Научная статья на тему 'Республиканская энергетическая система как объект управления'

Республиканская энергетическая система как объект управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аветисян Гайк Варданович

В статье рассматривается энергетическая система республики Армения, обосновывается необходимость разработки механизма управления организацией взаимодействия в энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLICAN ENERGY SYSTEM AS A CONTROL OBJECT

The article deals with the energy system of the Republic of Armenia, the necessity of establishing a framework of organizational management cooperation in the energy sector.

Текст научной работы на тему «Республиканская энергетическая система как объект управления»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

УДК 620.9

Г.В. Аветисян

Gayk Avetisyan

Будучи по территории самой малой республикой бывшего СССР, Армения в то же время имеет довольно развитую электрическую сеть (страна полностью электрифицирована). Активно идет процесс газификации страны. В течение последнего десятилетия проводимая политика реструктуризации энергетического рынка и приватизации энергетических объектов позволила активно вовлечь в энергосистему значительное количество частных компаний, функционирующих наравне с государственными.

По прогнозам Министерства энергетики и природных ресурсов РА, ожидаемый в 2030 г. спрос на электроэнергию (с учетом экспорта) может достичь 23 млрд кВт.ч (по оптимистичному сценарию). Для обеспечения прогнозных потребностей в электроэнергии Правительство РА выработало стратегические приоритеты и направления развития энергосистемы с указанием инвестиционных программ, позволяющих обеспечить реализацию этой стратегии [2].

В перспективном развитии особое внимание уделяется вопросам расширения интеграции Армении в региональные энергетические рынки. Армянская энергосистема обладает значительными возможностями как по поставке в соседние страны базисной электроэнергии, так и по обеспечению ее транзитных перетоков.

Армянская энергетическая система - это сложный комплекс, включающий электростанции, котельные, электрические и тепловые сети которые связанны общностью режима работы на территории все республики.

Функционирование электроэнергетического рынка Армении основано на Законе РА «Об энергетике». Управляет электроэнергетическим комплексом Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армении. В настоящее время экономические отношения между субъектами хозяйствования в электроэнергетике Республики строятся по схеме «единственный покупатель-продавец», роль которого выполняет ЗАО «Армянские электрические сети». Действует система прямых договоров купли-продажи между генерирующими компаниями.

Государственная политика в области электроэнергетики осуществляется Правительством Республики Армения, в лице Министерства энергетики и природных ресурсов и Комиссией по регулированию общественных услуг.

Регулирование области энергетики - это часть государственной политики, целью которой является сбалансирование интересов потребителей и лицензиатов, создание равных условий для деятельности лицензиатов и содействие формированию и развитию конкурентного рынка путем уста-

© Аветисян Г.В., 2015

новления правил функционирования рынков электрической и тепловой энергии и природного газа, регулируемых тарифов и лицензионных условий.

Регулирование в области энергетики Республики Армения осуществляет комиссия, которая действует на основании полномочий, предоставленных ей законом и которая: самостоятельна в пределах этих полномочий. Вопросы регулирования рынка, путем установления тарифов и выдачи лицензий на деятельность, находятся в ведении Комиссии по регулированию общественных услуг РА. Рынок разделен на три сектора: производство, передача и распределение. Основными «игроками» рынка являются:

1. генерирующие компании:

- Армянская атомная электрическая станция (АЭС) - государственная компания;

- Разданская ТЭС - частная компания;

- Ереванская ТЭС - государственная компания;

- Севан-Разданский каскад гидроэлектростанций (ГЭС) - частная компания;

- Воротанский каскад ГЭС - государственная компания;

- Малые ГЭС и ветряная электрическая станция (ВЭС) - частные компании;

2. передающая компания - ЗАО «Высоковольтные электрические сети» - является государственной компанией, передающей (транспортирующей) выработанную на станциях электроэнергию к распределительной сети, а также обеспечивающей импорт/экспорт с соседними энергосистемами;

3. распределительная компания - ЗАО «Электрические сети Армении» - частная компания, которая является единственным покупателем электроэнергии у всех генерирующих компаний и единственным продавцом электроэнергии абонентам на всей территории Армении по тарифам, утвержденным Комиссией по регулированию общественных услуг РА.

