Научная статья на тему 'Практика становления и развития довузовского образования (на примере Оренбургского государственного университета)'

Практика становления и развития довузовского образования (на примере Оренбургского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ШКОЛА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЛИАЛЫ КАФЕДР / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / УНИВЕРСИТЕТ / CONTEST / SCHOOL / VOCATIONAL GUIDANCE / PRE-UNIVERSITY TRAINING / BRANCHES OF DEPARTMENTS / SPECIALIZED CLASSES / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна, Казакова Ольга Николаевна, Кобзева Мария Алексеевна

Статья посвящена проблеме организации системы поиска и поддержки талантливой молодежи, а также непрерывного сопровождения формирующейся личности в процессе становления научно-исследовательских компетенций на всех ее этапах. Одним из механизмов выявления одаренных школьников выступают становление и развитие довузовского образования, базирующегося на идеях кластерного подхода. Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна, Казакова Ольга Николаевна, Кобзева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF ORENBURG STATE UNIVERSITY)

The article is devoted to the problem of organizing a system for the search and support of talented young people, as well as the continuous support of a personality’s formation in the process of research competencies developing at all the stages. One of the mechanisms for identifying gifted students is the formation and development of pre-university education basing on the cluster approach ideas. The university role in the cluster is to provide collaborating subjects with innovations, scientific and scientific-methodological knowledge, advanced pedagogical and information technologies, lecturers-consultants, lecturers-tutors.

Текст научной работы на тему «Практика становления и развития довузовского образования (на примере Оренбургского государственного университета)»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018.4.1

Кобзева Наталья Ивановна, Казакова Ольга Николаевна, Кобзева Мария Алексеевна ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Статья посвящена проблеме организации системы поиска и поддержки талантливой молодежи, а также непрерывного сопровождения формирующейся личности в процессе становления научно-исследовательских компетенций на всех ее этапах. Одним из механизмов выявления одаренных школьников выступают становление и развитие довузовского образования, базирующегося на идеях кластерного подхода. Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/4/1 .html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 5-11. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Общая педагогика,

история педагогики и образования

General Pedagogy,

History of Pedagogy and Education

УДК 378.096 Дата поступления рукописи: 15.11.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.1

Статья посвящена проблеме организации системы поиска и поддержки талантливой молодежи, а также непрерывного сопровождения формирующейся личности в процессе становления научно-исследовательских компетенций на всех ее этапах. Одним из механизмов выявления одаренных школьников выступают становление и развитие довузовского образования, базирующегося на идеях кластерного подхода. Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

Ключевые слова и фразы: олимпиада; школа; профориентация; довузовская подготовка; филиалы кафедр; профильные классы; университет.

Кобзева Наталья Ивановна, к. пед. н. Казакова Ольга Николаевна, к. пед. н., доцент Кобзева Мария Алексеевна

Оренбургский государственный университет

natascha. [email protected]; [email protected]; [email protected]

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Реформы отечественной высшей школы определили социально-экономические изменения в обществе и стратегические линии образования, важнейшие из которых - преемственность образовательных ступеней и непрерывность образования как смысл существования человека, подготовка конкурентоспособных выпускников на каждом этапе развития, а также регионализация образования. Для достижения поставленных целей одним из стратегических направлений своей деятельности Оренбургский государственный университет выбрал создание системы довузовского образования.

Довузовское образование - это образование, которое реализует своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули) [3, с. 115]. (История становления и развития довузовского образования представлена по материалам [1].)

В марте 1968 г. при Оренбургском филиале Куйбышевского индустриального института (который позднее получил статус Оренбургского политехнического института) были открыты подготовительные курсы. В то время это были единственные курсы в Оренбурге, где готовили слушателей для поступления в различные вузы страны. В 70-80-е годы прошлого столетия на курсах занимались не только выпускники школ, средних специальных учебных заведений, техникумов, но и рабочие предприятий Оренбурга. На заочных курсах к поступлению в вуз готовились абитуриенты, проживающие как в районах Оренбургской области, так и в других регионах Российской Федерации. Эти десятилетия были годами наибольшей востребованности курсов: практически ежегодно численность слушателей составляла порядка тысячи человек, зачастую занятия приходилось переносить в здание находящейся рядом школы № 22 (ныне гимназия № 7). Слушателям предлагались различные формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Подготовка велась по различным образовательным дисциплинам, но обязательным предметом была математика. Для слушателей заочной формы обучения были разработаны и изданы методические пособия по математике, физике, географии, химии и русскому языку [Там же].

