полезного эффекта.

3. Функция разработки нововведений означает создание новшеств самой школой, если выявленная актуальная проблема не находит эффективного способа решения среди существующих инновационных разработок или если существующий опыт решения не может быть прямо перенесен в те условия, в которых существует наша школа.

4. Функция проектирования и планирования изменений обеспечивает основные ориентиры для движения школы в будущее, что требует не только создания образа желаемой образовательной системы, но и планирования процесса перехода к нему из настоящего, определения кто, что, когда, где и как должен сделать, чтобы осуществить желаемые изменения.

5. Функция внедрения новшеств и их институализации включает в себя не только исполнение спланированных действий, но и организацию совместных действий участников инновационной деятельности, контроль ее хода, оценку промежуточных результатов, внесение в нее корректив в случае необходимости. Процесс управления инновационными преобразованиями в МБОУ СОШ № 117 строится по технологии проектного управления, включающей в себя методику разработки и применения управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта. Данный тип управления осуществляется через следующие взаимосвязанные процессы:

• общее управление изменениями - определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению управленческих решений по отдельным параметрам проекта и координация изменений по всему проекту [1,7, 8, 9];

• управление ресурсами - определение и утверждение состава и назначения ресурсов на работы проекта, а также внесение требуемых корректировок по ходу реализации проекта;

• управление целями - анализ наличной ситуации, постановка целей и их корректировка по мере продвижения проекта;

• управление качеством - разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения [10, 12].

Помимо вышеперечисленных процессов в технологию проектного управления по мере необходимости включаются вспомогательные процессы:

• управление рисками - реагирование на сбои в проекте и изменение рисков в процессе исполнения проекта;

• управление контактами - координация работы целевых руководителей и ответственных исполнителей, корректировка договоров, разрешение конфликтов.

К основным результатам инновационной деятельности мы относим:

1. Созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие высокий уровень качества образовательной деятельности, интеллектуального развития субъектов образовательного процесса:

• на 15% увеличился процент положительных результатов практической деятельности участников образовательного процесса в образовательном пространстве -исследовательские работы и социальные проекты, портфолио личностного роста учащихся, публичные проблемные выступления, программные продукты в области ИКТ;

• обеспечено совершенствование содержания образования через разработку авторских, модифицированных программ и спецкурсов, поиска и апробации перспективных технологий обучения и воспитания учащихся, их допрофессиональной подготовки;

• отработан механизм постоянного обновления и экспертизы качества образовательных программ школы;

• достигнут рост показателей удовлетворенности качеством образовательного процесса учащихся (не менее 75%), их родителей (не менее 80%) и социального окружения (не менее 70%).

2. Создана образовательная среда школы, обеспечивающая самореализацию ребенка в образовательном пространстве в интересах успешной социализации:

• расширены формы социальной практики учащихся, сопровождающие образовательный процесс;

• достигнут рост осознанности и ответственности выбора старшеклассниками дальнейшего профессионального и жизненного пути;

• получен социальный эффект, заключающийся в признании школы сообществом как участника инновационных преобразований социально-образовательного окружения;

• достигнуто снижение неблагоприятных социальных показателей (на 7-10%) и остроты духовно-нравственного кризиса в школе, и опосредованно в ближайшем социальном окружении;

• обеспечено нормативно-правовое закрепление инновационных образовательных практик: проектной, учебно-исследовательской деятельности, работы общешкольных Центров.

3. Созданы организационно-педагогические условия для обеспечения здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы:

• достигнута стабильность положительных показателей уровня здоровья учащихся и педагогов школы;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

9

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• достигнут показатель признания условий пребывания учеников и персонала в школе комфортными и безопасными не ниже 90%;

• обеспечены прочные знания школьников о здоровом образе жизни и сформирована культура здоровьесберегающего и безопасного поведения участников образовательного процесса;

• у педагогов школы сформировано позитивное отношение к собственному здоровью как ценности и важнейшем компоненте профессиональной педагогической позиции, оказывающей влияние на все стороны образовательного процесса.

4. Создана эффективно действующая модель государственно-общественного управления и социального партнерства на всех уровнях образовательного процесса:

• достигнут высокий уровень демократизации внутриорганизационной культуры школы, выражающийся в открытости и прозрачности принятия управленческих решений на всех уровнях;

• обеспечено увеличение интеллектуальных и материальных инвестиций в образовательный процесс со стороны социума на основе договоров социального партнерства;

• достигнут высокий уровень сформированности гражданского самосознания и поведения учащихся и педагогов;

• обеспечена информационная прозрачность и доступность образовательного процесса.

