Заочная Школа педагога-исследователя
Миронова Л.А. ,
директор МОУ СОШ №3 Козлова Т.И.,
директор МОУ СОШ №19 г. Черногорск Республика Хакасия
«Школа индивидуального выбора» - режим эксперимента
Данная Программа предназначена для применения в общеобразовательных учреждениях 1 ступени. Она разработана на основе выявления, анализа и ранжирования проблем, обозначившихся после изучения состояния внешней и внутренней образовательной среды, общественного мнения о результатах работы педагогического коллектива школы.
В основе психологического обоснования модели лежит учение П.П.Блонского о формировании личности ребенка, о влиянии среды, в которой он живет. П.П. Блонский писал: «.. .ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Следовательно, мы должны обогатить это окружение и расширить диапазон средств для познания мира ребенка. С этой целью и была разработана модель «Школа индивидуального выбора», в которой предполагается создание условий в образовательном учреждении для воспитания личности, способной к самоопределению и самореализации.
Технологическое основание Программы:
• технологии личностно-ориентированного обучения;
• обучение в сотрудничестве;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровье сберегающие технологии;
• система инновационной оценки - «портфолио».
Информационная справка
Начальная общеобразовательная школа №3 открыта в 1931 году. Расположена школа в двух зданиях. В первом здании находится спортзал, библиотека, компьютерный кабинет и 5 учебных кабинетов. Во втором здании - столовая, медицинский кабинет и 4 учебных кабинета. На территории школы расположены детская игровая, спортивная, хоккейная площадки.
На протяжении 75 лет школа неоднократно участвовала в различных экспериментах:
С 1965 - 1995г.г. - Школа полного дня; 1965 -2007 г.г. - Предметная система обучения; 1993 г. -2007 г.г. - Обучение по системе Л.В.Занкова; 1978 г. -Первая школа в крае, обучающая детей по пятиднев-
ной рабочей неделе; 1986г. - 1990 г.г,- Обучение детей с 6 лет; 20001- 2005 г.г,- Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в условиях 4-х летней вариативной начальной школы; 2006 год - муниципальная экспериментальная площадка «Школа индивидуального выбора»; 2007 год - республиканская экспериментальная площадка.
В настоящее время в школе обучается 372 учащихся. 16 комплектов классов. В каждой параллели по 4 класса. В 1-х классах обучается 101 учеников, во 2-х - 101, из них 86 учащихся обучаются по методике развивающего обучения, что составляет 85%, 15 учащихся - коррекционно-развивающее обучение. В 3-х и 4-х классах - 170 учащихся, из них 147 обучаются по методике развивающего обучения (86,4%), 23 ученика - в классах компенсирующего обучения.
При стабильно высоких показателях обученности учащиеся имеют достижения в других сферах:
2005 г. - лауреаты 3 степени 3 республиканского смотра - конкурса учебно - опытных участков в номинации «Городские образовательные учреждения», 1 место в городской акции «Вахта памяти», 3 место в городском смотре - конкурсе музейных уголков;
2006 г. - дипломанты республиканского конкурса вожатых «Капитаны счастливого детства», 2 место в городском смотре - конкурсе музейных уголков, 2 место в 1 республиканской выставке «Юннат - 2006», Диплом 1 степени Министерства природных ресурсов РФ Государственного природного заповедника «Хакасский» - победители первого конкурса экологической песни «И льется песня золотая, пою природы заповедные места.», дипломанты конкурсно - игровой программы «Школа демократической культуры «Я и мои права». Отмечены грамотой в номинация «Эрудиты»; 2007г. - 1 место в городской интеллектуально - творческой игре «Умники и умницы», 2 место в городской игре по народной культуре «Фольк-затеи из ларца».
Контингент учащихся неоднороден: дети из полных семей составляют 75,7% от общего числа, из неполных - 24,3%. Ежегодно увеличивается количество детей из неблагополучных и многодетных семей.
В оздоровительных целях в нашей школе создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности, которая слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня: динамические паузы, подвижные игры на свежем воздухе, 3 часа физкультуры в классах КРО, ритмика и спецмедгруппы, Дни Здоровья, спортивные мероприятия.
В школе работают: 21 педагог; 1 старшая вожатая; педагог - психолог; социальный педагог; логопед; 3
34
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Заочная Школа педагога-исследователя
педагога дополнительного образования. Кадровый потенциал достаточно высокий.
