Научная статья на тему 'Перспективы атомной энергетики в Армении'

Перспективы атомной энергетики в Армении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Севак Саруханян

С момента обретения независимости РА энергетическая безопасность стала за-нимать одно из ключевых мест в системе национальной безопасности Армении.Обусловлено это было тем, что армянская энергетическая отрасль наиболее по-страдала от распада Советского Союза. Начавшийся конфликт вокруг НагорногоКарабаха привел к прекращению поставок энергоносителей по территорииАзербайджана, а единственным путем поставок оказалась с начала 90-х пережи-вающая политический кризис Грузия1.Но сама энергетическая система Армении уже в конце 1980-х – еще в со-ставе СССР – пережила глобальное изменение: в 1989г., в основном под давле-нием общественности2, власти Советской Армении приняли решение о закры-тии двух действующих энергоблоков Мецаморской Армянской АЭС. Построен-ная во второй половине 1970-х станция, состоящая из двух реакторов ВВЭР-440, на тот момент обеспечивала производство порядка 80% электричества, по-требляемого экономикой и населением Армении. Закрытие такого важногопредприятия привело к структурному изменению энергетической отрасли, аосновная тяжесть по производству электроэнергии легла на тепловые энерговы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospects Of Nuclear Energy In Armenia

Armenia had faced the change of the energy system already before the independence.By the decision of the government of the Armenian SSR two operating reactorsof the Armenian Nuclear Power Plant, which had been the basis of the energy systemof the Soviet Armenia, were shut down. After shutting down the Nuclear PowerPlant the thermal energy became the basis of the Armenian energy system and sucha state of things has changed only after restarting second power generating unit ofthe Metzamor Nuclear Power Plant.In 2016 shutting down of the working power generating unit of the NuclearPower Plant will have to start which will cause new changes in the energy system ofArmenia. Despite the fact that the alternative capacities are created in the countryand the gas supplies through the territory of Georgia and from Iran are carried out ina stable mode, Armenia needs new nuclear energy reactor which will lower the risksfor the national energy sector proceeding from regional processes and relations.The interest of the Russian party in new Nuclear Power Plant in Armeniacaused the establishment of Armenian-Russian joint venture which will undertakethe building of the reactor and, most probably, will look for the sources of financingamong the potential Russian investors. At the current stage, one may say that theprospects of building new power plant in Armenia are rather substantial.

Текст научной работы на тему «Перспективы атомной энергетики в Армении»

ПЕРСПЕКТИВЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В АРМЕНИИ

Севак Саруханян

Общее состояние энергетической сферы

С момента обретения независимости РА энергетическая безопасность стала занимать одно из ключевых мест в системе национальной безопасности Армении. Обусловлено это было тем, что армянская энергетическая отрасль наиболее пострадала от распада Советского Союза. Начавшийся конфликт вокруг Нагорного Карабаха привел к прекращению поставок энергоносителей по территории Азербайджана, а единственным путем поставок оказалась с начала 90-х переживающая политический кризис Грузия1.

Но сама энергетическая система Армении уже в конце 1980-х — еще в составе СССР — пережила глобальное изменение: в 1989г., в основном под давлением общественности* 1 2, власти Советской Армении приняли решение о закрытии двух действующих энергоблоков Мецаморской Армянской АЭС. Построенная во второй половине 1970-х станция, состоящая из двух реакторов ВВЭР-440, на тот момент обеспечивала производство порядка 80% электричества, потребляемого экономикой и населением Армении. Закрытие такого важного предприятия привело к структурному изменению энергетической отрасли, а основная тяжесть по производству электроэнергии легла на тепловые энерговы-

* Заместитель директора научно-образовательного фонда «Нораванк», главный редактор журнала «Глобус. Энергетическая и региональная безоапсность» (на армянском языке), кандидат политических наук, специалист по воросам энергетической и региональной безопасности на Южном Кавказе.

1 В советское время в Армению заходило 5 газопроводов, два — из Грузии, 3 — из Азербайджана. Через последние АрмССР получала около 80 % необходимого ей приридного газа. После 93-его и до 2008-ого грузинский маршрут импорта газа оставался единственным для Армении.

