Экономика
ственного сырья и производство продуктов питания находятся в более выгодном положении. Сильная дифференциация предприятий АПК по уровню эффективности их работы в стратегическом плане не выгодна ни перерабатывающим предприятиям, ни тем
более тем, кто производит сельскохозяйственное сырье.
Для обеспечения устойчивой работы АПК необходима интеграция предприятий, производящих сырье и его перерабатывающих. Одно из направлений решения обозначенной пробле-
мы - создание комплексов, включающих в себя производство сельскохозяйственного сырья, его переработку, производство продуктов питания и их реализацию.
Литература
1. Чемезов С.М. и др. Концепция обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. - 61 с.
2. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий Свердловской области / Сб. Росстат, 2006. - 44 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА КАК ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
В.П. ЧЕРДАНЦЕВ (фото),
кандидат экономических наук, доцент,
И.А. ОВЧИННИКОВА,
аспирант, Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Ключевые слова: производство мяса, продуктовый подкомплекс, развитие, интеграция, импорт, рынок.
Мясопродуктовый подкомплекс -важнейшая составная часть АПК России и один из самых крупных сегментов продовольственного рынка как по ёмкости (объём продаж и покупок, число видов продаваемых товаров), так и по числу участников.
Особая роль рынка мяса и мясных
Материально-технические средства Социальная инфраструктура Наука и подготовка кадров
продуктов определяется не только значительными объемами производства и потребления этой группы продуктов в стране, но и их значимостью как основного источника белков животного происхождения в рационе питания человека.
Мясопродуктовый подкомплекс яв-
ляется одним из самых сложных секторов агропромышленного комплекса - это интегрированная динамическая система, включающая в себя отрасли мясного животноводства, мясоперерабатывающей и комбикормовой промышленностей, кормопроизводства, производственной и социальной инфраструктуры, науки и подготовки кадров, которые связаны между собой системой специфических экономических отношений, обеспечивающих наиболее эффективное продвижение продукта от начала биологического воспроизводственного процесса в животноводстве до конечной фазы производства мяса, мясной продукции и их реализации.
На рисунке 1 представлена схема структуры мясопродуктового подкомплекса, объединяющая в себе все составляющие системы.
Цель и методика исследований
Существование мясопродуктового подкомплекса является объективной необходимостью. Разрозненное существование его составных частей привело к тому. Это появились значительные диспропорции в развитии мясного животноводства и перерабатывающей промышленности, что негативно сказалось на развитии самого животноводства и привело к импортной зависимости мясоперерабатывающей промышленности.
В настоящее время на мясном рынке России складывается непростая ситуация. Основные тенденции -
Рисунок 1. Структура мясопродуктового подкомплекса
The meat Production, grocery subcomplex, development, integration, import, the market.
Таблица 1
Численность скота и птицы в сельскохозяйственных организациях, тыс.
голов
2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2006 г.
Крупный рогатый скот 216,3 210,3 97,2
в т.ч. коров 81,1 80,5 99,3
Свиньи 169,8 166,9 98,3
Лошади 3,4 3,6 105,8
Птица 5476,2 4414,1 81,9
Таблица 2
Производство продукции на предприятиях мясного подкомплекса Пермского края, тыс. т
Показатель производства Год 2007 г. в % к 2003
2003 2004 2005 2006 2007
Мясо и субпродукты 1 кат. 28,8 26,3 23,8 22,7 21,8 75,7
Колбасные изделия - всего 35,2 34,7 32,6 31,1 30,6 86,9
Мясные полуфабрикаты 14,2 13,8 12,1 12,5 12,2 85,9
Таблица 3
Объем производства мясопродуктов в Пермском крае, тыс. тонн
Наименование мясокомбината 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Березниковский 1,1 1,0 1,0 1,2 1,4
Верещагинский 1,6 2,8 1,9 0,3 0,1
Краснокамский 6,1 3,6 2,2 2,0 1,9
Кудымкарский 3,0 2,4 2,1 2,1 2,3
Куединский 0,5 0,7 0,4 1,3 1,7
Кунгурский 23,8 24,1 25,4 26,5 27,1
Лысьвенский 1,4 1,4 1,2 1,1 0,8
Нытвенский 0,9 0,8 0,8 0,2 0,1
Осинский 0,9 0,7 0,6 0,5 0,5
Пермский 24,4 22,1 18,9 17,9 16,7
Соликамский 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0
Уинский 0,1 0,2 0,4 0,1 0,2
Чайковский 7,5 8,0 6,3 5,7 5,2
Чернушинский 1,4 1,2 1,0 1,1 1,2
Другие производители 5,7 5,9 6,2 6,0 6,9
увеличение производства свинины и снижение производства говядины, а также рост импортных поставок мяса. С 2000 по 2006 годы российский рынок мяса вырос, по меньшей мере, на 1,5 млн тонн, и в настоящее время эксперты оценивают его в 8-9 млн тонн, поэтому для мясоперерабатывающей отрасли остается актуальной проблема сырья и зависимости от импорта. По оценкам Института аграрного маркетинга, до 2010 года мясной рынок России будет расти лишь на 10% в год.
