Научная статья на тему 'Возобновляемая энергетика Армении в контексте мирового опыта: на пути к энергетической независимости'

Возобновляемая энергетика Армении в контексте мирового опыта: на пути к энергетической независимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук
Ключевые слова
возобновляемая энергетика / энергетическая безопасность / независимость / Республика Армения / законодательное регулирование / шведская модель

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваге Давтян

В статье обоснована необходимость стимулирования возобновляемой энергетики для обеспечения стабильного и безопасного функционирования энергосистемы государства. Изучены основные тенденции в сфере развития возобновляемой энергетики в мире. Выявлен потенциал возобновляемой энергетики Армении. Дана общая характеристика ключевых сфер возобновляемой энергетики Армении: гидроэнергетика, солнечная энергетика, ветровая энергетика, геотермальная энергетика и биоэнергетика. Проанализирована имеющаяся законодательная база для развития отрасли, даны конкретные рекомендации по ее совершенствованию. Представлена шведская модель стимулирования возобновляемой энергетики как наиболее системная и эффективная. Обосновано, что систему «наука – государство – бизнес – общество» необходимо рассматривать в качестве базового концептуального фундамента шведских энергетических реформ. Выявлена необходимость разработки и внедрения собственной модели в Республике Армения. Установлено, что для системного стимулирования возобновляемой энергетики в Республике Армения необходимо налаживание государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENEWABLE ENERGY IN ARMENIA IN THE CONTEXT OF GLOBAL EXPERIENCE: ON THE PATH TO ENERGY INDEPENDENCE

The necessity of stimulating renewable energy to ensure a stable and secure functioning of the county’s power system is substantiated in the article. The major trends in the development of renewable energy in the world are reviewed. The potential of renewable energy in Armenia is uncovered. The general characteristics of the key areas of renewable energy in Armenia, such as hydropower, solar energy, wind energy, geothermal energy and bioenergy are provided. The legal framework for the development of industry is analyzed; some specific recommendations for its improvement are suggested. The Swedish model of promoting renewable energy is presented as the most systematic and efficient model. It is demonstrated that the "Science Government Business Society" system should be considered as the basis of the conceptual foundation of the Swedish energy reforms. The need for development and implementation of its own model in Republic of Armenia is substantiated. The article ascertains that enhancing the publicprivate partnership is necessary for systemic development of renewable energy in the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Возобновляемая энергетика Армении в контексте мирового опыта: на пути к энергетической независимости»

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА: НА ПУТИ К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Ваге Давтян*

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, энергетическая безопасность, независимость, Республика Армения, законодательное регулирование, шведская модель

Самодостаточность как ключевой вызов

Развитие возобновляемой энергетики как одного из наиболее перспективных и прагматичных направлений обеспечения энергетической безопасности на локальном и мировом уровнях является вместе с тем важным шагом на пути к демократизации и гуманизации современной энергетической системы мира. Как известно, за последние 100 лет была израсходована большая часть ископаемого топлива, накопленного в земных недрах в течение миллионов лет. Более того, среднее количество выработанной энергии, начиная со второй половины ХХв., неравномерно распределено между жителями разных стран. Так, средний объем производимой энергии, употребляемой среднестатистическим жителем США, примерно в 100 раз превышает объем энергии, используемой жителями Африки и Южной Азии. Важно также отметить активную борьбу, проводимую ключевыми политическими акторами за энергоресурсы. Эта борьба ведется, как известно, преимущественно за так называемые традиционные энергоносители, однако, судя по статистическим данным, в ближайшем будущем данный процесс затронет, очевидно, и водные ресурсы. В некоторых регионах эта борьба перерастает в продолжительные международные и гражданские войны и даже провоцирует на реализацию массовых чисток местного населения, зачастую имеющих все характеристики геноцида. Следует также отметить, что рост спроса на ископаемые энергоресурсы в мире способствует их применению в качестве механизмов политического давления или торга, что с учетом динами' К.п.н., доцент Российско-Армянского (Славянского) университета.

96

ки изменений и трансформаций в современных мировых политических процессах приводит в конечном счете к дестабилизации цен на мировых энергетических рынках.

Все эти факторы, несомненно, диктуют различным странам, независимо от степени их экономического, социального и технологического развития, необходимость активизации использования возобновляемых источников энергии как гаранта энергетической независимости. Имеются все основания полагать, что стремление к автономизации собственной энергосистемы и к максимализации уровня ее самодостаточности есть неизбежный процесс, который рано или поздно затронет большинство государств, солидарных в мнении о том, что энергетическая безопасность и энергетическая независимость - ключевые взаимо-обусловливаемые компоненты стабильного будущего. При этом указанный процесс будет иметь особую актуальность не только для стран, не располагающих углеводородными запасами, но также и для стран-производителей нефти и газа ввиду того, что традиционные рынки энергетики с возрастающей активностью демонстрируют высокую чувствительность к политическим процессам и периодически оказываются в состоянии кризиса. Таким образом, мы вынуждены констатировать, что концепция глобальной энергетической безопасности, основные тезисы которой утверждались на протяжении многих лет со стороны различных международных институтов (например, на саммите Большой восьмерки в Санкт-Петербурге, РФ, 2006г.), сегодня находится на стадии своей деактуализации. Думаем, что в ближайшей перспективе на замену указанной концепции должна прийти новая, которая, на наш взгляд, будет иметь принципиальное отличие от предыдущей. Так, если концепция глобальной энергетической безопасности в современном понимании предполагает обеспечение стабильности энергетической системы мира путем гармоничного взаимодействия между акторами рынка (экспортерами, импортерами и транзитерами) и равного доступа к энергоресурсам, то новое понимание концепции будет отсылать нас к равномерному обеспечению энергетической безопасности отдельных государств. Последнее с некоторыми издержками вполне соответствует такой политической теории, как неореализм, преобладание которой в современной системе международных отношений не вызывает сомнений. Не вызывает сомнений и то, что указанный процесс вовсе не находится в зачаточном состоянии и не представляет собой результат