2 После спитакского землетрясения 1988г. многие представители творческой интеллигенции и лидеры зарождающегося движения за независимость начали активно внедрять в общественное сознание уверенность в том, что Мецаморская АЭС представляет огромную экологическую угрозу для страны и дальнейшее ее функционирование поставит Армению перед угрозой исчезновения. При этом никаких экспертных и профессиональных оценок перед закрытием АЭС не было сделано, а решение о прекращении деятельности двух энергоблоков было, скорее всего, политическим.

14

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

С Саруханян

рабатывающие мощности. В условиях стабильных поставок природного газа и мазута из разных частей СССР две крупные армянские ТЭС — Разданская и Ереванская — смогли обеспечить устойчивость энергетической системы Армении. Однако с прекращением поставок природного газа через территорию Азербайджана, нарушением стабильности функционирования газопровода, проходящего по территории Грузии, и приостановкой деятельности ж/д, связывающей Россию с Грузией и Арменией и проходящей по территории Абхазии, армянская энергетическая система претерпела коллапс. Его результатом стал энергетический кризис 1992-1994гг., когда энергетические мощности производили 10-15% электроэнергии, необходимой армянской экономике и населению.

В условиях энергетического кризиса рационализм и прагматизм, которые с ростом движения за независимость перестали играть какую-либо существенную роль в политических процессах в Армении (результатом чего и стало закрытие АЭС и представленных экологически опасными химических заводов), вновь стали фактором в процессе принятия политических решений независимой Арменией. Фундаментальные изменения в структуре армянской экономики начались с энергетической отрасли во многом именно по причине кризиса первых двух лет независимости.

Важнейшими составляющими таких изменений стали:

1. Решение правительства Республики Армения от 7 апреля 1993г. <<О начале восстановительных работ и возобновлении эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС»1.

2. Решение правительства Республики Армении от 9 сентября 1997г. о создании российско-армянского ЗАО «АрмРосгазпром». Компания была создана с целью увеличения объемов газоснабжения, строительства местных газопроводов, производства электроэнергии и транзита российского газа. Но самыми важными задачами компании стали восстановление энергетической инфраструктуры Армении и импорт природного газа по единственно функционирующему газопроводу, проходящему по территории Грузии.

Решение правительства Армении о создании совместного армяно-российского ЗАО «АрмРосгазпром», в котором доля российского «Газпрома» в течение лет была увеличена с 45% до 80%, стало важнейшим событием для армянской энергетики. За прошедшие годы компания сумела добиться субсидируемого «Газпромом» низкого ценового режима, что дало армянской экономике * 15

1 Первый энергоблок восстановлению не подлежал во многом по причине того, что за 4 года после закрытия АЭС большая часть оборудования с данного энергоблока была демонтирована с самыми разными целями.

15

С. Саруханян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

возможность быстро восстановиться во внерыночном режиме. Сама компания инвестировала около $1 млрд. в восстановление армянской газотранспортной системы, в строительство новых местных газопроводов, а также армянского участка газопровода Иран-Армения, который создал альтернативный грузинскому маршрут импорта природного газа в Армению.

Вопрос устойчивости энергетической системы после кризиса начала 90-х занимает важнейшее место в политике по обеспечению национальной безопасности страны, проявлением чего является его особое место в «Стратегии национальной безопасности Республики Армения»1. В ней, в качестве фактора, обеспечивающего энергетическую независимость Армении, названы армяно-российские отношения, что по сути и отражает стратегический и долгосрочный характер армяно-российского энергетического сотрудничества.

Сегодня для Армении, которая является единственной экспортирующей электроэнергию региональной страной, стратегическое значение имеет строительство новых энерговырабатывающих мощностей, которые должны обеспечить стабильность системы после закрытия Армянской АЭС в 2016г. и нарастить объемы экспорта электроэнергии. Среди них [1]:

1. строительство нового энергоблока на Армянской АЭС с мощностью более 1000 МвТ;

2. возведение 5-го энергоблока Разданской ТЭС с мощностью 440 МвТ1 2;

3. инсталляция новой газотурбинной установки с мощностью более 200 MвТ на Ереванской ТЭС3;

4. строительство новых ГЭС с мощностью 1100 МвТ;

5. возведение ветряных станций с общей мощностью более 200 МвТ.

