Научная статья на тему 'Создание Ресурсного центра — начальной школы в условиях сетевого взаимодействия'

Создание Ресурсного центра — начальной школы в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NETWORKING / INTEGRATION OF RESOURCES / BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибирцева Екатерина Александровна, Тренихина Светлана Юрьевна

В статье описан опыт работы участников сетевого взаимодействия по созданию начальной школы-ступени, являющейся ресурсным центром для школ-партнеров по сетевому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибирцева Екатерина Александровна, Тренихина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A resource center - primary school in networking

This article describes the experience of the participants in networking to build an elementary school-level, which is a resource center for the partner schools on networking.

Текст научной работы на тему «Создание Ресурсного центра — начальной школы в условиях сетевого взаимодействия»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 337

J

л

Е. А. Сибирцева, С. Ю. Тренихина

СОЗДАНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА -НАЧАЛЬНОЙ школы в условиях СЕТЕВОГО взаимодействия

______________________г

Аннотация: в статье описан опыт работы участников сетевого взаимодействия по созданию начальной школы-ступени, являющейся ресурсным центром для школ-партнеров по сетевому взаимодействию.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, интеграция ресурсов, начальное общее образование.

Abstract: This article describes the experience of the participants in networking to build an elementary school-level, which is a resource center for the partner schools on networking.

Keywords: networking, integration of resources, basic general education.

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования [2]. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на начальной ступени школьного образования в условиях введения Федерального Государственного стандарта. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» поставлена задача разработать и внедрить новую модель деятельности школ разных ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников соответственно [5, 6, 7, 8,9].

Предпосылки создания школ-ступеней в условиях мегаполиса встали в последнее время особенно остро. Рост рождаемости, увеличение количества первоклассников, введение в эксплуатацию нового жилья и комплексная застройка новых микрорайонов приводят к возникновению в ряде образовательных учреждений города значительных проблем при организации набора обучающихся. Причем это проблемы разного характера - одни школы не могут принять всех желающих, тогда как другие сталкиваются с нехваткой обучающихся, что в условиях нормативно-подушевого финансирования приводит к существенной неэф-

фективности работы Образовательных учреждений (ОУ). В результате осуществления территориальной привязки при наборе в первые классы эти проблемы еще более обострились. Особенно актуальными эти вопросы становятся для отдельных микрорайонов крупных городов, в том числе центрального района г. Екатеринбурга. Исторически сложившаяся ситуация в этом районе такова, что в шаговой доступности друг от друга расположены четыре ОУ, отличающиеся по специфике обучения. Два из них - статусные общеобразовательные учреждения - МБОУ гимназия № 9 и МБОУ гимназия № 2, остальные средние общеобразовательные учреждения -МБОУ СОШ № 69 и МБОУ СОШ № 1. Условия обучения детей в этих ОУ очень разные - статусные учреждения недавно реконструированы, имеют более высокое качество условий обучения, в то время как СОШ нуждаются в проведении ремонта или реконструкции и совершенствовании материально-технической базы. В связи с этим предпочтения родителей понятны - они стремятся отдать ребенка в учреждение с комфортными условиями и высоким качеством образования, тогда как СОШ остаются невостребованными и в результате неэффективными в условиях ПФ.

Анализ ситуации набора первоклассников в 20112012 годах показывает, что родители используют все возможности несовершенства законодательства, регламентирующего прием обучающихся в ОУ, для поступления в статусные ОУ. Так, в 2011 году, когда набор в первые классы в школах Екатеринбурга осуществлялся без учета проживания будущего первоклассника, центральные статусные ОУ города столкнулись с ситуацией, когда количество родителей, желающих