Параллельно с подготовительными курсами (1970-1989) в Оренбургском политехническом институте существовало подготовительное отделение (рабфак). На подготовительное отделение принимались лица, демобилизованные из рядов Советской Армии, имеющие рекомендации от командования, рабочие заводов по направлениям от предприятий, а также труженики сельского хозяйства (механизаторы, доярки, скотники) по направлениям, выданным сельским советом. Они зачислялись на рабфак после собеседования по математике, физике и русскому языку. Слушатели обучались на дневном отделении в течение 9 месяцев, жили в общежитии института, получали стипендию. По окончании они сдавали выпускные экзамены, которые считались вступительными, и зачислялись в вуз на первый курс. На подготовительном отделении работали штатные высококвалифицированные преподаватели по математике, русскому языку и литературе, по физике, истории и научному коммунизму.

В 1988 году в Оренбургском политехническом институте было создано необычное образовательное учреждение - Начальная инженерная школа (НИШ). На начальном этапе становления школа была с небольшим количеством классов. Основная цель НИШ - набор, обучение одарённых детей и адаптация их к обучению в вузе. Этому способствовало то, что занятия проводились преподавателями института в вузовских учебных аудиториях и лабораториях. «Нишевцы» вливались в общую студенческую среду, становились полноправными участниками учебно-воспитательного процесса в институте.

С 1991 года приказом по Оренбургскому политехническому институту во исполнение решения Учёного совета довузовскую подготовку к поступлению в институт официально стали осуществлять через НИШ.

К 1992 году функционировало уже 13 класс-комплектов в параллелях десятых и одиннадцатых классов по профилям: экономический, физико-математический, естественнонаучный, информатики и вычислительной техники, гуманитарный. Прием в НИШ осуществляла приемная комиссия вуза, конкурс доходил до 9 человек на место. Это было самое популярное учебное заведение в городе.

Руководство вуза отстояло для учащихся НИШ право на проведение занятий парами, право сдавать в качестве выпускного экзамена по русскому языку изложение, право засчитывать итоговые экзамены как вступительные в Оренбургский политехнический институт, чего не было ни в одном образовательном учреждении города и области. Ежегодно вуз получал не менее 150 первоклассных абитуриентов, для которых стены вуза и преподаватели института стали родными. «Нишевцы» принимали участие во всех внеурочных мероприятиях института, фестивалях, конкурсах, концертах.

В 1994 году распоряжением администрации г. Оренбурга НИШ была переименована в государственно-муниципальное учреждение «Начальная инженерная школа». Укреплялся авторитет НИШ, многие сотрудники вуза предпочитали учить детей именно в этой школе. Была собрана и оснащена необходимым оборудованием лаборатория для преподавания физики - так появилась первая лаборатория в НИШ, независимая от кафедры института.

В 1996 году Оренбургский государственный технический университет был переименован в Оренбургский государственный университет (ОГУ). Новый статус требовал структурной реорганизации университета, повышения плана приема студентов, роста численности факультетов, открытия новых специальностей, и, как следствие, потребовались учебные площади. Поэтому в 1997 году НИШ передали в состав школы № 36 (ныне лицей № 2), Начальная инженерная школа перестала быть подразделением ОГУ.

1998 год ознаменован созданием в университете Управления довузовского образования (УДО), перед которым стояла задача выявления и подготовки контингента потенциальных абитуриентов, ориентированных на выбор конкретных специальностей высшей школы и подготовленных к обучению в вузе [6]. Впервые в том же году УДО совместно с факультетами организовали участие 186 учащихся из школ г. Оренбурга со своими исследовательскими работами в секции «Университетские школы» научной конференции студентов университета (работа продолжается и по настоящее время).

