х = 17 7х = 77, 5х = 9585 х = 11 х = 1917 Ответ: 17.11.1917г.
• 27. Если первое двузначное число, из которого составлен год основания старейшего института ЭПИ МИСиС умножить на второе двузначное число и к произведению прибавить пятикратную сумму второго двузначного числа и ста, то получим дату основания города Электросталь (1916г.) А если разность второго и первого числа умножить на 135, то получим 5400. В каком году был основан ЭПИ МИСиС? В ответе записать последовательно пару чисел. [2]
Решение: Пусть х-первое двузначное число, а у- второе число. (ху + 5( у +100) = 1916, [(у - х) -135 = 5400; (ху + 5 у = 1416, [у - х = 40; (у = х + 40,
[х(40 + х) = 5(40 + х) = 1416;
х2 + 45х -1216 = 0,
Д = 6889,
х = 19,
х = -74 у=59
Ответ: 1959 г.
• 28. Известно, что в начале двадцатого тысячелетия Верховный Совет РСФСР постановил о преобразовании поселка Затишье в город Электросталь. Найти год, в котором состоялось это преобразование, если известно, что сумма его цифр равна 21, а последние число на 5 больше предпоследнего. [2]
Решение: Первые две цифры года-1, 9. Пусть третья цифра-х, а четвёртая
цифра —(21 -1 -9-х)=11 -х.
11 -х-х=5,
11-2х=5,
2х=6,
х=3.
11 -х=11 -3=8. Ответ: 1938 г. Библиографический список
1. Я. И. Малахов, Н. А. Пекарева под редакцией П. А. Володина «Электросталь», Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1963г.
2. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе», 2007г.
3. « Электросталь. Город мастеров 2008г.» Каталог
4. www.elektrostal.ru,www.E-Stal.ru
5. 5.Отдел кадров ОАО «МЗ Электросталь»
6. Отдел кадров ОАО «МСЗ»,
7. Отдел кадров ОАО «ЭЗТМ»,
8. Отдел кадров ОАО «ЭХМЗ».
Зотова Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом научно НИР студентов ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина», г. Бийск го^уа tn@mail.ru
Организация научно-исследовательской деятельности одаренных студентов: Опыт работы Алтайскойгосударственой академии образования имени В. М. Шукшина Аннотация. Статья представляет собой методическую разработку. Данное методическое пособие, разработанное учащимися лицея, В нем тесно перепле-таются исторические факты города и математика, что вызывает повышенный интерес к заданиям и предназначено для учащихся 5-9 классов, желающих углубить и расширить свои знания о городе. Учителя найдут в ней богатый материал по истории города, по вопросам связанным с экономикой Электростали. Методическое пособие составлено таким образом, что задания можно использовать при изучении конкретных тем программы, а также при организации итогового повторения пройденного материала. Большое внимание уделено заданиям для учащихся 5-6 классов, в которых разработчики постарались показать успехи и величие города за 70 лет. Собранный материал можно использовать как для работы в группах, так и для индивидуальных заданий. Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, одаренные студенты.
Научно-исследовательская деятельность студентов Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина является важной составляющей их готовности к дальнейшей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях разного уровня. Ее реализация предполагает наличие у будущих педагогов мотивации, творческих способностей, базовых компетенций, что может быть развито в процессе обучения в академии, начиная с первого курса.
В настоящее время внимание педагогической общественности привлечено к поиску одаренных молодых людей, что возможно через организацию научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Основными формами научно-исследовательской работы с одаренными студентами в академии являются:
- представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие научные мероприятия;
- участие в различных городских, краевых, российских и международных студенческих форумах, фестивалях, конференциях, ярмарках и др.;
- публикация научных работ студентов;
- выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий;
- рекомендации для обучения в магистратуре или аспирантуре;
- учет результатов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т. д.) на разных этапах обучения;
- поощрение преподавателей, активно работающих в системе НИРС, и студентов за высокие результаты в научно-исследовательской деятельности;
- проведение семинаров «Работа с одаренными студентами в условиях академии», «Организация проектной деятельности студентов» и т. п.;
- пополнение банка данных о способных и одаренных студентах в области научно-исследовательской деятельности. База данных представлена на сайте http://www2.bigpi.biysk.ru/beststudents/news.php;
- публикации о результатах научно-исследовательской работы одаренных студентов в «Вестнике академии» и обобщение опыта работы педагогов с данной категорией молодежи.