Важнейшим событием для Армении стало строительство газопровода Иран-Армения, который может обеспечивать РА поставками природного газа объемами до 2,3 млрд. кубометров в год, что примерно равняется годовому потреблению страны. Несмотря на то, что сегодня Армения, в условиях стабильной работы проходящего по территории Грузии газопровода, в иранском газе не нуждается, а газ, получаемый из данного газопровода, будет использован для производства электричества с целью его дальнейшего экспорта в Иран, в случае форс-мажора с поставками российского газа в Армению данный трубопровод может обеспечить стабильное функционирование армянской экономики. Газопровод Иран-Армения, тем самым, не является альтер-

1 «Стратегия национальной безопасности Республики Армения» утверждена Советом безопасности при Президенте Республики Армения 26-го января 2007г. и подписана Президентом РА.

2 Работы завершатся в середине 2010г.

3 Работы завершатся к концу 2010г.

16

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

С Саруханян

нативой российскому газу до тех пор, пока его поступление в Армению осуществляется в стабильном режиме.

Несмотря на то, что энергетическая отрасль Армении за прошедшие годы окрепла и в стране созданы механизмы, обеспечивающие ее устойчивость, она в течение ближайших лет вынуждена будет решать важнейшую стратегическую задачу: строительство нового энергоблока на Армянской АЭС.

Важность атомной энергетики и проект нового энергоблока

Перезапуск второго энергоблока Армянской АЭС в 1995г. решил вопрос обеспечения населения и экономики электроэнергией. В дальнейшем ЗАО «АрмРосгазпром» смог достичь стабильности поставок природного газа в Армению, что повысило уровень энергетической безопасности страны. Однако, несмотря на стабильность работы армянских ТЭС и крупнейшей Воротанской ГЭС1, атомная энергетика до сегодняшнего дня остается основой армянской электроэнергетики, производя около 40% всего электричества Армении.

С самого начала перезапуска Армянской АЭС многие европейские страны, а потом и ЕС выразили обеспокоенность по поводу ее безопасности, так как ядерный реактор станции в Мецаморе фактически является единственным, перезапущенным после его полной конверсации. С конца 1990-х годов вопрос повторного закрытия Армянской АЭС занимал важное место в отношениях Еревана с европейскими столицами. В 2003г. армянское правительство, стремясь обеспечить стабильность поставок ядерного топлива для АЭС, а также постоянный профессиональный уход за оборудованием и безопасностью станции, передало ее в доверительное управление «Интер РАО ЕЭС». Несмотря на то, что уже около 7 лет за безопасность Армянской АЭС отвечает крупнейшая российская компания, постоянные требования со стороны ЕС закрыть станцию по соображениям безопасности не прекращаются.

В 2007г. «Евроатом» начал официальные переговоры с Министерством энергетики Армении по поводу нахождения механизмов закрытия станции, однако технический формат переговоров не смог решить самую главную проблему: что получит Армения взамен закрытия. Речь идет об альтернативных тепловых, гидро- и ядерных энерговырабатывающих мощностях. Ни со стороны «Евроатома», ни со стороны ЕС армянской стороне реальных предложений по финансированию строительства альтернативных мощностей не поступало. Европейская сторона Армении предложила свой максимум содействия, который озвучил начальник главного управления Еврокомиссии по внешним связям со странами Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии Хьюг Мин- * 17

1 Обеспечивает около 8% производства электроэнергии в стране.

17

С. Саруханян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

гарелли в Ереване во время 6-ого заседания комиссии сотрудничества «Арме-ния-ЕС»: «Если правительство Армении предпримет шаги по закрытию в кратчайшие сроки Армянской АЭС, то Евросоюз проведет международную конференцию стран-доноров с целью изыскания необходимых для этого средств» [2]. Речь фактически идет исключительно о финансировании работ по безопасному закрытию станции.