Основными целями организации и работы секции являются:

- развитие интеллектуального потенциала школьников в процессе овладения навыками учебно-исследовательской деятельности и публичного выступления;

- привлечение к работе с учащимися научно-педагогических кадров университета;

- демонстрация и пропаганда опыта работы учебных заведений по организации учебно-исследовательской деятельности;

- развитие постоянно действующих механизмов, обеспечивающих взаимодействие между наукой, высшим и средним образованием, внутрирегиональное сотрудничество в области молодёжного творчества и профессионального наставничества;

- сохранение традиций и престижа университетского академического образования.

В настоящее время работа секции «Университетские школы» научной конференции студентов остаётся, прежде всего, инициативой педагогического сообщества педагогов университета и учителей средних общеобразовательных школ Оренбуржья, стремящихся к сотрудничеству в области образовательной деятельности.

Конкурс проводится в трех возрастных группах для обучающихся 1-4-х, 5-7-х и 8-11-х классов по следующим направлениям:

- гуманитарное направление (русский язык и культура речи, иностранные языки, литературоведение, краеведение, история, обществознание, культурология, право, социология, экономика, психология, педагогика);

- естественнонаучное направление (математика, информатика, физика, химия, биология, география, экология).

Многолетние наблюдения за ходом подготовки и работой секции позволяют сделать выводы о том, что исследовательская и творческая деятельность школьников, организуемая в рамках конференции, является важным стабилизирующим фактором, создающим условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения учащихся. Созидательная деятельность данного проекта позволяет формировать систему «школа-наука-вуз» [3].

С целью более продуктивного сотрудничества, расширения совместных образовательных возможностей в 1999 году университет начал заключать первые договоры о совместной деятельности с общеобразовательными учреждениями: с лицеями № 1, 2, 3, «Европейским лицеем», гимназиями № 2, 3, СОШ № 1, 5, 9, 10, 23, 30, 44, 68, 69, 73, 76, 77 г. Оренбурга. Университет обеспечивал школы преподавателями - научными консультантами специальных и общеобразовательных дисциплин, организовывал подготовку учащихся в рамках программы «Абитуриент на каникулах» и проведение единого вступительного испытания в университет. По согласованию с ректором для проведения вступительного испытания создавались совместные предметные комиссии преподавателей вуза и учителей школ.

Дальнейшее развитие образовательной среды университета в области довузовского образования требовало привлечения к обучению не только городских школьников, но и абитуриентов из сельской местности. На основании распоряжения администрации Оренбургской области в 2000 году было создано Государственное учреждение общеобразовательная школа- интернат «Лицей-интернат» (для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья). Это был инновационный тип образовательного учреждения, которое предоставляло наиболее способным ребятам старших классов из сельских районов и малых городов Оренбургской области возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих способностей, помогало в овладении навыками учебно-исследовательской деятельности. Учредителями «Лицея-интерната» стали Главное управление образования Оренбургской области и государственное образовательное учреждение «Оренбургский государственный университет». Первый набор был сделан только в 11 класс. Обучение велось по программам следующих профилей: гуманитарный, естественнонаучный, технологический. Наравне со студентами лицеисты пользовались учебными аудиториями, лабораториями университета, фондами библиотеки. Практические занятия по физике, химии, биологии проходили в лабораториях соответствующих факультетов; астрономия - в планетарии Дворца юных техников «Прогресс», аэробика и плавание - во Дворце спорта «Пингвин», занятия по информационным технологиям -в интернет-центре университета. Лицеисты посещали театры, выставки, музеи, Дом литераторов, эколого-биологический центр, литературно-музыкальные гостиные; активно участвовали в студенческих олимпиадах и научно-практических конференциях. Учащиеся лицея-интерната, направляемые увлеченными педагогами и движимые собственными интересами, занимались в тьюторских группах, где научными руководителями были ведущие ученые и преподаватели ОГУ. Управление образовательным и воспитательным процессами осуществлялось при непосредственном взаимодействии администрации лицея-интерната и большого ученического совета во главе с парламентом - органом ученического самоуправления. Организация научно-исследовательской деятельности в лицее-интернате проходила в рамках научного общества учащихся «Интеллектуалы XXI века», девизом которого были слова древней мудрости: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай действовать самому - и я научусь!». Научное общество учащихся было связано в единое целое с методическими предметными кафедрами педагогов лицея-интерната, с кафедрами Оренбургского государственного университета. Участие в олимпиадах, турнирах, научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней показывало высокий уровень подготовки лицеистов [1].