В академии создан и успешно функционирует Совет молодых ученых и специалистов, основной целью которого является совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям и работа с одаренными студентами. Организована широко развитая сеть студенческих научных сообществ (лабораторий, кружков, проблемных групп, клубов), участие в которых не только повышает интерес молодежи к научной деятельности, выявляет одаренных студентов, но и способствует более глубокому изучению прикладных проблем, связанных с их профессиональным самоопределением.
Студенты академии выступают с докладами на конференциях не только краевого, но также всероссийского и международного уровней. Особо хочется отметить участие молодежи в таких научных мероприятиях как: Международная научно-практическая конференция «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» (Новокузнецк), VI Международная научно-практической конференции студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск), V Международная научно-практическая конференция «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань), XLIX Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск), Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития» (Челябинск), I Всероссийская научно-практическая конференция школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых «Исследования молодых - регионам» (Новокузнецк), Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы прикладной психологии: образование, управление, медицина, юриспруденция» (Барнаул), XV Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск), Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Вызовы современности и гуманитарная подготовка инженерных кадров» (Йошкар-Ола), IV Всероссийский студенческий форум (Барнаул), III Всероссийская молодежная школа-семинар с международным участием «Концептуальные и прикладные аспекты научных исследований и образования в области зоологии беспозвоночных» (Томск), Всероссийская молодежная школа-конференция «Академическая мобильность студентов и молодых исследователей» (Новосибирск), Всероссийская молодежная конференция «Историческая память, патриотизм и проблема национальной идентичности молодежи в год Российской истории» (Томск), Краевая неделя психологии образования «Психология: мир возможностей» (Барнаул) и др.
Студенты ФГБОУ ВПО «АГАО» не только представляют результаты научно-исследовательской работы в сборниках конференций, но также публикуют статьи в журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Российской Федерации, и за рубежом, например:
1. Гиренок С. (студент факультета истории и права, статья подготовлена в соавторстве с Алейниковым М.В., Мезенцевым Р.В.). «Влияние железнодорожного строительства на развитие системы профессионального образования в России» //Мир науки, культуры, образования. - №2 - 2012. - С. 418-421.
2. Еремеев Е. (студент естественно-географического факультета, статья подготовлена в соавторстве с Макаровой О.Н.) Psychology-pedagogical problems of the preparation to professional activity of the future teachers Materiaty VII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania sq naukq i technikami - 2011». - Przemysl. Nauka i studia - 104 str. - S. 69-72.
3. Подрезов М. (студент факультета истории и права, статья подготовлена в соавторстве с Худяковой Т.А.). «Отношения России с США и НАТО (по данным англоязычных СМИ в 1 половине 20l2 года)» //Электронный журнал «Политика, государство и право» - июнь 2012.
Студенты академии активно участвуют в таких конкурах и олимпиадах, как Международный конкурсе перевода «Littera Scripta», Международный литературно-художественный конкурс для детей и
юношества «Гренадеры, вперед», Международная студенческая олимпиада по педагогике имени В.А. Сластенина (Новокузнецк), Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России», Всероссийский ежегодный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, Наука, Культура», Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология», «Профессиональное обучение», «Технология и предпринимательство», Всероссийский конкурс социальных плакатов «Новый взгляд», Всероссийский конкурс «IT-планета», Всероссийская студенческая олимпиада по географии (Новокузнецк), Всероссийская студенческая олимпиада по иностранным языкам и методике преподавания иностранных языков (Барнаул), Всероссийская интернет-олимпиада «Студент XXI века», праздник коренных и малочисленных народов Республики Алтай «Тюрюк-Байрам» (Республика Алтай), Сибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов (Барнаул), Сибирский тур Всероссийской олимпиады по методике математики (Иркутск), Сибирский лингвистический Интернет-чемпионат по морфологии современного русского языка (Кемерово), Межрегиональная олимпиада по английскому языку и межкультурной коммуникации на тему «Values We Live by: a Cross-Cultural Perspective» (Иркутск), Региональная олимпиада по специальности «Русский язык и литература», «История» (Омск), Олимпиада на знание китайского языка среди студентов вузов Сибири и Дальнего Востока (Чита), Саранский межрегиональный конкурс специального перевода для молодых переводчиков «Per Aspera», Региональный конкурс студенческих научных работ по туризму и сервису, конкурс среди научных и научно-педагогических работников, аспирантов и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края КГНИУ «АНОК» в номинации «Студент года» и др.