футурологических размышлений. Приведем несколько примеров из мировой практики в поддержку данного тезиса.

Возобновляемая энергетика бьет рекорды

8 мая 2016г. мировые СМИ заявили об установлении нового рекорда в Германии: в этот день возобновляемые источники энергии обеспечили 87% потребляемой энергии - 55 ГВт из 68 ГВт. В результате цены на электроэнергию упали настолько, что стали отрицательными1. Как оказалось, Германия была не совсем готова к подобным показателям, даже несмотря на последовательную политику, проводимую в этой сфере, и перманентно озвучиваемые на официальном уровне заявления, что страна полностью перейдет на возобновляемые источники к 2050г. Тем не менее было установлено, что в этот значимый для истории новой энергетики день электростанции, работающие на газе, были остановлены вследствие переизбытка энергии, а угольные и атомные электростанции (АЭС) продолжали работать себе в убыток. Последнее, безусловно, доказывает, что для полноценного развития возобновляемой энергетики и, тем более, для полного перехода к ней, прежде всего, необходима поэтапная адаптация всей энергосистемы к новым условиям. Таким образом, постепенное развитие возобновляемой энергетики не должно осуществляться в одностороннем порядке, в противном случае - она будет обречена лишь на частичное обеспечение общей электрогенерации.

Германия, кстати, не единственная страна, осуществляющая целенаправленную политику по переходу к возобновляемой энергетике. Более того, есть страны, которым уже удалось успешно осуществить такой переход. Среди них, в частности, выделим Исландию и Парагвай. Что касается такой энергетически развитой и модернизированной страны, как Норвегия, то ее энергетический комплекс представляет собой весьма специфическую и эффективно функционирующую модель: страна обеспечивает свои внутренние потребности за счет возобновляемых источников и вместе с тем является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа. Эффективность этой модели обусловливается тем, что прибыль, полученную в результате торговли углеводородами, Норвегия вклады-

1 People in Germany are now being paid to consume electricity // http://www.independent.co.uk/ environment/renewable-energy-germany-negative-prices-electricity-wind-solar-a7024716.html.

вает в развитие новой инновационной энергетики. Таким образом, на примере Норвегии можно выявить блестящую модель взаимодействия и прямой экономической взаимосвязи между традиционной и нетрадиционной энергетикой.

Приведем некоторые другие примеры, свидетельствующие о зачатках новой эпохи в истории энергетики. В июле 2015г. 100% потребляемой электроэнергии в Дании обеспечили ветряные электростанции (ВЭС), при этом образовавшийся излишек в 40% производимой электроэнергии экспортировался в Германию, Норвегию и Швецию.

В ноябре того же 2015г. официальная земля Нижняя Австрия заявила, что благодаря гидроэнергетическим станциям (ГЭС), установленным на р.Дунай, и прочих возобновляемых источников провинция не нуждается в угольных электростанциях.

В мае 2016г. Португалия официально заявила о том, что на протяжении 107 часов энергосистема страны полностью функционировала за счет возобновляемых источников энергии, что стало возможным благодаря применению солнечных, ветровых и гидроресурсов1.

Обращаясь к аналогичным примерам за пределами Европы, следует заострить внимание на наиболее показательном из них: в марте 2015г. власти Коста-Рики заявили, что в течение 75 дней вследствие затяжных ливней энергосистема страны функционировала лишь на возобновляемых источниках2.

Как видим, 2015г. стал ключевым для возобновляемой энергетики. Указанные выше примеры, а также комплекс прочих позитивных факторов отразились также на инвестиционном климате отрасли. Согласно имеющимся данным, в течение года инвестиции, осуществленные в сфере возобновляемой энергетики, вдвое превысили инвестиции в сферу добычи ископаемых источников. Следует обратить внимание на тот факт, что большая часть инвестиций была осуществлена крупными нефтегазовыми компаниями. Так, французский энергетический гигант Total SA, владеющий пакетом акций SunPower Corp. (производство солнечных батарей), в мае 2015г. заключил сделку на $1,1 млрд. с компанией Saft Groupe об увеличении объема производства батарей3. В от-

1 Portugal runs for four days straight on renewable energy alone // http://www.theguardian.com/ environment/2016/may/18/portugal-runs-for-four-days-straight-on-renewable-energy-alone.

2 Цена ниже нуля. Альтернативная энергетика наконец начинает побеждать // https://slon.ru/posts/67931.

3 Официальный сайт Total // http://www.total.com/en.

расль возобновляемой энергетики стремятся и другие ключевые игроки энергетического рынка. Достаточно отметить американскую нефтяную компанию Exxon Mobil Corp., которая совместно с FuelCell Energy Inc. занимается сокращением выбросов в атмосферу парниковых газов, образующихся от работы электростанций1. Более того, Россия, традиционно воспринимаемая в углеводородном контексте, уже заявляет о вложении в возобновляемую энергетику $53 млрд. до 2035г.; в качестве основных акторов этого процесса рассматриваются такие нефтегазовые гиганты, как Роснефть и Газпром. В целом же в проекты по возобновляемым источникам энергии за 2015г. в мире было потрачено около $286 млрд., что, безусловно, представляет собой очередной рекорд2.

Отметим, что история крупного инвестирования нефтегазовых компаний в возобновляемую энергетику уходит в 70-е годы минувшего века. Начиная именно с этого периода, стоимость производства солнечной энергии упала в 150 раз, а с 2000 г. ее объем удвоился в 7 раз. Что касается объема ветровой энергии, то за аналогичный период он увеличился в 4 раза. Согласно прогнозам агентства Bloomberg, объем солнечной энергии к 2018г. вырастет в 2, а объем ветровой - в 1,5 раза. Важно отметить, что, согласно агентству, при удвоении объема производства энергии, полученной с помощью ветра, ее стоимость падает на 19%, с помощью солнца - на 24%3.

Таким образом, для полноценного развития возобновляемой энергетики и ее применения в качестве системообразующей в энергетической безопасности государства уже накоплен громадный опыт, выработаны конкретные механизмы реализации «зеленой энергополитики». К некоторым, наиболее эффективным, на наш взгляд, механизмам обратимся чуть ниже. Сейчас же попробуем охарактеризовать опыт Республики Армения в применении возобновляемых источников энергии, определить ее потенциал для дальнейшего развития отрасли.

Возобновляемая энергетика Армении: проблемы и преимущества

Говоря о возобновляемой энергетике Армении, следует в основном рассмотреть следующие отрасли: гидро-, солнечная, ветровая, геотермальная и биоэнергетика.

1 Официальный сайт Exxon Mobil Corp. // http://corporate.exxonmobil.com.

2 Дорого и чисто // http://rg.ru/2016/04/25/investicii-v-vozobnovliaemye-istochniki-energii-sostavili-286-mlrd.html.

3 Global Trends In Renewable Energy Investment 2016 / Bloomberg New Energy Finance / Frankfurt School-UNEP Centre/BNEF, 2016 // www.fs-unep-centre.org (Frankfurt am Main).

Гидроэнергетика. Реки Армении относятся к бассейну Каспийского моря, и все они являются притоками р.Кура. Особняком стоят лишь реки, стекающие в оз. Севан с окаймляющих его склонов. 73,5% территории Армении относятся к бассейну р.Аракс. В Армении насчитывается свыше 200 рек и речек протяженностью 10 и более километров каждая. Наибольшим энергетическим потенциалом обладают река Раздан, вытекающая из озера Севан, а также реки Воротан, Аракс и Дебед. Потенциальные гидроэнергоресурсы Армении определены величиной 21,8 млрд. кВт/ч, в том числе крупных и средних рек - 18,6 млрд. кВт/ч, малых рек - 3,2 млрд. кВт/ч [1]. Согласно подсчетам, такую выработку можно получить при использовании двух существующих комплексов ГЭС - Севан-Разданского и Воротанского, а также при запуске четырех новых ГЭС. Отметим также, что согласно проекту «Схема развития малой гидроэнергетики», разработанному Министерством энергетики и природных ресурсов РА, планируется строительство 325 малых ГЭС общей мощностью 257 МВт и среднегодовой выработкой в 770 млн. кВт/ч [2].

Согласно данным Министерства энергетики и природных ресурсов РА, самая большая доля производимой в стране электроэнергии приходится на Ереванскую и Разданскую ТЭС - 42%, на гидроэлектростанции и в незначительной степени на ветроэлектростанции - чуть более 29%, на Армянскую атомную электростанцию - 29%1. По имеющимся подсчетам, сегодня в Армении используется лишь 60% гидроресурсов. Следовательно, принимая во внимание этот факт, а также высокий КПД гидростанций, можно констатировать, что для дальнейшего развития гидроэнергетики открываются большие возможности. Согласно подсчетам, использование гидроэнергетического потенциала может обеспечить более 50% существующей в стране потребности в электроэнергии, что защитит Армению от энергетических кризисов.

Одним из наиболее крупных проектов, осуществляемых в гидроэнергетической сфере Армении, продолжает оставаться армяно-иранская Мегринская ГЭС. Согласно договору, намечено строительство двух ГЭС на приграничной реке Аракс: одна - на территории Армении, вторая - на территории Ирана. Поскольку река Аракс является приграничной, то все вопросы, касающиеся разра-

1 Возобновляемая энергетика Республики Армения / Министерство энергетики и природных ресурсов РА // http://www.unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pp/ee21_sc/20scJune09/4_june_morn/9_daniel_r.pdf.

