сегменте, что является важным преимуществом особенно на уже сложившихся рынках, где потребитель ищет дополнительную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного вкуса. Сегмент натуральных соков останется самым быстрорастущим, в первую очередь благодаря тому, что в рекламе этой продукции постоянно делается акцент на ее полезные свойства.
Дагестанским предприятиям-производителям безалкогольных напитков необходимо пересмотреть свои бизнес-портфели в сторону увеличения выпуска натуральных соков из местного сырья, нектаров, сокосодержащих продуктов, функциональных напитков, осуществить поиск и развитие новых сегментов, внедрение инновационных и уникальных продуктов.
Камалова Т.А.
МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЯСНЫХ ТОВАРОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причём каждый рынок может иметь особые, характерные только для него факторы. Основным конкурентным преимуществом Республики Дагестан является наличие значительного поголовья скота. При этом основным направлением животноводства является мясное направление. Мясная промышленность в Республике Дагестан является одним из приоритетных направлений развития. Необходимо постоянно проводить маркетинговые изучения потребителей. Результаты исследований должны стать основой для принятия решений в области товарной и коммуникационной политики мясоперерабатывающих предприятий республики. Ключевые слова: товарный рынок, маркетинговые исследования, мясная промышленность, Республика Дагестан, потребление мяса, продовольственные ресурсы.
Kamalova T.A. MARKETING ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MEAT MARKET OF THE DAGESTAN REPUBLIC
Specific factors define development of the markets of the various goods, and each market can have special, particular factors of development. The basic competitive advantage of the Dagestan Republic is presence of a considerable livestock of cattle. Thus the basic direction of the cattle industries is the meat direction. The meat industry in the Dagestan Republic is one of the most promising directions of the development. It is necessary to do constant marketing research of the consumers. Results of the researches should become a basis for the decision-making process in the field of the commodity and communication policy of meat enterprises of the republic.
Keywords: the commodity market, marketing research, meat industry, the Dagestan Republic, meat consumption, food resources.
Одним из важнейших показателей качества жизни является потребление мяса и мясопродуктов. Мясной подкомплекс, основой которого является животноводство, призван удовлетворять потребности в этих видах продукции. На предприятиях мясопродуктового подкомплекса возрастает роль управленческой деятельности, в частности, маркетинговой, представляющей собой важнейший элемент рыночного механизма хозяйствования.
В настоящее время решения по производству продукции в значительной степени стали определяться предпочтениями и поведением потребителей, поэтому в мясопродуктовом подкомплексе возникла объективная необходимость
внедрения принципов маркетинга. В связи с этим одним из важнейших условий при осуществлении маркетинговой деятельности становится понимание производителем особенностей покупательского поведения потребителей мясопродуктов и определяющих его факторов. Кроме того, использование существующего организационно-экономического механизма маркетинга, который чаще всего ориентируются на производство, не обеспечивает таких важнейших его функций, как исследование рынка и анализ факторов, влияющих на сбыт мясной продукции, кроме того, не разрабатываются стратегия и тактика поведения на рынке. Все это резко снижает эффективность использования потенциальных возможностей рынка конкретным товаропроизводителем.
Рынок мясных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольственных товаров. Он имеет весьма устойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другие рынки продуктов питания. За долгие годы сформировалась определенная система производства и распределения подобных продуктов. Мясная промышленность всегда относилась к одной из важнейших, показатели ее развития составляли предмет пристального интереса со стороны государства. Мясные продукты в виде тех или иных товарных групп являлись частью государственного стратегического запаса.
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь особые, характерные только для него факторы. При исследовании рынка необходимо уяснить механизм действия системы факторов и оценить их влияние на объем и структуру спроса и предложения на том или ином товарном рынке.
Мясная промышленность в Республике Дагестан является одним из приоритетных направлений развития. Этому способствует исторически сложившаяся специализация сельского хозяйства - сырьевая база для перерабатывающей промышленности. По итогам 2008 г. в структуре выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на мясную промышленность приходилось 9%.
Мясная промышленность практически не функционировала более 10 лет. В 2000 г. производство мяса сократилось до 1,2 тыс.т, в 31,7 раза по сравнению с 1990 г. (38 тыс.т). С 2000 по 2008 гг. ситуация в отрасли стала выравниваться за счет роста производства в 4,7 раза по сравнению с 2000 г., но по-прежнему очевиден колоссальный разрыв с уровнем 1990 г. (в 5,5 раз). В настоящее время мясная промышленность Республики Дагестан представлена следующими крупными предприятиями: ООО «Урицкий мясокомбинат», ОАО «Кизлярагро-комплекс», ОАО «Махачкалинский мясокомбинат», ООО «Кизлярский мясокомбинат».
Основным конкурентным преимуществом Республики Дагестан является наличие значительного поголовья скота. При этом основным направлением животноводства является мясное направление. Мясо продают на внутреннем рынке и вывозят в другие регионы, но потенциал использования продуктов животноводства для развития мясоперерабатывающей отрасли внутри самой республики реализован не достаточно: потенциал мясоперерабатывающих предприя-
тий используется только на 15-20%.