Активизировалось участие молодежи в конкурсах грантов. Студенты факультета технологии и профессионально-педагогического образования Мокина А. и Угрюмова Н. под руководством Пан-чук Т. А. выиграли конкурс социально-значимых проектов в области молодежной политики на соискание муниципальных грантов в рамках городской целевой программы «Молодежь наукограда Бийск» (проект «Музей «Этническая культура народов Алтая»).
По линии DAAD студенты факультета иностранных языков выиграли гранты на участие в летних языковых курсах: Паристова М. - в г. Йена, Фликова Е. - в г. Бремен (Германия).
Проект Рыбальченко Д. (студент естественно-географического факультета) «Сохраним пернатых хищников Верхнеобского бора!» был поддержан фондом Global GreenGrants Fund (США) в текущем году и выставлен в на сайте «Экодело» (http://ecodelo.org/ekologicheskie_stati/ekoproekty).
Проект студента естественно-географического факультета Скорохода В. «Экскурсия для всех» вошел в число 5 лучших социальных проектов» Международного молодежного управленческого форума «АТР-2012. Алтай. Точки Роста».
В конкурсе среди научных и научно-педагогических работников и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края, в номинации «Студент года» в 2012 году победила Рожнова О. (факультет истории и права).
Ломовских Р. (естественно-географический факультет) имеет шесть государственных документов на интеллектуальную собственность (патенты оформлены совместно с преподавателем нашего вуза, кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом Панковым Д.М.).
Как видим, система научно-исследовательской работы с одаренными студентами включает их участие в научных мероприятиях, организуемых в образовательных учреждениях Сибири и России. Рассмотрим научные мероприятия, организуемые на базе ФГБОУ ВПО «АГАО», для одаренных студентов.
Ежегодно проводится конкурс на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу. В 2012 году он проходил с 1 по 5 октября и имел региональный статус. Более 40 одаренных студентов из Барнаула, Бийска, Глазова, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Ишима, Кемерово, Мичуринска, Омска, Томска и других городов представили свои работы по направлениям естественно-научного и гуманитарного цикла.
По итогам работы студенческих научных сообществ проводятся конкурсы на лучшую научную студенческую лабораторию и кружок и конкурс студенческих научных печатных работ.
На факультетах и кафедрах в течение 2012 года были организованы многочисленные конкурсы, например: смотр-конкурс исследовательских работ «Инновационные дидактические средства обучения учащихся в образовательной области «Технология» (апрель), конкурс на лучшую курсовую работу по блоку общепрофессиональных дисциплин среди студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» (январь), конкурс «Компьютерный гений» (май), конкурс программных проектов (июнь), конкурс презентаций учебно-методических комплектов по математике для начальной школы (март), общевузовский конкурс переводчиков, посвящённый Дню космонавтики (апрель) и др.
В 2012 году вузом были организованы следующие студенческие научные конференции: студенческая конференция «Организация социально-педагогической деятельности студентов» (22 марта), VII студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного обучения в начальной школе» (2 апреля), студенческая научно-практическая конференция «Современные проблемы дошкольного образования» (6 апреля), студенческая научно-практическая конференция «День науки-2012» (9 апреля), студенческая конференция «Актуальные проблемы
социальной педагогики и психологии» (4 мая), студенческая конференция «Наука и искусство, проблемы и перспективы» (25 мая) и др.