Помимо перечисленных участников рынка, следующие государственные компании вовлечены в предоставление системных услуг.

Оператор энергосистемы (Национальный диспетчерский центр) ответственен за обеспечение технически допустимых установившихся режимов работы системы, а также за немедленную ликвидацию аварийных режимов и их быстрое восстановление до допустимого послеаварийного режима.

Расчетный центр, посредством системы АСКУЭ (Автоматизированная система контроля и учета электроэнергии), обеспечивает сбор и обработку данных по потокораспределению в электрической сети и техническим параметрам режима, а также предоставляет обработанную информацию другим участникам рынка.

Основополагающим фактором, сформировавшим энергетическую политику Республики Армения, являются уроки жесточайшего энергетического кризиса 90-х годов. Ни по своей тяжести и масштабам, ни по радикальности предпринятых мер по преодолению кризиса нет аналогов в истории постсоветских республик.

С 1991 г., после распада СССР и вследствие политических событий вокруг Нагорно-Карабахской Республики (НКР), из-за блокады Армении и частых повреждений магистрального газопровода энергетика страны переживала острый энергетический кризис. Разрушение энергосистемы новоиспеченного независимого государства Армении было связано с закрытием обоих энергоблоков Мецаморской (Армянской) АЭС, а также тем, что перестали функционировать железнодорожные пути и газопроводы из соседних Азербайджана и Грузии в Армению.

После произошедшего в 1988 г. в северных районах Армении (г. Спитак) землетрясения атомная станция полностью сохранила свою работоспособность. Надежность оборудования и правильные действия персонала позволили избежать аварии, а также паники среди неквалифицированного персонала и мирного населения. Однако Совет Министров СССР и Совет Министров Армянской ССР приняли решение об остановке Армянской АЭС в связи с большой опасностью ее работы в условиях сейсмически неустойчивой зоны и вероятностью повторных толчков. До своей остановки ААЭС выработала 48 446 млн кВт-ч электроэнергии.

Учитывая энергетическую ситуацию, блокаду транспортных коммуникаций и отсутствие собственных энергоносителей, Правительство независимой Республики Армения 7 апреля 1993 года

принимает решение: «О начале восстановительных работ и возобновлении эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС».

Перезапуск второго энергоблока Армянской АЭС, осуществленный в 1995 г., решил вопрос обеспечения населения и экономики электроэнергией. Армянская АЭС производит от 30 до 40 % всей электроэнергии в стране и, несмотря на стабильность работы ТЭС и крупнейшей Воротанской ГЭС8, является основой электроэнергетики страны. После повторного пуска ААЭС выбросы в окружающую среду уменьшились в 2,5 раза по сравнению с периодом до 1989 г. Это обстоятельство объясняется тем, что в период подготовки к повторному пуску на Армянской АЭС огромное внимание уделялось безопасности станции и, в частности, радиационной безопасности.

Кризис был преодолен, но память о нем заставляет сегодняшние власти Армении выстраивать особую энергетическую дипломатию, дабы не оказаться в той же прискорбной ситуации. А ситуация вполне может повториться, учитывая существующие геополитические реалии. Армения находится в двухсторонней блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Следовательно, об энергетическом сотрудничестве с ними говорить не приходится. Основной поставщик энергоносителей в Армению -Россия - не имеет с ней общих границ. Транспортировка сырья происходит через Грузию, внешняя ориентация которой явно не прокремлевская. Таким образом, стабильность и благосостояние армянской энергосистемы напрямую зависят от российско-грузинских отношений [1].

Эти уроки помогли сформировать четыре базовых принципа энергетической политики Армении, которые зафиксированы во всех официальных документах республики.

1. Диверсификация первичных энергоносителей, путей их доставки и структуры генерирующих мощностей.

2. Эволюционное развитие атомной энергетики.

3. Использование местных возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности.

4. Активная региональная интеграция.

Превращение Армении из энергодефицитной в недалеком прошлом в энергоизбыточную страну стало возможным, в первую очередь, благодаря решительному реформированию отрасли, непрекращающейся поддержке энергетического сектора РА со стороны международных организаций и финансовых институтов (Всемирный Банк, ЕБРР, KfW и др.) и правильному выбору стратегических партнеров в энергетике.