В 2001 году расширились задачи и цели довузовского образования в ОГУ, подготовительные курсы приказом ректора были переименованы в центр довузовской подготовки «Абитуриент» и вошли в состав УДО наряду с дворцом юных техников «Прогресс»; был создан отдел профильного довузовского образования.

С введением обязательного Единого государственного экзамена в школе успешно стала развиваться сеть выездных курсов по подготовке к ЕГЭ. По заявкам районных отделов образований для учащихся 11-х классов в дни осенних, зимних и весенних каникул организовывались краткосрочные выездные курсы в городах Сорочинск, Бузулук, Абдулино, посёлках Акбулак, Новосергиевка, Тюльган, Переволоцк, Тоцкое, районных центрах Первомайский, Красногвардейский, Светлинский, ЗАТО Комаровский. Эта работа продолжается и сейчас. На этих занятиях проводится интенсивная подготовка слушателей к сдаче Единого государственного экзамена с учётом наиболее сложных разделов по русскому языку, обществознанию, физике и математике.

В 2001 году начинается работа по созданию филиалов кафедр университета на базе школ г. Оренбурга. В задачу работы филиалов кафедр входит научно-методическая помощь общеобразовательному учреждению в становлении и развитии профильного образования. На базе школ, с которыми университет работает по договору о сотрудничестве, реализуется перспективный проект - открытие университетских профильных классов, в которых учебный процесс по профильным предметам осуществляют преподаватели университета.

Для координации деятельности филиала кафедры ежегодно разрабатывается план работы филиала, в который среди других включаются вопросы трех основных направлений: участие школьников в интеллектуальных мероприятиях, профориентационная работа, научно-методическая работа.

С 2003 года на базе университета начинает работать филиал учебного центра фирмы «Андреев софт» (г. Тверь) - Университетская компьютерная школа (УКШ) численностью 912 учащихся 6-8 классов из образовательных учреждений Оренбуржья. В этом же году была апробирована новая форма профориентацион-ной работы - выездной форум «День ОГУ в районе». Уже за первый год было проведено 7 форумов.

В 2004 году состоялись первые университетские олимпиады старшеклассников (далее - Олимпиада) по физике и математике. В последующие годы Олимпиада стала многопрофильной, появились номинации:

право, история, химия, биология, обществознание, русский язык, литература, английский, немецкий и французский языки, прикладная математика (в экономике), культурология, география, экология, психология. С 2016 года Олимпиада проводится по 17-ти предметам.

В 2005 году университет впервые при поддержке математического факультета стал площадкой для проведения многопредметного соревнования «Турнир имени М. В. Ломоносова».

В 2007 году для учащихся школ, в которых функционируют филиалы кафедр университета, впервые организуются летние профильные практики.

По результатам четырехлетней летней работы в 2007 году ГУ ОШИ «Лицей-интернат» (для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья) стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В этом же году произошло увеличение численного состава учащихся лицея-интерната с 50 до 150, изменился его статус: из подразделения ОГУ он превратился в самостоятельное образовательное учреждение, став, по сути, межуниверситетским.

С 2007 года на базе университета проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике под кураторством математического факультета университета.

В 2008 году важным направлением довузовского образования стала адресная работа с одаренными школьниками - их выявление, поддержка и развитие. Наиболее эффективными стали традиционные университетские научно-практические конференции и предметные олимпиады. В большинстве из 40 школ, заключивших с университетом договор о сотрудничестве, были открыты школьные научные общества или школьные академии наук. К консультативной работе с учащимися - членами этих обществ привлекались преподаватели университета. Разработка методологического аппарата ученической исследовательской работы, руководство на этапе постановки и проведения эксперимента происходили на кафедрах и в лабораториях ОГУ. Работа с одаренными детьми нашла продолжение в организации сборной команды учащихся школ «Юниор-университет» для участия в конкурсах и интеллектуальных программах российского и международного уровня. Университетская команда становилась победителем в международном турнире «Творчество. Развитие. Интеллект. Здоровье» и международном конкурсе «Осенняя филологическая школа».