Увеличение производства свинины специалисты рынка объясняют тем, что в 2005 году ряд крупных компаний заявили о вложении инвестиций в свиноводство. Росту инвестиций в производство свинины значительно способствует также поддержка свиноводческих проектов со стороны
Министерства сельского хозяйства РФ, которое возмещает две трети процентной ставки банковских кредитов.
Вместе с ростом производства увеличивается и среднедушевое потребление основных продуктов питания. Так, в среднем по России потребление мяса на душу населения за период 2000-2006 гг. увеличилось с 45 до 58 кг в год. В Пермском крае этот показатель в 2006 году равен 53 кг.
Основными странами - экспортерами мяса в Россию остаются европейские государства и страны Южной Америки, в частности, Бразилия и Аргентина. Переключение российских производителей на европейское сырье может привести к существенному росту цен. В то же время, несмотря на вводимые ограничения на импорт мяса, отечественное животноводство не может в полной мере обеспечить российский рынок: в последние годы темпы роста производства мяса были незначительны, а поголовье крупного рогатого скота и свиней сокращается в среднем на 10% в год.
Изучение потребителей мясной продукции недостаточно для получения полной картины рынка, так как изменения обусловлены действиями конкурентов. Сырье в производстве мясной продукции занимает самый большой удельный вес в затратах, и поэтому анализ конкурентов на его рынке является обязательным при необходимости улучшить финансовое состояние мясоперерабатывающих предприятий. При наличии большого количества предложений возникает вопрос перед мясоперерабатывающим предприятием: какое из них является оптимальным с точки зрения цены и качества?
По состоянию на начало 2008 года
Экономика
в сельскохозяйственных организациях Пермского края поголовье всех видов скота и птицы, по сравнению с 1 января 2007 года, уменьшилось. Численность крупного рогатого скота снизилась на 6,0 тыс. голов, из них 0,6 тыс. голов приходится на дойное стадо, поголовье свиней сократилось на 2,9 тыс. голов, численность птицы уменьшилась на 1062,1 тыс. голов. Поголовье свиней снизили практически все районы края, за исключением ФГУП "Пермский свинокомплекс". Здесь их насчитывается на 4,4 тыс. голов больше, чем год назад. Однако этот прирост не смог перекрыть сокращение, произошедшее в других сельскохозяйственных организациях (таблица 1).
За 2007 год крупными, средними и малыми сельскохозяйственными организациями реализовано на убой 80,8 тыс. тонн всех видов скота и птицы (в живом весе), это на 2,7 тыс. тонн больше, чем год назад. Реализация свиней на убой увеличилась, по сравнению с 2006 годом, на 9,1%, птицы - на 8,4%, а говядины снижена на 6,5%.
Развитие мясопродуктового подкомплекса края должно представлять собой организационный, сознательно направляемый, процесс для решения проблемы обеспечения населения мясопродуктами за счет эффективного производства и переработки мяса. Данный процесс должен основываться на максимальном использовании возможностей увеличения краевого производства мяса и продуктов его переработки (таблица 2).
За анализируемый период в Пермском крае произошло снижение объемов производства мяса и субпродуктов 1 категории на 24,3%, колбасных изделий - на 13,1%, мясных полуфабрикатов - на 14,1%. Доля продукции, произведенной в Пермском крае в 2007г., в общем объеме потребленных в регионе мяса и мясопродуктов составила 53% по сравнению с 62% в 2003 г. Причиной такого снижения является сокращение производства животноводческого сырья сельскими товаропроизводителями.
Цель концепции развития мясопродуктового подкомплекса как единой системы определяется нами в насыщении продовольственного рынка края качественными и экологически чистыми мясом и мясопродуктами собственного производства и достижении продовольственной независимости края.
В условиях развивающегося процесса агропромышленной интеграции сельское хозяйство - важнейшее звено АПК, включающее ряд отраслевых продуктовых подкомплексов. К числу таких подкомплексов относится подкомплекс по производству и переработке мясной продукции.
Конечная цель всей работы предприятий мясопродуктового подкомплекса - производство продукции, которая соответствовала бы требовани-
ям рынка. Такой результат обеспечивает комплексная система управления качеством и конкурентоспособностью продукции организаций, входящих в подкомплекс, поэтому её разработка, внедрение и функционирование - основа для выпуска высококачественной продукции.