Сегодня энергетический сектор Армении - это динамично развивающийся сектор экономики. Энергетическую глобализацию можно наблюдать в Армении самым непосредственным образом. Так, с помощью российских партнеров был запущен пятый блок Разданской ТЭС, с помощью японских коллег - современная газотурбинная станция на Ереванской ТЭЦ, а с помощью европейских коллег модернизированы гидростанции Воротанского каскада, строится новая, третья по счету высоковольтная линия с Ираном класса 400 кВт, несколько десятков высоковольтных подстанций и многое другое. Наконец, энергетическая доктрина Армении прямо указывает, что региональная интеграция является одним из 4 столпов ее энергетической политики. Газопроводы из России и Ирана, активный региональный обмен потоками электроэнергии с Грузией и НКР, три межсистемные высоковольтные линии с Ираном, лучшая на Южном Кавказе система СКАДА и многое другое. Однако вследствие ряда объективных и субъективных причин не все базовые принципы энергетической политики были реализованы в Армении с одинаковой глубиной и темпом.

Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности страны является использование местных возобновляемых источников энергии. Возобновляемые источники энергии - это солнечная, ветряная, гидро- и геотермальная энергия, возобновляемая без очевидного истощения в ходе использования, а также это бросовое тепло, энергия от растительной или животной биомассы, включая биогаз, и энергия от промышленных и бытовых отходов.

В Республике Армения наиболее используемыми возобновляемыми источниками энергии являются гидроэнергоресурсы. Гидроэлектростанции с установленной мощностью до 10 мвт относятся к малым гидроэлектростанциям.

Для использования гидропотенциала крупных рек намечается строительство 3 гидроэлектростанций: Лориберд ГЭС суммарной мощностью 65 МВт на реке Дзорагет, пропускной способностью

200 млн кВт-ч.; Шнох ГЭС мощностью 75 МВт на реке Дебет, пропускной способностью 300 млн кВт-ч.; Мегринская ГЭС мощностью 128 МВт, на приграничной с Ираном реке Аракс, пропускной способностью 774 млн кВт-ч.

Для солнечной Армении, как энергозависимой страны, большое значение имеет развитие альтернативных источников энергии, тем более что для этого имеются благоприятные климатические условия.

Первая сетевая ветроэлектростанция с установленной мощностью 2,64 МВт была построена в 2005 г. на средства финансового гранда, предоставленного Исламской Республикой Иран. В перспективе ожидается, что до 2025 г. в Армении будут эксплуатироваться ВЭС суммарной установленной мощностью до 200 МВт.

Конечно, доля солнечной и ветровой отраслей в общей энергосистеме ничтожна мала. В настоящее время и в среднесрочной перспективе альтернативная энергетика в Армении не может составить серьезную конкуренцию традиционной.

В настоящее время в результате неэффективного управления энергетике опять грозит кризис. Такая прибыльная компания как ЗАО «Электрораспределительные сети Армении» («ЗАО «ЭСА» принадлежит российской РАО ЕЭС) в течение нескольких лет работает с убытками. Согласно официальным данным, фактические потери электроэнергии составили в 2014 г. 14,5 %, вместо запланированных 12,5 %, а сверхпотери в 2 % в год составляют около 5 млрд драмов (1 долл. США = 470 драм). Компания накопила огромные долги перед госпредприятиями Армении, производящими электроэнергию, - в размере 15,8 млрд драмов, а также перед банками - порядка 220 млн долл. Общая задолженность энергосистемы, включая долги перед банками, предприятиями, а также долговременные кредитные обязательства, составляет порядка 600 млн долл.

Но проблема не только в неэффективном управлении ЗАО «ЭСА». Эксперты обеспокоены отсутствием должного контроля над деятельностью энергетических предприятий, в том числе и иностранных, нецелевым использованием кредитов, которые должны быть в первую очередь направлены на модернизацию системы. По их мнению потери электроэнергии никуда не исчезают, просто разворовываются. И именно это является показателем неэффективного управления в системе. Для исправления этой неутешительной ситуации необходимо предпринять реальные шаги для повышения эффективности работы энергосистемы и ее управления. Однако это на настоящий момент не представляется возможным, так как проблемы в энергетике стали частью системного кризиса, поразившего всю экономику страны.