Своеобразным итогом научно-исследовательской работы студентов является конференция «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая стала традиционной в нашем вузе и проводилась 13-14 апреля 2012 года уже в четырнадцатый раз. Впервые она имела статус всероссийской. В работе конференции приняло участие более 200 человек. Это были одаренные учащиеся, студенты, аспиранты, учителя школ, педагоги дошкольных образовательных учреждений, молодые ученые нашего вуза, Барнаула, Абакана, Горно-Алтайска, Красноярска, Славянска-на-Кубани, Ново-алтайска, Рубцовска, Иркутска, Глазова, Черногорск, Стерлитамак, Новосибирска, Кемерово, Новокузнецка, Москвы, с. Троицкое, Павлодара, Семей (Республика Казахстан) и др.
На базе нашей академии организуются олимпиады, например по методике обучения информатики, по информационным технологиям в образовании, по русскому языку, литературе, математике и др. Значимым событием в академии явился Сибирский тур Всероссийской студенческой олимпиады по географии и биологии среди студентов педагогических вузов (29 февраля по 3 марта). Участниками были студенты из Ишима, Красноярска, Новокузнецка, Читы.
Традиционными стали «Недели науки», в рамках которых на факультетах проводятся конкурсы, конференции, олимпиады, марафоны, выставки, открытые занятия студенческих лабораторий и кружков многое др. Популярны среди студентов и предметные недели.
Поддержанию у студентов стремления к исследовательской деятельности, предоставление возможности создания коллектива единомышленников, имеющих общие научные интересы, способствуют ежегодные школы, организуемые в академии: Лингвистическая, Филологическая, Гуманитарная, Школа Молодых Ученых и Юного психолога.
На факультете иностранных языков проходила Лингвистическая школа для учащихся старших классов школ г. Бийска и сельских школ. Целью работы Лингвистической школы являлась активизация интереса к изучению немецкого, китайского и английского языков, повышение языкового уровня учащихся.
Гуманитарная школа ориентирована на научно-методическое сопровождение образовательной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы студентов и магистрантов академии, направленной на решение проблемы содержания и организации инновационной педагогической деятельности.
Филологическая школа состоит из двух секций - Русского языка и Литературы. Цель - углубление знаний и развитие исследовательских навыков способных студентов. Тематика весенней Филологической школы: «Возможности формирования олимпиадного и научно-исследовательского стиля мышления на уроках русского языка». Тематика осенней Филологической школы: «Языковая эволюция и лингвистическая прагматика». Итог работы Филологической школы - защита и обсуждение научных проектов ее участников.
Школа Молодых Ученых «Актуальные проблемы психологии образовательной деятельности проходила в феврале уже 14 год. В ее работе принимают участие студенты, аспиранты, докторанты, молодые специалисты из Бийска, Барнаула, Рубцовска, Новокузнецка, Горно-Алтайска и других городов.
Второй год работает Школа Юного психолога. Ее участниками стали студенты факультета психологии. Программа работы Школы Юного психолога была построена с учетом содержания Всероссийских студенческих олимпиад по психологии.
Среди нетрадиционных мероприятий для одаренных студентов, организованных в академии, выделим кинолектории, международные он-лайн семинары с Казахстаном, на которых обсуждались вопросы подготовки будущих педагогов, тренинг для мультипликаторов в области окружающей среды и защиты климата «Социальные технологии по мотивации экологического поведения как стратегический общественный ресурс».
Отметим некоторые награды наших студентов.
Важенин В. (физико-математический факультет) занял 3 место в Международной студенческой олимпиаде в сфере информационных технологий по Сибирскому федеральному округу «1Т-планета 2011-2012» (март).
Подрезов М. (факультет истории и права) награжден дипломом III степени Всероссийской студенческой олимпиады «История российской государственности» (Томск).
По итогам VI Всероссийского открытого заочного конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» дипломами I степени награждены Рожнова Ю. (факультет иностранных языков), Катинас Е. (факультет иностранных языков), Перова О. (филологический факультет), диплом II степени - Мармылева Е. (филологический факультет). Высшую награду данного конкурса «Серебряный крест» получила Перова О.
Федорова А. (факультет иностранных языков) заняла 2 место в Седьмом региональном конкурсе устных выступлений на восточных языках среди студентов вузов Западной Сибири «Сибирский калейдоскоп-2012» (Новосибирск).
Некрасова Е., студентка филологического факультета) награждена дипломом II степени Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Диалог культур в аспекте языка и текста» (Красноярск).