Использование современных педагогических технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
• 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях;
• 86% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;
• 80% учителей прошли специализированную подготовку для работы по программным комплексам, реализуемым в классах различного вида (классы коррекционно - развивающего обучения, классы развивающего обучения по системе Занкова Л.В., вариативные программы «Школа ХХ1 века», «Школа 2100»);
• 42% учителей прошли обучение по использованию информационно - коммуникационных технологий;
• по результатам психологических исследований за три года на 21% выросло количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации;
• реализация здоровьесберегающих технологий позволила уменьшить число учащихся, освобожденных от физической культуры с 0,5% (2004\05 уч.год) до 0,2% (2006\07 уч.год); уменьшилось количество пропущенных уроков учащимися по болезни за три последние года на 15%.
• использование технологий разноуровневого обучения сформировало базу личной успешности для учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.
Складывающаяся образовательная практика школы вызывает профессиональный интерес педагогов города и республики. На базе школы регулярно проводятся семинары для слушателей ХРИПК и ПРО. Опыт учителей за последние три года был представлен на различных уровнях:
• 2003-2005 г.г. - представление опыта работы по всероссийскому эксперименту «Совершенствование структуры и содержания общего образования» на республиканских научно - практических конференциях и семинарах (ежегодно);
• 2005 год - два педагога школы приняли участие в Интернет - совещании при Томском ГУ по проблеме безотметочного обучения в начальной школе;
• август 2005 года - обобщен опыт работы по эксперименту в городе на научно -практической конференции «Инновационные формы организации методической работы» (победители в данной номинации, награждены грамотой ГУО);
• март 2006 года - лауреат республиканского конкурса библиотекарей «Лучший по профессии»;
• 36% учителей в 2006 г. приняли участие во Всероссийском конкурсе «Открытый урок»;
• декабрь 2006 - 1,2, 3 места в городском конкурсе «На лучшую методическую разработку по национально - региональному компоненту»;
• 2006\2007 учебный год - 50% педагогов школы представляли свой опыт на городском и республиканском семинаре по теме: «Организация исследовательской деятельности младших школьников».
Ежегодно коллектив школы награждается почетными грамотами за большую работу по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом и смотре - конкурсе по благоустройству и озеленению.
В школе создана воспитательная система. На протяжении 10 лет действует детская организация «Светлячок», которая насчитывает 370 человек. В 17 кружках занято более 80% учащихся школы. Участники всех кружков активно взаимодействуют с центрами детского творчества. На протяжении пяти лет учащиеся школы являются победителями фестивалей по народной музыке, вокальных коллективов и выставках прикладного творчества.
Обоснование необходимости программы
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение. Отдаленность крупных культурных центров, детских клубов не позволяет в достаточной степени удовлетворить интеллектуальные, эстетические, спортивные потребности учащихся.
Анализируя социально-демографические условия, следует отметить:
• за последние два года заметно вырос уровень образования родителей (на 7%- высшее, на 3% - среднетехническое);
• за последние два года на 6% выросло количество учащихся с высоким уровнем развития;
• в последние 3 года увеличилась миграция населения из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии;
• стабильно высокий процент малообеспеченных семей, неполных семей;
• рост числа неблагополучных семей, отсюда увеличение количество детей «группы риска».
Таким образом, деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социальнопрофессиональный состав родителей и учащихся школы.
Проведя опрос жителей микрорайона, проанализировав анкеты родителей и учащихся, мы вышли на новый образ школы в которой:
• гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
35
Заочная Школа педагога-исследователя
• учитель - это не просто профессионал высокого уровня, но и воспитатель, педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог;
• разумная дисциплина и порядок;
• возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
• широкая сеть клубов, секций, кружков по интересам.
Наша «Начальная общеобразовательная школа №3» основана на идее личностно-ориентированного образования в условиях предоставления ребенку и педагогу выбора. «Школа индивидуального выбора» призвана дать шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность. «Школа индивидуального выбора» - это ступень демократизации, дифференциации обучения, так как реализует право любого ученика и его родителей на выбор содержания, темпов, форм обучения, это попытка увидеть учебный процесс ,прежде всего, с позиции ученика.
Тема эксперимента школы: «Создание условий для воспитания личности, способной к самоопределению и самореализации»
Цель: создание образовательной среды, способствующей развитию способностей каждого школьника.