Нам становится очевидным, что одним из выходов из возможного энергетического тупика является стабильное функционирование и развитие ядерной энергетики в Республике. Несмотря на то, что эта отрасль энергетики обходится Армении намного дороже, чем могла бы обойтись при других обстоятельствах, она служит гарантом национальной безопасности.

Мы считаем, самой большой проблемой можно считать привлечение инвесторов для строительства нового энергоблока АЭС. С самого начала обсуждения в качестве возможных источников финансирования назывались разные страны и организации: США, Россия, Франция, Азиатский банк реконструкции и развития и т.д. По этому поводу премьер-министр Армении Т. Саркисян сказал: «Есть очень серьезная заинтересованность этим проектом. Вообще, в мире строительство атомных станций ограничено, реакторы на 10 лет уже зарезервированы, в том числе и в России. Известно, где и кто строит, а желающих участвовать в инвестициях очень много, особенно сегодня, когда у многих инвесторов есть деньги и они не знают, в какие проекты их вкладывать» [3].

Но, как мы видим, в реальности никакого заметного интереса к атомному проекту Армении ни одна страна, кроме России, не выказала. Это, скорее всего, связано с тем, что сегодня видимого бизнес-интереса вокруг нового энергоблока не возникло; не решен вопрос открытия армяно-турецкой границы, а также неизвестна реальная доля финансирования проекта со стороны Армении. Кроме того, не определены источники финансирования этой доли и не уточнены до конца другие возможные факторы риска.

В этих условиях Армения попыталась привлечь инвесторов, сделав упор не на экономическое, а на политическое значение проекта. Решению вопроса о финансировании строительства нового

энергоблока весьма поспособствовала стратегическая заинтересованность России в укреплении своих позиций на региональном энергетическом рынке.

Электроэнергия, вырабатываемая новым энергоблоком Армянской АЭС, в дальнейшем может быть экспортирована в Турцию и Иран. На сегодняшний день РА является единственной страной региона, имеющей потенциал для подобного экспорта: установленная мощность армянской энергосистемы после строительства АЭС может достичь почти 5000 МВт (при этом количество максимально готовой к потреблению энергии составит 1500 МВт).

1 января 2015 г. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу России, Белоруссии и Казахстана. Соответствующий договор был подписан 10 октября 2014 г. в Минске на заседании Высшего евразийского экономического совета.

Вступление в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) дает Армении много преимуществ, в том числе и в энергетической сфере. Пятого февраля 2015 г. в Москве было подписано соглашение, согласно которому РФ предоставляет Армении кредит в 270 млн долл. и 30 млн долл. в качестве гранта на продление срока эксплуатации действующего блока ААЭС.

Армянская АЭС будет подготовлена к остановке для проведения ремонтных работ к весне 2017 г., что позволит продлить срок эксплуатации станции до 2026 г.

Таким образом, на сегодняшний день энергетика Армении не в состоянии развиваться без посторонней помощи. Четко понимая свою роль в большой геополитической игре, нужно постараться обратить в свою пользу интересы ее участников и вынести из сложившейся ситуации максимум выгоды для национальных интересов. Разработка новых механизмов управления организацией взаимодействия всех заинтересованных сторон даст возможность привлечения дополнительных инвестиций для развития различных отраслей энергетики Республики. Причем, чем больше спектр инвесторов, тем больше шанс стать одним из ключевых игроков на энергетической карте.

Библиографический список

1. Марабян, Е. Энергетическая головная боль Армении: обреченность на зависимость или светлое независимое будущее [Электронный ресурс] / Е. Марабян. - Режим доступа : http://www.diplomat.am/load/public/1/5-1-0-608 (дата обращения : 12.12.2014).

2. Саркисян, В. О. Армянская энергосистема : современное состояние, перспективы развития, вопросы региональной интеграции / В. О. Саркисян, Т. С. Гнуни // Евразийская экономическая интеграция. - 2009. -№ 4(5).

3. Саруханян, С. Энергетическая безопасность Армении : основные достижения и вызовы / С. Саруханян // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - № 3. - Том 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.