Между тем армянская сторона уже в 2005г. на уровне президента и премьера объявила, что единственной альтернативой закрытия действующего реактора будет строительство нового. Такая позиция Армении заслужила критику со стороны ЕС, однако неготовность европейских структур предложить другие проекты и финансировать их реализацию привела к изменению европейской позиции по новому реактору. В конце 2006г. посол Еврокомиссии в Грузии и Армении Торбен Хольце признал оправданным желание строительства нового реактора вместо действующего1.

Не исключено, что европейская политика по новому энергоблоку была обусловлена тем, что Армения имеет возможность создать теплоэнергетические мощности, аналогичные ядерным. В 2010г. будет сдан в эксплуатацию пятый энергоблок Разданской ТЭС мощностью 440 МвТ., то есть практически с такими же параметрами, которые имеет подлежащий закрытию энергоблок с реактором ВВЭР-440. Кроме этого, в Армении реализуется ряд других проектов, которые могут компенсировать закрытие АЭС, среди которых — строительство малых и больших ГЭС, крупнейшая из которых будет возведена Арменией и Ираном на реке Аракс с запланированной мощностью 400 МвТ.

Однако проблема наличия атомного энергетического реактора для Армении не является сугубо технической. Она связана с двумя важными факторами:

1. Региональное положение. Разразившийся после распада СССР энергетический кризис в Армении показал, что коллапс энергетической системы может наступить не из-за отсутствия энерговырабатывающих мощностей, а из-за невозможности импорта энергоносителей. Природный газ, который после ядерного топлива является вторым по значимости энергетическим сырьем для Армении, в страну поступает по территории нестабильной Грузии, в которой риск начала новой волны дестабилизации очень высок, и из Ирана, который завтра или днем позже имеет шансы стать новым центром региональных конфликтов. При закрытых границах с Турцией и Азербайджаном Армения фактически находится в подвешенном от состояния дел в Грузии и Иране положении. При нормализации же отношений с Азербайджаном и Турцией нельзя ожидать, что после затяж- 18

1 См. [2].

18

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

С Саруханян

ного конфликта с Ереваном эти две страны в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе могут стать его надежными энергетическими партнерами. Если завтра природный газ невозможно будет получать ни с юга, ни с севера, Армения, при отсутствии АЭС, может пережить точно такой же кризис, который она пережила в 1993-1995гг. Поэтому строительство нового реактора, получение топлива для которого не зависит от транзитной политики Грузии или Ирана, для Армении представляет особую важность.

2. Энергетический бизнес. Уже сегодня Армения производит электроэнергию в объемах, превышающих ее потребности. Экспорт электроэнергии в Грузию на протяжении 10 лет приносит армянской стороне пусть небольшой, но все-таки доход и создает заинтересованность грузинской стороны в поддержании с Арменией хороших отношений. С открытием армянотурецкой границы у Еревана появится возможность выйти на рынок электроэнергии Турции, восточные провинции которой испытывают большую нехватку в электричестве, а некоторые их части только начинают электрифицировать. Очевидно, что когда вместо ВВЭР-440 в Армении появится новый реактор, более чем вдвое мощнее старого, возможности для экспорта электроэнергии у Армении резко возрастут. С этой точки зрения новый реактор может стать для страны и ее партнеров, которые будут инвестировать в строительство новой станции, хорошим бизнес-проектом. То есть сугубо с экономической точки зрения новый реактор будет ориентирован на открытие армяно-турецкой границы1.

Юридически армянская сторона вопрос строительства новой АЭС вынесла на рассмотрение парламента, который 27 октября 2009г. в третьем окончательном чтении принял законопроект <<О строительстве в Армении нового атомного энергоблока», позволяющий строительство нового энергоблока с мощностью до 1200 МвТ.