Рожкова Юлия Евгеньевна отмечена сертификатом победителя Интернет-тура в номинации «Научное исследование» и диплом за 1 место на I Всероссийском фестивале «Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Научное исследование» (Москва).
Информация о лучших студентах академии уже второй год подряд размещается в ежегодной энциклопедии «Одаренные дети - будущее России» (Рожнова О., Большакова А., Нагорная Т., Буренкин Э., Слуянова Т. и др.).
В заключение следует отметить, что академия имеет все условия для эффективной организации и проведения научно-исследовательской работы одаренных студентов: показ перспектив дальнейшего трудоустройства, вклада в собственное самообразование и развитие, удовлетворения личностных интересов и потребностей по различным направлениям научного знания, материальное стимулирование научной деятельности.
Измайлова Наталья Александровна,
учитель МБОУ «Гимназия № 1», г.Тольятти izmail n@list.ru
Применений моделей ТРИЗ-технологии на уроках в начальных классах Аннотация. В статье приводятся модели ТРИЗ-технологий, которые могут быть успешно использованы в процессе обучения начальных классах.
Ключевые слова: ТРИЗ- технология, модели, исследовательская работа, проблемы.
Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, требующими решения достаточно сложных задач. Обществу требуются личность с развитыми творческими способностями, в процессе формирования которой особое место занимает система образования. Но кризисное состояние общества отразилось и на образовательной системе. Противоречия в системе образования и сама жизнь заставляют искать более эффективные методы обучения, пересматривает позицию учителя.
С какой целью человек хочет получить образование? (Кстати, есть такие учителя, которые всю свою сознательную жизнь учатся сами и учат других - это настоящие современные учителя). Человек учится, чтобы быть умным и учит, чтобы сделать умными других, а так же для духовно-нравственного обогащения своей личности. Некоторые люди учатся, чтобы потом работать, а работают, чтобы реализовать свой жизненный потенциал и выполнить своё предназначение в жизни[1].
Сделаю предположение, что человек учится, чтобы изменить себя и окружающий мир с целью улучшения. Что значит «улучшать» - тоже вопрос непростой, но у большинства людей есть представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» и, соответственно, о том, что можно и нужно улучшить в жизни.
С чего начинается улучшение? С желаний. Желания, которые человек по какой-то причине не может исполнить, превращаются в проблемы. Значит, чтобы улучшать себя и мир, человек должен постоянно решать проблемы. Как? В разное время люди решали этот вопрос по-разному. Сначала, когда проблем было немного, просто перебирали различные варианты. Потом, когда число проблем увеличилось, появились специальные методы, позволяющие перебирать варианты, более смело, искать нестандартные идеи и просто привести перебор вариантов в некую систему. Потом проблем стало еще больше, и эти методы мало помогали. Тогда появилась теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Мир меняется быстро. Трудно предсказать, какие проблемы встретят учеников завтра. Но можно, пользуясь ОТСМ-ТРИЗ, научить человека обращаться с любыми проблемами. Сегодня важно научить человека самостоятельно выявлять и решать проблемы в различных областях знаний. А это значит, что необходимую информацию ему тоже придется самостоятельно добывать и перерабатывать.
Изучив и проанализировав некоторые работы по ТРИЗ - педагогике, результаты работы учащихся на уроках с элементами ТРИЗ и РТВ(развитие творческого воображения), я пришла к выводу, что методы ТРИЗ - педагогики дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование ТРИЗ - ого (сильного, активного) мышления, системного подхода к миру, а ТРИЗ - ое мышление - на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование проемов ТРИЗ и РТВ повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других, не справиться. Это сохраняет психическое здоровье ребенка, т.к. появляется уверенность в своих силах, каждый справляется с заданием (на своём уровне) и, развиваясь, идёт дальше по жизненному пути к поставленной цели: быть успешным профессионалом в выбранной области деятельности и стать просто хорошим человеком, соблюдавшем нравственные и моральные устои общества [2].
В проблемно-ориентированном (или проблемно-центрированном) обучении - (по-английски -Problem - centered Education) ведущую роль следует отвести работе с проблемами и тому, что нужно ученику знать и уметь, чтобы успешно с ними справляться.