ботки, строительства и передвижения, должны решаться совместными усилиями двух государств. В рамках проекта Иран и Армения заявляют о намерениях строительства двух самых мощных ГЭС в Закавказье: с армянской стороны ГЭС будет располагаться в Мегри, с иранской - в Карачиларе. При этом строительство будет осуществляться параллельно, что позволит оптимизировать расходы примерно на 15%. Каждая из станций будет ежегодно вырабатывать по 793 млн. кВт/ч электроэнергии. Расчетная мощность Мегринской ГЭС составит 130 МВт. Строительство ГЭС, которое продлится пять лет, оценивается в $323 млн. Данную сумму в качестве кредита предоставит иранская инвестиционная компания. За кредит Армения будет расплачиваться электроэнергией, вырабатываемой на ГЭС [3, с. 509].

В целом, согласно перспективной программе Министерства энергетики и природных ресурсов РА, помимо Мегринской ГЭС, в Армении планируется ввести в эксплуатацию также ряд крупных ГЭС. В частности, речь идет о Лори-берской ГЭС с выработкой электроэнергии 200 млн. кВт/ч в год. Проект оценивается в 80 млн. евро и планируется реализовать за счет государственных кредитов. Также путем привлечения частного капитала намечено ввести в эксплуатацию Шнохскую ГЭС с выработкой 300-440 млн. кВт/ч электроэнергии. Строительство Шнохской ГЭС, согласно Программе, оценивается в $100-140 млн. Наряду с этим Программой предусмотрено переоснащение Воротанского каскада ГЭС (405,4 МВт), приобретенного в 2013г. американской компанией Contour Global (отметим, что инвестиционная программа каскада является самой крупной в истории американского бизнеса в Армении и оценивается в $180 млн.) [3, с. 510].

Солнечная энергетика. В советское время работы в области солнечной энергетики начались в 50-е годы прошлого века и изначально носили сугубо научно-исследовательский характер. Число солнечных часов Армении достигает 2300-2500: не случайно Армению называют солнечной. В области применения солнечной энергии Армения обладает большими преимуществами: из-за близкого расположения к тропической зоне на значительной части территории страны наличествуют благоприятные природно-климатические условия, позволяющие широко использовать солнечную энергию. Так, среднегодовая величина солнечной энергии в Армении на 1 м2 горизонтальной поверхности

составляет 1720 кВт/ч/м2, в то время как в Европе данный показатель составляет всего 1000 кВт/ч/м2. В теплый период длительность солнечного сияния в Армении составляет 85% от годовой, в среднем же - она доходит до 60%. Это достаточно серьезные показатели, которые позволяют нам смело говорить о наличии всех базовых предпосылок для полноценного развития отрасли.

В настоящее время в Армении нет компаний, занимающихся производством солнечных фотоэлектрических батарей. Однако в лаборатории «Гелиотехника» при Национальном политехническом университете Армении еще с 1993г. велись работы по разработке фотоэлектрических модулей и их установке, которые в основном носят экспериментальный характер. Благодаря деятельности лаборатории, сегодня солнечные станции установлены на куполе церкви Св.Саркис (1995), а также на крышах кинотеатра «Айреник» (1997) и Американского университета Армении (2003). Отметим, что в Армении первая фотоэлектрическая установка пиковой мощностью 7,5 кВт была установлена в 1990г. компанией ВР(Великобритания) для школы им. Байрона [4].

Важной составляющей развития солнечной энергетики является производство солнечных водонагревательных установок (СВН). В результате осуществления двухгодичной программы АттЫейБип (2000-2001) на средства гранта правительства Нидерландов было установлено 15 демонстрационных солнечных водонагревателей (СВН) и создано совместное армяно-нидерландское предприятие БипЕпегупо производству СВН [1].

Говоря о солнечной энергетике Армении, нельзя обойти стороной проект солнечной электростанции (СЭС) академика Париса Геруни «Арев», разработанный еще в начале 1990-х гг. Согласно проекту, на СЭС используется лишь одно неподвижное зеркало, что в 20 раз удешевляет стоимость станции. Кроме того, солнечные лучи нагревают не котел-теплообменник, вырабатывая пар, а воздух, который, в свою очередь, вращает воздушную турбину. За счет этого КПД станции возрастает до рекордных в мировой практике показателей. Несмотря на заинтересованность ряда международных структур, в том числе Евросоюза, проект, тем не менее, так и не был осуществлен ввиду отсутствия финансовых вложений.

Ветровая энергетика. Сооружение ветровых электростанций по сравнению с солнечными технологически затратно не только в Армении, но и во всем

мире. Согласно имеющимся оценкам, на территории Армении стоимость одной ВЭС при мощности 1 кВт составляет примерно $1000-1300. Для доведения же суммарной мощности до 100 МВт к 2020г. требуется $100-130 млн. инвестиций. В целом же потенциал ветровой энергии составляет 10000 МВт. Особенно выделяются такие уголки нашей страны, как Пушкинский, Карахачинский, Семеновский, Зодский, Сисианский перевалы, а также Чаренцаванский район. Следует отметить, что у армянских энергетиков уже имеется определенный опыт в сооружении ВЭС. В 2005г. первая в Армении ВЭС общей мощностью 2,6 МВт была сдана в эксплуатацию. Ветростанция была построена на средства гранта правительства Ирана в размере $3,5 млн. Станция размещена на Пушкинском перевале в Лорийском марзе на высоте 2060 м над уровнем моря. Она оснащена четырьмя ветряными турбинами, средняя ежегодная выработка электроэнергии оценивается в 5 млн. кВт/ч, а срок ее эксплуатации - примерно 20 лет. Следует особо подчеркнуть, что ВЭС, установленная на Пушкинском перевале, является первой на территории всего Закавказья [5, с. 152]. Однако главная проблема развития данной отрасли заключается в тарифной составляющей. Себестоимость электроэнергии, получаемой от ВЭС, достаточно высока, следовательно, окончательный тариф на ее продажу не будет экономически привлекательным. На протяжении последних лет в качестве главной причины заторможенного развития ветровой энергетики в нашей стране отмечалась низкая стоимость электроэнергии. Заметим, что тогда тариф составлял порядка 25 драмов. Согласно подсчетам, привлечь инвесторов в данную отрасль возможно лишь при наличии тарифа в 40 драмов за 1 кВт/ч. Такой тариф, однако, тогда был слишком высок для населения республики. С 1 августа 2014г. в Армении электроэнергия подорожала на 3,85 драма за кВт/ч., составив 41,85 драма, однако инвестиционной активности так и не прибавилось.

Биоэнергетика. Что касается проблем и перспектив развития биоэнергетики в Армении, то сегодня в республике процесс получения энергии из биогаза находится на начальном этапе своего развития. Согласно программе иБАШ, разработанной в 2007г., потенциал биогаза в Армении на 2006-2020гг. оценен следующим образом: при $34,17 млн. инвестиций можно ежегодно обеспечивать 38,34 млн. кубометров биогаза, что позволит предотвратить выбросы метана в атмосферу. Последнее приобретает особую актуальность в свя-

зи с тем, что метан оказывает влияние на парниковый эффект значительно больше, чем СО2: он находится в атмосфере 12 лет. В свою очередь, захват метана рассматривается сегодня как один из лучших краткосрочных способов предотвращения глобального потепления. Армения обладает значительными запасами геотермальной энергии и возможностями выработки электроэнергии и тепла. По мнению специалистов, выработка электроэнергии 150-200 МВт считается вполне реальной, а ее использование для теплоснабжения - перспективным. Геологические изыскания в центральной вулканической зоне позволили обнаружить перспективные геотермальные и минеральные месторождения (Джермахпюр, Сисиан и др.). Одна из первых установок по производству биогаза из навоза сельскохозяйственных животных в комбинации с солнечной во-донагревательной системой в Армении была создана на небольшой ферме по разведению крупного рогатого скота в Апаране в 1998г. при поддержке экспертного центра VISTAA. Аналогичные установки, но без солнечных коллекторов, были смонтированы также в Егварде и в селе Баграмян [5, с. 150].

Крупнейшая биогазовая установка, созданная в Армении, находится на Лусакертской птицефабрике. Газ здесь преимущественно используется для удовлетворения нужд птицефабрики. Отработанные отходы высушиваются на открытых площадках. Отметим, что высушенная порошкообразная масса, в свою очередь, является отлично сбалансированным удобрением. В перспективе намечается осуществить газоснабжение близлежащего населенного пункта. Заметим, что с вводом в эксплуатацию данной биогазовой установки экологическая обстановка в регионе значительно улучшилась.

Однако основным коммерческим проектом по получению энергии из биогаза можно считать программу оценки потенциала биогаза на Нубарашен-ской городской свалке и создания соответствующих станций. В 2001г. японская компания «Шамидзу» совместно с правительством РА и мэрией г.Еревана приступила к работе над рядом проектов по схеме CDM (Clean Development Mechanism - Механизм чистого развития). Один из них - проект по получению метана из Нубарашенской свалки и его дальнейшему использованию в качестве энергоносителя. Согласно документу, разработанному UNDP и UNFCCC в 2007г., установлен 16-летний срок погашения целевого кредита. На данный момент к реализации программы привлечены три японские компании: «Ши-

мидзу», «Хокайдо Электрик Пауер» и «Мицуи». В данную программу было инвестировано порядка $8 млн. [5, с. 151].

Геотермальная энергетика. Говоря о перспективах развития геотермальной энергетики, следует отметить, что в 2009г. Всемирным банком была выделена сумма в размере $1,5 млн. на изучение потенциала развития геотермальной энергетики в Армении. Было выявлено, что в республике имеются перспективные участки для строительства геотермальных электростанций. В настоящее время, по мнению специалистов, выработка электроэнергии в 200 МВт считается в Армении вполне реальной, а ее использование для теплоснабжения - перспективным. Геологические изыскания в центральной вулканической зоне позволили обнаружить перспективные геотермальные и минеральные месторождения (Джермахпюр, Сисиан и др.).

Потенциал Джермахпюрского источника составляет 25-30 МВт мощности и 195 млн. кВт/ч выработки электроэнергии. Это довольно интересная цифра, потому что, по сравнению со всеми остальными ресурсами возобновляемой энергетики, геотермальные ресурсы могут использоваться в течение довольно длительного времени, независимо от сезонных факторов [1].

Законодательное регулирование

Одной из наиболее важных предпосылок для развития возобновляемой энергетики Армении является наличие соответствующей нормативно-законодательной базы. Главным законодательным актом, регулирующим указанную отрасль, является принятый в 2004г. «Закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике». Закон определяет принципы осуществления энергосбережения и государственной политики развития возобновляемой энергетики, а также механизмов их выполнения, направленных на:

• укрепление экономической и энергетической независимости РА;

• повышение степени экономической и энергетической безопасности РА, надежности энергосистемы;

• создание новых производств и организацию услуг, стимулирующих энергосбережение и развитие возобновляемой энергетики;

• уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека [6].

Одной из наиболее важных законодательных инициатив, нацеленных на системное развитие возобновляемой энергетики в Армении, стало внесение в вышеуказанный «Закон об энергосбережении и возобновляемой энергетике» изменений и дополнений (март 2016г.). Согласно новой редакции Закона, любое физическое или юридическое лицо может установить (в том числе на крыше собственного дома) солнечные панели, производить электроэнергию и продавать ее электрическим сетям. Данный вид деятельности освобождается от всех видов налогов, а установление солнечных станций мощностью до 150 кВт освобождается от требования наличия лицензии. Более того, если физическое или юридическое лицо будет больше потреблять, нежели генерировать электроэнергию, то дальнейшая оплата должна осуществляться в соответствующем размере, согласно действующему тарифу. Для регулирования этого процесса и обеспечения его прозрачности, в частности, предлагается применение так называемых реверсивных счетчиков.

Согласно официальному заявлению Министерства энергетики и природных ресурсов РА, сделанному еще в 2015г. в процессе одобрения правительством РА изменений и дополнений в Закон, «... таким образом, правительство дает импульс развитию солнечной энергетики. В настоящее время уже есть много мест, где размещены солнечные панели, но до сегодняшнего дня не было возможности продавать лишнюю энергию. Посредством данной инициативы мы предоставляем возможность устанавливать солнечные панели для собственных нужд и получать солнечную энергию без приобретения батареи, поскольку это увеличивает инвестиции и продлевает окупаемость»1.

Наряду с этим следует отметить, что для полноценной имплементации установленных Законом принципов в жизнь следует решить две задачи. Первая из них имеет сугубо финансовый характер. Очевидно, что для установки мини -СЭС требуется весьма дорогостоящее оборудование. В настоящее в Армении действуют банки, предоставляющие кредиты для развития возобновляемой и, в частности, солнечной энергетики. Однако очевидно, что этого недостаточно. Для системного решения проблемы правительству РА совместно с финансовым сектором следует разработать специальную программу, предполагающую

1 Правительство дает импульс развитию солнечной энергетики // http://www.tert.am/ru/news/2015/09/10/solar-energy/1786898.

выдачу более льготных кредитов для лиц, закупающих соответствующее оборудование. Полагаем, что это приведет к некоторой гармонизации отрасли, сделает ее более привлекательной для рядовых потребителей.

Вторая задача имеет технический характер и относится к регулированию процесса передачи электрическим сетям генерируемой электроэнергии. В настоящее время отсутствуют конкретные правовые или нормативные акты, определяющие, каким образом будут формироваться и контролироваться взаимоотношения между, скажем, физическим лицом и электрическими сетями; отсутствуют акты, определяющие, кем и на каких условиях будут устанавливаться реверсивные счетчики и пр.

Наличие подобных финансовых и технических вопросов никоим образом не умаляет системной политической значимости принятых поправок, однако их широкое применение на практике невозможно без решения указанных выше, а также ряда других проблем.

Для комплексного осмысления того, каким образом государство на законодательном уровне может стимулировать развитие возобновляемой энергетики, обратимся к наиболее эффективной, на наш взгляд, шведской модели «экономика без нефтяной зависимости».

Срана «зеленых сертификатов»

Еще в начале 2000-ых годов в Швеции была разработана программа по освобождению экономики от нефтяной зависимости. В рамках программы в качестве базовой цели было поставлено достижение нижеследующих показателей к 2020г.:

• повышение эффективности использования в стране энергии на 20%;

• полное прекращение теплоснабжения зданий и жилищ за счет сжигания углеводородного топлива и перевод на возобновляемые источники;

• снижение потребления бензина и дизельного топлива на транспорте, в лесном хозяйстве, рыболовстве и строительстве на 40-50%;

• уменьшение использования углеводородов в промышленности на 25-40% [7].

Для реализации программы шведские власти приступили к поэтапному увеличению количества электростанций, функционирующих на возобновляемых источниках энергии, а также утвердили в качестве главного направления

отрасли производство и использование биотоплива. Последнее вполне оправдано, так как Швеция богата биомассой, получаемой за счет отходов деревообрабатывающей и лесной промышленности. Более того, сельское хозяйство страны имеет потенциал увеличения производства зерновых и масленичных культур, которые можно использовать для получения энергии.

Думаем, однако, что ключевым инструментом, позволившим Швеции, по сути, стать показательной в ЕС страной по уровню развития «зеленой энергетики» и «зеленого транспорта», стало законодательное регулирование энергетической сферы. Так, для стимулирования отрасли в Швеции используются так называемые «зеленые сертификаты», которые выдаются со стороны государства производителям электроэнергии за каждый произведенный ими киловатт-час, разумеется, при условии, что производство осуществляется за счет возобновляемых источников. Те же компании, которые производят электроэнергию традиционным путем (газ, уголь и пр.), вынуждены приобретать "зеленые сертификаты" на североевропейской энергетической бирже [8, с. 101].

