Научная статья на тему 'Организация Регионального ресурсного центра на базе общеобразовательного учреждения (из опыта работы кгбоши «Бийский лицей-интернат Алтайского края)'

Организация Регионального ресурсного центра на базе общеобразовательного учреждения (из опыта работы кгбоши «Бийский лицей-интернат Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Николаевна, Стригин Владимир Леонидович

В статье приводится информация об истории создания и развития Регионального ресурсного центра на базе многопрофильного инновационного общеобразовательного учреждения Бийского лицея. Авторы формулируют цели организации РРЦ, представляют модель и направления деятельности, анализируют условия результативности работы ресурсного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Николаевна, Стригин Владимир Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация Регионального ресурсного центра на базе общеобразовательного учреждения (из опыта работы кгбоши «Бийский лицей-интернат Алтайского края)»

Назарова Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе КГБО-

ШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», г. Бийск

bl-metod@mail.ru

Стригин Владимир Леонидович,

заместитель директора по информатизации КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского

края», г. Бийск

strigin-vl@yandex.ru

Организация Регионального ресурсного центра на базе общеобразовательного учреждения (из опыта работы КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края) Аннотация. В статье приводится информация об истории создания и развития Регионального ресурсного центра на базе многопрофильного инновационного общеобразовательного учреждения - Бийского лицея. Авторы формулируют цели организации РРЦ, представляют модель и направления деятельности, анализируют условия результативности работы ресурсного центра. Ключевые слова: ресурсный центр, вариативная образовательная среда, развитие способностей учащихся, сетевое взаимодействие, диссеминация опыта.

Направления развития образования страны определяются с одной стороны потребностями общества в изменении системы образования, с другой - возможностями и готовностью самой системы образования к изменениям с целью совершенствования. В современном, стремительно изменяющемся обществе, простое воспроизводящее образование перестало быть актуальным. Именно поэтому условием успешного функционирования и развития образовательного учреждения в настоящее время являются экспериментальные и инновационные проекты, внедряемые в образовательный процесс.

В рамках краевого эксперимента в 1991 году было создано Краевое государственное общеобразовательное учреждение «Бийский лицей Алтайского края» как инновационное учебное заведение, реализующее качественное профильное обучение.

Была разработана Программа развития лицея до 2010 года, состоящая из 3-х этапов: 1-й этап (2001-2003 гг.) - создание модели инновационного образовательного учреждения, изучение инновационных педагогических технологий, разработка профильных курсов; 2-й этап (2004-2008 гг.)- освоение и внедрение инновационных педагогических технологий в образовательную практику лицея; разработка, разработка содержания профильного обучения, апробация функционирования модели инновационного образовательного учреждения в условиях ПНПО; 3-й этап (2009-2010гг.) - создание функциональной сетевой модели профильного обучения в сельской школе, ее апробация и внедрение, анализ результатов, полученных на предыдущих этапах, их внедрение и распространение; передача разработанного комплекта учебно-методических комплектов для использования в педагогической практике других учебных заведений.

Третий этап диссеминации опыта начался ранее запланированного в Программе развития уже в 2006 году. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, КГОУ «Бийский лицей Алтайского края», муниципальными образованиями сельских районов края был учрежден Региональный ресурсный центр (РРЦ) по реализации профильного (предпрофильного) обучения в сельских общеобразовательных школах. Были заключены 11 договоров о сотрудничестве Бийского лицея и сельских школ. Разработана схема сетевого взаимодействия с сельскими школами (рис.1)

Рис. 1. «Схема сетевого взаимодействия с сельскими школами»

Часть ребят обучалась непосредственно в лицее, проживая в интернате для сельских детей. Учителя лицея проводили занятия по профильным курсам в четырех базовых сельских школах, опубликовали и распространили в школах Бийского образовательного округа 29 комплектов учебно-методических материалов по профильным и элективным курсам.

Программа развития лицея до 2010 года была полностью реализована. В настоящее время разработана новая программа развития до 2016 года, в основу которой положены направления инициативы президента «Наша новая школа». С изменением Программы развития в деятельности РРЦ начинается новый этап, в котором нашли отражение два направления Программы развития - «Одаренные дети» и «Развитие кадрового ресурса». С 2011 года Бийский лицей становится Региональным комплексным ресурсным центром (РКРЦ) реализации программы «Одаренные дети» для учащихся и педагогов Бийского образовательного округа.

Цели организации РКРЦ:

1. Создание обогащенной вариативной образовательной среды, способствующей развитию способностей и потенциальных дарований учащихся города Бийска и сельских школ Бийского образовательного округа в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Диссеминация опыта работы педагогов лицея с учениками, проявляющими признаки одаренности. Содействие повышению профессионального мастерства педагогов школ Бийского образовательного округа в организации работы с учениками, проявляющими признаки одаренности в условиях введения новых ФГОС.