5. Создано единое информационно-образовательное пространство на основе информатизации всех компонентов образовательной системы школы:

• обеспечено 100% использование педагогами информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной деятельности;

• разработана эффективная система компьютерного мониторинга для отслеживания качества знаний учащихся;

• обеспечена полная комплектация оборудованием рабочих мест учителя и программными продуктами для проведения уроков с ИКТ;

• обеспечена информатизация деятельности служб и подразделений, сопровождающих образовательный процесс: медиа-центр, социально- психологическая служба, центр дополнительного образования, центр восстановительного лечения;

• достигнуто увеличение доли учащихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участвующих в сетевых образовательных проектах на 30%;

• обеспечено регулярное информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами управления, предприятиями и организациями районного, областного, федерального уровня;

• создана информационно-управленческая система: ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания.

6. Созданы организационно-педагогические условия для непрерывного профессионального развития педагогов:

• достигнуто повышение удельного веса учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку до 100%;

• обеспечена вариативность форм повышения квалификации педагогов: творческие мастерские, мастер-классы, портфолио и т.д.;

• на 10% увеличилась доля педагогов, готовых позиционировать себя в профессиональном сообществе как лидеров инновационного движения: публикации, открытые мероприятия, публичные выступления, конкурсы педагогического мастерства;

• обеспечено повышение престижа педагогической деятельности в ближайшем социальном окружении за счет внедрения действенной, эффективной системы мотивации труда педагогических работников;

• обеспечен выход на новый уровень организационной культуры учреждения, выражающийся в 100%-ной удовлетворенности педагогами условиями труда и стилем взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Основным фактором устойчивости инновационного процесса является то, что планируемые нововведения представляют собой единый целостный процесс. Целенаправленность и системность деятельности по переводу образовательной системы школы в новое состояние будут обеспечиваться организационными, кадровыми, научно-методическими, материально-техническими, мотивационными мерами. Причем решающим фактором обеспечения устойчивости инновационного процесса является высокий кадровый и качественный уровень состава педагогических работников школы.

Качество инновационной деятельности (табл. 4) по проекту мы определяем как отношение фактически достигнутых результатов к объективно необходимым и возможным в существующих условиях [5,10,12].

Оценка деятельности МОУ СОШ № 117 осуществляется на основе системы качественных и количественных показателей.

Качественные показатели:

• соответствие образовательных и учебных программ требованиям к учреждению повышенного уровня образования;

• эффективность применения новых образовательных технологий;

• соответствие программ элективных курсов и занятий по выбору образовательным потребностям обучающихся и программам основного образования;

• возможность выбора учащимися образовательного маршрута;

• степень развитости системы государственно-общественного управления;

• личностные и профессиональные достижения выпускников школы, их участие в жизни социума;

• высокая познавательная и социальная мотивация субъектов образовательного процесса;

• толерантная образовательная среда;

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 4

Уровень развития инновационной системы школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии Показатели

Чувствительность к проблемам - способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих потребностей изменения образовательной системы школы и адекватность оценки их значимости - наличие специальных методик анализа результатов образования; - конкретность и операциональность выявления недостатков; - установление причинно-следственных связей между компонентами образовательной системы (цели, содержание образования, технологии, организационные формы, методы образовательной диагностики) и недостатками образовательных результатов; - наличие рабочих групп учителей по разным направлениям анализа результатов образования и состояния образовательной системы школы

Чувствительность к возможностям развития - способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективности образовательной системы школы и адекватность оценки их потенциала - высокий уровень активности педагогов школы в разработке предложений по улучшению ее работы; - наличие широкого доступа педагогов школы к информации о новинках психолого-педагогической науки, передовом опыте; - высокий уровень активности педагогов школы в участии в работе конференций, семинаров, опытно-экспериментальной деятельности; - наличие у каждого педагога школы индивидуальной программы профессионального развития; - регулярность и высокая эффективность методической работы, высокая степень удовлетворенности педагогов школы уровнем ее организации

Внедренческий потенциал - способность, осуществляя нововведения, достигать максимально возможных полезных результатов с минимально возможными ресурсами - наличие в планах внедрения новшеств точных сроков начала и окончания мероприятий, этапов их выполнения и соответствующих промежуточных результатов; - разнообразие форм материального и морального поощрения инновационной деятельности учителей, имеющих для них высокую ценность и справедливо распределяемых; - наличие отлаженных механизмов координации действий исполнителей при внедрении новшеств, разрешения разногласий между ними; - высокий уровень демократизации отношений руководителей и исполнителей процесса внедрения новшеств при одновременно строгой дисциплине исполнения; - рациональность объема и эффективность контроля процесса внедрения новшеств.