Самой большой проблемой для армянской стороны до последнего времени можно было бы считать нахождение инвесторов для строительства нового энергоблока. С самого начала обсуждения возможных источников финансирования назывались самые разные страны и организации: США, Россия, Франция, Азиатский банк реконструкции и развития и т.д. Премьер-министр Армении по этому поводу сказал: «Есть очень серьезная заинтересованность этим проектом. Вообще, в мире строительство атомных станций ограничено, реакторы на 10 лет 19

1 Скорее всего, этим можно объяснить адресованное приглашение турецкой стороне принять участие в строительстве станции, которое сделал премьер-министр Армении Тигран Саркисян весной 2009г.

19

С. Саруханян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

уже зарезервированы, в том числе и в России. Известно, где и кто строит, а желающих участвовать в инвестициях — очень много, особенно сегодня, когда у многих инвесторов есть деньги и они не знают, в какие проекты вкладывать»1.

Однако в реальной плоскости никакого заметного интереса к атомному проекту Армении ни одна страна, кроме России, не выказала. Связано это, скорее всего, с тем, что сегодня видимого бизнес-интереса вокруг нового энергоблока не возникло: вопрос открытия армяно-турецкой границы еще не решен, неизвестна реальная доля финансирования проекта с армянской стороны, а также источники, из которых Армения будет финансировать эту долю, до конца не уточнены другие риски. Немаловажную роль в скудном интересе к проекту сыграло и то, что армянская сторона ищет как инвестора строительства, так и компанию, которая будет строить станцию, фактически стремясь предоставить только площадку под строительство. В этих условиях завлечь инвестора можно только двумя путями:

• показывая, что его инвестиции сравнительно быстро окупятся и в сравнительно не очень далекой перспективе будет возможно получить доход;

• используя не экономическое, а политическое значение проекта, оставляя в стороне такие категории, как очевидная окупаемость и большие доходы.

С полной уверенностью можно сказать, что армянская сторона преуспела именно во второй части, так как по первой очевидных инструментов и аргументов у нее не было. Решению вопроса финансирования строительства нового энергоблока явным образом поспособствовали российско-армянские отношения и стратегический интерес России в укреплении собственных позиций на региональном энергетическом рынке. Речь тут не только об Армении, но и о Турции и Иране, куда в дальнейшем может быть экспортирована электроэнергия, вырабатываемая на новом энергоблоке Армянской АЭС. Сегодня Армения — единственная региональная страна, имеющая потенциал для такого экспорта. Со строительством нового энергоблока этот потенциал может только возрасти.

Практически на всех армяно-российских переговорах на высшем уровне обсуждался вопрос строительства нового энергоблока армянской АЭС. В итоге 3 декабря 2009г. правительство Армении одобрило проект решения о создании ЗАО для строительства нового блока Армянской (Мецаморской) АЭС. В ЗАО в равных долях вошли российская компания «Атомстройэкспорт» и армянская сторона в лице министерства энергетики и природных ресурсов. Реактор нового блока Армянской АЭС, мощностью 1060 МВт, со сроком эксплуатации 60 лет, как было объявлено во время заседания правительства, будет российского про- 20

1 ИА «Арка», 19 октября, 2009.

20

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

С Саруханян

изводства. Как заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян, «принимается политическое решение — даем согласие на создание совместного с нашими российскими партнерами предприятия с равными долями участия»1.

Проект нового энергоблока, строительство которого планируется начать уже в следующем году, по предварительным данным может обойтись до $5 млрд. Предположительно половина работ будет финансироваться компанией «Атомстройэкспорт», а другая часть — армянской стороной, которая, скорее всего, получит отдельный кредит от РФ для финансирования своей части затрат. На станции, по всей видимости, будет установлен реактор ВВЭР-1000.

Другим, не менее важным аспектом в ядерной сфере можно назвать армяно-российский проект по поиску урановых руд в РА. В 2008-м году было создано совместное предприятие по геологоразведке, добыче и переработке урана на территории Армении — ЗАО «Армяно-российская горнорудная компания», которая в 2009 году начала полевые работы в Сюникской области РА, где, как предполагается, есть залежи урана. По самым разным прогнозам, запасы урана в Армении колеблются от 10 до 60 тыс. тонн. Армения в 2008г. официально присоединилась к международному центру по обогащению урана в Ангарске, где планируется перерабатывать добытый в Армении уран. Российская сторона выделила ЗАО «Армяно-российская горнорудная компания» на геологоразведку урана $3 млн. Уставной капитал СП состоит из 300 простых именных акций по 150 акций у каждой стороны с номинальным уставным капиталом около $300 тыс. [3].