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

41

Инновации в образовательных учреждениях

подать заявления о приеме ребенка в гимназии, существенно превысило реальные возможности ОУ по приему обучающихся. Количество поданных заявлений в 3-4 раза превысило количество мест в первых классах. Набрать планируемое количество первых классов без превышения лицензионной численности ОУ удалось, используя в качестве основания для отказа отсутствие свободных мест. Однако при такой организации набора есть риск того, что дети, проживающие в шаговой доступности от ОУ не смогут реализовать свое право на образование, в связи с чем, в 2012 году в нормативные документы, регламентирующие прием в ОУ были внесены поправки, устанавливающие территориальный принцип приема обучающихся. При этом возникают сложности при подтверждении факта проживания ребенка на территории, закрепленной за ОУ. Действия некоторых родителей сознательно направлены на оформление документов, свидетельствующих о регистрации по месту пребывания (жительства) с целью получения места в ОУ без намерения фактического проживания на закрепленной за ОУ территории. Такие действия нарушают нормы закона «Об образовании», и ущемляют права и интересу других родителей и их детей, имеющих законное право на получение образования в этом же ОУ. Например, на 10 мая 2012 года количество поданных заявлений в МБОУ гимназию № 2 в два раза превышает планируемое количество первоклассников. При этом все заявления поданы от граждан, имеющих формальные основания для обучения в гимназии (постоянная или временная регистрация по микроучастку гимназии). В этой связи возник вопрос о разработке новых возможностей для снятия напряженности и реализации права на образование жителей района.

Очевидно, что необходима реорганизация сети ОУ таким образом, чтобы появилась возможность удовлетворения образовательных потребностей детей микрорайона, с сохранением специфики ОУ. Это возможно через развитие сети ОУ путем создания консорциума образовательных учреждений, как модели, повышающей эффективность всего образовательного комплекса района. При этом необходимаре-структуризация сети ОУ по ступеням и направлениям образования через создание крупной начальной школы-ступени, являющейся ресурсным центром для формирования контингента основной ступени школ-партнеров по консорциуму. Учитывая административно-территориальные особенности размещения школ - участников сети, представляется наиболее целесообразным поэтапное формирование на базе МБОУ СОШ № 69 начальной школы-ступени, готовой принять всех детей, проживающих в центральном районе Екатеринбурга. После окончания начальной школы детям будет предоставлено право на продолжение образования в одном из учреждений сети с учетом их интересов, склонностей и рекомендаций по выбору образовательных программ. Поскольку учреждения сети отличает различная направленность, то у каждого учащегося возникает широкий спектр возможностей

для продолжения образования в основной и старшей школе. Так, МБОУ гимназия № 2 удовлетворит потребности в углубленном изучении иностранного языка, МБОУ гимназия № 9 - в углубленном изучении гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин, а МБОУ СОШ № 1 решит задачу получения качественного базового образования. Кроме того, переход на ФГОС НОО и ООО потребует от каждой школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов.

С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [3,4,5,6], в числе ряда других направлений ведется и системная деятельность по разработке новых форм организации образовательного процесса в ОУ. В этой связи в рамках сетевого взаимодействия реализуется проект МБОУ гимназий № № 2 и 9, МБОУ СОШ № 1 и 69 о создании «Ресурсного центра - Школы НОО» набазе консорциума образовательных учреждений Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Цель разрабатываемого рядом ОУ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга проекта - создание и апробация целостной образовательной среды Ресурсного центра -школы начальной ступени (НОО) в условиях сетевого партнерства, обеспечивающей возможность целенаправленного использования потенциала образования в органическом единстве с требованиями фундаментальных педагогических принципов преемственности и природосообразности как научно гарантированной основы эффективности учебно-воспитательного процесса, успешности обучения ребенка и проявления заботы о его здоровье. Основная стратегическая задача - создание и апробация целостной образовательной среды для успешного обучения и перехода воспитанников и учащихся из одной образовательной ступени в другую в условиях ОУ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Гипотеза исследования: поставленные цели и задачи будут достигнута, если в Ресурсном центре школе НОО произойдут изменения по следующим направлениям:

1. если процесс обучения и воспитания будет строиться на деятельностной основе, реализуемой в многопредметном интегрируемом учебно-воспитательном поле;

2. если учебная деятельность будет строиться с учетом природосообразности и возрастных особенностей ребенка и включать в себя разработанную ИКТ среду образовательного учреждения в целом;

3. если будут созданы условия для формирования готовности к субъектной деятельности ребенка в учебно-воспитательном пространстве школы.