В 2009 году Управление образования администрации г. Оренбурга выступило с инициативой проведения на базе университета заседания в формате научно-практического семинара в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Математика. Информационные технологии. Образование» для учителей с целью повышения интереса учащихся к изучению математики и информатики. Вслед за ним состоялись расширенные заседания методических объединений учителей химии, биологии, географии. УДО, кафедра общей физики и факультет дистанционных технологий выступили инициаторами организации и проведения дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики. Обучение в дистанционном режиме прошли 19 учителей области.

Следует отметить, что с 2009 года при поддержке Управления образования администрации г. Оренбурга на базе университета стали проводиться расширенные заседания учителей-предметников. Среди которых:

- расширенное заседание методического объединения учителей математики и информатики «Совершенствование исследовательской деятельности учащихся в области математики и информатики» (201 участник, 2009 г.);

- расширенное заседание методического объединения учителей химии, биологии и физики «Духовно-нравственная миссия современного учителя» (198 участник, 2011 г.);

- расширенное заседание методического объединения учителей русского языка и литературы «Новые подходы к формированию системы оценивания учащихся» (199 участников, 2014 г.).

В 2010 году (и по настоящее время) ОГУ стал региональной площадкой для проведения межрегиональной олимпиады по математике «САММАТ» Самарского государственного технического университета для учащихся 6-11-х классов, а также межрегиональной олимпиады по математике и истории Уральского государственного университета, при этом университет получил статус соучредителя олимпиады «САММАТ». Выпускники школ, ставшие победителями и призерами в данных олимпиадах, имели право на льготы при поступлении в вузы Российской Федерации.

В феврале 2010 года в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога» была организована секция для учителей математики «Совершенствование математического образования личности в современных условиях». В рамках конференции прошли мастер-классы учителей Оренбурга. В это же время с рабочим визитом университет посетил один из авторов новой модели ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, проректор Московского института открытого образования, директор Московского центра непрерывного образования И. В. Ященко, с 2017 года профессор факультета математики НИУ ВШЭ. Иван Валерьевич прочел лекции для учащихся 9-10-х классов школ г. Оренбурга, активно участвующих в университетских конкурсах и олимпиадах, а также принял участие в работе расширенного заседания учителей математики «Математическое образование и ЕГЭ по математике».

Расширился спектр межрегиональных олимпиад, проводимых на базе университета: в 2011-2012 учебном году 1985 школьников Оренбуржья приняли участие в межрегиональных олимпиадах: по математике и истории Уральского федерального университета, по математике «САММАТ», открытой олимпиаде по физике Башкирского государственного университета, олимпиаде по математике, физике, астрономии «Турнир имени М. В. Ломоносова» [3].

В соответствии с договоренностью, достигнутой между Министерством образования Оренбургской области и университетом, по решению Совета ректоров вузов Оренбуржья на базе университета в 2011 году

начинается ежегодная работа по подготовке школьников города и области к участию в олимпиадах различного уровня. Подготовку учащихся осуществляют ведущие преподаватели вуза. Занятия для школьников г. Оренбурга были организованы в очной форме, для иногородних - в очной форме в дни школьных каникул и дистанционно в период школьных занятий. Эффективность тьюторской подготовки в университете составила 33,8% - таков процент учащихся, принимавших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. По результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников для дальнейшего обучения были рекомендованы победители и призеры регионального этапа и школьники, набравшие достаточно высокие баллы на региональном этапе.

В рамках Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса», проходившей 2-4 февраля 2011 года в ОГУ, была организована работа секции «Введение ФГОС в школах: проблемы, поиски, решения».