По этому вопросу одной из самых чувствительных проблем является вывоз урана из Армении в Ангарск для дальнейшей переработки. Отсутствие железнодорожной связи у Армении с внешним миром (кроме Грузии) затрудняет экспорт в крупных объемах. Теоретически, для вывоза могут быть использованы грузинские порты, однако российско-грузинские отношения в данном случае могут сыграть свою отрицательную роль. В будущем возможность для экспорта урана может появиться благодаря строительству железной дороги из Армении в Иран, но стороны пока еще никаких конкретных соглашений о нем не подписали. С другой стороны, неизвестно, когда экспорт радиоактивных материалов по территории Ирана, могущих быть использованными в военных целях, станет допустимым для международного сообщества.

Хотя работы «Армяно-российской горнорудной компании» проходят в интенсивном режиме, говорить о скорой добыче урана в Армении еще рано. 21

1 http://www.regnum.ru/news/1231523.html

21

С. Саруханян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

Заключение

1. Для Армении вопрос обеспечения энергетической безопасности занимает центральное место в системе национальной безопасности. Благодаря этому за прошедшие годы страна продвинулась в стабилизации и обеспечении развития энергетического сектора страны, создав новые мощности и диверсифицировав маршруты доставки энергетического сырья.

2. Однако, несмотря на достигнутые результаты, Армения продолжает быть зависима — энергетически и политически — от атомной энергетики, которая на сегодняшний день является «хребтом» национальной энергетической системы. Поэтому вопрос закрытия действующего энергоблока Армянской АЭС представляет угрозу энергетической безопасности Армении, если не будет создана альтернативная мощность.

3. Исходя из этого, решение о строительстве нового атомного энергоблока отвечает интересам Армении, а в дальнейшем обеспечит энергетическую безопасность страны и создаст возможности для экспорта электроэнергии. Важно отметить, что окупаемость строительства станции напрямую связана с армяно-турецким диалогом, который может привести к началу экспорта вырабатываемой новым энергоблоком электроэнергии в Турецкую Республику.

Апрель, 2010г

Источники и литература

1. Карапетян К, Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности южнокавказского региона // 21-й Век, # 4(22), 2008, с. 23 (на армянском языке).

2. Деловой Экспресс — Экономический еженедельник Армении // №24 (632), 30 июня — 6 июля 2005г.

3. Мовсесян Г, Будущее Армении — в развитии ядерной энергетики // Республика Армения, № 093 (479), 22 декабря 2006г.

4. Аванесов А, Кто будет строить новую АЭС в Армении // Мировая энергетика. № 1 (60), январь 2009г. 22

22

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

С Саруханян

THE PROSPECTS OF NUCLEAR ENERGY IN ARMENIA Sevak Sarukhanyan

Resume

Armenia had faced the change of the energy system already before the independence. By the decision of the government of the Armenian SSR two operating reactors of the Armenian Nuclear Power Plant, which had been the basis of the energy system of the Soviet Armenia, were shut down. After shutting down the Nuclear Power Plant the thermal energy became the basis of the Armenian energy system and such a state of things has changed only after restarting second power generating unit of the Metzamor Nuclear Power Plant.

In 2016 shutting down of the working power generating unit of the Nuclear Power Plant will have to start which will cause new changes in the energy system of Armenia. Despite the fact that the alternative capacities are created in the country and the gas supplies through the territory of Georgia and from Iran are carried out in a stable mode, Armenia needs new nuclear energy reactor which will lower the risks for the national energy sector proceeding from regional processes and relations.

The interest of the Russian party in new Nuclear Power Plant in Armenia caused the establishment of Armenian-Russian joint venture which will undertake the building of the reactor and, most probably, will look for the sources of financing among the potential Russian investors. At the current stage, one may say that the prospects of building new power plant in Armenia are rather substantial. 23

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.