В соответствии с целями в деятельности РКРЦ выделены два направления: организация работы с учащимися (рис.2) и с педагогами (рис. 3)

Рис. 2. «Организация работы с учащимися в Региональном комплексном ресурсном центре

«Одаренные дети» Организация научно-практических конференций учащихся

16 апреля 2011г. впервые совместно с ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина» на базе лицея была проведена 1-я Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся «Первые шаги в науку». В конференции приняли участие 137 школьников из Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска и сельских школ Бийского образовательного округа. Ребята представили свои работы в 9 секциях по математике, информатике и ИВТ, биологии, экологии, географии, общественным наукам, лингвистике.

11-я Межрегиональная с международным участием научно-практическая конференция учащихся и студентов «Первые шаги в науку» проводилась 19 апреля 2012 года. В конференции приняли 170 ребят, среди которых были студенты учреждений СПО города Бийска. Организаторами в этом году являются Бийский лицей, ФГБОУ ВПО «АГАО», филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске. География второй конференции значительно расширилась: свои работы представили учащиеся Рубцовска, Белокурихи, из городов Шар и Семей Республики Казахстан. Научными руководителями исследовательских работ казахских школьников являются ученые Семипалатинского педагогического института. По итогам работы конференций были изданы сборники тезисов [1,2].

Консультации и руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся Учителя сельских школ, занимающихся организацией научно-исследовательской деятельности учащихся, получают консультацию у учителей предметных кафедр лицея. В 2011 - 2012 учебном году педагоги лицея апробировали новую форму организации научно-исследовательской работы (НИР) учащихся - «Школу молодых ученых» (ШМУ)

ШМУ - организация, объединившая педагогов и учащихся школ, желающих заниматься научно-исследовательской работой в области естественных наук. В рамках ШМУ предусматривается три направления работы:

1. Теоретических занятия:

а) общетеоретические вопросы организации научной работы по темам: «Методология научного исследования», «Статистическая обработка результатов эксперимента», «Требования к оформлению НИР», «Технические требования к компьютерной презентации публичного доклада», «Психология успешного публичного выступления», лекции по разделам биологии, физики, химии, информатики, математики;

б) теоретические основы экспериментальных исследований: «Эксперимент в естествознании», «Инструментальные методы исследований», «Камеральная обработка экспериментального материала».

2. Выездная сессия ШМУ - практические занятия учащихся химико-биологического профиля с выездом на объект исследования (реликтовое озеро Канонерское) осуществляются на турбазе «Канонерское» ФГБОУ ВПО «АГАО»

В работе Школы приняли участие лицеисты, ученики Республиканского классического лицея из Горно-Алтайска и Педагогического лицея из Барнаула, сельской школы поселка Лесное. На выездной сессии ребята успели завершить НИР, обработать и проанализировать статистический материал и успешно представить доклады о результатах работы [3,4].

Организация фестивалей

Традиционно ежегодно в конце апреля уже более 12 лет лицей совместно с Управлением культуры, спорта и молодежной политики г. Бийска проводит открытый Городской компьютерный фестиваль для школ г.Бийска и Бийского образовательного округа (в настоящее время Зональный компьютерный фестиваль). Непосредственно организацией и проведением фестиваля занимается лаборатория информатики и вычислительной техники лицея информируя о мероприятии на сайте фестиваля [5].

В рамках фестиваля ежегодно до 400 учащихся и учителей принимают участие в 10-и различных конкурсах по номинациям «Программные средства», «Компьютерная графика», «Пользователь ПК», «Вебмастера», «Компьютерный урок» и др. Фестиваль позволяет не только определить лучших участников, но и обменяться опытом, почерпнуть новые идеи. Во время работы фестиваля проводятся мастер-классы для участников по различным направлениям компьютерных технологий. Опыт многолетней работы по организации фестиваля обобщен в материалах 11-го компьютерного фестиваля [6].

Организация предметных олимпиад

Ежегодной стала открытая предметная олимпиада семиклассников, по результатам которой осуществляется прием в профильные 8-е классы. В 2012 году в олимпиаде приняли участие 70 учащихся из школ г. Бийска и 110 - из сельских школ.

Организация спортивных соревнований

Педагоги спортивного профиля организуют более десяти открытых спортивных мероприятий ежегодно. В частности традиционным является хоккейный турнир памяти Евгения Самсонова, в котором участвуют 90 -100 юных спортсменов. В турнире "Кубок Лицея - 2012" на хоккейной площадке Бийского Лицея приняли участие пять команд: "Метеор" г. Барнаул, "Рубин" г.Барнаул, "Лицей" г.Бийск, "Спарта" г.Рубцовск, "Факел" г. Белокуриха.