При условии создания конкурентоспособной сырьевой базы возможности роста производства очевидны. В стоимостном выражении потенциал переработки мяса и мясопродуктов в Республике Дагестан составляет около 7 млрд.руб. Основными конкурентами на российском рынке являются такие регионы, как Краснодарский и Ставропольский края, Московская, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области.
Таблица 1.
Производство скота и птицы на убой
(в убойном весе в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн)_
1990 1995 2000 2008 2009 Место по РФ в 2009
Российская Федерация 10111,6 5795,8 4445,8 6268,1 6719,5
Южный федеральный округ 1937,1 979,3 779,6 1227,6 1281,1 3
Республика Адыгея 39,6 20,1 13,4 27,8 33,0 52
Республика Дагестан 77,7 60,2 52,8 81,6 84,3 27
Республика Ингушетия 49,1 4,0 2,1 3,1 3,1 76
Кабардино-Балкарская Республика 45,6 21,0 25,5 36,5 41,9 47
Республика Калмыкия 55,8 36,3 9,6 37,8 39,1 49
Карачаево-Черкесская Республика 39,8 22,5 16,7 24,0 28,3 58
Республика Северная Осетия - Алания 40,1 23,4 24,4 33,5 32,9 53
Чеченская Республика 49,1 20,0 20,3 67
Краснодарский край 577,4 263,6 239,2 378,4 375,5 2
Ставропольский край 291,3 146,8 115,6 178,9 190,1 7
Астраханская область 50,3 37,8 18,3 25,0 27,4 60
Волгоградская область 252,5 157,3 114,9 127,8 136,1 18
Ростовская область 417,9 186,3 147,1 253,0 269,3 4
- данные Росстата
Значение мясных продуктов для обычного потребительского рациона весьма велико. Доля мяса и мясопродуктов в розничном товарообороте республики в 2009 г. составила 6,5%. За 2009 год на потребительском рынке республики реализовано мяса и птицы на 17883 млн. руб., что на 28,6% больше, чем в 2008 г. Торговыми предприятиями и организациями было реализовано 42% мяса и мясопродуктов, на рынках - 58%.
Формирование продовольственных ресурсов в республике осуществляется в основном за счет собственного производства. Удельный вес ввозимого мяса и мясопродуктов в общем объеме ресурсов в 2009 г. составил 14,6%. Основными поставщиками мяса и субпродуктов на потребительский рынок РД являются хозяйства населения (физические лица), фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия. Они поставляют в основном мясо говядины, молодняка, телятину, баранину, свинину, мясо птицы, субпродукты I и II категорий.
В розничных торговых предприятиях РД представлены разнообразные мясные продукты, производимые различными отечественными и зарубежными предприятиями. Крупнейшими поставщиками мясных продуктов на потребительский рынок РД являются: Прикумское мясоперерабатывающее предприя-
120
тие «Дюк» (г. Буденновск, Ставропольский край), ОАО «Сочинский мясокомбинат», ОАО «Лианозовский колбасный завод» (Москва), ООО «Мясоперерабатывающий завод КампоМос» (Москва), ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Царицыно», ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», ОАО «Мясоперерабатывающий завод «Сафа» (Москва), ОАО «Великолукский мясокомбинат» (Псковская обл.) и др. С учетом особенностей местного населения, подавляющая часть которого проповедует ислам, крупнейшие российские производители мясных продуктов поставляют на потребительский рынок РД продукцию линии «Халал», не содержащую свинину.
Таблица 2.
Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения
_(в год; килограммов)_
Потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты II категории и жир-сырец)
1995 2000 2005 2007 2008 2009 4есто пс РФ в 2009
Российская Федерация 55 45 55 62 66 67
Южный федеральный округ 48 38 50 57 60 61 7
Республика Адыгея 43 32 41 46 50 54 67
Республика Дагестан 32 23 30 34 36 37 80
Республика Ингушетия 30 26 28 33 39 41 79
Кабардино-Балкарская Республика 34 34 41 47 45 47 76
Республика Калмыкия 99 56 86 100 101 105 1
Карачаево-Черкесская Республика 57 36 45 54 62 63 47
Республика Северная Осетия -Алания 45 41 50 60 59 59 58
Чеченская Республика 38 40 45 77
Краснодарский край 50 40 54 66 69 69 23
Ставропольский край 56 39 48 55 60 63 46
Астраханская область 54 49 57 65 70 72 16
Волгоградская область 57 49 62 68 68 70 21
Ростовская область 44 36 51 62 65 66 32
- данные Росстата
В процессе исследования нами использовались методы опроса покупателей в различных торговых точках г. Махачкалы, результаты которого дополнялись наблюдениями лиц, проводивших опрос. Опрос представляет собой непосредственную беседу исследователя с людьми, с целью получения интересующих его данных, которые оформляются в виде заранее подготовленной анкеты. Выборка опрашиваемых осуществлялась методом случайного отбора, с обеспечением представительства в ней различных социальных и возрастных групп.