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

Инновации в образовательных учреждениях

Мы считаем, что в настоящее время, сетевое взаимодействие становится одним из наиболее перспективных направлений организации школьного образования в условиях модернизации. С экономической точки зрения такое перераспределение ресурсов и дифференциация задач ОУ также оправдана, так как позволяет повысить наполняемость неэффективных ОУ, открыть новые перспективы развития образовательного комплекса района и города. Появляется возможность сосредоточить финансовые потоки для решения конкретных задач, перераспределяя потоки не только бюджетных средств, но и привлекаемых средств родительской общественности статусных ОУ, заинтересованных в создании комфортных условий для обучающихся на ступени начального обучения в указанном Центре.Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системами образования.Учреж-дения системы дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильные и особенно элективные

курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) которые при осуществлении совместной деятельности, обеспечат возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. (См. рис.1).

В настоящее время в России, как правило, в современном школьном здании объединены в пространстве и времени три ступени обучения: младшая, основная и старшая школа, то есть дети разных возрастов, от 6 до 17 лет. Понятно, что младшие школьники, подростки и юношество имеют свои психические и физические особенности, которые нужно учитывать, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и учились охотно и успешно. Но современная модель школы дает для этого мало возможностей. А типичная школьная среда не имеет возрастной индивидуальности, она «усреднена», вынужденно рассчитана сразу на все ступени и поэтому не подходит полностью ни одной. Это затрудняет и обучение, и воспитание, и охрану здоровья. Значит, нужно создать условия, в которых каждая возрастная группа чувствовала бы себя комфортно

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений Верх-Исетсткого района г. Екатеринбурга

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

43

Инновации в образовательных учреждениях

и могла бы полностью реализовать ведущий для себя вид деятельности. В возрасте 7-10 лет (младшая школа) - это деятельность учебная, для подростков (1115 лет) самым важным является межличностное общение, для ранней юности (16-17 лет) на первый план выходит профессионально-учебная деятельность. Разделив ступени, мы сможем для каждой из них создать комфортную атмосферу, планомерно реализовать возрастную образовательную и воспитательную систему, создать оптимальные условия для сохранения здоровья. Материально-технические условия (имущественный комплекс, оборудование) каждого из видов школ будет обусловлен спецификой психолого-педагогического процесса на данном возрастном этапе. Соответственно, педагоги смогут специализироваться на работе с детьми определенного возраста, что, конечно же, повысит качество обучения. Клубы, кружки, секции тоже могут быть отобраны и сгруппированы применительно к интересам и нуждам конкрет-

ной ступени. Следует ожидать, что появится больше возможностей для участия педагогов в реализации программ дополнительного образования, для работы как с успешными (одаренными), так и отстающими школьниками. На следующем этапе реализации проекта в административном порядке будут установлены правила приема-перехода из Ресурсного центра -школы НОО в школы основной ступени, которые обеспечивали бы четкое взаимодействие школ и гарантии преемственности и непрерывности обучения. Бюджетное финансирование школ ступеней обучения будет осуществляться на нормативной основе. Нормативы будут установлены как на реализацию основных образовательных программ (образовательного стандарта), так и на содержание материально-технической базы.

В табл. 1 представлены основные направления реализации проекта [1,6].

Пути организации управления проектом представлены в табл. 2.

Таблица 1

Направления реализации проекта в конкретных задачах и в виде конечного результата образования выпускников начальной ступени

№ Направления изменений Задачи Конечный результат образования выпускника начальной ступени

Отношения между ступенями образования строятся на основе принципов преемственности и природосообразности 1. Выявить и апробировать самые продуктивные возможности взаимодействия образовательной среды МДОУ и МБОУ, основанного на игровой деятельности. 2. Формирование структуры дополнительного образования для дошкольников. 3. Создание двухгодичной подготовки воспитанников, не посещающих ДОУ на базе Ресурсного центра школы НОО. Плавный переход к формированию учебной деятельности на основе игровых технологий (от дошкольника -к младшему школьнику

Процесс обучения и воспитания строится на деятельностной основе, реализуемой в многопредметном интегрируемом учебно-воспитательном поле; 1. Создание интегративного многопредметного учебного и воспитательного пространств Ресурсного центра школы НОО. 2. Организация нового сетевого партнерства за счет объединения ресурсов ряда ОУ 1. Высокое развитие творческого потенциала младшего школьника средствами музейно- педагогических технологий и проектно- исследовательской деятельности 2. Способность использовать инструменты ИКТ для сбора и представления информации

Учебная деятельность будет строиться с учетом природосообразности и возрастных особенностей ребенка и включать в себя разработанную ИКТ среду образовательного учреждения в целом Создание информационно-коммуникативного пространства Ресурсного центра школы НОО. Способность использовать инструменты ИКТ для сбора и представления информации

Будут созданы условия для формирования готовности к субъектной деятельности ребенка в учебно-воспитательном пространствеРесурсного центра школы НОО. Раскрыть на практике критерии готовности к выполнению своей субъектной роли в обучении и воспитании Способность учиться самостоятельно, адекватно преодолевая возрастные трудности.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

Инновации в образовательных учреждениях

Организация управления проектом

Таблица 2

Органы управления проектом Функции

Координационный совет реализации комплексного проекта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений Верх-Исетского района 1. принимает решения об инициации локальных проектов в рамках работы сети по данному направлению, формируют рабочие группы локальных проектов и назначают их руководителей; организуют разработку и экспертизу локальных проектов; утверждают графики работ и контроля; 2. рассматривает вопросы хода реализации проектов.осуществляет контроль основных работ, выполняемых в рамках локальных проектов; принимает решения и начале и завершении работ по локальным проектам; формируют и изменяют перечень локальных проектов, устраняет срывы графика реализации проектов, 3. создает условия для успешной деятельности рабочих групп локальных проектов; добивается своевременности ресурсного обеспечения проектных работ. 4. координирует вопросы реализации локальных проектов.

Рабочая группа (временный творческий коллектив) реализации комплексного проекта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений Верх-Исетского района Руководит исполнением работ, выполняемых в рамках локальных проектов, обеспечивает скоординированное выполнение взаимосвязанных работ, проводит текущий контроль проектных работ, устраняет мелкие сбои, корректируя графики выполнения работ и перераспределяя исполнителей; готовит отчеты об исполнении локальных проектов для координационного совета комплексного проекта

Микрогруппы рабочей группы проекта (временные творческие содружества) Осуществляют исполнение пакетов работ и отдельных видов работ в соответствии с планом-графиком проекта.

Риски проекта и способы их минимизации

Риски проекта Способы минимизации

Снижение качества образования в силу неравномерности контингента обучающихся Реализация ФГОС НОО, организация психолого-педагогического сопровождения, корректировка программ с учетом разноуровневого контингента обучающихся

Снижение качества условий Улучшение материально-технической базы участников сети, проведение ремонтных работ

Психологическая неподготовленность педагогических коллективов ОУ - участников сети к организации продуктивного взаимодействия Организация формальных и неформальных форм сотрудничества между педагогическими коллективами ОУ - участников сети

Неприятие частью родителей необходимости осуществления осознанного выбора образовательной программы по окончанию начального общего образования Проведение индивидуальной подготовительной работы с родителями по выбору образовательной траектории ребенка

Выявление склонностей и способностей обучающихся для освоения программ повышенного статуса Создание эффективной системы дополнительного образования на бюджетной и внебюджетной основе

В долгосрочной перспективе реализация Проекта:

• станет ведущим фактором для интеграции учебных заведений сети в целом и использования ресурсов друг друга для оптимизации образовательного процессов в Ресурсном центре - школе НОО;

• обеспечит переход к активно-деятельностной компе-тентностной парадигме обучения и воспитания, формирующей субъектность учащегося в данных процессах;

• позволит ребенку плавно совершить переход к младшему подростковому возрасту через проживание со взрослыми и ровесниками периода активного детства;

• создаст условия для повышения квалификации и получения второго высшего образования учителями начальной школы.

Литература

1. Абрамова Т. В., Баранова Ю. Ю. методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования// Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010 - № 5

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения - М.: Педагогика, 1997, 204 с.

3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель

взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию.//Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2011, № 5, с. 56-63

5. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-64

6. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе. 2008, № 1.

7. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме//Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

8. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

9. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО № 11 (79), 2010 г, с. 3-12.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.