Рис. 3. «Организация работы с педагогами в Региональном комплексном ресурсном центре

«Одаренные дети» Организация научно-практических конференций

28 октября 2011 года в лицее состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Профильное обучение: проблемы и перспективы развития", на которой был представлены итоги реализации Программы развития. География участников обширна - Москва, Киров, Екатеринбург, Томск, Кемерово, Горно-Алтайск, города и сельские школы Алтайского края. На пленарной части конференции свои системы профильного обучения представили "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат" (Кемерово), "Алтайский краевой педагогический лицей" (Барнаул), "Республиканский классический лицей" (Горно-Алтайск), "Бийский лицей-интернат Алтайского края" (Бийск)

Педагоги-предметники, работающие в профильных классах, поделились своим опытом с коллегами, выступая в пяти секциях: "Управление качеством образования в профильной школе", "Естественнонаучный профиль", "Физико-математический и информационный профиль", "Гуманитарный профиль", "Психологической сопровождение учащихся профильных классов. Работа с одаренными детьми".

На конференции было принято решение продолжать совместную работу по совершенствованию профильного обучения: проводить семинары, мастер-классы, разрабатывать совместные педагогические и ученические проекты. По итогам работы конференции издан сборник тезисов [7]

Организация муниципальных и межрегиональных семинаров

Традиционно в лицее проводятся муниципальные и межрегиональные семинары. Темы разнообразны, актуальны для педагогов, посвящены внедрению современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ. Семинар «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы развития» посетили около 300-сот педагогов. По итогам не менее массового семинара «Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе» издано методическое пособие, в котором обобщен опыт работы в данном направлении учителей лицея и школ Бийского образовательного округа [8].

Участниками семинара "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся" в 2011 году стали более ста педагогов из школ г. Бийска и сельских школ Бийского образовательного округа. Тема в настоящее время очень актуальная, так как одним из направлений модернизации современного образования является совершенствование работы по развитию одаренности детей. Поэтому в октябре 2012 года семинар по теме «Организация работы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы» посетили уже более трехсот участников из Алтайского края, республики Алтай и Казахстана [9].

Одним из условий успешности деятельности общеобразовательной школы в этом направлении является взаимодействие с вузами. Поэтому в организации и проведении семинаров принимают участие представители профессорско-преподавательского состава Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, в частности проректор по научной работе доктор педагогических наук, профессор Людмила Алексеевна Мокрецова.

Организация муниципальных и межрегиональных педагогических конкурсов

В течение трех лет проводится открытый муниципальный педагогический конкурс "Мониторинг качества образования". Организаторами конкурса являются Бийский лицей и филиал Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. В 2012 году в конкурсе приняли участие 119 педагогов (в 2011 г. - 78). Расширяется география участников. Среди конкурсантов участники из 32-х образовательных учреждений, среди которых 15 сельских из Бийского, Целинного, Алтайского, Петропавловского районов и Немецкого национального района. Ранее в конкурсе принимали участие только педагоги г. Бийска. Данный конкурс проводится в заочном формате с презентацией работ победителей на подведении итогов конкурса [10].

На традиционном межрегиональном педагогическом конкурсе «Компьютерный урок» учителя представляют работы в различных номинациях: «Урок с использованием интерактивной доски», «Урок в компьютерном классе», «Урок с использованием ЦОР» и др. Десять финалистов, победивших в заочном этапе, представляют свои уроки очно в рамках проведения Зонального компьютерного фестиваля [5].

Организация базовой площадки АКИПКРО

С 2011 года в лицее создана и успешно функционирует базовая площадка федеральной ста-жировочной площадки АКИПКРО «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» по двум темам: «Модель государственно-общественного управления образовательным учреждением» и «Управление качеством образования на основе внутреннего мониторинга качества образования» [11].

Ожидаемые результаты деятельности РРЦ

1. Создание вариативной образовательной среды для обучающихся Бийска и Бийского образовательного округа в соответствии с требованиями новых ФГОС.

2. Организация сетевого взаимодействия лицея с образовательными учреждениями города Бийска и Бийского образовательного округа, в том числе с использованием глобальной сети Интернет;

3. Повышение качества образования в образовательных учреждениях города Бийска и Бийского образовательного округа.

4. Повышение профессионализма педагогов образовательных учреждений города Бийска и Бийского образовательного округа, работающих с одаренными детьми.

5. Внедрение в педагогическую практику лицея и образовательных учреждений города Бийска и Бийского образовательного округа учебно-методических материалов, обеспечивающих сетевые образовательные процессы.

Залогом успешности работы общеобразовательного учреждения КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» как ресурсного центра являются следующие условия:

• наличие многолетнего результативного опыта экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

• наличие материально-технической базы для организации масштабных открытых мероприятий (конференц-залы, актовый зал, спортивные залы, каток, хоккейная коробка и т.д.);

• высокий уровень научно-методического обеспечения образовательного процесса;

• высокий уровень квалификации педагогических и управленческих кадров;

• сотрудничество с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научными организациями.