Как показывают исследования, дагестанцы предпочитают мясо и мясные продукты птице и рыбе. Почти треть населения ежедневно или почти ежедневно употребляет в пищу мясо или мясные продукты, колбасные изделия, а рыба и птица не являются столь существенной частью рациона. Среди критериев,
определяющих выбор мясных изделий потребителями, ключевыми являются качество и стоимость продукции - так ответили соответственно 43,4 и 33% опрошенных. Далее по значимости следуют марка и производитель - на них в первую очередь ориентируются соответственно 11,3 и 8,5% респондентов.
Специфику потребления мяса и мясопродуктов в РД можно описать двумя основными факторами:
• прямая зависимость от доходов населения (чем выше доходы, тем выше потребление);
• высокая степень зависимости от привычек и культурных традиций населения региона.
Велика разница в потреблении мясных продуктов различными социальными группами населения. Главным фактором их различия между собой является уровень доходов.
Второй из приведенных выше факторов, влияющих на потребление мясопродуктов, связан с культурными или религиозными особенностями уклада жизни различных групп населения. Наличие культурных и религиозных традиций, ограничивающих потребление мяса или его отдельных видов, очень существенно влияет на объемы потребления. Такой особенностью является повышенное потребление мяса, в основном баранины, в Дагестане по сравнению с продуктами переработки мяса. С другой стороны, действуют весьма жесткие ограничения по потреблению свинины мусульманами.
Необходимо постоянно проводить маркетинговые изучения потребителей. Результаты исследований должны стать основой для принятия решений в области товарной и коммуникативной политики мясоперерабатывающих предприятий республики. В конечном счете, можно надеяться, что все это будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции дагестанских товаропроизводителей.
Рынок мясных товаров все в большей степени начинают контролировать крупные комбинаты, располагающие инвестиционным капиталом и долгосрочной стратегией развития. Выход на рынок новых игроков достаточно сложен. Требуются большие усилия, направленные на завоевание доверия и авторитета у потребителей на основе разработки комплекса маркетинговых мероприятий, включающего активную рекламную деятельность, разветвленную сбытовую сеть с квалифицированной службой маркетинга в центральном офисе, гибкую ассортиментную и ценовую политику, дифференцированную систему скидок и условий оплаты для различных категорий оптовых и розничных торговцев.
В Республике Дагестан необходимо освоить производство мясных продуктов из местного сырья, которые способны будут конкурировать с завозимыми изделиями. Должны быть задействованы существующие мощности по производству мясопродуктов. Производителям при выработке мясных изделий необходимо неукоснительно соблюдать производственные стандарты и больше внимания уделять вопросам качества. Местным мясоперерабатывающим предприятиям следует постоянно проводить работу по обновлению и расширению
ассортимента с учетом пожеланий потребителей, организовать фирменную торговую сеть.
Косинова В.Н.
РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ
РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье приводится перечень расходов, включаемых в состав расходов на рекламу, а также особенности принятия к учету данного вида коммерческих расходов. Рассмотрен порядок отражения в учете расходов на рекламу.
Ключевые слова: реклама, расходы организации, коммерческие расходы, учет расходов, расходы по обычным видам деятельности, договор на оказание рекламных услуг, рекламодатель.
Kosinova V.N.
ADVERTISING COSTS - PART OF THE EXPENSES OF THE
COMMERCIAL
In article, and also feature of acceptance the list of the expenses included in structure of expenses on advertizing is resulted in the account of the given kind of commercial expenses. The reflection order in the account of expenses on advertizing is considered.
Keywords: advertizing, Expenses of the organization, Commercial expenses, The account of expenses, Expenses by usual kinds of activity, The contract on rendering of advertizing services, the advertiser.
Неотъемлемым элементом коммерческой деятельности многих организаций является реклама. Реклама необходима для распространения среди неограниченного круга лиц информации о себе, своих товарах, идеях, начинаниях с целью формирования покупательского спроса и обеспечения продаж.
Роль рекламы в становлении и развитии бизнеса общеизвестна - она является связующим звеном между продавцом и покупателем. Реклама служит эффективным средством привлечения потенциальных покупателей, заказчиков, клиентов, а следовательно, и увеличения доходов организации. Она формирует покупательский спрос и тем самым активно воздействует на производство. К рекламированию своей продукции, товаров, работ и услуг прибегают практически все компании, рассчитывающие на ускорение процесса купли-продажи, оборачиваемости капитала и продвижение на рынке торговой марки. Для того чтобы продукция предприятия хорошо продавалась, необходимо регулярно распространять о ней информацию, т.е. необходима реклама. Поэтому можно отметить, что рекламные расходы есть практически у каждой организации и компании.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (в ред. от 07.05.2009 N 89-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1, ст.3].
Из данного определения следует, что для признания расходов рекламными информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц.