Научная статья на тему 'Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности Южного Кавказа'

Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности Южного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карен Карапетян

Проблема обеспечения энергетической безопасности и достаточных энергетиче-ских ресурсов – один из глобальных вызовов современности. В статье анализиру-ется имеющийся у Армении потенциал в плане противодействия этому вызову, атакже возможности и перспективы создания либерального энергетического рын-ка в регионе. В материал включены показатели, характеризующие экономику ипромышленность.В этом контексте было изучено нынешнее состояние энергетической системыРеспублики Армения, а также осуществленные в отрасли реформы и их результа-ты. Прогнозируемый спрос на электроэнергию и имеющиеся в Армении соответ-ствующие мощности позволяют рассматривать нашу республику как стержневогоучастника регионального энергетического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role Of Armenia In Energy Security Ensuring For South Caucasus

Today energy is one of the key themes discussed in the context of the future worlddevelopment. Contemporary global challenges demand the solution for the complexproblem of the development and support of the stable schemes in satisfying the demandfor energy resources and providing for continuous and efficient energy supply.The solution of the foregoing problem, in a point of fact, will become a serious contributionto the energy safety of the countries, to the decrease of the risk of price rise andprice stagger on fuel resources, to the decrease of the risk of climate changes and to theensuring of economic development, job creation and environment protection.Energy industry of Armenia has become one of those spheres of economywhere the reforms were carried out rather bravely. Today according to the estimateof the established international organizations’ (International Monetary Fund, WorldBank and etc) Armenia takes a leading position among the countries of South Caucasusregion on the level and profundity of the reforms in energy directed to the creationof the liberal energy market which at current moment effectively provides protectionof interests of the final consumers, equal status for implementation of economicactivity and the protection of foreign investors.The strategy of economic development of Armenia rests on the principals ofdiversification of business and production, investments in human capital and innovations.But it would be very difficult to implement the above-mentioned policy of thegovernment of the RA, which have proclaimed that they are proceeding to the secondcrucial phase of the reforms in the country, without efficient work of energeticsphere of the republic, which is in fact a strategic branch of economy.The demand in energy resources is growing swiftly and Armenia, which issituated in one of the most difficult and, at the same time, one of the most interestingregions of the world, have not avoided those global tendencies either. The regionof South Caucuses and its neighbouring countries (Turkey and Iran) are on the crossingof oil and gas energetic projects. The existence of hydrocarbon resources in anumber of the countries of the region and its proximity to the biggest energy resourcesmarkets and economic centres, which demonstrate high rates of industrialgrowth and increase in demand for oil and gas, makes that region very attractive forinternational capital.What is the place of Armenia on the energy map of the region? What shouldbe a guiding line for Armenia amid global resource competition, including companiesfrom the countries, which do not have enough hydrocarbon resources to providetheir economic development? What should be at the heart of regional energeticsecurity? The answers on those questions play a key role for elaboration of the efficientpolicy of Armenia oriented on the consumption of new in qualitative sense exportpolicy in the sphere of energetic.

Текст научной работы на тему «Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности Южного Кавказа»

РОЛЬ АРМЕНИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО КАВКАЗА

Карен Карапетян

Проблема обеспечения энергетической безопасности и достаточных энергетических ресурсов - один из глобальных вызовов современности. В статье анализируется имеющийся у Армении потенциал в плане противодействия этому вызову, а также возможности и перспективы создания либерального энергетического рынка в регионе. В материал включены показатели, характеризующие экономику и промышленность.

В этом контексте было изучено нынешнее состояние энергетической системы Республики Армения, а также осуществленные в отрасли реформы и их результаты. Прогнозируемый спрос на электроэнергию и имеющиеся в Армении соответствующие мощности позволяют рассматривать нашу республику как стержневого участника регионального энергетического рынка.

Энергетическая сфера одна из тех стержневых отраслей, проблемы которой обсуждаются в контексте как текущего, так и перспективного развития мировой экономики. Нынешние глобальные вызовы требуют, чтобы комплексно был решен вопрос обеспечения спроса на энергоресурсы и решена проблема развития стабильных схем бесперебойных и эффективных поставок этих ресурсов. Решение этой проблемы, по сути, станет серьезным вкладом в обеспечение энергетической безопасности страны (или региона), позволит уменьшить зависимость от цен на топливно-энергетические ресурсы и колебания цен на них, минимизировать риски, возникшие вследствие изменения климата, а также обеспечить стабильность экономического развития, решить задачи создания новых рабочих мест и сохранения окружающей среды.

В основу стратегии экономического развития Армении в настоящее время заложены принципы диверсификации предпринимательства и производства, инвестиций в человеческий капитал и развитие инноваций. Однако вместе с тем очевидно, что правительству Республики Армения, провозгласившему о своей решимости вступить в этап осуществления рыночных реформ второго поколения, будет очень сложно осуществлять социально-экономическую политику без эффективной и бесперебойной работы энергосистемы страны.

3

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Таблица 1

Показатели развития инфраструктур в некоторых странах за 2004г. [1, р. 10]

Страна Электроэнергия Железная дорога Дороги Коммуникации Водоснабжение и водоотвод Все инфраструктуры

Албания 3-է 2 2 3+ 1 2

Армения 3+ 2 2+ 2+ 2 2+

Азербайджан 2+ 2+ 2+ 2-էէ 2 2

Беларусь 1 1 2 2 1 1 +

Босния-Герцеговина 3 3 2 3+ 1 2+

Болгария 4-է 3 2+ 3+է 3 3է

Хорватия 3 3-է 3- 3+ 3+ 3է

Республика Чехия 3+ 3 2+ 4 4 3+

Эстония 3 4+ 2+ 4 4 3+

Македония 2+ 2 2+ 2 2 2

Грузия 3 3 2 2+ 2 2+

Венгрия 4 3+ 3+ 4 4 4-

Казахстан 3+է 3- 2 2+ 2է 2+

Кыргызстан 2+ 1 1 3է 1 2-է

Латвия 3+է 3+ 2+ 3 3+ 3

Литва 3+է 2+ 2+ 3+ 3+ 3-

Молдова 3 2 2 2+ 2 2

Польша 3+ 4 3 4 3+ 3+

Румыния 3+է 4 3 3 3+է 3+է

Россия 3 3-է 2+ 3 2+ 3-է

Сербия и Черногория 2+ 2+ 2+ 2 2 2

Словакия 4 3- 2+ 3+ 2+ 3-

Словен ия 3 3 3 3 4 3

Таджикистан 2-էէ 1 1 2+ 1 1 +

Туркменистан 1 1 1 1 1 1

Украина 3+ 2 2 2+ 2- 2

Узбекистан 2 3- 1 2 2- 2-

Примечание: Параметры оценки даны по шкале от 1 до 4+ баллов, где 1 практически совпадает с отсутствием какого-либо отхода от централизованной плановой экономики, а 4+ означает обретение стандартов рыночной экономики, характерных для промышленно развитых стран. Показатель, касающийся всех инфраструктур, (7 столбик) рассчитан как усредненный параметр пяти отраслей экономики, представленных в колонках со 2-й по 6-ую.

Стрелки է или ^ показывают изменение соответствующего отраслевого показателя по сравнению с предыдущим годом. Одна стрелка указывает на изменение балла на одну ступень (например, с 4 до 4+), две стрелки - на две ступени. Направленная вверх стрелка указывает на повышение балла, а направленная вниз - на понижение.

4

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

Реформы энергетической системы Республики Армения были осуществлены достаточно радикальным образом и в довольно сжатые для реализации подобных широкомасштабных мер сроки. По оценке международных структур (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др.) Армения по показателям глубины, масштабности осуществленных энергетических реформ, направленных на формирование либерального энергетического рынка, по праву занимает первое место в ряду государств Южного Кавказа (см. Таб. 1). Причиной столь высокой оценки является то, что на энергетическом рынке республики обеспечиваются интересы конечных потребителей, созданы равные, не дискриминационные условия для осуществления экономической деятельности, защищаются интересы иностранных инвесторов.

Во всем мире в разы растет спрос на энергоресурсы, что связано с увеличением объемов потребления этих ресурсов. Эти тенденции имеют место и в Армении, географическое положение которой довольно сложно, но вместе с тем привлекательно с точки зрения регионального сотрудничества. Южный Кавказ, а также соседние Турция и Иран находятся на перекрестке крупных международных программ по поставкам нефти и других энергоносителей. Наличие собственных значительных углеводородных запасов, а также территориальная близость к крупнейшим рынкам энергопотребления и экономически быстро развивающимся центрам делает данный регион привлекательным и для притока международного капитала.

Из центра внимания нельзя упускать и тот вопрос, какое место может занять Армения на энергетической карте Южного Кавказа. Что явится для Армении ориентиром во всеобщей конкуренции за энергоресурсы, куда более активно вовлекаются организации тех стран, у которых нет углеводородных запасов, необходимых для их экономического развития? Еще один важный вопрос: какие факторы и показатели должны быть заложены в основу обеспечения энергетической безопасности региона [2]?

Только найдя ответы на эти вопросы, мы можем разработать для Армении эффективную политику энергетической безопасности. Основная направленность этой политики, на наш взгляд, должна заключаться в реализации качественно новой экспортной политики в сфере энергетики.

В современном мире энергетика — движущая сила экономического прогресса, она напрямую влияет на благосостояние миллиардов людей на планете. В настоящее время одним из важнейших вызовов является обеспечение национальной безопасности государств, одним из компонентов которой является также энергетическая безопасность.

5

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Существует множество факторов энергетической безопасности, однако единое, принятое во всем мире определение понятия энергетическая безопасность пока не сформулировано. Причем между разными странами углубляются разногласия в этом вопросе, поскольку страны-энергопроизводители и страны-энергопотребители по-разному воспринимают проблемы энергетической безопасности. Учитывая актуальность вопроса, проблема мировой энергетической безопасности стала основной темой проходившего в 2006г. в Санкт-Петербурге саммита «Большой восьмерки».

Зачастую энергетическую безопасность отождествляют с энергетической независимостью отдельной страны. Подобный подход привел к тому, что в мире накаляется конкурентная борьба за ресурсы, и они становятся причиной множества конфликтов. Хотя многочисленные угрозы, возникающие в сфере энергетической безопасности и давно уже носящие общечеловеческий характер, должны были вынудить соперничающие за владение энергоресурсами страны приступить к разработке концепции мировой энергетической безопасности.

В последние годы мировой спрос на энергоносители растет быстрее, нежели предложение энергии. В большинстве прогнозов относительно энергетической сферы отмечается мировой рост спроса на энергоносители, что, прежде всего, обусловлено стремительными темпами роста развивающихся экономик. Спрос на энергоносители возрастет и в промышленных странах, хотя темпы этого роста будут не столь стремительны. Например, по данным Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируется, что в 2030г. валовой спрос на энергоносители увеличится в мире более чем на 50%. Мировой спрос на нефть, по оценке того же источника, в 2025г. может ежедневно увеличиваться на 35 млн баррелей (в этом случае прирост составит 42%), спрос на газ ежегодно будет увеличиваться на 1,7 триллиона м3 (прирост — 60%) [3].

В то же время темпы роста предложения энергии на общемировом уровне замедляются. Это обусловлено увеличением объемов производства, а также сложностью и дороговизной технологий, применяемых для эксплуатации энергоресурсов, доступ к которым затрудняется год от года.

В результате несоответствия спроса и предложения цены на топливноэнергетические ресурсы за последние годы стремительно растут. Растущие и нестабильные цены на энергоносители несут с собой угрозу не только мировой экономике, но и экономикам отдельных стран.

В частности, резко увеличились цены на нефть, тем самым представляя реальную опасность, во-первых, для темпов роста развитых экономик, во-вторых — с точки зрения финансового кризиса в развивающихся экономиках, зависящих от импорта нефти. Неопределенные прогнозы относительно буду- 6

6

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

щих цен на нефть еще более запутывают ситуацию, так как долгосрочные прогнозы цен на нефть считаются основным компонентом при принятии решений об инвестировании в энергетические проекты1. Известно, что осуществляемые в сфере энергетики программы характерузуются длительным циклом реализации и очень медленным оборотом капитала.

Кроме того, углубляются региональные энергетические диспропорции, растет число таких стран и крупных регионов, в основу развития которых заложены не собственные, а импортируемые энергоресурсы. Если в 1990г. подобные страны производили 87% общемирового ВВП, то в начале XXI - 90%. Причем в ощутимой зависимости от импорта энергии находятся наиболее стремительно развивающиеся крупнейшие страны - такие как Китай, Индия и др. [5]. Эти страны пока не сумели обеспечить гарантированный импорт энергоносителей, необходимый для их собственных нужд. В то же время из-за масштабной добычи углеводородного сырья в некоторых регионах все более и более обостряется социальная и политическая нестабильность.

Еще одной проблемой является энергетическая бедность. По данным ОПЕК, в настоящее время примерно 2 млрд человек живут в условиях «энергетического голода», и борьба с энергетической бедностью является одной из самых актуальных задач. К тому же и экологические проблемы, и терроризм, и изменения климата, и, самое главное, ограниченность ресурсов бросают вызов энереге-тической безопасности. Очевидна необходимость создания такой мировой системы, которая позволит свести к минимуму возникающие угрозы. Для обеспечения общемировой энергетической безопасности необходимо, чтобы мировое сообщество перешло к совместным действиям. Для противостояния угрозам необходимо разработать и последовательно осуществлять согласованную энергетическую политику, особенно по стратегическим направлениям этой политики.

Одним из таких направлений является бережное и экологически верное использование энергетики. В результате принятых развитыми странами мер по повышению эффективности энергопотребления за 30 лет (1973-2002гг.) нефтяной импорт стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития уменьшился на 14%, а количество нефти, выпадающей на доллар ВВП сократилось вдвое [3].

Другим направлением должно стать увеличение предложения экономи- 1 * * * * * 7

1 Однако последние экономические развития в конце 2008г. внесли свои «коррективы» в нефтяной рынок:

если 11 июля 2008г. один баррель нефти (марки «брент») стоил $147,7, то 2 ноября 2008г. – уже $66,72. Столь

резкое падение цены, по мнению Е.Гайдара и А.Чубайса, было обусловлено исчерпанием на мировом рынке

финансового ресурса нефти как товара [4, с. 15-17]. Достаточно отметить, что, если среднегодовая величина

нефтяных торговых фьюсчерсов на Нью-йоркской фондовой бирже в 1990-1998гг. составила примерно 20 млн у.е., то в 2005г. эта величина составлила 60 млн, в 2006 – 70 млн, в 2007 – 122 млн. То есть искусственно соз-

давался «пузырь», который лопнул летом 2008г.

7

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

чески эффективных энергоресурсов. В мире пока достаточно топливно-энергетических ресурсов, для того чтобы в обозримом будущем обеспечить спрос человечества. Основная проблема заключается не столько в физической нехватке энергоноситей, сколько в необходимости совместных усилий для реализации этого потенциала.

Чрезвычайно важно обеспечить инвестиции, нацеленные на энергосбережение. По оценке МЭА, для создания эффективной, устойчивой к потрясениям всемирной системы энергопоставок в 2004-2030гг. потребуется примерно $17 трлн инвестиционных ресурсов. Направления осуществления инвестиций: расширение ресурсной базы, промышленная добыча энергоносителей, создание новых или восстановление существующих инфраструктур, необходимых для их транспортировки и складирования, внедрение передовых технологий для более широкого использования возобновляемых или альтернативных источников энергии, развитие безопасных технологий добычи атомной энергии и т.д.

Для обладания стабильной, бесперебойной системой энергоснабжения, уменьшения зависимости от поставок нефти или газа, а также для смягчения региональных различий необходимо диверсифицировать виды используемой энергии.

Отметим, что в основе энергетической безопасности лежат два основополагающих принципа. Во-первых, необходимо использовать по возможности мало энергии, одновременно удовлетворяя спрос и минимизируя энерегетичес-кие потери. Во-вторых, необходимо во всем мире обеспечить доступность всех источников энергии, включая уголь, нефть и газ — вплоть до стремительно приближающегося окончания эры промышленнодобываемого топлива.

Энергетическая безопасность предполагает также бесперебойную поставку энергоносителей всему населению страны по доступным ценам. Однако энергетическю безопасность нужно рассматривать как промежуточную стратегию, которая позволит достичь энергетической независимости.

Энергетическая безопасность — многоаспектное понятие, касающееся процессов, протекающих не только в энерегетической системе, но и во всей экономике1.

Экономическая безопасность — основной показатель, характеризующий нормальное состояние экономики и обусловленный состоянием всех компонентов экономики — процессами, происходящими в социальной, экологической, оборонной, правовой, энергетической, информационной и других сферах жизни страны или региона.

1 О проблемах энергетической безопасности и перспективах обеспечения должного уровня энергетической безопасности в регионе Южного Кавказа см.: Կարապետյան Կ, Հայաստանի Հանրապետության էներգետիկ անվտանգության հեռանկարները, Եր., Էդիթ Պրինտ, 2008 [6].

8

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

В настоящее время экономика находится на таком уровне развития, когда энергетическая сфера за счет своего влияния на остальные сферы экономики считается ключевой. Именно поэтому вклад энергетического фактора в экономическую безопасность определяющ и обеспечение энергетической безопасности становится одной из приоритетных задач в обеспечении нормальной деятельности всех остальных сфер экономики.

Экономическая безопасность характеризует такое состояние экономики, когда гарантирована защита интересов личности, общества, государства, а также социальная направленность политики даже при неблагоприятном развитии внутренних и внешних процессов [7].

Энергетическую же безопасность мы можем охарактеризовать как качество технической безопасности энерегетических систем. Вместе с тем, конечная цель энергетической безопасности, по определению, заключается в гарантированной защите личности, общества, государства от нехватки топливно-энергетических ресурсов, т.е. она обладает более широким смыслом, нежели просто обеспечение надежности энергосистемы, и выступает как экономическая, политическая и философская категория (мы имеем в виду английское понятие security).

В настоящее время в экономической литературе используются представленные ниже три основных определения энергетической безопасности, которые, как нам кажется, взаимодополняют друг друга [7, 8]:

1. Энергетическая безопасности – уверенность в том, что будет нужное количество и качество энергии, необходимой в данных экономических условиях,

2. Энерегетическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных «энерегетических интересов» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,

3. Энергетическая безопасность – степень защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства и экономики в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях от нехватки приемлимых по качеству, экономически доступных топливно-энергетических ресурсов, а также от угроз стабильным поставкам топлива и энергии.

Стремясь ко всеобщей энергетической безопасности, международное сообщество должно в первую очередь нацелиться на развитие инфраструктуры международного энергетического рынка. Конечной целью развития энергетических рынков должно стать формирование единого энергетического пространства, в котором действуют единые правила.

Уже сейчас значительная часть энергоресурсов поставляется с пересече-

9

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

нием государственных границ. В будущем эта тенденция усилится. Можно констатировать, что мировой нефтяной рынок один из самых развитых из имеющихся рынков. На сегодня для создания единой энергетической инфраструктуры необходимо поэтапно сформировать межгосударственные, региональные, континентальные и межконтинентальные энергетические объединения, которые будут работать по единым технологическим стандартам и правилам управления.

Роль национальных государств заключается в том, чтобы они оказывали постоянную поддержку в сферах международной торговли энергоресурсами и инвестиционной деятельности за счет создания благоприятных технических, экологических, политических и юридических условий для доставки энергоносителей с места их производства потребителям.

Специалисты, озабоченные проблемами энергетической безопасности, должны суметь достичь согласия относительно совместных действий, взвешенных подходов и разработки единых программ. Это, несомненно, нелегкий процесс, требующий диалога и взаимной открытости стран. Однако всеобщий характер угроз энергетической безопасности не позволяет, чтобы энергетические проблемы решались только благодаря усилиям отдельных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Современное состояние энергетической системы Армении

Наличие эффективной и стабильной энергетической системы в Республике Армения - результат реформ, осуществленных в этой сфере. Проблема эффективного менеджмента энергетической системы постоянно находилась в центре внимания правительства РА. Как следствие, реформы в этой сфере носили кардинальный характер, и современная энергетическая система в ряду бывших советских республик наиболее конкурентоспособна. Между тем, в 1992-1995гг. имел место беспрецедентный энергетический кризис, который сопровождался закрытием Армянской АЭС, скудостью собственных энергетических ресурсов (примерно 90% импортируется), неблагоприятным геополитическим положением, блокадой основных инфраструктур. Все это привело к снижению многих макроэкономических показателей и нарушению всей структуры экономики.

В связи с тем, что единственный путь газоснабжения проходит по территории Грузии, система газоснабжения страны оказалась на грани коллапса. Та же картина была и в сфере тепло- и электроэнергии. Средства, выделяемые на техническое переоснащение системы и осуществление инвестиционных программ, были мизерными и не удовлетворяли реальный спрос, что не могло не сказаться на энергетической безопасности Армении. Так, в 1991-1994гг. потребление энергоресурсов со стороны промышленных и торговых организаций в отдельные годы сократилось с 80% до 40%.

10

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

Эта ситуация вновь доказала, что хорошо разработанная система энергетической безопасности не имеет альтернативы. Было чревычайно важно добиться оптимального сопряжения и взаимодополнения всех структурных единиц энергетической системы Армении, в том числе и газового сектора, от эффективной и стабильной работы которого зависит примерно 40% производства электроэнергии в стране.

Выбранные способы преодоления кризиса (в частности, перезапуск Армянской АЭС и обеспечение бесперебойных и надежных поставок газа) выдержали испытание временем. Задача вывода страны из энергетического кризиса была решена еще в 1996г., однако одного этого было бы недостаточно для достижения серьезного и долгосрочного успеха в столь радикальном и амбициозном реформировании, конечной целью которого было создание либерального, конкурентоспособного энергетического рынка в Армении. С 2005г. частные и государственные энергетические компании Армении начали действовать в условиях такого рынка, и в качестве основной цели деятельности этих компаний стало рассматриваться обеспечение прибыли.

Успехи на означенном стратегическом направлении энергетической системы, наряду с практическими шагами по усилению безопасности атомной энергетики, восстановлению и модернизации энергетической инфраструктуры, усовершенствованию тарифной политики, а такше широкомасштабной приватизации энергетических активов, позволили за последние 10 лет обеспечить стабильный рост финансово-экономических и промышленных показателей всей энергетической системы. С 2003г. в стране наблюдается стабильный рост как производства, так и потребления электроэнергии, что вносит свой вклад в увеличение внутреннего валового продукта РА. В Рис. 1 отражена динамика производства и потребления электроэнгергии в РА и экспорта электроэнергии из энергосистемы РА.

Хотя в настоящее время большая часть компаний и объектов энерегети-ческой системы приватизирована, тем не менее, обеспечивается технологическое единство энергетической системы. Деятельность любого технологического звена энергетической системы — газа, атомной, тепло- и гидпроэнергетики, а также магистральных, распределительных сетей, диспетчерской службы — координируется, и это обстоятельство позволяет сохранять и усиливать целостность энергетической системы страны.

Необходимость приватизации энергетических компаний была обусловлена, в первую очередь, необходимостью огромных инвестиций для обеспечения бесперебойной деятельности и модернизации системы. Привлечение частного капитала позволило сократить расходы государства в энергосистеме, привлечь 11

11

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

инвестиции в эти компании, повысить степень собираемости платы за поставки электроэнергии. С другой стороны, государство планировало обеспечить за счет приватизации компаний энергосистемы значительные поступления в госбюджет.

Рис. 1

Динамика роста производства и потребления электроэнергии в РА

Источник: Министерство энергетики и природных ресурсов РА

Приватизации энергетических компаний предшествовали следующие шаги:

• Согласно решению правительства РА N280 от 08.05.1998г. был осуществлен процесс переоценки основных средств компаний энергосистемы (до 1 декабря 1998г.), после чего был инициирован процесс постепенной приватизации компаний энергетической системы, имеющих стратегическое значение;

• Согласно решению правительства РА N450 от 20.07.1998г. областные электросети энергосистемы РА были расформированы в «Южное», «Северное» и «Центральное» ГЗАО, процесс приватизации которых начался в 1999г. Чтобы обеспечить приватизацию распределительных компаний энергосистемы с соблюдением норм принятой международной практики, правильно и взвешенно организовать ее, избежать упущений и не-

12

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

достатков, за счет предоставленного Всемирным банком кредита SATAC-2 были приглашены международные консалтинговые организации;

• В рамках помощи, предоставленной Агентством международного развития США, были приглашены эксперты, предоставившие консалтинговые услуги при разработке стратегии приватизации ТЭС, ГЗАО «Севано-Разданский каскад» и «Система воротанских ГЭС», а стратегию приватизации пятого блока Разданской ТЭС была разработана при участии экспертов Европейского банка;

• ГО «Айгазард» («Армгазпром»), ГЗАО «Айтрансгаз» и «Айгаз» вошли в состав ЗАО «АрмРосгазпром».

Первыми приватизационными программами (1994г. и 1995г.) были охвачены все «малые» ГЭС, которые, однако, в масштабе страны не обеспечивают ощутимого объема производства электроэнергии. На следующем этапе были приватизированы электрораспределительные компании, а также крупные компании — производители энергии (Разданская ТЭС, Севано-Разданский каскад ГЭС, Воротанский каскад ГЭС) — в соответствии с принципами, разработанными для стратегически значимых компаний, и ряд проектных институтов отрасли.

В контексте вышесказанного особого внимания заслуживает изучение роли ЗАО «АрмРосгазпром» в экономике Армении и энергетической системе. Закрытое акционерное общество «АрмРосгазпром» было создано 9 сентября 1997г. решением N373 в качестве совместного армяно-российского предприятия. Компания была создана с целью увеличения объемов потребления природного газа в РА, строительства и эксплуатации газопроводов, обеспечения транзита российского природного газа по территории республики, производства электроэнергии и обеспечения процесса их поставки в третьи страны. Этому шагу предшествовало состоявшееся 30 августа 1997г. в Москве подписание между Министерством энергетики Республики Армения, акционерным обществом «Газпром» Российской Федерации и компанией «Итера» («ITERA» lnternational Energy, LLC) учредительного соглашения о создании ЗАО «АрмРосгазпром».

Другим решением правительства РА (N568 от 18 сентября 1998г.) были установлены формы и размеры участия армянской стороны. В частности, в соответствии со статьями 20 и 24 закона Республики Армения «Об акционерных обществах», была переформирована государственная закрытая акционерная компания «Армгазпром» – за счет объединения государственных закрытых акционерных компаний «Армгаз», «Армрансгаз», «Еревангаз», «Газавтотранспортная», «Подземная металлозащита», «Трансгазстрой», «Армгазстрой», «Армавир-газмашина», «Материально-техническое снабжение и комплектация», «Произ-

13

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

водство стройматериалов и строительных работ» и «Газсвязьстрой». Полномочия по распоряжению акциями новосозданной компании были предоставлены Министерству энергетики РА. Было решено также:

а) полномочия по распоряжению причитающейся ему части уставного фонда ЗАО «АрмРосгазпром» (45%) предоставить ГЗАО «Армгазпром»,

б) обеспечить со стороны ГЗАО «Армгазпром» внедрение стоящей $270 млн газотранспортной системы Республики Армения в ЗАО «АрмРосгазпром», с целью увеличения уставного фонда последнего.

За последний период компания достигла значительных успехов во всех основных направлениях своей деятельности: в снабжении и продаже природного газа в Армении, эксплуатации и ремонте газопоставляющей инфраструктуры, реализации крупных энергетических инвестиционных программ. В Армении, в частности, за последнее время удвоились объемы импорта и реализации природного газа (Рис. 2).

Рис. 2

Динамика роста объемов импорта и потребления природного газа в Республике Армения

2500 ■ 2000 ■ 1500 ■ 1000 ■ 500 0

2055

1-869-

1685 1716

1333

1201 1222

1070 ^н1034

952

2002 2003 2004 2005 2006 2007

1Импорт, млн м 3

I Потребление, млн м3

Источник: ЗАО «АрмРосгазпром»

В числе положительных результатов деятельности компании за 19972007гг. можно выделить то, что:

• Фактическое количество потребителей газа увеличилось в 5,1 раза,

14

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

• Сеть газоснабжения расширилась в 2,1 раза,

• Количество накопленного в газохранилище газа удвоилось,

• Выплаты в госбюджет РА увеличились в 11 раз,

• Объем выплат в фонд социального страхования увеличился в 7,5 раза,

• Из убыточной компании «АрмРосгазпром» превратилась в успешную компанию, прибыль которой по результатам 2007г. составила почти $35 млн.

Результаты десятилетней деятельности компании могут оцениваться положительно. В настоящее время компания «АрмРосгазпром» одна из крупнейших компаний республики; она, в частности, занимает первое место по величине уставного капитала, активов и основных средств. Компания планирует в 2009г. увеличить размер уставного капитала до $1 млрд, а рыночную капитализацию - до $1,5-2 млрд.

По итогам первого полугодия 2008г. компания «АрмРосгазпром» занимает второе место в списке 100 крупных налогоплательщиков РА. Общая сумма налогов, выплаченных за первое полугодие 2008г., составила 9413,7 млн драмов, что на 21% меньше показателя за тот же период 2007г. (за первое полугодие 2007г. общая сумма выплаченных компанией налогов составила 11953,8 млн драмов [9, էջ 88]).

Инвестиционные программы компании также крупнейшие в Республике Армения. В результате деятельности, осуществленной за 10 лет, общий объем инвестиций составил более $110 млн, а в 2008-2010гг. планируется инвестировать в энергосистему РА примерно $600 млн.

Говоря о стратегических целях, отметим, что компания стремится стать газоснабжающей и энергетической организацией регионального масштаба, обеспечив участие в энергетических проектах как на внутреннем, так и на внешних рынках. Компания «АрмРосгазпром», владея значительными активами производства электроэнергии, стремится стать активной участницей рынка электроэнергии.

2. Макроэкономическая ситуация

Положительные результаты деятельности энергетических компаний в Республике Армения в значительной степени обусловлены нацеленной на развитие предпринимательства и тщательно разработанной стратегией, позволяющей компаниям использовать для осуществления своих интересов стремительный экономический рост, наблюдаемый в Армении в последние годы.

Сформировавшаяся за последние годы макроэкономическая ситуация в Армении в основном характеризуется как стабильная и предсказуемая. С 2002г.

15

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

в Армении фиксируется двузначный показатель экономического роста. По результатам 2007г. обеспечен почти 14% рост ВВП, в промышленности рост составил 2,7%, объемы экспорта возросли на 21,2%, инвестиции в реальном секторе экономики увеличились на 58%. Причем экономический рост был обеспечен в условиях низкого уровня инфляции. На Рис. 3 представлена динамика развития экономики РА за последний период.

Исходя из развитий, происходящих на мировых рынках нефти и газа, колебаний цен на топливо и возникшей вследствие этого напряженности, трудно предсказать дальнейший уровень цен на нефть, нефтепродукты и природный газ. Мы можем спрогнозировать только, что в связи с имеющим место в развитых государствах экономическим спадом снизятся объемы международной топливной торговли, что, по всей вероятности, отразится и на темпах развития и дальнейшего роста экономики Армении. На основе анализа тенденций в мировой экономике международные эксперты, тем не менее, прогнозируют дальнейшее изменение экономики Армении: вместо среднегодового 12% роста ВВП в 2004-2007гг. для 2015-2020гг. прогнозируется 6-7% рост.

Рис. 3

Динамика увеличения ВВП РА

Источник: Международный валютный фонд

16

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

3. Либеральное поле для организации торговли энергетическими ресурсами

В ходе реформирования энергетической системы правительство РА осуществило ряд важнейших мероприятий, нацеленных на создание в стране привлекательной, не дискриминационной инвестиционной среды. В настоящее время фирмы с иностранным капиталом могут без каких-либо ограничений1 осуществлять инвестиции в любой отрасли РА. Правительство РА стимулирует иностранные инвестиции, компании с иностранным и отечественным капиталом пользуются равными правами.

Обобщенно в ряду «сильных» институциональных сторон энергетического рынка РА можем отметить следующие: либеральное законодательство, благоприятное правовое поле для инвестиций, либеральная торговая политика, установленные для электроэнергии конкурентоспособные цены, наличие четкой государственной программы по строительству (эксплуатации) новых эффективных мощностей по производству электроэнергии, стимулы, созданные для развития альтернативной и возобновляемой энергетики (ветряной, гидро-, гидротермальной, солнечной).

К вышеперечисленному необходимо прибавить также ряд преимуществ, характерных для развитой энергетической инфраструктуры Армении. Это:

• Диверсификация энергоносителей и типов электростанций

• Диверсификация маршрутов импорта природного газа

• Наличие подземного газохранилища

• Наличие дополнительных (избыточных) производственных мощностей

• Наличие сети, формирующей развитую внутреннюю систему

• Наличие развитой сети межсистемных линий электропередачи

• Высокая степень профессионализма и специализации персонала.

Республика Армения по своему территориальному расположению является своеобразным связующим звеном между богатыми углеводородным сырьем Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран и странами Каспийского бассейна. А состоявшееся и быстро развивающееся партнерство с такими мировыми «гигантами», как ООО «Газпром», компания «Интер РАО», Российское агентство по атомной энергетике («Росэнергоатом»), формируют для Армении качественно новые условия и создают беспрецедентные условия для того, чтобы превратить ее в одного из ключевых акторов на региональном энергетическом рынке.

1 Кстати, есть множество стран, где применяются подобные ограничения, особенно в отраслях, связанных с эксплуатацией природных ресурсов.

17

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Сегодня мы можем констатировать, что Республика Армения, не имея собственных углеводородных запасов и выхода к морю, на фоне сложных и неоднозначных политико-экономических процессов между государствами региона являет собой хороший пример сохранения нужного уровня энергетической безопасности страны и обеспечения стремительного развития ее энергетической системы. Превращение Армении из страны, в недалеком прошлом испытывавшей энергетический дефицит, в страну, обладающую излишком энергоресурсов, стало возможно в первую очередь благодаря осуществлению кардинальному и своевременному реформированию отрасли, предоставляемой международными организациями (Всемирный банк, KfW и др.) широкомасштабной поддержке, а также выбору правильных стратегических партнеров для энергетической отрасли.

4. Прогноз спроса на электроэнергию

Из осуществленных в последнее время исследований по изучению энергетического спроса и предложения в Республике Армения, на наш взгляд, наибольшего интереса заслуживают следующие:

1. Перспективы энергетической отрасли до 2020г. (французская компания SOFRECO), осуществленное в мае 2003г. в рамках программы TACIS INOGATE «Безопасность газоснабжения Армении в условиях закрытия Мецаморской АЭС».

2. Независимая экспертная оценка краткосрочного и долгосрочного энергетического спроса и предложения – для оценки вариантов, альтернативных закрытию Армянской АЭС (компании Carl Bro & MVV, TACIS, 2003г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Осуществленное в рамках программы технического сотрудничества МАГАТЭ планирование энергетического сегмента и атомной энергетики Армении (Energy and Nuclear Power Planning), 2004г.

4. «Стратегия развития энергетического сегмента в контексте экономического развития Армении» (программа, осуществленная правительством РА, июнь 2005г.).

5. В 2006г. программа развития мощностей, производящих энергию с минимальными затратами, рассчитанная до 2025г. (The 2006 Least Cost Generation Plan (ICGP) up to 2025).

Анализ перечисленных работ позволяет сделать следующие прогнозы относительно спроса на электроэнергию в Республике Армения:

1. Мецаморская АЭС должна эксплуатироваться до предусмотренного проектом срока службы второго энергоблока – 2016г. Вопрос об эксплуатации

18

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

новых энергоблоков, до завершения указанного срока, остается актуальным, и ядерный сценарий развития энергетической отрасли Армении в настоящее время объявлен правительством РА в качестве одного из предпочтительных направлений. Принцип диверсификации энергогенных источников, а также обеспечение примерно 40% потребления в энергосистеме РА в пиковые периоды за счет электроэнергии, производимой АЭС, позволяют спрогнозировать, что установочная мощность АЭС должна составлять 1000 — 1200 мВт, так как ожидаемая к 2025г. максимальная нагрузка на АЭС может составить 2200 мВт — при умеренном сценарии и 2600 — при оптимистическом сценарии.

2. С точки зрения модернизации производящих энергию мощностей (замене старых и неэффективных мощностей и эксплуатации новых), одним из приоритетных направлений считается эксплуатация новых ТЭС — Ереванской ТЭС (208 мВт) и 5 блока Разданской ТЭС (440 мВт), с применением новейших газовых турбинных технологий.

3. Гидроэнергетические мощности по техническим причинам не могут считаться стабильным источником комплектации производящих мощностей. Поэтому восстановление существующих гидроэнергетических мощностей и строительство новых (Мегринская ГЭС мощностью 140 мВт, Лориберд-ская ГЭС — 68 мВт, Шногская ГЭС — 70 мВт) нужно рассматривать исключительно в контексте максимального развития собственных, экологически чистых источников энергии — наряду с ветряной, солнечной и другими источниками возобновляемой энергии.

4. До 2025г. в Армении прогнозируемое среднегодовое увеличение потребления энергии составит 3,4% (согласно документу The 2006 Least Cost Generation Plan) — начиная с 5572 млрд кВт/ч произведенной электроэнергии (не считая использованной на собственные нужды) и до пикового значения 1230 мВт (показатель за 2007г.) — в среднем 7% в год (согласно документу МАГАТЭ Energy and Nuclear Power Planning). В этом случае, помимо Ереванской ТЭС, 5 энергоблока Разданской ТЭС и новой АЭС мощностью 1000 мВт, до 2022г. необходимо сдать в эксплуатацию дополнительно 400 мВт эффективных тепловых мощностей. Тем не менее, учитывая то обстоятельство, что в 2004-2007гг. усредненный годовой рост потребления электроэнергии в РА составил примерно 1%, наиболее достоверны те прогнозы, в основу которых заложен сценарий умеренного роста — 3,4% в год.

5. Необходимые для развития производящих энергию мощностей в Армении инвестиции (включая расходы на новую АЭС) на период до 2025г. составят $2800 млн.

19

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

При оптимистическом варианте развития, когда увеличение прогнозируемого спроса на электроэнергию составит 4,4% в год, в Армении валовое производство электроэнергии в 2010г. по сравнению с 2007г. может увеличиться более чем в 1,25 раза (до 7465 млн кВт/ч), а в 2020г. по отношению к тому же периоду — почти вдвое (до 10906 млн кВт/ч). При более скромных темпах развития экономики (ежегодном увеличении потребления электроэнергии на 3,4%) уровень производства электроэнергии в РА составит соответственно 7227 млн кВт/ч и 9289 млн кВт/ч.

На Рис. 4 представлен прогнозируемый рост внутреннего потребления электроэнергии в Республике Армения.

Рис. 4

Прогнозируемый рост потребления электроэнергии в РА

10000

9000

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

2008 2010 2015 2020

И Внутреннее потребление (млн кВт/ч) при ежегодном росте в 2,3% И Внутреннее потребление (млн кВт/ч) при ежегодном росте в 3,4% ЕЗ Внутреннее потребление (млн кВт/ч) при ежегодном росте в 4,4%

Источник: PA Consulting

5. Программы внедрения производственных мощностей в Республике Армения

Реальные требования энергетической безопасности Армении отражены в нынешней программе деятельности Министерства энергетики и природных ресурсов РА, основанной на постулатах стратегии национальной безопасности Республики Армения [10]. До 2020г. планируется осуществить следующие программы:

20

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

1. В сфере внедрения новых производственных мощностей:

• строительство нового энергоблока Армянской АЭС мощностью более 1000 мВт,

• завершение строительства 5 блока Разданской ТЭС, мощность которого более 440 мВт,

• строительство газотурбинного энергетического устройства мощностью 208 мВт на Ереванской ТЭС,

• строительство ветряных электростанций общей мощностью до 200 мВт,

• строительство ГЭС общей мощностью 1100 мВт, в том числе строительство «малых» ГЭС с мощностью более 260 мВт.