Другим, не менее эффективным инструментом, применяемым шведскими властями, являются «зеленые налоги», большая часть которых взимается с транспортного и энергетического секторов за использование энергии и эмиссию парниковых газов. Налоги, в свою очередь, снижают нагрузку на окружающую среду, а также создают механизм новых финансовых поступлений в госбюджет. Более того, «зеленые налоги» стимулируют предприятия на поиск инновационных решений для производства, что, в свою очередь, способствует увеличению финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Отметим, что проведение подобной «зеленой политики» в Швеции привело к введению льгот для владельцев «зеленых автомобилей». Примечательно, что им предоставляется право бесплатной парковки. Также, благодаря налоговым льготам, в Швеции поддерживаются низкие цены на этанол, продаваемый на 1/3 дешевле, чем бензин. Адаптируясь к новым реалиям, такие представители шведского автопрома, как Volvo или Saab, производят легковые и грузовые автомобили с гибридными двигателями, потребляющие наряду с бензином этанол или биодизельное топливо [8, сс. 102-103]. Другим направлением шведской «зеленой политики» в сфере энергетики является программа SymbioCity,

целью которой является создание экологически чистой системы коммунального хозяйства. В соответствии с программой коммунальные отходы перерабатываются в биогаз и вновь используются в коммунальном хозяйстве.

Таким образом, представленная модель демонстрирует успешный пример государственно-частного партнерства, в результате которого государство создает все необходимые условия для частных производителей с целью стабильного развития возобновляемой энергетики. Особо следует подчеркнуть, что важной составляющей этого процесса является постоянный поиск научно-технических решений для повышения эффективности отрасли. Следовательно, систему «наука - государство - бизнес - общество» необходимо рассматривать в качестве базового концептуального фундамента шведских энергетических реформ.

***

Исходя из представленной выше шведской модели, становится очевидным, что для системного стимулирования возобновляемой энергетики в какой бы то ни было стране прежде всего необходимо налаживание государственно-частного партнерства - краеугольного камня в здоровом функционировании и развитии любой отрасли стратегического значения. Не вызывает сомнений, что таковой является возобновляемая энергетика как гарант стабильного и безопасного энергетического будущего. Последнее сегодня особенно актуально для стран, находящихся на переходном этапе своего развития. Мониторинг имеющихся в Армении возобновляемых источников энергии диктует необходимость применения комплекса политических и экономических инструментов для повышения уровня энергетической самодостаточности республики в будущем. Как было показано выше, в настоящее время в Армении на законодательном уровне предпринимаются некоторые попытки для стимулирования возобновляемой энергетики, однако очевидно, что этого недостаточно для создания полноценной законодательной инфраструктуры в отрасли. Вместе с тем, как было выявлено, возобновляемая энергетика - это не просто сфера энергетики, функционирующая по тем или иным экономическим и производственным законам; это в некоторой степени уровень общественного сознания, стремящегося к балансу между неизбежным антропоцентризмом и экоориентированным природоцен-тризмом, что рано или поздно обязательно скажется на работе управленческих

центров и институтов власти. Именно поэтому столь важно проведение концептуальной оценки готовности общества к новой «зеленой энергетике».

Май 2016г.

Источники и литература

1. 100 лет энергетике Армении / Под ред. Л.В. Егиазаряна и др. - Ер.: Медиа-Модель, 2003. - 192 с.

2. Ф^^Ч-ЬЬр^ qшpqшgtfшU и^Ь^ш / 22 Чшпш^шрпър]шЬ 22 hnLU4шp^ 2009 р. N3 шр&ш-Uшqpш;фU прп2пШ (Схема развития МГЭС / Протокольное решение Правительства РА №3 от 22 января 2009, на арм.яз.).

3. ДавтянВ.С., Гидроэнергетика Армении как гарант защиты государства от энергетических кризисов // Вестник Инженерной академии Армении. - 2014. - Т. 11, №3. - сс. 507-510.

4. ФшЬпщшЬ &., UmpntJujiuh П., ирщпШш^Ьт U ^рдпъЬш^ шpЬqш^Uш]^U ^Ь^шрш^ш-]шЬиЬр^ шртшцрпър]шЬ Unp тЬ^Ьп^^^ш^ши ^ш^п^^Ьр // ЧЬрш^ш^Ь^п^ tUbp-

шпш2^и qшqшрUшdnqn4, - ЪрЬшЬ, 2003 (Паносян Ж., Марухян В., Новые технологические разработки по производству эффективных и конкурентоспособных солнечных электростанций. - Ер., 2003, на арм.яз.).

5. Одабашян В., Хачатрян С., Возобновляемая энергетика в Республике Армения // 21-й век: Информационно-аналитический журнал. - Ереван, 2007, №2(6), сс. 143-158.

6. tUЬpqш^Uш]nqnLр]шU U 4Ьpш^шUqU4nq tUЬpqЬm^ш]^ ^ши^Ь 22 optUp, 2004 р. Un-jtUptp^ 9 (Закон РА о энергосбережении и возобновляемой энергетике, 9 ноября 2004, на арм.яз.).