• высокая степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса;

• комфортность и безопасность образовательной среды;

• удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей, социального окружения инновационной деятельностью МОУ СОШ № 117;

• наличие системы совместной проектной деятельности с социальными партнерами.

Количественные показатели:

• количество выпускников школы, поступивших и успешно закончивших высшие и средние специальные учебные заведения;

• динамика промежуточной и итоговой аттестации, ЕГЭ;

• количество победителей и призеров предметных олимпиад, областных, всероссийских конкурсов;

• количество авторских и модифицированных программ учебных курсов, спецкурсов;

• количество качественных продуктов творческой проектной деятельности обучающихся;

• количество учащихся, занятых в предметных кружках, секциях по интересам;

• квалификационная категория педагогических кадров;

• укомплектованность школы квалифицированными кадрами, их текучесть;

• периодичность повышения квалификации учителей;

• выступления учителей на конференциях, публикации;

• количество обучающих семинаров на базе школы;

• показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса;

• динамика заболеваемости и травматизма;

• количество новых поступлений в библиотеку;

• количество компьютеров на одного учащегося, оснащенность мультимедийными средствами обучения.

Особая роль в обеспечении устойчивости инновационной деятельности отводится мониторингу. Процесс отслеживания динамики качества обученности и воспитанности школьников позволит своевременно реагировать на возникающие проблемы в реализации программы и корректировать их. Отслеживание результатов выполнения Проекта осуществляется на основе мониторинга образовательного процесса, сравнения параметров развития с исходными данными и определения тенденций и динамики прогресса (табл. 5).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

11

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 5

Система мониторинга образовательного процесса

Содержание педагогической информации Методы сбора информации Материалы для сбора информации Способы анализа и формы представления

Контроль и учёт знаний, умений и навыков обучающихся. 1. Тестирование. 2. Административные контрольные работы и срезы. 3. Зачёты. 4. Промежуточная аттестация и результаты ЕГЭ. 5. Наблюдения и беседы. Тесты. Задания контрольных работ и срезов. Вопросы и задания к зачётам. Итоги четвертей и полугодий. Экзаменационные билеты. Карта наблюдений. Сводные таблицы. Справки. Классные журналы. Заседание педсовета. Совещание при директоре. Совещание при зам. директора. Производственное совещание.

Диагностика обученности. 1. Отчёты учителей-предмет-ников по итогам четверти, полугодия, года. 2. Отчёты классных руководителей по итогам четверти, полугодия, года. Форма отчёта. Диаграммы, графики.

Обучаемость школьников. 1. Административные разноуровневые контрольные работы. 2. Анкетирование. 3. Наблюдение учителей. 4. Результаты экзаменов. Тесты разноуровневых контрольных работ. Анкеты. Дневники наблюдений. Карта развития ученика. Сводные таблицы, диаграммы, графики.

Сформированность учебной деятельности. Диагностирующие задания по направлениям: - целеполагание; - планирование; - самоконтроль; - самооценка; - учебные действия. Тексты разноуровневых заданий. Сводные таблицы, диаграммы, графики.

Литература

1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. - 2004.- № 3.- с. 28.

2. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1. с.88-94.

3. Давыдова Н. Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2009.-№ 6 (63) т. 2.- с.13-26.

4. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.-№ 8 (76).- с.32-40.

5. Давыдова Н.Н. разработка системы менеджмента качества // Народное образование.- 2011. - № 9.- с.102-110.

6. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовав учреждений / [В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.]; Под ред. М. М. Поташника

и В. С. Лазарева; Рос.акад. образования, Ин-т упр. образованием.- М.: Новая шк., 1995.- 462с.

7. Сиденко А.С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2008.- № 4.

8. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

9. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-65.

10. Усова О.Н., Давыдова Н. Н.. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4.- с.21-26.

11. Хабибуллин К.Я. Методы эффективного управления // Образование в современной школе.- 2005.- № 7.- с.3.

12. Шамало Т.Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО 2010.- № 6 (74).- с.76-84.

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.