В организации семинаров, конференций учащихся и педагогов принимают участие представители всех учреждений СПО города, профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «АГАО им. В.М. Шукшина», Бийского технологического института, филиала КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», БОУ «ИПКиППРО Республики Алтай». Особое внимание организации открытых научных мероприятий уделяют представители Федерального научно-производственного центра «Алтай» (г. Бийск)

• наличие системы социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями. В мероприятиях, проводимых в рамках РКРЦ, принимают участие обучающиеся общеобразовательных учреждений сельских школ Бийского образовательного округа, городов Алтайсккого края, Кемерова, Республики Алтай и Республики Казахстан.

За последние годы география участников мероприятий Регионального комплексного ресурсного центра «Одаренные дети» значительно вышла за территорию Бийского образовательного округа, что свидетельствует об эффективности деятельности . В настоящее время РКРЦ лицея - это координатор сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений Алтайского края, Республики Алтай. В перспективе - расширение взаимодействия с образовательными учреждениями Казахстана и развитие сотрудничества с Семипалатинским педагогическим институтом. Библиографический список

1. Первые шаги в науку [текст] тезисьП-ой Межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» /под. Ред. А.А. Черемисина. -Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. -148 с.

2. Первые шаги в науку [текст] тезисы II-ой Межрегиональной c международным участием научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку» /под. Ред. А.А. Черемисина. -Бийск: ФГБОУ вПо «АГАО», 2012.-154 с. ISBN 978-5-85127-699-6

3. Электронный ресурс [http://www.educaltai.ru/news/common/7055.html] - Сайт Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края Информация о выездной сессии школы молодых ученых 2012

4. Электронный ресурс [http://www.biysk-liceum.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=29] Сайт Бийского лицея

5. Электронный ресурс [festival2012.biysk-liceum.ru] - Сайт компьютерного фестиваля

6. Городской компьютерный фестиваль -2010 среди школ города Бийска и Бийского образовательного округа [Текст.Иллюстрации]©Бийск, 26 апреля - 6 мая 2010 г.) /сост. В.Л. Стригин, С.Н.,Назарова.; Бийский гос. Пед. Ун-т им. В.М. Шукшина, Бийский лицей-интернат Алтайского края. -Бийск:БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010 с илл.-76 с.

7. Профильное обучение: проблемы и перспективы развития [Текст]: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции (28 октября 2011 года) /Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. -Бийск:ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. -258 с. ISBN 978-5-85127-666-8

8. Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе [Текст]: методические рекомендации для учителей и студентов педвуза. /сост. Стригин В.Л., Назарова С.Н.; Бийский пед. Гос. Ун-т им. В.М. Шукшина. Бийский лицей-интернат Алтайского края. -Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. -76 с.

9. Электронный ресурс [http://www.educaltai.ru/news/common/7087.html] - Сайт Главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края

10. Электронный ресурс [http://biysk-liceum.ru//index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=29&limit=10&limitstart=50] Сайт лицея

11. Электронный ресурс [http://biysk-liceum.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=112&Itemid=171] Сайт лицея Никулина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Нижний Новгород Schola136nn@list.ru

Программа элективного курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» Аннотация. Содержание программы нацелено на изучение духовных традиций православной семьи в произведениях русской литературы, на развитие оценочно-исследовательских, художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к семейным ценностям. Ключевые слова: православная культура, православная семья, традиции, общечеловеческие ценности (семья, дом, родители, дети), русская литература.

Программа элективного двухгодичного (8 - 9 классы) курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» состоит из 10 разделов. Содержание каждого из этих разделов рассчитано на 34 учебных часов и может изучаться как отдельно друг от друга, так и в совокупности.

Русская литература способствует формированию личности, развивающейся на основе православных ценностей русского народа. Данный курс направлен на изучение текстов русской литературы с православной тематикой и помогает углубить представление о семье как основе духовных и нравственных ценностей человека, университете его души, понять, что семья - это малая церковь. Новизна данного элективного курса заключается в освоении специфики литературы как части духовной православной культуры, основные ценности которой находили свое воплощение в православной жизни семьи и общества и так или иначе закреплялись в законах, рассматривались в памятниках литературы.

Цель программы - восстановить «связь времен», связь поколений, помочь осознать школьнику общечеловеческие ценности (семья, дом, родители, дети) как свои личные. Задачи курса:

- исследовать образ семьи в художественной литературе и определить влияние семьи, семейных отношений на личность ребенка;

- выявить, обосновать проблемы, связанные с построением семьи как основы человеческого бытия;

- вернуть слову «семья» святоносный смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.