К числу отраслей, призванных удовлетворить потребности населения в важнейших и наиболее питательных пищевых продуктах, относится мясная индустрия (таблица 3).
Анализ эффективности работы предприятий мясоперерабатывающей промышленности и цехов по переработке мяса показал, что устойчивое экономическое положение имеет ООО "Мясокомбинат Кунгурский", в котором с учетом конъюнктуры рынка создан замкнутый цикл "производство - переработка - реализация". Это позволяет продавать без посредников значительное количество продукции, получать
дополнительные доходы, обеспечивать рентабельность производства. ООО "Мясокомбинат Кунгурский" занимает ведущее место в Пермском крае по производству мяса и колбасных изделий (более 38% в общем объеме производства отрасли).
Выводы
Спрос на продукты мясной гастрономии подвержен сезонным колебаниям. В предновогодний период увеличивается доля продаж сырокопченых колбас, отмечается также небольшой всплеск в сегменте мясных деликатесов. Вероятно, рост продаж продукции этих сегментов происходит за счет потребителей, которые не могут позволить себе покупку дорогостоящих категорий мясных продуктов постоянно, однако приобретают их к праздникам.
В условиях его насыщения и растущей конкуренции многие производители уделяют все большее внимание брен-дированию своей продукции. Еще не-
Экономика
сколько лет назад основой бренда выступало имя производителя, а изделия мясной гастрономии имели практически одинаковые ГОСТовские названия. Сегодня компании стараются найти более узкие ниши, ориентируя продукцию на определенные ценовые сегменты.
С увеличением производства мяса проблема нехватки мощностей по его переработке стала еще ощутимее. В рамках национального проекта "Развитие АПК" поддерживается аграрное производство, но меры поддержки не распространяются на переработку. В результате этого в некоторых регионах уже сформировался избыток мяса, мощностей для переработки которого нет.
Поэтому необходимо, чтобы проекты по животноводству развивались комплексно и включали в себя не только выращивание животных, но и создание кормовой базы, забой и переработку.
Литература
1. Черданцев В.П., Серогодский В.Э., Еремеев В.Ф. Повышение конкурентоспособности продукции в продовольственном секторе. - Пермь: ПГСХА, 2004. - 99 с.
2. Пьянков В.В., Веселова А.О. Формирование маркетинговых стратегий мясоперерабатывающих предприятий региона (на примере ОАО "Пермский мясокомбинат") // Пермский аграрный вестник, ч.2. - Пермь: Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, 2008.
3. ИНр^Лммм.регт^а^ги.
к й
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА
А.В. ЕФРЕМОВ,
ст. преподаватель Волгоградского филиала Московского государственного экономического института, г. Волгоград
Ключевые слова: управленческий учёт, качественные изменения, центр ответственности, затраты, пищевые предприятия, издержки.
Качество - экономическая, политическая и нравственная категория. Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики, так как между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат, увеличению доли рынка. В теории и практике учета качественных изменений и его управления выделены две проблемы: учет качественных изменений производственной программы и учет процессов и факторов, влияющих на нее. Возникновение проблем учета качественных изменений производственной программы и управление ею является результатом воздействия ориентации производства на потребителя, клиента. Именно их запросы определяют рыночную нишу любой организации.
Конкурентные стратегии можно представить как план конкретных действий, направленных на создание устойчивых конкурентных преимуществ на рынке определенных продуктов или каком-либо определенном рынке для решения какой-то конкретной задачи. Следовательно, конкурентные стратегии - это самый важный и чувствительный уровень стратегического планирования.
Цель и методика исследований Процесс стратегического планирования согласует цели собственников компании с потребностями различных клиентов, навыками и способностями ее сотрудников и потенциальными вкладами партнёров по бизнесу. Результат - план, нацеленный на конкретных клиентов, имеющих вполне определенные потребности в продуктах или ожидания, которые фирма может удовлетворить, решая свои задачи. Существует три уровня стратегии: органи-
зационный (корпоративный), уровень бизнеса и операционный, или функциональный, уровень. Разработка стратегам на уровне организации - это деятельность, в ходе которой организация выбирает, каким бизнесом она будет заниматься [1].
Разработка стратегии на уровне бизнеса означает выбор целевых клиентов организации и основного подхода, который она будет использовать для удовлетворения их потребностей. Организация оценивает свои сильные и слабые стороны и согласовывает их с возможностями, представленными клиентами, и вызовами, представленными конкурентами. Организация должна идентифицировать клиентов, чьи запросы она может наилучшим образом удовлетворить. Она обещает сво-
The administrative account, qualitative changes, the responsibility centre, expenses, the food enterprises, costs.