В 2012 году Оренбургский государственный университет являлся базовой площадкой для проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии. В турах заключительного этапа принимали участие 459 школьников из 73 регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Забайкальского края и Ивановской области, Кабардино-Балкарской Республики и Камчатского края, Республики Ингушетии и многих других. В состав жюри олимпиады входили представители ведущих вузов Москвы, Московской области, Саранска, Оренбурга. Заключительные этапы олимпиады проходили в два тура: теоретический и проектный для экологов, теоретический и практический для биологов. Для участников олимпиады по биологии были оборудованы специализированные лаборатории. Участники олимпиады по экологии защищали свои проекты в секциях «Гидроэкология», «Экология растений», «Экология животных», «Особо охраняемые территории и почвы», «Промышленная экология», «Урбоэкология», «Экология человека». Для сопровождающих педагогов проводились семинары на актуальные темы. Среди победителей и призеров олимпиады по экологии и биологии были и оренбургские школьники [7].

С 2012 года секция для учителей, организованная в рамках ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры», получает постоянное название «Университет и школы: образовательный кластер». В работе секции ежегодно принимают участие около 200 педагогов школ Оренбурга и преподавателей ОГУ (она продолжает работу и на сегодняшний день) [4].

В 2012 году началось сотрудничество ОГУ с Управлением образования Оренбурга по реализации социального проекта «Одаренные дети», разработанного в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования г. Оренбурга». УДО было организовано участие преподавателей ОГУ (чтение лекций, проведение лабораторных и семинарских занятий) в «Интеллектуально-личностном марафоне» для учащихся 10-11-х классов г. Оренбурга по следующим профилям: физико-математический, гуманитарный, социально-экономический, естественнонаучный. Занятия проводились как на базе гимназии № 1, так и на базе университета. Также были организованы экскурсии для школьников по научной библиотеке, в музей истории ОГУ, в геологические музеи, в японский информационной центр. В рамках занятий, проводимых на базе ОГУ, состоялись профориентационные встречи школьников с представителями соответствующих факультетов университета [2].

В течение 2012-2013 учебного года УДО совместно с физическим факультетом проводили цикл методических семинаров «Современное физическое образование в школе: идеология, цели, задачи, технологии» для учителей физики школ г. Оренбурга и Оренбургской области (общим объемом 24 учебных часа). По итогам работы семинаров 60 учителей физики получили сертификаты. Сотрудничество университета и СОШ № 7 с углубленным изучением физики, математики, информатики позволило изменить статус образовательного учреждения на лицей № 8.

В 2013 году был запущен новый проект Правительства Российской Федерации «О проведении в 2013-2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования». Обучение 23 молодых женщин по подготовке к Единому государственному экзамену осуществлялось на базе центра довузовской подготовки «Абитуриент» в течение шести месяцев.

В 2014 году к межрегиональным олимпиадам, проводимым университетом, добавилась межрегиональная олимпиада школьников Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского «Будущие исследователи - будущее науки» по физике, химии и биологии. В них приняло участие 1444 школьника Оренбургской области.

В 2014 году ОГУ вошел в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться обучение в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах льготных категорий граждан.

В связи с переходом госучреждений и бюджетных организаций на свободное программное обеспечение для обучения в Университетской компьютерной школе коллективом авторов в 2013-2014 учебном году были переработаны и изданы учебные тетради для первого года обучения, разработаны и изданы новые учебные пособия «Основы современных компьютерных технологий».

В 2014 году УДО совместно с математическим факультетом и Ресурсным центром менеджмента образования, науки и информационных технологий г. Оренбурга на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением математики» открыли очно-заочную школу юного математика «Сократ», в которой обучаются учащиеся 9-10-х классов данной школы и 9-ти близлежащих школ [5].

В 2015 году роль Управления довузовского образования взял на себя отдел по работе с абитуриентами и профессиональной ориентации молодежи, переименованный в 2017 году в отдел работы с абитуриентами и организации приема учебно-методического управления (ОРАиОП УМУ).

Оренбургский государственный университет по-прежнему особое внимание уделяет поиску и поддержке талантливых детей, приглашает к себе школьников на различные интеллектуальные соревнования. Каждый шестой день недели ОГУ открывает двери для любознательных, целеустремленных молодых оренбуржцев и их родителей. Ведущие преподаватели факультетов проводят научно-популярные лекции с полезными советами и опытами, лабораторно-практические занятия, экскурсии и демонстрационные эксперименты («Университетские субботы», «Публичные лекции», «Русский по пятницам»). Будущие абитуриенты могут побывать на лекциях у доцентов, профессоров и докторов наук, посмотреть лаборатории вуза, оснащенные новейшим оборудованием (более 3000 участников) [4].