7. Making Sweden an Oil-Free Society / Commission on Oil Independence. Sweden, 2006. -28 p.

8. Антюшина Н, Северная Европа: «экономика без нефтяной зависимости» к 2020 году // Современная Европа. - М., 2015, №4, сс. 99-104.

шзишиъь чъгичиъ^ъчпп, ъъъгоъэгаиъ ¿итас^игшзьъ фпгэь ¿иитаъшэпьи. ъъъг^ъэьч иъчи^пь^зиъ шш^иг^ъ

ЧшЬЬ П-шфршЬ

Шфnфшq^p

t ^tpm^mUqU^nq tUhpqhm^mj^ ^pmUJmU mUhpmdh2snLp]ntUp ^hrnntpjmU tUhpqmhmJm^mpq^ ^mjntU U mU^rnmUq hmJmp:

HLunLJUmu^p^hL bU ш2^шphnLJ ^hpшЦшUqU^nц tUhpqhm^^j^ qшpqшgUШU h^UUшЦшU U^mntUbhpp: PшgшhшJm^hl_ t 2ш]шuшшU^ ^hpшЦшUqU^nq tUbpqb-т^Цшф Uhpntdp: Эр^шЬ t 2ш]шuшшU^ ^hpшЦшUqU^nц tUhpqhm^^j^ шnшUg-

ршфЬ &|пщЬр^4 h^qрntUЬрqЬm^Цш;ф, шрИшфЬ, hпцtfш;фU, дЬпрЬр^ш^ И ЦЬЬ-ишЬиЬрдЬш^Цш]^ рЬ^шЬпър рUпLpшq^рр: ЧЬр^пг-Ь^Ь Ь п^прш^ qшрqшgtfшU hшtfшр ш^ршд^т орЬЬицршЦшЬ ршqшU, шпш^шрЦпързпъЬЬЬр ЬЬ шр^Ь црш ЦшmшрhlшqnрЫШU hшtfшр: ЪЬрЦш]шд^Ь^ Ь ^ЬршЦш^и^пц tUЬрqЬm^Цш;ф ^ршШшЬ ипцЬщ прщЬи шпш^Ь]_ шрщпъЬш^Ьт т. hшtfшЦшрqш-

ЦЬрт ^п^Ь^: ¿^иЪш^пр^Ь Ь, пр «^тпъэдпъи - щЬтпър^и - р^ЬЬи - hшuшрш-hшtfшЦшрqU ш^ршд^т Ь прцЬи 2^ЬцшЦши tUЬрqЬш^Ц

ршрЬфп^пЫЪЬр^ hш]ЬgшЦшрqш]^U Pшgшhш]ш^ЬL Ь ¿шЬ-

ршщЬтпъэдпъипШ иЬфшЦшЬ ипцЬф и^шЦиши И ЬЬр^р^шЬ ш^ршд^тпъэдпъ-Ьр: UшhJшU^ЬL Ь, пр ¿ширшщЬтпъэдпъипШ ^ЬршЦш^и^пц ШЬр-

hшJшЦшрqш]^U ^ршШшЬ hшJшр ш^ршд^т Ь цЬшшЦши-^ши-Ьш^пр hшJшqпрЬшЦgпLp]шU ршрЬ]ш^пШ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА: НА ПУТИ К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Ваге Давтян

Резюме

В статье обоснована необходимость стимулирования возобновляемой энергетики для обеспечения стабильного и безопасного функционирования энергосистемы государства. Изучены основные тенденции в сфере развития возобновляемой энергетики в мире. Выявлен потенциал возобновляемой энергетики Армении. Дана общая характеристика ключевых сфер возобновляемой энергетики Армении: гидроэнергетика, солнечная энергетика, ветровая энергетика, геотермальная энергетика и биоэнергетика. Проанализирована имеющаяся законодательная база для развития отрасли, даны конкретные рекомендации по ее совершенствованию. Представлена шведская модель стимулирования возобновляемой энергетики как наиболее системная и эффективная. Обосновано, что систему «наука - государство - бизнес - общество» необходимо рассматривать в качестве базового концептуального фундамента шведских энергетических реформ. Выявлена необходимость разработки и внедрения собственной модели в Республике Армения. Установлено, что для системного стимулирования возобновляемой энергетики в Республике Армения необходимо налаживание государственно-частного партнерства.

RENEWABLE ENERGY IN ARMENIA IN THE CONTEXT OF GLOBAL EXPERIENCE: ON THE PATH TO ENERGY INDEPENDENCE

Vahe Davtyan

Resume

The necessity of stimulating renewable energy to ensure a stable and secure functioning of the county's power system is substantiated in the article. The major trends in the development of renewable energy in the world are reviewed. The potential of renewable energy in Armenia is uncovered. The general characteristics of the key areas of renewable energy in Armenia, such as hydropower, solar energy, wind energy, geothermal energy and bioenergy are provided. The legal framework for the development of industry is analyzed; some specific recommendations for its improvement are suggested. The Swedish model of promoting renewable energy is presented as the most systematic and efficient model. It is demonstrated that the "Science - Government - Business - Society" system should be considered as the basis of the conceptual foundation of the Swedish energy reforms. The need for development and implementation of its own model in Republic of Armenia is substantiated. The article ascertains that enhancing the public-private partnership is necessary for systemic development of renewable energy in the Republic of Armenia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.