• строительство новых межсистемных линий электропередачи: 440-кило-вольтной двухкабельной линии и 400-киловольтной высоковольтной линии Армения-Грузия,

• перестройка 220-киловольтной подстанции Гюмри-2,

• повышение качества обслуживания с целью уменьшения торговых и технических потерь.

В случае успешного выполнения предусмотренных программ в среднесрочной перспективе Республика Армения, несмотря на увеличение в стране спроса на энергоресурсы (в том числе электроэнергию), останется страной, обладающей значительным излишком энергогенных мощностей, в том числе и тепловых. Теплоэнергетические ресурсы считаются наиболее конкурентоспособными на Южном Кавказе, и предполагается от эксплуатации паротурбинных тепловых электростанций (работающих на газе) перейти к запуску парогазовых электростанций, чей КПД выше (в настоящее время — до 50%, а в перспективе — до 60% и больше).

По разным оценкам, учитывая долгосрочные обязательства по экспорту электроэнергии в обмен на поставляемый из Ирана в Армению газ, излишек конкурентоспособных мощностей в Армении в 2016г. составит более 1500 мВт, что соответствует примерно 10 млрд кВт/ч электроэнергии в год.

6. Перспективный спрос на электроэнергию в странах Южного Кавказа

Регион Южного Кавказа и соседних стран (Турции и Ирана) в настоящее время находится на перекрестке крупных международных, в основном нефтяных и газовых энергетических проектов. На Южном Кавказе возникла новая возможность энергетической коммуникации. Во всех странах региона наблюдается стабильная

21

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

тенденция увеличения спроса на энергоресурсы: в частности, в ближайшие два десятилетия прогнозируется увеличение спроса на электроэнергию и газ.

Для обеспечения энергетической самодостаточности, кроме обеспеченности собственными энергоресурсами, необходимо также собственное эффективное производство энергии. С этой точки зрения, в соседних с Арменией странах уже ощущается пока что текущая, а в перспективе — более серьезная проблема с энергогенными мощностями.

Например, в последние годы в Грузию импортировалось примерно 15% потребляемой электроэнергии — в основном из Российской Федерации и Армении. Основной причиной такой ситуации было неудовлетворительное техническое состояние существующих гидроэнергетических и тепловых мощностей. В настоящее время уровень текущего потребления энергии в Грузии составляет 8,5 млрд кВт/ч, однако и в этой стране прогнозируется увеличение спроса на энергетические ресурсы, в том числе электроэнергию. Учитывая прогнозы относительно внедрения новых мощностей, в ближайшие 3-5 лет в Грузии будет испытываться нехватка примерно 500 мВт мощностей в год.

Электроэнергетический рынок Турции — один из наиболее стремительно развивающихся рынков. За период 1995-2007гг. спрос на электроэнергию ежегодно увеличивался на 6,6%, прогнозируется, что в 2008-2015гг. он составит 8,5%. Ожидается также, что потребление электроэнергии в Турции, достигшее в 2006г. своего максимального уровня — 170 млрд кВт/ч, до 2020г. увеличится примерно в три раза, достигнув 499 млрд кВт/ч. Для обеспечения указанного уровня потребления в Турции необходимо втрое увеличить установочные мощности электростанций: с 38500 мВт в 2005г. до 96000 мВт в 2020г. Эти цифры значительно превосходят средние показатели стран Евросоюза и, учитывая уровень потребления газа в расчете на душу населения, свидетельствуют о прибыльности энергетической отрасли.

Согласно оценкам экспертов Еврокомиссии, осуществляемых в электроэнергетическую отрасль Турции инвестиций хватит только для удовлетворения спроса до 2009г. После 2009г. Турция будет вынуждена импортировать электроэнергию, если только не начнет осуществлять инвестиции в независимые энергетические проекты. С 2009г. в национальную энергосистему Турции необходимо будет ежегодно добавлять минимум по 4000 мВт мощностей или, в расчете на деньги, инвестировать минимум $4 млрд. Министерство энергетики и природных ресурсов Турции объявило о необходимости осуществления в течение ближайших 5 лет $20 млрд инвестиций в энергетическую отрасль страны. До 2020г. требуется сдать в эксплуатацию новые производственные мощности на 51000 мВт, а ожидаемый спрос на электроэнергию за тот же период потребует осуществления примерно $130 млрд инвестиций.

22

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

Что касается Исламской Республики Иран, то в настоящее время нехватка энергетических мощностей составляет здесь 2500 мВт, и она год от года увеличивается, хотя и ведется широкомасштабное энергетическое строительство.

Все вышесказанное еще раз свидетельствует о том, что, несмотря на то, что в ряде стран Южного Кавказа есть значительные собственные углеводородные ресурсы, эксплуатация новых электроэнергетических мощностей в Грузии, Турции и ИРИ в среднесрочной перспективе не сможет обеспечить прогнозируемые объемы роста энергопотребления в этих странах. Другими словами, страны региона являются для Республики Армения перспективным энергетическим рынком, где есть стабильный спрос и предсказуемое потребление.

7 Потенциал электроэнергетического экспорта Армении

Наличие производственных мощностей, удовлетворяющих текущий и перспективный спрос, — одна из главных особенностей Республики Армения, а близость возможных региональных потребителей — объективный факт. Учитывая то обстоятельство, что среди стран региона в Армении наименьшая цена на газ, структура производства электроэнергии эффективно сбалансирована, а также ряд других факторов, можем констатировать, что в настоящее время в регионе нет более дешевого и технически доступного источника электроэнергии.

Учитывая возможные объемы производства электроэнергии в годовом разрезе, прогнозы относительно электроэнергии, необходимой Армении для внутреннего потребления, пропускную способность межсистемных линий электропередачи с соседними странами, начиная с 2010г. суммарные объемы подачи электроэнергии из энергосистемы РА в энергосистемы Грузии, Турции и Исламской Республики Иран (что станет возможным при обеспечении совместной, параллельной работы энергосистем этих стран) могут составить примерно 6 млрд кВт/ч1 в год (Рис. 5).

Особого внимания достойны экспортные возможности ЗАО «АрмРосгазпром», поскольку в настоящее время эта компания всесторонне вовлечена в электроэнергетическую систему. Подобная вовлеченность обусловлена стратегическими задачами компании и осознанием того, что электроэнергетика — хорошая сфера специализации для компании, позволяющая обеспечить ощутимый общий результат деятельности. Необходимо также добавить, что «АрмРосгазпром» может в краткосрочной перспективе стать одним из ключевых акторов регионального рынка поставок электроэнергии.