Гипотеза исследования. Школа может создать условия для реализации способностей каждого школьника, дать возможность открыть себя как индивидуальность, как личность, если:
- индивидуальное становление личности является приоритетной целью развития образовательного учреждения;
- индивидуализация обучения предстает в качестве ведущего компонента содержания образования;
- образовательная среда школы выступает в качестве условия для проявления разнообразных способностей, возможностей, потребностей личности;
- взаимодействие учителей и учащихся строится на условиях доверия, открытости, договоренностей, демократического межличностного стиля отношений;
- педагоги школы включаются в исследовательскую деятельность и овладевают методом педагогической рефлексии;
- создана система самоуправления как воспитывающая среда школы, обеспечивающая социализацию каждого ребенка;
- в управление развитием школы вовлечено большинство участников образовательного процесса.
Задачи эксперимента:
1. Разработать и апробировать модель «Школы индивидуального выбора».
2. Разработать систему деятельности школы по оказанию психолого-педагогической поддержки детям в их личностном становлении, в самообразовании и саморегуляции.
3. Создать систему ученического самоуправления, обеспечивающую социальную адаптацию.
4. Выстроить профессиональнуюдеятельностьучи-телей, направленную на личностно-ориентированное образование в условиях предоставления ребенку выбора, на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала педагогов.
5. Организовать работу с родителями в системе конструктивного сотрудничества.
Основные планируемые нововведения:
• Расширение содержания образования и адаптация его к индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку (введение в образовательный процесс интегрированных и проектных уроков, создание пресс-центра, театральной студии и изостудии).
• Разработка новых интегрированных курсов и программ («Введение в язык искусства» «Краеведение», «Компьютерная графика»).
• Разработка индивидуальных «Карт самообразования» (учителями и учащимися).
• Изменение содержания и форм работы «Университета родителей».
• Широкое внедрение технологии личностно развивающего образования и метода проектов в образовательную деятельность.
• Индивидуальная работа с одаренными детьми. Научное ученическое общество.
• Создание компьютерного центра с выходом в Интернет.
Главным результатом эксперимента станет создание модели индивидуализированного образовательного процесса, в котором будут созданы условия для воспитания личности, способной к самоопределению и самореализации.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Результаты эксперимента можно будет оценить по следующим критериям:
• повышение качества образования учащихся;
• обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации, как у учащегося, так и у учителя;
• положительная динамика развития и саморазвития личности;
• овладение школьниками навыками организаторской работы (умение планировать, использовать и вести учет результатов деятельности);
• развитие и сплочение ученических коллективов.
Ожидаемые позитивные результаты эксперимента
Для системы повышения квалификации работников образования:
- формирование содержательной основы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров;.
36
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
для школы:
- определение перспектив, стратегии развития школы;
- возможность реализации начальной профилиза-ции;
- получение качественно новых результатов образования;
для учителя:
- профессиональные достижения, личностный рост каждого учителя;
для учащихся:
развитие способностей каждого школьника;
для родителей:
- создание условий, благоприятно влияющих на развитие каждого ребенка с его индивидуальными возможностями и потребностями.
Основной содержательный ход эксперимента.
Главными отличительными чертами обучения в «Школе индивидуального выбора» должны стать:
• активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
• обучение индивидуальным темпом и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями учащегося;
• создание условий для самоорганизации учебного процесса: планирование, дозировка объема домашних заданий;
• всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь.
Изучение личности ребенка, наблюдение за его обучением и развитием является основой организации образовательного процесса. Важное значение имеет определение не только зоны ближайшего развития ребенка, но и его склонностей, интересов и сильных сторон его личности. Это особенно значимо для учащихся, имеющих трудности в обучении. Поэтому в первом классе ведется глубокое изучение личности ребенка на основе специальных диагностик. Планирование дальнейшего развития каждого ребенка должно осуществляться всеми участниками образовательного процесса - самими детьми, их родителями, педагогами.
Со второго класса на основе информации, полученной в ходе наблюдения за учащимися, собеседований с их родителями составляется индивидуальная программа развития. Каждым учеником выбираются кружки, секции, клубы и одно или несколько направлений научных обществ - интеграция с дополнительным образованием.
С третьего класса ученики выходят на более высокий уровень ученического самоуправления, которое предоставляет реальную возможность учащимся участвовать в управлении школой (прогнозировать,
организовывать, исполнять и анализировать образовательный процесс).
Ученическое самоуправление. 1-2 классы -Введение учащихся в самоуправление через групповую работу под руководством вожатого, учителя и через систему разовых поручений. «Совет дела», «Совет командиров». 3-и классы - Ученический совет: совет физкультуры, группа «Поиск»; группа «Милосердие»; Пресс- центр; библиотечный актив; Совет дежурных командиров; Совет чести; Школа актива.