Активизируется работа по сотрудничеству университета в области образовательной деятельности со школами г. Оренбурга и области. В 2017-2018 учебном году заключены договоры со школами г. Абдулино и Абдулинского района. По итогам 2017-2018 учебного года Оренбургский государственный университет заключил 49 договоров о сотрудничестве со школами г. Оренбурга и области.

Продолжается деятельность по созданию профильных классов. В настоящее время в лицее № 8 действуют университетские профильные (10-11-е) и предпрофильные (8-9-е) физико-математические и информационно-технологические классы, в которых предметы, определяющие профильность, ведут преподаватели университета. В лицее № 1 функционируют профильные университетские социально-экономические, социально-гуманитарные и информационно-технологические классы, в которых преподаватели университета ведут элективные курсы и социальные практики.

Актуализируется профориентационная работа со школьниками: выездные форумы «День ОГУ в районах» и «День районов в ОГУ» для школьников старших классов, выезды малых групп, лекции ученых, встречи студентов-волонтёров с выпускниками школ, экскурсии школьников на факультеты и в музеи университета, «Дни открытых дверей» на факультетах, активное распространение профориентационного материала.

Ежегодно университет является организатором многочисленных университетских мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций) по поддержке талантливой молодежи, так, в 20-й раз состоялась работа секции «Университетские школы», приуроченная к студенческой научной конференции. За 20 лет (на 2018 год) работы секции «Университетские школы» научной конференции студентов было представлено около 5000 исследовательских проектов школьников из 197 школ г. Оренбурга и области.

С целью расширения международного сотрудничества, укрепления существующих связей между субъектами евразийского образовательного пространства, наполнения их новым содержанием и активизации академического обмена, в соответствии с резолюцией международного круглого стола «Перспективы научно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве», состоявшегося 19.02.2016 года в г. Оренбурге, университетские олимпиады старшеклассников включены в Международный образовательный проект «Евразийские олимпиады и конкурсы» [Там же].

В 2018 году в рамках Международного образовательного проекта «Евразийские олимпиады и конкурсы» проведены 4 мероприятия для школьников: Евразийская многопрофильная олимпиада старшеклассников «Поиск» по 17-ти предметам (математика, физика, химия, биология, история, психология, культурология, право, география, экология, литература, русский язык, французский язык, английский язык, немецкий язык, обществознание, прикладная математика в экономике); Евразийская олимпиада по информатике; Евразийская олимпиада по рисунку, живописи и композиции; Евразийский конкурс творческих компьютерных работ «Университетская ^-весна». Участниками олимпиады «Поиск» стали 1253 старшеклассника г. Оренбурга и области, а также 11-ти регионов РФ и Республики Казахстан. Всего евразийский проект объединил более 1500 ребят.

Общее количество ежегодных участников всевозможных интеллектуальных мероприятий, проводимых Оренбургским государственным университетом, приблизилось к 5500 человек.

Структура довузовского образования в ОГУ представлена следующими подсистемами:

- работа с одаренными детьми;

- подготовка к поступлению в вуз;

- реализация дополнительных общеобразовательных программ;

- просветительская работа;

- работа кружков, секций.

Реализация идей кластерного подхода - это согласованная деятельность большого количества структурных подразделений университета, в частности следующих:

- отдел работы с абитуриентами и организации приема (профориентация, организация и координация проведения интеллектуальных мероприятий для школьников);

- дворец юных техников «Прогресс» (дополнительное образование, подготовительные курсы);

- центр довузовской подготовки «Абитуриент» (подготовка к ГИА, ЕГЭ);

- университетские компьютерная и физико-математическая школы (дополнительное образование, подготовка к ГИА, ЕГЭ, олимпиадная подготовка);

- факультеты и кафедры университета, включая различные центры (профориентационная работа, олимпиадная и учебно-исследовательская деятельность, научно-методическая работа с учительским сообществом);

- факультет повышения квалификации преподавателей (профессиональная переподготовка, курсы повышение квалификации для учителей Оренбургской области);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научная библиотека ОГУ (просветительская работа);

- музеи университета (просветительская работа);

- студенческий центр ДК «Россия» (организация работы кружков, секций, студий);

- учебно-спортивный комплекс «Пингвин» (организация работы секций) [3, с. 12].