1 Здесь учитывается также реализация долгосрочных обязательств относительно поставок электроэнергии из Армении в Иран в счет газа, поставляемого из Ирана в Армению.

23

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Рис. 5

Возможные объемы экспорта электроэнергии из Республики Армения, с учетом пропускной способности межсистемных линий электропередач, млрд кВт/ч

6.5

5.5

4.5

3.5

2.5

1.5 0,5

-0,5

2009

2010

■ Грузия — потенциал экспорта □ Турция — потенциал экспорта

2016 2020

1Иран — потенциал экспорта

8. Новое качество экспортной политики

В настоящее время осуществляемая в Республике Армения экспортная политика должна быть нацелена на создание особых и чрезвычайно эффективных возможностей по активизации внешнеэкономического обмена с соседними странами, при помощи чего можно будет значительно повысить уровень энергетической безопасности страны.

Армения, имея два газопровода, мощности по подземному хранению газа и избыток конкурентоспособных производственных мощностей, обладает всеми возможностями для того, чтобы стать региональной либеральной энергетической «площадкой». Для решения этой амбициозной задачи в экономике и, особенно, в энергетической отрасли Армении в ближайшем будущем необходимо будет осуществить ряд широкомасштабных программ. Поставленные в этих программах цели и задачи мы можем обобщить в виде следующих положений:

• повысить уровень энергетической безопасности Армении за счет создания конкурентного экспортного рынка,

• разработать и реализовать государственную политику содействия энергетическим программам, нацеленную на экспорт и выстроенную на «гибком» ценовом подходе,

24

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

• разработать взаимосогласованные со стратегическими партнерами («Газпром», «Интер РАО» и др.) позиции относительно перспектив расширения энергетического сотрудничества в регионе, куда должны быть включены не только непосредственные соседи Армении, но и такие страны, как Ирак, Туркменистан и др.

Основными условиями для реализации вышеуказанных задач, призванных превратить Армению в региональную энергетическую «площадку», являются следующие:

• дальнейшая либерализация внешнеэкономического обмена,

• расширение доступности инновационных достижений, передовых технических стандартов, методов государственного регулирования и корпоративного управления экономикой,

• реальные шаги по обеспечению нового качества экспортной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для полноценной реализации вышеперечисленных шагов необходимо, чтобы все страны Южного Кавказа осознали перспективы энергетического сотрудничества и были бы готовы принять и соблюдать общие правовые режимы («правила игры»), соответствующие международным нормам и не подлежат волюнтаристским, односторонним изменениям. Создавшуюся на региональном энергетическом рынке ситуацию Армения рассматривает как положительный довод и реальную возможность в ближайшем будущем включиться в крупные энергетические проекты, в которых у нее есть серьезные шансы стать ключевым игроком.

Ноябрь, 2008г.

Источники и литература

1. Transition report 2004. Infrastructure. European Bank for Reconstruction and Development, 2004.

2. Կարապետյան Կ Տարածաշրջանափն համագործակցության և էներգետիկ անվտանգության հիմնախնդիրները Հարավային Կովկասում. Եր., Էդիթ Պրինտ, 2008:

3. Вопросы энергетической безопасности – позиция России, http://www.kcnti.ru/cgi-bin/sws/news.pl?action=view&id_entity=2 &id=1157623297.

4. Гайдар Е, Чубайс А. Экономические записки. М., Российская политическая энциклопедия, 2008г.

25

К.Карапетян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

5. Обращение президента Индии к стране в преддверие 59-ой годовщины Дня независимости, 14 августа 2005г., Нью-Дели, http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ ru_hp_win_official_direct_t066.htm.

6. Կ Կարապետյան. Հայաստանի Հանրապետության էներգետիկ անվտանգության հեռանկարները. Եր., Էդիթ Պրինտ, 2008.

7. Бушуев В.В, Воропай НИ, Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. Энергетическая безопасность России. Новосибирск, Наука, сибирская издательская фирма РАН, 1998.

8. Благодатских В.Г, Богатырев Л.Л, Бушуев В.В, Воропай НИ и др. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов России. Екатеринбург, 1998.

9. «Business Class» журнал, N 6 (10), август 2008г.

10. Стратегия национальной безопасности Республики Армения, одобренная на заседании Совета по национальной безопасности при президента РА от 26 января 2007г. Приложение к указу президента РА ՆՀ-37-Ն от 7 февраля 2007г.

ROLE OF ARMENIA IN ENERGY SECURITY ENSURING FOR SOUTH CAUCASUS

Karen Karapetyan

Resume

Today energy is one of the key themes discussed in the context of the future world development. Contemporary global challenges demand the solution for the complex problem of the development and support of the stable schemes in satisfying the demand for energy resources and providing for continuous and efficient energy supply. The solution of the foregoing problem, in a point of fact, will become a serious contribution to the energy safety of the countries, to the decrease of the risk of price rise and price stagger on fuel resources, to the decrease of the risk of climate changes and to the ensuring of economic development, job creation and environment protection.

Energy industry of Armenia has become one of those spheres of economy where the reforms were carried out rather bravely. Today according to the estimate of the established international organizations’ (International Monetary Fund, World Bank and etc) Armenia takes a leading position among the countries of South Caucasus region on the level and profundity of the reforms in energy directed to the creation of the liberal energy market which at current moment effectively provides protection of interests of the final consumers, equal status for implementation of economic activity and the protection of foreign investors.

26

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

К.Карапетян

The strategy of economic development of Armenia rests on the principals of diversification of business and production, investments in human capital and innovations. But it would be very difficult to implement the above-mentioned policy of the government of the RA, which have proclaimed that they are proceeding to the second crucial phase of the reforms in the country, without efficient work of energetic sphere of the republic, which is in fact a strategic branch of economy.

The demand in energy resources is growing swiftly and Armenia, which is situated in one of the most difficult and, at the same time, one of the most interesting regions of the world, have not avoided those global tendencies either. The region of South Caucuses and its neighbouring countries (Turkey and Iran) are on the crossing of oil and gas energetic projects. The existence of hydrocarbon resources in a number of the countries of the region and its proximity to the biggest energy resources markets and economic centres, which demonstrate high rates of industrial growth and increase in demand for oil and gas, makes that region very attractive for international capital.

What is the place of Armenia on the energy map of the region? What should be a guiding line for Armenia amid global resource competition, including companies from the countries, which do not have enough hydrocarbon resources to provide their economic development? What should be at the heart of regional energetic security? The answers on those questions play a key role for elaboration of the efficient policy of Armenia oriented on the consumption of new in qualitative sense export policy in the sphere of energetic.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.