В школе созданы условия для всестороннего развития детей. Режим работы школы способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. С учетом вышесказанного распорядок учебного дня в школе планируется следующим образом:
1. Занятия проводятся по пятидневной неделе и шестой развивающий день.
2. Учебный день начинается с зарядки в 825. В течение учебного дня предполагается горячий завтрак, витаминный чай, динамическая пауза - 20 минут (музыкальные переменки, прогулки, подвижные игры).
3. Учебный день делится на две части:
первая часть - занятия по базовому курсу, где на основе государственного стандарта содержания образования изучается базовый программный мате -риал;
вторая часть - занятия по индивидуальному выбору, которые будут проводиться пятым уроком; учащиеся выбирают 1 час. занятия по индивидуальному выбору в неделю. В шестой развивающий день -кружки, секции по интересам. Длительность урока и занятий по индивидуальному выбору - 35 минут. Недельная нагрузка не будет превышать максимальный объем недельной нагрузки по базисному учебному плану Российской Федерации для пятидневной учебной недели.
Механизм реализации эксперимента
1. Разработка и использование пакета диагностик по выявлению интересов, способностей, одаренности учащихся.
Составление технологической карты на каждого ученика с целью определения индивидуального маршрута по областям: математика («Эрудит»), русский язык («Грамотей»), литература, окружающий мир («Знатоки природы»), спорт, художественно -эстетическое.
2. Организация методической поддержки, повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одаренными детьми (прохождение курсовой подготовки; методическое обеспечение).
Разработка индивидуальных учебных программ повышенного уровня обучения для способных и одаренных детей по предметам и использование их в работе научных обществ учащихся.
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
37
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
3. Определение динамики развития и саморазвития личности на исходном этапе, промежуточных фазах и в конечном результате по системе оценочно-балльных показателей (рейтинговая методика).
Пути организации индивидуализированного образовательного процесса:
1. Применение технологий, ориентированных на индивидуализацию образования:
• технология проблемного обучения, игровая технология, информационные технологии, метод проектов;
• интегрированное обучение.
2. Использование предметных и надпредметных форм и методов организации самостоятельной познавательной деятельности, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
3. Организация творческой, художественной, спортивной деятельности учащихся через работу студий, кружков, секций.
Сроки эксперимента
Проект рассчитан на четыре года.
Окончание эксперимента - момент завершения цикла обучения в начальной школе.
Этапы эксперимента и их основное содержание
1. Подготовительный этап: сентябрь 2006 - май 2007 г.
2. Экспериментальный этап: май 2007 - май
2009 г.
3. Аналитический этап: сентябрь 2009 - май
2010 г.
1 этап
1. Составление программы развития школы.
2. Формирование нормативно-правового образовательного пространства, адекватного требованиям социального заказа школе.
3. Корректировка учебного плана и интеграция его с дополнительным образованием.
4. Создание программ и интегрированных курсов для одаренных и способных детей в соответствии с выбранными инновационными направлениями.
5. Развитие системы школьного самоуправления и его полная реализация к концу 3 этапа.
6. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров посредством переподготовки, повышения квалификации.
7. Развитие материально - технической базы школы, удовлетворяющей современным требованиям.
2 этап
1. Отработка и реализация модели «Школа индивидуального выбора».
2. Отработка программ и интегрированных курсов для одаренных и способных детей в соответствии с выбранными инновационными направлениями.
3. Создание необходимых структурных подразделений в управляющей системе (организация работы экспериментальной группы, лаборатории педагогов дополнительного образования и т.д.).
4. Создание аналитико - диагностического центра с целью организации комплексного мониторинга и проектирования образовательной среды.
3 этап
1. Анализ работы учителей школы в инновационной деятельности.
2. Разработка методических материалов.
3. Обобщение результатов опытно - экспериментальной работы.
4. Выявление рациональности, действенности модели ШИВ.
Формы предоставления результатов эксперимента:
- учебно - методические пособия;
- методические рекомендации;
- тексты докладов, сообщений на научно-практических конференциях.
Инновационная составляющая для школы. Создание сквозного учебного плана, охватывающего базовый компонент, вариативный компонент и блок дополнительного образования, для единого образовательного пространства. Разработка новых интегрированных курсов и программ, расширяющих образовательные возможности школы.
Финансирование. Финансирование эксперимента осуществляется за счет:
- бюджетных ассигнований, выделяемых на учреждение образования в соответствии с типом и видом;
- средств, выделяемых на переподготовку педагогических кадров;
- доходов от дополнительных платных услуг и участия в научных разработках, предусмотренных программой эксперимента.
38
Эксперимент и инновации в школе 2008/2