Для оперативного информирования школьников и педагогического сообщества о мероприятиях университета в области довузовского образования, возможностях самореализации и личностного саморазвития создана рубрика «Школьнику» (режим доступа: http://www.osu.ru/doc/41). Информация о проводимых в ОГУ олимпиадах различного уровня для школьников отражается на сайте олимпиад http://olymp.osu.ru и на сайте Международного образовательного проекта «Евразийские олимпиады и конкурсы» http://eurasia-contest.osu.ru.

В рамках сотрудничества со школами и органами управления образованием сотрудники университета принимают участие в качестве членов оргкомитета, членов жюри, экспертов в работе интеллектуальных олимпиад и конкурсов: школьных, городских и областных научно-практических конференций, олимпиад школьного и регионального уровней; в проведении тренингов, «погружений» в моделируемые ситуации.

В течение ряда лет в рамках научно-методического совета университета действовала секция по довузовскому образованию. В ее состав входили руководители структурных подразделений университета, осуществляющих взаимодействие с общеобразовательными организациями; преподаватели вуза, активно принимающие участие в работе со школьниками; представители общеобразовательных организаций, с которыми вуз осуществлял наиболее тесное сотрудничество.

Таким образом, в региональном образовательном пространстве Оренбуржья создана система взаимодействия Оренбургского государственного университета с образовательными учреждениями, которая базируется на идеях кластерного подхода в образовании. Реализуемое взаимодействие университета со школами, муниципальными образованиями городов и районов области способствует распространению передовых педагогических технологий, внедрению опыта педагогов-новаторов, его обобщению и доведению до научного знания, локальному решению проблемы преемственности всех уровней образования, совершенствованию содержания образования субъектов кластера. Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

Список источников

1. История Оренбургского государственного университета: сборник / гл. ред. В. П. Ковалевский. Оренбург: ГОУ «ОГУ», 2006. 414 с.

2. Казакова О. Н. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография: в 2-х т. / сост. и науч. ред. проф. В. Г. Рындак; Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. Т. 1. С. 180-190.

3. Казакова О. Н., Кобзева Н. И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 8 (208). С. 9-16.

4. Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Работа с одаренными школьниками как приоритетное направление деятельности университета // Стратегическое направление развития образования в Оренбургской области: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Оренбург, 29 сентября 2017 г.) / Оренб. гос. ун-т, Ассоц. «Оренбург. унив. (учеб.) округ». Оренбург: ОГУ, 2017. С. 115-120.

5. Ковалевский В. П., Петухова Т. П. Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2015. № 2 (38). С. 153-161.

6. Оренбургский государственный университет: ежегодник - 2016: краткий отчет о деятельности Оренбургского государственного университета / под общ. ред. В. П. Ковалевского. Оренбург: ОГУ, 2017. 668 с.

7. Петухова Т. П., Казакова О. Н. Всероссийские олимпиады школьников по экологии и биологии в Оренбуржье // Университетский округ. 2013. № 15. С. 12-15.

PRACTICE OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF ORENBURG STATE UNIVERSITY)

Kobzeva Natal'ya Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy Kazakova Ol'ga Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kobzeva Mariya Alekseevna

Orenburg State University [email protected]; [email protected]; [email protected]

The article is devoted to the problem of organizing a system for the search and support of talented young people, as well as the continuous support of a personality's formation in the process of research competencies developing at all the stages. One of the mechanisms for identifying gifted students is the formation and development of pre-university education basing on the cluster approach ideas. The university role in the cluster is to provide collaborating subjects with innovations, scientific and scientific-methodological knowledge, advanced pedagogical and information technologies, lecturers-consultants, lecturers-tutors.

Key words and phrases: contest; school; vocational guidance; pre-university training; branches of departments; specialized classes; university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.